УДК 37.013.
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП
Иванова Галина Павловна, доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии и педагогики Российского университета дружбы народов; ул. Миклухо-Маклая, д. 6, г. Москва, Россия, 117198; e-mail: [email protected]
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена рассмотрению сущностно-содержательной характеристики нравственной культуры современной личности, проблеме формирования нравственной культуры у современных обучающихся различных возрастных групп и статусов. На основе анализа научной литературы в данной работе делается вывод о неоднозначности научных подходов как к самому понятию «нравственная культура», так и её структурных компонентов, рассматриваются общие положения, объединяющие эти подходы, связанные с системой нравственных ценностей. Выделены уровни функционирования нравственной культуры, обусловленные особенностями субъектов нравственной культуры. Раскрывается взаимосвязь нравственной культуры общества и нравственной культуры личности, выделены макро- и микроуровень её детерминации. Показана специфика нравственной культуры общества и нравственной культуры личности, которая имеет свои особенности рассмотрения в педагогической литературе, связанные с особенностями освоения нравственных норм, иными проявлениями нравственного сознания и поведения личности. Теоретический анализ позволил выявить особенности формирования нравственной культуры обучающихся, связанные с критериями её сформированности, системой детерминант, подходами, влияющими и реализуемыми в рассматриваемом процессе, обусловленные их возрастными особенностями и статусами. Ключевые слова: нравственная культура, нравственная культура личности, нравственная культура общества, функции нравственной культуры личности, уровни нравственной культуры, нравственные ценности, нравственная культура обучающихся различных возрастных групп.
Понятие «нравственная культура» в отечественной науке употребляется более полувека. Потребность в её изучении связана с более глубокими представлениями о её сущности, специфике и содержании.
Анализ научной литературы позволил выделить три направления в изучении нравственной культуры:
Первое направление связано с общетеоретическими проблемами культуры (А.А. Арнольдов, Э.А. Баллер, М.Т. Иовчук, М.С. Каган, Л.С. Каган, Э.С. Маркарян, В.М. Межуев и др.).
Второе — касается структуры нравственного сознания, поведения, проблем морального выбора (Л.М. Архангельский, А.А. Гусейнов, Н.В. Рыбакова, А.И. Титаренко и др.).
Третье направление ориентируется на рассмотрение собственно нравственной культуры (Л.М. Архангельский, В.А. Бачинин, С.М. Иконникова, Н.В. Рыбакова и др.).
Трудность определения понятия «нравственная культура» содержится в неоднозначности определений культуры и морали. Феномен нравственной культуры необходимо изучать без отождествления его с культурой или нравственностью, но учитывая присут-
ствие в нём и того и другого явления и акцентируя внимание на сущности, содержании и особенностях её воздействия на социальные группы и человека.
Анализ нравственной культуры невозможен без вычленения различных срезов культуры:
— интериорного, непосредственно выражающего мир психических процессов человеческих индивидов;
— поведенческого, когда культура объективируется в соответствующих действиях;
— состояний — когда явления культуры получают независимую от человека объективизацию.
Отмеченные срезы, охватывая всевозможные проявления культуры в реальных процессах функционирования и развития, характеризуются органической взаимосвязанностью и переходами.
Нравственная культура выступает своеобразной «сквозной» системой культуры, которая «пронизывает» все без исключения виды культуры, раскрывая нравственную ценность любой человеческой деятельности. Вот почему нравственную культуру было бы неверно рассматривать как рядоположенную другим видам культуры; она скорее представляет собой своеобразный «срез» всей культурной деятельности людей.
В науке сложились три подхода к рассмотрению сущности понятия нравственной культуры:
Аксиологический. Его сторонники видят в нравственной культуре в первую очередь мир ценностей и идеалов как совокупность результатов человеческой деятельности.
Деятельностный. Специфика нравственной культуры усматривается в средствах и способах деятельности.
Личностный. Этот подход связан с характеристиками саморазвития субъекта.
В обыденном, бытовом словоупотреблении под нравственной культурой чаще всего подразумевается нравственная воспитанность личности, то есть степень и характер усвоения человеком норм, правил, предписаний, регулирующих межличностные отношения, и их практическое осуществление в условиях человеческого общежития.
Так, С.Ф. Анисимов отмечает, что в самом общем определении под нравственной культурой понимают все нравственно положительное (ценное) в жизнедеятельности индивида или социальной общности. В таком понимании нравственная культура выступает синонимом нравственной ценности вообще, точнее — синонимом нравственной ценности этой жизнедеятельности, то есть меры её соответствия общепризнанному нравственному идеалу или, по меньшей мере, норме.
