Научная статья на тему 'Освоение школьниками нравственных ценностей: технологии сопровождения и поддержки'

Освоение школьниками нравственных ценностей: технологии сопровождения и поддержки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
Ключевые слова
НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / НРАВСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MORAL ACTIVITIES / MORAL VALUES / ОСВОЕНИЕ / DEVELOPMENT / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / DESIGN / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROJECT ACTIVITIES / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ / TECHNOLOGIES / MENTORSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стецевич Мария Юрьевна

Педагогические технологии, способствующие освоению младшими школьниками и подростками нравственных ценностей. Содержание технологий. Проектная деятельность педагога в системе повышения квалификации. Формирование социально активной личности. Педагогическое сопровождение. Педагогическая диагностика, проектирование и реализация маршрута сопровождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUPILS’ MORAL DEVELOPMENT: TECHNOLOGY MAINTENANCE AND SUPPORT

The article is about basics of pedagogical technologies that help pre-teens and teens develop moral values. This work describes the basics of stated technologies which include the following: teacher’s project activities during professional training focused on self-actualization, self-development and self-modification that ensure the quality of his/her own professional skills; management of moral development of different aged pupils in the context of the modernization of Russian Education System; pupils’ engagement in moral activities that develops socially important personal and moral qualities as well as socially active personality; mentorship which is regarded as a process of pupil-teacher interactions consisting of the following steps: pedagogical diagnostics, design and implementation of mentoring aimed at increasing level of pupils’ moral development.

Текст научной работы на тему «Освоение школьниками нравственных ценностей: технологии сопровождения и поддержки»

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

Acmeological technologies in education

УДК 37.013

ОСВОЕНИЕ ШКОЛЬНИКАМИ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ: ТЕХНОЛОГИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ

Педагогические технологии, способствующие освоению младшими школьниками и подростками нравственных ценностей. Содержание технологий. Проектная деятельность педагога в системе повышения квалификации. Формирование социально активной личности. Педагогическое сопровождение. Педагогическая диагностика, проектирование и реализация маршрута сопровождения.

Ключевые слова: нравственная деятельность, нравственные ценности, освоение, проектирование, проектная деятельность, педагогическое сопровождение, технология.

Анализ школьной практики свидетельствует, что для деятельности учителей характерны интеллектуализация учебного процесса, развитие качеств личности учащихся, ориентированных на будущий профессиональный успех. Сложившаяся система освоения нравственных ценностей школьниками различных возрастных групп показывает, что существует заметный разрыв в содержательном и процессуальном компонентах этого процесса, трудности в определении содержания, выбора методов, форм, технологий.

На протяжении долгого времени термин «технология» оставался за пределами понятийного аппарата педагогики и относился к технологическому языку. В педагогической литературе встречается много терминов, характеризующие те или иные педагогические технологии: обучения, воспитания, преподавания, проблемного обучения и т.д. В настоящее время понятие «педагогические технологии» рассматривают как последовательную систему действий педагога, связанную с решением педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса. Особенность педагогических технологий проявляется в их направленности на саморазвитие участников образовательного процесса (ученики, педагоги).

У понятия «педагогическая технология» много определений. Так, Н.Е. Щуркова полагает, что главное в педагогической технологии — общение с воспитанниками и организация деятельности [14].

В.И. Андреев считает, что «педагогические технологии — это система проектирования и практического применения адекватных данной технологии педагогических закономерностей, целей, принципов, содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания, гарантирующих достаточно высокий уровень их эффективности, в том числе при последующем воспроизведении и тиражировании» [1].

Наша задача — обосновать необходимость внедрения педагогических технологий, ориентированных на освоение школьниками нравственных ценностей.

Стецевич Мария Юрьевна, аспирант Российского университета дружбы народов (РУДН); ул. Миклухо-Маклая, д. 6, Москва, Россия, 117198; e-mail: [email protected]

АННОТАЦИЯ

Можно предположить, что педагогические технологии, ориентированные на освоение школьниками нравственных ценностей, будут эффективными при следующих условиях:

— если школьники включены в различные виды нравственной деятельности, соответствующие их возрастным особенностям и направленные на актуализацию ценностей;

— если деятельность педагога основывается на современных подходах к проблеме нравственных ценностей и их освоения личностью.

