Научная статья на тему 'Система принципов современного социально-трудового пространства'

Система принципов современного социально-трудового пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / РЕГИОН / МОЛОДЕЖЬ / СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ТРУДОВАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / РЫНОК ТРУДА / ЦЕЛОСТНОСТЬ / КОНСОЛИДАЦИЯ / КЛАСТЕР / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИЯ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ПАРИТЕТ / ЭКОНОМИКА / CONCEPT / REGION / YOUNG PEOPLE / SOCIAL MOBILITY / LABOR MOBILITY / LABOR MARKET / INTEGRITY / CONSOLIDATION / CLUSTERING / EDUCATION / PROFESSION / FINANCE / PARITY / ECONOMY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Татьяна Николаевна

Переход экономики на инновационный путь развития требует от регионов особого внимания к поиску и использованию внутренних резервов развития на основе имеющегося в регионе социального и трудового потенциалов, совершенствования системы управления хозяйствующими субъектами. Для решения поставленной задачи необходимо раскрыть смысл понятия концепции, которое будет использоваться в данной статье. Термин «концепция» нами рассматривается как ведущая идея, то есть основная мысль развития социально-трудовой мобильности молодежи, а также как синоним теории, на которой построена методологическая база. Но современное общество ставит молодежь в трудное положение. За чертой официального прожиточного минимуму находится одна треть молодых людей, а система профессионального образования такова, что до половины выпускников образовательных учреждений среднего и высшего образовательного уровня оказываются невостребованными, более двух третей получивших профессиональное образование работают не по специальности, более половины из них заняты неквалифицированным и малоквалифицированным трудом. Специфика субъектно-ориентированного и комплексно-интегративного подходов в методике изучения и построения социально-трудового потенциала молодежи заключается, во-первых, в рассмотрении конструирования социально-трудовых показателей, основанных на использовании специфики региональных ресурсов; во-вторых, в разработке программы, как завершающего этапа социально-диагностической работы. Методика включает в себя рассмотрение показателей как мыслительных конструкций с применением социотехнических методов, а также уточнение модели социально-трудовой мобильности молодежи и конструирование наиболее оптимального варианта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM PRINCIPLES OF MODERN SOCIAL AND LABOR SPACE

The transition of the economy to an innovative way of development of regions requires special attention to search and use internal resources development on the basis of the existing regional social and labor potential, improving the management of economic entities. To solve this problem it is necessary to reveal the meaning of the concept, which will be used in this article. The term "concept" is considered by us as a leading idea, that is the basic idea of ​​the social and labor mobility of young people, as well as a synonym for the theory, which is based methodological framework. But modern society puts young people in a difficult position. Below the official subsistence minimum is one-third of young people, and the system of vocational education is that up to half of graduates of educational institutions of secondary and higher educational levels are unclaimed bolee two thirds have received vocational training are not working in the specialty, more than half of them are employed in unskilled nym and unskilled labor. The specificity of the subject-oriented and complex integrative approaches in the study of methods and building social and labor potential of young people is, first, in considering the construction of social and labor indicators based on the use of the specifics of regional resources; secondly, to develop a program, as the final stage of social and diagnostic work. The technique includes consideration as indicators of mental structures using social engineering techniques, as well as clarification of the model of social and occupational mobility of young people and the construction of the optimal alternative.

Текст научной работы на тему «Система принципов современного социально-трудового пространства»

Т.Н. Иванова

СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ СОВРЕМЕННОГО...

УДК 316.4

СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ СОВРЕМЕННОГО СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОГО ПРОСТРАНСТВА

© 2015

Т.Н. Иванова, доктор социологических наук, доцент, заведующий кафедрой «Социология»

Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация. Переход экономики на инновационный путь развития требует от регионов особого внимания к поиску и использованию внутренних резервов развития на основе имеющегося в регионе социального и трудового потенциалов, совершенствования системы управления хозяйствующими субъектами. Для решения поставленной задачи необходимо раскрыть смысл понятия концепции, которое будет использоваться в данной статье. Термин «концепция» нами рассматривается как ведущая идея, то есть основная мысль развития социально-трудовой мобильности молодежи, а также как синоним теории, на которой построена методологическая база. Но современное общество ставит молодежь в трудное положение. За чертой официального прожиточного минимуму находится одна треть молодых людей, а система профессионального образования такова, что до половины выпускников образовательных учреждений среднего и высшего образовательного уровня оказываются невостребованными, более двух третей получивших профессиональное образование работают не по специальности, более половины из них заняты неквалифицированным и малоквалифицированным трудом. Специфика субъектно-ориентированного и комплек-сно-интегративного подходов в методике изучения и построения социально-трудового потенциала молодежи заключается, во-первых, в рассмотрении конструирования социально-трудовых показателей, основанных на использовании специфики региональных ресурсов; во-вторых, в разработке программы, как завершающего этапа социально-диагностической работы. Методика включает в себя рассмотрение показателей как мыслительных конструкций с применением социотехнических методов, а также уточнение модели социально-трудовой мобильности молодежи и конструирование наиболее оптимального варианта.

Ключевые слова: концепция, регион, молодежь, социальная мобильность, трудовая мобильность, рынок труда, целостность, консолидация, кластер, образование, профессия, финансирование, паритет, регион, экономика.

Сложность и многогранность феномена социально-трудовой мобильности молодежи обусловливает построение ее структурной модели, которая, основываясь на концептуальном подходе к эмпирическим исследованиям этого феномена, включает в качестве основных элементов социальные, трудовые и динамические компоненты, обеспечивающие социально-трудовую мобильность молодежи в системе региона [1-8].

В рамках создания кластерной образовательной непрерывной профессиональной системы региона по подготовке учебными заведениями необходимо разработать сквозные учебные планы и программы для различных уровней профессиональной подготовки молодежи, с внедрением паритетного финансирования [9-16].

Переход экономики на инновационный путь развития требует от регионов особого внимания к поиску и использованию внутренних резервов развития на основе имеющегося в регионе социального и трудового потенциалов, совершенствования системы управления хозяйствующими субъектами [17; 18; 19].

Результаты социологических исследований, а также собственная практика показали, что решение проблемы социальной и трудовой мобильности молодежи на различных уровнях малоэффективно без разработки общего методологического подхода к социально-трудовой мобильности в современных условиях общества.

Реализация региональной концептуальной модели социально-трудовой мобильности молодежи позволит повысить социально-экономическую эффективность создания и использования социального и трудового потенциала молодежи, как стратегического ресурса развития социально-экономической системы, обеспечивающей повышение качества жизни населения.

Для решения поставленной задачи необходимо раскрыть смысл понятия концепции, которое будет использоваться в данной статье. Термин «концепция» нами рассматривается как ведущая идея, то есть основная мысль развития социально-трудовой мобильности молодежи, а также как синоним теории, на которой построена методологическая база.

С одной стороны, концепция выражает сконцентрированную мысль сущности, идеи, то есть является краткой формулировкой - центральным системообразующим ядром методологического подхода, а с другой стороны, она разворачивается и развивается в совокупности концептуальных положений, принципов, факторов, механизмов [20].

Категория «региональная модель» представляет со-

бой конкретный образ будущей системы, ее структуру, желаемые характеристики и сущностные стороны [21]. Поэтому конструирование региональной модели является важнейшим средством оптимизации внутренней структуры социально-экономической системы и процессов, что позволяет сформулировать комплексное представление о ней, прогнозировать последствия, выбирать из них наиболее рациональные. Сущность региональной социально-трудовой системы в рамках предлагаемой концептуальной схемы видится том, что она представляет собой функционально значимую кластерную социально-экономическую систему [22], имеющую своим содержанием целенаправленное, организованное регулирование социально-профориентационной среды региона по развитию социально-трудовой мобильности молодежи, включающая интеграцию деятельности взаимосвязанных социально-экономических систем, обеспечивающаяся установлением тесных преемственных связей между структурными и функциональными компонентами региона в соответствии со сформулированными концептуальными положениями.

Исходя из изложенного, выделяются параметры концептуальной модели в системе принципов современного социально-трудового пространства региона.

