УДК 316.334.2
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ КООРДИНАЦИИ ДЕЙСТВИЙ РЕГИОНАЛЬНЫХ СТРУКТУР ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВЕКТОРОВ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ
МОБИЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
© 2016
Иванова Татьяна Николаевна, доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры «Социология»
Тольяттинский государственный университет (445667, Россия, г. Тольятти, ул. Белорусская, 16В, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье рассматриваются особенности экономического проектирования системы координации действий региональных структур по формированию векторов социально-трудовой мобильности населения. Автор анализирует современную экономику, которая становится не только сферой рыночных, но и сферой партнерских отношений всех участников экономической жизни, что предполагает их совместные усилия работника и работодателя по снижению противоречивости интересов. Совокупность современных инновационных процессов в экономике, затрагивающих технику, технологию, организацию производства, сопровождается заметными сдвигами в общественном сознании и общественных отношениях, порождаемые обогащением представлений наемного работника о своих правах и возможностях. В статье акцентируется внимание на выстраивании отношений между работником и работодателем, где автор отмечает необходимость посреднической и регулирующей роли государства в этих отношениях. А также подробно анализируются современные технологии профориентации, которые подразумевают проведение социально-психологической и профориентационной работы с населением.
Ключевые слова: экономика, проектирование, регион, мобильность, население, труд, социум, вектор, система, профориентация.
ECONOMIC SYSTEM DESIGN COORDINATION OF ACTION ON REGIONAL STRUCTURES VECTOR GENERATING SOCIAL AND LABOR MOBILITY OF THE POPULATION
© 2016
Ivanova Tatyana Nikolaevna, doctor of social sciences, associate professor, professor of "Sociology"
Togliatti State University (445667, Russia, Togliatti, St. Belorusskaya, 16B, e-mail: [email protected])
Abstract. The article deals with the features of economic coordination system design activities of regional structures for the formation of vectors of social and labor mobility. The author analyzes the modern economy, which is not only the area of the market, but also the scope of the partnership of all participants of economic life, which involves their joint efforts the employee and the employer to reduce the contradictory interests. The collection of modern innovation processes in the economy, affecting the equipment, technology, organization of production, accompanied by a marked shift in the public consciousness and social relations arising from employee representations enrichment of their rights and opportunities. The article focuses on building relationships between employee and employer, where the author points out the need for mediation and the regulatory role of the state in these respects. As well as detailed analysis of modern vocational guidance technology, which requires the organization of socio-psychological and career-oriented outreach.
Keywords: economy, design, district, mobility, population, labor, society, the vector system, career guidance.
Сложность и многогранность социально-экономических технологий, разнообразие подходов к их анализу привели к множеству определений сущности экономических тенденций. Среди них наиболее характерными являются трактовки социально-экономической технологии как «способа управления, регулирования и планирования социальных процессов» [1], «как конечного продукта социального проектирования, необходимого для обеспечения процессов воспроизводства и совершенствования деятельности, совокупности приемов, методов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей» [2], как социологической категории, обозначающей и характеризующей способ целенаправленного решения социальной проблемы в виде определенного набора процедур и операций, как средства практического достижения поставленных целей [3].
Социально-экономические технологии связаны с разработками методик результативного и рационального социального воздействия на процесс мобильности молодежи. Данное воздействие предусматривает механический не набор операций, а их систематизацию, создание алгоритмов.
Исследователь А.В. Кинчарова отмечает необходимость соблюдения определенных требований к содержанию, формам и методам воздействия [4]. К числу таких требований относятся следующие принципы:
- объективности (непредвзятое рассмотрение социально- экономической среды, ее развивающих и ограничивающих факторов, позволяющее исключать искажения при конструировании региональной концептуальной модели социально-трудовой мобильности молодежи);
- причинной обусловленности (поиск причин, выяснение закономерностей влияния социально-обусловленных и личностных на структурные элементы социальной и трудовой мобильности молодежи);
- принцип комплексного подхода при исследовании процессов конструирования региональной концептуальной модели социально-трудовой мобильности молодежи в системе общественных отношений.