Задача данной статьи — раскрыть сущность педагогических технологий, реализуемых в процессе освоения школьниками нравственных ценностей.

Педагогические технологии предполагают различный набор приёмов педагогического воздействия. Анализ философской, психолого-педагогической литературы позволяет рассматривать включение школьников в нравственную деятельность как сторону общественной практики, как поступки, продиктованные нравственными мотивами (чувством долга, стремлением к добру, к осуществлению общественных и нравственных идеалов), которые могут быть подвергнуты нравственной оценке [7]; действия, которые целиком или преимущественно стимулируются нравственными мотивами: потребностью удовлетворить какое-либо нравственное чувство, целями нравственного воспитания или самовоспитания [3].

Структура нравственной деятельности, как отмечается в современной педагогической литературе, представляет собой сложный и обширный воспитательный потенциал учебно-воспитательного процесса, имеющий многообразные связи между компонентами нравственной деятельности и обусловливающий развитие нравственной деятельности во времени и пространстве.

В основе правильной организации деятельности учащихся лежат взаимоотношение школьников с учителями и одноклассниками, а также новый вид деятельности, такой как включение в классный коллектив, который оказывает влияние на становление личности школьника. Это помогает развивать навыки коллективизма, взаимопомощи, интерес к видам деятельности, желание проявить активность, то есть качества общественного поведения. Деятельность, способствующая эффективному воздействию на освоение школьниками нравственных ценностей, будет эффективной, если:

— имеет нравственную направленность и общественно-ценностный смысл;

— создана благоприятная (положительная) атмосфера для реализации её содержания и преодоления возможных трудностей при её осуществлении;

— происходит осознание и переживание важности деятельности для социума и личности;

— школьники испытывают удовлетворение от целесообразной организации и конкретных нравственно значимых результатов;

— происходит взаимодействие с общественно полезной деятельностью среды;

— эта деятельность подходит для всех возрастных категорий и требует от учащихся умственных, физических, морально-волевых усилий.

Цель включения школьников в нравственную деятельность состоит в том, чтобы, с одной стороны, сформировать социально значимые личностные и нравственные качества у детей, подростков и взрослых, учащихся и специалистов и социально активную личность, а с другой — предоставить ресурсы, возможности социума, обеспечивающие полноценную реализацию усвоенных норм и правил.

Анализ философской и педагогической литературы позволил выделить семь этапов включения школьников в нравственную деятельность:

— нравственное целеполагание;

— стимулирование и мотивация нравственной деятельности;

— приятие учащимися нравственной цели;

— подготовка этического содержания учебного материала и развивающихся взаимодействий и отношений учителя и учащихся;

— выбор нравственно оправданных средств для достижения нравственных целей;

— самоконтроль и самоанализ;

— самооценка деятельности и поведения, а также их результаты и последствия.

Исследователи предлагают рассматривать нравственную деятельность как относительно самостоятельный вид деятельности: известную самостоятельность имеет и нравственная деятельность в том случае, когда она специально направлена на формирование нравственных качеств поведения личности, то есть выступает как воспитательная деятельность. Другой формой относительно самостоятельного проявления нравственной деятельности служит межличностное общение, в котором реализуются отношения коллектива, дружбы, любви [4, 6, 13].

Общение и нравственная деятельность служат развитию личности, и осуществляется оно в совместной деятельности с людьми. Г.М. Андреева и Е.И. Рогов выделяют три компонента, которые взаимосвязаны между собой в общении: коммуникативный (передача или обмен информацией); перцептивный (познание друг друга и восприятие); взаимодействие (совместная деятельность). Эти компоненты общения представляют организацию совместной деятельности и взаимоотношений, включая в неё других людей [2, 10].

Суть общения в его содержании. Общение выполняет педагогическую функцию и способствует взаимосвязанному, познавательному, эмоционально-волевому формированию и развитию нравственно-психологической структуры личности. Оно основывается на взаимопонимании и взаимодействии и выступает как сторона совместной деятельности и как её произвольный феномен, поскольку гармоничное развитие личности невозможно без широкого круга общения.

