УДК 378.126:37.013
Малин Сергей Викторович
Кандидат педагогических наук, заместитель министра Министерства спорта, туризма и молодежной политики Московской области, [email protected], г.Красногорск
особенности профилактики трудовой незанятости современной учащейся молодежи
Аннотация. В статье рассматривается вопрос востребованности современных выпускников вузов на рынке труда. Автором выявлены особенности современной учащейся молодежи, а также выявлены условия успешной трудовой конкуренции современного выпускника вуза. Обозначен круг причин незанятости учащейся молодежи. Выявлены особенности и основные направления профилактики трудовой незанятости учащейся молодежи. Рассмотрена педагогическая система профилактики трудовой незанятости учащейся молодежи как инструмент целенаправленного влияния на профессиональное самосознание будущего выпускника. профилактика трудовой незанятости учащейся молодёжи - будущих выпускников определена в статье одной из первостепенных задач вуза по подготовке и выпуску конкурентоспособных специалистов на современный рынок труда.
Ключевые слова: конкурентоспособность, учащаяся молодежь, трудоустройство молодежи, профилактика трудовой незанятости
Malin Sergey Viktorovich
Candidate of Pedagogical Sciences, Vice Minister of the Ministry of Sport, Tourism and Youth Policy of Moscow region, tk.a.b@ mail.ru, Krasnogorsk
features of the prevention of labour unemployment
of modern students
Abstract: The article discusses the demand of today's college graduates in the labor market. The author reveals peculiar features of modern young students, and identifies conditions for successful employment of the graduates. The reasons of students' unemployment, the features and the main directions of prevention of labor unemployment for young students are described. We consider the educational system of prevention of labor unemployment as a tool for students focused on the influence of the professional identity of the future graduate. The article prevention of labor unemployment of students - future graduates defined as one of the top priorities of the university for the preparation and production of competitive specialists in the modern labor market.
Keywords: competitiveness, students, youth employment, prevention of labor unemployment.
Востребованность выпускника на рынке труда как основа оценки итоговой компетентности - это один из главных аккредита-ционных показателей вуза. Однако в Законе РФ «Об образовании» и в Федеральном Законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» лишь несколько задач относится непосредственно к трудовому образованию и вопросам кадрового производства. Упор делается на развитие личности, т.е. на первый план выходит академическое образование, которым занимаются массовые университеты. Приобрести специальные знания в конкретной отрасли выпускник
может только непосредственно на рабочем месте после трудоустройства. Востребованность выпускников вузов, их конкурентоспособность на рынке труда сегодня одна из актуальнейших проблем высшей школы, побуждающая по-иному взглянуть на проблемы трудового образования и на задачу содействия в трудоустройстве.
Являясь важным ресурсом национального развития, современная молодежь представляется самой образованной за всю историю развития человечества. В настоящее время доля молодежи составляет около 18 % от общей численности населения земного шара.
Это 1,2 млрд. человек или 24 % населения трудоспособного возраста. Однако эксперты ООН подчеркивают, что в большинстве стран мира безработица среди молодых людей намного превышает безработицу среди населения в целом, а в странах Центральной и Восточной Европы 33,6 % молодых людей не учатся и не работают [4]. Перед лицом сложнейших глобальных проблем трудовое образование незанятой молодежи становится одним из важнейших условий успешного содействования разрешению существующих проблем в области продовольственной безопасности, здоровья населения, понимания культурного разнообразия и его поддержания в целях мира и безопасности, солидарности, роста и развития.
В решении вопросов трудоустройства выпускников следует сделать акцент на повышении собственной активности и инициативы у молодых специалистов, чтобы они смогли стать реальными субъектами на рынке труда.
В современных условиях выпускник должен не только иметь знания и уметь их применять в выбранной сфере будущей деятельности, но и быть личностью, способной решать поставленные жизнью задачи: исследовательские, проектные, организационные, предпринимательские и т. д. Должна быть сформирована и готовность студента к самообразованию.
