5. Макаров В.А. Трудовая мотивация современной российской молодежи: аксиологический подход. Ростов н/Д., 2008.
6. Вузы подвели итоги приемной кампании: самый высокий конкурс у стоматологов. URL: http://www.tv2.tomsk.ru/news/tomskie-labiturienty-rvalis-stat-stomatologami-i-upravlentsamil
7. Антропова М.Н. Исследование проблемы занятости студенческой молодежи в сфере социально-трудовых отношений // Вестник Кемеровского государственного университета. 2010. № 3. С. 145-150.
8. Российский статистический ежегодник - 2014. М., 2014.
9. Железняк М.И. Совершенствование социально-экономического партнерства на молодежном сегменте рынка труда: институциональные формы и механизм реализации // Вопросы регулирования экономики. 2015. № 1, т. 6. С. 67-73.
10. Михалкина Е.В., Серегина Е.А. Выпускники вузов на рынке труда: обзор современных тенденций (на примере рынка труда Ростовской области) // Международный научный журнал. 2014. № 1. С. 49-53.
V.O. Sycheva Graduates' Employment: Challenges and Solutions
The current labor market situation among graduates is analyzed. Reasons for employment problems and the trend of decrease in the level of citizens' credibility to the state employment service are revealed. Solutions of the problems are offered. Special attention is paid to forming professional mobility of a graduate.
Key words and word-combinations: graduates' employment, employment challenges, professional mobility.
Анализируется текущая ситуация на рынке труда среди выпускников вузов. Выявляются причины проблем трудоустройства и тенденции снижения уровня доверия граждан к государственной службе занятости. Предлагаются возможные пути решения проблем, особое внимание уделяется формированию профессиональной мобильности выпускника вуза.
Ключевые слова и словосочетания: трудоустройство выпускников вузов, проблемы трудоустройства, профессиональная мобильность.
УДК 331:378 ББК 65.24+74.58
В.О. Сычева
трудоустройство
ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
В
научной литературе интерес к изучению проблемы трудоустройства выпускников вузов в последние десять лет не иссякает, поскольку внимание государственных органов власти, коммерческого и государственного секторов экономики и общества в целом акцентировано на сфере образования. Это касается и профессионального образования: после присоединения России к Болонс-кому процессу обнаружился ряд системных проблем в деятельности образовательных организаций, рост безработицы среди молодежи с дипломами вузов. Протекающие в настоящее время реформационные процессы затронули всю систему образования в России и вызвали неоднозначную реакцию как со стороны экспертов, педагогического
Вестник Поволжского института управления • 2016. № 4 (55)
91
сообщества, работодателей, так и у общества в целом. Проблема трудоустройства выпускников вузов, как свидетельствуют независимые исследования, не потеряла своей актуальности и в настоящий момент.
Среди научных работ выделяются исследования, посвященные анализу как регионального рынка труда, так и рынка труда России в целом, а также способам решения проблемы занятости выпускников. Так, анализу регионального рынка труда и факторов, влияющих на занятость выпускников вузов, посвящены работы Н.Я. Чернышкиной [1], М.С. Третьякова [2], Н.В. Поповой и И.В. Голубковой [3]. Исследователи, рассматривая региональный рынок, видят решение проблемы трудоустройства выпускников в тесном взаимодействии работодателей с образовательными организациями. Аналогичное решение предлагает и Е.П. Илясов [4], который в своей работе обращает внимание на перепроизводство специалистов с высшим образованием, качество образования части из которых не подтверждается практическими навыками и знаниями.
Важно отметить, что большинство научных работ представляют тезисы и выводы на основе деятельности региональных вузов. К примеру, статья Т.М. Зайцевой и Г.А. Булатовой посвящена исследованию регионального рынка и анализу динамики трудоустройства выпускников Алтайского государственного университета [5]. О.А. Карманова и Л.П. Куницина представляют результаты социологического исследования выпускников Забайкальского государственного университета [6].
