Т.Н. Иванова
К ВОПРОСУ СОЗДАНИЯ КЛАСТЕРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ..
УДК 316.4
К ВОПРОСУ СОЗДАНИЯ КЛАСТЕРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ САМАРСКОГО РЕГИОНА
© 2014
Т.Н. Иванова, заведующий кафедрой «Социология», доктор социологических наук, доцент Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Аннотация: Переход экономики на инновационный путь развития требует от регионов особого внимания к поиску и использованию внутренних резервов развития на основе имеющегося в регионе социального и трудового потенциалов, совершенствования системы управления хозяйствующими субъектами.
Ключевые слова: концепция, регион, молодежь, социальная мобильность, трудовая мобильность, рынок труда, целостность, консолидация, кластер, образование, профессия, финансирование, паритет, регион, экономика.
Сложность и многогранность феномена социально-трудовой мобильности молодежи обусловливает построение ее структурной модели, которая, основываясь на концептуальном подходе к эмпирическим исследованиям этого феномена, включает в качестве основных элементов социальные, трудовые и динамические компоненты, обеспечивающие социально-трудовую мобильность молодежи в системе региона.
В рамках создания кластерной образовательной непрерывной профессиональной системы региона по подготовке учебными заведениями необходимо разработать сквозные учебные планы и программы для различных уровней профессиональной подготовки молодежи, с внедрением паритетного финансирования.
Переход экономики на инновационный путь развития требует от регионов особого внимания к поиску и использованию внутренних резервов развития на основе имеющегося в регионе социального и трудового потенциалов, совершенствования системы управления хозяйствующими субъектами.
Результаты социологических исследований, а также собственная практика показали, что решение проблемы социальной и трудовой мобильности молодежи на различных уровнях малоэффективно без разработки общего методологического подхода к социально-трудовой мобильности в современных условиях общества.
Реализация региональной концептуальной модели социально-трудовой мобильности молодежи позволит повысить социально-экономическую эффективность создания и использования социального и трудового потенциала молодежи, как стратегического ресурса развития социально-экономической системы, обеспечивающей повышение качества жизни населения.
Для решения поставленной задачи необходимо раскрыть смысл понятия концепции, которое будет использоваться в данной статье. Термин «концепция» нами рассматривается как ведущая идея, то есть основная мысль развития социально-трудовой мобильности молодежи, а также как синоним теории, на которой построена методологическая база.
С одной стороны, концепция выражает сконцентрированную мысль сущности, идеи, то есть является краткой формулировкой - центральным системообразующим ядром методологического подхода, а с другой стороны, она разворачивается и развивается в совокупности концептуальных положений, принципов, факторов, механизмов [2].
Категория «региональная модель» представляет собой конкретный образ будущей системы, ее структуру, желаемые характеристики и сущностные стороны [3]. Поэтому конструирование региональной модели является важнейшим средством оптимизации внутренней структуры социально-экономической системы и процессов, что позволяет сформулировать комплексное представление о ней, прогнозировать последствия, выбирать из них наиболее рациональные. Сущность региональной социально-трудовой системы в рамках предлагаемой концептуальной схемы видится том, что она представляет собой функционально значимую кластерную социально-экономическую систему [4; 5], имеющую
своим содержанием целенаправленное, организованное регулирование социально-профориентационной среды региона по развитию социально-трудовой мобильности молодежи, включающая интеграцию деятельности взаимосвязанных социально-экономических систем, обеспечивающаяся установлением тесных преемственных связей между структурными и функциональными компонентами региона в соответствии со сформулированными концептуальными положениями.
Исходя из изложенного, выделяются параметры концептуальной модели в системе принципов современного социально-трудового пространства региона.
Прежде всего, это принцип региональной целостности, который построен на анализе структуры региональной общности или конкретного регионального сообщества, где важное значение имеют эмпирико-теоретиче-ские исследования, так и для практики планирования и развития региона. Такой анализ позволяет получить важную информацию о сущности (типе) данного региона с характерными для него особенностями и проблемами, выявить природу внутрирегиональных процессов.
Принцип инновационности изначально утверждает, инновационные подходы в формировании новой технологии развития социально-трудового потенциала молодежи как составной части системы социально-трудовой мобильности молодежи, позволяющей установить последовательность и возможные направления дальнейшего развития потенциалов и провести анализ наиболее проблемных областей мобильности молодежи [1].
