Научная статья на тему 'Конструирование региональной концептуальной модели социально-трудовой мобильности и занятости молодежи'

Конструирование региональной концептуальной модели социально-трудовой мобильности и занятости молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
121
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / REGION / МОДЕЛЬ / MODEL / МОЛОДЕЖЬ / YOUNG PEOPLE / СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / SOCIAL MOBILITY / ТРУДОВАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / LABOUR MOBILITY / КОНСТРУИРОВАНИЕ / DESIGN / ПОТЕНЦИАЛ / РЕСУРС / RESOURCE / ПРОФЕССИЯ / PROFESSION / РЫНОК / MARKET / СТАТУС / STATUS / ИНДИВИД / INDIVIDUAL / НАСЕЛЕНИЕ / POPULATION / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / DESIGNING / МЕТОД / СПЕЦИАЛИСТ / BUILDING / METHOD SPECIALIST

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Иванова Татьяна Николаевна

При конструировании региональной модели социально-трудовой мобильности молодежи важно учитывать ориентацию региона с учетом потребностей различных категорий исследуемой социально-возрастной группы в системе социально-трудовой динамики Самарского региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONSTRUCTION OF A REGIONAL CONCEPTUAL MODEL OF SOCIAL AND LABOR MOBILITY, AND YOUTH EMPLOYMENT

When designing a regional model of social and labor mobility of young people it is important to consider the orientation of the region taking into account the needs of different categories of the studied socio-age group in the system of social and labour dynamics of the Samara region.

Текст научной работы на тему «Конструирование региональной концептуальной модели социально-трудовой мобильности и занятости молодежи»

С. А. Ерилин, А. В. Лятин АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕДИТНОГО РИСКА ...

2. Костюченко Н.С. Анализ кредитных рисков / Н.С. Костюченко. - СПб.: ИТД «Скифия», 2010.-440с.

3. Курилова А.А., Курилов К.Ю. Хеджирование валютных и товарных рисков с использованием опционов предприятиями автомобильной промышленности // Аудит и финансовый анализ. - 2011. - № 2. - С. 132-137.

4. Власова Е.В., Викторова О.А. Порядок управления

налоговыми рисками в кредитной организации // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2013.№2(13). С.20-22.

5. Веселов В.В., Шерстобитова А.А. // Проблемы управления кредитным риском в банковском секторе. Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. 2013.№5.С.89-92.

© 2014

ASPECTS OF FORMATION OF CREDIT RISK AS AN ECONOMIC CATEGORY

S.A. Erilin, Financial Director of group of companies "Business partner" master A.V. Lyatin, Head of underwriting Department, ZAO FIA-BANK master

Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Annotation: The article considers the theoretical aspects of the formation of credit risk as an economic category. Presents three approaches to the definition of credit risk: determinirovannyi factor, stochastic and allocation. Identified issues necessary for identification, evaluation and management of credit risks for Russian banks.

Keywords: credit risk, economic category, risk management, deterministic factorial approach, the field of credit risk.

УДК 316.4

КОНСТРУИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ МОБИЛЬНОСТИ И ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ

© 2014

Т.Н. Иванова, заведующий кафедрой «Социология», доктор социологических наук, доцент Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация: При конструировании региональной модели социально-трудовой мобильности молодежи важно учитывать ориентацию региона с учетом потребностей различных категорий исследуемой социально-возрастной группы в системе социально-трудовой динамики Самарского региона.

Ключевые слова: регион,модель, молодежь, социальная мобильность, трудовая мобильность, конструирование, потенциал, ресурс, профессия, рынок, статус, индивид, население, проектирование, метод, специалист.

Конструирование региональной концептуальной модели социально-трудовой мобильности и занятости молодежи, предполагает разработку конкретных технологий. Данные технологии необходимы для того, чтобы упорядочить проектируемые механизмы исследуемой мобильности молодежи в современных условиях, и, таким образом, получить дополнительный ресурс управления данной мобильностью [6].

Говоря о конструировании региональной модели социально-трудовой мобильности молодежи важно учитывать ориентацию региона на потребности различных категорий исследуемой социально-возрастной группы в системе социально-трудовой динамики (стремление получить определенную профессию, стремление одновременно учиться и работать и др.).

Конструирование модели социально-трудовой мобильности молодежи предусматривает следующее: а) обоснование субъектной, активизирующей составляющей данной мобильности; б) выделение его деятель-ностного алгоритма, позволяющего проследить динамику перехода индивида в качественное новое состояние, характеризующееся изменением социального и трудового статуса; в) определение способов и форм повышения социальной и трудовой мобильности молодежи.

