УДК 316
Н. В. Корж
кандидат социологических наук, доцент кафедра социологии и управления персоналом Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация
Л. Ф. Каримова
кандидат социологических наук, доцент кафедра социологии и управления персоналом Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация
ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖНОЙ ЗАНЯТОСТИ В ПОВОЛЖСКОМ РЕГИОНЕ
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы современной молодежи на рынке труда. В настоящее время на трудоустройство молодых специалистов влияет множество различных факторов. Все чаще поднимаются вопросы об избыточном количестве специалистов с высшим образованием, о безработице среди выпускников вузов и дефиците рабочих кадров. В связи с этим целью работы является анализ факторов, влияющих на конкурентноспособность молодых специалистов. В работе приводятся данные органов государственной статистики по молодежной занятости в Пензенском регионе, данные по занятости выпускников вузов и средних профессиональных учреждений. Результаты анализа показали, что в регионе достаточно высокий уровень занятости среди молодых людей. Кроме того, несмотря на противоречия в спросе и предложении, среди выпускников вузов больше трудоустроенных, чем выпускников средних профессиональных учреждений.
Ключевые слова: молодежь, рынок труда, занятость, безработица.
N. V. Korzh
Candidate of Sociology, associate professor Department of sociology and personnel management Penza State University, Penza, the Russian Federation
L. F. Karimova
Candidate of Sociology, associate professor Department of sociology and personnel management Penza State University, Penza, the Russian Federation
PROBLEMS OF YOUTH EMPLOYMENT IN THE VOLGA REGION
Abstract. In article problems of modern youth in labor market are considered. Now employment of young specialists is influenced by a set of various factors. Questions of the excess number of experts with the higher education, about unemployment among university graduates and deficiency of personnel are even more often brought up. In this regard, the purpose of work is the analysis of the factors influencing competitiveness of young specialists. The data of bodies of the state statistics on youth employment in the Penza region given on employment of university graduates and average professional institutions are provided in work. Results of the analysis have shown that in the region rather high employment rate among young people. Besides, despite contradictions in supply and demand, among university graduates it is more employed, than graduates of average professional institutions.
Key words: youth, labor market, employment, unemployment.
Российские реформы конца XX - начала XXI веков способствовали серьезным изменениям структуры рынка труда, в ходе которых резко выросла численность малообеспеченной молодежи.
Основными характеристиками рынка труда являются занятость и безработица. С одной стороны, занятость можно определить, как деятельность населения,
связанную с удовлетворением его личных потребностей, а также потребностей общества. С другой стороны, занятость - это наличие у граждан занятия, приносящего доход и не противоречащего действующему законодательству.
По методологии Международной организации труда, занятые - это лица в возрасте 16 лет и старше, а также лица младших возрастов, которые выполняют работу по найму за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени [2, с. 48].
Согласно Закону о занятости в Российской Федерации, занятые - это граждане, работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу, включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ [4].
В современном обществе существуют следующие виды занятости: продуктивная, социально полезная, полная, рациональная, эффективная, скрытая.
Продуктивная занятость предусматривает занятость населения в общественном производстве. Социально полезная занятость определяется числом людей не только занятых в общественном производстве, на военной службе, альтернативной гражданской службе, службе в органах внутренних дел, но и обучающихся очно, занятых ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми и больными родственниками. Рациональная занятость определяется отношением величины продуктивной занятости к величине занятости социально полезной. Полная занятость - это такое экономическое состояние общества, когда все желающие иметь оплачиваемую работу ее имеют. Эффективная занятость подразумевает использование персонала без потерь рабочего времени, когда достигается наибольший экономический результат.
В пределах этих видов занятости населения выделяют такие формы, как частичную, временную, гибкую занятость.
Частичная занятость характеризуется сокращенным объемом недельной трудовой нагрузки. Нормальная продолжительность рабочей недели, установленная ТК РФ, составляет не более 40 ч. Меньшая недельная продолжительность рабочего времени установлена для работников в возрасте до 18 лет, инвалидов I или II группы, а также работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда.
Временная форма занятости, при которой люди заняты на производстве или в сфере услуг строго ограниченное трудовым договором время, которое может составлять от одного дня до нескольких лет.