Принцип системности в настоящее время связан с проектируемой системой совместной деятельности учреждений, предприятий и организаций региона по созданию эффективной социально-профориентацион-ной среды региона. Социально-экономическая система региона определяется как множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов.
Принцип социальных и трудовых ресурсов построен на использовании показателей социально-трудового потенциала молодежи, которые позволяют определить величину реального социально-трудового потенциала молодежи, что способствует выявлению приоритетов в деятельности региональных органов власти, направленной на повышение адаптивного уровня молодежи и ее трудовых ресурсов, а значит, поможет повысить уровень конкурентоспособности экономики региона.
Принцип технологизации построен на оценке эффективности использования технологий процессуальных и результатных показателей. К процессуальным показателям относятся оптимистическое видение индивидом своего профессионального будущего, более уверенное его поведение на рынке труда, повышение социального и трудового статуса, профессиональной карьеры индивида с учетом влияния социально-обусловленных факторов социально-трудовой мобильности молодежи. На основе анализа результативности, направленности, содержания и применения техник автором выделены следующие социально-экономические технологии конструирования региональной концептуальной модели социально-трудовой мобильности молодежи: образовательные, профориентационные, информационные, про-
Т.Н. Иванова
: ВОПРОСУ СОЗДАНИЯ КЛАСТЕРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ...
фессиональные, экономические, психологические, технологии социальной диагностики и моделирования.
Принцип объективности и причинной обусловленности означает непредвзятое рассмотрение социально-экономической среды региона, ее развивающих и ограничивающих факторов, позволяющее исключать искажения в области конструирования региональной концептуальной модели социально-трудовой мобильности молодежи, а также поиск причин, выяснение закономерностей влияния социально-обусловленных и личностных особенностей на структурные элементы социальной и трудовой мобильности молодежи.
Принцип консолидации рассматривается как специфическая система экономического поведения молодежи в сфере труда, в основе которой лежат симметричные отношения экономических интересов работников и работодателя, направленные на оптимизацию производственной функции, влияющие на эффективность производственного поведения, где оптимизация производственной функции во многом зависит от тесноты связи интересов работодателя и наемного работника.
Принцип профессионализации обеспечивает наличие официальной специализации в сфере профессиональной подготовки, подготовка в рамках образовательного института, сертифицирующего качество образования молодежи, компетентность, практические умения, в которых реализуется полученная формальная подготовка молодого специалиста. Профессия требует длительного специализированного периода подготовки, основанного на нормах и ценностях и профессиональной роли.
Принцип непрерывной поэтапной работы направленный на развитие и формирование социально- трудового потенциала молодежи вплоть до их включения в профессиональную среду региона.
Принцип паритетного финансирования в рамках образовательного кластера означает использование бюджетных средств и средства заказчика кадров. Бюджетные средства включают нормативное (подушевое финансирование) каждого обучающегося в пределах государственного заказа (задания) «деньги идут за учеником» и целевые средства развития. Средства заказчика кадров включают подушевое финансирование каждого ученика на основе договора между предприятием и обучающимся (именной вексель) «деньги идут за учеником» и целевые средства развития.
Принцип интегрирующей кластеризации, который построен на факторах нового знания и инноваций. Отсюда следует, что кластер может служить важным средством не только гармонизации регионального пространства, но и перевода на инновационный путь развития. Совокупность взаимосвязанных учреждений, предприятий и организаций, объединенных по определенному признаку и партнерскими отношениями с предприятиями отрасли.
Программно-целевой принцип регулирования занятости молодежи означает ориентирование на конкретные целевые показатели (в цифрах), прежде всего на такой параметр, как создание рабочих мест для молодежи. Эта связь определяется устойчивостью контрактных отношений, обязательств и выгод, которые получают стороны в результате выполнения этих обязательств.
Принцип социально-трудовых перемещений направлен на изучение процессов социально-трудовой мобильности в условиях социальной трансформации российского общества. Изучение структурных изменений в обществе, динамики социального статуса, возможных направлений социальных и трудовых перемещений молодежи.
