Научная статья на тему 'Содержание когнитивного компонента Я-концепции родителей: национальный и половозрастной аспекты'

Содержание когнитивного компонента Я-концепции родителей: национальный и половозрастной аспекты Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
231
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
Я-КОНЦЕПЦИЯ РОДИТЕЛЯ / КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / ВНУТРИФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРИРОВАННОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Обухова Юлия Владимировна, Юзенкова Татьяна Павловна

В статье рассматриваются особенности и внутрифункциональная структурированность когнитивного компонента Я-концепции родителей русской и армянской национальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Обухова Юлия Владимировна, Юзенкова Татьяна Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержание когнитивного компонента Я-концепции родителей: национальный и половозрастной аспекты»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_

Список использованной литературы:

1. Карелин А.А. ред., Психологические тесты/ Методика PARI (Е.С.Шефер, Р.К.Белл; адаптация Т.В.Нещерет).М.: 2001, Т.2., 130-143 с.

2. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста, 1999. - 384 с.

3. Сонин В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности /Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ПОР; Е.Шафер). - СПб., 2004. - 169-178 с.

4. Хван А.А., Зайцев Ю.А., Кузнецова Ю.А. Стандартизация

опросника А. Басса и А. Дарки./Психологическая диагностика, 2008. — 35-58 с.

5. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.А Психология и психотерапия семьи. СПб., 2003. - 112-114 с.

© А.А. Кайгородова, С.С. Котова, 2015

УДК 159.9

Обухова Юлия Владимировна

к. психол. н., преподаватель ЮФУ, г. Ростов-на-Дону, РФ

E-mail: uvobukhova@yandex.ru Юзенкова Татьяна Павловна студентка 3 курса ЮФУ, г. Ростов-на-Дону, РФ E-mail: uyzenkova@mail.ru

СОДЕРЖАНИЕ КОГНИТИВНОГО КОМПОНЕНТА Я-КОНЦЕПЦИИ РОДИТЕЛЕЙ: НАЦИОНАЛЬНЫЙ И ПОЛОВОЗРАСТНОЙ АСПЕКТЫ

Аннотация

В статье рассматриваются особенности и внутрифункциональная структурированность когнитивного компонента Я-концепции родителей русской и армянской национальности.

Ключевые слова

Я-концепция родителя, когнитивный компонент, внутрифункциональная структурированность.

Актуальность изучения особенностей Я-концепции родителей русской и армянской национальностей обусловлена рядом причин: во-первых, запросом государства и общества на разработку обучающих психологических программ, направленных на повышение ценности и осознанности родительства; во-вторых, потребностью специалистов - этнопсихологов и сотрудников различных общин к получению знаний об особенностях национального самосознания, национальных обычаях и традициях, которые будут сказываться на восприятие себя как родителя. Под Я-концепцией родителя мы будем понимать подструктуру общей Я-концепции [2]. Объект исследования: 50 мужчин и женщин русской и армянской национальностей, имеющих детей. Цель: выявить особенности когнитивного компонента Я-концепции родителей русской и армянской национальностей. Методы: свободное самоописание «Я родитель», контент-анализ самоописаний, непараметрическая статистика. В результате проведенного исследования были выделены контент-аналитические категории: «Личность», «Способности», «Статус», «Окружение». Показателем выраженности категории выступала относительная частота их встречаемости в самоописаниях [1]. Внутрифункциональная структуророванность когнитивного компонента Я-концепции родителя определялась по величине (0,43<r<0,88) к числу корреляционных связей. Высокая структурованность - наличие более четырех корреляционных связей, умеренная - двух-трех корреляционных связей, низкая - отсутствие корреляционных связей.

В Таблице 1 представлены ведущие черты в самоописаниях мужчин и женщин русской и армянской национальностей.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 2410-700Х

Переменные Русские мужчины Русские женщины Армянские мужчины Армянские женщины

Ведущая черта Личность, статус Личность Способности Личность

Игнорируемая черта Окружение Окружение Личность Статус

Структурированность Низкая Высокая Умеренная Умеренная

Низкая структурированность Я-концепции родителя свидетельствует о плохом осознании себя в разных связях и отношениях, высокая - о хорошем осознании, умеренная - выборочное осознание себя. Русские мужчины и женщины, а также армянские женщины при описании себя как родителя уделяют внимание своим личностным особенностям, которые помогают им успешно реализовывать свои родительские функции. Армянские мужчины при описании себя как родителя подчеркивают свои умения и навыки, необходимые для эффективного выполнения родительских функций. Игнорирование окружения в самоописаниях у русских мужчин и женщин свидетельствует о боязни потерять привычное окружение при переходе в статус родителя, что подтверждается и в других исследованиях [3].

