Научная статья на тему 'Процессуальные и результатные показатели как оценка эффективности конструирования региональной концептуальной модели социально-трудовой мобильности'

Процессуальные и результатные показатели как оценка эффективности конструирования региональной концептуальной модели социально-трудовой мобильности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
117
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / REGION / МОДЕЛЬ / MODEL / МОЛОДЕЖЬ / YOUNG PEOPLE / СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / SOCIAL MOBILITY / ТРУДОВАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / LABOUR MOBILITY / КОНСТРУИРОВАНИЕ / DESIGNING / ПОТЕНЦИАЛ / РЕСУРС / RESOURCE / ПРОФЕССИЯ / PROFESSION / РЫНОК / MARKET / СТАТУС / STATUS / ИНДИВИД / INDIVIDUAL / НАСЕЛЕНИЕ / POPULATION / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / DESIGN / МЕТОД / СПЕЦИАЛИСТ / BUILDING / METHOD SPECIALIST

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Иванова Татьяна Николаевна

При конструировании региональной модели социально-трудовой мобильности молодежи важно учитывать ориентацию региона с учетом потребностей различных категорий исследуемой социально-возрастной группы в системе социально-трудовой динамики Самарского региона. Социально-экономические технологии связаны с разработками методик результативного и рационального социального воздействия на процесс мобильности молодежи. Данное воздействие предусматривает механический не набор операций, а их систематизацию, создание алгоритмов. Высоким является уровень требований к социально-психологической выживаемости в современном обществе. Одним из доказательств реального существования такой проблемы является возникновение среди молодёжи устойчивого страха «остаться безработным» или заболеть. Особое беспокойство в современной ситуации, наряду с обострением демографических процессов, вызывает снижение качества человеческого потенциала, а, стало быть, и трудового потенциала, духовного здоровья молодого человека. 18-23-летние, как правило, уже имеют, по крайней мере, среднее образование и определенную профессию. Но довольно часто эта профессия в обществе остаётся невостребованной. Молодёжи необходимо адаптироваться к самостоятельной жизни (социализироваться), активно включаться в процесс общественного производства именно в современных, т.е. далеко в не простых условиях. Эффективность профессиональной социализации в значительной степени зависит от престижности специальности. В наилучшем положении находятся российские вузы, готовящие кадры по престижным профессиям, Престижность специальности определяет также мотивацию поступления в вуз, модель обучения, качество образования, число выпускников, освоивших определённые профессиональные роли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCORING PROCEDURAL AND INDICATORS AS PERFORMANCE EVALUATION OF REGIONAL CONSTRUCTION CONCEPTUAL MODEL OF SOCIAL AND LABOR MOBILITY

The author analyzes the research methodology of social and occupational mobility of young people in the context of an integrated approach, organize to achieve different scientific fields. The author examines the socio-professional orientation of today''s youth as part of the socio-structural analysis, interpreting and explaining the main features of economic action. In a study of problems of social and labor mobility and professional orientation of young people, we rely also on the basic tenets of the theory of structuralism. Structuralism is the result of the desire of researchers to study the forms of social life in order to better define the subject of sociology. Social forms arise from the interaction of individuals. Sociologists studying these forms of social life, has the ability to discover laws of social development. The system of social and labor mobility of young people allows you to emphasize certain stages: the level of actions (processes aimed at the realization of the goal, the formation of the socio-economic system of vocational education for young people) and the level of operations (processes of professional self-determination of youth as a way to fulfill the purpose). These levels will further otrazheny criteria in structuring social and labor mobility in the development of integrative socio-economic system of continuity of operations of institutions, enterprises and organizations of the region in labor and social mobility of young people. In the study of labor mobility in the labor market is of great importance to study the age composition of the population. This is determined by the fact that, on the one hand, for a fixed retirement age increases the duration of the training component at the present stage of 10-15 years of general and vocational training. On the other hand, extends the period of active work of the current generation of workers as a result of improved quality of life.

