Научная статья на тему 'Нравственные ценности и их освоение учащейся молодежью как педагогическая проблема'

Нравственные ценности и их освоение учащейся молодежью как педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
296
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
Ключевые слова
НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / MORAL VALUES / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКМЕОЛОГИЯ / PEDAGOGICAL ENSURING DEVELOPMENT WITH PUPILS OF MORAL VALUES / ОСВОЕНИЕ / ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT / СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ / SIGNS OF MORAL VALUES / ASSIMILATION / ASSIGNMENT / FAMILIARIZING / ORIENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Галина Павловна, Карпушина Ирина Павловна

Рассматривается сущностная характеристика нравственных ценностей, а также особенности их развития и освоения учащейся молодежью в контексте педагогической акмеологии. Обращается внимание также на аксиологический, духовный, результативный, процессуальный, ориентационный аспекты, на особенности сопровождения педагогом развития нравственных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORAL VALUES AND THEIR DEVELOPMENT OF STUDENTS AS THE PROBLEM OF PEDAGOGIC

In article are considered the intrinsic characteristic of moral values in modern conditions, various terminology of concepts in relation to them. Features of process of their development by studying youth, the main directions of its pedagogical providing in the conditions of educational institution reveal.

Текст научной работы на тему «Нравственные ценности и их освоение учащейся молодежью как педагогическая проблема»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКМЕОЛОГИЯ

Pedagogical acmeology

УДК 37.03

НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ И ИХ ОСВОЕНИЕ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖЬЮ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Иванова Галина Павловна - доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ); e-mail: Galina-2003@ya.ru Карпушина Ирина Павловна - учитель высшей категории школы № 17 г. Рузаевки Республики Мордовия; e-mail: Galina-2003@ya.ru

АННОТАЦИЯ

Рассматривается сущностная характеристика нравственных ценностей, а также особенности их развития и освоения учащейся молодежью в контексте педагогической акмео-логии. Обращается внимание также на аксиологический, духовный, результативный, процессуальный, ориентационный аспекты, на особенности сопровождения педагогом развития нравственных ценностей.

Ключевые слова: нравственные ценности, педагогическая акмеология, особенности развития, освоение, сопровождение развития.

В связи с изменением идеологических постулатов формирование новой системы ценностей идет по трем направлениям: на основе согласования с запросами изменяющейся действительности; на базе толерантности по отношению к ранее существующим ценностям; в результате приспособления ранее существующих ценностей к новым условиям жизни общества. Наблюдается тенденция изучения нравственных ценностей, связанных с переосмыслением мировоззренческих основ общества, с поиском новых этических концепций, способных удовлетворить назревшую потребность в новом мироощущении.

На основе контент-анализа подходов отечественных и зарубежных ученых к характеристике признаков нравственных ценностей, а также с учетом эмпирических данных, можно выделить шесть групп ценностей: первая группа - нравственные ценности, отражающие общечеловеческие ценности (сохранение мира на Земле, дружба народов, свобода, равенство, независимость, сохранение природной среды обитания); вторая - нравственные ценности, ориентированные на человеческие отношения (порядочность, честность, доброта, сострадание, милосердие, взаимная поддержка); третья - нравственные ценности, отражающие стратегию жизненного выбора ( активная жизнедеятельность, материальная обеспеченность, благополучие); четвертая - нравственные ценности, ориентированные на брак и семью(счастливая семейная жизнь, любовь, возможность иметь детей); пятая - нравственные ценности, связанные с физическим и духовным состоянием личности ( хорошее здоровье, внешняя красота и привлекательность). К шестой группе относятся нравственные ценности, направленные на самореализацию личности (интеллектуальное развитие, расширение кругозора, уверенность в себе, уважение окружающих).

Анализ философско-этической и психолого-педагогической литературы показывает, что приобретение вступающим в жизнь человеком нравственных качеств осуществляется, в том числе, как индивидуальное восприятие уже созданных людьми нравственных

ценностей. Для характеристики данного процесса используется различная терминология: освоение, усвоение, присвоение, приобщение, ориентация.

Понятие «усвоение» каждая наука рассматривает с точки зрения своего предмета. Так, в философско-этическом аспекте — это процесс превращения исторически выработанных, общепринятых форм поведения в элементы психической структуры индивида, осуществляющейся посредством включения индивида в жизнедеятельность социальной системы ( С.Ф. Анисимов, А.И. Титаренко, Г.И. Курган и др.). В педагогическом - процесс превращения опыта человечества в личное достояние людей, в оружие их мышления и практической деятельности ( М.А. Данилов, Б.П. Есипов и др.). В психологии существует несколько точек зрения по вопросу о сущности усвоения. Одни ученые (В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Б.Ф. Ломов) определяют усвоение как процесс воспроизводства индивидом исторически-сформированных, общественно-выработанных способностей, способов поведения, знаний, умений и навыков, процесс превращения их в формы индивидуальной субъективной деятельности. Другие (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский) считают, что это основной путь приобретения индивидом общественно-исторического опыта, в процессе которого человек овладевает социальными значениями предметов и способами действия с ними, нравственными основаниями поведения и формами общения с другими людьми.