Гибкая занятость определяется формой трудоустройства с нестандартными условиями найма и труда, к которым относят: нестандартные режимы рабочего времени (режим неполного рабочего времени, сокращенная рабочая неделя, сезонная работа); нестандартные организационные формы найма работников (краткосрочные договора, трехсторонние соглашения между службой занятости, предпринимателем и временным работником); нестандартные способы работы и рабочие места (надомный труд, работа с домашнего телефона, работа на собственном автотранспорте); самозанятость граждан, которая осуществляется без оформления ими формальных трудовых отношений.
В настоящее время существенное влияние на проблемы молодежной занятости, а также на их материальное положение оказывают безработица и низкий уровень оплаты труда. Проблема занятости, приобретая устойчивый характер, оказывает существенное негативное влияние на воспроизводство человеческого капитала среди молодежи в российском обществе [1, с. 57].
Безработица - это социально-экономическое состояние населения, которое характеризуется отсутствием деятельности, удовлетворяющей личные и социальные потребности.
Устойчивая молодежная безработица наносит большой моральный и психологический урон развитию личности, усиливает социальную напряженность. Длительная безработица ведет к деквалификации, потере профессионализма и снижению мотивации труда у молодых людей.
Негативными последствиями безработицы являются: резкое снижение уровня жизни, уровня общего и профессионального образования молодежи и сужение сферы трудовой деятельности. Растраты молодого потенциала в современном обществе - это потеря качества рабочей силы в ближайшие годы.
В начале 2017 г. Росстатом проведено выборочное обследование рабочей силы среди населения в возрасте 15 лет и старше. По итогам исследования в феврале 2017 г. численность трудоспособного населения насчитывала 75,6 млн. человек, или 52% от общей численности всего российского населения, в том числе занятых - 71,4 млн. и безработных - 4,2 млн. человек. Уровень занятости населения в возрасте 15 лет и старше составил 58,8%, уровень безработицы - 5,6% [5]. В Приволжском Федеральном округе доля занятых составила 64,6%, безработных -5,1%.
На современном рынке труда все больше наблюдается тенденция роста социальной уязвимости работающего населения. Это выражается, во-первых, в склонении работников к неполной занятости в формальном секторе экономики, во-вторых, увеличивается количество работников, занятых по срочным трудовым договорам, в-третьих, все больше используется временный персонал. Все вышеперечисленные факторы приводят к появлению неформальных форм занятости. Поскольку неформальная или неполная занятость в большей степени распространена среди молодого поколения, именно эта категория населения заслуживает особого внимания. Она является очень важным ресурсом производительных сил общества, поскольку является не только трудоспособной, но и быстро обучаемой рабочей силой.
В соответствии с методологией Росстата к молодежи относится население в возрасте от 16 до 29 лет. Однако в этот возрастной промежуток попадают лица, обучающиеся в средне-специальных и высших учебных заведениях. Статус студента уменьшает экономическую активность молодых людей, а также в большинстве случаев изменяет предпочтения молодежи в пользу досуга и случайных подработок, а не систематического труда. Еще одно противоречие, связанное с работающим студентом, проявляется в том, что работодатели отдают приоритет специалистам, которые обладают опытом работы. Исходя из этого, молодежь начинает подрабатывать во время обучения, но с другой стороны, опыт работы в результате оказывает отрицательное влияние на академические показатели. В итоге работодатели получают специалистов, обладающих низким уровнем знаний. В связи с этим работодатель, принявший решение нанять на работу выпускников с небольшим опытом, будет вынужден инвестировать в повышение их образовательного уровня. Это противоречие приводит к критическому настроению среди работодателей по отношению к профессиональному образованию. Сложившаяся ситуация приводит к потере ценности образования, как в глазах работодателей, так и в глазах выпускников. Такие факторы, как постоянные поправки в законодательстве, безработица, жесткая конкуренция, экономический кризис, быстро растущие требования клиентов оказывают большое влияние на профессиональные ориентации в сфере труда. Все вышеперечисленные факторы оказывают влияние на критерии отбора на рабочие места, на возможности дальнейшего трудоустройства молодых специалистов.
По данным органов государственной статистики, в 2016 г. в Пензенском регионе молодежь в возрасте от 16 до 29 лет составила 23% от всего трудоспособного населения. Больше всего на рынке труда молодых людей в возрасте от 25 до 29 лет (14,6%) [5]. В этот возрастной промежуток специалист подкрепляет свои теоретические знания практическими навыками, в связи с этим его цена на рын-
ке труда увеличивается. На данном этапе профессионализации личность изучает тонкости профессии и начинает показывать хорошие результаты в трудовой деятельности. Именно поэтому специалисты в этом возрасте в большей степени пользуются спросом среди работодателей. Нужно отметить, что занятых мужчин (24,3%) больше, чем женщин (21%).
