УДК 316
Гнатюк Максим Александрович
кандидат социологических наук, преподаватель кафедры управления персоналом.
Самарский государственный университет путей сообщения
gnatyuk@samgups.ru
Кротов Дмитрий Валерьевич
доктор социологических наук, профессор кафедры экономической теории. Ростовский государственный экономический университет (РГЭУ РИНХ) dsm2000@mail.ru Самыгин Сергей Иванович
доктор социологических наук, профессор кафедры управления персоналом и социологии. Ростовский государственный экономический университет (РГЭУ РИНХ)
darya.maksimovich@gmail.com Maksim A. Gnatyuk
Candidate of Sociological sciences, teacher of the Personnel Management Department of the Samara State Transport University (SSTU) gnatyuk@samgups.ru Dmitry V. Krotov
Doctor of Social Sciences, Professor of chair Economic theory of the Rostov state economic university (RINH) dsm2000@mail.ru Sergey I. Samygin
Doctor of Sociology, Professor of department ofjudicial examination and criminalistics of the Rostov state economic university (RINH) darya.maksimovich@gmail.com
Российские студенческие трудовые отряды как ресурс для социально-профессионального самоопределения молодежи
Russian student detachments as a resource for the socio-professional
self-determination of youth
Аннотация. В данной статье речь идет о том, что для процесса социально-профессионального самоопределения молодежи большую роль играют российские студенческие трудовые отряды, одновременно реализующие общие производственные задачи и общественно полезную программу.
Ключевые слова: российская молодежь, студенческие трудовые отряды, молодежные трудовые объединения, социально-профессиональное самоопределение.
Abstract: In this article we are talking about the fact that for the process of social and professional self-determination of youth an important role is played by
Russian student labor groups, which simultaneously realize common production tasks and a socially useful program.
Keywords: Russian youth, student labor groups, labor associations, youth labor unions, social and professional self-determination.
История становления и развития молодежного движения студенческих трудовых отрядов представляет значительный интерес не только как уже состоявшееся общественно-историческое событие, но и как определенный исторический опыт социально-профессионального самоопределения, самоорганизации и организации студенческой молодежи для решения важных задач, стоящих перед Россией на каждом конкретном историческом этапе ее развития [1].
Современные студенческие трудовые объединения - это формы социально-педагогической профессионально-ориентированной системы, которые обеспечивают активное включение молодежи (в свободное от учебы время) в разные виды трудовой деятельности, и в первую очередь, профессиональную и социально-ориентированную деятельность. Как показывает практика, участие в деятельности студенческих трудовых объединений ориентирует молодых людей на самопознание, самообразование и самореализацию, что, в конечном итоге, способствует их профессиональному самоопределению. Объединяясь по мотивам удовлетворения общности интересов, молодежные трудовые объединения способствуют реализации основной стратегии молодежной политики -ориентированное решение проблем социально-профессионального самоопределения и становления личности.
О том, что сегодня студенческому трудовому движению установлен правовой статус, свидетельствует ФЗ № 329-Ф3 «О внесении изменений в статью 50 Закона Российской Федерации «Об образовании» и статья 16 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». В данных правовых документах говорится, что «обучающиеся в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования имеют право создавать студенческие отряды, под которыми понимаются общественные учреждения или общественные организации, и целью деятельности которых является организация временной занятости таких обучающихся, изъявивших желание в свободное от учебы время работать в различных отраслях экономики» [2].
Анализ литературы свидетельствует, что трудовая деятельность студенческих отрядов рассматривается в научных трудах по различным направлениям: социальное развитие и социальная интеграция (В.И. Чупров, Ю.А. Зубок); социально-профессиональная мобильность (Д.Л. Константиновский, В.Н. Шубкин и др.); социальное самоопределение молодежи (С.Н. Иконникова, В.Т. Лисовский и др.); профессиональное самоопределение молодежи (Е.А. Климов, А.К. Маркова, С.Н. Чистякова).