Текст научной работы на тему «Процессуальные и результатные показатели как оценка эффективности конструирования региональной концептуальной модели социально-трудовой мобильности»

УДК 316.4

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ И РЕЗУЛЬТАТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ КАК ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНСТРУИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ МОБИЛЬНОСТИ

© 2015

Т.Н. Иванова, заведующий кафедрой «Социология», доктор социологических наук, доцент Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация: При конструировании региональной модели социально-трудовой мобильности молодежи важно учитывать ориентацию региона с учетом потребностей различных категорий исследуемой социально-возрастной группы в системе социально-трудовой динамики Самарского региона. Социально-экономические технологии связаны с разработками методик результативного и рационального социального воздействия на процесс мобильности молодежи. Данное воздействие предусматривает механический не набор операций, а их систематизацию, создание алгоритмов. Высоким является уровень требований к социально-психологической выживаемости в современном обществе. Одним из доказательств реального существования такой проблемы является возникновение среди молодёжи устойчивого страха «остаться безработным» или заболеть. Особое беспокойство в современной ситуации, наряду с обострением демографических процессов, вызывает снижение качества человеческого потенциала, а, стало быть, и трудового потенциала, духовного здоровья молодого человека. 18-23-летние, как правило, уже имеют, по крайней мере, среднее образование и определенную профессию. Но довольно часто эта профессия в обществе остаётся невостребованной. Молодёжи необходимо адаптироваться к самостоятельной жизни (социализироваться), активно включаться в процесс общественного производства именно в современных, т.е. далеко в не простых условиях. Эффективность профессиональной социализации в значительной степени зависит от престижности специальности. В наилучшем положении находятся российские вузы, готовящие кадры по престижным профессиям, Престижность специальности определяет также мотивацию поступления в вуз, модель обучения, качество образования, число выпускников, освоивших определённые профессиональные роли.

Ключевые слова: регион,модель, молодежь, социальная мобильность, трудовая мобильность, конструирование, потенциал, ресурс, профессия, рынок, статус, индивид, население, проектирование, метод, специалист.

Конструирование модели социально-трудовой мобильности молодежи предусматривает следующее: а) обоснование субъектной, активизирующей составляющей данной мобильности; б) выделение его деятель-ностного алгоритма, позволяющего проследить динамику перехода индивида в качественное новое состояние, характеризующееся изменением социального и трудового статуса; в) определение способов и форм повышения социальной и трудовой мобильности молодежи.

Конструирование региональной концептуальной модели исследуемой мобильности молодежи, рассмотрим понятие «регион», его полифакторность и многофункциональность в аспекте заявленной проблемы.

Термин «регион» чаще всего употребляется применительно к административно-территориальным образованиям российского государства. Под регионом понимается экономический район, пространство формирования рыночного хозяйства, состоящее из нескольких областей, краев, республик [2].

Происхождение понятия «регион» этимологически связано с понятием территории, а, следовательно, и пространства. Так в автореферате К.И. Виноградова приводятся следующие сведения: «Region - область, район, относящийся к какому-либо району, отдельной области, части страны, отличающейся от других совокупностью естественных и (или) исторически сложившихся относительно устойчивых экономико-географических и иных особенностей, нередко сочетающихся с этническим составом населения. Это местное пространство, территориально ограниченное, построенное по территориальным признакам. Оно может быть не только внутренним, как административно-территориальное образование, но и в границах нескольких соседних единиц, в том числе и международным, межгосударственным [2].

При конструировании региональной концептуальной модели социально-трудовой мобильности молодежи необходимо учитывать также ситуацию на рынке труда, где конкурентоспособным является молодой специалист, который является не объектом каких-либо механизмов воздействия общества, социальных институтов, а субъектом, который несет ответственность за свою карьеру, который влияет на свою профессиональную жизнь, а также на социально-экономические процессы в своей профессиональной сфере.

Сложность и многогранность социально-экономиче-

ских технологий, разнообразие подходов к их анализу привели к множеству определений сущности экономических тенденций. Среди них наиболее характерными являются трактовки социально-экономической технологии как «способа управления, регулирования и планирования социальных процессов» [1], «как конечного продукта социального проектирования, необходимого для обеспечения процессов воспроизводства и совершенствования деятельности, совокупности приемов, методов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей»[3], как социологической категории, обозначающей и характеризующей способ целенаправленного решения социальной проблемы в виде определенного набора процедур и операций, как средства практического достижения поставленных целей[4].

