МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070
Таблица 2
Распределение подвижных игр в различных формах образовательного процесса
№ п/п Режимные моменты Подвижные игры и игровые задания
1 Утренняя гимнастика «Море волнуется», Речедвигательная мелкомоторная гимнастика, Пальчиковая гимнастика.
2 Динамические паузы «У медведя в бору», «Хитрая лиса», «Караси и щуки», «Собери скорее», «Мы весёлые ребята», «Кто самый ловкий?», «Передай мяч», «Летает, не летает».
3 Гимнастика после дневного сна «Змейка»,«Горка», «Буратино»,«Часики»,«Воздушный шар».
4 Прогулка «Кого назвали, тот и ловит», «Караси и щуки», «Целься вернее», «Удочка», «Перелет птиц», «Собери скорее», «Наперегонки», «Два мороза», «Пожарные», «Кто самый ловкий?», «Олени и волк», «Кто самый быстрый?»
Представленный материал позволяет увидеть, что подвижные игры могут выступать и как ведущее, и как дополнительное средство педагогического воздействия во всех формах физического воспитания детей дошкольного возраста.
Список использованной литературы:
1. Батуева, С. В. Социально-личностное развитие дошкольника в условиях детской театральной студии: автореф. дисс.... канд. пед. наук: 13.00.07./ С.В. Батуева. - Екатеринбург, 2007. - 20 с
2. Ефимова, О. Н. Развитие доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста средствами сказкотерапии [Текст] / О. Н. Ефимова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). Т. I / Под общ. ред. Г. Д. Ахметовой. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 74-77.
3. Заболтина, В. В. Театрализованная игра как средство эмоционально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями слуха: автореф. дисс ... канд. пед. наук: 13.00.03/ В.В. Заболтина. -Москва, 2007.- 24с.
4. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М., 1977. - 133 с.
5. Максимова, С.Ю. Эффективность игровых физкультурных занятий в практике адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития / С.Ю. Максимова, С.С. Животова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 1 (83). - С. 86-90.
6. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1996. - 648 с.
7. Фомина, Н.А. Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика в детском саду: учебное пособие / Н.А. Фомина, С.Ю. Максимова, Е.П. Прописнова. - Волгоград: ФГОУ ВПО «ВГАФК», 2007. - 244 с.
8. Финогенова, Н.В. Подвижные игры в коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста / Н.В. Финогенова // материалы Всероссийской научно-практической конференции (Волгоград, 18-20 октября 2012). - Волгоград: ФГБОУ ВПО «ВГАФК», - 2012. - С. 90-92.
© Максимова С.Ю., 2016
УДК 378.2:364.6
Е.В. Мартынова
старший преподаватель, факультет социальных технологий Среднерусский институт управления РАНХиГС, г. Орел, РФ
ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ К РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПРОЕКТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Аннотация
В статье излагается материал о процессе современного этапа профессионализации будущего бакалавра
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_
социальной сферы. В центре внимания автора находятся социально-проектные компетенции как составляющие инновационной деятельности, предлагается и описывается технология педагогического сопровождения подготовки будущих бакалавров социальной сферы к их реализации, алгоритм и этапы сопровождающей деятельности.
Ключевые слова
Социально-проектные компетенции, педагогическое сопровождение, технология педагогического
сопровождения, бакалавры социальной сферы.
На рубеже XX и XXI веков, по мнению исследователей, проектирование приобрело облик популярной формы мыслительной деятельности, о чем свидетельствует появление большого числа социальных (гуманитарных) проектов на телевидении, в журналистике, и во всех сферах общественной жизни [9]. Для современного общества идея «проекта» становится одной из центральных. Неоднократное употребление данного термина подтверждает направленность современного образования не на усвоение готовых знаний, а на возможность информационного обмена [4, с.34], на обеспечение обучающихся соответствующими практическими компетенциями. На это ориентирована и модель образования XXI века, в основе которой подготовка лидера - профессионала, умеющего руководить и создавать команду для проектной деятельности. Проектная деятельность - атрибут современности, «стилевая черта, составная часть субъектной позиции личности» [8], способность к ней - «новая грань человеческой образованности» [3, с. 265].