Стоит сказать, что термин «самоопределение» содержит значение «предел», т.е. граница, ограничение и может осмысливаться как самоограничение, постановка себе границ. Иными словами, самоопределение
молодежи - это уменьшение неопределенности представлений о будущем, следовательно, профессиональное самоопределение - это уменьшение неопределенности представлений о профессиональном будущем [3].
Анализируя понятие «социально-профессиональное самоопределение», А.А. Жигулин подчеркивает, что это процесс общего формирования личности, не сводящийся к одномоментному акту, а протекающий поэтапно, испытывающий воздействие многих факторов. Социальное самоопределение индивида связано с занятием им определенного места в социальной структуре, с его вхождением в ту или иную группу, с выбором определенного образа жизни. Социальное самоопределение осуществляется через профессиональное самоопределение - процесс поиска и приобретения молодежью профессии, процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации. Исследователи проблемы профессионального самоопределения личности молодого человека рассматривают это понятие в ракурсе двух аспектов -психологического и социального. Таким образом, социально-профессиональное самоопределение можно рассматривать как единый процесс становления личности [4].
Для процесса социально-профессионального самоопределения большую роль играют российские студенческие трудовые отряды, которые, по мнению, И.А. Гавриловой и С.Н. Митина, являются моделями трудового коллектива, тем самым представляя реальное пространство для самоопределения российской молодежи. Студенческие отряды, как пишут указанные авторы это «форма организации молодежи образовательных учреждений различных форм обучения, изъявивших желание в свободное от учебы время трудиться в различных отраслях хозяйства, выполняющих общую производственную задачу и одновременно реализующих общественно полезную программу» [5].
На сегодняшний день студенческие трудовые отряды представляют собой особое молодежное движение, которое распространилось во всех субъектах Российской Федерации. Молодежь интегрируется в специальные трудовые отряды, отправляясь в летнее время на целину, Всероссийские строительные и сельскохозяйственные объекты и ведет очень насыщенную социальную жизнь: организует и участвует в молодежных мероприятиях, форумах и конкурсах различного формата. Основной задачей трудовых отрядов является временное трудоустройство студенческой молодежи и вовлечение ее в профессионально-трудовую деятельность. Временная трудовая занятость организуется с целью приобщения молодежи к общественно полезному труду и получения профессионально-трудовых навыков, адаптации к трудовой деятельности и подготовки к самостоятельному выходу на рынок труда, улучшения материального благосостояния и обеспечивается участием в работе студенческих отрядов.
Трудовые молодежные объединения, будучи субъектом неформального социально-профессионального образования молодежи, благодаря своим особенностям (разноплановость, добровольность, самоуправление,
самореализация, управление др.), расширяют возможности системы образования в приобретении молодежью социального опыта, который при определенных организационно-педагогических условиях оказывает влияние на их социально-профессиональное самоопределение.
Обеспечение трудовой занятости студентов и учащихся в свободное от учебы время может осуществляться учреждениями, обеспечивающими получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, молодежными общественными объединениями. Однако студенческие трудовые отряды осуществляют решение таких задач, которые не всегда посильны для учебных учреждений или центров профессиональной ориентации, ориентированных преимущественно на информацию о том, как можно заняться профессиональным самоопределением. В то время как трудовые молодежные объединения способны предоставить широкое поле реальной социальной жизнедеятельности и профессионального самоопределения молодежи.
Еще одним преимуществом студенческих трудовых отрядов как ресурса социально-профессионального самоопределения молодежи является высокая мобильность этих объединений, возможность концентрации их на важнейших участках работ в короткое время, способность молодых людей, обладающих сравнительно высоким образовательным уровнем, быстро овладевать умениями и навыками соответствующей профессии. Мобильность отрядов тем более привлекательна для хозяйственных организаций, что их размещение и прием не требуют крупных единовременных затрат.