Для молодого человека крайне важно получить конкурентоспособную профессию, от этого зависит, насколько легким или тяжелым будет трудоустройство. Однако, решая нелегкую задачу выбора жизненного пути и профессии молодые люди, к сожалению, нередко ориентируются на престижность получаемого образования.
Регулярно проводимые социологические опросы выпускников учебных заведений позволяют утверждать, что молодые специалисты в целом оптимистично оценивают конкурентоспособность своего профессионального образования [4]. Однако, столкнувшись с реальностью, часть из них принимает решение не работать по полученной специальности. Практика показывает, что происходит это потому, что многие старшекурсники не представляют себе, какие требования предъявляют работодатели к специалистам их профиля, не владеют информацией о том, насколько подобные специалисты востребо-
ваны, какие условия труда и заработная плата им предлагаются.
Низкая конкурентоспособность выпускников на современном рынке труда, связанная с изъянами затянувшейся социализации постсоветского поколения молодежи, состоящими прежде всего в снижении качества образования и сокращении возможностей профессионального выбора и получения профессионального обучения, требует от молодых людей значительной предприимчивости в поиске подходящей работы. Концепт «скрытой» безработицы означает вынужденное безделье, деморализующее молодых людей, ведет к текучести кадров, часть которых впитывает в себя теневой рынок, а также преступные группировки.
Конкурентоспособность современного выпускника учебного заведения, по данным исследований специалистов, определяется целым рядом факторов, среди которых демографические и социально-психологические. По оценкам социологов, каждый третий выпускник на рынке труда подвергается дискриминации по половозрастным признакам [4]. Нельзя забывать и о том, что конкурентоспособность выпускников определяется не только полученной специальностью, но и в значительной мере зависит от свойств личности, таких качеств, как предприимчивость и инициатива.
Таким образом, вторая особенность незанятых выпускников заключается в отсутствии конкурентоспособности на рынке труда в связи с перенасыщением рынка невостребованными профессиями.
Следующей причиной незанятости выпускников можно назвать непомерную амбициозность молодого специалиста, что нередко просто не соответствует реальному набору его качеств и умений. Плюсом выпускников является то, что многие молодые безработные отличаются высокой мобильностью: по данным опросов, каждый тре-тий-четвертый студент хотел бы работать в Москве или за рубежом [5].
Однако встречаются ситуации, когда выпускник не может трудоустроиться, несмотря на то, что у него хорошее образование, опыт работы по специальности, блестящие деловые качества при минимуме притязаний. К подобным ситуациям относятся и те случаи, когда человек работает, но его успе-
хов никто не замечает, достижения присваиваются другими, зарплата не повышается и так далее. Происходит это потому, что очень многие талантливые перспективные специалисты просто не умеют себя «продать». В современных условиях скромность как при трудоустройстве так и в работе, становится серьезным препятствием к успеху. При этом искусство самопрезентации приходит с опытом не всегда, однако ему можно научиться. Выпускник должен понимать, что ни в коем случае не зазорно заявлять о своих качествах, способностях, успехах и даже их немного преувеличить. От самопрезентации, как правило, зависит результат первой встречи с работодателем и наивно полагать, что все ваши достоинства ему и так видны.
Таким образом, следующей особенностью незанятых выпускников является неумение самопрезентации. В этом случае одной из задач профилактики трудовой незанятости является научить выпускника грамотно подать себя.
Соответственно, главными особенностями незанятой молодежи являются первое появление на рынке труда; низкая конкурентоспособность; завышенная самооценка, амбициозность; неумение грамотно подать себя, отсутствие навыков самопрезентации; психологический дискомфорт от длительной безработицы.
