УДК 316.346.32-053.6
СОЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДЕЖИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МОДЕЛИРОВАНИЯ
© 2016
Иванова Татьяна Николаевна, доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры «Социология»
Тольяттинский государственный университет (445667, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 16В, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье рассматривается социальная диагностика социально-трудового потенциала молодежи в контексте социологического анализа моделирования. Автор акцентирует внимание на выборе стратегии развития социально-трудового потенциала применительно к рассматриваемой территории. Специфика субъектно-ориенти-рованного и комплексно-интегративного подходов в методике изучения и построения социально-трудового потенциала молодежи заключается, во-первых, в рассмотрении конструирования социально-трудовых показателей, основанных на использовании специфики региональных ресурсов; во-вторых, в разработке программы, как завершающего этапа социально-диагностической работы. Комплексно-интегративный подход к построению социально-трудовой мобильности молодежи базируется на разработке комплекса методов диагностики и их внедрении в программу развития и формирования социально-трудового потенциала молодежи, с учетом региональных особенностей социальной и трудовой мобильности представителей данной социально-возрастной группы.
Ключевые слова: диагностика, молодежь, потенциал, моделирование, стратегия, кадры, развитие, оценка, методика, государство.
SOCIAL DIAGNOSIS OF SOCIAL AND LABOUR POTENTIAL OF YOUTH: SOCIOLOGICAL
ANALYSIS OF MODELING
© 2016
Ivanova Tatiana Nikolaevna, Doctor of Social Sciences, associate professor, professor of "Sociology"
Togliatti State University (445667, Russia, Togliatti, st Belorusskaya, 16B, e-mail:. [email protected])
Abstract. The article deals with the social diagnosis of the social and labor potential of the youth in the context of the sociological analysis of the simulation. The author focuses on the choice of the development strategy of the social and labor potential in relation to the territory in question. The specifics of the subject-oriented and complex integrative approaches in the methodology of learning and the construction of social and labor potential of young people is, first, in consideration of the construction of social and labor indicators, based on the use of the specifics of regional resources; secondly, the development of the program as the final stage of social and diagnostic work. Complex-an integrative approach to the construction of social and labor mobility of young people is based on the development of a set of diagnostic methods and their implementation in the development program and the formation of social and employment potential of young people, taking into account regional peculiarities of social and labor mobility, representatives of the social and age groups.
Keywords: diagnostics, youth, potential, simulation, strategy, human resources, development, evaluation, methodology, state.
Выбор стратегии управления социально-трудовым потенциалом также можно осуществлять на основе двух критериев: темп роста экономики и уровня развития социально-трудового потенциала молодежи.
При этом возможны четыре стратегии развития социально-трудового потенциала, с учетом типологии социально-трудовой мобильности молодежи:
1) стратегия насыщения кадрами (постоянное привлечение в регион рабочей силы из внешних источников или комплекс мер в направлении роста производительности труда);
2) стратегия кадровой дифференциации (действия по повышению квалификации и переподготовке рабочей силы, изменение профессиональной структуры кадров в направлении роста числа работников новых специальностей);
3) стратегия сохранения и развития кадрового ядра региона (оптимизация численного и качественного состава работников и воспроизводство рабочей силы традиционных для региона отраслей).
Интеграция стратегий развития социально-трудового потенциала молодежи и территориального развития региона является основой для выбора приоритетных методов управления трудовыми ресурсами при различных сценарных вариантах.
Отметим, что стратегия рационализации экономики региона предполагает осуществление стратегии сохранение кадрового ядра: при проведении жесткого отбора по профессиональной структуре и уровню образования акцент делается на высококвалифицированных работниках.
В свою очередь, при осуществлении стратегии специализации происходит насыщение кадрами, что предполагает привлечение в регион квалифицированных специалистов необходимых региону профессий и с определенным уровнем образования.
Стратегия пассивной диверсификации реализуется совместно со стратегией кадровой дифференциации, при которой расширяется спектр профессий в регионе на основе их перераспределения из отраслей специализации в восстанавливаемые или новые производства. При стратегии активной диверсификации характерно то, что предприятиям региона требуется дополнительная рабочая сила разных специальностей и профессий. При реализации стратегии выживания региона наиболее целесообразной является стратегия сокращения рабочей силы, которая направлена на постепенное уменьшение количества трудовых ресурсов независимо от их профессионального и образовательного уровней.
