Научная статья на тему 'Нравственная культура профессионала'

Нравственная культура профессионала Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5623
712
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / PROFESSIONALISM / НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / MORAL CULTURE / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ НРАВСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / PROFESSIONAL MORAL CONSCIOUSNESS / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОВЕСТЬ / PROFESSIONAL CONSCIENCE / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЧЕСТЬ / PROFESSIONAL RESPONSIBILITY / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ДОСТОИНСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Цвык Владимир Анатольевич

В статье анализируется проблема формирования нравственной культуры профессионала в современном обществе, рассматриваются основные ценности профессиональной деятельности, структура профессионального нравственного сознания личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Moral culture of a professional

The article analyses the problem of developing moral culture of a professional in the modern society. The author considers basic values of a professional activity, the structure of a professional moral consciousness of a person.

Текст научной работы на тему «Нравственная культура профессионала»

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА

НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛА

В.А. Цвык

Кафедра этики Факультет гуманитарных и социальных наук Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10а, Москва, Россия, 117198

В статье анализируется проблема формирования нравственной культуры профессионала в современном обществе, рассматриваются основные ценности профессиональной деятельности, структура профессионального нравственного сознания личности.

Ключевые слова: профессионализм, нравственная культура, профессиональное нравственное сознание, профессиональная совесть, профессиональная честь, профессиональное достоинство, профессиональная ответственность.

Профессиональная мораль возникает в ходе трудовой практики представителей конкретной профессии. Наличие социально оформленной профессиональной морали является характеристикой гуманистической зрелости профессий. В этом отношении профессионализм как высшая степень мастерства и цельности личности является в то же время и выражением общей культуры профессионала. Совершенствование профессиональной деятельности специалиста — это не только совершенствование орудий труда и профессиональных знаний и навыков, но и одновременно повышение моральной, гуманитарной, нравственной культуры профессионала. Именно поэтому отношение профессионала к своему делу, к коллегам является выражением меры его моральной социализации.

Нравственная культура занимает особое место в структуре внутреннего мира человека, это связано с ее активным, деятельным характером. Нравственная культура профессионала — это совокупность общественно признанных профессиональных моральных норм, принципов и идеалов, а также способов их воплощения в нравственных аспектах профессиональной деятельности людей.

В понятии «нравственная культура» отражается степень освоения личностью общественного морального опыта, способность органичного и последовательного осуществления профессиональных моральных ценностей в профессиональном поведении и отношениях с другими людьми, готовность к постоянному профес-

сиональному и нравственному совершенствованию. Все это позволяет нам утверждать, что профессионализм работника необходимо предполагает высокий уровень развития его нравственной культуры.

Основой нравственной культуры профессионала является профессиональное нравственное сознание личности, представляющее собой совокупность нравственных норм, требований, идеалов, представлений, обращенных к конкретной профессии, призванных регулировать профессиональные отношения людей и соотносить узкопрофессиональные требования с общеморальными нормами. Единство профессионального и общечеловеческого, корпоративного и социального является неотъемлемой чертой нравственного облика профессионала. При этом цельность личности профессионала служит залогом гармонии профессионального и нравственного в ее структуре.

Наличие в структуре индивидуально-личностного профессионального сознания развитого нравственного компонента обусловливает зрелость личности профессионала. В то же время правильное, общественно одобряемое поведение работника в ходе выполнения им своих профессиональных обязанностей во многом определено уровнем развития как его личностного нравственного сознания, так и морального сознания профессиональной группы. «Нравственность пронизывает все сферы и стороны человеческой практики. Без нее сознание людей неопределенно. Она свидетельствует, действительно ли в поведении людей воплощаются прогрессивные жизненные идеалы или они лишь формально декларируются, словесной оболочкой скрывают обыкновенную мимикрию, корыстные стремления и эгоизм» [5. С 34].