Исследователь В.Стрельцов отмечает, что в процессе проведения работы по развитию социально-трудовой мобильности молодежи следует использовать передовые предприятия, организации и учреждения, оснащенные новой техникой и технологией, автоматическими системами управления, средствами механизации ручного труда. При этом одной из действенных форм по ознакомлению с профессиональной средой является организация экскурсий на объекты данных учреждений и предприятий [5].
Современные технологии профориентации подразумевают проведение социально-психологической работы (профессиональной ориентации (профориентации), ориентирующее в профессии (профориентационное) консультирование, индивидуальное психологическое консультирование и др.).
Профориентационное консультирование, связано с решением следующих основных вопросов:
- выбор человеком профессии (просветительская профориентационная социально-психологическая работа, проводимая профессиоведом);
- смена человеком профессии (или смена места работы, или изменение рабочих обязанностей);
- совершенствование и развитие профессиональных способностей, умений и навыков человека (психологическая профессиональная помощь и поддержка консуль-танта-профессиоведа);
- помощь человеку в самоорганизации его труда, повышение (укрепление) его работоспособности, работа, направленная на развитие возможностей социальной адаптации человека (помощь консультанта-профессио-
веда в планировании времени, отводимого на профессиональные занятия, формирование и развитие оптимального для человека индивидуального стиля деятельности, раскрытие приспособительных и совладающих способностей человека).
Реализация программ предусматривает следование 4 положениям. Перечислим их.
1. Планирование в определении плановых задач и методов их выполнения могут и должны участвовать работники наемного труда и коллективы.
2. Развитие механизмов участия коллективов работников в управлении производством, которые носят во многом формальный характер.
3. Развитие механизмов активизации работника и согласование его интересов с интересами предприятия, учреждениями и организациями, государства и общества, которые могут быть задействованы в процессе участия работника в управлении производством, в определении условий модернизации экономики, в формировании перспектив развития на ее различных уровнях.
4. Усиление материальной заинтересованности работника в результатах производства.
Современная экономика становится не только сферой рыночных, но и сферой партнерских отношений всех участников экономической жизни, что предполагает их совместные усилия работника и работодателя по снижению противоречивости интересов. Совокупность современных инновационных процессов в экономике, затрагивающих технику, технологию, организацию производства, сопровождается заметными сдвигами в общественном сознании и общественных отношениях, порождаемые обогащением представлений наемного работника о своих правах и возможностях.
Говоря о выстраивании отношений между работником и работодателем, следует отметить необходимость посреднической и регулирующей роли государства в этих отношениях. Этот механизм необходимо формировать в России на различных уровнях, включая и федеральный. С его помощью принимаются согласованные решения на будущее, которые уже сами по себе являются элементом планирования. Важно чтобы этот процесс согласования интересов не носил закрытого характера. Эти согласованные решения должны восприниматься трудовыми коллективами как принимаемые непосредственно ими.
Исследователь В. Ходжабекян отмечает, что повышение экономической активности населения, восстановление прерванной цепи воспроизводства рабочей силы, в частности, в отношении квалификации, создание предпосылок для эффективного функционирования социально-трудового потенциала общества - это приоритеты социальной и экономической политики государства, ключ к решению проблемы бедности, регулирования масштабов эмиграции, спасения генофонда нации. Необходима государственная политика стимулирования созидательных способностей нации с поощрением инвестиций, с использованием методов протекционизма и т.д. [6].
Сегодня необходимо эффективно использовать возможность создания рабочих мест путем организации и расширения имеющихся производств на базе переработки местных ресурсов, пользующихся большим спросом как внутри региона, так и за его пределами [7]. При этом следует учитывать, что существует определенная закономерность: создание рабочих мест служит фактором расширения производства товаров и услуг и на других участках экономики.
