Научная статья на тему 'Формирование социально-трудовой траектории как составной части системы социально-трудовой мобильности молодежи'

Формирование социально-трудовой траектории как составной части системы социально-трудовой мобильности молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАЕКТОРИЯ / ПРОФЕССИЯ / PROFESSION / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / SOCIAL MOBILITY / ТРУДОВАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / LABOR MOBILITY / РЫНОК ТРУДА / LABOR MARKET / СПЕЦИАЛЬНОСТЬ / SPECIALTY / АКТИВНОСТЬ / ACTIVITY / ВЫБОРКА / SAMPLING / ИССЛЕДОВАНИЕ / RESEARCH / УЧАЩИЕСЯ / STUDENTS / ПЛАНЫ / PLANS / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ЗАНЯТОСТЬ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / VOCATIONAL GUIDANCE / РАБОТА / WORK / PATH / SELF-EMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Татьяна Николаевна

Рыночные реформы способствовали развитию стагнацированности социально-трудовых траекторий у городских и сельских школьников к выбору рабочих профессий, которые достаточно высоко их оценивали, нынешние выпускники, независимо от национальности, в основном, выбирают специальности и профессии непроизводственной сферы, требующие высшего образования. Автор рассмотривает проблемы с точки зрения эмпирических исследований. Проблема социально-трудовой мобильности молодежи (возраст 14-30 лет) стоит особо остро. Специфичность данной демографической группы состоит в том, что в нее входят лица, только вступающие в жизнь, делающие свой выбор во всех сферах жизнедеятельности. Именно эта категория населения наиболее активна в своем самоопределении в силу юношеского оптимизма и мобильности. Результаты, полученные автором в ходе опросов и ранее осуществляемых социологических исследований по схожей тематике, свидетельствуют о том, что до рыночных реформ городские и сельские школьники намного чаще выбирали рабочие профессии и достаточно высоко их оценивали, нынешние выпускники-горожане, независимо от национальности, в основном, выбирают специальности и профессии непроизводственной сферы, требующие высшего образования. В статье подводятся итоги анализа исследования, что может констатировать, что рыночные реформы способствовали развитию стагнацированности социально-трудовых траекторий у городских и сельских школьников к выбору рабочих профессий, которые достаточно высоко их оценивали, нынешние выпускники, независимо от национальности, в основном, выбирают специальности и профессии непроизводственной сферы, требующие высшего образования. Профориентационная работа осуществляется эпизодически, в то же время надо отметить, что профориентационные мероприятия, проводимые в школах, не вызывают у молодежи интереса, о чем свидетельствуют отчеты служб занятости, материалы СМИ, а также наши собственные наблюдения. Выделены особенности выпускников школ: это ориентирование выпускников на высшее образование в промышленности и инфраструктуре собственного поселения. Практически не согласованы планы молодежи по профессиональному самоопределению в Самарском регионе, городах и сельских районах, о видах профессионального труда, классификации профессий, характеристики специальностей по различным параметрам, о состоянии рынка труда, потребности в специалистах и рабочих, возможностях трудоустройства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SOCIAL AND LABOR TRAJECTORY AS A COMPONENT OF SOCIAL AND LABOR MOBILITY OF YOUNG PEOPLE

Market reforms contributed to the development of social and labor stagnatsirovannosti trajectories in urban and rural students to the choice of blue-collar occupations, which is high enough they assessed the current graduates, regardless of nationality, mainly chosen profession and specialty non-productive areas for higher education. Author maps the problems from the standpoint of empirical studies. The problem of social and labor mobility of young people (aged 14-30 years) is particularly acute. The specificity of this demographic group is that it includes persons who are just entering into life, to make their choice in all spheres of life. This category of the population is most active in its self-determination by virtue of youthful optimism and mobility. The results obtained by the author during interviews and previously conducted sociological research on related subjects suggest that market reforms to urban and rural students more often chose the blue-collar occupations and high enough they assessed the current graduates citizens, regardless of nationality, mainly selected specialty and profession of non-productive areas for higher education. The article summarizes the analysis of the study, which may be stated that market reforms have contributed to the development of social and labor stagnatsirovannosti trajectories in urban and rural students to the choice of blue-collar occupations, which is high enough they assessed the current graduates, regardless of nationality, mainly chosen specialty and unproductive profession requiring higher education. Vocational guidance work is carried out sporadically, at the same time it should be noted that the career guidance activities carried out in schools, do not cause young people's interest, as evidenced by reports of employment services, media materials, as well as our own observations. The features of high school graduates: is the focus on higher education graduates in industry and infrastructure of their own settlement. Virtually no agreed plans of young people in professional self-determination in the Samara region, urban and rural areas, about the kinds of professional work, the classification of professions, specialties characteristics of various parameters on the state of the labor market, the need for specialists and workers, employment opportunities.

