УДК 378.4
Палаткина Галина Владимировна
Palatkina Galina Vladimirovna
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной педагогики и психологии
Астраханского государственного университета [email protected]
Дахина Елена Рашитовна
D.Phil. in Education Science, Professor, Head of the Social Pedagogy and Psychology Subdepartment, Astrakhan State University [email protected]
Dakhina Elena Rashitovna
ТРУДОУСТРОЙСТВО СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ПО ПОЛУЧАЕМОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
JOB PLACEMENT OF UNIVERSITY STUDENTS IN THEIR PROFESSION AS A PEDAGOGICAL ISSUE
Аннотация:
Отсутствие системы государственного распределения выпускников вуза, самостоятельное определение предприятиями и организациями своей кадровой политики ставят актуальный вопрос о трудоустройстве выпускников вуза по полученным специальностям.
Ключевые слова:
трудоустройство, профессиональная деятель-ность, рынок труда, профессиональная адаптация, социализация, профессиональная ориентация.
Summary:
Lack of the state placement of the university graduates and independent HR policy carried out by companies and businesses determine the urgency of the problem of job placement of the university graduates in their professions.
Keywords:
job placement, vocational activity, labor market, vocational adaptation, socialization, vocational guidance.
Сегодня трудоустройство выпускников вузов происходит в сложных экономических, политических и социальных условиях на фоне неблагоприятной социально-психологической обстановки.
Понятие трудоустройства включает в себя все формы трудовой деятельности, в том числе предпринимательскую деятельность, индивидуальную трудовую деятельность, профессиональную деятельность, участие в общественных или сезонных работах и т. п. При этом процесс трудоустройства представляет собой осуществление действий (содействие в этом процессе) по поиску подходящей работы и устройства на нее, а также процесс профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки граждан для заполнения имеющихся вакансий.
В толковом словаре С.И. Ожегова под трудоустройством понимается «устройство кого-нибудь на работу, содействие в таком устройстве» [1].
В психологической энциклопедии трудоустройство рассматривается как ряд мероприятий, включающих: подбор подходящей работы; информирование и консультирование о возможностях службы занятости; содействие временному трудоустройству, профессиональному обучению, самозанятости, переезду к новому месту жительства и работы; организацию и проведение общественных, временных (сезонных) и неотложных работ с целью трудовой и социальной адаптации безработных, испытывающих трудности в поиске постоянной работы [2].
В проанализированных определениях трудоустройство включает в себя целый комплекс социально-педагогических мероприятий: профессиональное обучение, содействие к адаптации на рынке труда, переобучение, профориентация, трудовая социализация и т. д.
Поэтому понятие «трудоустройство» можно определить как систему организационных, экономических и правовых мер, направленных на обеспечение трудовой занятости населения.
Следует отметить, что понятие «трудоустройство» различается в широком и узком значениях. В широком смысле трудоустройство объединяет все формы трудовой деятельности, не противоречащие законодательству, включая самостоятельное обеспечение себя работой, индивидуальную трудовую деятельность, предпринимательство, фермерство и т. д. В узком смысле под трудоустройством понимают такие формы трудовой деятельности, которые устанавливаются при содействии органов государства или негосударственных организаций на основе лицензирования. Следовательно, понятие «трудоустройство» более узкое, чем понятие «занятость», и именно трудоустройство предшествует занятости и является его важнейшей гарантией.
Отметим, что в правовом законодательстве РФ закреплено право граждан на трудоустройство и выбор места работы путем обращения к предприятию, учреждению, организации, индивидуальному крестьянскому хозяйству, к другому работодателю или путем бесплатного содействия государственной службы занятости. При этом при трудоустройстве молодых специалистов с высшим образованием отрицательно сказываются уровень и качество полученного образования и невостребованность выпускников вузов на рынке труда. Молодые люди, в возрасте 18-24 лет, как правило, выходят на рынок труда впервые и отличаются по сравнению с другими возрастными категориями более низким образовательным и профессиональным уровнем, не имеют стажа работы. Все эти факторы обусловливают более низкую их конкурентоспособность. Вместе с тем именно на этот период приходится начальный этап карьеры.