Профессиональные нравственные представления в индивидуальном сознании работника существуют в виде профессионально-нравственных взглядов, профессионально-нравственных убеждений и профессионально-нравственных чувств. Профессионально-нравственные взгляды являются первой рационализированной и умозрительной формой профессионально-нравственных представлений в индивидуальном сознании личности. Они представляют собой осознаваемые и поддающиеся словесному выражению результаты освоения работником норм и ценностей профессиональной морали.

К профессионально-нравственным взглядам относятся те знания и нормы, которые стали итогом первичного личностного отбора в ходе профессионального обучения и первоначального профессионального опыта. Профессионально-нравственные взгляды в сознании личности включены в «образ профессии» и формируются параллельно с общими представлениями о мире профессии. Еще в ходе знакомства с будущей профессией человек знакомится и с присущими ей профессионально-нравственными ориентирами, отбирая для себя те из них, которые считает на данном этапе профессионального развития необходимыми. Профессионально-нравственные взгляды носят динамичный характер: в ходе последующей профессиональной деятельности система взглядов может быть скорректирована. Впоследствии профессионально-нравственные взгляды закладываются в основу профессиональной позиции личности.

Профессионально-нравственные убеждения — это рациональные воззрения, складывающиеся в ходе профессиональной деятельности, прошедшие проверку практикой и ставшие итогом вторичного личностного отбора, уже на основе непосредственного профессионального опыта работника. Убеждения играют ведущую роль в нравственном сознании профессионала, так как они являются устойчивыми, придают цельность профессиональной позиции и стимулируют высокую степень готовности личности к морально одобряемым профессиональным действиям.

Профессионально-нравственные чувства отражают устойчивое эмоциональное отношение работника к тем или иным сторонам профессиональной деятельности, «переживание профессии», ставшее чертой личности. Неотъемлемой чертой нравственного облика профессионала является не только осознание работником своих профессиональных обязательств по отношению к обществу, но и способность глубоко переживать свои профессиональные обязанности, испытывать чувство профессионального долга и профессиональной ответственности.

На наш взгляд, глубоко ошибочной является точка зрения, согласно которой профессионал — человек, который умеет полностью отрешиться от эмоций в ходе выполнения своих профессиональных обязанностей.

Несомненно, современный уровень развития общества требует от профессионала умения управлять своими эмоциями, руководствоваться в ходе своих действий разумом, решать проблемы рационально, а не эмоционально. В то же время профессионально-нравственные чувства относятся к т.н. «высшим чувствам», направленность которых определяется мировоззрением человека, правилами нравственного поведения и эстетическими оценками. Большинство психологов сходятся в том, что чувство удовлетворения как от самого процесса, так и от результата профессионального труда относится к наиболее значимым для личности переживаниям. Неудовлетворенность профессией, отсутствие моральных стимулов в работе, напротив, негативно сказывается на общем развитии личности, приводит к деградации и разрушению целостности внутреннего мира человека.

Нравственная мотивация профессиональной деятельности является необходимым условием профессионализма. Нравственная культура личности помогает поступать нравственно в традиционных профессиональных ситуациях, а также благодаря творческим элементами сознания позволяет осуществлять моральный выбор в проблемных профессиональных ситуациях. Нравственная культура профессионала обусловливает выбор работником общественно одобряемых образцов поведения, т.е. такого варианта профессионального поведения, в котором реализуются побуждения и моральные установки индивида как члена определенного профессионального сообщества. Профессиональное поведение предусматривает также профессионально-коллегиальные и партнерские отношения в профессиональных группах и организациях. Они заключаются в солидаристской взаимопомощи, определенной степени доверия специалистов-коллег друг другу. Такие отношения строятся на принципах верности уважения, доверия, доброжелательности, взаимной полезности. Современные исследователи-этики отмечают, что хотя в подобных отношениях не воплощены высшие моральные ценности, но вме-

сте с тем присутствуют механизмы профессиональной ответственности и чести, профессионального долга и совести [3. С 390].

Профессиональная совесть, профессиональная честь и профессиональная ответственность являются неотъемлемым компонентом нравственной культуры профессионала.

