Научная статья на тему 'Особенности безработицы выпускников вузов в современной России'

Особенности безработицы выпускников вузов в современной России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1115
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / НЕЗАНЯТАЯ МОЛОДЕЖЬ / ТРУДОВАЯ НЕЗАНЯТОСТЬ МОЛОДЕЖИ / ПРОФИЛАКТИКА ТРУДОВОЙ НЕЗАНЯТОСТИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ / МОЛОДЕЖНАЯ БЕЗРАБОТИЦА / YOUTH / UNEMPLOYED YOUTH / LABOR UNEMPLOYMENT OF YOUNG PEOPLE / PREVENTION OF LABOR UNEMPLOYMENT AMONG THE YOUTH / STUDENTS / YOUTH UNEMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малин Сергей Викторович

В статье рассмотрены и проанализированы основные причины безработицы среди выпускников вузов. Выявлены главные особенности безработицы среди выпускников. Особое внимание уделено организации педагогической системы профилактики трудовой незанятости учащейся молодежи как неотъемлемой части государственной системы социальной защиты населения во всем мир.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности безработицы выпускников вузов в современной России»

УДК 378.126:37.013

UNEMPLOYMENT FEATURES OF GRADUATES IN MODERN RUSSIA

Malin Sergey Viktorovich, candidate of pedagogical sciences, Deputy Minister Ministry of sport, tourism and youth policy of Moscow region

Abstract: The article considers and analyses the main causes of unemployment among graduates. We identified the main features of unemployment among graduates. Special attention is paid to the organization of educational system of the prevention of labor unemployment among young students as an integral part of the state system of social protection of the population all over the world.

Keywords: youth, unemployed youth, labor unemployment of young people, prevention of labor unemployment among the youth, students, youth unemployment.

ОСОБЕННОСТИ БЕЗРАБОТИЦЫ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Малин Сергей Викторович, кандидат педагогических наук, заместитель министра Министерства спорта, туризма и молодежной политики Московской области

Аннотация: В статье рассмотрены и проанализированы основные причины безработицы среди выпускников вузов. Выявлены главные особенности безработицы среди выпускников. Особое внимание уделено организации педагогической системы профилактики трудовой незанятости учащейся молодежи как неотъемлемой части государственной системы социальной защиты населения во всем мир.

Ключевые слова: молодежь, незанятая молодежь, трудовая незанятость молодежи, профилактика трудовой незанятости учащейся молодежи, молодежная безработица.

Актуальной проблемой современного общества является молодежная безработица. В данном исследовании мы постараемся остановить на главных особенностях безработицы среди выпускников вузов. Данные особенности будем выявлять в соответствии с причинами, породившими данную безработицу. Необходимо проанализировать ситуацию и понять, какие пути ее разрешения будут оптимальными. Так, поняв причины безработицы среди выпускников, можно выработать эффективные меры по ее предупреждению и сокращению продолжительности.

Основной причиной безработицы среди выпускников, которую выделяют эксперты по трудоустройству, является первое появление на рынке труда. Большинство выпускников учебных заведений не имеют за плечами опыта работы, и основным субъективным фактором большой незанятости выпускников является ее неконкуренто-

способность [4]. Кроме того, ситуация высокой конкуренции сложилась непосредственно на молодежном рынке труда, где ярко выражена структурная безработица, т.е. несоответствие спроса и предложения на рынке труда. Так по особо престижным специальностям -юрист, экономист и т. п. - на одну вакансию претендуют десять и более человек. Ежегодно только через службу занятости на учет становятся более двух тысяч экономистов и бухгалтеров. При этом за тот же срок факультеты только дневных отделений вузов по тем же специальностям на рынки труда выпускают еще 500 человек [1]. В это же время котировка инженерных специальностей у выпускников вузов значительно ниже - всего два-три человека на место.

В современных условиях профессиональные знания очень быстро устаревают. Ежегодно в мировом хозяйстве, по оценкам западный исследователей, отмирает более 500 старых профессий и возникает более 600 новых [12]. Если раньше высшего образования было достаточно для 20- 25 лет практической деятельности, то сейчас оптимальный срок его эффективности составляет 5-7 лет, а в отраслях, определяющих научно-технических прогресс - 2-3 года. Это означает, что в некоторых отраслях инновационные циклы короче, чем время подготовки специалистов, что приводит к быстрой потере работниками квалификации [2].