Молодые люди в этом возрасте характеризуются неустойчивостью жизненных установок, отсутствием производственного стажа и опыта работы и, как следствие, относительно низким профессиональным статусом. Из-за перенасыщенности рынка труда конкурентными категориями населения молодежь является достаточно выраженной группой риска. В то же время, в отличие от других социально уязвимых групп (инвалидов, женщин), молодежь является наиболее перспективной категорией рабочей силы. Еще полностью не сформировавшись как субъект трудовой деятельности, она наиболее восприимчива ко всем изменениям, имеет способность к постоянной смене трудовых функций, огромные возможности профессионального роста, наиболее продолжительный период предстоящей трудовой профессиональной деятельности.
Под профессиональной деятельностью понимается сложная деятельность, которая предстает перед человеком как конституированный способ выполнения чего-либо, имеющий нормативно установленный характер. Профессиональная деятельность является объективно сложной, поэтому она трудна для освоения, требует длительного периода теоретического и практического обучения [3]. Профессиональная деятельность определяется как профессия, то есть как род трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы.
Успешное овладение профессиональной деятельностью прежде всего зависит от понимания ее содержания. Для этого необходимо получить знания по данной профессии и определенный опыт. Временное занятие без предварительной теоретической подготовки нельзя считать профессиональной деятельностью. Следовательно, профессиональная деятельность требует специального образования, получаемого в процессе профессионального обучения, т. е. овладения определенной системой специальных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения функций, связанных с этой профессией. Успешность овладения профессиональной деятельностью зависит от мотива выбора данной профессии и профессиональной направленности.
Успех профессиональной деятельности предполагает владение ее операционной, организаторской, психологической и нравственной сторонами, а также обобщенными профессиональными знаниями и готовностью к реализации оптимальных способов выполнения трудовых заданий на рынке труда.
Рынок труда представляет собой систему, в которой взаимодействуют субъекты собственности на факторы производства - на средства труда и рабочую силу, - происходит стоимостная оценка разнокачественной рабочей силы, формируются объем и структура спроса на рабочую силу и ее предложения. Условиями рынка труда являются существование товарного рынка и денег, а также наличие свободного наемного рабочего - продавца и капиталиста-покупателя [4].
Так, рынок труда, по мнению ряда авторов (В. Гимпельсон, Р. Капелюшников, В. Костаков, А. Котляр, А. Кашепов и др.), представляет собой ограниченную сферу рыночной экономики, выполняющую функцию опосредования через куплю-продажу рабочей силы, соединяя вещественные и человеческие факторы производства, поддерживая их сбалансированность в условиях многообразия форм собственности на средства производства и преимущественного права граждан на распоряжение своей рабочей силы и способностями.
Несбалансированность рынка труда обусловливает проблемы адаптации выпускников вузов к рынку труда. В целом профессиональную адаптацию выпускников вузов можно рассматривать как систему мер, направленную на формирование самостоятельного конструктивного поведения и повышение конкурентоспособности на рынке труда [5].
Педагогика, в отличие от других гуманитарных наук, рассматривая адаптацию личности как средство и цель в процессе профессиональной подготовки, опирается на общенаучные принципы гуманности, выдвигает цели и задачи воспитания, пронизанные уважением к личности будущего специалиста и заботой о ее развитии. Поэтому процесс адаптации личности в педагогической теории рассматривается как процесс развития личности.
В.А. Сластенин и В.П. Каширин считают, что адаптация выступает одним из ведущих механизмов социализации и что не всякий процесс адаптации ведет к социализации личности
(например, конформное поведение личности). Вместе с тем полная внутренняя психологическая адаптация личности может оказаться тождественной процессу ее социализации [6].
Н.М. Борытко отмечает, что социализация происходит не только в процессе стихийного взаимодействия человека с окружающей его средой и стихийного влияния на него различных, порой разнонаправленных обстоятельств жизни общества, но и в процессе целенаправленного создания условий для развития человека, то есть воспитания [7].
Таким образом, в отечественной педагогической науке процесс адаптации осмысливается как один из факторов и условие социализации личности в процессе обучения и воспитания. Анализ и осмысление различных подходов в трактовке термина «адаптация» позволяют сделать вывод: адаптация к рынку труда выпускников вузов является механизмом развития личности студента, в том числе и в плане профессионального развития.
