Научная статья на тему 'Современная молодежь как социально-трудовой ресурс общества'

Современная молодежь как социально-трудовой ресурс общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
792
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ / МОЛОДЕЖЬ / ТРУДОВАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СРЕДА / РЫНОК ТРУДА / РАБОЧАЯ СИЛА / ПРОИЗВОДСТВО / ИНТЕРАКЦИОНИЗМ / КОНСТРУИРОВАНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АКТИВНОСТЬ / ЗАНЯТОСТЬ / ПОЛИТИКА / SOCIAL CAPITAL / LABOUR POTENTIAL / YOUTH / LABOUR MOBILITY / SOCIAL MOBILITY / ECONOMIC ENVIRONMENT / LABOR MARKET / LABOR FORCE / MANUFACTURING / INTERACTIONISM / CONSTRUCTION / OPERATION / ACTIVITY / EMPLOYMENT / AND POLITICS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Иванова Татьяна Николаевна

Развитие профессиональной готовности молодежи должно определяться следующими тенденциями: упрочение профессионального ориентирования; усиление ориентации общесоциальной и профессиональной направленности на качественное решение задач, стоящих перед современным российским обществом; профессионализация интересов студентов; повышение уровня притязаний; дальнейшее развитие коммуникативных и организаторских способностей; развитие общей культуры; повышение эмоционально-волевой устойчивости и психологической надежности; совершенствование физической подготовленности. Автор статьи рассматривает методику построения индексов уровня жизни и ресурсообеспеченности Н.Е. Тихоновой. Индекс уровня жизни определяется путем суммирования показателей шкал материальной депривации и благосостояния. Индекс ресурсообеспеченности включает 8 шкал: экономический ресурс, квалификационный ресурс (субшкалы «Навыки» и «Образование»), социальный ресурс (субшкалы «Сети повседневных контактов и поддержки» и «Связи»), властный ресурс, культурный ресурс (субшкалы «Запросы и досуговое поведение» и «Условия социализации»), личностный ресурс, символический ресурс и физиологический ресурс. Образ, уровень и качество жизни определяют уровень инвестирования в человеческий капитал. Здоровье и физическое развитие, полученное образование, профессиональная квалификация, психоэмоциональные качества и мотивационные установки определяют конкурентоспособность личности, возможность успешного трудоустройства и получения дохода от наёмной трудовой или предпринимательской деятельности. Человеческий потенциал это совокупность свойств и качеств человека, которые могут быть использованы (полностью или частично) в процессе общественного производства. Этот потенциал начинает формироваться в детском, подростковом и юношеском возрасте в процессе социализации, образования и воспитания. Молодёжь является социальным ресурсом общества. Она, в конечном счёте, определяет будущее. В первое десятилетие нового века уровень занятости удерживается за счёт работающего старшего поколения. Однако уже в ближайшие десятилетия молодежь не сможет на надлежащем уровне, восполнить социально-трудовой потенциал общества, как в количественном, так и в качественном выражении. Автор статьи акцентирует внимание на необходимости в регионе развития социально-экономических программ, связанных с развитием социальной инфраструктуры. В этих условиях важно выбрать рациональные пути решения социальных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN YOUTH AS-SOTSIALLNO WORKFORCE SOCIETY

The development of professional readiness of young people should opredeyatsya following trends: consolidation of vocational guidance; strengthening of the general social and vocational orientation napravlennosti on qualitative decision tasks of the modern Russian society; professionalization of students' interests; increasing the level of aspiration; further development of communication and organizational skills; razvitie general culture; improving emotional and volitional stability and reliability psihologicheskoy; improvement of physical fitness. The author considers the methodology for constructing indices of living standards and resource supply NE Tikhonov. Standard of living index is calculated by summing the scales of material deprivation and well-being. Index of resource supply includes 8 scales: an economic resource, the resource qualification (subscale "Skills" and "Education"), social life (subscale "Networks everyday contact and support" and "Links"), power resource, a cultural resource (subscale "Queries and leisure behavior "and" Terms of socialization "), personal resource, a symbolic resource and physiological resources. Image, level and quality of life is determined by the level of investirovaniya in human capital. Health and physical development, poluchennoe education, professional skills, and motivational psihoemotsionalnye quality settings determine the competitiveness of the individual, the possibility of successful employment and income from employment or business mercenary deyatelnosti. Human potential a set of properties and qualities humans, which could be utilized (partially or completely) in the process of production. This potential starts odds-ized in childhood, adolescence and early adulthood in the process socialization, education and upbringing. Youth is a social resource for society. She konechnom in the long run, determine the future. In the first decade of the new century, the level zanyatosti held due to the working of the older generation. However, in the coming decades, young people will not be able at the appropriate level, to fill the social and labor potential of society, both in quantitative and qualitative terms. The author emphasizes the need for regional socio-economic development programs related to the development of social infrastructure. Under these conditions, it is important to choose rational ways of solving social problems.