Отдельно отметим исследования, которые рассматривают отраслевую специфику трудоустройства выпускников. Примером может служить работа И.А. Це-паевой, представляющая анализ проблем трудоустройства в атомной отрасли и выпускников Академии, готовящей для нее специалистов [7].
Другая группа исследователей считает основными причинами невысокого трудоустройства выпускников кризисные явления в экономике страны. Так, Л.Г. Рыбалкина и А.В. Феоктистов представляют опыт применения антикризисных технологий на примере Сибирского государственного индустриального университета [8]. В.В. Стецунов также рассматривает проблемы и перспективы трудоустройства выпускников вузов в условиях кризиса, определяет проблему информационной асимметрии на рынке труда и находит решение в повышении эффективности управления трудоустройством выпускников посредством ряда институтов рынка труда: центров стратегического партнерства и центров содействия трудоустройству выпускников [9].
Общероссийский социологический анализ текущей ситуации и прогнозирование перспектив ее развития представлены в статье В.Ф. Пугача и Е.А. Федоровой [10]. Т.В. Балуева приводит в своем исследовании анализ «постдипломной мобильности» выпускников различных видов образовательных организаций: отраслевых вузов, негосударственных вузов и бизнес-школ [11].
Ввиду того, что фактор трудоустройства выпускников стал одним из критериев оценки эффективности работы вуза, в научной среде появились исследования, где проводится анализ данного критерия и его влияния на многие сферы деятельности вуза (образовательную, управленческую, содействия тру-
92 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2016. № 4 (55)
доустройству и т.п.). Примером могут служить работы Н.М. Воловской, Л.К. Плюсниной и А.В. Русиной; Г.М. Гаджиева, С.А. Рамазанова, К.Д. Маит-хановой; В.А. Гуртова, Е.А. Питухина, М.Ю. Насадкина [12—14] и других.
Поскольку, по мнению Д. Ливанова, трудоустройство выпускников вузов в течение года после окончания обучения является «важным показателем востребованности того или иного вуза» [15], его учитывают при мониторинге системы высшего образования. Данный показатель согласно Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013—2020 гг. является целевым и учитывает количество выпускников вузов очной формы обучения, трудоустроившихся в течение одного года после выпуска по полученной специальности (профессии) в общей их численности [16].
Для отслеживания маршрута трудового пути выпускника образовательной организации профессионального образования в апреле 2015 г. Министерством образования и науки РФ было подписано соглашение с Пенсионным фондом и Рособрнадзором об обмене информацией в целях анализа трудоустройства выпускников образовательных организаций высшего образования. Отслеживание трудовой деятельности работника осуществляется на основании поступления в Пенсионный фонд РФ отчислений от работодателя, официально трудоустроившего выпускника вуза. Данное соглашение является одним из мероприятий, осуществляемых в русле реформы системы образования, которая началась с момента подписания Россией Болонской декларации в 2003 г.
До настоящего времени повсеместно в обществе, научной и педагогической среде обсуждаются результаты проведенных мероприятий и продолжающихся реформ, неоднозначно оцениваются возникающие в системе российского образования и, как следствие, на рынке труда проблемы. Однако решать их требуется незамедлительно, поскольку в течение периода реформ выпускаются новые кадры, качеству образования и востребованности которых на рынке труда также даются категоричные оценки.
Необходимость внедрить мониторинг трудоустройства выпускников образовательных организаций высшего образования со стороны государственных органов стала очевидна ввиду нескольких факторов, одним из которых стал снижающийся уровень трудоустройства выпускников вузов. Так, мониторинг, проведенный Минобрнауки, показал, что количество выпускников российских вузов, трудоустроившихся после окончания учебы в 2013 г., составляет 75% [17]. Однако показатель уровня безработицы среди выпускников вузов растет, о чем свидетельствуют данные Российского статистического ежегодника за 2015 г.: с 20,5% в 2000 г. до 26,7% в 2014 г. Общая численность безработных с высшим образованием выросла с 13,3% в 2000 г. до 18,2% в 2014 г. [18].