Для молодого человека крайне важно получить конкурентоспособную профессию, от этого зависит, насколько легким или тяжелым будет трудоустройство. Однако, решая нелегкую задачу выбора жизненного пути, и профессии в том числе, молодые люди, к сожалению, нередко ориентируются престижность получаемого образования. Тем самым они не задумываются о том, можно ли будет устроиться на работу по полученной специальности. Например, в последние годы в нашей области отмечается значительное перепроизводство юристов, экономистов, но желающих получить такие профессии не становится меньше.

Регулярно проводимые социологические опросы выпускников учебных заведений позволяют утверждать, что молодые специалисты в целом оптимистично оценивает конкурентоспособность своего профессионального образования [3]. Например, среди выпускников вузов трое из каждых четырех считают, что смогут найти работу с устраивающим заработком. Однако, столкнувшись с реальностью, часть из них принимает решение не работать по полученной специальности. Практика показывает, что происходит это потому, что многие старшекурсники не представляют себе, какие требования предъявляют работодатели к специалистам их профиля, не владеют

информацией о том, насколько подобные специалисты востребованы, какие условия труда и заработная плата им предлагаются.

Опираясь на рыночный спрос, руководители вузов сегодня пытаются разработать единую стратегию обучения [5]. Ситуация усугубляется тем, что учебные заведения не знают, на что необходимо сделать основной акцент в процессе обучения в связи с тем, что работодатель не всегда может четко сформулировать свой заказ. У многих молодых людей не только отсутствуют востребованные работодателями профессии, но и опыт активного поведения на рынке [10]. Также не улучшает ситуацию и несоответствие требований и условий, предлагаемых работодателями, ожиданиям выпускников. Помимо этого, актуальность приобретает качество подготовки в учебном заведении, уровень не только теоретических, но и практических знаний.

Низкая конкурентоспособность выпускников на современном рынке труда, связанная с изъянами затянувшейся социализации постсоветского поколения молодежи, состоящими, прежде всего, в снижении качества образования и сокращении возможностей профессионального выбора и получения профессионального обучения, требует от молодых людей значительной предприимчивости в поиске подходящей работы [10]. Концепт «скрытой» безработицы означает вынужденное безделье, деморализующее молодых людей, ведет к текучести кадров, часть которых впитывает в себя теневой рынок, а также преступные группировки [11].

Конкурентоспособность современного выпускника учебного заведения, по данным исследований специалистов [6], определяется целым рядом факторов, среди которых демографические и социально-психологические. По оценкам социологов, каждый третий выпускник на рынке труда подвергается дискриминации по половозрастным признакам [3]. Нельзя забывать и о том, что конкурентоспособность выпускников определяется не только полученной специальностью, но и в значительной мере зависит от свойств личности, таких качеств, как предприимчивость и инициатива.

Таким образом, вторая особенность незанятых выпускников заключается в отсутствии конкурентоспособности на рынке труда в связи с перенасыщением рынка невостребованными профессиями. Неравномерное распределение потенциала высшей школы приводит к чрезмерной концентрации специалистов в одних сферах и формированию острого дефицита в других (подготовка слишком большого числа специалистов в какой-либо профессиональной области, не соответствующего потребностям рынка труда).

Следующей причиной незанятости выпускников можно назвать непомерную амбициозность молодого специалиста, что не редко просто не соответствует реальному набору его качеств и умений [4]. Хотя не секрет, что любые дополнительные знания на современном рынке труда ценятся достаточно высоко. При этом ставка, как правило, делается на компьютерную грамотность, которая по признанию самих выпускников, во многих вузах оставляет желать лучшего. Плюсом выпускников является то, что многие молодые безработные отличаются высокой мобильностью: по данным опросов, каждый третий-четвертый студент хотел бы работать в Москве или за рубежом [7]. Отток молодых специалистов в столицу и за рубеж - одна из устойчивых тенденций последнего времени.

Задачей вузов при организации педагогической системы профилактики трудовой незанятости учащейся молодежи в данном случае является научить выпускников адекватно оценивать собственные возможности, соотносить свои желания и возможности.

