УДК 316.444-053.6:378 ББК 60.542.15 Я 47
Т.Н. Яковлева,
кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры социологии Астраханского государственного университета, г. Астрахань, тел.: + 79276626439, e-mail: markus2000@bk.ru
О.В. Леонова,
кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры социологии Астраханского государственного университета, г. Астрахань, тел.: + 79171714917, e-mail: leonova.o.v@mail.ru
ГОТОВНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ
(НА ПРИМЕРЕ АСТРАХАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА)
(Рецензирована)
Аннотация. В статье обоснована актуальность изучения процессов, связанных с профессиональной мобильностью молодежи в современном обществе. Для оценки готовности молодежи к профессиональной мобильности проведено исследование в Астраханском государственном университете среди выпускников - бакалавров. Анализируются ближайшие планы профессионального самоопределения выпускников, готовность к изменениям в профессиональной деятельности, уровень уверенности выпускников в дальнейшем трудоустройстве. На основе результатов исследования авторы делают вывод, что выпускники современного вуза готовы к профессиональной мобильности: смене профессии, занятию предпринимательством, к территориальному перемещению ради интересной работы.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональная мобильность, канал индивидуальной профессиональной мобильности, трудоустройство, самозанятость, предпринимательская деятельность, бизнес, рынок труда, профессиональная деятельность, готовность к профессиональной мобильности.
T.N. Yakovleva,
Candidate of Sociology, Associate Professor, Associate Professor of Sociology
Department, Astrakhan State University, Astrakhan,ph.: +79276626439, e-mail:
markus2000@bk.ru
O.V. Leonova,
Candidate of Sociology, Associate Professor, Associate Professor of Sociology
Department, Astrakhan State University, Astrakhan,ph.: +79171714917, e-mail:
leonova.o.v@mail.ru
READINESS OF UNIVERSITY GRADUATES FOR PROFESSIONAL MOBILITY (THE CASE OF THE ASTRAKHAN STATE UNIVERSITY)
Abstract. The paper substantiates the relevance of studying the processes related to professional mobility of youth in contemporary society. In order to assess readiness of youth for professional mobility, the research is conducted among graduates - bachelors at the Astrakhan State University. An analysis is made of the
closest plans of professional self-determination of graduates, readiness for changes in professional activity and level of confidence of graduates in further employment.
Based on the results of this research, the authors draw a conclusion that graduates of contemporary higher education institution are ready to professional mobility: to changes of a profession, business occupation and to territorial movement for the sake of interesting work.
Keywords: professional self-determination, social mobility, professional mobility, channel of individual professional mobility, employment, self-employment, business activity, business, labor market, professional activity, readiness for professional mobility.
Динамизм политических изменений и экономических преобразований в российском обществе вызвали потребность в профессионально-мобильных специалистах, умеющих самостоятельно осваивать новые знания и умения, направленные на повышение уровня своего профессионализма, способных к критическому мышлению и инновационной деятельности, а также готовых при необходимости сменить сферу занятости. В связи с этим изучение потенциальной готовности будущих специалистов к профессиональной мобильности в современном обществе крайне актуально.
Исследования профессиональной мобильности - традиционное направление не только для зарубежной, но и отечественной социологии. Основы теории профессиональной мобильности в рамках концепции социальной мобильности были разработаны в начале XX в. П.А. Сорокиным. Фундаментальные труды, посвященные социальным перемещениям, принадлежат американским (С. Липсет, Р. Бендикс, П. Блау, О. Данкен, Р. Хаузер) и западноевропейским, в особенности британским (Д. Гласс, Д. Голдторп, Э. Хит), ученым. Среди исследователей новых подходов к изучению социальной мобильности чаще всего встречаются французские мыслители: Д. Берто, Р. Будон, П. Бурдье.
В отечественной социологии проблеме профессиональной мобильности молодежи посвящены работы многих ученых, в частности Ю.Ю. Дворецкой, Л.В. Горюновой,
Т.И. Заславской, А.К. Марковой, М.М. Абдулаевой и других.
Анализ существующих подходов позволяет констатировать, что чаще всего понятие «профессиональная мобильность» рассматривается в связи с динамикой в социальном пространстве, а не как определенные качества личности, позволяющие индивиду успешно реализовывать себя в контексте профессиональной деятельности. Исследователь Ю.В. Троицкая [1], анализируя англоязычные журналы, приходит к выводу о несовпадении традиции употребления термина за рубежом и в России.
Зарубежные исследователи под профессиональной мобильностью понимают способность человека устроиться на работу и ее сохранить, а в качестве основополагающих навыков и умений для трудоустройства называют коммуникативные навыки и умения, умение принимать решения и умение работать в команде [2].