Выбор стратегии развития социально-трудового потенциала применительно к рассматриваемой территории осложняется рядом причин. Назовем главные:
- отсутствие на государственном уровне четко выработанной стратегии развития;
- отсутствие четкой стратегии развития Самарского региона на среднесрочную и отдаленную перспективы в отношении поселений и городов, рядом с которыми резко снижается или в скором времени вообще прекратится добыча углеводородного сырья;
- не выработано долгосрочной программы диверсификации производства региона.
Следуя ключевым принципам прогнозирования (системности и комплексности, сбалансированности и согласованности, а также практической направленности) необходимо выбрать из существующего множества подходов к моделированию процесса развития трудовых ресурсов такой, который бы позволил дать адекватную оценку возможного будущего [1].
Мы считаем наиболее оптимальным метод, основанный на построении баланса движения трудовых ресурсов. Нами разработана методика изучения и формирования социально-трудового потенциала молодежи, как
комплекс социологических инструментов, профессиональных схем, субъектно-ориентированного и комплек-сно-интегративного подходов к изучению социальной и трудовой мобильности молодежи.
Специфика субъектно-ориентированного и комплек-сно-интегративного подходов в методике изучения и построения социально-трудового потенциала молодежи заключается, во-первых, в рассмотрении конструирования социально-трудовых показателей, основанных на использовании специфики региональных ресурсов; во-вторых, в разработке программы, как завершающего этапа социально-диагностической работы. Методика включает в себя рассмотрение показателей как мыслительных конструкций с применением социотехнических методов, а также уточнение модели социально-трудовой мобильности молодежи и конструирование наиболее оптимального варианта.
Заключительным этапом реализации такого подхода является оценка сконструированных показателей формирования социально-трудовой мобильности молодежи.
Комплексно-интегративный подход к построению социально-трудовой мобильности молодежи базируется на разработке комплекса методов диагностики и их внедрении в программу развития и формирования социально-трудового потенциала молодежи, с учетом региональных особенностей социальной и трудовой мобильности представителей данной социально-возрастной группы.
Комплексная интегративная методика на первом этапе включает в себя изучение следующих показателей: образовательного, экономического, социального, трудового, административного, общественно-политического и показатель культурно-духовного, психологического, физиологического, эмоционального, интеллектуального, коммуникационного, креативного, инновационного, личностного, квалификационного, профессионального и территориального ресурсов.
Второй этап данной методики включает в себя различные технологии (информационные, социоигровые, социопроектные, апробированные в системе среднего и высшего профессионального образования, учебных центров и предприятий региона, где осуществлялась диагностика социально-трудового потенциала молодежи).
Выбор среднего и высшего профессионального образования, учебных центров и предприятий региона как важнейших институциональных факторов социально-экономической и профориентационной среды региона обоснован авторской концепцией социально-трудовой мобильности молодого поколения.
Социологической основой авторской методики конструирования показателей социально-трудового потенциала молодежи, основанной на использовании специфики региональных ресурсов молодежи является концепция социально-трудовой мобильности [2-10]. Сутью данной концепции является внедрение и реализация технологий и принципов кластерной социально-экономической системы, которая имеет в своем содержании целенаправленное, организованное регулирование со-циально-профориентационной среды региона. При этом предусматривается интегрирование деятельности взаимосвязанных социально-экономических систем, обеспечивающих установление тесных преемственных связей между структурными и функциональными компонентами региона в соответствии со сформулированными концептуальными положениями. Оптимизация этих тенденций сводится к выявлению путей возможно более эффективного решения.
Социологический анализ моделирования в рамках концепции социально-трудовой мобильности молодежи основан на теоретической предпосылке о том, что моделирование является одной из форм конкретизации научного предвидения, последнее, в свою очередь, находится в сложном соотношении с равнопорядковыми экономическими и социальными категориями, которые имеют 262
различные формы конкретизации (целеполагание, соци-отехнические методы, моделирование) [11].