Существует иное понимание сущности нравственной деятельности, её можно рассматривать как выбор поступка. Человек не может быть нравственной личностью, если не «творит» нравственные образцы и поступки. В нравственном поведении человека его отношение к окружающей среде проявляется определяющими воздействиями на него этой среды. Центральным звеном мотивации нравственного поведения можно считать духовно-нравственные смыслы и ценности. Мотивационная готовность к такому поведению выступает как способность к порождению личностного проявления совершенствования и роста человека в тех условиях, когда в среде открываются возможности, соответствующие его нравственному ресурсу, выступающему в качестве основы развития нравственного потенциала [12].

Для активизации освоения нравственных ценностей школьниками важно включать их в ситуации социально-нравственного характера типа:

— сопричастности (приобщение школьников к проблемам взрослых, пробуждение отношения личной заинтересованности, связанного с актуальными проблемами современности, решением социальных задач);

— сопереживания (умение понимать чувства других, их беды, радости);

— противодействия (проявление моральных качеств, умений, способности отстаивать нравственные позиции по широкому кругу нравственных проблем);

— преодоления (личностная позиция школьника заостряется на конкретном вопросе, который необходимо решить незамедлительно, при условии противопоставления своего мнения, убеждения тем препятствиям, которые возникают);

— напряжённости (чтобы выбрать особое состояние человека, ведущее к проявлению нравственного опыта) [8].

В.А. Блюмкин считает, что нравственная деятельность основана на добровольности поведения личности, на силе общественного мнения, которая придаёт коллективистический и гуманистический характер взаимоотношениям между людьми, между личностью и обществом. Следовательно, в нравственном поведении отношения выстраиваются таким образом, что окружающая среда воздействует на человека и он проявляет своё отношение к этой среде. Нравственная деятельность характеризуется активной целеполагающей деятельностью, сознательно направленной на утверждение добра в жизни нравственно оправданными средствами, в результате чего происходит целостное, гармоническое развитие личности.

Проектная деятельность педагога как технология заключается в том, чтобы сконструировать модель предстоящей деятельности, выбрать способы и средства, позволяющие в заданных условиях и в установленное время достичь цели; чтобы выделить конкретные этапы достижения цели, сформировать для каждого из них частные задачи, определить виды и формы оценки полученных результатов.

Л.В. Бех рассматривает проектную деятельность в процессе повышения квалификации как условие, обеспечивающие развитие проектных компетенций и профессионально значимых качеств личности слушателей, ориентированных на достижение качества образования [5]. Отмечая многоцелевой характер повышения квалификации педагогов, хочется обозначить, что его ведущая цель — удовлетворение высших потребностей личности в развитии, саморазвитии и самореализации [11].

Наиболее актуальные для педагогов направления и проблемы, которые можно разрешить на курсах повышения квалификации, следующие:

— профессиональное развитие педагогов в вопросах проектирования и моделирования образовательного взаимодействия;

— развитие диагностической и рефлексивно-аналитической культуры;

— нравственно-педагогическая и морально-педагогическая рефлексия. В основе проектной деятельности в работе с педагогами в системе повышения квалификации — создание такой образовательной ситуации, при которой слушатели овладевают не только информацией, но и деятельностным навыком, направленным на освоение нравственных ценностей.

Проектная деятельность состоит из технологии проектирования, логики и этапов. Деление на этапы в проектировании может быть разным, это зависит от того, что является объектом проектирования, а также от характера и уровня сложности.

Предварительный этап заключается в создании условий для успешного проектирования и его психолого-педагогического и методического, организационного, материально-технического обеспечения. Для этого необходимо провести диагностику, конкретизацию цели, концептуализацию.

Этап реализации проектной деятельности состоит из организации рабочего пространства, исследовательской, творческой, информационной деятельности; использования учебных материалов.

Заключительный этап (презентация и оценка результатов проектной деятельности) включает: подведение итогов в соответствии с принятыми нормами; доклад, презентацию о результатах своего исследования; оценку результатов проекта в целом.

Для разработки педагогического проекта необходимо осознать, как организовать процесс, определить логику действий, которую можно представить так: замысел ^ реализация ^ рефлексия. Проектная деятельность также включает цель, средства, принципы, результаты. Алгоритм по проектированию можно представить так:

— заинтересованность к теме проекта;

— понимание проблемы и её формулирование, раскрытие противоречий;

— формулирование цели, задач и способов её решения;

— выделение основных идей и построение целей;

— выбор критериев на первом этапе проектной деятельности.