Содержание политики занятости не ограничивается трудоустройством зарегистрированных и скрытых безработных, необходимо обеспечивать эффективную занятость, развивая социально-трудовой потенциал молодежи. При этом занятость должна быть не целью, а средством, выплата пособий по безработице должна быть лишь одним из элементов политики занятости на рынке труда. Проблема заключается не в социальном обеспече-
нии безработных, а в повышении экономической активности населения в условиях научно-технического прогресса с целью достижения каждым соответствующего уровня жизни благодаря трудовой деятельности.
Цель активной политики занятости - разработка и претворение в жизнь системы мероприятий, повышающих конкурентоспособность населения, особенно в период осложнений на рынке труда. Она включает осуществление комплексных программ подготовки и профессиональной переподготовки кадров, организацию консультаций, содействие малому и среднему бизнесу, а также самозанятости, и обеспечение одинакового для всех правового поля [6].
Первоочередная задача, которая должна стать важнейшей составляющей программы социально-экономического развития региона - это создание новых рабочих мест.
Мобилизация социально-трудового потенциала молодежи предполагает формирование особого правого поля. Так целесообразно предоставить определенные льготы работодателям, которые создали рабочие места для лиц, впервые изъявивших желание работать, а также женщин и выпускников, следует сократить размеры выплат в государственный бюджет на социальное обеспечение.
Проблема безработицы и других диспропорций на рынке труда может быть смягчена только с помощью комбинации различных средств: стимулирования экономического роста, сокращения рабочей силы, создания эффективной системы переподготовки кадров [8-12].
Психологические технологии конструирования направлены на актуализацию внутренних резервов работника, формирование адекватного образа своего «Я» и своей будущей профессиональной деятельности.
Данные технологии конструирования социально-трудовой мобильности молодежи наиболее эффективны в групповых социально-психологических программах, отражающих поведение и деятельность работника с учетом сложившейся ситуации на рынке труда.
Групповые формы реализации социально-психологических программ выбраны с учетом их технологичности и эффективности. В них осуществляется социально-психологическая поддержка, формируется позитивное отношение к будущей профессиональной деятельности и мотивация достижения, являющиеся личностными факторами. Содержанием групповых программ являются формирование моделей поведения и деятельности.
Среди них модели:
1) экономические и профессиональные, включающие в себя ознакомление с основами маркетинга, механизмами рыночной торговли, моделирование «образа предпринимателя», характеристика предпринимательства как профессиональной деятельности;
2) психотехнические, формирующие профессионально-ориентированные интересы и склонности. Мотивацию достижения, навыки позитивной коммуникации, введения конструктивного диалога, поддержания ресурсного состояния;
3) социально-деловые, обучающие навыкам составления бизнес-планов. Заключения контрактов и договоров, ведения финансовых расчетов, оценки степени риска и его минимизации.
Ежеквартально в Самарской области г.о. Тольятти в групповых технологиях работы по конструированию социальной и трудовой мобильности населения (лекциях, беседах, тренингах) принимают участие до 1110 человек.
Решение этих задач осуществляется путем целенаправленного формирования психологических установок, приемов и способов овладения механизмами конструирования профессиональных ориентиров с применением видеотренингов. Использование этих технологий основано на том, что деятельностным этапам конструирования профессиональных планов предшествуют
их моделирование, а также психотерапевтические мероприятия и занятия по формированию таких структурных элементов профессиональных траекторий молодежи, как социально-профессиональные ориентации, процессы социально-трудовой адаптации и профессиональные выборы.
Этапами и процедурными элементами этих технологий являются:
психодиагностическое обследование. По результатам обследования на каждого участника составляется психологический профиль, и разрабатываются программы мониторинга профессионального становления.
Видеотренинг с элементами психотерапии. Применяются элементы сотрудничества как конструктивный способ общения и способы оптимизации контакта.
Практические занятия по развитию профессиональной активности личности, уверенного поведения на рынке труда, проектированию профессиональных ориентиров молодежи [13]. При этом формируются навыки и техники успешного поведения при поиске работы, нахождения вариантов вакансий, разговоров по телефону, общения, обсуждения индивидуальных вариантов резюме, методов успешного прохождения собеседования с работодателем и планирования профессиональной карьеры.