У всех представителей, за исключением армянских женщин, выявилось отсутствие взаимосвязи между чертами, отраженными в когнитивном компоненте Я-концепции родителя и родительским стажем. Получается, что у армянских и русских мужчин, а также русских женщин при рождении ребенка формируются определенные представления о себе как о родителе, которые не претерпевают никаких изменений с приобретением стажа родительства. У армянских женщин выявлена иная закономерность: с увеличением родительского стажа у них, ведущими чертами в самоописаниях становятся статусные черты, а игнорируемыми - личностные качества. Такие женщины воспринимают заслуги своего ребенка как свои собственные заслуги, которые позволяют им достичь определенного статуса в обществе.

Выводы: 1. в зависимости от пола у армянских родителей различаются ведущие и игнорируемые черты, отраженные в их Я-концепции родителя. 2. в зависимости от пола у русских родителей различается внутрифункциональная структурированность когнитивного компонента Я-концепции родителя. 3. у русских мужчин и женщин, а также армянских мужчин выявилось отсутствие взаимосвязи между чертами, отраженными в когнитивным компоненте Я-концепции родителя и стажем их родительства.

Список использованной литературы:

1. Обухова Ю.В. Взаимосвязь между особенностями интеллекта и содержанием Я-концепции у студентов физического и математического факультетов // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2014. № 1 (179). С. 105-110.

2. Обухова Ю.В. Психологические аспекты изучения взаимосвязи между интеллектуальными особенностями и Я-концепцией личности // Северо-Кавказский психологический вестник. 2012. № 10/ 2. С. 31-34.

3. Обухова Ю.В., Добровольская М.Ю. Образ будущего родителя у мужчин и женщин в связи с особенностями их эмоционального интеллекта // Символ Науки. 2015. № 5. С. 251-253.

© Ю.В. Обухова, Т.П. Юзенкова, 2015

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 316

Алексеевский Александр Александрович

аспирант СГА, г. Москва, РФ E-mail: sir.poland@gmail.com

СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ: ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ, КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ

Аннотация

В статье рассмотрены этапы социально-профессиональной адаптации молодых специалистов к новым условиям в их жизнедеятельности, а также выделены основные факторы, критерии и показатели успешности адаптации применительно к каждому из этих этапов.

Ключевые слова

молодые специалисты, социально-профессиональная адаптация и ее этапы, факторы, критерии и

показатели адаптации.

Современное состояние российского общества характеризуется особым динамизмом и сложностью развертывающихся в нем процессов. Реформирование социальной системы и связанное с ним разрушение комплекса прежних структур, составляющих основу жизнедеятельности общества, распад традиционного образа жизни, норм и ценностей предшествующей системы, кризис идентификации актуализировали проблему адаптации и на практике доказали, что главной ее особенностью на современном этапе является вынужденный характер адаптационных процессов. Последние десятилетия со всей убедительностью показали, что решить проблему глобального адаптивного кризиса в нашей стране можно лишь путем отказа от этатистски-направленной стратегии социальной адаптации предшествующей эпохи, и выработке новой, гуманистической и личностно-ориентированной.

Как известно важнейшей составляющей существования современного человека является его профессиональная деятельность. Следствием успешности складывания карьеры в профессии выступает не только удовлетворенность человека своей жизнью, но и его всестороннее развитие. Первостепенное значение для профессионального становления и развития личности имеют начальные годы работы, представляющие собой своеобразный «испытательный срок», предопределяющий не только ее статус в социальной и профессиональной сферах, но и успешность дальнейшей профессиональной карьеры.

Процесс первичной производственной адаптации представляет собой сложное явление, в котором выделяют физиологическую, профессиональную и социальную формы. Две последние из них несмотря на то, что имеют собственные сферы приложения, тесно связаны между собой и имеют многочисленные точки пересечения.

Под профессиональной адаптацией, как правило, понимают процесс приобщения личности к трудовой деятельности в рамках выбранной профессии путем включения ее в производственную деятельность. Однако адаптация никоим образом не может быть сведена лишь к овладению специальностью: она предусматривает также приспособление молодого специалиста и к новой для него социальной среде путем «вхождения» в организационную культуру организации, под которой понимается совокупность ценностей, обычаев, традиций и норм, воплощенных в различных сторонах ее деятельности. Кроме того, как отмечают психологи, становление человека как профессионала напрямую связано с его развитием как личности: с одной стороны, индивидуальные характеристики человека (установки, потребности, интересы, уровень притязаний, особенности интеллекта и др.) оказывают значительное влияние на выбор профессии и ход профессиональной адаптации (они могут как способствовать формированию профессионального мастерства, так и препятствовать профессиональному становлению), с другой - профессиональная деятельность оказывает обратное влияние (позитивное или негативное) на развитие личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.