Также в результате проведенного Министерством образования мониторинга был выявлен дисбаланс между спросом и предложением на рынке труда, что является одной из причин снижения уровня трудоустройства выпускников вузов. Этот дисбаланс по ряду гуманитарных направлений подготовки существенен, поскольку наибольшее число нетрудоустроенных выпускников (50%)
Вестник Поволжского института управления • 2016. № 4 (55) 93
обучалось по специальностям укрупненных групп направлений подготовки «Экономика и управление» и «Юриспруденция», то есть почти каждый второй нетрудоустроенный выпускник имеет юридическое или экономическое образование [17].
Выравнивание вышеуказанного дисбаланса государство осуществляет путем снижения квоты бюджетных мест в вузах на некоторые гуманитарные направления подготовки. Так, в декабре 2015 г. коллегия Минобрнауки России приняла решение увеличить число бюджетных мест на 2017/2018 учебный год по педагогическим направлениям подготовки, по программам в области здравоохранения и медицины, сельского хозяйства, математических и естественных наук и сократить количество бюджетных мест на юридические и экономические специальности. По остальным областям образования число бюджетных мест на очную форму обучения останется на уровне 2016 г. [19].
Еще одной причиной низкого уровня трудоустройства выпускников вузов, в частности по гуманитарным специальностям и наукам об обществе, является неоднозначное отношение работодателей к выпуску на рынок труда потенциальных работников двух типов: бакалавров и магистров. Исследовательский центр портала SuperJob провел опрос, в результате которого было выявлено, что 43% опрошенных работодателей рассматривают при приеме на работу бакалавров наравне с магистрами, как имеющих полное высшее образование, тогда как 35% работодателей считают бакалавра потенциальным работником с незаконченным высшим образованием, а 8% — претендентом на работу со средним специальным образованием. Недооценка своего образования присутствует и у самих бакалавров, среди которых только 30% опрошенных считают диплом бакалавра документом о высшем образовании [20].
Результаты этого опроса подтверждаются и официальной статистикой по трудоустройству выпускников. Рассмотрим данные по трудоустройству по отраслям наук, безработица выпускников по которым особенно велика: наукам об обществе и гуманитарным наукам. Уровень трудоустройства бакалавров существенно ниже уровня трудоустройства магистров и специалистов по обеим отраслям наук (табл. 1).
Таблица 1
Трудоустройство выпускников вузов по отраслям наук, %
Отрасли наук Магистры Специалисты Бакалавры
Науки об обществе 77,80 69,90 60,75
Гуманитарные науки 73,63 72,86 57,97
Примечание. Данные приводятся по источнику [21].
Следующей причиной низкого уровня трудоустройства выпускника вуза является снижение уровня доверия к государственным учреждениям службы занятости. Количество обратившихся в подобные учреждения снизилось с 38,3% в 2010 г. до 28,0% в 2014 г. [18].
94 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2016. № 4 (55)
Среди других каналов поиска работы россияне выбирают следующие:
1) помощь друзей, родственников и знакомых: 53,9% в 2010 г. и 62,9% в 2014 г.;
2) подача объявлений в печать, отклик на объявления: 21,9% в 2010 г. и 39,1% в 2014 г.;
3) обращение в коммерческие службы занятости: 2,7% в 2010 г. и 4,2% в 2014 г.
Количество выпускников образовательных организаций, желающих трудоустроиться впервые и обратившихся с этой целью в государственные учреждения службы занятости, также снижается (табл. 2).
Таблица 2
Трудоустройство населения государственными учреждениями службы занятости
Год Количество обратившихся по вопросу трудоустройства (ищущих первую работу, ранее не приступавших к трудовой деятельности), тыс. чел.
2000 2049,1
2010 2037,8
2014 1130,7
Примечание. Данные приводятся по источнику [18].