Рассмотрение профессиональной мобильности отечественными исследователями значительно шире. В настоящее время многие ученые рассматривают проблему формирования профессиональной мобильности с точки зрения компетентностного подхода. Например, Л.П. Меркулова, Г.А. Краснощекова считают, что профессиональная мобильность специалиста является личностным свойством будущего специалиста, интегрирующим и профессиональные компетенции, и адаптивные качества, являющиеся ее структурными компонентами. Поэтому
содержательное ядро профессиональной мобильности специалиста должно включать, во-первых, горизонтальную (готовность и способность реализовывать профессиональные функции), во-вторых, вертикальную (профессиональные компетенции) и, в-третьих, внутреннюю (мотивационно-целевые установки специалиста) составляющие мобильности [3].
В соответствии с целью статьи мы будем опираться на определение профессора Б.М. Игошева: «Профессиональная мобильность как субъективное явление представляет собой интегральное качество личности, выражающее способность и готовность индивида к изменениям своей профессиональной позиции, статуса и к перемещениям в профессиональной сфере на основе определенных мировоззренческих представлений и ценностных ориентаций, знаний и в соответствии с личностными потребностями» [4].
Для оценки готовности молодежи к профессиональной мобильности было проведено социологическое исследование среди студентов, обучающихся по направлению «бакалавр», выпускных курсов Астраханского государственного университета четырех направлений: физико-математического; естественно-научного; гуманитарного; социально-экономического. Объем выборочной совокупности составил 400 человек. Отбор респондентов был осуществлен методом неслучайного квотного отбора. Квотными признаками стали направление обучения и пол.
Первичная социологическая информации была получена опросным методом в форме раздаточного анкетирования. Вопросы анкеты включали 3 тематических блока: ближайшие планы выпускников относительно профессионального самоопределения; готовность выпускников к изменениям в профессиональной деятельности; уровень уверенности выпускников в дальнейшем трудоустройстве.
Результаты опроса показали, что каждый третий выпускник планирует работать по специальности, а каждый четвертый готов работать не по специальности. Продолжить учёбу в магистратуре хотели бы 33,3% выпускников. Из них по направлению подготовки планируют учиться на очном отделении 8,3% опрошенных, а совмещать обучение в магистратуре и работу по своей специальности планируют 12,5%. Незначительное количество студентов (4,1%) планируют продолжать обучение, но по другому направлению. Большинство выпускников - и юношей (83,1%), и девушек (73,1%) - собираются работать и совмещать учебу в магистратуре. Девушек, желающих продолжить только учебу на очной форме обучения, - 21,6%, а юношей - всего 13,2%.
Распределение ответов респондентов по направлениям подготовки выявило расхождения в планах выпускников. По направлению своей профессиональной подготовки готовы сразу работать половина выпускников гуманитарного направления (ГН), а не по своей специальности больше всего планируют работать студенты физико-математического направления (ФМН). Продолжить обучаться в магистратуре по своей специальности планируют выпускники ФМ и естественного направлений (ЕНН) (одинаково по 16%). Работать и учиться по другой специальности мечтают больше всего студенты-гуманитарии.
Опрос показал, что студенты осведомлены о востребованности своей будущей специальности на рынке труда. В этом уверены и девушки, и юноши в равных долях (по 66,6%).
Более других направлений в востребованности своей специальности уверены представители ЕНН (80%), а менее других - представители ГН (49,9%).
Большая часть выпускников уверены в своем трудоустройстве после окончания вуза (66,6%). Полностью не уверены только 12,5%. Больше
всех неуверенных в будущем трудоустройстве - среди студентов гуманитарного направления (23,3%), а самые уверенные - выпускники ФМН, так называемые «технари» (76,6%).
Мнения выпускников не соответствуют реальному положению дел на рынке труда не только в регионе, но и в целом по стране. Например, на интерактивном портале службы занятости населения Астраханской области приводится информация о наиболее востребованных должностях специалистов за первый квартал 2019 г. [5]. В первую десятку вошли следующие специалисты: медицинская сестра, кассир, менеджер, бухгалтер, инженер, фельдшер, врач медицинской помощи, консультант, механик, оператор связи. Специальность программиста занимает лишь 25 строку, с заработной платой 15 тыс. рублей.
Мнения респондентов о своей готовности к профессиональной деятельности расходятся. Так, чуть больше половины всех опрошенных выпускников считают, что «готовы в полной мере» и «скорее готовы» (62,4%) к работе по профессии.