Суть авторской комплексной методики построения показателей социально-трудового потенциала молодежи может быть представлена в виде отдельных процедурных этапов.
На первом этапе осуществляется социальная диагностика социально-трудового потенциала молодежи, включающая в себя:
- исследование состояния здоровья, социальные условия, ценности, образование, семья, жизнь, эмоции и чувства, статус и т.д.;
- выявление знаний и возможностей повышать квалификацию, способностей к самообучению;
- исследование профессиональной подготовки и возможности молодого человека в области овладения различными видами трудовой деятельности;
Диагностический компонент в разном объеме присутствует в любой программе по развитию и формированию социально-трудового потенциала молодежи. Объектом диагностики могут быть социальная и профессиональная направленность исследуемого, мотива-ционная сфера, социальные условия, территориальные перемещения, статусные позиции [12,13].
Для изучения социально-трудового потенциала личности возникает необходимость в разработке комплексной многофакторной методике, которая включала бы в себя основные концептуальные составляющие.
Методика построения показателей социально-трудового потенциала молодежи применима для расчета и анализа величины регионального социально-трудового потенциала молодежи. Использование нашей методики позволит выделить приоритеты в деятельности государства, направленной на повышение адаптивного уровня населения и ее трудовых ресурсов, а значит, поможет повысить уровень конкурентоспособности экономики региона.
Методика включает в себя вопросы, позволяющие выявить уровень развития социально-трудового потенциала личности. В структуру методики входят следующие оценочные шкалы.
Социометрическая оценка методики. Общая социометрическая проверка методики включала структурный анализ, определение валидности и надежности показателей социально-трудового потенциала личности на 6-ти выборках опрашиваемых (119 человек 14 - 15 лет), (127 человек 16 - 17 лет), (123 человек 18 - 20 лет), (131 человек 21 - 23 года), (122 человек 24 - 26 лет), (129 человек 27 - 30 лет).
Валидность.
В ходе проведения факторного анализа, выдвинутые гипотезы во всех исследуемых возрастных группах, нашли подтверждение.
Надежность. Определение надежности методики осуществлялась с помощью метода тест-ретестовая надежность, который позволяет выявить показатель временной устойчивости тестовых оценок испытуемых при повторных исследованиях [14].
Коэффициент тест-ретестовой надежности определялся по показателям шкал одной и той же выборки в количестве 751 человек в возрасте от 14 до 30 лет, опрошенных с интервалом в 1 месяц, 6 месяцев. Результаты коэффициента тест-ретестовой надежности приведены в таблице 1.
Представленные данные в таблице 1 свидетельствуют о достаточно высокой надежности методики измерения показателей социально-трудового потенциала личности.
В результате, разработанная методика позволяет выявить показатели, характеризующие уровень развития регионального социально-трудового потенциала молодежи, выделить приоритеты повышения адаптивного уровня населения, трудовых ресурсов, а также конкурентоспособности экономики региона [15]._
Таблица 1- Тест-ретестовая надежность методики конструирования показателей социально-трудового потенциала личности
№ п'п Наименование шкалы Коэффициенты тест-ретестовой надежности
Этапы измерения
через 1 месяц черезб месяцев
1 Экономический ресурс 0,82 0,72
2 Социалвнынресурс 0,91 0,85
3 Оощественно-пслтический ресурс 0,80 0,66
4 Ад министративньзйр есурс 0,78 0,71
5 Культурно-духовный ресурс 0,89 0,78
6 Психологический ресурс 0,84 0,79
7 Психологический ресурс 0,90 0,83
физиологический ресурс 0,87 0,79
9 Эмоциональный р есурс 0,87 0,81
10 Коммуникативной ресурс 0,80 0,75
11 Интеллектуальныйр есурс 0,85 0,73
12 Креативный ресурс 0,79 0,67
13 Инновационной ресурс 0,88 0,76
14 Квалификационный ресурс 0,83 0,79
1? Пр офе с сиональныйр есурс 0,86 0,80
16 Террнтсриэльнынресурс 0,76 0,69
17 Лично етныйр есурс 0,81 0,78
18 Трудовой ресурс 0,84 0,80
19 Образовательный ресурс 0,89 0,87
На данном этапе - реализуется программа развития, и формирования социально-трудового потенциала как составной части социально-трудовой мобильности молодежи. С этой целью проводится:
- ознакомление с понятиями социальный и трудовой потенциалы человека;
- социально-экономические проблемы инновационной деятельности;
- общая характеристика профессий (построение про-фессиограмм);
- социотехнические, социоигровые, социопроектные механизмы развития и формирования социального и трудового потенциалов молодежи.