Текст научной работы на тему «Формирование социально-трудовой траектории как составной части системы социально-трудовой мобильности молодежи»

М.Д.Дьячковская, Н.И. Мерлина ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭТНОМАТЕМАТИКИ...

педагогические науки

27. Presmeg N.C. Ethnomathematics and academic mathematics: The didactic interface [paper presented in working group 21]. The Teaching of Mathematics in Different Cultures, ICME-8. Seville, Spain. 1996. July

28. Vithal, R., Skovsmose, 0. The end of innocence:

A critique of ethnomathematics // Educational Studies in Mathematics, 34. 1997. p.131-57 29. Gilmer G.ADefinition ofEthnomathematics // Newsletters of the international study group on ethnomathematics. Vol. 11, No. 1, 1995. [Электронный ресурс]. -

PROCESS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF ETHNOMATEMATICS AT FOREIGN

SCHOOL

© 2015

M.D. Dyachkovskaya, postgraduate student

North-Eastern Federal University, Yakutsk (Russia) N.I. Merlina, doctor of pedagogical sciences, candidate of physical and mathematical sciences, professor, head of the «Method of teaching mathematics» Department

Chuvash State University, Cheboksary (Russia)

Abstract. The article shows the problem of studying of the process of formation and development of ethnomathematics at foreign school. The main content of research makes the analysis of scientific and pedagogical literature, newsletters of the International research group on ethnomathematics (to The International Study Group on Ethnomathematics - ISGeM). On the basis of the analysis attempt of establishment of a periodization of formation and development of ethnomathematics is made. The basic facts which promoted development of ethnomathematics as areas of new scientific researches are elicited and systematized. The essence of the concept «ethnomathematics» of researches of foreign scientists, its role in the training in mathematics is revealed. The scientific research conducted by us in this aspect creates, in our opinion, a basis for studying of development of ethnomathematical ideas at domestic school. In domestic mathematical education the idea of the ethnomathematics accorfing to the analysis of pedagogical literature of different years, isn't new. Moreover it has nearly one and a half century background in Russia. In the 80th of the XIX century V.V Bobynin, the first Russian scientist on mathematics stories, suggested to collect monuments of the Russian national mathematics. In modern conditions the idea of ethnomathematics is applied by mathematics teachers as an implementer of ethnocultural and national and regional components, ethnomathematical approach and methods of training are applied in teaching mathematics as technology of the praktiko-focused training. Recently the use of local history, historical and folklore mathematical tasks become more actual.

Keywords: ethnomathematics, multicultural mathematics, mathematical education, a periodization of formation and development of ethnomathematics at foreign school, social and cultural problems in mathematical education.

УДК 316.4

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ ТРАЕКТОРИИ КАК СОСТАВНОЙ ЧАСТИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ МОБИЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖИ

