Научная статья на тему 'Социально-проектные компетенции обучающихся: определение, компоненты структуры, критерии и показатели сформированности, технология педагогического сопровождения'

Социально-проектные компетенции обучающихся: определение, компоненты структуры, критерии и показатели сформированности, технология педагогического сопровождения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
227
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПРОЕКТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / MOTIVATIONAL READINESS / PROFESSIONAL READINESS / SOCIAL PROJECT COMPETENCIES / PEDAGOGICAL SUPPORT / PROJECT ACTIVITY / TECHNOLOGY OF PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартынова Е.В.

В статье автор акцентирует внимание на критериально-оценочном аппарате определения уровня владения обучающимися социально-проектными компетенциями; технологии педагогического сопровождения; дает определение социально-проектных компетенций, описываеткомпоненты их структуры, критерии и показатели исследуемого уровня, вводит понятие мотивационной и профессиональной готовности и способности обучающихся к реализациипрофессиональной деятельности в контексте социального проектирования. Дает определение педагогического сопровождения, технологии педагогического сопровождения, описывает ее структуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL PROJECT COMPETENCIES OF STUDENTS: DEFINITION, STRUCTURE COMPONENTS, CRITERIA AND INDICATORS OF DEVELOPMENT, TECHNOLOGY OF PEDAGOGICAL SUPPORT

In the article, the author focuses on the criteria-appraisal apparatus for determining the level of proficiency in the socially-project competencies of students; technology pedagogical support; gives a definition of social project competencies, describes the components of their structure, criteria and indicators of the level studied, introduces the concept of motivational and professional readiness and the ability of students to implement professional activities in the context of social design. Gives a definition of pedagogical support, technology of pedagogical support, describes its structure.

Текст научной работы на тему «Социально-проектные компетенции обучающихся: определение, компоненты структуры, критерии и показатели сформированности, технология педагогического сопровождения»

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

УДК 378.2:37.048.4 МАРТЫНОВА Е.В.

кандидат педагогических наук, кафедра трудового права и социального обеспечения, Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС Е-таП: martynova7777@yandex.ru

UDC 378.2:37.048.4 MARTYNOVA E.V.

Candidate of Pedagogical Sciences department of Labor Law andsocial security Central Russian Institute of Management -

Branch of RANEPA Е-mail: martynova7777@yandex.ru

СОЦИАЛЬНО-ПРОЕКТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, КОМПОНЕНТЫ СТРУКТУРЫ, КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ, ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

SOCIAL PROJECT COMPETENCIES OF STUDENTS: DEFINITION, STRUCTURE COMPONENTS, CRITERIA AND INDICATORS OF DEVELOPMENT, TECHNOLOGY OF PEDAGOGICAL SUPPORT

В статье автор акцентирует внимание на критериально-оценочном аппарате определения уровня владения обучающимися социально-проектными компетенциями; технологии педагогического сопровождения; дает определение социально-проектных компетенций, описываеткомпоненты их структуры, критерии и показатели исследуемого уровня, вводит понятие мотивационной и профессиональной готовности и способности обучающихся к реализациипрофессиональной деятельности в контексте социального проектирования. Дает определение педагогического сопровождения, технологии педагогического сопровождения, описывает ее структуру.

Ключевые слова: мотивационная готовность, профессиональная готовность, социально-проектные компетенции, педагогическое сопровождение, проектная деятельность, технология педагогического сопровождения.

In the article, the author focuses on the criteria-appraisal apparatus for determining the level of proficiency in the socially-project competencies of students; technology pedagogical support; gives a definition of social project competencies, describes the components of their structure, criteria and indicators of the level studied, introduces the concept of motivational and professional readiness and the ability of students to implement professional activities in the context of social design. Gives a definition of pedagogical support, technology of pedagogical support, describes its structure.

Keywords: motivational readiness, professional readiness, social project competencies, pedagogical support, project activity, technology of pedagogical support.

Повысить эффективность социального обслуживания и оказания социальной поддержки гражданам на индивидуальном, групповом или средовом уровнях современная социальная практика предполагает посредством создания соответствующих инновационных проектов и программ. Данная деятельность доступна мотивационно и профессионально готовому и способному специалисту, чьи профессионально-личностные характеристики включают устойчивые личностные, когнитивные, рефлексивно-деятельностные и регулятивные новообразования. Иными словами, специалист должен владеть социально-проектными компетенциями, что позволит подойти к решению профессиональных задач по предоставлению мер социальной защиты, социального обеспечения, социальной помощи и социального обслуживания разных категорий населения на уровне креативных проектных решений осознанных социальных проблем клиентов.