Говоря о студенческих трудовых отрядах как ресурсе для социально -профессионального самоопределения молодежи, важно сказать о мотивах вступления в них современной молодежи. Как правило, основными мотивами объединения в студенческие трудовые отряды являются следующие: возможности получения дополнительного заработка; стремление к новым эмоциональным переживаниям и ощущениям; интенция расширить круг знакомств и приобрести новых друзей; получить практический опыт в избранной сфере профессионально-трудовой деятельности; обрести навыки социального руководства; и, наконец, самое главное, - возможности проявить себя и найти пути личностной профессиональной самореализации, а также социально-профессионального самоопределения.
Проведенный нами анализ позволяет выделить шесть основных направлений работы студенческих отрядов:
1) студенческие строительные отряды - ориентированы на Всероссийские студенческие стройки и выполнение ремонтно-строительных работ на всевозможных строительных объектах (например, Олимпийская стройка, Универсиада в Казани, космодром «Плесецк» и т.д.);
2) студенческие педагогические отряды - основной их личностной направленностью является работа воспитателями и вожатыми в детских оздоровительных и спортивных лагерях в разных регионах страны (например, на черноморском побережье);
3) сельскохозяйственные отряды - составляет молодежь, ориентированная на различные виды сельскохозяйственных работ;
4) студенческий отряд проводников - их основной целью являются путешествия по стране на поездах дальнего следования и обслуживание людей в пассажирских вагонах. Для данной категории молодежи интерес представляют: новые знакомства, расширение социальных связей, опробирование себя в серьезном и ответственном деле, любовь к Родине, наслаждение ее широкими и красивыми пейзажами;
5) студенческие сервисные отряды - ориентированы на участие в организации различных мероприятий и праздников районного, городского, областного, международного уровня, их целью является курирование туристических делегаций и групп, принятие участия в обслуживании ресторанов, кафе, гостиниц, санаториев и спортивно-оздоровительных учреждений;
6) волонтерские отряды - в спектре их ценностных ориентаций лежит добровольческая, разносторонняя работа неформального образования: студенческие добровольные отряды по восстановлению памятников культуры и архитектуры, экологическому благоустройству, поисковой деятельности; по работе с детскими интернатами, медицинскими специализированными учреждениями, отделами социальной службы, приютами для животных.
Согласно эмпирической базе данных, представленной в диссертационном исследовании А.Ю. Ховрина, 80 % всех опрошенных студентов признают, что в современных условиях необходимы массовые студенческие трудовые организации. При этом 36% хотели бы участвовать в деятельности студенческих отрядов, 34% изъявили желание приобретать в работе досуговых организаций и организаций по молодежным интересам, 15% - в студенческом профсоюзе [6].
По характеру и степени влияния как на социально-профессиональное самоопределение, так и на профессиональную подготовку будущих специалистов, студенческие отряды можно условно разделить на три основные группы, в которых:
- характер работы отрядов может не совпадать с профилем будущей специальности, получаемой студентами;
- производственная деятельность осуществляется студенческими отрядами в отрасли, соответствующей профилю приобретаемой в вузе профессии: в процессе подготовки и непосредственно во время трудовой деятельности в отряде студенты получают дополнительные навыки тех или иных рабочих специальностей;
- трудовая деятельность в отряде по содержанию труда максимально приближается к профилю будущей специальности: во время учебного года члены отряда могут выполнять научную, конструкторскую, проектную, изыскательскую, экспериментальную и другую работу, результаты которой в каникулярное время внедряются в производство.
Уточним, что первая группа составляет основу движения студенческих отрядов, поскольку именно с нее начиналось массовое развитие движения.
Проходя школу студенческих отрядов, молодые люди как бы проигрывают ту реальную обстановку, в которой им придется трудиться после окончания учебного заведения, познают действие механизма, приводящего в движение сложную цепочку производственных отношений. Опыт работы в студенческих трудовых отрадах позволяет молодежи пройти определенный этап социально-профессионального самоопределения и легче адаптироваться к условиям производственной деятельности после окончания того или иного учебного заведения.