Изучая готовность выпускников к профессиональной мобильности, мы поинтересовались их отношением к смене профессиональной деятельности. В начале нашего исследования мы выяснили, что часть выпускников планируют работу не по специальности. На вопрос: «Готовы ли Вы работать не по полученной специальности?», 41,6% всех опрошенных «готовы в полной мере», 33,3% - «скорее готовы». «Не готовы» только 16,6% от числа всех опрошенных студентов. Уверенно заявляют о своей готовности половина опрошенных юношей (66,6%) и девушек (49,9%).
Если рассматривать мнение респондентов разных направлений подготовки, то большую уверенность в готовности выполнять работу по специальности отмечают представители гуманитарного направления - 73,2% (36,6% - «готов в полной мере», 36,6% - «скорее готов»).
Однако выпускники не отрицают, что у людей при смене профессии могут возникнуть определенные трудности. Больше всего их волнует несоответствие ожиданиям работодателя (40% от числа всех респондентов), а также отсутствие профессиональных навыков (30%) и низкая, в отличие от сотрудников-профессионалов, заработная плата (25%).
Такие трудности, как психологические проблемы, отсутствие общих знаний, задержка выполнения работы в связи с отсутствием навыков, давление и контроль руководства волнуют незначительное количество опрошенных. Обращает внимание, что студентов ГН (15%) и СЭН (12%) больше, чем других, тревожит низкое качество выполняемой работы. Это, скорее всего, связано с тем, что им, в отличие от представителей других специальностей, больше придется работать непосредственно в контакте с другими людьми, и это немного настораживает выпускников. Еще одной трудностью выступает проблема адаптации в трудовом коллективе.
Несмотря на осознаваемые трудности при смене профессии, выпускники относятся позитивно к людям, осуществляющим профессиональную мобильность. Так, большинство опрошенных респондентов (75%) в целом относятся к таким людям положительно. Незначительный процент отрицательного отношения выявился у девушек (6,6% дали ответ «скорее отрицательно»). Возможно, в этом случае проявились такие качества некоторых «романтических» личностей, как преданность профессии, своему призванию. Но следует отметить, что само призвание и ценность профессии осознается личностью гораздо позднее, чем получение диплома.
В ответе на прямой вопрос: «Готовы ли Вы в процессе профессиональной деятельности поменять место работы?», 83,3% отметили, что «готовы в полной мере» и «скорее будут готовы».
Почти равное число студентов разных направлений заявляют о своей профессиональной мобильности: ФМН - 83,3%; ЕНН - 79,9%; ГН - 80%; СЭН - 86,6%. Выпускники социально-экономического направления и физико-математического в большей степени готовы к смене профессии.
Причинами, которые могут побудить респондентов к профессиональной мобильности, могут стать: низкая заработная плата (60%); отсутствие перспектив и роста по карьерной лестнице (50%); желание сменить область профессиональной деятельности (возможно, осознание своего истинного призвания) (30%); получение приглашения на работу из другой организации с лучшими перспективами (20%). Девушки выделяют еще одну причину, по которой могут сменить место работы, -проблемы в коллективе, возможные конфликты (20%).
Результаты опроса показали, что представителей СЭН больше, чем других выпускников, волнуют: отсутствие роста и перспектив (70%); проблемы в коллективе (30%); смена начальства (15%); условия труда (20%); сокращение (10%). Все это может стать причиной профессиональной мобильности, так как успех представителей этих профессий -менеджеров, экономистов, государственных и муниципальных служащих - во многом предопределяется названными причинами.
При смене профессии или места работы респондентов волнуют: финансовые трудности (50% всех опрошенных, 60% - юношей, 50% -девушек); опасение не найти нового достойного места трудоустройства, учитывая ситуацию на рынке труда (25% - все респонденты, 20% - юноши, 25% - девушки). Похожая ситуация и у представителей других специальностей.
Изучая готовность выпускников к самозанятости, мы выявили их отношение к предпринимательской деятельности, возможные трудности
при открытии своего бизнеса и возможные сферы предпринимательской деятельности.
Почти половина опрошенных студентов не отрицают такой возможности, как открытие в будущем своего собственного бизнеса (58,3%). Среди юношей таких, кто планирует свой бизнес, - 55%, а среди девушек - 41,6%. Самыми активными в этом вопросе являются студенты ФМН (66,6%) и ЕНН (66,6%). Тех студентов, которые не планируют заниматься самозанятостью, а таких немало (41,6% из числа всех опрошенных), волнуют проблемы и трудности, с которыми им придется столкнуться при открытии своего бизнеса. Трудности финансового порядка (капитал на открытие своего дела) отмечают 70% всех опрошенных респондентов, отсутствие профессиональных навыков - 40%, неуверенность в своих способностях и неготовность к риску - по 30%, соответственно.
Но если предположить, что трудности преодолимы, то сферы, привлекательные для профессиональной деятельности студентов в качестве предпринимателей, выстроились следующим образом (табл. 1).
