УДК 316
Самыгин Сергей Иванович
доктор социологических наук, профессор кафедры управления персоналом и социологии, Ростовский государственный экономический университет. darya.maksimovich@gmail.com Гнатюк Максим Александрович
Кандидат социологических наук, преподаватель кафедры управления персоналом, Самарский государственный университет путей сообщения gnatyuk@samgups.ru Кротов Дмитрий Валерьевич
доктор социологических наук, профессор кафедры экономической теории, Ростовский государственный экономический университет dsm2000@mail.ru Sergey I. Samygin
Doctor of Sociology, Professor of department of judicial examination and criminalistics of the Rostov state economic university darya.maksimovich@gmail.com Maksim A. Gnatyuk
Candidate of Sociological sciences, teacher of the Personnel Management Department of the Samara State Transport University gnatyuk@samgups.ru Dmitry V. Krotov
Doctor of Social Sciences, Professor of chair Economic theory of the Rostov state
economic university
dsm2000@mail.ru
Особенности трудовой адаптации российской молодежи
на рынке труда
Features of labor adaptation of Russian youth in the labor market
Аннотация. Данная статья посвящена специфике трудовой адаптации современной молодежи на российском рынке труда. Трудовая адаптация рассматривается как сложный и многогранный процесс выхода и интеграции молодежи в производственную жизнь, и связана со становлением молодых людей в плане личностных (социально-психологических, психофизиологических) социокультурных и профессионально-трудовых (организационных, производственных) особенностей.
Ключевые слова: российская молодежь, рынок труда, трудовая адаптация, трудовые ценности, российское общество.
Abstract. This article is devoted to the specificity of labor adaptation of modern youth in the Russian labor market. Labor adaptation is viewed as a complex and multifaceted process of youth's exit into and integration into the
productive life, and is associated with the formation of young people in terms of personal (socio-psychological, psychophysiological) sociocultural and vocational (organizational, production) characteristics.
Keywords: Russian youth, labor market, labor adaptation, labor values, Russian society.
В условиях развития современного российского рынка труда, все более усиливающейся неопределенности и нестабильности социально-экономической сферы, интернационализации хозяйственно-экономических и общественных отношений, динамичности и стрессогенности жизни происходят существенные количественные и качественные изменения в трудовых ценностях, трудовой адаптации и жизнедеятельности россиян. Такого рода изменения немаловажно подействовали на состояние занятости и положении на рынке труда различных групп населения и значительно отразились на процессе трудовой адаптации особенно уязвимых групп российского населения, в числе которых первостепенное место занимает молодежь.
Необходимость социологического анализа трудовой адаптации и положения молодежи на российском рынке труда обусловлена такого рода обстоятельствами: во-первых, молодежь составляет значимую часть трудоспособного российского населения, поскольку занимает важное место в развитии трудовых ресурсов; во-вторых, от стартовых возможностей и условий профессионально-трудовой деятельности молодежи, степени ее трудовой активности и успешной адаптации зависит будущее развитие российского государства.
Сущность трудовой адаптации, динамика трудовых установок и ценностей, а также положение молодежи на рынке труда нашли свое отражение в работах отечественных социологов последних лет: М.К. Горшкова, А.С. Живого, Д.Л. Константиновского, Н.В. Корж, Н.А. Лоншаковой, В.С. Магуна, Л.О. Ромашовой, Г.А. Чередниченко и др.
Молодежный рынок труда формируется молодыми людьми (выпускниками высших, среднеспециальных и общеобразовательных учебных заведений), которые нуждаются в трудоустройстве и трудовой адаптации на российском рынке труда.
Для определения статуса «молодого специалиста» следует регламентировать:
а) возрастные ограничения для отнесения работника к категории «молодой специалист» (согласно Указу Президента РФ от 29.04.2010 г. № 518 «О мерах государственной поддержки молодых работников организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации» молодыми специалистами считаются люди в возрасте до 35 лет) [1];
б) условие о наличии диплома об окончании образовательного учреждения среднего и высшего профессионального образования (в документах различных организаций, как правило, используется ссылка на государственную аккредитацию образовательного учреждения);
в) другие условия (к примеру, о том, что это работник, впервые поступающий на работу по полученной специальности в течение одного года со дня окончания образовательного учреждения, или о том, что это работник, принятый на работу на основе договора о целевой подготовке специалиста).
