УДК 378.126 : 37.013 Малин Сергей Викторович
кандидат педагогических наук, заместитель министра физической культуры, спорта, туризма и работы с молодежью Московской области
ОБОСНОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОФИЛАКТИКИ ТРУДОВОЙ НЕЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ И ТРУДОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Malin Sergey Viktorovich
PhD in Education Science, Deputy Minister of Physical Culture, Sport, Tourism and Youth, Moscow region
SUBSTANTIATION OF AREAS OF YOUTH UNEMPLOYMENT PREVENTION IN THE FRAMEWORK OF IMPLEMENTATION OF THE STATE YOUTH POLICY AND LABOUR EDUCATION
Аннотация:
В статье выявлены основные направления профилактики трудовой незанятости учащейся молодежи, выделены основные средства формирования системы ее профессиональной ориентации. Описаны условия успешной профилактики трудовой незанятости молодежи.
Ключевые слова:
молодежь, трудовая незанятость, профилактика трудовой незанятости учащейся молодежи, молодежная политика.
Summary:
The article describes the main areas of youth unemployment prevention among students. The author considers basic means of formation of the career guidance system for students. The conditions for efficient prevention of the youth unemployment are defined.
Keywords:
youth, unemployment, prevention of youth unemployment among students, youth policy.
Выявление сущности профилактики трудовой незанятости учащейся молодежи, предполагающей содействие ее трудоустройству, самореализации и готовности к предупреждению возможных рисков, требует научного поиска основных направлений профилактики трудовой незанятости, которые будут способствовать созданию целостного, научно обоснованного представления об исследуемом базовом понятии данной отрасли государственной молодежной политики и трудового образования.
Первое направление предполагает вовлечение молодежи в социальную практику и связано с социализацией личности. При этом формы социализации включают в себя воспитание, обучение, самовоспитание, самообучение и являются управляемыми [1, с. 76]. Существующая практика профилактики трудовой незанятости в Европейском союзе включает проект «YIPPEE» по содействию образованию и занятости молодежи в возрасте 15-29 лет [2, с. 1-2]. Общепризнанной тенденцией профилактики трудовой незанятости учащейся молодежи является смещение акцентов с проектов ОЭСР (OECD) до конкретных мер в рамках активной политики содействия занятости населения в рамках правительственных программ (ALMP) [3, c. 2-3]. Интегральная схема социализации личности включает в себя составляющие элементы данного сложного социального явления: личность, социальную среду, различия, типы взаимодействия, фазу, механизмы, формы и модели социализации.
Следующее направление основано на развитии профессионального самоопределения и самосознания учащейся молодежи. Целенаправленное изучение проблемы профессионального самоопределения связывается с развитием психотехнического движения [4, с. 128] и научнопсихологическим подходом к проблемам профессионального становления человека, предполагающим учет направлений практической работы по подготовке молодежи к выбору профессии. В современной научной литературе процесс профессионального самоопределения анализируется с точки зрения внутренней детерминированности профессионального выбора и понимается как осознание личностью своих потребностей, мотивов, интересов («хочу»); возможностей, склонностей, профессионально значимых качеств и способностей («могу»); относительно устойчивых, закрепившихся психофизиологических и характерологических качеств («имею») и соотнесение их с теми требованиями, которые предъявляются социальной ситуацией человеку, выбирающему профессию [5, с. 108]. Следовательно, в этом понимании профессиональное самоопределение есть такой этап социализации, внутри которого человек приобретает готовность к самостоятельной профессиональной деятельности на основе осознания и соотнесения «хочу-могу-имею», то есть становится субъектом деятельности [6, с. 9]. Завершение процесса
профессионального самоопределения исследователи соотносят с устойчивым положительным отношением к себе как к субъекту профессиональной деятельности.
Самоопределение согласно М.Р. Гинзбург, связано с ценностями личности и реализуется как потребность формирования целостной когнитивной системы, в центре которой находится представление о смысле своей жизни. Структура личностного самоопределения образована психологическими настоящим и будущим [7, с. 19-27]. В нашем понимании самоопределение следует признать в качестве исходного порождающего механизма профессиональнорелевантного поведения, предполагающего функциональное и экзистенциальное соответствие человека и профессии.
Третье направление связано с профессиональной ориентацией. В отечественных исследованиях профориентация также объединяется с соответствующими технологиями, психологией профессий, психологическим профессиональным консультированием и профессиографией. Исследованы этапы профориентации: профессиональное самоопределение личности, психологическое сопровождение профессионального становления личности на стадиях оптации и профессионального обучения, профессиональной адаптации, профессионализации, мастерства. Разработано психологическое профессиональное консультирование как методы психологической помощи и психодиагностики [8, с. 19].
Формирование профессионального самоопределения личности средствами профориентации рассматривается как специально организованная деятельность, а также система равноправного взаимодействия личности и общества на определенных этапах развития человека, оптимально соответствующая личным особенностям и запросам рынка труда в конкурентоспособных кадрах [9, с. 354].