Разработка и осуществление региональной концептуальной модели социально-трудовой мобильности молодежи в Самарском регионе через реализацию образовательного кластера дает возможность оптимизации и совершенствования системы подготовки кадров для предприятий, учреждений и организаций, и решения
социально-экономических проблем. Кроме того, включение в кластер крупных регионообразующих предприятий, учреждений и организаций приведет к усилению заинтересованности.
Схема финансирования в рамках образовательного кластера направлена на следующие результаты: краткосрочные заключаются в изменении стратегии развития профессионального образования молодежи. Диалог с работодателем: понимание общих интересов и проблем. Создание автономных образовательных учреждений-колледжей. Расширение доступа к инновациям и технологиям в регионе. Среднесрочные результаты: создание системы доступного непрерывного профессионального образования для молодежи. Повышение качества подготовки кадров в регионе. Появление в регионе конкурентоспособных компаний, поставщиков и сервисных предприятий. Долгосрочные результаты: рост производительности труда и уровня занятости населения в Самарском регионе. Рост валового регионального продукта на душу населения и повышение качества жизни в Самарском регионе.
Паритетное финансирование в рамках образовательной кластерной социально-экономической системы, включает в себя: субъектов взаимодействия (социальные институты и организации, предприятия, учреждения, а также работодателей, школы, вузы и молодежь, с регулирующей стороны), формы регулирования (в зависимости от уровня реализации процесса регулирования; видов социально-трудовой мобильности молодежи; принадлежности молодежи к разным социальным группам) и функции регулирования (стабилизирующая, экономическая, инновационная, распределительная, регулятивная, личностно-мотивационная), где определяются компоненты и показатели социально-профессиональной мобильности молодежи, которые способствуют быстрой адаптации выпускника к выполнению профессиональной деятельности на рынке труда.
Но современное общество ставит молодежь в трудное положение. За чертой официального прожиточного минимуму находится одна треть молодых людей, а система профессионального образования такова, что до половины выпускников образовательных учреждений среднего и высшего образовательного уровня оказываются невостребованными, более двух третей получивших профессиональное образование работают не по специальности, более половины из них заняты неквалифицированным и малоквалифицированным трудом.
Мы считаем наиболее оптимальным метод, основанный на построении баланса движения трудовых ресурсов. Нами разработана методика изучения и формирования социально-трудового потенциала молодежи, как комплекс социологических инструментов, профессиональных схем, субъектно-ориентированного и комплек-сно-интегративного подходов к изучению социальной и трудовой мобильности молодежи.
Специфика субъектно-ориентированного и комплек-сно-интегративного подходов в методике изучения и построения социально-трудового потенциала молодежи заключается, во-первых, в рассмотрении конструирования социально-трудовых показателей, основанных на использовании специфики региональных ресурсов; во-вторых, в разработке программы, как завершающего этапа социально-диагностической работы. Методика включает в себя рассмотрение показателей как мыслительных конструкций с применением социотехнических методов, а также уточнение модели социально-трудовой мобильности молодежи и конструирование наиболее оптимального варианта.
Заключительным этапом реализации такого подхода является оценка сконструированных показателей формирования социально-трудовой мобильности молодежи.
Комплексно-интегративный подход к построению социально-трудовой мобильности молодежи базируется на разработке комплекса методов диагностики и их
Т.Н. Иванова
К ВОПРОСУ СОЗДАНИЯ КЛАСТЕРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ...
внедрении в программу развития и формирования социально-трудового потенциала молодежи, с учетом региональных особенностей социальной и трудовой мобильности представителей данной социально-возрастной группы.
Таким образом, необходимо, интегрировать социально-трудовой потенциал молодежи в новую социально-профориентационную среду региона с целью формирования единого образовательного кластера, включающего базовое, профессиональное, высшее, дополнительное образование, деятельность предприятий, организаций и учреждений по подготовке, переподготовке и повышению квалификации молодых кадров. Создание социаль-но-профориентационной среды региона способствует развитию и формированию нового социально-трудового потенциала современной молодежи. Профессиональное образование должно стать приоритетом государственной политики, направленной на повышение качества рабочей силы, тогда реальный экономический прорыв
возможен.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Карпова Ю.А. Инновации, интеллект, образование. М., 1998. 213 с.
2. Карпова Ю.А. Введение в социологию инновати-ки. Спб.: Питер, 2004. 192 с.