По данным, приведенным в таблице, можно видеть, что торговля является приоритетной областью предпринимательской деятельности, на втором месте - оказание образовательных и развлекательных услуг, транспорт, на третьем - гостиничный бизнес и туризм, посреднические услуги. Действительно, эти сферы активно развиваются в нашем регионе, и, возможно, в будущем выпускники вуза вольются в число бизнесменов, которые внесут свой вклад в развитие этих направлений.
Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что выпускники современного регионального вуза в целом понимают содержание понятия профессиональной мобильности и раскрывают его как адаптацию к новым условиям
Таблица 1
Индикатор: Если бы Вы решили открыть свое дело, то в какой сфере деятельности?
Вопрос Все респонденты Юноши Девушки Физ.-мат. направл. Естеств.- научн. направл. Гуманит. направл. Соц.-эконом. на-правл.
Торговля 20,8% 16,6% 25% 50% 33,3% 6,6% 10%
Транспорт 12,5% 3,3% 8,3% 16,6% 0% 0% 0%
Оказание образовательных услуг 12,5% 13,3% 16,6% 6,6% 16,6% 50% 0%
Оказание развлекательных услуг 12,5% 25% 9,1% 26,6% 16,6% 16,6% 10%
Туризм 8,3% 16,6% 8,3% 0% 20% 13,3% 13,3%
Гостиничный бизнес 11,6% 5% 16,6% 0% 13,3% 13,3% 36,6%
Строительство 5% 6,6% 0% 0% 0% 0% 10%
Посреднические услуги 9,1% 3,3% 3,3% 0% 0% 0% 6,6%
Юридические услуги 7,5% 10% 3,3% 0% 0% 0% 13,3%
на рынке труда. Основным каналом индивидуальной профессиональной мобильности для молодых специалистов являются: образование, личностный потенциал и опыт, полученный в процессе обучения в вузе. Подавляющее большинство выпускников современного вуза осознанно подходят к выбору специальности и в большинстве своем удовлетворены своим профессиональным выбором.
Большинство выпускников планируют трудоустройство по специальности. Также стоит отметить, что при трудоустройстве не по специальности молодые специалисты готовы продолжить обучение в магистратуре, совмещая его с работой.
При поиске первой работы для большинства выпускников современного вуза в приоритете - хорошая заработная плата и условия
труда, также не менее важным является соответствие ожиданиям работодателя.
Основными сферами профессиональной деятельности, в которых выпускники хотели бы реализовать свои навыки как предприниматели, являются: торговля, сфера образовательных и развлекательных услуг.
К основным факторам, способствующим повлиять на смену профессиональной деятельности, молодые специалисты относят: достойную заработную плату и возможности профессионального роста.
Результаты исследования позволяют заявить, что выпускники современного вуза готовы к профессиональной мобильности: смене профессии, занятию предпринимательством, территориальному перемещению ради интересной работы.
Примечания:
1. Троицкая Ю.В. Профессиональная мобильность: российский и зарубежный опыт оперирования термином. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/
professionalnaya-mobilnost-rossiyskiy-i-zarubezhnyy-opyt-operirovaniya-terminom (дата обращения: 09.04.2019).
2. Guzman A., Choi K. The relations of employability skills to career adaptability among technical school students // Journal of Vocational Behavior. 2013. Vol. 82. P. 199-207.
3. Меркулова Л.П., Краснощекова Г.А. Адаптивная составляющая профессиональной мобильности. URL: http://journals.ssau.ru/index.php/hpp/article/ view/4166/4068 (дата обращения: 18.10.2018).
4. Игошев Б.М. Сущностно-логический анализ мобильности как межнаучного понятия // Педагогическое образование в России. 2014. № 1. С. 105-111.
5. Востребованные профессии на рынке труда АО. URL: https:// rabota.astrob-al.ru. (дата обращения: 09.04.2019).
References:
1. Troitskaya Yu.V. Professional mobility: Russian and foreign experience in operating the term. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-mobilnost-rossiyskiy-i-zarubezhnyy-opyt-operirovaniya-terminom (access date: 09.04.2019).
2. Guzman A., Choi K. Journal of Vocational Behavior. 2013. Vol. 82. P. 199-207.
3. Merkulova L.P., Krasnoshchekova G.A. Adaptive component of professional mobility. URL: http://journals.ssau.ru/index.php/hpp/article/view/4166/4068. (access date 18.10.2018).
4. Igoshev B.M. Essential-logical analysis of mobility as an inter-scientific concept // Pedagogical education in Russia. 2014. No. 1. P. 105-111.
5. In-demand occupations in the labour market of AO. URL: https: // rabota. astrobal.ru. (access date 09.04.2019).