Мотивационно и профессионально готовый и способный к данной деятельности специалист обладает специальными основополагающими социально-проектными знаниями об основах разработки и

© Мартынова Е.В. © Martynova E.V.

реализации социальных проектов, практически значимыми умениями и навыками в области социального проектирования, проявляет интерес к созданию проекта и видит в данном виде деятельности потенциал для своего профессионального развития и карьерного роста. Все указанные составляющие заложены в структуру социально-проектных компетенций (рисунок 1).

Определение уровня владения социально-проектными компетенциями целесообразно осуществлять с использованием группы личностных и процессуальных критериев.

Личностные критерии являются отражением позитивных изменений определяющих развитие личности обучающихся качеств через обогащение их внутреннего содержания.

Процессуальные критерии выступают показателем совокупности действий обучающихся, которые осуществляются последовательно, ориентированы и направлены на достижение конечного результата (таблица 1). Выделенные критерии целесообразно использовать в комплексе.

Ученые записки Орловского государственного университета. №2 (83), 2019 r. Scientific notes of Orel State University. Vol. 2 - no. 83. 2019

КОМПОНЕНТЫ СОЦИАЛЬНО ■ ПРОЕКТНЫХ КОМПЕТЕНЦИИ

•СОСТАВЛЯЮЩИЕ СОЦИАЛЬНО - ПРОЕКТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

ЛИЧНОСТНЫМ -

• ценности (общекультурная и профессиональная);

• альтруизм (направленность личности);

• мотивация достижения результата;

• заинтересованность в обладании специальными социально-проектными ЗУН

• социальная значимость профессии (ее осознание)

КОГНИТИВНЫМ

• наличие elециальиых социально-проектных знании

РЕФЛ ЕКСИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫИ

• умения и навыки проектирования в профессиональной сфере

РЕГУЛЯТИВНЫМ -

• способностьи готовность к применению СПК на практике

Рис. 1. Компоненты социально-проектных компетенций обучающихся.

При овладении обучающимися рассматриваемыми компетенциями особое значение отводим побудительным интересам и причинам, которые организуют и направляют их осмысленную деятельность по формированию изучаемых нами компетенций, и соответствующей системе ЗУН, обеспечивающих продуктивную работу при создании проекта. Иными словами, мо-тивационной и профессиональной готовности и способности обучающихся к реализации деятельности в

контексте социального проектирования, уровень сфор-мированности которых отражает качественную ступень при овладении социально-проектными компетенциями. В качестве значимых составляющих определяем наличие интереса у обучающихся к разработке проекта, проектных ЗУН, а также осознание причинно-следственной связи между владением данными компетенциями и потребностью современных работодателей в соответствующем кадровом резерве.

Таблица 1.

Критериально-оценочный аппарат для определения уровня владения социально-проектными компетенциями

Критерий Показатель Диагностический и контрольно-измерительный инструментарий

Личностные критерии

Личностный - мотивационно готов и стремиться осуществлять профессиональную деятельность, используя СПК; - стремиться непрерывно саморазвиваться; - понимает социальную значимость будущей профессии Мотивационная готовность к овладению социально-проектными компетенциями (методика)

Когнитивный знания в области социального проектирования характеризуются полнотой, оперативностью, гибкостью, системностью и осознанностью Тестирование

Процессуальные критерии

Рефлексивно- дея-тельностный - групповые социальные проекты; - лидерские качества; - работа в команде; - стремление к саморазвитию; - направлен на достижение результата; - принятие решений Экспертная оценка создания и открытой защиты групповых проектов (оценочный лист эксперта). Профессиональная готовность и способность к СПД (методика).

Регулятивный - самостоятельно разработанныйпроект; - дублер модератора; - конкурсы проектов; - управление реализацией проекта; - научные статьи, проектная часть в выпускной квалификационной работе - банк готовых проектов, - экспертное заключение, - заявка на участие в конкурсе проектов, - дублер модератора; - ВКР с проектной частью, - заявка на участие в научно-практической конференции; - публикации по проблеме исследования

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

Таблица 2.