Прежде всего, это принцип региональной целостности, который построен на анализе структуры региональной общности или конкретного регионального сообщества, где важное значение имеют эмпирико-теоретиче-ские исследования, так и для практики планирования и развития региона. Такой анализ позволяет получить важную информацию о сущности (типе) данного региона с характерными для него особенностями и проблемами, выявить природу внутрирегиональных процессов. Принцип инновационности изначально утверждает, инновационные подходы в формировании новой технологии развития социально-трудового потенциала молодежи как составной части системы социально-трудовой мобильности молодежи, позволяющей установить последовательность и возможные направления дальнейшего развития потенциалов и провести анализ наиболее проблемных областей мобильности молодежи [23]. Принцип системности в настоящее время связан с проектируемой системой совместной деятельности учреждений, предприятий и организаций региона по созданию эффективной социально-профориентационной среды региона. Социально-экономическая система региона определяется как множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов. Принцип социальных и

Т.Н. Иван0ва социологические

СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ СОВРЕМЕННОГО... науки

трудовых ресурсов построен на использовании показателей социально-трудового потенциала молодежи, которые позволяют определить величину реального социально-трудового потенциала молодежи, что способствует выявлению приоритетов в деятельности региональных органов власти, направленной на повышение адаптивного уровня молодежи и ее трудовых ресурсов, а значит, поможет повысить уровень конкурентоспособности экономики региона. Принцип технологизации построен на оценке эффективности использования технологий процессуальных и результатных показателей. К процессуальным показателям относятся оптимистическое видение индивидом своего профессионального будущего, более уверенное его поведение на рынке труда, повышение социального и трудового статуса, профессиональной карьеры индивида с учетом влияния социально-обусловленных факторов социально-трудовой мобильности молодежи. На основе анализа результативности, направленности, содержания и применения техник автором выделены следующие социально-экономические технологии конструирования региональной концептуальной модели социально-трудовой мобильности молодежи: образовательные, профориентационные, информационные, профессиональные, экономические, психологические, технологии социальной диагностики и моделирования. Принцип объективности и причинной обусловленности означает непредвзятое рассмотрение социально-экономической среды региона, ее развивающих и ограничивающих факторов, позволяющее исключать искажения в области конструирования региональной концептуальной модели социально-трудовой мобильности молодежи, а также поиск причин, выяснение закономерностей влияния социально-обусловленных и личностных особенностей на структурные элементы социальной и трудовой мобильности молодежи. Принцип консолидации рассматривается как специфическая система экономического поведения молодежи в сфере труда, в основе которой лежат симметричные отношения экономических интересов работников и работодателя, направленные на оптимизацию производственной функции, влияющие на эффективность производственного поведения, где оптимизация производственной функции во многом зависит от тесноты связи интересов работодателя и наемного работника. Принцип профессионализации обеспечивает наличие официальной специализации в сфере профессиональной подготовки, подготовка в рамках образовательного института, сертифицирующего качество образования молодежи, компетентность, практические умения, в которых реализуется полученная формальная подготовка молодого специалиста. Профессия требует длительного специализированного периода подготовки, основанного на нормах и ценностях и профессиональной роли. Принцип непрерывной поэтапной работы направленный на развитие и формирование социально-трудового потенциала молодежи вплоть до их включения в профессиональную среду региона. Принцип паритетного финансирования в рамках образовательного кластера означает использование бюджетных средств и средства заказчика кадров. Бюджетные средства включают нормативное (подушевое финансирование) каждого обучающегося в пределах государственного заказа (задания) «деньги идут за учеником» и целевые средства развития. Средства заказчика кадров включают подушевое финансирование каждого ученика на основе договора между предприятием и обучающимся (именной вексель) «деньги идут за учеником» и целевые средства развития. Принцип интегрирующей кластеризации, который построен на факторах нового знания и инноваций. Отсюда следует, что кластер может служить важным средством не только гармонизации регионального пространства, но и перевода на инновационный путь развития. Совокупность взаимосвязанных учреждений, предприятий и организаций, объединенных по определенному признаку и партнерскими отношениями 138

с предприятиями отрасли. Программно-целевой принцип регулирования занятости молодежи означает ориентирование на конкретные целевые показатели (в цифрах), прежде всего на такой параметр, как создание рабочих мест для молодежи. Эта связь определяется устойчивостью контрактных отношений, обязательств и выгод, которые получают стороны в результате выполнения этих обязательств. Принцип социально-трудовых перемещений направлен на изучение процессов социально-трудовой мобильности в условиях социальной трансформации российского общества. Изучение структурных изменений в обществе, динамики социального статуса, возможных направлений социальных и трудовых перемещений молодежи.