Данная программа развития и формирования социально-трудового потенциала молодежи направлена на формирование целостного представления о содержании и значении ресурсов человека в современных социально-экономических условиях. В ее содержании программы раскрываются смысл, цель, структура, средства деятельности, демонстрирующие возможность инновационный исследовательский подход.
Программа состоит из четырех блоков, каждый из которых построен в соответствии с принципами активного социального обучения. На каждом этапе программы совместная творческая деятельность реализуется в различной форме активных групповых занятий: 1) лекция и групповая дискуссия; 2) групповое взаимодействие; 3) социотехнические упражнения; 4) социоигра.
Вводное занятие закладывает основы понятийной структуры программы, в частности, в ней раскрываются такие понятия, как инновация, инновационный процесс, социально-трудовой потенциал молодежи, трудовые ресурсы региона, изучение и анализ таких показателей, как: образовательный, экономический, социальный и трудовой ресурсы, административный, общественно-политический, культурно-духовный, психологический, физиологический, эмоциональный, интеллектуальный и коммуникационный, креативный, инновационный и личностный, а также квалификационный, профессиональный и территориальный ресурсы.
Групповую дискуссию целесообразно проводить, а после того, как участники усвоят необходимый минимум новых понятий в области динамики социально-трудовых ресурсов.
Данная форма обучения открывает возможность для использования и актуализации индивидуального профессионального плана молодого человека и на основе рефлексии этого плана наметить перспективы развития и формирования социального и трудового потенциалов.
Социотехнические и социопроектные технологии побуждают учащихся к поиску средств социального и
трудового развития, важнейшим из которых является самоанализ и самопонимание, что дает возможность увидеть в себе самом как причины профессиональных, личностных, образовательных, культурно-духовных, эмоциональных коммуникационных проблем, так и внутренние источники, ресурсы для их успешного преодоления.
Тематика занятий разворачивается от простого к сложному, от когнитивной сферы к межличностному и внутриличностному взаимодействию, от сферы сознания к анализу бессознательных структур психики. В этой последовательности каждое занятие выступает как важный этап целостного профессионального и личностного развития.
Социоигра «Механизм развития и формирования социально-трудового потенциала молодежи» завершает программу. Данная игра проводится в конце изучения всей программы и служит обобщению и систематизации приобретенных профессиональных знаний, умений и навыков.
Разрабатывая данную программу, мы руководствовались принципом опережающего обучения, который является основополагающим приконструировании показателей социально-трудового потенциала молодежи, исследуемого с учетом специфики региональных ресурсов.
Результат данного моделирования состоит в том, что участник начинает более серьезно задумываться о своих социальных и профессиональных ориентирах, о возможностях и ограничениях профессионального самоопределения молодежи в конкретном социально-экономическом и региональном пространстве. В конце обучения предполагается обязательное ознакомление участвующих с результатами занятий и выработки рекомендаций. Полученные рекомендации могут отражать следующие сведения:
- как дифференцировать свои социальные и трудовые ресурсы;
- как соотносить свои профессиональные ориентиры и наклонности;
- какие профессии необходимо рассматривать первично, а какие вторично;
- как выработать свою индивидуально-профессиональную траекторию.
Итак, использование комплексной интегративной методики в области построения показателей социально-трудового потенциала молодежи характеризуется весьма разнообразным набором как общих, так и специфических методов исследования [16]. При этом социальная диагностика конструирования в рамках показателей социально-трудового потенциала молодежи является аналитическим процессом научного изучения и выявления, многоплановых причинно-следственных связей, позволяющих проникнуть в их глубину, установить последовательность и возможные направления дальнейшего развития и провести анализ наиболее проблемных областей социально-трудовой мобильности (см. табл.2).