Уровни владения обучающимися социально-проектными компетенциями (СПК)

Уровни Параметры

Низкий - мотивационная готовность к овладению СПК низкая - интерес к созданию проекта отсутствует - знания в области СПД недостаточны - проектные умения и навыки не сформированы -профессиональная готовность и способность к СПД низкая

Средний - интерес к созданию проекта выражен -прослеживается взаимосвязь между проектированием и профессиональным ростом - знания в области СПД не в полной мере осознанные - проектные умения и навыки сформированы не в полном объеме - средний уровень мотивационной и профессиональной готовности и способности

Высокий - творческое действие обучающихся - мотивация на овладение СПК устойчива - ориентация на достижение результата - высокая активность и интерес к созданию проекта -убедительные специальные знания -сформированные социально-проектные умения и навыки - высокий и выше среднего уровень мотивационной и профессиональной готовности и способности к реализации СПД

Выделенные критерии и показатели позволяют определить уровень владения обучающимися социально-проектными компетенциями (таблица 2).

Таким образом, представленный критериально-оценочный аппарат позволяет:

1) с целью эффективного профессионально - личностного развития обучающихся корректировать их мо-тивационную и профессиональную направленность на овладение социально-проектными компетенциями;

2) своевременно оценить преимущества и недостатки подготовки обучающихся к реализации социально-проектных компетенций в вузе, внести соответствующие поправки и изменения;

3) смоделировать процесс образования, учитывая профессиональную готовность и способность преподавателя, с развитием его компетентности в координации деятельности обучающихся в проектном контексте (эксперты).

На современном этапе развития российской высшей школы происходит формирование нового образа педагогического работника, ведущая функция которого состоит в содействии образованию студента, его сопровождении, следовании рядом. Под сопровождением в научных источниках понимается создание соответствующих условий, при которых обучающийся в образовательном процессе проявляет самостоятельность, творчество, ответственность и мотивацию на непрерывное образование [1, с. 69].

На основе анализа научной литературы, при обобщении взглядов исследователей, занимающихся изучением феномена сопровождения, мы определили значение данного понятия в контексте наших исследовательских интересов. Таким образом, педагогическое сопровождение - это профессиональное следование преподавателя рядом с обучающимся; при этом оно осознанно, направлено на организацию взаимодействия партнеров образовательного процесса и создание педагогических условий эффективности профессиональной подготовки [3, с. 14].

Стержень партнерского взаимодействия - субъектная активность обучающегося, определившего цели своей профессионально-образовательной деятельности при учете своих индивидуально-личностных особенностей. В связи с этим, основная руководящая идея педагогического сопровождения состоит в распознавании профессиональной пригодности обучающихся через обеспечение приемлемых путей и условий становления.

В области наших интересов находится процесс подготовки обучающихся к реализации социально-проектной деятельности в будущей профессиональной сфере. Актуальность данного направления предопределила потребность современной социальной практики в готовых и способных к инновационной деятельности кадрах, преобразующих социальную действительность.

Одним из педагогических условий эффективности исследуемого процесса, по нашему мнению, и является технология педагогического сопровождения.

Технология педагогического сопровождения - целостное системно организованное взаимодействие субъектов образовательного процесса, направленное на создание педагогических условий эффективной подготовки бакалавров социальной сферы к реализации социально-проектных компетенций, обеспечивающее достижение предполагаемого результата [3, с. 16]. Структуру рассматриваемой технологии предопределили внутренние закономерности организации партнерского взаимодействия, выступающие основной формой совместной деятельности субъектов сопровождения. В структуру технологии педагогического сопровождения включили процедуры осмысления, приобретения индивидуального опыта, рефлексию опыта, имитацию профессионального поведения, коррекцию и преобразование (см. табл. 3). Реализация предлагаемой технологии педагогического сопровождения осуществляется посредством соответствующего алгоритма деятельности, на каждом этапе которого преподаватель выступает в определенной роли, а обучающийся занимает «свои» функциональные позиции. Под алгоритмом педагогиче-

Ученые записки Орловского государственного университета. №2 (83), 2019 г Scientific notes of Orel State University. Vol. 2 - no. 83. 2019

Таблица 3.

Структура технологии педагогического сопровождения

Технология педагогического сопровождения

Процедура технологии педагогического сопровождения

1. Осмысление - педагогическое сопровождение направлено на разрешение проблемы входа сопровождаемого в профессиональную СПД. Алгоритм деятельности: диагностика исходной ситуации; разработка программы сопровождения

Этапы осуществления Роли преподавателя Функциональные позиции обучающегося

Структурно-организационный Диагно стический Академический консультант (наставник) Тьютор (навигатор) Мотиватор (помощник) Партнер Соучастник Исследователь

2. Приобретение индивидуального опыта СПД - ориентация ПС на разрешение проблем подготовки к осуществлению проектирования посредством создания соответствующих педагогических условий. Алгоритм деятельности: актуализация мотивации и ролевое взаимодействие