3. Лапин Н.И. Функционально-ориентирующие кластеры базовых ценностей населения России и ее регионов // Социологические исследования. 2010. №1. С. 2836.
4. Мохначев С., Мохначева Е. Удмуртская Республика: кластеризация и ее влияние на региональный рынок труда и профессиональное образование // Человек и труд. 2010. № 5. С. 42-44.
5. Тимирясова А.В. Формирование образовательных кластеров как важнейшего элемента реформирования системы образования в республике Татарстан // Вестник Чувашского университета. 2009. № 4. С. 492-500.
THE QUESTION OF CREATING A CLUSTERED CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION SYSTEM OF THE SAMARA REGION
© 2014
T.N. Ivanova, head of the Department of Sociology, doctor of sociological Sciences, associate Professor
Togliatti State University, Togliatti (Russia)
Annotation: The Transition to an innovative way of development requires regions special attention to the search for and use of internal resources development based on the social and labour potential, improve management of business entities.
Key words: concept, region, young people, social mobility, labor mobility, labor market, integrity, consolidation, clustering, education, profession, Finance, parity, region, economy.
УДК 316.4
К ВОПРОСУ О ГОТОВНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© 2014
Т.Н. Иванова, заведующий кафедрой «Социология», доктор социологических наук, доцент Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Аннотация: Автор статьи анализирует готовность выпускников вузов к профессиональной деятельности. Автор рассматривает систему классификаций показателей Семеновой Т.Ю., а также типологизацию уровня подготовленности к конкретному виду профессиональной деятельности выпускников вузов.
Ключевые слова: молодежь, вуз, потенциал, деятельность, образование, регион, статус, профессия, конструирование, технологии, мобильность, труд, рынок, модель, безработица, работодатель, деятельность, вуз.
Реализация социально-экономических технологий конструирования региональной концептуальной модели социально-трудовой мобильности молодежи возможна в различных профессиональных сферах [1]. Поскольку в рамках исследований поставленной проблемы наиболее важным фактором является социально-трудовая мобильность молодежи на рынке труда, то целесообразно проанализировать социально-трудовой потенциал представителей данной социально-возрастной группы. Под социально-трудовым потенциалом мы понимаем движущие силы молодежи и социально-экономической среды, дающие импульс, а, следовательно, в плане исследуемой проблемы - дающие импульс процессам конструирования модели социально-трудовой мобильности молодежи на рынке труда.
Инновационные механизмы конструирования социально-трудовой мобильности на рынке труда рассматриваются на примере молодежи [2], как наиболее уязвимой социально-демографической группы в условиях современной России.
Актуальность проблемы социальной и трудовой мобильности молодежи как социально-экономического явления (проблемы перемещения, безработицы, несоответствия уровня квалификации выпускников требованиям работодателям, «модные» профессии и отрасли с низкой оплатой труда, широкого масштаба применения труда молодежи в неблагоприятных условиях и др.) инициируют развитие исследований в этой области и разработку новых форм практической деятельности. Речь идет о адаптировании социологической программы
исследования уровня готовности выпускников к профессиональной деятельности и разработке соответствующих инновационных механизмов конструирования их социальной и трудовой мобильности как важнейших элементов активной политики занятости молодежи.
Готовность выпускников к профессиональной деятельности рассматривается по нескольким этапам: а) профессиональная деятельность до поступления в вуз; б) готовность к профессиональной деятельности в период обучения в вузе.
Развитие профессиональной готовности молодежи должно определяться следующими тенденциями: упрочение профессионального ориентирования; усиление ориентации общесоциальной и профессиональной направленности на качественное решение задач, стоящих перед современным российским обществом; профессионализация интересов студентов; повышение уровня притязаний; дальнейшее развитие коммуникативных и организаторских способностей; развитие общей культуры; повышение эмоционально-волевой устойчивости и психологической надежности; совершенствование физической подготовленности [3].
Предлагаемая в нашей работе система классификации показателей Семеновой Т.Ю. [4] выглядит следующим образом: а) объективные и субъективные характеристики деятельности социальных индивидов; б) субъект; в) деятельность; в) внутренние и внешние характеристики деятельности; г) динамичность процесса и т.д.
В нашей работе адаптированы данные показатели следующим образом. В начале было проведено социо-