Л.И. Рувинский рассматривает усвоение как процесс овладения моральными ценностями, представляющими собой объективные общественные ценности, воплощенные в моральных отношениях, нормах и принципах, и фиксированные речью. В своей концепции ценностного осознанно-эмоционального усвоения нравственности ученый отмечает, что оно происходит в процессе деятельности человека и проецирования объективных условий на личностный смысл деятельности.

В.П. Бездухов, А.В. Воронцов акцентируют внимание на понятии «приобщение» (при-общение) учащихся к нравственным ценностям в организуемом педагогом общении, в котором имеют место субъектно-субъектные отношения. Приобщение учащихся к ценностям в процессе общения, с точки зрения ученых, связано, во-первых с предъявлением учителем учащимся ценностей. Во-вторых, с обменом ценностями, который происходит в межиндивидуальном взаимодействии. Результатом обмена ценностей может быть выбор таких ценностей, которые имеют значение для ученика. Присвоение - это внутренне детерминированный процесс освоения мировоззренческих ориентиров, духовных идей, установок и отношений, выражающихся в потребности и способностях человека воспринимать и транслировать усвоенные общечеловеческие нормы жизнедеятельности и социального поведения, направленные на действия во благо других и самосоверщенствование. Раскрывая сущностную характеристику процесса ориентации на нравственные ценности, Т.Ю. Артюгина подчеркивает, что здесь следует сосредоточить внимание на личностных показателях нравственного выбора: интересах и потребностях в нравственных ценностях, их актуализации, нравственных мотивах и целях, на умениях решать нравственные ситуации и совершать нравственные деяния (поступки), на понимании нравственных критериев и оценке поступка согласно им.

Анализ различных точек зрения ученых позволяет раскрыть сущность понятия «освоение». Б.П. Битинас, В.В. Давыдов, О.А.Зорова, А.В. Петровский определяют освоение как процесс воспроизведения индивидом исторически-сформированных, общественно-выработанных способностей, способов поведения, знаний, умений, навыков, процесс превращения их в формы субъективной деятельности. Т.С. Караченцева, Ю.В. Ларин рассматривают освоение как процесс переработки, превращения «внешнего мира», чувственной природы в человеческий мир, мир культуры, который осуществляется самим человеком на основе его собственной деятельности. А.И. Титаренко считает, что понятие «освоение» предельно широкое, позволяющее различать особые способы освоения - науку, нравственность, искусство и т.д. Оно ориентирует исследователя на изучение особого способа и особого характера освоения человеком действительности, которые и определяют своеобразие нравственности. В.А. Титов подчеркивает, что понятие «освоение» употребляется как родовое по отношению к морали. В нем соединены две существенные характеристики

нравственности: свойство отражать действительность и свойство практически преображать ее. По его мнению, это понятие фиксирует многоступенчатость процесса отражения действительности в морали, освоение происходит на трех уровнях: логико-рефлексивном, эмоциональном и подсознательном.

Таким образом, философы рассматривают освоение как особый способ и особый характер, которые определяют своеобразие нравственности; результат многовариантного соприкосновения личности с миром нравственных ценностей; путь нравственного воспитания личности.