Затем следует построение и поиск наиболее оптимальной модели; разработка проекта новой системы как комплекса идей и решений; предвидение ситуации, имеющей значение во внешней среде; анализ проблемы в системе и её составляющих; разработка проектных идей; создание единого проекта; подготовка презентации.

Успешность учителя в педагогическом сопровождении учащихся определяется поддержкой, помощью и направлена к тому, чтобы показать самостоятельность субъекта в принятии решений.

Предметом педагогического сопровождения является процесс индивидуализации, то есть усвоение личностью нравственных норм, ценностей, правил поведения, который строится на совместном определении интересов ребёнка, его возможностей и желаний.

Сущностная характеристика педагогического сопровождения — создание условий и оказание поддержки для перехода учащегося от позиции «я не могу» к самостоятельному решению проблем и трудностей.

Педагогическое сопровождение мы определяем, как целостный процесс субъект-субъектных отношений, как партнёрское взаимодействие и помощь в становлении и развитии личности учащегося.

Что касается процесса освоения школьниками нравственных ценностей, то он рассматривается как взаимодействие педагога и ученика по оказанию помощи и поддержки в разрешении духовно-нравственных и личностных проблем, а также как педагогическое обеспечение преемственности нравственного развития учащегося.

В процессе сопровождения освоения учениками нравственных ценностей учитель создаёт условия для творческого, самостоятельного познания мира учеником, его отношений с окружением, а также для совершенствования у школьников личностно значимых качеств.

Применительно к процессу освоения школьниками нравственных ценностей можно выделить два этапа.

— педагогическая диагностика;

— проектирование и реализация маршрута сопровождения учеников с ориентацией на уровень освоения нравственных ценностей.

Содержание первого этапа заключается в том, чтобы собрать информацию для процесса сопровождения, который состоит из следующих компонентов:

— знание проблем нравственного развития школьников и личностных особенностей школьников;

— знание критериев, уровней и показателей освоения нравственных ценностей;

— владение диагностическими методами, которые позволяют определить уровень освоения нравственных ценностей.

Таким образом, можно выделить компоненты, которые будут служить основой при проектировании и построении индивидуального маршрута для данного процесса:

— целевой, заключающийся в том, чтобы соединить в единое целое то, что было достигнуто, и то, что планировалось;

— договорной, состоящий из: проектирования действий педагога и ученика; определения системы нравственных ценностей, которые должен освоить школьник; деятельности педагога по проектированию личности учащегося; действий школьника, направленных на освоение нравственных ценностей;

— деятельностный компонент, то есть действия ученика и педагога. Важным аспектом здесь выступает активная направленность гуманистических качеств учащихся, включающих в себя: честность, справедливость, доброжелательность, доверие к другим людям, общительность, терпимость, чуткость и внимательность [9];

— рефлексивный компонент как анализ полученных результатов, внесение коррективов во взаимодействие и планирование дальнейшей работы по проблеме.

Следует отметить, что изменение сознания педагогов на основе овладения ими технологией сопровождения и поддержки, включения в нравственную деятельность — это возможность увидеть каждого ученика и изучить его, а также создать индивидуальный маршрут в саморазвитии, самооценке. Реализация маршрутов сопровождения предполагает решение конкретных задач в формировании нравственных чувств, развитии эмпа-тии, организации многосторонней эмоционально насыщенной коллективной деятельности. Проектная деятельность в работе педагога — основа для создания воспитательной системы класса, формирования нравственной культуры и активности каждого участника учебного процесса.

Технология процесса освоения школьниками нравственных ценностей представляет собой совокупность действий, всех участников образовательного и воспитательного процесса, процедур, обеспечивающих его диагностичность и результативность.

ЛИТЕРАТУРА

[1]. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс. Кн. 2. — Казань, 1998.

[2]. АндрееваГ.М. Социальная психология. — М., Аспект Пресс, 1996.

[3]. Анисимов С.Ф. Ценности реальные и мнимые. — М.: Политиздат, 1970.

[4]. АрхангельскийЛ.М. Социально-этические проблемы теории личности. — Москва: Мысль, 1974.