Социально-экономические технологии связаны с разработками методик результативного и рационального социального воздействия на процесс мобильности молодежи. Данное воздействие предусматривает механический не набор операций, а их систематизацию, создание алгоритмов.

Исследователь А.В. Кинчарова отмечает необходимость соблюдения определенных требований к содержанию, формам и методам воздействия[5]. К числу таких требований относятся следующие принципы:

- объективности (непредвзятое рассмотрение социально- экономической среды, ее развивающих и ограничивающих факторов, позволяющее исключать искажения при конструировании региональной концептуальной модели социально-трудовой мобильности молодежи);

- причинной обусловленности (поиск причин, выяснение закономерностей влияния социально-обусловленных и личностных на структурные элементы социальной и трудовой мобильности молодежи);

- принцип комплексного подхода при исследовании процессов конструирования региональной концептуальной модели социально-трудовой мобильности молодежи в системе общественных отношений.

Для оценки эффективности конструирования региональной концептуальной модели социально-трудовой мобильности молодежи необходимо учитывать процессуальные и результатные показатели. К процессуальным показателям могут быть отнесены оптимистическое видение индивидом своего профессионального будущего; его уверенное поведение на рынке труда;

повышение социального и трудового статуса, профессиональной карьеры индивида.

На основе анализа направленности, содержания и применения техник нами выделены социально-экономические технологии конструирования региональной концептуальной модели социально-трудовой мобильности молодежи: образовательные, профориентационные, информационные, профессиональные, экономические, психологические, технологии социальной диагностики и моделирования.

Исследователь М.Г. Солнышкина предлагает различные технологии.

Эффективными образовательными показателями являются технологии теоретической подготовки выпускников на рынке труда: высокий уровень теоретической практической подготовки и навыков и умений использования знаний (в учебных заведениях появляются базовые предприятия).

В связи с высокими требованиями рынка труда к качеству подготовки молодежи в практику стали внедряться новые, эффективные образовательные технологии, среди которых выделились:

1) использование информационно-компьютерных продуктов (напр. аудио- и видеотренажеров), применяемых Самарским учебным центром открытого обучения;

2) практика дифференцированных сроков обучения (сроки варьируются в зависимости от времени появления у учащихся необходимых умений, а также требований к месту обучения, что практикуется в Сызранском центре обучения и повышения квалификации.

3) Отработка программ и методик для очно-заочной формы обучения, которые применяются в вузах Самарского региона для обучения молодежи.

Отметим, что внедрение данных новшеств позволило повысить качество подготовки обучающихся из числа безработной незанятой молодежи. Эти меры способствуют развитию социально-трудовой мобильности молодежи.

Уровень требований современного производства выше физических возможностей молодого поколения. Лишь 10% выпускников школ могут считаться совершенно здоровыми. 45-50% выпускников имеют морфо-функциональные отклонения. Существует объективное противоречие между представлениями студентов о своём самочувствии и их реальным состоянием здоровья.

Сохраняется ситуация, при которой молодёжь, активно включаясь в сферы образования и экономической занятости, не осознает стартовых возможностей своего здоровья, ослабляет их в результате не совсем здорового образа жизни, и, следовательно, сужает свои возможности активной жизни. Это не столько результат беспечности молодости, сколько последствий действия объективных факторов. Вполне трудоспособных молодых людей, тем более имеющих значительный социально-трудовой потенциал, в современной России не так уж много.

Социально-трудовой потенциал включает в себя следующие основные компоненты:

- социальный потенциал (состояние здоровья, социальные условия, ценности, вопросы образования, семьи, жизни, эмоций и чувств, статуса);

- образовательный потенциал (наличие знаний и возможности молодого человека к усвоению новых знаний);

- профессиональный потенциал (наличие профессиональной подготовки и возможности молодого человека в области овладения различными видами трудовой деятельности);

- квалификационный потенциал (наличие определённого профессионального уровня и способность его повышения, освоения более сложного труда).

Важным показателем дееспособности в общественной и личной (семейной) жизни выступает трудовой потенциал молодого человека.

Это совокупность образовательных, профессиональ-

ных, квалификационных и других его возможностей. Одни молодые люди уже готовы к использованию своего трудового потенциала, в общественно полезной деятельности, у других он может быть востребован лишь в будущем.