В педагогической литературе сущность понятия «освоение» рассматривается как процесс овладения моральными ценностями, имеющий свои структурные компоненты. Важно отметить, что молодой человек проходит ступени приобщения к миру нравственных ценностей поэтапно. Он осваивает их, познавая существующие в обществе нравственные нормы посредством восприятия, осмысления, эмоционального переживания и осознания необходимости следования им, и воплощает их в нравственном поведении. Освоение личностью нравственных ценностей - это двусторонний процесс, в котором активно взаимодействуют внешние социальные факторы и собственная мыслительная, эмоциональная и волевая активность личности. Он включает ряд этапов: познание сущности нравственных ценностей и их осмысление; эмоциональное переживание человеком значимости в жизнедеятельности; реализация освоенных ценностей в поступках и действиях. Рассмотрим сущность каждого из них. Познание смыслового содержания нравственных ценностей заключается в овладении нравственными знаниями, которые раскрываются в моральных требованиях, оценках, идеалах, представлениях о последствиях нарушения норм поведения. Освоение нравственных знаний происходит на различных уровнях: 1) восприятие и осмысление определенной информации; 2) активная мыслительная деятельность, связанная с решением практических задач; 3) теоретическая деятельность по освоению данной области научного познания. Этот этап связан с нравственными представлениями и нравственными понятиями, которые являются элементами человеческого мышления и закрепляются в процессе логического суждения. Осмысление личностью нравственных ценностей связано с системой индивидуальных значений и нравственными убеждениями. Единство когнитивного и эмоционального обуславливает возникновение внутренней готовности у молодых людей руководствоваться данными нормами в поведении. Эмоциональное переживание социальной значимости нравственных ценностей дает возможность переживать реализацию нравственной ценности, которая становится субъективно значимой. Реализация в поведении нравственной ценности возникает на основании нравственного чувства и потребности в совершении морального действия. Особенностью нравственного поведения является осознанный, свободный характер, так как принятие решения действовать и выбор средств для его осуществления производится как акт свободной воли. По своей структуре нравственное поведение - это сложное образование, составными элементами которого являются поступки, объединяющие целую серию внутренне взаимосвязанных действий. Вместе с тем необходимо отметить, что определенная последовательность поступка, логика его развития составляют устойчивую линию поведения.

Процесс освоения учащейся молодежью нравственных ценностей не может осуществляться без педагогического обеспечения. Оно представляет собой комплекс условий, который отражает включенность их в деятельность, имеющую нравственную направленность; представленность педагога и молодежного коллектива как носителей нравственных ценностей, использование специфических форм и методов влияния педагогов на учащуюся молодежь на разных возрастных ступенях; осуществление межвозрастной преемственности; стимулирование самовоспитания.

Эффективно воздействуют на освоение учащейся молодежью нравственных ценностей различные виды деятельности, если они имеют общественно-ценностный смысл, нравственную направленность и принимаются внутренне каждым; создают эмоционально-положительный настрой в реализации ее содержания и преодоления возможных трудностей в ее осуществлении; каждым учащимся переживается ее важность для общества и

личности; молодые люди на возрастных этапах испытывают удовлетворение от ее целесообразной организации и значимости, конкретных нравственно-значимых результатов; в процессе деятельности создаются условия для применения полученных знаний по проблемам морали, нравственности и проявления творческого поиска, умело используются средства стимулирования деятельности; выходят за рамки школы и сливаются с общественно-полезной деятельностью среды; соответствуют возрасту и требуют от них напряжения сил, умственных, физических затрат, морально-волевых усилий.

В процессе освоения педагог выступает как субъект нравственной культуры, основными компонентами которой являются: система общечеловеческих добродетелей, система норм нравственности, опосредующая принимаемые решения, совершаемые поступки, определяющие его нравственную зрелость и мудрость, совокупность нравственных ценностей. Для педагога характерны различные уровни нравственной культуры. В процессе освоения учащейся молодежью нравственных ценностей педагог выполняет следующие функции: прогнозирующую, проектирующую, образовательную, воспитательную, мобилизующую, внушающую, регулятивную.

Роль детского коллектива как носителя нравственных ценностей обусловлена, прежде всего, его сформированностью, характером влияния, уровнем развития в нем отношений, степенью включенности каждого его члена в совокупность коллективных отношений. Основными функциями детского коллектива в современных условиях в процессе освоения нравственных ценностей являются ориентирующая и регулятивная, основывающиеся на таком механизме влияния на личность, как общественное мнение.

Особую роль в структуре деятельности педагога отводится осуществлению возрастного подхода, который рассматривается как система педагогических влияний, направленных на растущую личность, соответствующих ее возрастным особенностям, возрастным возможностям и способствующих активизации процесса ее нравственного развития. Для учащейся молодежи это, прежде всего, отстаивание моральных принципов, способность увидеть проявление наиболее важных нравственных принципов в практике реальных отношений.

Основываясь на структуре деятельности учителя, разработанной Н.В. Кузьминой, реализация возрастного подхода в этом процессе осуществляется через содержание ее компонентов:

- гностического (знание возрастных закономерностей развития нравственной сферы личности; сущности критериев, показателей и уровней освоения личностью нравственных ценностей; способов, методов и приемов педагогического влияния);

- проектировочного (формирование стратегических целей и задач нравственного развития личности; планирование собственной деятельности учителя по этому направлению; планирование деятельности учащихся по нравственному самосовершенствованию своей личности);

- конструктивного (определение учителем системы нравственных ценностей, которая должна быть освоена молодым человеком;

- деятельность педагога по проектированию личности; совместная деятельность педагога и обучающегося по составлению и осуществлению проекта нравственного развития личности;

- организаторского (определение примерных видов деятельности, исходя из возрастных изменений нравственного развития молодежи, и включение в них; осуществление педагогического руководства освоением школьниками нравственных ценностей, имеющих различный уровень; педагогическое руководство нравственным самовоспитанием);

- коммуникативного (установление целесообразных взаимоотношений с обучающимися и преподавателями).