© 2015

Т.Н. Иванова, заведующий кафедрой «Социология», доктор социологических наук, доцент Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация: Рыночные реформы способствовали развитию стагнацированности социально-трудовых траекторий у городских и сельских школьников к выбору рабочих профессий, которые достаточно высоко их оценивали, нынешние выпускники, независимо от национальности, в основном, выбирают специальности и профессии непроизводственной сферы, требующие высшего образования. Автор рассмотривает проблемы с точки зрения эмпирических исследований. Проблема социально-трудовой мобильности молодежи (возраст 14-30 лет) стоит особо остро. Специфичность данной демографической группы состоит в том, что в нее входят лица, только вступающие в жизнь, делающие свой выбор во всех сферах жизнедеятельности. Именно эта категория населения наиболее активна в своем самоопределении в силу юношеского оптимизма и мобильности. Результаты, полученные автором в ходе опросов и ранее осуществляемых социологических исследований по схожей тематике, свидетельствуют о том, что до рыночных реформ городские и сельские школьники намного чаще выбирали рабочие профессии и достаточно высоко их оценивали, нынешние выпускники-горожане, независимо от национальности, в основном, выбирают специальности и профессии непроизводственной сферы, требующие высшего образования. В статье подводятся итоги анализа исследования, что может констатировать, что рыночные реформы способствовали развитию стагнацированности социально-трудовых траекторий у городских и сельских школьников к выбору рабочих профессий, которые достаточно высоко их оценивали, нынешние выпускники, независимо от национальности, в основном, выбирают специальности и профессии непроизводственной сферы, требующие высшего образования. Профориентационная работа осуществляется эпизодически, в то же время надо отметить, что профориентацион-ные мероприятия, проводимые в школах, не вызывают у молодежи интереса, о чем свидетельствуют отчеты служб занятости, материалы СМИ, а также наши собственные наблюдения. Выделены особенности выпускников школ: это ориентирование выпускников на высшее образование в промышленности и инфраструктуре собственного поселения. Практически не согласованы планы молодежи по профессиональному самоопределению в Самарском регионе, городах и сельских районах, о видах профессионального труда, классификации профессий, характеристики специальностей по различным параметрам, о состоянии рынка труда, потребности в специалистах и рабочих, возможностях трудоустройства.

Ключевые слова: траектория, профессия, образование, молодежь, социальная мобильность, трудовая мобильность, рынок труда, специальность, активность, выборка, исследование, учащиеся, планы, самоопределение, занятость, профориентация, работа, образование.

Проблема социально-трудовой мобильности населения наиболее активна в своем самоопределении в молодежи (возраст 14-30 лет) стоит особо остро. силу юношеского оптимизма и мобильности. Специфичность данной демографической группы Исходя из поставленной цели изучения факторов состоит в том, что в нее входят лица, только вступающие воздействующих на различных этапах выбора в жизнь, делающие свой выбор во всех сферах молодежи профессиональной сферы деятельности жизнедеятельности [1; 2; 3; 4]. Именно эта категория образовательного учреждения, образа жизни и места

Т.Н. Иванова педагогические

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ ТРАЕКТОРИИ... науки

работы, в рабочий исследовательский инструментарий была включена разработка социологического исследования.

При осуществлении исследования «Социально-профессиональное самоопределение молодежи в условиях крупного промышленного города» методом анкетного опроса в ноябре-декабре 2013 года, при генеральной совокупности - 3254 человек, выборочная совокупность составила 732 человек - выпускники 9 и 11 классов средних школ города Тольятти, 126 человек-выпускников школ поселка Поволжский Самарской области, также методом случайной выборки были опрошены учащиеся профессиональных технических колледжей Автозаводского района города Тольятти. При генеральной совокупности обучающихся в 565 человек, выборочная совокупность составила 238 человек. Результатом пилотажного исследования явилась адаптация уже существующих анкет для изучения круга факторов, влияющих на социально-трудовую мобильность молодежи.

Всего было опрошено 732 человек (6,2 %) общеобразовательных школ города Тольятти. Выпускников 9-х классов - 376 человек, из них 182 юношей и 194 девушки, выпускников 11-х классов - 356 человек, соответственно - 149 и 207. Анкета содержит ряд вопросов позволяющих выявить уровень информированности выпускников о ситуации на рынке труда и образования Самарского региона и определить круг факторов, влияющих на выбор профессии. Что касается объективных характеристик личности, то среди них были выделены пол, класс, социально-профессиональный статус родителей.

Учитывая ситуацию, в которой находились учащиеся в момент опроса, мы сконцентрировали внимание на образовательных и профессиональных планахучащихся 9 и 11 классов города Тольятти, необходимость конкретной постановки которых старшеклассникам диктует сама жизнь. Одним из важнейших факторов воздействия на профессиональное самоопределение является время выбора профессии и конкретного учебного заведения, в котором желал бы обучаться будущий специалист. По результатам исследования в целом для выпускников характерна высокая активность социально-трудовой мобильности: подавляющее большинство опрошенных уже имеют определенные планы на будущее.