Высоким является уровень требований к социально-психологической выживаемости в современном обществе. Одним из доказательств реального существования такой проблемы является возникновение среди молодёжи устойчивого страха «остаться безработным» или заболеть. Особое беспокойство в современной ситуации, наряду с обострением демографических процессов, вызывает снижение качества человеческого потенциала, а, стало быть, и трудового потенциала, духовного здоровья молодого человека. 18-23-летние, как правило, уже имеют, по крайней мере, среднее образование и определенную профессию. Но довольно часто эта профессия в обществе остаётся невостребованной. Молодёжи необходимо адаптироваться к самостоятельной жизни (социализироваться), активно включаться в процесс общественного производства именно в современных, т.е. далеко в не простых условиях.

В сбережении населения, особенно молодежи, в её профессиональной социализации роль образования трудно переоценить. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества.

Образованность человека предполагает его социальную компетентность необходимую для успеха в жизни, в том числе для сохранения семьи, укрепления здоровья, воспитания детей, успешной конкуренции на рынке труда. Непрерывность образования, высокое качество образовательных услуг в значительной степени определяет высокое качество жизни [6-12].

Профессии, по которым готовятся специалисты в разной степени востребованы на региональных рынках труда. Всё определяется как спросом на этих специалистов, так и уровнем зарплаты. Установившийся в одно время в общественном сознании приоритет экономического и юридического образования оказывается в противоречии с основными тенденциями развития современного рынка труда. Противоречие между образовательными ориентациями молодёжи и реальными кадровыми потребностями современного общества углубляется и охватывает практически все основные молодёжные группы. Это неизбежно приводит к усилению конкуренции молодых людей на рынке труда, и чаще всего приводит к ухудшению реальной возможности получения ими работы в соответствии с желаемой профессией. Молодые люди стремятся расширить свою профессиональную подготовку сразу по нескольким специальностям.

Так, например, анализ профессиональной социализации, проведённый в российских вузах, свидетельствует о том, что она наименее эффективна в технических вузах. Именно там наиболее низкий процент студентов, стремящихся работать по специальности.

Профессиональная социализация оказывается успешной только в тех случаях, если молодой человек не только готов работать по специальности, которую он изучал ряд лет, но когда он обладает рядом качеств необходимых для любой профессии [13-18]. Необходима ценностная установка на добросовестный труд, исполнительскую дисциплину и творчество.

Эффективность профессиональной социализации в значительной степени зависит от престижности специальности. В наилучшем положении находятся российские вузы, готовящие кадры по престижным профессиям, Престижность специальности определяет также мотивацию поступления в вуз, модель обучения, качество образования, число выпускников, освоивших определённые профессиональные роли.

Особенность современного этапа развития общества состоит в расширении спектра потенциальных возможностей выбора социального статуса для представителей

молодых поколений, проходящих стадию активной социализации. Но это обусловливает серьёзные проблемы общественного, семейного и личностного характера.

Для современной молодёжи характерно стремление приспособиться к новым условиям хозяйствования и в соответствии с требованиями времени выбрать себе профессию. Более того, в будущем молодые люди готовы к смене профессий. Согласно проведенным социологическим исследованиям, решение молодых людей устроиться на работу определяется следующими мотивами:

- стремлением получить материальную независимость 66,3%;

- необходимость содержать семью 38,0%;

- потребностью в самоуважении, престижностью быть работающим человеком 37,5%;

- иметь интересную работу 24,1%;

- желанием «быть на людях», а не сидеть дома 20,0%;

- с мнением родных, знакомых 7,9%.

Но современное общество ставит молодежь в трудное положение. За чертой официального прожиточного минимуму находится одна треть молодых людей, а система профессионального образования такова, что до половины выпускников образовательных учреждений среднего и высшего образовательного уровня оказываются невостребованными, более двух третей получивших профессиональное образование работают не по специальности, более половины из них заняты неквалифицированным и малоквалифицированным трудом.