Конструирование региональной концептуальной модели исследуемой мобильности молодежи, рассмотрим понятие «регион», его полифакторность и многофункциональность в аспекте заявленной проблемы.

Термин «регион» чаще всего употребляется применительно к административно-территориальным образованиям российского государства. Под регионом понимается экономический район, пространство формирования рыночного хозяйства, состоящее из нескольких областей, краев, республик [2].

Происхождение понятия «регион» этимологически связано с понятием территории, а, следовательно, и пространства. Так в автореферате К.И. Виноградова приводятся следующие сведения: «Region - область, район, относящийся к какому-либо району, отдельной области, части страны, отличающейся от других совокупностью

естественных и (или) исторически сложившихся относительно устойчивых экономико-географических и иных особенностей, нередко сочетающихся с этническим составом населения. Это местное пространство, территориально ограниченное, построенное по территориальным признакам. Оно может быть не только внутренним, как административно-территориальное образование, но и в границах нескольких соседних единиц, в том числе и международным, межгосударственным [2].

При конструировании региональной концептуальной модели социально-трудовой мобильности молодежи необходимо учитывать также ситуацию на рынке труда, где конкурентоспособным является молодой специалист, который является не объектом каких-либо механизмов воздействия общества, социальных институтов, а субъектом, который несет ответственность за свою карьеру, который влияет на свою профессиональную жизнь, а также на социально-экономические процессы в своей профессиональной сфере.

Сложность и многогранность социально-экономических технологий, разнообразие подходов к их анализу привели к множеству определений сущности экономических тенденций. Среди них наиболее характерными являются трактовки социально-экономической технологии как «способа управления, регулирования и планирования социальных процессов» [1], «как конечного продукта социального проектирования, необходимого для обеспечения процессов воспроизводства и совершенствования деятельности, совокупности приемов, методов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей»[3], как социологической категории, обозначающей и характеризующей способ целенаправленного решения социальной проблемы в виде определенного набора процедур и операций, как средства практического достижения поставленных целей[4].

Социально-экономические технологии связаны с разработками методик результативного и рационального социального воздействия на процесс мобильности молодежи. Данное воздействие предусматривает механический не набор операций, а их систематизацию, соз-

дание алгоритмов.

Исследователь А.В. Кинчарова отмечает необходимость соблюдения определенных требований к содержанию, формам и методам воздействия[5]. К числу таких требований относятся следующие принципы:

- объективности (непредвзятое рассмотрение социально- экономической среды, ее развивающих и ограничивающих факторов, позволяющее исключать искажения при конструировании региональной концептуальной модели социально-трудовой мобильности молодежи);

- причинной обусловленности (поиск причин, выяснение закономерностей влияния социально-обусловленных и личностных на структурные элементы социальной и трудовой мобильности молодежи);

- принцип комплексного подхода при исследовании процессов конструирования региональной концептуальной модели социально-трудовой мобильности молодежи в системе общественных отношений.

Для оценки эффективности конструирования региональной концептуальной модели социально-трудовой мобильности молодежи необходимо учитывать процессуальные и результатные показатели. К процессуальным показателям могут быть отнесены оптимистическое видение индивидом своего профессионального будущего; его уверенное поведение на рынке труда; повышение социального и трудового статуса, профессиональной карьеры индивида.

На основе анализа направленности, содержания и применения техник нами выделены социально-экономические технологии конструирования региональной концептуальной модели социально-трудовой мобильности молодежи: образовательные, профориентационные, информационные, профессиональные, экономические, психологические, технологии социальной диагностики и моделирования.

Исследователь М.Г. Солнышкина предлагает различные технологии.

Эффективными образовательными показателями являются технологии теоретической подготовки выпускников на рынке труда: высокий уровень теоретической практической подготовки и навыков и умений использования знаний (в учебных заведениях появляются базовые предприятия).

В связи с высокими требованиями рынка труда к качеству подготовки молодежи в практику стали внедряться новые, эффективные образовательные технологии, среди которых выделились:

1) использование информационно-компьютерных продуктов (напр. аудио- и видеотренажеров), применяемых Самарским учебным центром открытого обучения;

2) практика дифференцированных сроков обучения (сроки варьируются в зависимости от времени появления у учащихся необходимых умений, а также требований к месту обучения, что практикуется в Сызранском центре обучения и повышения квалификации.

3) Отработка программ и методик для очно-заочной формы обучения, которые применяются в вузах Самарского региона для обучения молодежи.

Отметим, что внедрение данных новшеств позволило повысить качество подготовки обучающихся из числа безработной незанятой молодежи. Эти меры способствуют развитию социально-трудовой мобильности молодежи.