Совесть — это специфически человеческий, морально-психологический регулятор поведения человека, она находится в прямой зависимости от сознания долга и понимания добра. Совесть — показатель того, насколько требования добра и долга воплотились в личном сознании человека, насколько они слились с его нравственными качествами. В процессе профессиональной деятельности человека индивидуально-личностный моральный механизм совести конкретизируется в зависимости от предъявляемых к данной профессии общественных ожиданий и предстает в виде требования соответствия деятельности специалиста профессиональным ценностям и идеалам.

Профессиональная совесть представляет собой своеобразный сплав рационального осознания и чувственного переживания в структуре личности профессионала. Она наиболее остро выражает ощущение моральной удовлетворенности трудом, а также выступает в форме глубоких эмоциональных переживаний в случае неспособности качественно и творчески выполнить профессиональные обязанности. Иными словами, профессиональная совесть ориентирует специалиста на исполнение и достижение совершенства в данном виде профессиональной деятельности, выражает моральную ответственность специалиста перед самим собой как субъектом высших профессиональных ценностей и требований [9. С 114].

Выступая компонентом общего нравственной культуры профессионала, профессиональная совесть регулирует поведение личности, связанное с ее профессиональной деятельностью, определяет установку профессионала на такие профессиональные действия, которые способны вызвать состояние душевного равновесия, особого психологического комфорта, нравственного удовлетворения. Формирование этой установки происходит в процессе профессионализации личности. Осознание «чистой» профессиональной совести может выражать ориентацию человека на достижение профессионального совершенства, на внутреннюю цельность и полноту профессионального сознания, одним словом, на профессионализм.

В основе профессиональной ответственности лежит реально существующая зависимость между результатом профессиональной деятельности и теми последствиями, которые она может иметь для общества и конкретных людей. Как правило, любая профессиональная деятельность ориентирована на удовлетворение общественных потребностей и потому исходно стремится достичь такого результата, который бы устраивал потребителя. Однако в действительности это происходит не всегда, поэтому существенным моментом любой профессиональной установки индивида является стремление к максимальному соответствию результата или продукта своей деятельности требуемому потребителем. Ощущение, рациональное осознание профессионалом возможности несоответствия результата своей деятельности общественным ожиданиям и его стремление ликвидировать это возможное несоответствие реализуется в чувстве профессиональной ответственности [10. а 54].

Очевидно, что профессиональная ответственность обусловлена сознательно принятым и реально существующим социально-профессиональным статусом личности. В современной социальной теории и философии права ставится вопрос не только о личной, но и о корпоративной профессиональной ответственности, т.е. ответственности за те действия, которые были совершены конкретными работниками, но предопределены принадлежностью этих работников к определенным профессиональным организациям. Существуют различные точки зрения о корпоративной ответственности. Наиболее распространенной является позиция, согласно которой в случае отрицательных последствий коллективных профессиональных деятелей ответственность за эти последствия должны нести конкретные исполнители и руководители [2. С 343].

Нравственная культура профессионала предусматривает неукоснительное исполнение профессионального долга, профессиональную ответственность за процесс и результат профессиональной деятельности применительно к каждой конкретной профессии. В этой связи важной характеристикой нравственной культуры профессионала выступают профессиональная честь и профессиональное достоинство.

Профессиональное достоинство — это характеристика личности профессионала с точки зрения его внутренней ценности, соответствия собственному профессиональному призванию и назначению. Своей объективной стороной профессиональное достоинство восходит к такому обстоятельству, как место и реальная роль профессии в общественной жизни. «Отражение ее в профессиональном сознании... общности образует более или менее устойчивое представление о значимости профессии для общества, о признании этой значимости и тем самым обретает характер профессиональной ценности, которую надо беречь как всякую ценность» [6. С 178].

В то же время категория «профессиональное достоинство» носит субъективно-оценочный характер — в индивидуальном сознании профессионала профессиональное достоинство отражается в виде преставления о собственной значимости в конкретной профессии, о своей личной ценности для данного профессионального сообщества. В структуре личности профессионала профессиональное достоинство обретает также императивный характер: человек предписывает себе быть достойным.