Невзирая на то, что молодежь представляет собой очень специфическую группу трудовых ресурсов, ее социальную роль на рынке труда трудно переоценить. Конечно, молодежный рынок труда имеет свои особенности и, как правило, характеризуется:
- во-первых, низкой конкурентоспособностью молодежной рабочей силы, что обуславливается малым уровнем профессионально-практического опыта, отсутствием стажа работы;
- во-вторых, неустойчивостью и дисбалансом спроса и предложения, что вызвано маргинальностью молодежного сознания, социально -психологической инфантильностью, изменчивой ориентацией молодых людей в социально-профессиональной сфере, проявляемым ею при поиске необходимой работы и трудоустройстве. Причем названные качества усугубляются в современных условиях кардинальных социально-политических, экономических и социокультурных трансформаций, обостряя социальные проблемы молодежи, порождая сложности ее самоопределения, в том числе и в плане профессионально-трудовой адаптации;
- в-третьих, несоответствие профессионально-трудовых и квалификационных параметров молодых специалистов требованиям работодателей, «порождаемое инерцией индустрии образования, не способной прогнозировать и гибко реагировать на постоянно изменяющиеся потребности рынка труда в тех или иных специалистах, а также отсутствием эффективных систем профориентации и трудоустройства выпускников учебных заведений» [2, с. 245].
Действительно, согласно социологическим опросам учащейся молодежи, роль современной школы в профессиональной ориентации, и, тем более, адаптации к профессии очень мала, молодежь, как правило, предоставлена самой себе. Результаты социологических исследований указали на неразвитость инфраструктуры современного молодежного рынка труда и отсутствие эффективных программ помощи и трудовой (профессиональной) адаптации молодежи [2, с. 249].
На сегодняшний день конкурентоспособность на рынке труда молодого специалиста определяется не только его профессиональной компетентностью, немаловажными являются навыки социальной коммуникации, основы самодиагностики и личностного роста, и прочие свойства, в числе которых важное место принадлежит способности к быстрой трудовой адаптации.
Что же представляет собой трудовая адаптация молодежи?
Обратимся к социологической энциклопедии, в которой трудовая (профессиональная) адаптация, как правило, рассматривается в качестве процесса и результата приспособления молодого индивида к требованиям той или иной профессионально-трудовой деятельности, усвоения им
профессиональных и социальных норм поведения, необходимых для реализации трудовых функций. Обычно трудовую адаптацию связывают с начальным этапом профессионально-трудовой деятельности молодого человека, но фактически, следует признать, что процесс профессионально -трудовой адаптации начинается еще в учебном заведении, во время обучения профессии, профессионального образования, когда «не только усваиваются знания, навыки, правила и нормы поведения, но складывается характерный для работников той или иной профессии стиль жизни» [3, с. 13].
Трудовая адаптация отражает сложный и многогранный процесс выхода и интеграции молодежи в производственную жизнь, и связана со становлением молодых людей в плане личностных и профессионально-трудовых особенностей. Это связано с тем, что в процессе трудовой деятельности идет формирование профессионально-трудовых умений и навыков, социально-экономической активности ориентированность на инновационное развитие. Трудовой процесс позволяет молодежи приобретать новые социальные роли и статусы, формировать карьерные притязания и профессиональные устремления, анализировать и пересматривать жизненные ценности.
Кроме того, трудовая адаптация представляет собой осознанно управляемый комплекс действий работника, связанных с реализацией профессионально-трудовых навыков и интересов с деятельностью организации и происходящих в ней производственных действий. Как пишет в своей статье, посвященной трудовой адаптации молодежи Л.О. Ромашова, -это «процесс самоанализа, самоформирования и саморегуляции поведения, обеспечивающий определенный уровень приспосабливаемости работника к трудовому ритму. В самом механизме регулирования трудовой адаптации важное место отводится потребностям, интересам, мотивам, ценностям и ценностным ориентациям» [4, с. 35].
Необходимо также не сбрасывать со счетов и такой важный факт, что в процессе трудовой адаптации как трудящаяся молодежь, так и организация должны проявлять взаимодействие, взаимовлияние, взаимную активность и двустороннюю заинтересованность. Степень этого взаимодействия, взаимозависимости и взаимной заинтересованности зависит от полноты связей и отношений между работником и работодателем. Разумеется, чем разностороннее, содержательнее и разнообразнее совокупность взаимных связей и отношений, тем процесс трудовой адаптации становится динамичнее, глубже и полнее. Это, в свою очередь, непременно приведет к повышению эффективности трудовой и социальной деятельности, к возрастанию как производственного, так и социального потенциала [5]. Если же создаваемые социально-трудовые связи не затрагивают мотивационно-ориентационную направленность и самые важные жизненные и профессиональные интересы молодых людей, а также если адаптация проходит без влияния и поддержки трудового коллектива, то вполне вероятно возникновение отрицательных последствий.
