Научная статья на тему 'Партнерско-конкурентские взаимодействия в профессиональной сфере туризма'

Партнерско-конкурентские взаимодействия в профессиональной сфере туризма Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
196
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ТУРИЗМА / СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОНКУРЕНЦИЯ / КОММУНИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Карицкая Ирина Михайловна

Статья посвящена описанию некоторых аспектов партнерско-конкурентских взаимодействий в профессиональной сфере туризма. Профессиональное пространство туризма территориально безгранично; как социальная система имеет сложную структуру; рынки туристских услуг локальны и специфичны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Партнерско-конкурентские взаимодействия в профессиональной сфере туризма»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_

Четвертый этап (третий год работы в организации) характеризуется свободным владением профессией (компетентность и мастерство), а также отождествлением личных целей молодого специалиста с целями организации.

Основной интегральной характеристикой личности молодого специалиста становится система профессионального взаимодействия, которая включает в себя мотивационную сферу (нацеленность на профессиональную трудовую деятельность), сферу целеполагания (систему представлений о содержании и результатах трудовой деятельности) и сферу профессиональных притязаний (жизненные стратегии и профессиональные планы) [3].

Список использованной литературы:

1. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие / Е.В. Маслов. - М.: ИНФРА-М, Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. - 312 с.

2. Управление персоналом организации: Учебник, 4-е изд., доп. и перераб. / под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 695 с.

3. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие / В.Д. Шадриков. -М.: Издательская корпорация «Логос», 2006. - 320 с.

4. Шибутани Т. Социальная психология / Т. Шибутани / пер. с англ. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 544 с.

© А.А. Алексеевский, 2015

УДК 316.354.2

Карицкая Ирина Михайловна

канд. социол. наук, доцент НГУЭУ г. Новосибирск, РФ E-mail: irina-karickaya@yandex.ru

ПАРТНЕРСКО-КОНКУРЕНТСКИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ ТУРИЗМА

Аннотация

Статья посвящена описанию некоторых аспектов партнерско-конкурентских взаимодействий в профессиональной сфере туризма. Профессиональное пространство туризма территориально безгранично; как социальная система имеет сложную структуру; рынки туристских услуг - локальны и специфичны.

Ключевые слова

Профессиональная сфера туризма, социально-профессиональная компетентность, конкуренция,

коммуникации.

Особенности профессионального пространства сферы туризма заданы не только социальной направленностью рекреационных потребностей, но, в том числе, спецификой конкуренции на туристском рынке. Рынку туристских организаций присущи как общие, так и специфические характеристики. Уточним некоторые из них, на наш взгляд, характерные для сферы туризма, применяя некоторые аспекты, предложенные С.Н. Дияновой [1].

Целью предоставления туристских услуг является прямое удовлетворение рекреационных и некоторых иных потребностей субъекта [6]. Условия функционирования организаций профессиональной сферы туризма и способы предоставления услуг также обусловлены потребностями субъекта, которые, в свою очередь, зависят от характера и состояния территории его проживания, охватываемой конкретным локальным рынком.

Рынок туристских услуг особенно остро реагирует на изменения социальной среды. Любая дестабилизация ситуации в экономике, политике, природные катаклизмы моментально отражаются на

346

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_

поведении субъекта-потребителя туристских услуг. Соответственно, представители профессиональной сферы туризма просто вынуждены гибко и молниеносно реагировать на изменения, в первую очередь, меняя формат коммуникаций в профессиональном пространстве. Следует отметить, что такая реакция является специфической характеристикой данного профессионального сообщества и подчеркивает социально-гуманитарный аспект туристского бизнеса. Непосредственный контакт всех субъектов профессионального пространства сферы туризма между собой, а также с потребителями услуг обеспечивает условия для налаживания и структурирования коммуникаций, и их поддержания в стабильном состоянии на протяжении длительного времени. Все это подтверждает точку зрения о системности и институциональности данной социально-профессиональной сферы [4].

Постоянное усложнение структуры спроса на туристском рынке мотивирует субъектов данной профессиональной сферы к созданию новых, нестандартных услуг. Создание модернизированных и адаптированных турпакетов возможно только при налаживании новых профессиональных контактов с субъектами внутри профессиональной сферы, либо изменении существующих форматов коммуникаций.

Крупные туроператоры стремятся активно осваивать новые рынки и создавать новые виды туристского предложения в зависимости от требований рынка благодаря определенным методам их планирования и развития. Эта мысль выражена Н.А. Нагапетьянц [5]. Действительно, за последние десятилетия в России профессиональная сфера туризма не только была сформирована, но и успешно интегрировалась в общемировое профессиональное пространство. И объясняет это новыми социальными и экономическими возможностями субъекта-потребителя, усложнением структуры его рекреационных потребностей, а также состоянием и уровнем развития научно-технического прогресса. С ним и связано улучшение социальных условий, что влечет за собой появление новых потребностей и запросов в различных слоях населения. Их удовлетворение постоянно изменяет и модифицирует сервисные услуги.