По мнению О С. Газмана, понятие нравственной культуры следует рассматривать в широком плане как накопление человечеством материализованных образцов духовного творчества; в узком значении — это совокупность ценностей, принципов деятельности и поведения, которое самостоятельно вырабатываются человеком и усваиваются им в целях прогресса человеческой личности, общества, цивилизации в целом.
Основной компонент нравственной культуры — поведение людей в их взаимоотношениях. Е.М. Бабосов представляет нравственную культуру в виде сложной и динамичной системы. В ней взаимодействуют три основных фактора:
— специфический вид общественной деятельности;
— возникающая и обогащающая в процессе этой деятельности совокупность нравственных идеалов, принципов, норм, эталонов поведения, реализуемых в конкретном обществе;
— процесс духовно-нравственного развития общества и человека на основе активного применения оценочно-императивного способа регулирования поступков.
Большинство учёных (Е.М. Бабосов, В.А. Бачинин, Л.Б. Волченко, А.К. Звейникс, С.Н. Иконникова, А.С. Лаптенок) рассматривают нравственную культуру как качественную характеристику нравственного развития субъекта.
Нет единой точки зрения и на структуру нравственной культуры. В ней выделяют:
— моральное сознание, нравственную деятельность, нравственные отношения (Л.М. Архангельский и др.);
— нравственное сознание и поведение (В.А. Блюмкин и др.);
— этическое мышление, нравственные чувства, нравственное поведение (В.И. Бак-штановский, А.С. Лаптенок и др.).
В педагогической литературе точка зрения о структуре нравственной культуры основывается на сложившихся позициях в этике. Общее, что объединяет имеющиеся подходы, — это система нравственных ценностей.
Cубъектами нравственной культуры являются общество, личность, и целесообразно выделить макро- и микроуровень её детерминации. На макроуровне устанавливается обусловленность нравственной культуры исторически конкретной системой общественных отношений, государственно-политическим строем, достигнутым уровнем общей культуры. На микроуровне — ближайшей социальной средой, в которой живёт личность. Макро- и микроуровни — не замкнутые системы, а взаимно проникающие друг в друга.
По мнению Е. Фрадлиной, нравственная культура общества есть исторически конкретная и социально обусловленная активная творческая деятельность общества, его социальных групп и индивидов, направленная на совершенствование общественной морали и включающая в себя производство, усвоение и практическое, реальное воплощение духовных ценностей морального сознания в различных сферах поведения и деятельности людей в обществе. Нравственная культура есть одно из подразделений духовной культуры общества, выполняющее нормативно-регулятивные функции по отношению ко всем сферам общественной жизни и играющее огромную роль в обеспечении внутреннего единства, целостности и равновесия общества как специальной системы [5, с. 114].
Е.М. Бабосов отмечает, что нравственная культура общества своими идеалами, ценностями, нормами, предписаниями определяет содержание и направленность нравственной культуры личности. Она богаче по широте и многообразию духовно-практического освоения мира, охвату самых разнообразных явлений жизни, насыщенности нравственного опыта, спектру моральных нормативов, чем нравственная культура личности [1, с. 26]. Последняя высвечивает и преломляет в нравственные убеждения, ориентации и поступки только те моральные ценности, нормы, предписания, которые в наибольшей мере соответствуют мировоззрению, идейным установкам, общей направленности духовного мира личности, её жизненной, гражданской позиции. По мнению учёного, её отличительными признаками являются сознательное восприятие и практическое освоение действующих в обществе нравственных ценностей и норм как собственных требований, превращение их во внутренние побудительные мотивы повседневной деятельности.
А.И. Шемшурина рассматривает нравственную культуру как составную часть этической культуры личности, поскольку она лежит в основе образа жизни человека, охватывая широкий круг его ценностных ориентаций и духовных потребностей, преобразующих саму личность и определяющих нравственные параметры ее самосовершенствования.
По мнению Л. Гринберг, культура личности представляет собой показатель освоения ею материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством, а также способов и форм их производства.
В содержание нравственной культуры личности принято включать не только непосредственное освоение норм, но и иные проявления нравственного сознания и поведения личности: нравственные размышления, сопереживание и сочувствие, моральную рефлексию и т.д.