Поэтому намерены сменить место жительства или переехать в Москву, областной или краевой центр 55,6% опрошенных. Из них 63,1% готовы сделать это, желая иметь приличный заработок, а только 32,6% чтобы максимально реализовать свои профессиональные возможности. Таким образом, миграционные потоки идут преимущественно в более благополучные в экономическом отношении регионы. Основу их составляют рабочие высокой квалификации, студенты, молодые специалисты, но это ещё более углубляет и обостряет межрегиональные различия.

В первую очередь проблемы занятости отражаются на такой, многочисленной группе, как молодёжь. Именно эта социально-демографическая группа стремится поскорее перейти из положения объекта в положение субъекта социально-трудовой деятельности. Молодёжь как социальная страта является одной из самых многочисленных и разнообразных по своей структуре и составляет около 33 млн. человек в возрасте 14-29 лет или 36% от численности всего населения в трудоспособном возрасте.

Определённая часть молодых людей пытается разрешить противоречие между довольно высокими потребительскими запросами и реальным материально-финансовым обеспечением их полноценного удовлетворения путём более раннего вступления в трудовую деятельность. Это тем более оказывается необходимым в условиях снижения уровня материального положения молодёжи. Это проявляется в увеличении числа молодых людей дополнительно подрабатывающих без отрыва от основного занятия - учебы в образовательных учреждениях [1924]. Растёт число поступающих на постоянную работу и обучающихся, без отрыва от производства. Они, как правило, учатся на вечерних и заочных отделениях.

Большое распространение получило стремление молодёжи пройти краткосрочную подготовку на разнообразных курсах, семинарах, стажировках. Легко заметить, что на региональном рынке «модные» профессии пользуются спросом. Они востребованы, поэтому они пользуются успехом и у молодых россиян.

В настоящее время снижен возраст для поступления на работу, приём на работу, согласно новому Трудовому кодексу РФ допускается с 14 лет.

Таким образом, социально-экономические технологии конструирования региональной концептуальной модели социальной и трудовой мобильности молодежи

(образовательные, профориентационные, информационные, профессиональные, экономические, психологические, технологии социальной диагностики и моделирования) обеспечивают результативное и рациональное целенаправленное воздействие социальных и экономических технологий конструирования [25-28].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Верховин В.И. Экономическая социология: учебное пособие: в 2 т. Т.1/ Под ред.В.И.Верховина.-2-е издание, дополненное и переработанное. М. : КДУ,2009. 410 с.

2. Виноградов К.И. Региональная модель управления социальными ресурсами Крайнего Севера.: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. Т., 2005 год. 23 с.

3. Возьмитель А.А., Осадчая Г.И. Образ жизни в России: Динамика изменений // Социологические исследования. 2010. №1. С 17.

4. Галиханова Ю.Р. Совершенствование регулирования социально-трудовой мобильности научно-педагогических работников негосударственных вузов (региональный аспект).: Автореф. дис. канд. социол. наук. У., 2009. 21 с.

5. Кинчарова А.В. Социальная мобильность населения Самарской области.: Автор. дис. ... канд. социол. наук......2005. 24.с.

6. Слесарев Ю.В. Концептуальная структура проектирования педагогической системы формирования социальной компетентности студентов вуза // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 4 (19). С. 157-160.

7. Гудалина Т.А. Содержательная характеристика социально-профессиональной компетентности педагогов специализированных учреждений // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 46-49.

8. Севенюк С.А., Парфенова Т.А. Формирование социально-психологической компетентности будущих педагогов в современном образовательно-воспитательном пространстве вуза // Самарский научный вестни к. 2013. № 1 (2). С. 35-37.

9. Жданкина И.Ю., Смирнов А.Н., Шамин Е.А. Предпосылки и факторы, влияющие на конкурентоспособность образовательных услуг организаций высшего образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014. № 4 (30). С. 113-119.

10. Слесарев Ю.В. Модель социального поведения в контексте формирования интегративно-аксиологиче-ского базиса социальной компетентности студентов // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. Т. 1. № 2 (18). С. 69-75.

11. Кузьмина К.В., Харитонова Е.А. Об обеспечении качества образовательных услуг (на примере самарской области) // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2014. № 6 (38). С. 71-78.

12. Васильчак С.В., Бабий Р.П. Направления усовершенствования развития сферы образовательных услуг // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 1. С. 8386.