Объективная сторона понятия «профессиональное достоинство» отражена в категории «профессиональная честь». Профессиональная честь обусловлена реально существующим соотношением между нравственным уровнем профессии и ее общественным восприятием. В этом понятии выражается оценка значимости той или иной профессии в жизни общества, а также признание профессионального достоинства человека со стороны других людей. Осознание значимости своей профессии представителями данного профессионального сообщества является важной движущей силой формирования профессионализма.

Забота о формировании и поддержании профессиональной чести составляет основу профессионального достоинства личности и определяет самооценку работ-

ником своей профессиональной деятельности. Профессиональная честь и профессиональное достоинство, взаимно дополняя друг друга, поддерживают определенный, достаточно высокий уровень профессионально-нравственного сознания работника, способствуя тем самым укреплению нравственной составляющей его профессионализма.

В современной литературе, посвященной этическим проблемам профессиональной деятельности, приводятся также такие понятия, как «профессиональная справедливость», «профессиональный такт» и др. На наш взгляд, любые этические категории могут быть конкретизированы применительно к нравственной оценке профессиональной деятельности личности. Однако данные этические понятия не носят столь же универсальный характер, как понятия «профессиональная совесть» или «профессиональная ответственность». Так, категории «профессиональная справедливость», «профессиональная беспристрастность и независимость» могут быть применимы в анализе профессиональной деятельности юристов, государственных и муниципальных служащих [8. С. 68]. Понятие «профессиональный такт» актуально в профессионально-этических кодексах учителя, врача, социального работника и т.п. Разработку и анализ данных профессионально-этических категорий уместно осуществлять в рамках специальных профессионально-этических теорий: в этике врача, адвоката, педагога, государственного и муниципального служащего и т.д.

В современных условиях утверждается ряд новых моральных ценностей, отражение которых в профессионализме человека становится обязательным условием его разумной эффективной деятельности и цельности его нравственной культуры. Содержание и специфика этих духовно-профессиональных ценностей обусловлена высшими нравственными требованиями, они составляют основу этического кодекса профессионала, выступают ориентирами духовного и профессионального самоопределения личности.

Важнейшим принципом нравственной культуры профессионала является принцип гуманизма — уважительное отношение к каждой человеческой личности, понимание ее неповторимости, самодостаточной ценности. Гуманизм основан на уважении к правам, чести и достоинству другого человека, признании права людей на собственное мнение, позицию, на самостоятельность и независимость, на обретение своего места в жизни.

Подлинный профессионализм в любой сфере профессиональной деятельности не допускает утилитарного отношения к людям, когда человек может стать средством достижения каких-либо, пусть даже весьма важных, профессиональных целей. Гуманизм, выступающий как практическое нормативное требование профессиональной этики, исходит из приоритета личности над другими ценностями. Кроме того, гуманистический принцип предполагает преодоление отчуждения в процессе профессионального труда, возможность выбора профессии, а также обретение человеком свободы в сфере профессиональной творческой деятельности.

Одной из неотъемлемых черт современного, а тем более будущего профессионала является экологичность профессионального сознания. Современный че-

ловек должен осознавать себя частью природы и при этом не отказываться от разумного воздействия на нее. Гармоничное взаимодействие человека и природы предполагает, что человек как существо разумное реализует задачу облагорожения, одухотворения природы в соответствии с законами совместного бытия как целостной органической системы.

Профессионализм в современных условиях развития общественного производства необходимо предполагает экологическую грамотность. Однако, рассматривая экологичность сознания различных профессиональных групп, необходимо учитывать, что удельный вес экологических ценностей в общей системе ценностных ориентаций может различаться у представителей разных типов профессий. Так, В.В. Калита в специально проведенном исследовании доказывает, что вес экологических ценностей в профессиональной группе типа «человек—природа» выше, чем в профессиональной группе «человек — знаковая система» [4]. Это предположение основывается на представлениях об определяющей функции деятельности, а также на описании образа мира в разнотипных профессиях Е.А. Климова.