Уровень требований современного производства выше физических возможностей молодого поколения. Лишь 10% выпускников школ могут считаться совершенно здоровыми. 45-50% выпускников имеют морфо-функциональные отклонения. Существует объективное противоречие между представлениями студентов о своём самочувствии и их реальным состоянием здоровья.

Сохраняется ситуация, при которой молодёжь, активно включаясь в сферы образования и экономической занятости, не осознает стартовых возможностей своего здоровья, ослабляет их в результате не совсем здорового образа жизни, и, следовательно, сужает свои возможно-26

сти активной жизни. Это не столько результат беспечности молодости, сколько последствий действия объективных факторов. Вполне трудоспособных молодых людей, тем более имеющих значительный социально-трудовой потенциал, в современной России не так уж много.

Социально-трудовой потенциал включает в себя следующие основные компоненты:

- социальный потенциал (состояние здоровья, социальные условия, ценности, вопросы образования, семьи, жизни, эмоций и чувств, статуса);

- образовательный потенциал (наличие знаний и возможности молодого человека к усвоению новых знаний);

- профессиональный потенциал (наличие профессиональной подготовки и возможности молодого человека в области овладения различными видами трудовой деятельности);

- квалификационный потенциал (наличие определённого профессионального уровня и способность его повышения, освоения более сложного труда).

Важным показателем дееспособности в общественной и личной (семейной) жизни выступает трудовой потенциал молодого человека.

Это совокупность образовательных, профессиональных, квалификационных и других его возможностей. Одни молодые люди уже готовы к использованию своего трудового потенциала, в общественно полезной деятельности, у других он может быть востребован лишь в будущем.

Высоким является уровень требований к социально-психологической выживаемости в современном обществе. Одним из доказательств реального существования такой проблемы является возникновение среди молодёжи устойчивого страха «остаться безработным» или заболеть. Особое беспокойство в современной ситуации, наряду с обострением демографических процессов, вызывает снижение качества человеческого потенциала, а, стало быть, и трудового потенциала, духовного здоровья молодого человека. 18-23-летние, как правило, уже имеют, по крайней мере, среднее образование и определенную профессию. Но довольно часто эта профессия в обществе остаётся невостребованной. Молодёжи необходимо адаптироваться к самостоятельной жизни (социализироваться), активно включаться в процесс общественного производства именно в современных, т.е. далеко в не простых условиях.

В сбережении населения, особенно молодежи, в её профессиональной социализации роль образования трудно переоценить. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества. Образованность человека предполагает его социальную компетентность необходимую для успеха в жизни, в том числе для сохранения семьи, укрепления здоровья, воспитания детей, успешной конкуренции на рынке труда. Непрерывность образования, высокое качество образовательных услуг в значительной степени определяет высокое качество жизни.

Профессии, по которым готовятся специалисты в разной степени востребованы на региональных рынках труда. Всё определяется как спросом на этих специалистов, так и уровнем зарплаты. Установившийся в одно время в общественном сознании приоритет экономического и юридического образования оказывается в противоречии с основными тенденциями развития современного рынка труда. Противоречие между образовательными ориентациями молодёжи и реальными кадровыми потребностями современного общества углубляется и охватывает практически все основные молодёжные группы. Это неизбежно приводит к усилению конкуренции молодых людей на рынке труда, и чаще всего приводит к ухудшению реальной возможности получения ими работы в соответствии с желаемой профессией. Молодые люди стремятся расширить свою профессиональную подготовку сразу по нескольким специальностям.

Так, например, анализ профессиональной социализа-

Именно эта социально-демографическая группа стремится поскорее перейти из положения объекта в положение субъекта социально-трудовой деятельности. Молодёжь как социальная страта является одной из самых многочисленных и разнообразных по своей структуре и составляет около 33 млн. человек в возрасте 14-29 лет или 36% от численности всего населения в трудоспособном возрасте.

Определённая часть молодых людей пытается разрешить противоречие между довольно высокими потребительскими запросами и реальным материально-финансовым обеспечением их полноценного удовлетворения путём более раннего вступления в трудовую деятельность. Это тем более оказывается необходимым в условиях снижения уровня материального положения молодёжи. Это проявляется в увеличении числа молодых людей дополнительно подрабатывающих без отрыва от основного занятия - учебы в образовательных учреждениях. Растёт число поступающих на постоянную работу и обучающихся, без отрыва от производства. Они, как правило, учатся на вечерних и заочных отделениях.

Большое распространение получило стремление молодёжи пройти краткосрочную подготовку на разнообразных курсах, семинарах, стажировках. Легко заметить, что на региональном рынке «модные» профессии пользуются спросом. Они востребованы, поэтому они пользуются успехом и у молодых россиян.