13. Разуваев С.Г., Разуваев И.С. Профессиональная социализация и профессиональное самоопределение обучающихся в многоуровневом образовательном комплексе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 99-102.

14. Сысоева Ю.Ю., Шамин Е.А. Повышение эффективности деятельности образовательных организаций // Вестник НГИЭИ. 2014. № 9 (40). С. 119-124.

15. Моисее В.Б., Волков С.Н., Жаткин Д.Н., Сергеева С.В., Вагаева О.А. Реализация принципов непрерывности и интеграции в системе многоуровневого профессионального образования // XXI век: итоги про-

шлого и проблемы настоящего плюс. 2012. № 3 (07). С. 140-147.

16. Землянский В.В., Плетминцев В.В. Проблема профессиональной социализации студентов в открытой образовательной среде колледжа // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 4 (19). С. 140-142.

17. Криводонова Ю.Е., Денисова О.П. Влияние деза-даптивных механизмов социализации на профессиональное становление личности слепых и слабовидящих // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 3. С. 22-27.

18. Парменов А.А. О проблемах социализации и морального выбора личности в современном обществе // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 35-39.

19. Иванова Т.Н. Теоретико-методологические подходы к изучению социально-трудовой мобильности и профессиональной ориентации молодежи // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 70-72.

20. Бураева В.Г. Сущность и содержание профессиональной мобильности студентов как педагогической категории // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 3. С. 51-54.

21. Бекоева М.И. Формирование профессиональной мобильности студентов как важная составляющая проблемы трудоустройства выпускников вуза // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 3. С. 27-30.

22. Любохинец Л.С. Внедрение концепции социального партнерства в практику регулирования социально-трудовых отношений // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2013. № 5 (31). С. 16-24.

23. Еременко Т.А. Адаптация выпускников как критерий профессиональной мобильности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 1 (16). С. 83-85.

24. Самиева О.Б., Сбитнева А.Н. Психолого-педагогические проблемы академической мобильности в современной системе образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 4. С. 57-60.

25. Иванова Т.Н. Скорость и интенсивность как основные показатели количественного анализа процессов социально-трудовой мобильности молодежи // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 142-144.

26. Иванова Т.Н. О структурных элементах социально-трудовой мобильности молодежи на рынке труда // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 15-18.

27. Захаров А.Н. Современное состояние и проблемы эффективности использования трудовых ресурсов в сельскохозяйственных организациях // Вестник НГИЭИ. 2014. № 11 (42). С. 26-41.

28. Иванова Т.Н. Социально-трудовой потенциал молодежи как стратегический ресурс современного общества (на примере самарской области) // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 114-116.

SCORING PROCEDURAL AND INDICATORS AS PERFORMANCE EVALUATION OF REGIONAL CONSTRUCTION CONCEPTUAL MODEL OF SOCIAL AND LABOR MOBILITY

© 2015

T. N. Ivanova, head of the Department of Sociology, doctor of sociological Sciences, associate Professor

Togliatti state University, Togliatti (Russia)

Abstract: In the construction of a regional model of social and occupational mobility of young people is important to consider the orientation of the region to meet the needs of different categories of the study of social and age group in the social and labor dynamics of the Samara region. Socio-economic technology related to the development of effective and efficient methods of social impact on the process of youth mobility. This provides mechanical impact is not a set of operations, and their systematization, creation of algorithms. Is a high level of requirements for social and psychological survival in modern society. One proof of the actual existence of such a problem is arisen among youth-novena sustainable fear "to remain unemployed" or ill. Of particular concern in the present situation, along with the aggravation of demographic processes, causes a decrease in the quality of human potential and, consequently, labor potential, duhovnogo healthy young man. 18-23-year-olds tend to already have at least a high school education and a particular profession. But quite often this profession in society remains unclaimed. Young people need to adapt to independent living (socialize), actively involved in the process of social production is a modern, ie, far in difficult conditions. The effectiveness of professional socialization is largely dependent on the prestige of the specialty. In the best position are Russian universities preparing personnel for the prestige of the profession, specialty Kudos also determines the motivation of entering the university, teaching model, the quality of education, the number of graduates who have mastered certain professional roles.

Keywords: region, model, young people, social mobility, labour mobility, designing, building, resource, profession, market, status, individual, population, design, method specialist.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.