Основой социально-проектной деятельности является проектное мышление [8], порождающее новые идеи и решения через анализ объекта и представление ситуации его развития. Взгляд на проблемную ситуацию, как на проект, и составляет проектное мышление. Такие характеристики проектного мышления, как проблемность, критичность и креативность [3, с.267], определяют умение человека самостоятельно принимать неординарные решения, выходя за рамки штампов и образцов. Проектное мышление и проектная деятельность позволят реализовать одно из направлений Стратегии инновационного развития РФ до 2020 года: внедрение новых технологий обучения в целях формирования навыков, необходимых для инновационной деятельности [6, с.36]. Между характеристиками проектного мышления и компетенциями инновационной деятельности существует определенная взаимосвязь (таблица 1).
Таблица 1
Сравнительно-сопоставительная характеристика компетенций инновационной деятельности и проектного мышления
Компетенции инновационной деятельности [6, с.36]. Характеристики проектного мышления
Способность и готовность к профессиональной мобильности, стремление к новому Осмысленный выбор методов и принципов для преобразования действительности
Способность к критическому мышлению Критичность - наличие своей позиции собственное суждение по отношению к проблеме
Способность и готовность к креативности Креативность, проявляющуюся в стремлении поиска новых подходов к решению проблемы, способность принимать самостоятельное нестандартное решение, выходя за рамки штампов.
Готовность к работе в команде Совместная групповая проектная деятельность и принимаемое совокупное мнение позволяют по-новому посмотреть на собственную личность через отображение других, оценить «себя в проекте». Это создает предпосылки для развития личности.
Социально-проектные компетенции являются составной частью компетенций инновационной деятельности. В решении проблем подготовки будущих бакалавров социальной сферы к реализации данных компетенций потенциальную возможность содержит технология педагогического сопровождения. В педагогическом словаре технология определяется как система «способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена как определенная система действий; разработка и
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_
процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающей гарантированный результат» [2]. Опираясь на данное определение, технологию педагогического сопровождения ранее названного процесса рассматриваем как целостное системно организованное взаимодействие субъектов образовательного процесса, направленное на создание педагогических условий эффективной подготовки студентов к реализации социально-проектных компетенций, обеспечивающее достижение предполагаемого результата. Внутренние закономерности партнерского взаимодействия субъектов педагогического сопровождения обуславливают структуру предлагаемой технологии (таблица 2). Тип взаимодействия в технологии педагогического сопровождения определяется индивидуально-личностным потенциалом сопровождающего преподавателя, учитывающего внутренние закономерности партнерского взаимодействия субъектов образовательного процесса. Движущей силой (фактором), определяющей тип взаимодействия, являются компетентность и умения организатора педагогического сопровождения в процессе подготовки будущих бакалавров социальной сферы к реализации социально-проектных компетенций.
Представленная технология обеспечивается использованием соответствующего алгоритма, при разработке которого основывались на определении данного понятия в словаре иностранных слов Н.Г. Комлева: «понятное и точное предписание исполнителю совершить последовательность действий, направленных на достижение указанной цели или на решение поставленной задачи» [5].