Текст научной работы на тему «Современная молодежь как социально-трудовой ресурс общества»

гуманитарные Т.Н. Иванова

науки СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЕЖЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ РЕСУРС ...

УДК 316.4

СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЕЖЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ РЕСУРС ОБЩЕСТВА

© 2015

Т.Н. Иванова, заведующий кафедрой «Социология», доктор социологических наук, доцент Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация: Развитие профессиональной готовности молодежи должно определяться следующими тенденциями: упрочение профессионального ориентирования; усиление ориентации общесоциальной и профессиональной направленности на качественное решение задач, стоящих перед современным российским обществом; профессионализация интересов студентов; повышение уровня притязаний; дальнейшее развитие коммуникативных и организаторских способностей; развитие общей культуры; повышение эмоционально-волевой устойчивости и психологической надежности; совершенствование физической подготовленности. Автор статьи рассматривает методику построения индексов уровня жизни и ресурсообеспеченности Н.Е. Тихоновой. Индекс уровня жизни определяется путем суммирования показателей шкал материальной депривации и благосостояния. Индекс ресурсообеспеченности включает 8 шкал: экономический ресурс, квалификационный ресурс (субшкалы «Навыки» и «Образование»), социальный ресурс (субшкалы «Сети повседневных контактов и поддержки» и «Связи»), властный ресурс, культурный ресурс (субшкалы «Запросы и досуговое поведение» и «Условия социализации»), личностный ресурс, символический ресурс и физиологический ресурс.

Образ, уровень и качество жизни определяют уровень инвестирования в человеческий капитал. Здоровье и физическое развитие, полученное образование, профессиональная квалификация, психоэмоциональные качества и мотивационные установки определяют конкурентоспособность личности, возможность успешного трудоустройства и получения дохода от наёмной трудовой или предпринимательской деятельности. Человеческий потенциал — это совокупность свойств и качеств человека, которые могут быть использованы (полностью или частично) в процессе общественного производства. Этот потенциал начинает формироваться в детском, подростковом и юношеском возрасте в процессе социализации, образования и воспитания.

Молодёжь является социальным ресурсом общества. Она, в конечном счёте, определяет будущее. В первое десятилетие нового века уровень занятости удерживается за счёт работающего старшего поколения. Однако уже в ближайшие десятилетия молодежь не сможет на надлежащем уровне, восполнить социально-трудовой потенциал общества, как в количественном, так и в качественном выражении. Автор статьи акцентирует внимание на необходимости в регионе развития социально-экономических программ, связанных с развитием социальной инфраструктуры. В этих условиях важно выбрать рациональные пути решения социальных проблем.

Ключевые слова: социальный потенциал, трудовой потенциал, молодежь, трудовая мобильность, социальная мобильность, экономическая среда, рынок труда, рабочая сила, производство, интеракционизм, конструирование, деятельность, активность, занятость, политика.

Под социально-трудовым потенциалом мы понимаем движущие силы молодежи и социально-экономической среды, дающие импульс, а, следовательно, в плане исследуемой проблемы - дающие импульс процессам конструирования модели социально-трудовой мобильности молодежи на рынке труда.

В анализе этой проблемы мы опираемся на концепцию интеракционизма. Мы считаем, что учет социально-групповых особенностей отдельных категорий молодежи будет способствовать верному конструированию модели ее социально-трудовой мобильности. Инновационные механизмы конструирования социально-трудовой мобильности на рынке труда рассматриваются на примере молодежи [1], как наиболее уязвимой социально-демографической группы в условиях современной России.

Актуальность проблемы социальной и трудовой мобильности молодежи как социально-экономического явления (проблемы перемещения, безработицы, несоответствия уровня квалификации выпускников требованиям работодателям, «модные» профессии и отрасли с низкой оплатой труда, широкого масштаба применения труда молодежи в неблагоприятных условиях и др.) инициируют развитие исследований в этой области и разработку новых форм практической деятельности. Речь идет о адаптировании социологической программы исследования уровня готовности выпускников к профессиональной деятельности и разработке соответствующих инновационных механизмов конструирования их социальной и трудовой мобильности как важнейших элементов активной политики занятости молодежи.