Таким образом, можно сделать вывод, что к завершению 11 класса школьники уже имеют осознанные жизненные планы по дальнейшему направлению своей трудовой деятельности. Анкетировать данную аудиторию на освоение рабочих специальностей на ОАО «АВТОВАЗ» или других предприятиях практически бесперспективное занятие, за исключением случаев, когда такое решение было принято школьниками раньше. Результаты опросов показывают слабое знание учащимися учебных заведений, существующих в городе: не обозначены ряд ПТУ, ссузов, готовящих студентов по дефицитным специальностям, а также не просматривается возможность обучения в филиалах различных учебных заведений в гг. Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Хабаровске и других. Структура профессиональных устремлений выпускников представлена нами по семи группам профессий (правоохранительные органы; здравоохранение; экономика, финансы, управление; сфера обслуживания; работники культуры и искусства; работники транспорта; работники связи). Необходимо отметить, что никто из учащихся при планировании будущей профессиональной деятельности не имеет намерения пойти работать в систему образования или в коммерческие структуры. Возможно, непрестижность профессии и низкий уровень зарплаты преподавателей сформировали у учащихся стойкое нежелание работать с подрастающим поколением. Отношение к предпринимательству также оставляет желать лучшего вследствие того, что большинство молодых людей считают данную деятельность кримина-58

лизированной и опасной.

Таким образом, результаты, полученные нами в ходе опросов и ранее осуществляемых социологических исследований по схожей тематике, свидетельствуют о том, что до рыночных реформ городские и сельские школьники намного чаще выбирали рабочие профессии и достаточно высоко их оценивали, нынешние выпускники-горожане, независимо от национальности, в основном, выбирают специальности и профессии непроизводственной сферы, требующие высшего образования. Несколько отличаются от полученных по городскому округу Тольятти данных результаты опроса школьников 11- и 9-х классов поселка Поволжский Комсомольского района. Было опрошено (87,2% выпускников), выбор в отношении будущей профессии и образовательного учреждения характеризуется большей реалистичностью, чем у выпускников школ города. Определяя престижными профессии юриста, экономиста, программиста, большинство выпускников планирует учиться на специальности, обеспечивающие им освоение профессий, связанных с производительным трудом в реальном секторе экономики (инженеры транспорта и связи). Также называются профессии в области здравоохранения, образования. Степень влияния различных факторов на выбор профессии школьниками оценивалась по пятибалльной шкале. Например, такой фактор, как советы родителей, у школьников выпускных классов занимает вторую позицию после фактора «собственное мнение». Необходимо отметить, что, на наш взгляд, направленность на высшее образование и получение престижных профессий формируется чаще всего именно под воздействием родительских амбиций. Самые низкие оценки получили факторы формирования социально-трудовой мобильности как «информация служб занятости» (0,35 балла у 9-классников и 0,71 балла у 11-классников), «совет специалиста-профконсультанта» (0,49 балла и 0,68 балла), «профориентационные мероприятия в школе» (1,58 балла и 0,59 балла). Из этого можно сделать вывод, что профориентационная работа не осуществляется или осуществляется эпизодически.

Подводя итоги анализа исследования, можно констатировать, что рыночные реформы способствовали развитию стагнацированности социально-трудовых траекторий у городских и сельских школьников к выбору рабочих профессий, которые достаточно высоко их оценивали, нынешние выпускники, независимо от национальности, в основном, выбирают специальности и профессии непроизводственной сферы, требующие высшего образования. Профориентационная работа осуществляется эпизодически, в то же время надо отметить, что профориентационные мероприятия, проводимые в школах, не вызывают у молодежи интереса, о чем свидетельствуют отчеты служб занятости, материалы СМИ, а также наши собственные наблюдения. Выделены особенности выпускников школ: это ориентирование выпускников на высшее образование в промышленности и инфраструктуре собственного поселения [5]. Практически не согласованы планы молодежи по профессиональному самоопределению в Самарском регионе, городах и сельских районах, о видах профессионального труда, классификации профессий, характеристики специальностей по различным параметрам, о состоянии рынка труда, потребности в специалистах и рабочих, возможностях трудоустройства [6; 7].

Важной теоретико-методологической проблемой является изучение экономического измерения социально-профессионального самоопределения молодежи в современном российском обществе.

Анализ выявленных новых тенденций и изменений в системе профессиональной ориентации как фактора оптимизации социально-трудовой мобильности молодежи, где проведен социологический анализ изменения в рейтинге профессий среди выпускников школ, раскрывает критерии престижности на фоне изменения ценностно-Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2(11)

педагогические науки

Т.Н. Иванова

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ ТРАЕКТОРИИ...

нормативной системы и мотивационной сферы выбора профессий [8-14].