Нравственная культура личности — это интегральное личностное образование, включающее в себя:
— знание моральных принципов, норм и правил, выработанных в обществе;
— совокупность нравственно-волевых качеств и ценностей, способствующих принятию правильного решения в ситуации нравственного выбора и готовность их выполнять;
— ценностную основу личности, направляющую на осознание её самоценности и ценности окружающих людей.
Она предполагает осознание необходимости выполнения известных обязательств по отношению к другим людям, не только подчинение собственным устремлениям, но и согласование поведения с интересами других людей. Она включает готовность личности на основе моральных принципов, правил и норм, выработанных в обществе, регулировать своё поведение и действия в разных сферах жизни: в труде, быту, в личных, внутригруп-повых отношениях.
Нравственная культура личности определяет критерии оценки личностных целей и средств их достижения, мотивы и намерения личности и предполагает способность определять свою линию поведения без внешнего контроля, опираясь на основые этические категории. Важнейшие сущностные признаки нравственной культуры личности в современных условиях отражают когнитивный, нравственно-волевой, ценностно-дея-тельностный, мотивационно-поведенческий аспекты.
К её основным функциям относятся:
— познавательная, позволяющая личности познать моральные принципы, нормы, правила, выработанные в обществе;
— ценностно-ориентационная, способствующая нравственной саморегуляции личности, регулирующая поведение и действия, индивидуальное отношение к окружающему миру;
— мотивационно-деятельностная, побуждающая личность к нравственному выбору поведения и действий в сложных жизненных ситуациях;
— эмоционально-оценочная, отражающая переживание и удовлетворение собой, уважение к себе и обеспечивающая формирование положительных эмоций, которые приносят надежду в достижении успеха в нравственной сфере, чувство удовлетворённости, осознание отношения к отрицательным результатам при неудачах, способность приобретения уверенности для дальнейших успешных действий.
В. Бакштановский отмечает, что нравственная культура личности — итог «принятия» культуры общества, причём не вопреки природным особенностям личности и не с помощью сверхъестественных внеприродных и внеобщественных сил, а именно благодаря обществу, его формирующему воздействию на личность.
Нравственная культура личности характеризуется тем, насколько глубоко и органично требования нравственности воплощаются в её деятельности. Личность с той или иной степенью полноты аккумулирует в своём сознании и поведении достигнутый обществом уровень нравственной культуры, «впитывает» общественные требования в обобщённом, многократно снятом виде.
Культура нравственного сознания и поведения представляет собой целостную систему элементов, которая выражает объективную социальную необходимость последовательного формирования культуры нравственного сознания таким образом, чтобы оно находило адекватное выражение в поведении.
По мнению В.А. Блюмкина, нравственная культура личности воплощается в присущих ей нравственных качествах, изучение которых позволяет достаточно полно охарактеризовать состояние нравственной культуры данного человека, степень ее развитости, свойственные ей изъяны и т.д.
Применительно к отдельной личности нравственная культура представляет собой совокупность нравственных ценностей, имеющих высокий общественный смысл, определяющий способ реализации этих ценностей. В практике повседневной деятельности индивид вступает в определенные отношения с окружающими нормами, реализуя в данных отношениях свою сущность.
В современных исследованиях (А.С. Франц) выделяются три уровня функционирования нравственной культуры — всеобщий, групповой, индивидуальный, определяемые на основе особенностей разных субъектов нравственной культуры — общества, культурных групп, индивидов. Индивидуальный уровень функционирования создаёт представления
индивидов о морали и нравственности, характерен проявлением их личных норм поведения и обеспечивает процесс морально-нравственной самоидентификации индивидов. Индивидуальная нравственная культура обусловлена личностными особенностями единичных субъектов нравственной культуры.
В педагогической литературе сегодня рассмотрены различные аспекты нравственной культуры, выделены направления опыта реализации, обусловленные возрастными особенностями и статусами учащихся. Так, исследуя нравственную культуру детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, Л.В. Чепикова выделяет следующие её критерии: степень развития нравственного сознания и нравственных компетенций, проявление нравственных чувств и гуманных отношений, реализация нравственного поведения, степень развития рефлексии. Л.Ф. Солдаткина рассматривает систему детерминант, влияющих на формирование нравственной культуры подростков в условиях детского дома, которая включает природные, социальные, личностные и педагогические факторы. В исследовании Т.Б. Даниловой, раскрывающей проблему формирования нравственной культуры старшеклассников в сельской школе, обосновывается значение личностного, диалогического и культурологического подходов в рассматриваемом процессе. Характеризуя нравственную культуру студента в системе среднего профессионального образования, М.П. Кибардина отмечает, что специфика воспитания состоит в дифференциации и индивидуализации воспитательных влияний у данной категории обучающихся, в использовании профессиональных творческих возможностей студентов и педагогов, в применении технологий, стимулирующих у студентов самостоятельную профессиональную деятельность творческого характера. В.Н. Бородаенко определяет следующие критерии нравственной культуры личности курсантов юридического вуза: нравственно-ценностные ориентации и притязания личности курсантов, сформированность и степень реализации нравственно-волевых качеств личности курсантов, нравственную уверенность курсантов и осознанность ими своих поступков и поведения.