Очевидно, что необходимо принимать меры, которые бы способствовали повышению уровня доверия населения, находящегося в поиске работы, к государственным службам занятости. Они должны касаться не только повышения уровня информированности населения о мероприятиях, проводимых этой структурой, но и повышения качественных и количественных критериев и показателей деятельности государственной службы занятости. Отметим, что уровень трудоустройства обратившихся в государственное учреждение службы занятости среди ищущих первую работу составляет в среднем 77% [18].
В то время как некоторые выпускники вузов не находят работу по своему направлению подготовки и не трудоустраиваются (что на региональном уровне подтверждается отчетом службы занятости Саратова за 2015 г.: «45% выпускников не нашли работу по приобретенной специальности» [22]), другие трудоустраиваются не по направлению подготовки. Официальная статистика это подтверждает: по данным Росстата, в 2014 г. более половины выпускников российских вузов не работали по специальности [23].
С одной стороны, с тенденцией трудоустройства не по специальности борются, опасаясь за качество оказываемых услуг, с другой стороны, работодатели готовы взять и берут на работу выпускников, которые обладают необходимыми качествами, а не только соответствующим образованием. Многие выпускники вузов проявляют характеристики, позволяющие судить о наличии у них сформированной профессиональной мобильности, которая, на наш взгляд, представляет собой профессионально-деятельностную и интегративно-личностную характеристику выпускника образовательной организации, позво-
Вестник Поволжского института управления • 2016. № 4 (55) 95
ляющую ему быть эффективным и успешным участником трудовых рыночных отношений. Профессиональная мобильность является видом социально-трудовой мобильности, отражающей способность выпускника образовательной организации соответствовать требованиям рынка труда и добиваться успехов, повышать свой социальный статус через развитие личностных и профессиональных качеств.
Переход к новой системе организации высшего образования в России предполагает приобретение знаний и навыков, которые позволят обеспечить высокий уровень мобильности на рынке труда [24]. Формирование профессиональной мобильности происходит в рамках образовательного процесса в вузе, а развитие — в течение всей трудовой жизни человека и, на наш взгляд, является необходимым, поскольку позволяет воспитать выпускника, готового к самостоятельному построению своей профессиональной карьеры (формирование так называемой карьерной готовности), а также сформировать «психологическую готовность» к постоянному поиску путей реализации профессиональных интересов.
При выборе будущей специальности, профессии, места работы абитуриенту следует учитывать динамику спроса и предложения на рынке труда, чтобы успешно трудоустроиться после выпуска из вуза. Однако скорость изменений общественных, политико-правовых, экономических условий не всегда позволяет гармонично реализовать при выборе направления подготовки собственные интересы, наклонности, таланты абитуриента. Спрос работодателей на работников определенной профессии также изменяется за время обучения: четыре года (для бакалавра) и два года (для магистра), что в общей сложности составляет шесть лет. За этот период социально-экономическая ситуация на рынке труда может измениться кардинальным образом, и выпускнику так или иначе придется решать проблему трудоустройства. Поэтому формирование профессионально мобильного выпускника вуза может решить как проблему индивидуального трудоустройства, так и социальные проблемы, связанные с безработицей, развитием общества и экономики региона.
Библиографический список
1. Чернышкина Н.Я. Трудоустройство выпускников вузов: опыт социологического анализа // Вестник Поволжского института управления. 2013. № 6 (39). С. 59-63.
2. ТретьяковМ.С. Проблемы трудоустройства выпускников образовательных учреждений на региональном рынке труда // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 85. С. 365-369.
3. Попова Н.В., Голубкова И.В. Проблема трудоустройства выпускников. URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/problema-trudoustroystva-vypusknikov
4. Илясов Е.П. Взаимодействие вузов и работодателей в условиях развития рыночных отношений в экономике и проблема трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования // Ученые записки Казанского университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2008. № 4, т. 150. С. 208-221.