В результате реализации перечисленных технологий в личности происходят изменения, которые проявляются в повышении мотивации к трудоустройству, в соответствии уровня притязаний и реальных возможностей, в изменении локуса контроля.
Технологии социальной диагностики и моделирования. Для диагностики проблемных ситуаций, их социального анализа, создающих предпосылки для формирования альтернативных моделей действия используются диагностические технологии конструирования региональной концептуальной модели социально-трудовой мобильности молодежи, направленные на определение причинно-следственных отношений. Социальная диагностика предполагает сбор информации о социальном объекте и условиях его жизнедеятельности, а также использование полученной информации для разработки модели.
Целью диагностики состояния социального объекта является установление достоверности информации о нем и окружающей его среде, прогнозирование его возможных изменений и влияния на другие социальные объекты, а также выработка рекомендаций по моделированию.
Таким образом, социальную диагностику мы рассматриваем как звено преобразовательной практики в цикле: «социальный диагноз - прогноз-моделирование - ее реализация».
Разновидностью диагностических технологий конструирования региональной концептуальной модели социально-трудовой мобильности молодежи являются технологии диагностики направлений перемещений людей данной социально-возрастной группы: их социальный подъем, движение вверх, социальный спуск, движение вниз. Для данного направления типична ассиметрия: тот, кто стремится быть включенным в экономические отношения, хочет подниматься и не хочет опускаться по карьерной лестнице. При этом, восхождение чаще всего бывает добровольным, а нисхождение - вынужденным.
Социальная и трудовая мобильность молодежи измеряется двумя системами показателей. В первой единицей счета выступает индивид, во второй - статус.
Диагностический анализ конструирования концепции предполагает использование в качестве социальных показателей таких характеристик, как совокупный объем (или масштаб), мобильности, определяет количество перемещений по всем стратам вместе, а дифференцированный - по отдельным стратам, слоям, классам. Изменения социально-трудовой мобильности молодежи 244
описываются следующими показателями: коэффициент мобильности выхода из социального слоя, тип стратификации, объем мобильности, дистанция мобильности, единицей дистанции мобильности, где выступает шаг перемещений.
Социологический анализ процесса конструирования региональной концептуальной модели социально-трудовой мобильности молодежи базируется на социально-прогностическом подходе и технологиях социальной диагностики, которые состоят в рассмотрении молодежи как социально - демографической группы в условиях меняющегося общества [14-22].
Одной из перспективных технологий современной прогностики в области социологии является социологическое прогнозирование. Возможности данного прогнозирования в области конструирования региональной концептуальной модели социально-трудовой мобильности молодежи могут быть успешно реализованы через систему социально-профориентационной среды региона [23], разработку и обоснование инновационной технологии формирования социально-трудового потенциала молодежи, внедрения образовательного кластера, с реализацией паритетного финансирования и формирования симметричных отношений работодателя и работника на рынке труда.
Потребность в новых технологиях возникает тогда, когда имеется проблемная ситуация и осознана необходимость нового, необычного способа ее регулирования и оптимизации. Часто недооценивается роль диагностики и прогнозирования как базовых технологий. Потребность в новых технологиях возникает тогда, когда имеется проблемная ситуация и осознана необходимость нового необычного способа ее регулирования и оптимизации. При этом недооценивается роль моделирования и систематизации как базовых технологий.
Нами разработана модель трудовой консолидации, как новой системы отношений «работник-работодатель» в структуре производственного поведения. Исследователь В.И. Верховин отмечает, что отношения «работник-работодатель» представляют собой сложную научную и практическую проблему. Данные отношения можно формально рассматривать так: 1) симметричные (равноправные) в смысле взаимовыгодного согласования интересов двух сторон, 2) как несимметричные, где преимущества при заключении контракта находятся на стороне работодателя, 3) как несимметричные, где преимущества при заключении контракта находятся на стороне работника [24].