Помимо вышесказанного, одной из причин незанятости выпускников является предлагаемая заработная плата, отсутствие официального пакета, официального оформления при трудоустройстве и дороговизна проезда до места работы. Результаты проведенного среди неработающих молодых людей социологического мониторинга показали, что основными причинами, затрудняющими их трудоустройство, являются ограниченное количество предлагаемых вакансий и их несоответствие пожеланиям и возможностям безработных [8].

Однако встречаются ситуации, когда выпускников не может трудоустроиться, несмотря на то, что у него хорошее образование, опыт работы по специальности, блестящие деловые качества при минимуме притязаний. К подобным ситуациям относятся и те случаи, когда человек работает, но его успехов никто не замечает, достижения присваиваются другими, зарплата не повышается и так далее. Происходит это потому, что очень многие талантливые перспективные специалисты просто не умеют себя «продать». В современных условиях скромность, как при трудоустройстве, так и в работе, становится серьезным препятствием к успеху. При этом искусство самопрезентации приходит с опытом не всегда, однако ему можно научиться. Выпускник должен понимать, что ни в коем случае не зазорно заявлять о своих качествах, способностях, успехах и даже их немного преувеличить. От самопрезентации, как правило, зависит результат первой встречи с работодателем и наивно полагать, что все ваши достоинства ему и так видны [9].

Таким образом, следующей особенностью незанятых выпускников является неумение самопрезентации. В этом случае одной из задач профилактики трудовой незанятости является научить выпускника грамотно подать себя.

Соответственно, профилактика трудовой незанятости учащейся молодёжи - будущих выпускников - в настоящее время является как неотъемлемой частью государственной системы социальной защиты населения во всем мире, одним из ведущих и динамично развивающихся компонентов социальной сферы, так и одной из первостепенных задач вуза по подготовке и выпуску конкурентоспособных специалистов на современный рынок труда.

Литература

1. Кинаш С. Д. Формирование социально-трудовой компетентности у незанятой молодежи в условиях клубной работы: автореферат дис. ... канд. пед. наук. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2007. - 24 с.

2. Голубева Я.В. Спасибо моей безработице: метод. рек. по организации и проведению клуб. занятий / Я.В. Голубева, Т.В. Черникова. - Волгоград: ГУДО ВОЦП, 2001. - 88 с.

3. O'Higgins N. Youth Unemployment and Employment Policy: A Global Perspective (Geneva, 2001). [Электронный ресурс]. URL: http://www.ilo.org/global/lang--en/index.htm (дата обращения 11.05.2010).

4. Дьяченко М.И, Кандыбович Л. А. Психология высшей школы. - Минск: Изд-во БГУ, 1993. - 107 с.

5. Информационный портал Федеральной службы по труду и занятости «Работа в России» [Электронный ресурс]. URL: www.trudvsem.ru (дата обращения 11.05.2010).

6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. Высшее и среднее профессиональное образование. - 2002. - № 2. Рег. № 0110710.

7. Ситуация на рынках труда стран ЕС в послекризисный период // Мировая экономика и международные отношения. - 2000. -№ 8. - С. 7.

8. Трофимова Н.М., Еремина Е.И. Самообразование и творческое развитие личности будущего специалиста // Педагогика. -2003. - № 2. - С. 42-48.

9. Оскарссон Б. Базовые навыки как обязательный компонент высококачественного профессионального образования // Оценка ка-

чества профессионального образования / Под ред. В.И. Байденко, Дж. Зантворта; Проект ДЕЛФИ. - М., 2001. - 137 с.

10. Перминова Е.В., Тюрина Е.Е. Содействие занятости молодежи - социальная потребность [Электронный ресурс]. URL: http://www.zakon72.info/nic?d&nd=466200536&prevDoc=466200467& mark (дата обращения 22.11.2011).

11. Перспективы развития социальных служб для молодежи Белгородской области / Информац.-аналитич. отчет по итогам социологических исследований. - Белгород: БГУ, 1994. - 31 с.

12. Приемы и методы содействия детям и молодым людям в рамках сотрудничества на благо развития / Отдел 43: Здравоохранение, образование, социальная защита. Сектор «Помощь детям и молодым людям как целевой группе Программы сотрудничества на благо развития» / Под ред. Ш. Тиммеля. / Пер. А. Тимофеева. -Эшборн: Изд-во «Немецкое Общество по техническому сотрудничеству ГмбХ (GTZ), 2008. - 436 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.