На наш взгляд, большой интерес для дальнейшего развития трудовых студенческих отрядов представляет процесс внедрения новых форм трудоустройства российской молодежи на всех уровнях и одним из таких проявлений является возобновление практики партнерских отношений между учебными заведениями [7], службами занятостями и работодателями. При этом необходимо учитывать спрос и предложения на местных, региональных рынках труда, информированность о содержании профессий, наличие программ обучения специалистов, отвечающих требованиям времени, обучение результативным навыкам поведения на рынке трудовых услуг, а также расширение представлений о мире профессий через программы профессиональной ориентации. Профессиональная подготовка молодого человека в рамках молодежного трудового движения должна ориентировать его на заданную профессию, на формирование у него специальных навыков к социально-профессиональному самоопределению, целеполаганию, анализу меняющейся ситуации на рынке труда. Переход от подготовки узких специалистов к профессионалам, владеющим технологией поиска и предъявления себя на рынке профессиональных услуг. На современном этапе необходимо активно содействовать формированию молодежных трудовых объединений.
Литература:
1. Попов И.Л. Роль студенческих отрядов в трудовом воспитании молодежи // Новое слово в науке: перспективы развития: материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 7 авг. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков и др. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. № 3 (9). С. 49-52.
2. Электронный ресурс http://sudsovetnik.ru/законы/фз_о_высшем_и_послевузовском_профессиональн омобразовании/
3. Тарасенко Л.В., Нор-Аревян О.А., Кирик В.А. и др. Моделирование профессиональной социализации студенческой молодежи в условиях социальной неопределенности. Ростов н/Д., 2016.
4. Жигулин А.А. Социально-профессиональное самоопределение
личности // Территория науки. 2013. №1. С. 46-49.
5. Гаврилова И.А., Митин С.Н. Студенческий строительный отряд как социальная модель трудового коллектива // Вестник Чувашского университета. 2011. №2. С. 257-260.
6. Ховрин А.Ю. Студенческие отряды как субъект реализации государственной молодежной политики: социолого-управленческий анализ: автореф. ... дисс. канд. социол. наук. М., 2003.
7. Гафиатулина Н.Х. Социальное здоровье молодежи как ресурс развития социального партнерства в структуре дополнительного профессионального образования // Образование, наука, инновации: Южное измерение. 2014. №3 (35). С. 111-117.
Literature:
1. Popov I.L. The role of student groups in the labor education of young people // A new word in science: development prospects: materials IX International. scientific-practical. conf. (Cheboksary, Aug. 7, 2016) / rare: O. N. Shirokov et al. Cheboksary: CNS Interactive Plus, 2016. No. 3 (9). Pp. 49-52.
2. The electronic resource http://sudsovetnik. ru/legislation/fs_o_high_and_postleducational_professional_ob razovaniya /
3. Tarasenko L.V., Nor-Arevyan O.A., Kirik V.A. and others. Modeling the professional socialization of student youth in conditions of social uncertainty. Rostov n / D., 2016.
4. Zhigulin A.A. Socio-professional self-determination of personality // Territory of science. 2013. №1. Pp. 46-49.
5. Gavrilova I.A., Mitin S.N. Student construction team as a social model of the work collective // Bulletin of the Chuvash University. 2011. № 2. Pp. 257260.
6. Khovrin A.Yu. Student detachments as the subject of realization of the state youth policy: the sociological-administrative analysis: avref. ... diss. Cand. sociol. sciences. M., 2003.
7. Gafiatulina N.Kh. Social Youth Health as a Resource for the Development of Social Partnership in the Structure of Additional Professional Education // Education, Science, Innovation: The Southern Dimension. 2014. №3 (35). Pp. 111-117.