Таблица 2 - Этапы реализации методики
Этапы методики Построение структурных элементов социально-трудового потенциала молодежи
I Проведение социальной диагностики показателей социально-трудового потенциала молодежи
II Реализация программы развития и формирования социально-трудового потенциала как составной части социально-трудовой мобильности молодежи
Важными этапами построения социально-трудового потенциала молодежи являются: 1) социальная диагностика показателей социально-трудового потенциала молодежи, 2) реализация программы развития и формирования социально-трудового потенциала как составной части социально-трудовой мобильности молодежи.
Нормативное измерение социально-трудового потенциала молодежи включает анализ поэтапного раз-
вития и формирования ресурсных показателей, что является основой комплексного интегративного подхода, базисом формирования социальной и трудовой мобильности молодежи.
Апробация разработанной методики и использование показателей социально-трудового потенциала молодежи была реализована в средних и высших профессиональных образовательных учреждениях Самарского региона. Методика позволяет определить величину реального социально-трудового потенциала молодежи, что способствует выявлению приоритетов в профессиональной деятельности, направленной на повышение адаптивного уровня молодежи и эффективную реализацию ее трудовых ресурсов, а значит, поможет повысить уровень конкурентоспособности экономики региона.
Таким образом, выявленные возможные структурные сдвиги в ресурсном (трудовом) обеспечении развития отраслей Самарского региона требуют внедрения предложенных технологий для достижения сопряженности приоритетных региональных проблем с интересами населения Приволжского федерального округа.
Для обеспечения сбалансированного развития и формирования социально-трудового потенциала молодежи необходимо внедрить инновационный механизм регулирования потоками трудовых ресурсов. Основные его принципы: а) социальная полезность, (что означает, прежде всего, необходимость анализа социально-трудовой потребности в регионе); б) сохранение и рациональное использование трудовых ресурсов территории (важно предотвратить отток из региона высококвалифицированных специалистов); в) социальная мотивация, то есть привлечение к реализации механизма различных участников рынка труда; формирование и развитие особой экономической зоны, как условия развития трудовых ресурсов; г) разграничение и интеграция действий окружных, местных органов власти и предпринимательских структур при реализации данного механизма регулирования.
В основе предлагаемой модели механизма регулирования перемещения потоков трудовых ресурсов, как части механизма управления социально-трудовым потенциалом молодежи лежит комплексно-интегративный подход. Он позволяет осуществлять выбор и реализацию решений, с одной стороны, с позиций рациональной миграции, занятости населения, развития образовательной деятельности, с другой - проведения активной кадровой политики предприятиями региона, т.е. обеспечивая взаимное согласование и интеграцию интересов населения - хозяйствующих субъектов - территории.
Коротко охарактеризуем основные направления стратегии кадровой дифференциации в условиях пассивной диверсификации экономики Самарского региона.
Миграционная политика должна быть направлена на активизацию трудоустройства работников в различные сферы деятельности внутри региона, осуществление квотирования рабочих мест на развивающихся предприятиях, расселение трудовых ресурсов с предоставлением более широкого спектра факторов повышения благосостояния и развития личности. Проведение в регионе политики занятости и развития рынка труда, отвечающих реалиям времени, требует обновления нормативно-правовой базы для стимулирования создания новых рабочих мест, совершенствования механизма социальной защиты безработных, развития традиционных форм занятости для населения.
Политику в сфере образования следует строить в направлении развития рынка образовательных услуг путем анализа сети образовательных учреждений на территории и интеграции субъектов образования, формирования регионального заказа на оказание образовательных услуг, организации непрерывного профессионального образования рабочей силы в регионе [17-24].
В рамках кадровой политики предприятий целесообразно трансформировать процессы найма персонала,
осуществить пересмотр его источников, сформировать новые требования к оценке качества работы специалистов, организации непрерывного обучения, условиям и процессу адаптации персонала.
Реализация механизма регулирования перемещения потоков трудовых ресурсов требует создания единой информационной службы региона. Это предусматривает формирование банка данных о вакансиях по профессиям и специальностям, как в данный момент времени, так и с учетом запросов на будущее; о возможностях повышения квалификации и существующих потребностях в переподготовке или других формах профессионального обучения, востребованность в которых определяется состоянием внешних и внутренних рынков труда. Имеющуюся информацию можно использовать для анализа эффективной реакции на происходящие изменения в социально-трудовой сфере региона.