В связи с вышесказанным профилактика трудовой незанятости учащейся молодёжи - будущих выпускников - в настоящее время является как неотъемлемой частью государственной системы социальной защиты населения во всем мире, одним из ведущих и динамично развивающихся компонентов социальной сферы, так и одной из первостепенных задач вуза по подготовке и выпуску конкурентоспособных специалистов на современный рынок труда.
Выявление сущности профилактики трудовой незанятости учащейся молодежи, предполагающей содействие их трудоустройству, самореализации и готовности к предупреждению возможных рисков, требует научного поиска основных направлений профилактики трудовой незанятости, которые будут способствовать созданию целостного, научно обоснованного представления об исследуемом базовом понятии данной отрасли государственной молодежной поли-
тики и трудового образования.
Первое направление предполагает вовлечение молодежи в социальную практику и связано с социализацией личности. При этом формы социализации включают в себя воспитание, обучение, самовоспитание, самообучение и являются управляемыми формами социализации личности. Существующая практика профилактики трудовой незанятости в Европейском союзе включает проект «YIPPEE» по содействию образованию и занятости молодежи в возрасте 15-29 лет. Общепризнанной тенденцией профилактики трудовой незанятости учащейся молодежи является смещение акцентов с проектов ОЭСР (OECD) до конкретных мер в рамках активной политики содействия занятости населения в рамках правительственных программ (ALMP) [6]. Интегральная схема социализации личности включает в себя составляющие элементы данного сложного социального явления: личность, социальную среду, различия, типы взаимодействия, фазу, механизмы, формы и модели социализации.
Следующее направление основано на развитии профессионального самоопределения и самосознания учащейся молодежи. Целенаправленное изучение проблемы профессионального самоопределения связывается с развитием психотехнического движения и научно-психологическим подходом к проблемам профессионального становления человека, предполагающим учет направлений практической работы по подготовке молодежи к выбору профессии. В современной научной литературе процесс профессионального самоопределения анализируется с точки зрения внутренней детерминированности профессионального выбора и понимается как осознание личностью своих потребностей, мотивов, интересов («хочу»); возможностей, склонностей, профессионально значимых качеств и способностей («могу»); относительно устойчивых, закрепившихся психофизиологических и характерологических качеств («имею») и соотнесение их с теми требованиями, которые предъявляются социальной ситуацией человеку, выбирающему профессию [1]. Следовательно, в этом понимании профессиональное самоопределение есть такой этап социализации, внутри которого человек приобретает готовность
к самостоятельной профессиональной деятельности на основе осознания и соотнесения «хочу - могу - имею», т.е. становится субъектом деятельности. Завершение процесса профессионального самоопределения исследователи соотносят с устойчивым положительным отношением к себе как к субъекту профессиональной деятельности.
Самоопределение согласно М. Р. Гинзбург, связано с ценностями личности и реализуется как потребность формирования целостной когнитивной системы, в центре которой находится представление о смысле своей жизни. Структура личностного самоопределения образована психологическим настоящим и психологическим будущим [2]. В нашем понимании самоопределение следует признать в качестве исходного порождающего механизма профессионально-релевантного поведения, предполагающее функциональное и экзистенциальное соответствие человека и профессии.
Третье направление связано с профессиональной ориентацией. В отечественных исследованиях профориентация также связывается с профориентационными технологиями, психологией профессий, психологическим профессиональным консультированием и профессиографией. Исследованы этапы профориентации: профессиональное самоопределение личности, психологическое сопровождение профессионального становления личности на стадии оптации, стадии профессионального обучения, профессиональной адаптации, профессионализации, мастерства. Формирование профессионального самоопределения личности средствами профессиональной ориентации рассматривается как специально организованная деятельность, а также система равноправного взаимодействия личности и общества на определенных этапах развития человека, оптимально соответствующая личным особенностям и запросам рынка труда в конкурентоспособных кадрах.
Основными средствами формирования системы профессиональной ориентации учащейся молодежи являются: профессиональная информация и просвещение, развитие интересов, склонностей и способностей, профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиональная адаптация.