Таблица 2
Технология педагогического сопровождения (ПС)
Процедура технологии ПС Направленность ПС на Тип взаимодействия
Осмысление разрешение проблемы вхождения студентов в проектную деятельность через создание педагогических условий для понимания студентами актуальности и значимости развития проектного мышления, владения СПК, их взаимосвязи с потребностью работодателей в соответствующем кадровом резерве Мягкое педагогическое сопровождении
Приобретение индивидуального опыта проектирования создание педагогических условий в решении проблем подготовки к социально-проектной деятельности через: 1) актуализацию развития потребности (мотивационной направленности) на СПК; 2) формирование представлений субъектов сопровождения об участии каждого из них в совместной деятельности по достижению предполагаемого результата; 3) формирование специальных знаний, практических умений и навыков, обеспечивающих наблюдаемые признаки проявления социально-проектных компетенций
Рефлексия опыта, приобретенного в процессе активного практического познания создание педагогических условий для осмысления, анализа, оценки и самопознания достигнутых результатов: выявление совокупности когнитивных показателей, оценивания наблюдаемых признаков проявления СПК (эксперты), определения уровня владения данными компетенциями Ненавязчивое педагогическое сопровождение
Имитация профессионального поведения моделирование профессионального поведения, прогнозирующего будущие успехи в СПД через поиск путей управления реализацией проекта, участие в конкурсах проектов и грантах. Осуществляется для того, чтобы исследовать, обучить и построить прогноз относительно предстоящей профессиональной СПД Жесткое педагогическое сопровождение
Коррекция и преобразование внесение изменений, поправок, корректировок в осуществляемую ранее деятельность уточнение, дополнение и преобразование индивидуальных профессионально-образовательных маршрутов Ненавязчивое педагогическое сопровождение
Разработанный алгоритм отображает совокупность преобразующих операций, ведущих от исходного состояния владения социально-проектными умениями и навыками студентами к искомому результату: диагностика исходной ситуации; актуализация мотивации и ролевое партнерское взаимодействие; текущая диагностика и экспертиза, самооценка, презентация социально-проектных компетенций; итоговая диагностика, выяснение недостатков и побудивших их причин, внесение соответствующих корректив. Данный алгоритм реализуется через осуществление ряда этапов сопровождающей деятельности в подготовке
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_
будущих бакалавров социальной сферы к реализации социально-проектных компетенций (таблица 3).
Таблица 3
Этапы сопровождающей деятельности подготовки будущих бакалавров социальной сферы к реализации
социально-проектных компетенций (СПК)
Этапы Содержание сопровождающей деятельности
Структурно-организационный обоснование актуальности, значимости и востребованности необходимости формирования СПК, проектирование образовательной среды кафедры (обоснованное включение спецкурса «Основы проектной деятельности» в основную образовательную программу направления подготовки)
Диагностический объективный анализ готовности и способности студентов к СПД (социально-психологические установки в мотивационно-потребностной сфере, определения уровня мотивационно-профессиональной готовности и способности к социально-проектной деятельности)
Мотивационный формирование устойчивого положительного мотива и направленности студентов на овладение СПК, мотивация достижения рез-та
Обучающе- формирующий формирование целостного представления об основах разработки, реализации и управления социальными проектами
Реализующе-созидательный демонстрация СПК в практической деятельности: индивидуальное проектирование, дублер модератора, ВКР с проектной частью и др.
Измерительный контрольно-измерительный анализ социально-проектных знаний; определение уровня практически значимых умений и навыков (экспертная оценка)
Рефлексивно-оценочный карта СПК, определение уровня владения СПК
Профессионально-прогностический ПС при выборе тактики профессионального поведения для достижения цели - реализации разработанного проекта: студенты определяют необходимые для них средства и приемы, способы поведения, фиксируют последовательность их осуществления, т.е. тренировка СПК на стадии процесса осуществления социально-проектной деятельности
Корректировочный анализ итоговой ситуации
Последовательность технологии педагогического сопровождения определяется совокупностью следующих процессов:
1) понимание (как способность субъектов педагогического сопровождения осмысливать принимаемые решения, постигать смысл позитивного взаимодействия, значение согласованности в совместной деятельности, сущность и содержание социально-проектной деятельности в профессии);
2) рефлексия (умственная активность при осмыслении своих действий и их оснований);
3) идентификация (отождествление себя с характерными видами профессиональной деятельности, в частности социально-проектной; как «стремление актуализировать в своей личности те качества», которыми должны обладать кадры социальной сферы);
4) взаимопонимание (тип отношений между партнерами педагогического сопровождения, «которым присуще адекватное отражение слов и действий друг друга, совпадение взглядов и суждений, согласие в поступках, а также взаимно терпимое поведение»).