ССЫЛКИ
[1]. Асеев В.Г. О соотношении субъективного и объективного // Акмеология. 2014. № 1. С. 16-24.
[2]. Бабосов Е.М. Нравственная культура личности. — Минск: Наука и техника, 1985. — С. 26.
[3]. БатарчукД.С., БатарчукЕ.А. Психолого-педагогическая модель развития поликультурной идентичности личности // Акмеология. 2012. № 4(44). С. 49-55.
[4]. Гагарин А.В. Мировоззрение, культура, компетентность личности в контексте устойчивого развития природы и общества // Акмеология. 2010. № 3(35). С. 28-32.
[5]. Иванова Г.П. Освоение нравственных ценностей учащимися образовательных школ в современных условиях. — М.: Социум, 2001.
[6]. Иванова Г. П. Роль учителя в процессе освоения учащимися нравственных ценностей. — Вестник Московской государственной академии делового администрирования. — 2010. — № 3. — С. 121-125.
[7]. КазаковЮ.Н., Радушинский А.С. Особенности ценностных ориентаций в структуре уверенности пограничников // Акмеология. 2010. № 3(35). С. 34-37.
[8]. Солдаткина Л.Ф. Сущностная характеристика понятия «нравственная культура личности» // Вестник университета (Государственный университет управления). — 2007. — № 6 (32). — С..211-213.
[9]. Фрадлина Е.М. Моральная культура общества. — Волгоград, 1994. — С. 114.
[10]. Цымбаленко С.Б. Эмпирическое исследование особенностей развития подрастающего поколения в системе информационно-коммуникативных взаимодействий // Акмеология. 2011. № 2(38). С. 79-93.
THE FORMATION OF MORAL CULTURE OF STUDENTS OF DIFFERENT AGE GROUPS
Galina P. Ivanova, Doctor of Education, Professor of Psychology and Pedagogy Department, of the Russian Peoples' Friendship University; e-mail: [email protected]
ABSTRAСЕ
Substantial characteristic of the concept of «moral culture». Main research areas of its study. The relationship of moral culture of the society and moral culture of the person. Structure and function of moral culture of the person. The features of the moral culture of students of different age groups.
Keywords: moral culture moral culture personality moral culture of society, function of moral culture of the person, the levels of moral culture, moral values, moral culture of students of different age groups.
REFERENCES
[1]. Aseev V.G. On the relation between the subjective and objective // Akmeology. 2014. № 1. Pp. 16-24.
[2]. Babosov E.M. Moral culture lichnosti. — Minsk. Science and Technology, 1985. P. 26.
[3]. Batarchuk D.S., Batarchuk E.A. Psycho-pedagogical model of multicultural identity of the person // Akmeology. № 4 (44). 2012. Pp. 49-55.
[4]. GagarinA.V. World, culture, competence of the person in the context of sustainable development of nature and society // Akmeology. 2010. № 3 (35). Pp. 28-32.
[5]. Ivanova G.P. The development of moral values of students in secondary schools today. — M.: Social, 2001.
[6]. Ivanova G.P. Role of the teacher in the process of development of students moral values // Bulletin of the Moscow State Academy of Business in administrirovaniya. 2010. —№ 3 (3). — Pp. 121-125.
[7]. Kazakov Y.N., Radushinsky A.S. Features of valuable orientations in the structure of the border guards // Akmeology. № 3 (35). 2010. Pp. 34-37.
[8]. Soldatkina L.F. The essential characteristic of the concept of «moral culture of personality» // Bulletin University (State University of Management) . — 2007. — № 6 (32). — S. 211-213.
[9] Fradlina E.M. Moral culture of sociaty. — Volgograd, 1994. — S. 114.
[10]. Tsymbalenko C.B. An empirical study of the features of the younger generation in the information and communication interactions // Akmeology. 2011. № 2 (38). Pp. 79-93.