Четвертым направлением профилактики трудовой незанятости учащейся молодежи является психологическое содействие, под которым понимается взаиморазвитие личности и деятельности, обеспечивающее продуктивное профессиональное развитие [3]. Содействие в отличие от психологического и педагогического сопровождения предполагает активность личности в проектировании своего профессионального образовательного пространства, самоформирование и самоактуализацию. Философским основанием психологического содействия является концепция свободного выбора как условия развития. Содействие может трактоваться как актуализация личностно-профессионально-го потенциала в формировании ориентаци-онного поля развития, ответственность за принятие решений, определяющих его профессиональное будущее [3].
Непременными условиями успешной профилактики трудовой незанятости, а также возникновения, достижения и поддержания профессионального самоопределения, самосознания и профессиональной карьеры являются практика социальных взаимодействий с другими и с самим собой, личностное включение в освоение, развитие и совершенствование профессиональной деятельности, сопряжение эмоционально-ценностного и профессионально-личностного опыта как своего собственного, так и других профессионалов [1]. Успешность профилактики трудовой незанятости и последующего карьерного продвижения и эффективной профессиональной деятельности специалиста непосредственно связаны с позитивной профессиональной идентичностью, комплексно реализуемой в пространстве «Я - Другие - Дело».
Учет основных направлений исследуемой профилактики способствует закреплению основных составляющих профессионально-релевантного поведения: активности, компетентности, организованности, личностной зрелости, продуктивности, инициативности, деловой этичности, энергичности, стойкости, конкурентоспособности [1].
Выделенные направления предполагают: информирование учащейся молодежи о потенциальных возможностях саморазвития; обеспечение поддержки научной, творческой и предпринимательской актив-
ности молодежи; формирование целостной системы поддержки обладающей лидерскими навыками, инициативной и талантливой молодежи; гражданское образование и патриотическое воспитание молодежи; содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи.
Основой профилактических мер является деятельность, направленная на создание оптимальных психолого-педагогических и социально-психологических условий для осуществления процесса социализации личности; осуществление психолого-педагогической и социальной помощи; обеспечение в случае необходимости мер социально-правовой защиты. Разработка педагогической системы профилактики трудовой незанятости учащейся молодежи позволит создать благоприятные условия для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития потенциала учащейся молодежи и его использования в интересах инновационного развития страны.
Педагогическая система профилактики трудовой незанятости учащейся молодежи как инструмента целенаправленного влияния на профессиональное самосознание будущего выпускника посредством организации помощи в конструировании или реконструкции собственной профессиональной деятельности при освоении новых
способов ее оценки по заданным требованиям к ее качеству, приводит к профессиональному развитию выпускников и их последующему успешному трудоустройству.
Библиографический список
1. Акбиева З. С. Психология карьеры в социальном контексте профессионального служения: монография. - М.: МГОУ, 2005. - 143 с.
2. Гинзбург М. Е. Универсальность как социальная характеристика выпускника вуза: социологический анализ: дис. ... канд. социол. наук. -Екатеринбург: РГБ, 2006. -260 с.
3. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2007. - 240 с.
4. Информационный портал Федеральной службы по труду и занятости «Работа в России» [Электронный ресурс]. URL: www.trudvsem.ru (дата обращения 11.05.2010).
5. Немировский В. Г., Невирко Д. Д. Социология человека: От классического к постклассическим подходам. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Издательство ЛКИ, 2008. - 304 с.
6. Разуваев С. Г. Социализация современного студенчества как теоретическая проблема // Сибирский педагогический журнал. - 2013. -№3. - С. 63- 69.
7. Jackson S., Cameron C. Unemployment, education and social exclusion: the case of young people from public care // YIPPEE, Thomas Coram Research Unit, Institute of Education, London [Электронный ресурс]. URL: http://tcru.ioe.ac.uk/ yippee/