Именно с помощью научно-технологического прогресса, как полагает С.Н. Диянова, преодолевается локальность и рынок становится интернациональным [1]. Это утверждение в полной мере верно для рынка туристских услуг, практически не ограниченного территориально.

Наличие системы обширных и разветвленных контактов в профессиональном пространстве туризма отнюдь не исключает конкуренции на соответствующем рынке. Изучение феномена партнерско-конкурентских взаимодействий в профессиональном пространстве туризма представляет интерес не только для маркетологов, но и для социологов.

Основной феномен партнерско-конкурентских взаимодействий в профессиональном пространстве туризма состоит, на наш взгляд, в следующем. С одной стороны, само профессиональное пространство туризма практически территориально безгранично. Как социальная система, она имеет сложную структуру и включает в себя огромное количество различных субъектов и социальных групп - носителей инвариантных национальных, профессиональных и иных.

В то же время, рынок туристских услуг как таковой локален. Предложение на данном рынке формируется как социально-экономический отклик на спрос субъектов-потребителей рекреационных услуг. А рекреационные потребности, как было сказано выше, по большей части обусловлены особенностями территории проживания потребителей: природными, социальными экономическими и т.д. Ограничен рынок и в связи с тем, что туристская услуга имеет весьма сложную структуру. Непосредственное получение услуги в значительной мере отсрочено и происходит позднее момента ее оплаты. Первая коммуникация с представителями профессиональной сферы туризма, происходящая при приобретении туристского пакета или, как принято говорить, «путевки», во многом является решающей. Образ услуг, ее абрис, потребительские ожидания относительно нее, формируются именно в процессе первой коммуникации. Потребитель расстается с весьма значительной суммой денежных средств, оплачивая лишь перспективу отдыха. То есть, кроме затрат финансовых, потребитель дает туристской фирме и, в ее лице, всей профессиональной сфере туризма, некий «кредит доверия». В связи с такой утрированной неосязаемостью туристской услуги актуализируется значимость социально-профессиональной компетентности специалиста фронтальной зоны организации-туроператора или турагента.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№6/2015

ISSN 2410-700Х

Успешная профессиональная деятельность туроператоров или турагентов на рынке туристских услуг как фронтальных профессиональных субъектов, обусловлена, в том числе, индивидуальной конкурентной стратегией фирмы. Основным вектором такой стратегии, по мнению абсолютного большинства представителей профессиональной сферы туризма, должна являться клиентоориентированность, продуманная коммуникация с потребителем [3]. Необходимо расширять спектр специфических услуг, оказываемых турагентами и туроператорами, тех услуг, которые не формируют туристского пакета как такового, но выращивают и актуализируют потребность в его приобретении, устанавливают раппорт доверия между потребителями и субъектами профессиональной сферы туризма.

Успех сопутствует также тем предприятиям профессиональной сферы туризма, которые смогут оказывать идентичные услуги при снижении затрат. Такое возможно, опять-таки, только при совершенствовании коммуникаций, но уже непосредственно профессиональных, осуществляемых между субъектами внутри данной сферы. Конкурентными преимуществами компании в сфере услуг являются наличие филиалов, эффективная реклама, выгодное месторасположение, квалификация работников и т.п. Как мы знаем, конкурентные преимущества фирмы служат основой выбора стратегии развития и определения своей позиции на рынке. Таким образом, партнерско-конкурентские взаимодействия в профессиональной сфере туризма являются значимым фактором конкурентоспособности и, одновременно, представляют собой основу социально-профессиональной структуры данной сферы. Список использованной литературы:

1. Архипов А.Е. Управление интегрированными маркетинговыми коммуникациями в сфере услуг: теория и методология / диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук / ГОУВПО «Омский государственный университет». Омск, 2012

2. Диянова С. Н. Маркетинг сферы услуг/ С.Н. Диянова, А.Э. Штезель. М.: Магистр: НИЦ Инфра-М, 2012. - 192 с

3. Карицкая И.М. Композиционное социологическое исследование сферы профессиональной деятельности на примере туризма // Идеи и идеалы: № 1 (15) т. 2, 2013, г. Новосибирск, изд-во Новосибирского государственного технического университета, 2013

4. Карицкая И.М. Туризм как социальный институт // Идеи и идеалы: 2011. Т. 2. № 2. С. 9-14. г. Новосибирск, изд-во Новосибирского государственного технического университета, 2011

5. Нагапетьянц Н.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 282 с.

6. Нюренбергер Л.Б. Рекреалогия и рекреационные системы. - учебное пособие / Л. Б. Нюренбергер, Н. Н. Егорова, И. М. Карицкая ; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Кузбасский гос. технический ун-т". Кемерово, 2010

7. Нюренбергер Л.Б. Современные тенденции формирования туристско-рекреационного спроса населения // Труд и социальные отношения. 2009. № 6. С. 34-37.

© И.М. Карицкая, 2015

УДК 316.35

Колотилина Анастасия Александровна

студент ВолГУ, г. Волгоград, РФ E-mail: missn@list.ru

МОЛОДЁЖНЫЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ: КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ

Аннотация

Молодёжные общественно-политические движения являются посредником между обществом и

348

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.