Основными средствами формирования системы профессиональной ориентации учащейся молодежи являются: профессиональная информация и просвещение, развитие интересов, склонностей и способностей, профессиональная консультация, профессиональный отбор и адаптация.
Четвертым направлением профилактики трудовой незанятости учащейся молодежи является психологическое содействие, под которым понимается взаиморазвитие личности и деятельности, обеспечивающее продуктивное профессиональное развитие. Содействие в отличие от психологического и педагогического сопровождения предполагает активность личности в проектировании своего профессионального образовательного пространства, самоформирование и самоактуализацию. Философским основанием психологического содействия является концепция свободного выбора как условия данного процесса. Содействие может трактоваться как актуализация личностно-профессионального потенциала в формировании ориентационного поля развития, ответственность за принятие решений, определяющих его профессиональное будущее.
Непременными условиями успешной профилактики трудовой незанятости, а также возникновения, достижения и поддержания профессионального самоопределения, самосознания и профессиональной карьеры являются практика социальных взаимодействий с другими и с самим собой, личностное включение в освоение, развитие и совершенствование профессиональной деятельности, сопряжение эмоционально-ценностного и профессионально-личностного опыта как своего собственного, так и других специалистов [10, с. 105]. Успешность профилактики трудовой незанятости и последующего карьерного продвижения и эффективной профессиональной деятельности специалиста непосредственно связаны с позитивной профессиональной идентичностью, комплексно реализуемой в пространстве «Я-Другие-Дело» [11, с. 248-249].
Учет основных направлений исследуемой профилактики способствует закреплению основных составляющих профессионально-релевантного поведения: активности, компетентности, организованности, личностной зрелости, продуктивности, инициативности, деловой этичности, энергичности, стойкости, конкурентоспособности [12, с. 105-106].
Выделенные направления предполагают: информирование учащейся молодежи о потенциальных возможностях саморазвития; обеспечение поддержки научной, творческой и предпринимательской активности молодежи; формирование целостной системы поддержки, обладающей лидерскими навыками, инициативной и талантливой молодежи; гражданское образование и патриотическое воспитание молодежи; содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодого поколения.
Психолого-педагогическая база профилактики трудовой незанятости учащейся молодежи раскрывается на основе механизмов содействия их трудоустройству. Формирование социально-трудовой компетентности на основе исследуемых направлений профилактики следует связывать со становлением ее адаптационных механизмов.
Основой профилактических мер является деятельность, направленная на создание оптимальных психолого-педагогических и социально-психологических условий для осуществле-
ния процесса социализации личности; осуществление психолого-педагогической и социальной помощи; обеспечение, в случае необходимости, мер социально-правовой защиты.
Разработка педагогической системы профилактики трудовой незанятости учащейся молодежи позволит создать благоприятные условия для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для формирования ее потенциала и его использования в интересах инновационного развития страны.
Педагогическая система профилактики трудовой незанятости учащейся молодежи как инструмента целенаправленного влияния на профессиональное самосознание будущего выпускника посредством организации помощи в конструировании или реконструкции собственной профессиональной деятельности при освоении новых способов ее оценки по заданным требованиям к ее качеству, приводит к профессиональному развитию выпускников и их последующему успешному трудоустройству.
Ссылки:
1. Немировский В.Г., Невирко Д.Д. Социология человека: от классического к постклассическим подходам. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2008. 304 с.
2. Jackson S., Cameron C. Unemployment, education and social exclusion: the case of young people from public care // YIPPEE, Thomas Coram Research Unit, Institute of Education, London. URL: http://tcru.ioe.ac.uk/yippee/ (дата обращения: 11.11.2013).
3. Pastore F. Employment and Education Policy for Young People in the EU: What can New Member States Learn form Old Member States // Discussion Paper. № 3209. Dec. 2007.
4. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX в.: учеб. пособие. М., 1996. 416 с.
5. Акбиева З.С. Психология карьеры в социальном контексте профессионального служения: моногр. М., 2005. 143 с.
6. Зуева Ф.А. Концептуальные позиции педагогического содействия развитию профессионально значимых личностных ресурсов старшеклассников в аспекте внедрения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 12. С. 117-129.
7. Гинзбург М.Е. Универсальность как социальная характеристика выпускника вуза: социологический анализ: дис. ... канд. социол. наук. Екатеринбург, 2006 (из фондов Российской Государственной Библиотеки).
8. Лисовская Н.Б. Психологическое сопровождение профессионального становления студентов как фактор повышения качества образования // Вестник практической психологии образования. № 4. 2007.
9. Батышев С.Я. Профессиональная педагогика: учеб. для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. М., 1997. 512 с.
10. Акбиева З.С. Указ. соч.
11. Heckman J.J., Borjas G.J. Does Unemployment Cause Future Unemployments Definitions, Questions and Answers from a Continuous Time Model of Heteroginity and State Dependence // Economica. 47 (187). 1990. P. 247-283.
12. Акбиева З.С. Указ. соч.