УДК 378
Палаткина Галина Владимировна
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной педагогики и психологии
Астраханского государственного университета
Дахина Елена Рашитовна
ведущий специалист государственного бюджетного учреждения Астраханской области «Центр мониторинга в образовании»
ГОТОВНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ
К ТРУДОУСТРОЙСТВУ
КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Palatkina Galina Vladimirovna
D.Phil. in Education Science, Professor, Head of Social Pedagogy and Psychology Department, Astrakhan State University
Dakhina Elena Rashitovna
Leading Expert, State-Funded Institution of Astrakhan Region "Center of Education Monitoring"
HIGHER SCHOOL GRADUATES' READINESS TO WORK AS A PEDAGOGICAL PROBLEM
Аннотация:
В работе затронута проблема трудоустройства выпускников вуза по полученной специальности на современном этапе, обозначены возможные причины затруднений, с которыми сталкиваются молодые профессионалы при попытке трудоустройства по профильной специальности. В контексте рассматриваемой проблемы изучено понятие «готовность выпускников вуза к трудоустройству», в содержание которого входят такие компоненты, как трудовая мотивированность, профессиональная определенность, профессиональные установки, профессиональная подготовленность, профессиональные способности.
Ключевые слова:
трудоустройство, трудоустройство по профильной специальности, готовность, готовность к труду, готовность к социальной деятельности, готовность выпускников вуза к трудоустройству.
Summary:
The paper is concerned with the current problem of higher school graduates' employment in their degree field. The authors outline possible causes of the challenges faced by young professionals when trying to find work in their field. In the context of the subject under consideration the authors study the concept of "readiness of graduates to work", the content of which includes such components as labour motivation, professional determination, professional values, professional skills, professional abilities.
Keywords:
employment, employment in one's degree field, readiness, willingness to work, readiness for social activities, readiness of graduates to work.
В высшей школе для выявления эффективности работы вузов и их филиалов применяются девять основных показателей, одним из которых является критерий «Трудоустройство студентов». Он базируется на данных служб занятости и «органов содействия в трудоустройстве». Трудоустройство рассматривается в рамках получаемой специальности.
Разрыв между требованиями работодателей и уровнем знаний, навыков, которые молодые люди получают в процессе профессионального обучения, существенно затрудняет профильное трудоустройство. Если выпускники вузов не могут устроиться по специальности, это может свидетельствовать о том, что система образования не справляется с задачей подготовки кадров в соответствии с целевыми запросами рынка и средства, потраченные на их профессиональную подготовку, расходуются неэффективно [1].
В ходе исследования, проведенного в 2014-2015 учебном году, выявлено, что из 4 975 выпускников вузов планируется трудоустроить 3 060 человек, из них наибольший процент - это трудоустройство по таким направлениям, как экономика и управление (27,4 %), образование и педагогические науки (8,5 %), прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия (4,5 %), строительство (3,9 %), машиностроение (3,8 %), электроника, радиотехника и системы связи (3 %). Профориентационные услуги получили около 31 тыс. человек, обратившихся в органы службы занятости [2].
В рамках реализации отраслевой целевой программы «Содействие занятости населения Астраханской области на 2011-2013 годы» услугу по профессиональной ориентации получили 13,6 тыс. молодых людей. В целях получения дополнительной профессии, повышения квалификации на профессиональное обучение направлено более 1,2 тыс. безработных граждан из числа молодежи, организовано временное трудоустройство 111 граждан в возрастной категории 18-20 лет, находящихся без работы (среди выпускников учреждений НПО и СПО), ищущих работу впервые.
В 2014 г. в органах службы занятости Астраханской области было зарегистрировано 1,1 тыс. чел. безработной молодежи [3].
Одной из основных проблем занятости выпускников остается несоответствие полученных молодыми людьми профессий и специальностей потребностям экономики, несбалансированность профессиональной подготовки молодых специалистов и спроса на рынке труда.
Следует отметить, что понятие «трудоустройство» может рассматриваться как в широком, так и в узком значениях. В широком смысле трудоустройство объединяет все формы трудовой деятельности, не противоречащие законодательству, включая самостоятельное обеспечение себя работой, индивидуальную трудовую деятельность, предпринимательство, фермерство и т. д. В узком смысле под трудоустройством понимают такие формы трудовой деятельности, которые устанавливаются при содействии органов государства или негосударственных организаций на основе лицензирования. Следовательно, понятие трудоустройства более узкое, чем понятие занятости, именно трудоустройство предшествует занятости и является его важнейшей гарантией [4].
Отметим, что в законодательстве РФ закреплено право граждан на трудоустройство и выбор места работы путем обращения к предприятию, учреждению, организации, индивидуальному крестьянскому хозяйству, а также к другому работодателю или при бесплатном содействии государственной службы занятости.
В зависимости от особенностей профессиональной деятельности, готовность к труду в психолого-педагогической литературе рассматривается не однозначно. Существуют такие виды готовности, как готовность к действию, к обучению, к труду и к самостоятельному трудоустройству. К примеру, А.И. Ляшенко пишет: «Готовность к социальной деятельности должна рассматриваться как интегральное проявление личности» [5].
Готовность - состояние психической и физиологической готовности к действию или деятельности; настрой и мобилизация на предстоящую деятельность [6]. В этом определении для нашего исследования важен сделанный автором волевой и мотивационный акцент.
Готовность (readiness) - момент времени в жизни индивида, когда достигнутый уровень зрелости позволяет ему извлечь пользу из конкретного опыта научения [7]. Для нашего изыскания важно, что автор в готовности выделяет такую сторону, как опыт.