В настоящее время женщины вполне успешно конкурируют с мужчинами в трудовой сфере. В некоторых случаях даже вытесняют их с руководящих должностей, повышая свой экономический и деловой статусы. Однако в этом возрасте многие женщины уходят с рынка труда в связи с рождением детей.
Особую тревогу в структуре занятости вызывают молодые специалисты. Вчерашние выпускники средних и высших профессиональных учреждений, впервые вышедшие на рынок труда, традиционно входят в группу риска, являясь одной из наиболее проблематичных групп населения. Главной особенностью данной группы является наличие противоречия между социально-профессиональными ориентациями молодежи и потребностями организаций в рабочей силе.
Проблема включения современной молодежи в трудовые отношения тесно переплетается с проблемой ее трудовых ориентаций, с определением ее приоритетов, потребностей и возможностей. Сравнительно низкая конкурентоспособность молодежи, обусловленная отсутствием трудового опыта, недостатком профессиональных умений и навыков, способов поведения на рынке труда, направленных на самостоятельный поиск работы. Работодатели предъявляют высокие требования к молодым специалистам, в свою очередь, сами выпускники, не удовлетворенные предлагаемой работой, заработной платой и условиями труда, нередко отказываются от трудоустройства по полученной специальности. Еще одна причина значительной безработицы среди «бывших выпускников» - несоответствие их профиля подготовки структуре экономики региона. Увеличившееся количество высших учебных заведений и специальностей, по которым осуществляется обучение, приводит к избытку предложения рабочей силы среди молодых специалистов. Наблюдаются низкие темпы создания новых рабочих мест в экономике для высококвалифицированных специалистов, по сравнению с темпами подготовки этих специалистов в системе образования. В результате высокие материальные и статусные позиции молодых специалистов достигаются путем их перепрофилирования [3, с. 315].
Молодых специалистов, окончивших вуз в 2015 г., насчитывается 11%. Доля занятых выпускников с высшим образованием - 78%. Выше процент безработицы среди специалистов, окончивших среднее профессиональное заведение по программе подготовки специалистов среднего звена (15,5%), доля занятости в этой группе - 71,5% [5] (рисунок 1).
Данные, представленные Росстатом за 2016 г., свидетельствуют о том, что возможность получить работу у выпускников высших заведений возрастает. В настоящее время такая ситуация обусловлена тем, что работодатель при отборе персонала в первую очередь обращает внимание на наличие диплома о высшем образовании, пусть даже не по профессии. В такой ситуации диплом играет решающую роль при трудоустройстве. Тем не менее, диплом является большим преимуществом только на этапе найма персонала; в дальнейшем, чтобы молодому человеку закрепиться на рабочем месте, ему необходимы профессиональные знания и умения.
Таким образом, современный рынок труда специалистов характеризуется сильнейшим возрастанием конкуренции. Конкурентоспособность является комплексным показателем качества подготовки специалиста в условиях рыночной экономики. На преимущества молодого специалиста влияют различные факторы: социально-экономическая ситуация в регионе, условия рынка труда, уровень профессионального образования, личностные характеристики, а также экономика страны в целом.
80% 60% 40% 20% 0%
78%
П О ПА
Трудоустроенные
11%
16%
Безработные
Выпускники ВУЗов Выпускники средних профессиональных учреждений
Рисунок 1 - Количество занятых и безработных выпускников высших средне специальных учреждений (по данным Росстата).
Из вышесказанного можно сделать вывод, что относительно низкая конкурентоспособность молодежи на рынке труда обусловлена следующими факторами:
- недостаток у молодых специалистов профессиональных знаний, трудовых навыков и умений;
- желание части молодежи совмещать трудовую деятельность с обучением, что создает дополнительные трудности для работодателей;
- нежелание руководителей организаций нести дополнительные финансовые и организационные издержки, связанные с внутрифирменным обучением выпускников;
- низкий уровень информированности о тенденциях на рынке труда и спросе на конкретные специальности;
- низкий уровень активности и предприимчивости части молодых людей при решении вопросов трудоустройства.
Столкновение молодежи с трудовой реальностью приводит к переориентации трудовых ценностей. Это приводит к возникновению безработицы, которая негативно влияет на социально-психологическое развитие молодых людей и часто приводит к исчезновению взгляда на труд, как средство личной самореализации, а сам процесс адаптации оказывается нарушенным. Безработица же ставит молодое поколение в нестандартные ситуации, она не только изменяет складывающийся экономический уклад, ухудшает материальное положение, лишает многих возможностей, но и качественно изменяет восприятие самих себя как личностей, разрушает необходимый уровень социальной стабильности.