Бесспорно, профессионалы в области «человек—природа» отличаются особо бережным и аккуратным отношением к живым объектам, в то время как высокая степень абстрагирования профессионалов в сфере «человек — знаковая система» не позволяет им сблизиться, прочувствовать и принять живое так же естественно, как это происходит в профессиях «человек—природа».

Однако, на наш взгляд, следует также отметить значимость экологических ценностей в профессиональном сознании представителей профессий «человек— человек». Именно в этой сфере профессиональной деятельности уровень требований к нравственной составляющей профессионального облика специалистов особенно высок. Профессионализм в данной области необходимо предполагает способность специалиста к осуществлению воспитательных функций, участию в нравственном воспитании личности. Основной целью нравственного воспитания является формирование нравственно зрелой, социально активной и всесторонне развитой личности, поэтому нравственное воспитание неразрывно связано с профессиональным воспитанием. Необходимой составляющей профессионального развития личности в современном мире должно стать воспитание экологически грамотного профессионала, который сможет обеспечить истинно нравственную организацию взаимоотношений человека и природы. «Развитие современной цивилизации, дальнейшая интеллектуализация человечества будут зависеть от культуры, воспитания и уровня образования всех членов общества, от понимания неразрывного единства человека, природы и общества» [1. С 61].

Важнейшей чертой нравственной культуры современного профессионала должно стать моральное отношение к трудовой деятельности, в том числе моральное равенство различных видов профессиональной деятельности. Существующий в обществе престиж определенных профессий не должен быть основанием для особого морального отличия, «общественного одобрения» этих типов профессиональной деятельности. Если профессия социально полезна, экологически безвред-

на и позволяет личности участвовать в общественном труде, она морально оправдана. Так, в современном российском обществе необходимо «...устранить комплекс предубежденности против частного предпринимательства и индивидуального труда... Вместе с тем должно воспитываться чувство морального осуждения по отношению к труду нечестному, криминальному, грабительскому, который, разумеется, не представляет никакой нравственно положительной ценности» [5. С. 48].

Все типы профессиональной специализации, отвечающие вышеперечисленным критериям, морально равны. Но при этом моральное отношение личности должно быть различным к качественно неравноценной профессиональной деятельности. Одним из главных критериев общественной оценки тех или иных проявлений профессиональной деятельности человека выступает профессионализм.

К числу необходимых черт нравственной культуры профессионала можно отнести нравственную надежность личности, ее профессиональный оптимизм и патриотизм. Нравственная надежность профессионала — это целостность и определенность его нравственной сущности, позволяющая прогнозировать устойчивость профессионального поведения человека. Нравственную надежность можно определить во-первых, по безусловной преданности глубоко понимаемому избранному профессиональному делу; во-вторых, по высокому овладению культурой нормативной регуляции поведения, что в морали наиболее явственно представлено способностью к осознанному осуществлению долга; в-третьих, по знанию духовного потенциала всей системы должного и добра, выработанной человеческой культурой; в-четвертых, по комплексу таких человеческих качеств, как идейность, активность, принципиальность, способность к самоотверженности, сознательность, искренность, добросовестность, верность, честность, человечность, ответственность.

Профессиональный оптимизм предполагает уверенность в достижении желаемых результатов профессионального труда, и сам, в свою очередь, основывается на высоком уровне профессионального развития личности. Важнейшим компонентом личности профессионала, на наш взгляд, является также чувство патриотизма, любовь к своей Родине, стремление внести своим профессиональным трудом посильный вклад в ее развитие [7].

Подводя итог вышесказанному, отметим, что развитие экономики, культуры, усложнение социальных отношений, возрастание требований квалифицированности, компетентности работника побуждают в наши дни все чаще говорить о профессионализме как мериле деловых качеств специалиста. Однако само понятие профессионализма не следует ограничивать суммой чисто профессиональных знаний и навыков. Подлинный профессионал обладает цельной и развитой нравственной культурой, реализующейся в глубоком понимании специалистом своего профессионального долга, в самом щепетильном отношении к вопросам профессиональной чести, в высокой мере профессиональной ответственности. Профессионализм становится в наши дни нравственной чертой личности, одной из важнейших характеристик ее морального поведения. От того, насколько слиты

в человеке чисто профессиональные и нравственные начала, насколько они едины и согласованы, зависит успех его деятельности, цельность личности специалиста, мера его творческого самовыражения в избранной профессии.