Таким образом, в настоящее время необходимо разрабатывать инновационные технологии по формированию социально-трудовой траектории как составной части системы социально-трудовой мобильности молодежи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Иванова Т.Н. О структурных элементах социально-трудовой мобильности молодежи на рынке труда // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 1518.

2. Самиева О.Б., Сбитнева А.Н. Психолого-педагогические проблемы академической мобильности в современной системе образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 4. С. 57-60.

3. Бекоева М.И. Формирование профессиональной мобильности студентов как важная составляющая проблемы трудоустройства выпускников вуза // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 3. С. 27-30.

4. Иванова Т.Н. Конструирование региональной концептуальной модели социально-трудовой мобильности и занятости молодежи // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 4. С. 25-27.

5. Григорьева Э.Н. Непрерывное образование как фактор развития профессионально-квалифицированного потенциала предприятия (на материалах ОАО «ТатНефть».: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. К., 2007. 23 с.

6. Иванова Т.Н. Теоретико-методологические подходы к изучению социально-трудовой мобильности и профессиональной ориентации молодежи // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014.

№ 4. С. 28-30.

7. Иванова Т.Н. Социально-трудовой потенциал молодежи как стратегический ресурс современного общества (на примере самарской области) // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 114-116.

8. Леонидова Г.В., Устинова К.А. Образовательный потенциал молодежи как ресурс модернизации // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 4 (28). С. 172-178.

9. Иванова Т.Н. К вопросу создания кластерной образовательной непрерывной профессиональной системы самарского региона // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 58-60.

10. Горбачева Н.Б. Выбор трудовой и профессиональный деятельности современной молодежи (на примере г. тольятти) // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 107-109.

11. Иванова Т.Н. К вопросу о готовности выпускников вузов к профессиональной деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 60-63.

12. Ильясов М.И.О. Выбор профессии и социализация личности учащихся // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 4 (15). С. 82-85.

13. Варфоломеева Т.П. Социально-психологические аспекты изучения профессий системы «человек-человек» // Самарский научный вестник. 2013. № 4. С. 49-52.

Т.Н. Социально-профессиональное молодежи в условиях крупного города (опыт социологического примере г.о.тольятти) // Карельский

14. Иванова самоопределение промышленного исследования на

научный журнал. 2014. № 4. С. 60-61.

FORMATION OF SOCIAL AND LABOR TRAJECTORY AS A COMPONENT OF SOCIAL AND LABOR

MOBILITY OF YOUNG PEOPLE

© 2015

T. N. Ivanova, head of the Department of Sociology, doctor of sociological Sciences, associate Professor

Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Abstract: Market reforms contributed to the development of social and labor stagnatsirovannosti trajectories in urban and rural students to the choice of blue-collar occupations, which is high enough they assessed the current graduates, regardless of nationality, mainly chosen profession and specialty non-productive areas for higher education. Author maps the problems from the standpoint of empirical studies. The problem of social and labor mobility of young people (aged 14-30 years) is particularly acute. The specificity of this demographic group is that it includes persons who are just entering into life, to make their choice in all spheres of life. This category of the population is most active in its self-determination by virtue of youthful optimism and mobility. The results obtained by the author during interviews and previously conducted sociological research on related subjects suggest that market reforms to urban and rural students more often chose the blue-collar occupations and high enough they assessed the current graduates citizens, regardless of nationality, mainly selected specialty and profession of non-productive areas for higher education. The article summarizes the analysis of the study, which may be stated that market reforms have contributed to the development of social and labor stagnatsirovannosti trajectories in urban and rural students to the choice of blue-collar occupations, which is high enough they assessed the current graduates, regardless of nationality, mainly chosen specialty and unproductive profession requiring higher education. Vocational guidance work is carried out sporadically, at the same time it should be noted that the career guidance activities carried out in schools, do not cause young people's interest, as evidenced by reports of employment services, media materials, as well as our own observations. The features of high school graduates: is the focus on higher education graduates in industry and infrastructure of their own settlement. Virtually no agreed plans of young people in professional self-determination in the Samara region, urban and rural areas, about the kinds of professional work, the classification of professions, specialties characteristics of various parameters on the state of the labor market, the need for specialists and workers, employment opportunities.

Keywords: path, profession, education, youth, social mobility, labor mobility, labor market, specialty, activity, sampling, research, students, plans, self-employment, vocational guidance, work, education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.