Очевидно, что механизмы сцепления экономических интересов работников и работодателей (хозяев, менеджеров) могут быть различными. В соответствии с этим мотивация и стимулы как тех, так и других могут существенно отличаться по содержанию. Но даже если пренебречь этими обстоятельствами и допустить, что в основе контрактных отношений лежит только экономический расчет, то и тогда невозможно установить абсолютное равновесие интересов, потому что рыночная конъюнктура постоянно изменяется, а это соответственно изменяет баланс интересов и может нарушать режим максимизации выгод, которые перераспределяются между сторонами контракта [25]. Дисбаланс интересов усложняют расчеты эффективности производственных организаций. В результате система контрактов между работником и работодателем, на основании которых работодатель ориентируется на определенную эффективность (оптимизируя производственную функцию фирмы), не может гарантировать того, что эта эффективность будет реально достигнута [26].
В свою очередь, И.А. Виктин подчеркивает, что, оптимизация производственной функции во многом зависит от тесноты связи интересов хозяина (менеджера) и наемных работников, которые им привлекаются. В данном случае эта связь определяется устойчивостью контрактных отношений и обязательств, которые за ними Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 4(17)
стоят, а также тех выгод, которые получают стороны в результате выполнения этих обязательств [27].
На микроэкономическом уровне отношения работника и работодателя будут определяться режимами максимизации выгоды каждого из них. Для работника это означает, что он добровольно (на основе контракта) включится в определенную систему подчинения (производственной дисциплины) при условии выполнения работодателем своих обязательств. Для работодателя
— что нанятый им работник обеспечит необходимую величину предельного продукта труда, внося свой вклад в функцию максимизации выгоды (прибыли) фирмы на рабочем месте. Очевидно, что это функциональное соотношение может быть устойчивым при наличии множества условий и факторов, которые нельзя полностью учесть, количественно измерить и исчислить. Вклад работника в производственный процесс как его агента все время изменяется как по субъективным, так и по объективным причинам. То же самое наблюдается и со стороны работодателя.
Если даже допустить, что отношение экономического обмена между ними будет взаимовыгодным с объективной точки зрения, то есть не будет иных альтернатив выполнения контракта, то можно допустить субъективную асинхронность их интересов. Она, в свою очередь, является функцией множества обстоятельств. Так, например, на оценку баланса затрат и компенсаций профессиональных ресурсов работников могут воздействовать психологические и групповые факторы — субъективные и интерсубъективные критерии механизмов социального сравнения и обмена [28].
Устойчивость контрактных отношений всегда относительна, а это порождает потенциально или реально дисфункцию в отношениях обмена. В крайних своих вариантах эта дисфункция со стороны работника по отношению к работодателю понимается как эксплуатация. Со стороны работодателя по отношению к работнику
— как рестрикционизм, то есть использование человеческих ресурсов предприятия с целью максимизации своей личной выгоды.
Исследователь Н.Ф. Наумова отмечает, что исторически сложился его асимметричный баланс в пользу работодателя [29]. Однако существуют две объективные тенденции преодоления асимметрии в контрактных отношениях.
Итак, на основании вышеизложенного, следует отметить, что указанные тенденции, связанные с выравниванием позиций наемных работников и работодателей в рамках рынка и производственной организации, определяются не только степенью развитости тех институциональных структур гражданского общества, которые это равновесие обеспечивают. Оно в значительной степени зависит от индивидуальной позиции каждого работника, его умения самостоятельно адаптироваться к конъюнктуре рынка и осуществлять в автономном режиме поиск наиболее оптимальных форм занятости.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Верховин В.И. Экономическая социология: учебное пособие: в 2 т. Т.1/ Под ред. В.И.Верховина.-2-е издание, дополненное и переработанное. М.:КДУ,2009. 410 с.
2. Возьмитель А.А., Осадчая Г.И. Образ жизни в России: Динамика изменений // Социологические исследования. 2010. №1. С 17.