Готовность выпускников к профессиональной деятельности рассматривается по нескольким этапам: а) профессиональная деятельность до поступления в вуз; б) готовность к профессиональной деятельности в период обучения в вузе.

Развитие профессиональной готовности молодежи должно определяться следующими тенденциями:

упрочение профессионального ориентирования; усиление ориентации общесоциальной и профессиональной направленности на качественное решение задач, стоящих перед современным российским обществом; профессионализация интересов студентов; повышение уровня притязаний; дальнейшее развитие коммуникативных и организаторских способностей; развитие общей культуры; повышение эмоционально-волевой устойчивости и психологической надежности; совершенствование физической подготовленности.

Предлагаемая в нашей работе система классификации показателей Семеновой Т.Ю.[2] выглядит следующим образом: а) объективные и субъективные характеристики деятельности социальных индивидов; б) субъект; в) деятельность; в) внутренние и внешние характеристики деятельности; г) динамичность процесса и т.д.

Для решения основных задач исследования необходимо: 1) изучить общий уровень готовности выпускников к профессиональной деятельности, 2) проанализировать степень и направленность влияния на профессиональную готовность выпускников учебно-профессиональных факторов, 3) измерить зависимость готовности выпускников к профессиональной деятельности от факторов конкретной жизненной ситуации, 4) проанализировать тесноту и связь между уровнем профессиональной готовности выпускников и личностными факторами, 5) провести сравнительный анализ уровня профессиональной готовности выпускников и уровня готовности выпускников предыдущих и последующих выпусков, 6) изучить характер и динамику изменения основных элементов профессиональной готовности молодежи в процессе их обучения.

Изучение и формирование социально-трудового потенциала молодежи требует социальной переориентации экономических преобразований на макро - и мезо-уровнях [3]. Единственно приемлемой нормой оценки развития регионального бытия должна стать ориентация

Т.Н. Иван0ва гуманитарные

СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЕЖЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ РЕСУРС ... науки

на позитивную динамику параметров уровня и качества жизни молодежи. Устойчивое социально-экономическое развитие в значительной степени обусловлено потенциалом, отсюда очевидна актуальность исследования ресурсной обеспеченности, в том числе и в социально-трудовой сфере [4].

Понятие «социально-трудовой потенциал» имеет неоднозначное толкование у различных авторов [5-11].

Исследователи Л.Л. Тонышева, В.А. Чейметова

[12], рассматривают социально-трудовой потенциал молодежи в виде системы, выделяя на основе ресурсно-функционального признака следующие подсистемы - трудовую, интеллектуально-волевую и социально-инфраструктурную. На основании этого мы предлагаем структуру социально-трудового потенциала молодежи.

Как отмечают Л.Л. Тонышева, В.А. Чейметова социально-трудовой потенциал молодежи - это резервы наращивания потенциала рабочей силы и повышения эффективности ее использования. Возможности улучшения образовательной и профессиональной структуры трудовых ресурсов выражаются в интеллектуально-волевом потенциале. Резервы региона в развитии социальной инфраструктуры, улучшении качества и доступности, предлагаемых ею услуг находят отражение в социально-инфраструктурном потенциале. Что касается демографического аспекта, то он выделен нами в самостоятельный ресурсный блок на том основании, что является базовым для формирования социально-трудового потенциала молодежи и характеризует возможности улучшения качества населения региона через изменение количества реального и потенциального трудоспособного населения [12].

Актуальность исследования социально-трудового потенциала обусловлена необходимостью наращивания потенциала рабочей силы и повышения её использования. В связи с этим возрастает значимость разработки новых подходов к изучению и регулированию социально- трудовой мобильности молодежи, являющейся важным стратегическим ресурсом современного общества

[13].

На сегодняшний день существует ряд методик исследования социальной и трудовой мобильности личности. Наиболее известными являются: «методика измерения социальной мобильности». Единицей дистанции мобильности выступает шаг перемещений. Шаг может измеряться в 1) статусах, 2) поколениях. Если для описания шага социальных перемещений используется понятие статус, то обычно говорят о перемещении из низшего в высший статус — восходящая мобильность; перемещение из высшего в низший статус — нисходящая мобильность.