Таким образом, подготовка будущих бакалавров социальной сферы к реализации профессиональных социально-проектных компетенций осуществляется посредством следования представленной совокупности операций, приемов и процедур.
Список использованной литературы:
1. Битянова, М.Р. Развитие проектного мышления / М.Р. Битянова // Школьный психолог.- 2002.-№ 30 // http: // www.1september.ru
2. Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров, А. Ю. Педагогический словарь. - URL: http://slovo.yaxy.ru (дата обращения: 15.04.2014).
3. Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. - М: Издательский центр «Академия», 2005. - 288 с.
4. Новиков, А.М. Методология образования. Издание второе / А.М. Новиков. - М.: Издательство «Эгвес», 2006. - 488 с.
5. Словарь иностранных слов Комлева Н.Г. // URL: http: www.inslov.ru/html-komlev (дата обращения: 10.11.2012).
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_
6. Стратегии инновационного развития России до 2020 г // URL: http://minsvyaz.ru
7. Ступницкая, М. Учимся работать над проектами // Школьный психолог, №23 (405), 2007-12-07 // URL: http://psy.1september.ru (дата обращения: 19.02.2014 г.).
8. Федосеева, Т.Е. Реализация проектного типа мышления как основной путь развития универсальных учебных действий // Т.Е. Федосеева // http:// molodogo 184. ucoz.net
9. Чечель, И.Д. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям. Методология учебного проекта / И.Д. Чечель. — М.: МИПКРО, 2001.
© Мартынова Е.В., 2016
УДК 37.025.7
И.В. Михайлова
К.п.н., доцент РГСУ, г. Москва, РФ
ШАХМАТЫ КАК ВИД СПОРТА Аннотация
В статье рассматриваются шахматы как вид спорта согласно общепринятой классификации видов спорта. Раскрывается обоснование и основные особенности шахмат как вида соревновательной деятельности.
Ключевые слова
Классификация видов спорта, соревновательная деятельность шахматистов.
Все виды спорта, получившие в настоящее время широкое распространение в мире, делятся по особенностям предмета состязаний и характеру двигательной активности на шесть групп: 1) Виды спорта, для которых характерна активная двигательная деятельность спортсменов с предельным проявлением физических и психических качеств; 2) Виды спорта, операционную основу которых составляют действия по управлению специальными техническими средствами передвижения; 3) Третья группа - виды спорта, двигательная активность в которых жестко лимитирована условиями поражения цели из специального оружия; 4) Четвертая группа - виды спорта, в которых сопоставляются результаты модельно-конструкторской деятельности спортсмена; 5) Пятая группа - абстрактно-игровые виды спорта, результат в которых определяется не двигательной активностью спортсмена, а абстрактно-логическим обыгрыванием соперника. К этой группе относятся и шахматы.
Шахматы, как вид спорта, это, в первую очередь, активная мыслительная деятельность, протекающая в условиях единоборства двух интеллектов. Двигательная деятельность не играет решающей роли в этом виде спорта. Эта особенность шахмат, несомненно, оказывает определенное влияние и на систему подготовки, в которой, в отличие от других видов спорта, центральное место занимает профессиональная шахматная подготовка, а физическая подготовка решает лишь задачи общего характера, например, на развитие общей выносливости [1, с. 10].
В исследованиях отмечаются следующие основные особенности шахмат как соревновательной деятельности:
1. Шахматная партия является абстрактным отображением борьбы вообще. Каждый ход - это удар или подготовка к нему, либо защита от наносимого или ожидаемого удара. Внутренний динамизм борьбы в шахматах определяется интеллектуальным соперничеством играющих, которое направлено на решение задач, возникающих в ходе игры [4, с. 132].
2. В большинстве позиций, возникающих в ходе партии, не представляется возможным как ввиду