В настоящее время снижен возраст для поступления на работу, приём на работу, согласно новому Трудовому кодексу РФ допускается с 14 лет.

Таким образом, социально-экономические технологии конструирования региональной концептуальной модели социальной и трудовой мобильности молодежи (образовательные, профориентационные, информационные, профессиональные, экономические, психологические, технологии социальной диагностики и моделирования) обеспечивают результативное и рациональное целенаправленное воздействие социальных и экономических технологий конструирования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Верховин В.И. Экономическая социология: учебное пособие: в 2 т. Т.1/ Под ред.В.И.Верховина.-2-е издание, дополненное и переработанное. М. : КДУ,2009. 410 с.

2. Виноградов К.И. Региональная модель управления социальными ресурсами Крайнего Севера.: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. Т., 2005 год. 23 с.

3. Возьмитель А.А., Осадчая Г.И. Образ жизни в России: Динамика изменений // Социологические исследования. 2010. №1. С 17.

4. Галиханова Ю.Р. Совершенствование регулирования социально-трудовой мобильности научно-педагогических работников негосударственных вузов (региональный аспект).: Автореф. дис. канд. социол. наук. У., 2009. 21 с.

5. Кинчарова А.В. Социальная мобильность населения Самарской области.: Автор. дис. ... канд. социол. наук......2005. 24.с.

6. Рязанцев И.П. Социология региона: учебное пособие для вузов по специальности 040201 «Социология». М.: КДУ, 2009. 408 с.

THE CONSTRUCTION OF A REGIONAL CONCEPTUAL MODEL OF SOCIAL AND LABOR

MOBILITY, AND YOUTH EMPLOYMENT

© 2014

T. N. Ivanova, head of the Department of Sociology, doctor of sociological Sciences, associate Professor

Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Annotation: When designing a regional model of social and labor mobility of young people it is important to consider the orientation of the region taking into account the needs of different categories of the studied socio-age group in the system of social and labour dynamics of the Samara region.

Key words: region,model, young people, social mobility, labour mobility, designing, building, resource, profession, market, status, individual, population, design, method specialist.

ции, проведённый в российских вузах, свидетельствует о том, что она наименее эффективна в технических вузах. Именно там наиболее низкий процент студентов, стремящихся работать по специальности. Профессиональная социализация оказывается успешной только в тех случаях, если молодой человек не только готов работать по специальности, которую он изучал ряд лет, но когда он обладает рядом качеств необходимых для любой профессии. Необходима ценностная установка на добросовестный труд, исполнительскую дисциплину и творчество.

Эффективность профессиональной социализации в значительной степени зависит от престижности специальности. В наилучшем положении находятся российские вузы, готовящие кадры по престижным профессиям, Престижность специальности определяет также мотивацию поступления в вуз, модель обучения, качество образования, число выпускников, освоивших определённые профессиональные роли.

Особенность современного этапа развития общества состоит в расширении спектра потенциальных возможностей выбора социального статуса для представителей молодых поколений, проходящих стадию активной социализации. Но это обусловливает серьёзные проблемы общественного, семейного и личностного характера.

Для современной молодёжи характерно стремление приспособиться к новым условиям хозяйствования и в соответствии с требованиями времени выбрать себе профессию. Более того, в будущем молодые люди готовы к смене профессий. Согласно проведенным социологическим исследованиям, решение молодых людей устроиться на работу определяется следующими мотивами:

- стремлением получить материальную независимость 66,3%;

- необходимость содержать семью 38,0%;

- потребностью в самоуважении, престижностью быть работающим человеком 37,5%;

- иметь интересную работу 24,1%;

- желанием «быть на людях», а не сидеть дома 20,0%;

- с мнением родных, знакомых 7,9%.

Но современное общество ставит молодежь в трудное положение. За чертой официального прожиточного минимуму находится одна треть молодых людей, а система профессионального образования такова, что до половины выпускников образовательных учреждений среднего и высшего образовательного уровня оказываются невостребованными, более двух третей получивших профессиональное образование работают не по специальности, более половины из них заняты неквалифицированным и малоквалифицированным трудом.

Поэтому намерены сменить место жительства или переехать в Москву, областной или краевой центр 55,6% опрошенных. Из них 63,1% готовы сделать это, желая иметь приличный заработок, а только 32,6% чтобы максимально реализовать свои профессиональные возможности. Таким образом, миграционные потоки идут преимущественно в более благополучные в экономическом отношении регионы. Основу их составляют рабочие высокой квалификации, студенты, молодые специалисты, но это ещё более углубляет и обостряет межрегиональные различия.

В первую очередь проблемы занятости отражаются на такой, многочисленной группе, как молодёжь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.