Разработка и осуществление региональной концептуальной модели социально-трудовой мобильности молодежи в Самарском регионе через реализацию образовательного кластера дает возможность оптимизации и совершенствования системы подготовки кадров для предприятий, учреждений и организаций, и решения социально-экономических проблем. Кроме того, включение в кластер крупных регионообразующих предприятий, учреждений и организаций приведет к усилению заинтересованности.

Схема финансирования в рамках образовательного кластера направлена на следующие результаты: краткосрочные заключаются в изменении стратегии развития профессионального образования молодежи. Диалог с работодателем: понимание общих интересов и проблем. Создание автономных образовательных учреждений-колледжей. Расширение доступа к инновациям и технологиям в регионе. Среднесрочные результаты: создание системы доступного непрерывного профессионального образования для молодежи. Повышение качества подготовки кадров в регионе. Появление в регионе конкурентоспособных компаний, поставщиков и сервисных предприятий. Долгосрочные результаты: рост производительности труда и уровня занятости населения в Самарском регионе. Рост валового регионального продукта на душу населения и повышение качества жизни в Самарском регионе.

Паритетное финансирование в рамках образовательной кластерной социально-экономической системы, включает в себя: субъектов взаимодействия (социальные институты и организации, предприятия, учреждения, а также работодателей, школы, вузы и молодежь, с регулирующей стороны), формы регулирования (в зависимости от уровня реализации процесса регулирования; видов социально-трудовой мобильности молодежи; принадлежности молодежи к разным социальным группам) и функции регулирования (стабилизирующая, экономическая, инновационная, распределительная, регулятивная, личностно-мотивационная), где определяются компоненты и показатели социально-профессиональной мобильности молодежи, которые способствуют быстрой адаптации выпускника к выполнению профессиональной деятельности на рынке труда.

Но современное общество ставит молодежь в трудное положение. За чертой официального прожиточного минимуму находится одна треть молодых людей, а система профессионального образования такова, что до половины выпускников образовательных учреждений среднего и высшего образовательного уровня оказываются невостребованными, более двух третей получивших профессиональное образование работают не по специальности, более половины из них заняты неквалифицирован-ным и малоквалифицированным трудом.

Мы считаем наиболее оптимальным метод, основанный на построении баланса движения трудовых ресурсов. Нами разработана методика изучения и формирования социально-трудового потенциала молодежи, как комплекс социологических инструментов, профессиональных схем, субъектно-ориентированного и комплек-сно-интегративного подходов к изучению социальной и

Т.Н. Иванова

СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ СОВРЕМЕННОГО...

трудовой мобильности молодежи.

Специфика субъектно-ориентированного и комплек-сно-интегративного подходов в методике изучения и построения социально-трудового потенциала молодежи заключается, во-первых, в рассмотрении конструирования социально-трудовых показателей, основанных на использовании специфики региональных ресурсов; во-вторых, в разработке программы, как завершающего этапа социально-диагностической работы. Методика включает в себя рассмотрение показателей как мыслительных конструкций с применением социотехнических методов, а также уточнение модели социально-трудовой мобильности молодежи и конструирование наиболее оптимального варианта.

Заключительным этапом реализации такого подхода является оценка сконструированных показателей формирования социально-трудовой мобильности молодежи.

Комплексно-интегративный подход к построению социально-трудовой мобильности молодежи базируется на разработке комплекса методов диагностики и их внедрении в программу развития и формирования социально-трудового потенциала молодежи, с учетом региональных особенностей социальной и трудовой мобильности представителей данной социально-возрастной группы.

Таким образом, необходимо, интегрировать социально-трудовой потенциал молодежи в новую социально-профориентационную среду региона с целью формирования единого образовательного кластера, включающего базовое, профессиональное, высшее, дополнительное образование, деятельность предприятий, организаций и учреждений по подготовке, переподготовке и повышению квалификации молодых кадров. Создание социаль-но-профориентационной среды региона способствует развитию и формированию нового социально-трудового потенциала современной молодежи. Профессиональное образование должно стать приоритетом государственной политики, направленной на повышение качества рабочей силы, тогда реальный экономический прорыв возможен.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Иванова Т.Н. Теоретико-методологические подходы к изучению социально-трудовой мобильности и профессиональной ориентации молодежи // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 70-72.