Стоит подчеркнуть, что основные жизненные и профессиональные экспектации российской молодежи в отношении современной трудовой деятельности связаны с потребностью и возможностью приобретения того или иного уровня материального достатка, а также с реализацией своих личных профессиональных и карьерных планов, соответствующих уровню квалификации, подготовленности через участие в общественно-полезном труде. Молодежь связывает собственные экспектации самореализации в творческом труде, в дальнейшем повышении квалификации, в социальной и управленческой деятельности, в расширении круга деловых и межличностных коммуникаций, в создании благоприятного социально-психологического климата и комфортных условий жизни.
Вообще адаптационные связи и отношения молодежи на рынке труда можно рассматривать по таким направлениям, как: профессионально-трудовая, организационная (коллективно-трудовая), производственная, социально-психологическая, социокультурная, психофизиологическая.
Остановимся на рассмотрении каждого из направлений.
Итак, профессионально-трудовая адаптация - это значимая составляющая в системе подготовки новых молодых кадров, она является основным регулятором связи образования и производства. В процессе профессионального образования молодой человек сосредотачивается на овладении профессиональными знаниями, однако на практике, выходя на рынок труда, трудовая жизнедеятельность молодежи характеризуется глубокими противоречиями, оторванностью полученных знаний и умений от реальной практики, наряду с частыми переменами рабочих мест зачастую не соответствующих полученному образованию.
Организационная (коллективно-трудовая) адаптация сопряжена с повышением индивидуально-личностной дисциплинированности, ответственности, понимания собственной социальной роли в организационном процессе, что приводит к оптимизации интересов личности и группы, укреплению деловой и межличностной коммуникации с коллегами и работодателем на основе организационной культуры. Специфика организационной адаптации заключается в знакомстве с социально-экономической формой управления организацией, должностными инструкциями, условиями оплаты труда, возможностях ее повышения, условиях различных (потенциально возможных) выплат. Отсутствие либо дефицит необходимой информации приводит к фрустрации, необоснованным ожиданиям, трудовым конфликтам вплоть до увольнения.
В процессе вступления в производственную деятельность молодежь стремится реализовать свои главные личностные интересы: удовлетворить ряд социальных потребностей и прежде всего в труде, социальной коммуникации, в материальных благах, социальной безопасности и защищенности [6], при этом она сравнивает соотношение личных интересов с интересами коллектива. Именно аспекте в этом и осуществляется адаптивная и социально-интегративная функции трудового коллектива.
Что касается социально-психологической адаптации, то она отражает многогранную и многоаспектную систему взаимоотношений в трудовом коллективе, инклюзии в коллектив, принятие социальных правил, трудовых норм и ценностей, способы преодоления различных конфликтных ситуаций в организации, возможности самореализации и самоутверждения, а также положительного социально-психологического климата в межличностном взаимодействии [7]. Социально-психологическая адаптация - это состояние, при котором большинство отношений с коллективом, коллегами по работе оценивается человеком положительно. Более глубокой и вместе с тем наиболее широко распространенной формой социально-психологической адаптации является аккомодация. Ее суть состоит в том, что в основе своей индивид признает систему ценностных ориентаций и взглядов среды, но вместе с тем коллектив признает и оценивает определенные принципы, взгляды индивида. К сожалению, к молодежи, которая только начинает свою профессиональную деятельность на российском рынке труда, коллектив зачастую относится либо критически-снисходительно, либо менторски-нравоучительно, либо не всегда воспринимает всерьез, что, собственно, и является источником напряженности, пусковым механизмом конфликтов, и, конечно, осложняет процесс трудовой адаптации молодых людей на рынке труда.
С социально-психологической адаптацией тесно связана и социокультурная адаптация, которая непосредственно соотнесена с участием в культурных мероприятиях трудового коллектива, в развитии социальной инфраструктуры и организации досуга [8]. Когда молодые работники находят общие интересы с работодателями и коллегами, заинтересованы в неформальном общении, совместном проведении с ними своего свободного времени, то, бесспорно, процесс профессионально-трудовой адаптации ускоряется, идет более гладко и менее болезненно.