Таким образом, феномен готовности можно рассматривать как состояние человека, при котором он готов извлечь пользу из некоторого опыта. В зависимости от типа опыта, это состояние может пониматься как относительно простое и биологически детерминированное (сексуальная готовность) или как сложное в когнитивном плане и в плане развития (готовность к чтению) [8], проявление способностей [9], синтез свойств личности [10], настрой на предстоящую деятельность [11], совокупность мотивационных, познавательных, эмоциональных и волевых качеств личности [12], общее психофизиологическое состояние, обеспечивающее актуализацию возможностей [13].
Готовность к труду также трактуется как сложное, многокомпонентное образование. Обобщая различные контексты использования понятия «готовность к труду» в психолого-педагогической литературе, можно определить ее как «сложное, целостное личностное образование, в состав которого включаются: морально-волевые качества личности, социально значимые мотивы, практические умения и навыки, знания о профессии, общетрудовые навыки и умения, психологические функции и способности, необходимые для трудовой деятельности» [14].
Таким образом, проведенный анализ показал, что готовность выпускников вуза к трудоустройству следует рассматривать как целенаправленное проявление целостной личности, которая выражается в совокупности качеств, свойств, знаний и умений потенциального субъекта трудоустройства, определяющих его мотивацию, установки и направленность на самостоятельную деятельность по выполнению задач, обеспечивающих успешное решение проблемы устройства на работу в соответствии с профессиональной подготовкой и образованием.
Готовность выпускников вузов к трудоустройству определяется динамической структурой, которая включает такие функционально связанные между собой компоненты, как трудовая мотивированность (целостная, относительно устойчивая система психологических образований личности, актуализирующихся в разных ситуациях трудовой деятельности, которые побуждают к трудовой деятельности, а также регулируют поведение выпускников вузов в процессе профессиональной деятельности), профессиональная определенность (степень осознанности профессиональных планов на будущее, проявляющихся в реализации полученного образования, профессиональных достижениях и намерениях), профессиональные установки (система карьерных ожиданий и ценностных ориентаций выпускников вузов, направленных на вхождение на рынок труда), профессиональная подготовленность (совокупность полученных профессиональных знаний, умений и навыков, а также оценка их качества и уровней), профессиональные способности
(совокупность индивидуальных особенностей свойств личности, позволяющая выпускнику вуза успешно трудоустроиться).
Ссылки и примечания:
1. Борисова А.А. Профильное трудоустройство: сущность, типы и методика диагностики // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2013. № 4. С. 53-57.
2. По данным «Центра мониторинга в образовании» (Министерство образования и науки Астраханской области, http://www.astrcmo.ru/).
3. По данным «Центра мониторинга в образовании».
4. Палаткина Г.В., Дахина Е.Р. Социально-педагогические факторы трудоустройства студентов вузов по получаемой специальности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2012. № 3 (10). С. 173-174.
5. Ляшенко Л.И. Организация и управление социальной работой в России : учеб. пособие. М., 1995. 74 с.
6. Ильин Е. Психофизиология состояний человека : терминол. слов. СПб., 2005. 412 с.
7. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития : слов. по кн. 9-е изд. СПб., 2015.
8. Оксфордский толковый словарь по психологии / под ред. А. Ребера. М., 2002.
9. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т. 1. М., 1980. С. 115.
10. Битехтина Л.Д. Готовность к действиям в экстремальных ситуациях среди военных // Вопросы психологии. 2005. № 11. С. 41.
11. Ильин Е. Указ. соч.
12. Нерсесян Л.С., Пушкин В.Н. Психологическая структура готовности оператора к экстремальным действиям // Вопросы психологии. 1989. № 5. С. 31.
13. Битехтина Л.Д. Указ. соч.
14. Развитие и диагностика способностей / отв. ред. В.Н. Дружинин, В.Н. Шадриков. М., 1991. C. 110.
References and notes:
1. Borisova, AA 2013, 'Profiling employment: the nature, types and methods of diagnosis', Bulletin of the University of Omsk. Series "Economy", no. 4, p. 53-57.
2. According to the "Center for Monitoring in Education" (Ministry of Education and Science of the Astrakhan region, http ://www. astrcmo.ru/).
3. According to the "Center for Monitoring in Education".
4. Palatkina, GV & Dakhina, ER 2012, 'Socio-pedagogical factors of employment of university students on their specialty', Vector of Science, Togliatti State University, no. 3 (10), p. 173-174.
5. Lyashenko, LI 1995, The organization and management of social work in Russia, Moscow, 74 p.
6. Ilyin, E 2005, Psychophysiology human states, St. Petersburg, 412 p.
7. Craig, G & Bocoum, D 2015, Developmental Psychology, 9th ed., St. Petersburg.
8. Reber, A (ed.) 2002, The Oxford Dictionary of Psychology, Moscow.
9. Ananiev, Bg 1980, Selected psychological works, vol. 1, Moscow, p. 115.
10. Bitekhtina, LD 2005, 'Ready for action in extreme situations the military', Questions of psychology, no. 11, p. 41.
11. Ilyin, E 2005, Psychophysiology human states, St. Petersburg, 412 p.
12. Nersesyan, LS & Pushkin, VN 1989, 'Psychological structure of operator readiness to extreme actions', Questions of psychology, no. 5, p. 31.
13. Bitekhtina, LD 2005, 'Ready for action in extreme situations the military', Questions of psychology, no. 11, p. 41.
14. Druzhinin, VN & Shadrikov, VN (ed.) 1991, The development and diagnostics capabilities, Moscow, p. 110.