5. Зайцева Т.М., Булатова А.Г. Перспективы трудоустройства выпускников вуза (на материалах АЛТГУ) // Международный научно-исследовательский журнал. 2014. № 1-3 (20). С. 21-23.
96 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2016. № 4 (55)
6. Карманова О.А., Куницына Л.П. Проблема трудоустройства выпускников высших учебных заведений (на примере ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет») // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Сер.: Философия, социология, культурология, социальная работа. 2014. № 4. С. 21-27.
7. Цепаева И.А. Выпускники Академии и рынок труда // Высшее образование в России. 2009. № 7. С. 69-74.
8. Рыбалкина Л.Г., Феоктистов А.В. Трудоустройство выпускников вузов в ситуации напряженности на рынке труда: проблемы, задачи, новые антикризисные технологии (на примере Сибирского государственного индустриального университета) // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2009. № 1 (1). С. 75-78.
9. Стецунов Е.Е. Трудоустройство выпускников системы профессионального образования в условиях кризиса: проблемы и перспективы. URL: http://cyberleninka.ra/article/n/trudous-troystvo-vypusknikov-sistemy-professionalnogo-obrazovaniya-v-usloviyah-Mzisa-problemy-i-per-spektivy
10. Пугач В.Ф., Федорова Е.А. Трудоустройство выпускников российских вузов (статисти-ко-социологический анализ) // Высшее образование в России. 2011. № 10. С. 136-146.
11. Балуева Т.В. Постдипломная мобильность выпускников государственных вузов и бизнес-школ: сравнительный анализ // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2015. № 2 (155) , т. 20. С. 69-75.
12. Воловская Н.М., Плюснина Л.К., Русина А.В. Мониторинг трудоустройства выпускников в системе оценки деятельности вуза // Теория и практика общественного развития. 2014. № 19. С. 23-27.
13. Гаджиев Г.М., Рамазанов С.А., Маитханова К.Д. Трудоустройство выпускников как показатель эффективности образовательной среды // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2015. № 1 (30). С. 57-64.
14. ГуртовВ.А., Питухин Е.А., НасадкинМ.Ю. Эффективность деятельности вузов с позиции трудоустройства выпускников // Высшее образование в России. 2013. № 10. С. 19-27.
15. Портал мониторинга трудоустройства выпускников. URL: http://graduate.edu.ru/#/ ?year=2014
16. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы: распоряжение Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 792-р. URL: http://минобрнауки.рф/documents/3409
17. Подведены итоги мониторинга трудоустройства выпускников российских вузов. URL: http://минобрнауки.рф/новости/5864
18. Российский статистический ежегодник - 2015. М., 2015.
19. Ключевская Н. Определен объем бюджетных мест в вузах на 2017/2018 учебный год. URL: http://www. garant.ru/news/678859/#ixzz4CzZM4HmO
20. Зарплаты магистров и бакалавров, статистика. URL: http://fevt.ru/publ/zarplata_magis-trov/25-1-0-266
21. Реестр вузов России: трудоустройство выпускников. URL: http://media.rspp.ru/docu-ment/1/c/5/c5a1415f5c8dad447e5179d3eb5f1a70.pdf
22. Информация о трудоустройстве выпускников высших и средних учебных заведений в 2015 году. URL: http://czn-saratov.rUdoc/ДОКЛАД-%o20трудоустройство0/o20вьmускников.doc
23. Трудоустройство выпускников: есть ли жизнь после вуза? URL: http://www.ifmo.ru/ru/ viewnews/4765/trudoustroystvo_vypusknikov_est_li_zhizn_posle_vuza.htm
24. МатвеевВ.В. Реформа высшего образования в России и перспективы трудоустройства молодых специалистов // Вестник Удмуртского университета. Сер.: Экономика и право. 2014. Вып. 2. С. 43-52.
Вестник Поволжского института управления • 2016. № 4 (55) 97