Следовательно, современная молодежь нуждается в услугах по трудоустройству, информированию о состоянии на рынке труда, построению карьерной лестницы, а также социально-психологической поддержки. В настоящее время в условиях рыночной экономики увеличивается значимость профессионально-личностных качеств, которые обеспечивали бы конкурентоспособность на рынке труда, а также способствовали профессиональному продвижению. Однако такие задачи, как развитие личности специалиста, подготовка его к мобильному и адаптационному поведению в сфере занятости не всегда решаются достаточно успешно, что усугубляет проблему трудоустройства после окончания учебного заведения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Каримова Л.Ф. Причины бедности молодежи в современном российском обществе / Л. Ф. Каримова / / Молодежь в социокультурном пространстве регионов : сб. ст. VI Межднар. науч.- практ. конф. — Пенза : Приволжский дом знаний, 2013. — С. 56-58.
2. Кашепов А.В. Рынок труда: проблемы и решения. Монография / А.В. Кашепов, С.С. Сулакшин, А.С. Малчинов. — М. : Научный эксперт, 2008. — 232 с.
3. Кошарная Г.Б. Вторичная занятость студентов в вузе/ Г.Б. Кошарная, Н.В. Корж // Университетское образование: сб. ст. XV Междунар. науч.- метод. конф. — Пенза. — 2011. — С. 314-316.
4. О занятости населения в Российской Федерации: закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 / Правовой Сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: // www.consultant.ru/ (дата обращения: 05.04.2017).
5. Трудовые ресурсы. Занятость и безработица /Сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru/ wps/wcm/connect /rosstat_main/ rosstat /ru/ statistics/wages/labour_force/ (дата обращения: 07.04.2017).
REFERENSES
1. Karimova L.F. The reasons of poverty of youth in modern Russian societies. Mo-
lodezh' v sotsiokul'turnom prostranstve regionov: sb. st. VI Mezhdnar. nauch- prakt. konf. = Youth in sociocultural space of regions. Collection of article of VI International International scientific and methodical conference, Penza, Privolzhskii dom znanii Publ., 2013, pp. 56-58 (in Russian).
2. Kashepov A.V., Sulakshin S.S., Malchinov A.S Rynok truda: problemy i resheniia. Monografiia [Labor market: problems and decisions. Monograph]. Moscow, Nauchnyi ekspert Publ., 2008, 232 p.
3. Kosharnaia G.B., Korzh N.V. Secondary employment of students in higher education institution. Universitetskoe obrazovanie: sb. st. XV Mezhdunar. nauch - metod. konf. = University education. Collection of articles XV of the International scientific and methodical conference, Penza, 2011, pp. 314-316 (in Russian).
4. O zaniatosti naseleniia v Rossiiskoi Federatsii: zakon RF ot 19.04.1991 № 1032-1 (On employment of the population in the Russian Federation: act of the Russian Federation from 19.04.1991 no. 1032-1). Available at: http: // www.consultant.ru/ (accessed 05.04.2017).
5. Trudovye resursy. Zaniatost' i bezrabotitsa. Sait Federal'noi sluzhby gosudar-stvennoi statistiki (Manpower. Employment and unemployment). Available at: http://www. gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/labour_force/ (accessed 07.04.2017).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Корж Наталья Владимировна — кандидат социологических наук, доцент, кафедра социологии и управления персоналом, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация, e-mail: [email protected].
Каримова Людмила Федоровна — кандидат социологических наук, доцент, кафедра социологии и управления персоналом, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация, e-mail: [email protected].
AUTHORS
Korzh Natalia Vladimirovna — Candidate of Sociology, associate professor, department of sociology and personnel management, Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, the Russian Federation, e-mail: [email protected].
Karimova Liudmila Fedorovna — Candidate of Sociology, associate professor, department of sociology and personnel management, Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, the Russian Federation, e-mail: [email protected].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Корж Н.В. Проблемы молодежной занятости в Поволжском регионе / Н.В. Корж, Л.Ф. Каримова // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2017. — Т. 5, № 1 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://esj.pnzgu.ru.
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Korzh N. V., Karimova L. F. Problems of youth employment in the Volga region. Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2017, vol. 5, no. 1, available at: http://esj.pnzgu.ru (In Russian).