[5]. Бех Л.В. Проектная деятельность дошкольных работников в процессе повышения квалификации как условие обеспечения качества образования: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. — Ростов-на-Дону, 2007.

[6]. Блюмкин В.А. Моральные качества личности. — Воронеж, 1984.

[7]. Дробницкий О.Г. Моральная философия. Избр. тр. — М: Гардарики, 2002.

[8]. Иванова Г.П. Основные направления реализации возрастного подхода в освоении подростками нравственных ценностей // Акмеология. 2006. № 3.

[9]. Иванова Г.П., Шакировой Э.Ф. Диагностика уровней сформированности социальной активности учащихся // Акмеология. 2013. № 3.

[10]. Рогов Е.И. Общая психология. Курс лекций. — М.: Владос, 2002.

[11]. Слободянюк Н.Г. Пути совершенствования профессионализма педагога // Акмеология. 2013. № 4.

[12]. Трофимова Н.Б. Развитие духовного потенциала старшеклассников // Акмеология. М., 2013. № 3.

[13]. Шиманский Д.С. Моральное сознание. — М., 1989.

[14]. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. — М.: Педагогическое общество России, 2002.

PUPILS' MORAL DEVELOPMENT: TECHNOLOGY MAINTENANCE

AND SUPPORT

Maria Yu. Stetsevich, Postgraduate Peoples' Friendship University of Russia (PFUR); Miklukho-Maklaya str. 6, Moscow, Russia 117198; e-mail [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ABSTRACT

The article is about basics of pedagogical technologies that help pre-teens and teens develop moral values. This work describes the basics of stated technologies which include the following: teacher's project activities during professional training focused on self-actualization, self-development and self-modification that ensure the quality of his/her own professional skills; management of moral development of different aged pupils in the context of the modernization of Russian Education System; pupils' engagement in moral activities that develops socially important personal and moral qualities as well as socially active personality; mentorship which is regarded as a process of pupil-teacher interactions consisting of the following steps: pedagogical diagnostics, design and implementation of mentoring aimed at increasing level of pupils' moral development.

Keywords: moral activities, moral values, development, design, project activities, mentorship, technologies.

REFERENCES

[1]. Andreev V.I. Pedagogika tvorcheskogo samorazvitija: Innovacionnyj kurs. Kn.2. Kazan', 1998.

[2]. Andreeva G. M. Social'naja psihologija. — M., Aspekt Press, 1996.

[3]. Anisimov S. F. Cennosti real'nye i mnimye. — M.: Politizdat, 1970.

[4]. Arhangelskij L.M. Social'no-jeticheskie problemy teorii lichnosti. — Moskva: Mysl', 1974.

[5]. Beh L.V. Proektnaja dejatel'nost' doshkol'nyh rabotnikov v processe povyshenija kvalifikacii kak uslovie obespechenija kachestva obrazovanija: dis. kand. ped. nauk: 13.00.08. — Rostov-na-Donu, 2007.

[6]. Bljumkin V.A. Moral'nye kachestva lichnosti. — Voronezh, 1984.

[7]. Drobnickij O.G. Moral'naja filosofija. Izbr.tr. — M: Gardariki, 2002.

[8]. Ivanova G.P. Osnovnye napravlenija realizacii vozrastnogo podhoda v osvoenii podrostkami nravstvennyh cennostej // Akmeologija. 2006. № 3.

[9]. Ivanova G.P., Shakirovoj Je.F. Diagnostika urovnej sformirovannosti social'noj aktivnosti uchashhihsja // Akmeologija. 2013. № 3.

[10]. RogovE.I. Obshhaja psihologija. Kurs lekcij. — M.: Vlados, 2002.

[11]. SlobodjanjukN.G. Puti sovershenstvovanija professionalizma pedagoga // Akmeologija. 2013. № 4.

[12]. Trofimova N.. Razvitie duhovnogo potenciala starsheklassnikov // Akmeologija. M., 2013. № 3.

[13]. Shimanskij D.S. Moral'noe soznanie. — M., 1989.

[14]. Shhurkova N.E. Pedagogicheskaja tehnologija. — M.: Pedagogicheskoe obshhestvo Rossii, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.