2. Любохинец Л.С. Внедрение концепции социального партнерства в практику регулирования социально-трудовых отношений // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2013. № 5 (31). С. 16-24.

3. Иванова Т.Н. Теоретико-методологические подходы к изучению социально-трудовой мобильности и профессиональной ориентации молодежи // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 4. С. 28-30.

4. Еременко Т.А. Адаптация выпускников как критерий профессиональной мобильности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 1 (16). С. 83-85.

5. Иванова Т.Н. О структурных элементах социально-трудовой мобильности молодежи на рынке труда // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 15-18.

6. Бекоева М.И. Формирование профессиональной мобильности студентов как важная составляющая проблемы трудоустройства выпускников вуза // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 3. С. 27-30.

7. Иванова Т.Н. Конструирование региональной концептуальной модели социально-трудовой мобильности и занятости молодежи // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 4. С. 25-27.

8. Бураева В.Г. Сущность и содержание профессиональной мобильности студентов как педагогической ка-

тегории // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 3. С. 51-54.

9. Сысоева Ю.Ю., Шамин Е.А. Повышение эффективности деятельности образовательных организаций // Вестник НГИЭИ. 2014. № 9 (40). С. 119-124.

10. Огальцова А.Г., Малышева Н.В. Образовательно-производсвтенный кластер как проявление инновационного развития системы СПО Самарской области // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. Т. 2. № 2 (18). С. 73-80.

11. Иванова Т.Н. Социально-профессиональное ориентирование современной российской молодежи: структурный анализ // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 11-15.

12. Родионов А.В. Теория и методика управления качеством образовательного потенциала региона // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2014. № 3 (18). С. 6265.

13. Корнеева Е.Н. Современные тенденции развития рынка образовательных услуг в области управленческого консультирования // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика.

2013. № 3 (29). С. 97-101.

14. Родионов А.В. Усовершенствование системы управления кадровым и образовательным потенциалом региона на основе процессного подхода // Карельский научный журнал. 2014. № 3. С. 95-97.

15. Родионов А.В. Методология развития систем управления качеством образовательного потенциала региона // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 3. С. 90-93.

16. Иванова Т.Н. Социально-профессиональное самоопределение молодежи в условиях крупного промышленного города (опыт социологического исследования на примере г.о.Тольятти) // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 60-61.

17. Алхасов Т.А. Повышение эффективности использования трудового потенциала как важного фактора модернизации экономики региона // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2014. № 4 (36). С. 49-56.

18. Шестакова Н.Н., Скворцова М.Б., Кузьмина Л.К. Влияние трансформации социального пространства на формирование человеческого капитала и социально-трудовых отношений // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика.

2014. № 1 (33). С. 25-31.

19. Шеломенцева М.В. Концепция формирования оценочных моделей воспроизводства трудовых ресурсов региона // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 3 (25). С. 388-390.

20. Карпова Ю.А. Введение в социологию инновати-ки. Спб.: Питер, 2004. 192 с.

21. 3Лапин Н.И. Функционально-ориентирующие кластеры базовых ценностей населения России и ее регионов // Социологические исследования. 2010. №1. С. 28-36.

22. Мохначев С., Мохначева Е. Удмуртская Республика: кластеризация и ее влияние на региональный рынок труда и профессиональное образование // Человек и труд. 2010. № 5. С. 42-44.

23. Карпова Ю.А. Инновации, интеллект, образование. М., 1998. 213 с.

А.П. Левина

ВУЗ В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ..

SYSTEM PRINCIPLES OF MODERN SOCIAL AND LABOR SPACE

© 2015

T.N. Ivanova, doctor of sociological Sciences, associate Professor, head of the Department of Sociology,

Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Abstract. The transition of the economy to an innovative way of development of regions requires special attention to search and use internal resources development on the basis of the existing regional social and labor potential, improving the management of economic entities. To solve this problem it is necessary to reveal the meaning of the concept, which will be used in this article. The term «concept» is considered by us as a leading idea, that is the basic idea of the social and labor mobility of young people, as well as a synonym for the theory, which is based methodological framework. But modern society puts young people in a difficult position. Below the official subsistence minimum is one-third of young people, and the system of vocational education is that up to half of graduates of educational institutions of secondary and higher educational levels are unclaimed bo-lee two thirds have received vocational training are not working in the specialty, more than half of them are employed in unskilled -nym and unskilled labor. The specificity of the subject-oriented and complex integrative approaches in the study of methods and building social and labor potential of young people is, first, in considering the construction of social and labor indicators based on the use of the specifics of regional resources; secondly, to develop a program, as the final stage of social and diagnostic work. The technique includes consideration as indicators of mental structures using social engineering techniques, as well as clarification of the model of social and occupational mobility of young people and the construction of the optimal alternative.