Методика построения индексов уровня жизни и ре-сурсообеспеченности Н.Е. Тихоновой [14]. Индекс уровня жизни определяется путем суммирования показателей шкал материальной депривации и благосостояния. Индекс ресурсообеспеченности включает 8 шкал: экономический ресурс, квалификационный ресурс (субшкалы «Навыки» и «Образование»), социальный ресурс (субшкалы «Сети повседневных контактов и поддержки» и «Связи»), властный ресурс, культурный ресурс (субшкалы «Запросы и досуговое поведение» и «Условия социализации»), личностный ресурс, символический ресурс и физиологический ресурс.

Образ, уровень и качество жизни определяют уровень инвестирования в человеческий капитал. Здоровье и физическое развитие, полученное образование, профессиональная квалификация, психоэмоциональные качества и мотивационные установки определяют конкурентоспособность личности, возможность успешного трудоустройства и получения дохода от наёмной трудовой или предпринимательской деятельности.

Человеческий потенциал — это совокупность свойств и качеств человека, которые могут быть использованы (полностью или частично) в процессе общественного 16

производства. Этот потенциал начинает формироваться в детском, подростковом и юношеском возрасте в процессе социализации, образования и воспитания.

Молодёжь является социальным ресурсом общества. Она, в конечном счёте, определяет будущее. В первое десятилетие нового века уровень занятости удерживается за счёт работающего старшего поколения. Однако уже в ближайшие десятилетия молодежь не сможет на надлежащем уровне, восполнить социально-трудовой потенциал общества, как в количественном, так и в качественном выражении.

Социально-трудовой потенциал включает в себя следующие основные компоненты:

- социальный потенциал (состояние здоровья, социальные условия, ценности, вопросы образования, семьи, жизни, эмоций и чувств, статуса);

- образовательный потенциал (наличие знаний и возможности молодого человека к усвоению новых знаний);

- профессиональный потенциал (наличие профессиональной подготовки и возможности молодого человека в области овладения различными видами трудовой деятельности);

- квалификационный потенциал (наличие определённого профессионального уровня и способность его повышения, освоения более сложного труда).

К числу ключевых социально-трудовых проблем, обусловленных процессами экономического реформирования на макро — и мезоуровнях и влияющих на эффективность экономики Самарского региона, относятся:

- низкий уровень жизни молодежи (отсутствие жилья, капитала и т.д.);

- отсутствие системы государственных социальных стандартов и финансовых нормативов;

- низкий уровень социальной инфраструктуры в Самарском регионе (необходимо создать условия для инвестирования средств в данную сферу);

- проводимая налоговая реформа в стране, в частности, введение единого налога на пользование недрами и пересмотр на государственном уровне пропорций распределения поступающих средств между центром и регионом.

Решение указанных проблем должно осуществляться в рамках четко определенных параметров стратегического развития экономики региона, что в свою очередь требует уточнения теоретических положений выбора стратегий. Также исследователи Л.Л. Тонышева, В.А. Чейметова, используя матричный метод, выделяют следующие стратегии территориального развития:

- стратегия выживания, при активной поддержке со стороны государства;

- стратегия специализации, предполагающая развитие одной базовой отрасли в регионе с сопутствующим развитием производственной инфраструктуры;

- стратегия диверсификации, состоящая из стратегии активной диверсификации, направленной на создание многоотраслевого комплекса и стратегии пассивной диверсификации, то есть постепенного развития новых производств и отраслей;

- стратегия рационализации, означающая поддержание развития ряда отраслей (двух-четырех) при ограниченности ресурсного обеспечения [12]. На наш взгляд стратегия развития социально-трудового потенциала, должна осуществляться с учетом темпа роста экономики и типологии социально-трудовой мобильности молодежи.

В регионе необходимо развитие социально-экономических программ, связанных с развитием социальной инфраструктуры. В этих условиях важно выбрать рациональные пути решения социальных проблем. Для успешной реализации социально-экономических программ в регионе необходимы а) системы сберегательных программ, в которых должны участвовать финансовые структуры федерального уровня; б) региональные про-Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2(11)

гуманитарные науки

Т.Н. Иванова

СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЕЖЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ РЕСУРС ...

граммы, предусматривающие использование ресурсов муниципального и федеральных бюджетов; в) наличие сильного регионального бюджета и доходов населения на уровне 30 - 40 тысяч рублей в месяц; г) ссуды на приобретение жилья предприятиями своим сотрудникам, что снимет нагрузку с местных и региональных бюджетов, а предприятиям даст возможность закрепить высококвалифицированные кадры и обеспечить приток молодежи.