Эффективность освоения учащейся молодежи нравственных ценностей предполагает осуществление межвозрастной преемственности, которая основывается на ее характерных признаках: генетической связи (опора на положительный, достигнутый уровень освоения на предыдущем возрастном этапе; перспективность, нацеленность на будущее в развитии личности; связь между этапами развития личности, компонентами процесса

освоения личностью нравственных ценностей целями, содержанием, формами, методами); целенаправленности - процесс преемственности управляется деятельностью педагога; интерактивной связи (воздействие школьников друг на друга в процессе преемственности); избирательности (удержание и развитие лучшего в освоении личностью нравственных ценностей); типах преемственности (по вертикали - основывается на реальном уровне нравственного развития личности, но ориентируется на доступный уровень такого развития; горизонтали - опирается на сформированные показатели компонентов освоения нравственных ценностей в процессе их совершенствования).

Анализ философско-этической, психолого-педагогической литературы по проблеме освоения учащейся молодежи нравственных ценностей позволил выделить особенности преемственности в этом процессе, которые обусловлены единством общего и специфического. К общему можно отнести то, что этот процесс организуется исходя из целей и задач нравственного воспитания. К специфическому - молодежь принадлежит к разным возрастным группам; по мере становления (личностного и профессионального) содержание, формы и методы обновляются, усложняются, появляются новые средства воспитательной деятельности, присущие новому этапу; различны перспективы нравственного развития личности; по мере освоения нравственных ценностей меняются педагогические пути руководства этим процессом.

Рассмотрев сущностную характеристику данного процесса, его особенности, можно выделить следующие компоненты преемственности: целевой, личностный, содержательный, результативно-оценочный.

Целевой компонент - детерминирован целью нравственного воспитания и имеет сквозное значение для других компонентов.

Личностный - это субъектно-объектная позиция личности.

Содержательный - определяется содержанием нравственных ценностей и конкретизируется педагогом с учетом возрастного этапа и уровнем освоения нравственных ценностей.

Результативно-оценочный - предполагает одновременно контроль за ходом реализации процесса освоения нравственных ценностей со стороны педагога и самоконтроль обучающегося, оценку педагога и самими обучающимися достигнутых результатов. Все компоненты взаимодействуют между собой и взаимообуславливают друг друга.

К основным путям осуществления преемственности в освоении учащейся молодежью нравственных ценностей относятся: учет возрастных особенностей, преемственность в условиях коллектива, индивидуальный подход к обучающимся в освоении нравственных ценностей.

Педагогическое обеспечение рассматриваемого процесса предусматривает систему руководства нравственным самовоспитанием, охватывающим теоретическую и практическую работу над собой. Руководство теоретической подготовкой включает в себя раскрытие понятия «нравственное самовоспитания», значимость тех моральных качеств, которые педагог хочет сформировать у учащихся, и тех, которые им необходимо выработать у себя, описание структуры процесса нравственного самовоспитания, характеристику его отдельных звеньев, ознакомление с образцами нравственного самовоспитания.

Руководство практической подготовкой включает организацию практической деятельности, в которой познаются моральные качества личности, приучение к постоянным упражнениям, способам совершенствования качеств личности, обучение приемам и методам работы над собой.

ЛИТЕРАТУРА

[1]. Иванова Г.П. Освоение нравственных ценностей учащимися образовательных школ. М.: Социум, 2001.

[2]. Иванова Г.П. Особенности освоения школьниками нравственных ценностей в современном обществе // Вестник РУДН. 2003. № 1.

[3]. Иванова Г.П. Нравственные ценности в структуре социального капитала // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. 2012. № 3.

MORAL VALUES AND THEIR DEVELOPMENT OF STUDENTS AS THE PROBLEM OF PEDAGOGIC

Galina P. Ivanova - the doctor of pedagogical sciences, the professor of faculty Social pedagogics of Moscow City University of Psychology and Pedagogics (MGPPU); e-mail: Galina-2003@ya.ru Irina P. Karpushyna - teacher of the highest category of school № 17, Town Ruzaevka, Republic of Mordovia; e-mail: Galina-2003@ya.ru

ABSTRACT

In article are considered the intrinsic characteristic of moral values in modern conditions, various terminology of concepts in relation to them. Features of process of their development by studying youth, the main directions of its pedagogical providing in the conditions of educational institution reveal.

Key words: moral values, signs of moral values, development, assimilation, assignment, familiarizing, orientation, pedagogical ensuring development with pupils of moral values.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.