Наконец, психофизиологическая адаптация - это процесс приспособления индивидуальных психофизиологических особенностей организма каждого молодого индивида к определенным условиям труда. Сегодня в подавляющем большинстве современных организаций и на производстве весьма велика интенсивность труда, что приводит к психофизической перегруженности и психофизическому переутомлению. Молодежи бывает сложно не всегда возможно подстроиться под требуемый ритм и интенсивность работы в силу определенно созданных режимов труда.
Таким образом, из всего сказанного выше, следует, что трудовая адаптация представляет собой многогранный и сложный процесс, включающий в себя профессионально-трудовую, организационную, производственную, социально-психологическую, социокультурную и психофизиологическую адаптации.
В целом, проблема успешной трудовой адаптации должна быть решена еще до трудоустройства, на стадии обучения. Так как для успешной трудовой адаптации необходимо и важно правильно и адекватно оценить свои сильные и слабые стороны, то многие высшие учебные заведения совместно с
заинтересованными предприятиями успешно вступают в социальное партнерство, реализуя программы стажировок для выпускников [9]. Стажировка для выпускников расширяет возможности не только в плане трудоустройства, приобретения профессиональных знаний, умений и навыков, но и в плане профессионально-трудовой адаптации.
Несомненно, что к решению проблемы трудовой адаптации необходимо подходить глобально - в рамках сотрудничества предприятий с учебными заведениями, и локально - осознанно управляя процессами профессионально-трудовой адаптации молодых специалистов.
Литература:
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (действующая редакция от 25.11.2013) www.consultant.ru/popular/tkrf/.
2. Горшков М.К. Российское общество как оно есть: (опыт социологической диагностики). В 2 т. Т. 2. М., 2016. 496 с.
3. Социология: Энциклопедия / сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко и др. Минск: Книжный Дом, 2003. 1312 с.
4. Ромашова Л.О. Специфика трудовой адаптации российской молодежи // Научные труды московского гуманитарного университета. 2016. №5. С. 34-38.
5. Тарасенко Л.В., Нор-Аревян О.А., Кирик В.А. и др. Моделирование профессиональной социализации студенческой молодежи в условиях социальной неопределенности. Ростов н/Д., 2016.
6. Гафиатулина Н.Х., Кротов Д.В., Самыгин С.И. Социальное здоровье российской молодежи как объект государственной молодежной политики // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. №3.
7. Гафиатулина Н.Х. Социальное здоровье студенческой молодежи как индикатор социокультурной интеграции // Социально-гуманитарные знания. 2013. №11. С. 257.
8. Гнатюк М.А. Ключевые риски трансформации трудовых ценностей российской молодежи и их социальные последствия // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Т. 7. №8. С. 97-102.
9. Гафиатулина Н.Х. Социальное здоровье молодежи как ресурс развития социального партнерства в структуре дополнительного профессионального образования // Образование, наука, инновации: Южное измерение. 2014. №3 (35). С. 111-117.
Literature:
1. The Labor Code of the Russian Federation of December 30, 2001 N 197-FZ (current version of25.11.2013) www.consultant.ru/popular/tkrf/.
2. Gorshkov M.K. Russian society as it is: (experience of sociological diagnosis). In 2 vols. T. 2. M., 2016. 496p.
3. Sociology: Encyclopaedia / comp. A.A. Gritsanov, V.L. Abushenko and others. Minsk: Book House, 2003. 1312 p.
4. Romashova L.O. Specificity of labor adaptation of Russian youth // Scientific works of the Moscow Humanitarian University. 2016. №5. Pp. 34-38.
5. Tarasenko L.V., Nor-Arevyan O.A., Kirik V.A. and others. Modeling the professional socialization of student youth in conditions of social uncertainty. Rostov n / D., 2016.
6. Gafiatulina N.Kh., Krotov D.V., Samygin S.I. Social health of Russian youth as an object of state youth policy // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2017. №3.
7. Gafiatulina N.Kh. Social health of student youth as an indicator of socio-cultural integration // Socio-humanitarian knowledge. 2013. № 11. P. 257.
8. Hnatiuk M.A. Key risks of transformation of labor values of Russian youth and their social consequences // Historical and social-educational thought. T. 7. № 8. Pp. 97-102.
9. Gafiatulina N.Kh. Social Youth Health as a Resource for the Development of Social Partnership in the Structure of Additional Professional Education // Education, Science, Innovation: The Southern Dimension. 2014. №3 (35). P. 111-117.