Необходимо также обновить методы регулирования инфраструктуры жизнеобеспечения [16]. Государственные социальные стандарты в данной области отсутствуют, это не позволяет региону оперировать минимальными социальными нормативами, чтобы правильно осуществлять социально-трудовое планирование в регионе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Кижеватова В., Газетов В. Как сохранить и развить социально-трудовой потенциал российского общества // Человек и труд. 2010. № 7. С. 48-50.
2. Иванова Т.Н. Конструирование региональной концептуальной модели социально-трудовой мобильности и занятости молодежи // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 4. С. 25-27.
3. Иванова Т.Н. Теоретико-методологические подходы к изучению социально-трудовой мобильности и профессиональной ориентации молодежи // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 4. С. 28-30.
4. Иванова Т.Н. Процессуальные и результатные показатели как оценка эффективности конструирования региональной концептуальной модели социально-трудовой мобильности // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 2. С. 73-76.
5. Иванова Т.Н. Формирование социально-трудовой траектории как составной части системы социально-трудовой мобильности молодежи // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 57-59.
6. Иванова Т.Н. Скорость и интенсивность как основные показатели количественного анализа процессов социально-трудовой мобильности молодежи // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 142144.
7. Иванова Т.Н. О социально-психологической и экономической эффективности трудовой мобильности молодежи на рынке труда // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 126129.
8. Иванова Т.Н. Теоретико-методологические подходы к изучению социально-трудовой мобильности и профессиональной ориентации молодежи // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 70-72.
9. Иванова Т.Н. Социально-профессиональное ориентирование современной российской молодежи: структурный анализ // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 11-15.
10. Иванова Т.Н. Система принципов современного социально-трудового пространства // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 137-140.
11. Ежов И. В. Методика исследования духовно-нравственного самосознания личности в педагогической сфере // Мир психологии». 2008. № 2. С. 156-166.
12. Ермакова Е.Е., Арутюнов В.Е. Профессионализация и практики социального исключения. М., 2002.
13. Горбачева Н.Б. Экономическая социализация как социальная зрелость молодого поколения // Культура и образование: от теории к практике. 2015. Т. 1. № 1. С. 247-251.
14. Самыловский А.И. Математические модели и методы для социологов. Книга 2. Математическая статистика: учебник / А.И.Самыловский. М.: КДУ, 2009. 154 с.
15. Федосеев В.В. Экономико-математические модели и прогнозирование рынка труда. М.: Вузовский учебник. 2005. 144 с.
16. Нуреев P.M. Введение в институциональный анализ. Трансформация экономических институтов в постсоветской России (микроэкономический анализ). Выпуск XIV. М.: МОНФ. 2000. С. 8.
17. Батова Н.С., Шуварин М.В. Проблемы и перспективы развития рынка образовательных услуг // Вестник НГИЭИ. 2015. № 9 (52). С. 11-18.
18. Хоменко А.Д. Тенденции конъюнктуры рынка образовательных услуг высших учебных заведений // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2013. № 3. С. 28-31.
19. Цыбина О.Ю. К вопросу о формировании маркетинга образовательных услуг в России // Самарский научный вестник. 2013. № 3 (4). С. 77-78.
20. Васильчак С.В., Бабий Р.П. Направления усовершенствования развития сферы образовательных услуг // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 1. С. 83-86.
21. Подзигун С.Н. Теоретические аспекты развития рынка образовательных услуг в украине в контексте иностранного опыта // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 3. С. 77-80.
22. Сысоева Ю.Ю. Эффективность образовательной услуги организаций высшего образования // Вестник НГИЭИ. 2015. № 5 (48). С. 92-95.
23. Карзун И.Г. Анализ и оценка образовательных услуг в Украине // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 3. С. 37-39.
24. Терзи Н.В. Конкурентоспособность образовательной услуги и пути ее повышения в современных условиях // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 451-453.
Работа выполнена в рамках НИР темплана Проект № 383: «Работники промышленной и научно-технической сферы в условиях моногорода (на примере социологического анализа Тольятти)»