Таким образом, разработанные и теоретически обоснованные инновационные технологии развития и формирования потенциала молодежи, связанного с мобильностью, представляют собой предпосылки для конструирования региональной модели социально-трудовой мобильности молодежи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Аверьянов Л. Я. Умеем ли мы задавать вопросы. М., 1985.

Семенова Т.Ю. Формирование готовности выпускника вуза к профессиональной деятельности: социолого-управленческий аспект.: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2003. 23 с.

Филиппов В.Э. Социальный потенциал современной молодёжи в условиях модернизации Российского общества: Социологический анализ.: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2007. 22 с.

Адам Ф. Подменик Д. Социальный капитал в европейских исследованиях // Социологические исследования. 2010. №11. С. 35-48.

Иванова Т.Н. Социально-трудовой потенциал молодежи как стратегический ресурс современного общества (на примере Самарской области) // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 114-116.

Любохинец Л.С. Внедрение концепции социального партнерства в практику регулирования социально-трудовых отношений // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2013. № 5 (31). С. 16-24.

Иванова Т.Н. Конструирование региональной концептуальной модели социально-трудовой мобильности и занятости молодежи // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 4. С. 25-27.

Батова В.Н., Рассадин В.В. Оценка трудового потенциала предприятия как инструмент обеспечения экономической безопасности // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. Т. 2. № 2 (18). С. 143-149.

Погудин О.А. О социально-трудовых отношениях в уголовно-исполнительной системе России // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 2 (30). С. 210-220.

Попович В.В., Добрянская Н.А. Этапы воспроизведения трудового потенциала сельских территорий // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 3. С. 83-87.

Иванова Т.Н. О структурных элементах социально-трудовой мобильности молодежи на рынке труда // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 15-18.

Тонышева Л.Л., Чейметова В.А. Социально-трудовой потенциал территории: выбор стратегии развития http:// law.admtyumen.ru/noframe/nic?d&nd=466201045&nh [Дата обращения 20.09.2014г.].

Фомин Н.Н. Специфика трудовой миграции в Московском регионе // Социологические исследования. 2010. №4 . С. 130-133.

Тихонова Н.Е. Социальная стратификация в современной России: опыт эмпирического анализа / Тихонова Н.Е. М.: Институт социологии РАН, 2007. 320 с.

MODERN YOUTH AS-SOTSIALLNO WORKFORCE SOCIETY

© 2015

T. N. Ivanova, head of the Department of Sociology, doctor of sociological Sciences, associate Professor

Togliatti state University, Togliatti (Russia)

Abstract: The development of professional readiness of young people should opredeyatsya following trends: consolidation of vocational guidance; strengthening of the general social and vocational orientation napravlennosti on qualitative decision tasks of the modern Russian society; professionalization of students' interests; increasing the level of aspiration; further development of communication and organizational skills; razvitie general culture; improving emotional and volitional stability and reliability psihologicheskoy; improvement of physical fitness. The author considers the methodology for constructing indices of living standards and resource supply NE Tikhonov. Standard of living index is calculated by summing the scales of material deprivation and well-being. Index of resource supply includes 8 scales: an economic resource, the resource qualification (subscale "Skills" and "Education"), social life (subscale "Networks everyday contact and support" and "Links"), power resource, a cultural resource (subscale "Queries and leisure behavior "and" Terms of socialization "), personal resource, a symbolic resource and physiological resources. Image, level and quality of life is determined by the level of investiro-vaniya in human capital. Health and physical development, poluchennoe education, professional skills, and motivational psihoemotsionalnye quality settings determine the competitiveness of the individual, the possibility of successful employment and income from employment or business mercenary deyatelnosti.

Human potential - a set of properties and qualities

humans, which could be utilized (partially or completely) in the process of production. This potential starts odds-ized in childhood, adolescence and early adulthood in the process socialization, education and upbringing.

Youth is a social resource for society. She konechnom in the long run, determine the future. In the first decade of the new century, the level zanyatosti held due to the working of the older generation. However, in the coming decades, young people will not be able at the appropriate level, to fill the social and labor potential of society, both in quantitative and qualitative terms. The author emphasizes the need for regional socio-economic development programs related to the development of social infrastructure. Under these conditions, it is important to choose rational ways of solving social problems.

Keywords: social capital, labour potential, youth, labour mobility, social mobility, economic environment, labor market, labor force, manufacturing, interactionism, construction, operation, activity, employment, and politics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.