_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 316
Алексеевский Александр Александрович
аспирант СГА, г. Москва, РФ E-mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ: ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ, КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ
Аннотация
В статье рассмотрены этапы социально-профессиональной адаптации молодых специалистов к новым условиям в их жизнедеятельности, а также выделены основные факторы, критерии и показатели успешности адаптации применительно к каждому из этих этапов.
Ключевые слова
молодые специалисты, социально-профессиональная адаптация и ее этапы, факторы, критерии и
показатели адаптации.
Современное состояние российского общества характеризуется особым динамизмом и сложностью развертывающихся в нем процессов. Реформирование социальной системы и связанное с ним разрушение комплекса прежних структур, составляющих основу жизнедеятельности общества, распад традиционного образа жизни, норм и ценностей предшествующей системы, кризис идентификации актуализировали проблему адаптации и на практике доказали, что главной ее особенностью на современном этапе является вынужденный характер адаптационных процессов. Последние десятилетия со всей убедительностью показали, что решить проблему глобального адаптивного кризиса в нашей стране можно лишь путем отказа от этатистски-направленной стратегии социальной адаптации предшествующей эпохи, и выработке новой, гуманистической и личностно-ориентированной.
Как известно важнейшей составляющей существования современного человека является его профессиональная деятельность. Следствием успешности складывания карьеры в профессии выступает не только удовлетворенность человека своей жизнью, но и его всестороннее развитие. Первостепенное значение для профессионального становления и развития личности имеют начальные годы работы, представляющие собой своеобразный «испытательный срок», предопределяющий не только ее статус в социальной и профессиональной сферах, но и успешность дальнейшей профессиональной карьеры.
Процесс первичной производственной адаптации представляет собой сложное явление, в котором выделяют физиологическую, профессиональную и социальную формы. Две последние из них несмотря на то, что имеют собственные сферы приложения, тесно связаны между собой и имеют многочисленные точки пересечения.
Под профессиональной адаптацией, как правило, понимают процесс приобщения личности к трудовой деятельности в рамках выбранной профессии путем включения ее в производственную деятельность. Однако адаптация никоим образом не может быть сведена лишь к овладению специальностью: она предусматривает также приспособление молодого специалиста и к новой для него социальной среде путем «вхождения» в организационную культуру организации, под которой понимается совокупность ценностей, обычаев, традиций и норм, воплощенных в различных сторонах ее деятельности. Кроме того, как отмечают психологи, становление человека как профессионала напрямую связано с его развитием как личности: с одной стороны, индивидуальные характеристики человека (установки, потребности, интересы, уровень притязаний, особенности интеллекта и др.) оказывают значительное влияние на выбор профессии и ход профессиональной адаптации (они могут как способствовать формированию профессионального мастерства, так и препятствовать профессиональному становлению), с другой - профессиональная деятельность оказывает обратное влияние (позитивное или негативное) на развитие личности.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_
Исследования проблем социально-профессиональной адаптации, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных ученых (К.А. Абульхановой-Славской, Г.А. Балла, Ф.Б. Березина, А.Н. Жмырикова, В.П. Казначеева, А.А. Налчаджяна, А.А. Реан, Г. Селье, А.В. Филиппова и др.) показывают, что начальный период «вхождения в профессию» характеризуется повышенной напряженностью. Поэтому необходимым условием успешности процессов становления, закрепления и развития молодого человека в качестве специалиста и личности, которая проходит новый этап социализации, является построение программы адаптации внутри организации, учитывающей как особенности молодых специалистов, так и всю совокупность условий, оказывающих благоприятное воздействие на темп, уровень, стабильность и результат адаптационного процесса [1, с. 169].
Как и всякий процесс адаптация, под которой традиционно понимают процесс взаимного приспособления работника и организации, в основе которого лежит постепенное «вхождение» работника в новые профессиональные и социально-экономические условия труда внутри организации [2], обладает определенной продолжительностью, а значит имеет свои начало и окончание. И если в отношении начала адаптации не возникает никаких вопросов, то определение момента ее окончания весьма проблематично: ввиду динамизма изменений факторов внешней среды трудовой деятельности и изменения самого человека процесс адаптации в настоящее время становится непрерывным процессом, являясь единственно возможным способом существования в этих условиях [1, с. 170]. Вместе с тем (имея в виду тенденцию последнего десятилетия принятия на работу по специальности студентов старших курсов) можно выделить четыре этапа адаптации молодого специалиста в организации, а также соответствующие им факторы влияния, критерии оценки и показатели эффективности адаптации.