3. Галиханова Ю.Р. Совершенствование регулирования социально-трудовой мобильности научно-педагогических работников негосударственных вузов (региональный аспект).: Автореф. дис. канд. социол. наук. У., 2009. 21 с.
4. Кинчарова А.В. Социальная мобильность населения Самарской области.: Автор. дис. ... канд. социол. наук......2005. 24.с.
5. Стрельцов В. Конкурентоспособность и профессиональная мобильность работника // Человек и труд.
2009. № 1. С. 45-47.
6. В. Ходжабекян, Проблемы национальной политики занятости, «Управление», 2000, №3. С.7-9.
7. Горбачева Н.Б. Взгляд молодежи на профессиональный выбор и востребованность профессий на рынке труда // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 7-9.
8. Иванова Т.Н. О социально-психологической и экономической эффективности трудовой мобильности молодежи на рынке труда // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 126129.
9. Холомина О.А., Курилова А.А. Молодежный парламент как механизм формирования резерва управленческих кадров // Балтийский гуманитарный журнал.
2014. № 3. С. 96-98.
10. Деркаченко В.Н. Многомерный анализ безработицы в регионах России // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. Т. 1. № 2 (18). С. 159165.
11. Голубкова И.В., Амутнов А.И. Женская безработица на рынке труда Пензенской области // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 4. С. 16-18.
12. Герасименко В.Г. Проблемы интеграции регионального рынка труда и системы дополнительного профессионального образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 34-37.
13. Попова И.П. Влияние дополнительного профессионального образования на положение работников различных социально-профессиональных групп // Социологические исследования. 2010. №2. С. 92-100.
14. Иванова Т.Н. Формирование социально-трудовой траектории как составной части системы социально-трудовой мобильности молодежи // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 57-59.
15. Иванова Т.Н. Конструирование региональной концептуальной модели социально-трудовой мобильности и занятости молодежи // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 4. С. 25-27.
16. Голубкова И.В. Трудовая мобильность в России // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс.
2015. Т. 1. № 6 (28). С. 293-298.
17. Иванова Т.Н. Скорость и интенсивность как основные показатели количественного анализа процессов социально-трудовой мобильности молодежи // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 142144.
18. Иванова Т.Н. Теоретико-методологические подходы к изучению социально-трудовой мобильности и профессиональной ориентации молодежи // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 4. С. 28-30.
19. Иванова Т.Н. Процессуальные и результатные показатели как оценка эффективности конструирования региональной концептуальной модели социально-трудовой мобильности // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 2. С. 73-76.
20. Иванова Т.Н. Теоретико-методологические подходы к изучению социально-трудовой мобильности и профессиональной ориентации молодежи // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 70-72.
21. Иванова Т.Н. Система принципов современного социально-трудового пространства // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 137-140.
22. Кондратенко Е.В. Актуальные проблемы современной молодежи как индикатор уровня социальной безопасности российского общества // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. Т. 1. № 2 (18). С. 83-87.
23. Попова Н., Бочкова Н. Роль государства в регулировании регионального рынка труда // Человек и труд.
2010. № 5. С. 39- 41.
24. Верховны В.И. Экономическая социология: учебное пособие: в 2 т. Т.2/ Под ред. В.И.Верховина. -2-е издание, дополненное и переработанное. М.:КДУ,2009. 356 с.
25. Возьмитель А.А., Осадчая Г.И. Образ жизни в России: Динамика изменений // Социологические исследования. 2010. №1. С 17.
26. Виктин И.А. Особенности профессионального самоопределения старшеклассников региона // Регионология. Саранск, 2002. № 3. С.15-21.
27. Агурбаш Н.Г. Малое предпринимательство в России и промышленно развитых странах. М.: Анкил, 2000.
28. Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. 2001 г. С.16-17.
29. Уильямсон О. Указ. Соч. С. 400, 414-415.
Работа выполнена в рамках НИР темплана Проект № 383: «Работники промышленной и научно-технической сферы в условиях моногорода (на примере социологического анализа Тольятти)»