Keywords: concept, region, young people, social mobility, labor mobility, labor market, integrity, consolidation, clustering, education, profession, Finance, parity, region, economy.

УДК 159:316.9 (073)

ВУЗ В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

© 2015

А.П. Левина, соискатель кафедры «Социология»

Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация. Рынок труда обеспечивает эффективное использование трудовых ресурсов территории, увеличивая не только темпы экономического роста, но и уровень материального благополучия населения. Города с моноструктурной экономикой зависимы от внешних социально-экономических факторов, где основная нагрузка их негативного воздействия ложится на социальную составляющую города. В большей степени именно выпускники вузов попадают в группу риска по проблемам занятости на территории моногорода. Существующая структура технологии трудоустройства выпускников вузов в моногороде с выраженной асимметрией информации не позволяет им реализовать свои творческий и личностно-профессиональный потенциалы. Образование и наука обеспечивают наличие подготовленных и квалифицированных кадров, способных быстро и эффективно реализовывать в России новые инновационные проекты. В тоже время важно, чтобы выпускники вузов, еще обучаясь в системе профессионального образования, приобретали компетенции, востребованные в инновационной экономике. Участвуя в процессе трудоустройства на локальном рынке труда, образовательный процесс вуза и его наполнения трансформируются на практическую реализацию полученных знаний, тем самым, сокращая сроки на получения теоретических знаний. Функциональная перегруженность вуза в социально-экономической системе снижает эффективность его участия на рынке образовательных услуг как «поставщика» фундаментальных знаний, которые являются основой инновационной экономики страны.

Ключевые слова: инновация, рынок, территория, город, вуз, труд, выпускник, социум, рынок, моногород, система, образование, наука, ресурсы, экономика, инновация, знание, финансирование, услуги, карьера, работодатели, отношения, потребность, кадры.

В инновационной экономике вуз должен активно трансформироваться под вновь возникающие изменения социально-экономической системы и стать активным участником рынка труда. И в том числе рынка труда выпускников вузов. Новые условия экономики стали основой для «матричного расширения» вуза, т.е. количественного расширения и качественного улучшения подготовки специалистов - выпускников вузов [1]. О.В. Сагинова, рассматривая вуз как «поставщика знаний», высказывает следующее мнение: «...нельзя принять однозначное утверждение о вузе как производителе товара в виде молодых специалистов. Ведь с тем же основанием производителем этого специфического товара можно назвать родителей, школу, среду и окружение самого выпускника. Ведь даже в формировании профессионально значимых знаний, умений и навыков, которые использует работодатель на рынке труда, участвует не только вуз»[2].

При формировании предложения труда на рынке труда выпускников вузов деятельность вуза в разрезе подготовки специалистов должна находиться в постоянной зависимости от потребностей (спроса) рынка труда. В то же время вуз на локальном рынке формирует и спрос на труд, так как может выступать в качестве работодателя. Двойственный характер в поведении вуза на рынке труда предполагает ориентацию на конечный

результат - «качественную продукцию», т.е. на подготовку высококвалифицированных компетентных специалистов, способных заниматься как производственной, так и научной деятельностью, конкурентоспособных и востребованных на рынке труда.

Представляя вуз как один из основных элементов рынка труда выпускников вуза, необходимо отметить, что вуз может взаимодействовать с элементами рынка труда как центр подготовки и переподготовки специалистов, обеспечив, таким образом, формирование рациональной структуры занятости, гармонизацию личных интересов и общественных потребностей. Также, реализуя задачу, поставленную Министром образования РФ (письмо Минобразования России ректорам подведомственных высших учебных заведений от 18.01.2010 № ИК-35/03 «О создании и функционировании центров (служб) содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования»), вузы создают центры содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования [3]. Центры формируют и обеспечивают функционирование эффективной системы содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования путем:

- создания условий для информирования выпускников учреждений профессионального образования о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.