Мотивационный Обучающе - формирующий Реализующе-созидательный Консультант - транслятор знаний Академический консультант Тьютор, Модератор Фасилитатор, Ментор Мотиватор, Тренер Партнер Соучастник Обучающийся Соратник Обучающийся Исследователь

3. Рефлексия опыта, который бът приобретен при активном практическом познании - осмысление, анализ, оценка и самопознание достигнутых результатов через выявление когнитивных показателей, оценивание наблюдаемых признаков проявления СПК, определение уровня владения ими. Алгоритм деятельности: текущая диагностика, экспертиза, самооценка и презентация

Измерительный Рефлексивно-оценочный Академический консультант Тьютор Фасилитатор Тренер Партнер Обучающийся Соратник Исследователь

4. Имитация профессионального поведения - моделирование профессионального поведения, прогнозирующего будущие успехи сопровождаемых в СПД посредством возможного поиска пути управления реализацией проекта, участия в проектных конкурсах. Алгоритм деятельности:моделирование профессионального поведения - создание модели реального процесса реализации социального проекта.

Этапы осуществления Роли преподавателя Функциональные позиции обучающегося

Профессионально-прогностический Академический консультант Ментор, Мотиватор, Тренер Партнер Обучающийся Исследователь

5. Коррекция и преобразования - изменения, поправки, корректировки ранее осуществляемой подготовительной деятельности. Алгоритм деятельности: итоговая диагностика, дополнение и преобразование

Корректировочный Мотиватор Тьютор Исследователь Соучастник

ского сопровождения в разработанной технологии понимаем логически выстроенную последовательность действий субъектов сопровождения. Четкое соблюдение данной последовательности позволяет достичь определенных результатов при решении задач каждого этапа осуществления технологии. Преобразующие операции, ведущие от исходного состояния владения обучающимися умениями и навыками проектирования к искомому (желаемому) результату и составляют алгоритм деятельности в технологии педагогического сопровождения.

Соблюдение совокупности педагогических (организационно-педагогических, методических и мотивационно-профессиональных) условий обеспечивает реализацию технологии педагогического сопровождения. Организационно-педагогические условия включают: профессиональную подготовленность преподавателя к разработке проекта с обучающимися; со-

трудничество с «потребителями» социального проекта - учреждения и организации социальной сферы; участие в конкурсах социально направленных проектов.

Ориентация на демонстрацию наблюдаемых признаков владения проектными компетенциями через интерактивные формы и методы; их активное использование в образовательном процессе и подготовка соответствующих методических материалов составляют группу методических педагогических условий.

Мотивационно-профессиональные педагогические условия создаются и соблюдаются при установлении причинно-следственных связей между готовностью обучающихся к овладению искомыми компетенциями и требуемым для современной социальной практики соответствующим кадровым резервом; при формировании представления преподавателя и обучающегося об участии каждого в совместной деятельности в процессе

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

создания проекта.

Таким образом, стремясь «внедрить новые технологии обучения с целью формирования необходимых для инновационной деятельности навыков» [4], осущест-

вляем педагогическое сопровождение обучающегося при его подготовке к реализации социально-проектных компетенций.

Библиографический список

1. Глубокова Е.Н., Кондракова И.Э., Мосолова Л.М., Носкова Т.Н. Гуманитарные технологии в высшем профессиональном образовании: научно-методические материалы. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.

2. Котькова Г.Е. Теория и технология педагогического сопровождения личностного развития школьника в социокультурном пространстве села: автореф. дисс.... доктора пед. наук. Тула, 2011. 42 с.

3. Мартынова Е.В. Педагогические условия подготовки будущих бакалавров социальной сферы к реализации социально-проектных компетенций: автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева. Орел, 2015.

4. Стратегия инновационного развития РФ до 2020 года. [Электронный ресурс]. - URL: http://economy.gov.ru (дата обращения: 01.03.2019).

References

1. Glubokova E.N., Kondrakova I.E., Mosolova L.M., Noskova T.N. Humanitarian technologies in higher professional education: scientific and methodological materials. - SPb .: Publishing House of the Russian State Pedagogical University. A.I. Herzen, 2008.

2. Kot'kova G.E. Theory and technology of pedagogical support of personal development of the student in the socio-cultural space of the village: author. Diss. ... Dr. ped. Sciences / G.E. Kot'kova. Tula, 2011. 42 p.

3. MartynovaE.V. Pedagogical conditions for the preparation of future bachelors of the social sphere for the implementation of social-project competencies: author. diss. on the competition uch. Art. Cand.ped. sciences. Oryol State University named after I.S. Turgenev. Orel, 2015.

4. Strategy of innovative development of the Russian Federation until 2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.