Вместе с тем если понимать процесс развития личности в ее активном взаимодействии с социальной средой, то каждый из элементов этого взаимодействия имеет право на рассмотрение без опасения, что преимущественное внимание к одной из сторон взаимодействия обязательно должно обернуться ее абсолютизацией, недооценкой другого компонента.
Я.И. Гилинским сделан акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта прежде всего в ходе трудовой деятельности. Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы «зрелого» возраста условны; фиксация такой стадии не представляет затруднений - это весь период трудовой деятельности человека [8].
Успешной трудовой социализации предшествует профориентация, непосредственно влияющая на трудоустройство.
Мы согласны с мнением И.Л. Соломина о том, что профессиональная ориентация (профориентация) - выбор из множества профессий тех, которые наиболее соответствует потребностям и возможностям человека и пользуются спросом на рынке труда [9].
Следует также отметить, что понятие «ориентация» употребляется в ряде наук. И везде оно так или иначе связано с определением местонахождения, с выбором направления движения, с умением разобраться в окружающей обстановке. При этом если студент проявляет самостоятельную активность в выборе профессии, то это лучше назвать его ориентацией на профессию. Если же он становится объектом психолого-педагогического воздействия с целью выбора подходящей для него профессии, то здесь лучше говорить о направленном ориентировании его на профессию.
Рассмотренные категории, относящиеся к феномену «трудоустройство» («рынок труда», «профессиональное обучение», «адаптация к рынку труда», «профориентация», «профессиональная деятельность», «трудовая социализация») так или иначе взаимосвязаны и детерминируют друг друга (см. рисунок 1).
Рисунок 1 - Категории трудоустройства
Для успешного трудоустройства выпускников вузов по получаемой профессии недостаточно наличия существующих в настоящее время специальных служб и учреждений. Для решения всего комплекса возникающих сегодня проблем на рынке труда назрела необходимость создания системы помощи в трудоустройстве выпускников вузов по получаемой специальности, включающую психолого-педагогическую и социальную помощь, а также содействие в трудовой адаптации и профориентации.
Ссылки:
1. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. Изд. 9-е, исправ. и доп. М., 1972. 845 с.
2. Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия. М., 2005. 672 с.
3. Климов Е.А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд). М., 2003. 320 с.
4. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. М., 1992. Т. 2. Гл. 14.
5. И. Селезнева. Важный фактор повышения конкурентоспособности граждан на рынке труда. [Электронный ресурс]. URL: http://www.chelt.ru/2008/5-08/selezneva-508.html (дата обращения: 15.09.2012).
6. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2008. 480 с.
7. Борытко Н.М. Пространство воспитания: образ бытия : монография / науч. ред. Н.К. Сергеев. Волгоград, 2000. 225 с.
8. Гилинский Я.И. Стадии социализации индивида // Человек и общество. Л., 1971. Вып. 9.
9. Степанов А., Бендюков М., Соломин И. Азбука профориентации. СПб., 1995.
References (transliterated):
1. Ozhegov S.I. Slovar' russkogo yazyka / ed. by N.Y. Shvedova. 9th ed., changed and added. M., 1972. 845 p.
2. Stepanov S.S. Populyarnaya psikhologicheskaya entsiklopediya. M., 2005. 672 p.
3. Klimov E.A. Puti v professionalizm (Psikhologicheskiy vzglyad). M., 2003. 320 p.
4. Khayman D.N. Sovremennaya mikroekonomika: analiz i primenenie. M., 1992. Vol. 2. Ch. 14.
5. I. Selezneva. Vazhniy faktor povysheniya konkurentosposobnosti grazhdan na rynke truda. [Electronic resource]. URL: http://www.chelt.ru/2008/5-08/selezneva-508.html (date of access: 15.09.2012).
6. Slastenin V.A., Kashirin V.P. Psikhologiya i pedagogika : ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeniy. M., 2008. 480 p.
7. Borytko N.M. Prostranstvo vospitaniya: obraz bytiya : monograph / sci. ed. N.K. Sergeev. Volgograd, 2000. 225 p.
8. Gilinskiy Y.I. Stadii sotsializatsii individa // Chelovek i obshchestvo. L., 1971. Issue 9.
9. Stepanov A., Bendyukov M., Solomin I. Azbuka proforientatsii. SPb., 1995.