На первом этапе, который относится ко времени завершения студентами учебы в вузе, факторами влияния выступают социокультурная среда учебного заведения, нацеленная на усвоение основ профессиональной культуры, и внешняя профессиональная среда, являющаяся мотиватором интереса будущих специалистов к конкретной сфере трудовой деятельности. В качестве важнейшего критерия оценки адаптации здесь может выступать наличие или отсутствие когнитивного диссонанса в понимании того, что стремится получить молодой специалист в процессе своей последующей трудовой деятельности и его реальными возможностями для осуществления поставленных целей. Индикатором успешной адаптации выпускников вузов к профессиональной среде является количественный показатель молодых специалистов, устроившихся работать по специальности;
На втором этапе (первый год работы в организации) осуществляются общая ориентация и вступление в должность. В это время происходит первичное «вхождение» молодого специалиста в организационную культуру организации, под влиянием которой происходит самоактуализация в профессии, а также знакомство с деятельностью организации, усвоение существующих в ней норм и ценностей, а также изменение собственного поведения в соответствии с определенными ожиданиями данной среды. Показателями положительной адаптации на данном этапе являются принятие молодым специалистом культурных норм и ценностей организации, восприятия себя как части коллектива, принятие социальной роли, соответствующей его статусу, а также формирование установок, способствующих дальнейшей социальной адаптации. [4]. Оценкой эффективности адаптации выступает степень удовлетворенности сотрудником системой мотивации, условиями труда и отношениями с коллегами.
На третьем этапе, относящемуся ко второму году работы молодого специалиста, осуществляется действенная ориентация: происходит завершение начального периода адаптации, свидетельством чего выступает появление защитных поведенческих реакций для устранения конфликтов, возникающих в процессе трудовой деятельности. Данный этап характеризуется ростом профессионального мастерства молодого специалиста и увеличением его опыта взаимодействия в коллективе. Под влиянием внешних и внутренних факторов, которые оказывают влияние на формирование представлений о профессиональной карьере, возможностях личностного развития в организации, происходит принятие окончательного решения о включении в профессию и коллектив организации. Важнейшими показателями адаптации молодого специалиста служат проявление инициативы, творческий вклад в работу, а также наличие внутренней мотивации к дальнейшему карьерному росту.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_
Четвертый этап (третий год работы в организации) характеризуется свободным владением профессией (компетентность и мастерство), а также отождествлением личных целей молодого специалиста с целями организации.
Основной интегральной характеристикой личности молодого специалиста становится система профессионального взаимодействия, которая включает в себя мотивационную сферу (нацеленность на профессиональную трудовую деятельность), сферу целеполагания (систему представлений о содержании и результатах трудовой деятельности) и сферу профессиональных притязаний (жизненные стратегии и профессиональные планы) [3].
Список использованной литературы:
1. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие / Е.В. Маслов. - М.: ИНФРА-М, Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. - 312 с.
2. Управление персоналом организации: Учебник, 4-е изд., доп. и перераб. / под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 695 с.
3. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие / В.Д. Шадриков. -М.: Издательская корпорация «Логос», 2006. - 320 с.
4. Шибутани Т. Социальная психология / Т. Шибутани / пер. с англ. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 544 с.
© А.А. Алексеевский, 2015
УДК 316.354.2
Карицкая Ирина Михайловна
канд. социол. наук, доцент НГУЭУ г. Новосибирск, РФ E-mail: [email protected]
ПАРТНЕРСКО-КОНКУРЕНТСКИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ ТУРИЗМА
Аннотация
Статья посвящена описанию некоторых аспектов партнерско-конкурентских взаимодействий в профессиональной сфере туризма. Профессиональное пространство туризма территориально безгранично; как социальная система имеет сложную структуру; рынки туристских услуг - локальны и специфичны.
Ключевые слова
Профессиональная сфера туризма, социально-профессиональная компетентность, конкуренция,
коммуникации.
Особенности профессионального пространства сферы туризма заданы не только социальной направленностью рекреационных потребностей, но, в том числе, спецификой конкуренции на туристском рынке. Рынку туристских организаций присущи как общие, так и специфические характеристики. Уточним некоторые из них, на наш взгляд, характерные для сферы туризма, применяя некоторые аспекты, предложенные С.Н. Дияновой [1].
Целью предоставления туристских услуг является прямое удовлетворение рекреационных и некоторых иных потребностей субъекта [6]. Условия функционирования организаций профессиональной сферы туризма и способы предоставления услуг также обусловлены потребностями субъекта, которые, в свою очередь, зависят от характера и состояния территории его проживания, охватываемой конкретным локальным рынком.
Рынок туристских услуг особенно остро реагирует на изменения социальной среды. Любая дестабилизация ситуации в экономике, политике, природные катаклизмы моментально отражаются на
346