Задача формирования нравственной культуры работника является важнейшей составной частью профессионализации личности. Она заключается в том, чтобы достигнуть оптимального сочетания традиционного и творческого элементов, соединить конкретный профессиональный опыт личности с богатством профессиональной и общественной морали.

С этической точки зрения, профессионализм состоит в способности обеспечить оптимальность и гармонию профессиональной деятельности и ее нравственной оценки, готовность к достойным поступкам в любых профессиональных ситуациях.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Агаджанян Н.С. Экология души: культура, нравственность, альтруизм. М., 2002.

[2] Апресян Р.Г. Ответственность // Этика. Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова. М., 2001.

[3] Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Прикладная этика // Этика. Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова. М., 2001.

[4] Калита В.В. Экологичность сознания профессионала: Автореф. дисс. ... канд. псих. наук. М., 1996.

[5] Капто А.С. Профессиональная этика. М., 2006.

[6] Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. М., 2000.

[7] Моисеенко М.В. К вопросу о формировании патриотизма и духовности у современной российской молодежи // Вестник РУДН. Серия «Философия». 2013. № 3. С. 96—103.

[8] Мухаметжанова В. С. Профессиональная этика государственного и муниципального управления // Профессиональная этика в современном обществе / Под общ. ред. В.А. Цвы-ка. М., 2011. С. 62—70.

[9] Цвык В.А. Профессиональная этика: основы общей теории. 3-е изд. М., 2014. [10] Цвык В.А. Профессиональная этика социолога. М., 2002.

MORAL CULTURE OF A PROFESSIONAL

V.A. Tsvyk

Department of Ethics Faculty of humanities and social science Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklay str., 10a, Moscow, Russia, 117198

The article analyses the problem of developing moral culture of a professional in the modern society. The author considers basic values of a professional activity, the structure of a professional moral consciousness of a person.

Key words: professionalism, moral culture, professional moral consciousness, professional conscience, professional responsibility.

РЕРЕРЕМОЕБ

[1] Agadzhanian N.8. Еко^иа ёшЫ: ки1'1ига, пгау81уеппо81', а1'1гц17ш. М., 2002.

[2] Apгesian R.G. 01уе181уеппо81' // Ейка. Entsik1opedicheskii 81оуаг'. Pod гed. R.G. Apгesiana i А.А. Guseinova. М., 2001.

[3] Bakshtanoуskii У.1., Sogoшonoу 1и.У. Pгik1adnaia etika // Ейка. Entsik1opedicheskii 81оуаг'. Pod гed. R.G. Apгesiana i А.А. Guseinova. М., 2001.

[4] Ka1ita У.У. Eko1ogichnost' soznaniia pгofessiona1a: Avtoгef. с^. ... kand. psikh. nauk. М., 1996.

[5] Kapto А.8. Pгofessiona1'naia etika. М., 2006.

[6] Lazutina G.У. Pгofessiona1'naia etika zhuгna1ista. М., 2000.

[7] Moiseenko М.У. К vopгosu о foгшiгoуanii patгiotizшa i dukhovnosti и sovгeшennoi гossiiskoi mo1odezhi // Уestnik RUDN. 8ег. Fi1osofiia. 2013. № 3. 8. 96—103.

[8] Mukhametzhanova У.8. Pгofessiona1'naia etika gosudaгstvennogo i шunitsipa1'nogo upгaу1eniia // Pгofessiona1'naia etika у soугeшennoш obshchestve. Pod obshch. гсС. У.А. Tsvyka. М., 2011. 8. 62—70.

[9] Tsvyk У.А. Pгofessiona1'naia etika: озтоуу obshchei teoгii. 3-е izd. М., 2014.

[10] Tsvyk У.А. Pгofessiona1'naia etika sotsio1oga. М., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.