Научная статья на тему 'Формирование коммуникативных компетенций обучающихся 8–9-х классов в процессе современной проектно-исследовательской деятельности'

Формирование коммуникативных компетенций обучающихся 8–9-х классов в процессе современной проектно-исследовательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
270
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетенция / теоретические предпосылки / формирование коммуникативных компетенций / учащиеся 8–9-х классов / проектно-исследовательская деятельность / подготовка / выбор профиля обучения / competence / theoretical prerequisites / formation of communicative competencies / 8th and 9th grade students / design and research activities / preparation / choice of studies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е П. Валова

В данной статье осуществляется анализ теоретических предпосылок формирования коммуникативных компетенций обучающихся 8–9-х классов основной школы в процессе реализации ФГОС ООО. Данные компетенции формируются в процессе психолого-педагогического сопровождения проектно-исследовательской деятельности обучающихся. Рассматривается опыт работы автора по психолого-педагогическому сопровождению современной проектно-исследовательской деятельности обучающихся 8–9-х классов через участие их в конкурсах различного уровня, направленных на формирование у них коммуникативных компетенций, а также подготовку к выбору профиля обучения и дальнейшему профессиональному самоопределению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Е П. Валова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of communicative competences of the 8th and 9th grade students in the process of modern design and research activity

This article analyzes the theoretical prerequisites for the formation of communicative competences for the 8th and 9th grade students of the main school in the implementation of State educational standard of a basic general education. These competences are formed in the process of psychological and pedagogical support of the design and research activities of students. The author's experience in psychological and pedagogical support of contemporary design and research activities of the 8th and 9th grade students through their participation in competitions at various levels aimed at communicative competencies development, as well as preparation for choice of studies and further professional self-determination, is considered

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативных компетенций обучающихся 8–9-х классов в процессе современной проектно-исследовательской деятельности»

Педагогика

УДК 37

DOI 10.21661/r-464800

Е.П. Валова

Формирование коммуникативных компетенций обучающихся 8-9-х классов в процессе современной проектно-исследовательской деятельности

Аннотация

В данной статье осуществляется анализ теоретических предпосылок формирования коммуникативных компетенций обучающихся 8-9-х классов основной школы в процессе реализации ФГОС ООО. Данные компетенции формируются в процессе психолого-педагогического сопровождения проектно-исследова-тельской деятельности обучающихся. Рассматривается опыт работы автора по психолого-педагогическому сопровождению современной проектно-исследовательской деятельности обучающихся 8-9-х классов через участие их в конкурсах различного уровня, направленных на формирование у них коммуникативных компетенций, а также подготовку к выбору профиля обучения и дальнейшему профессиональному самоопределению.

I

Ключевые слова: компетенция, теоретические предпосылки, формирование коммуникативных компетенций, учащиеся 8-9-х классов, проектно-исследовательская деятельность, подготовка, выбор профиля обучения.

E.P. Valova

Development of communicative competences of the 8th and 9th grade students in the process of modern design and research activity

Abstract

This article analyzes the theoretical prerequisites for the formation of communicative competences for the 8th and 9th grade students of the main school in the implementation of State educational standard of a basic general education. These competences are formed in the process of psychological and pedagogical support of the design and research activities of students. The author's experience in psychological and pedagogical support of contemporary design and research activities of the 8th and 9th grade students through their participation in competitions at various levels aimed at communicative competencies development, as well as preparation for choice of studies and further professional self-determination, is considered.

I

Keywords: competence, theoretical prerequisites, formation of communicative competencies, 8th and 9th grade students, design and research activities, preparation, choice of studies.

В соответствии с бурным развитием и демократизацией современного российского общества, запросами государства в области модернизации образования в настоящее время наша гимназия осуществляет переход на Федеральный государствен-

ный образовательный стандарт основного общего образования. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным и предметным. Нас интересует

Pedagogy

процесс формирования коммуникативных компетенций у обучающихся 8-9-х классов основной школы, ориентированный на технологию современного проектного обучения.Отметим, что понятие «компетенция» является относительно новым для российской педагогической науки. Ранее (до середины 1990-х гг.) широко использовалось близкое понятие «компетентность». (Компетентность (профессиональная) - выраженная способность применять свои знания и навыки (ГОСТ РИСО 10015). Разграничивая понятия «компетенция» и «компетентность» по основанию «потенциальное - актуальное», И.А. Зимняя предлагает под «компетентностью» понимать актуальное личностное качество - основывающуюся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленную социально- профессиональную характеристику человека. В свою очередь, за термином «компетенция» остается значение проектируемого (ожидаемого) результата образования. Иначе говоря, компетенция - это потенциальная компетентность, и, напротив, компетентность - это наличие у человека освоенных им компетенций, необходимых для успешного осуществления трудовой деятельности. Данные компетенции формируются в процессе психолого-педагогического сопровождения проек-тно-исследовательской деятельности обучающихся ступени основного общего образования. Проанализируем имеющиеся теоретические предпосылки для формирования коммуникативных компетенций обучающихся 89-х классов в процессе реализации ФГОС ООО.В своих работах С.Н. Чистякова и Н.Ф. Родичев отмечают, что для формирования коммуникативных компетенций обучающихся и дальнейшего успешного на их основе выбора профиля обучения важна осведомленность обучающихся 8-9-х классов о своих интересах, склонностях и способностях, индивидуальных особенностях, личностных свойствах и качествах, в том числе тех из них, которые остаются практически неизменными на протяжении всей жизни (например, свойства нервной системы, темперамент), других, способных изменяться на протяжении достаточно длительного периода времени (способности, черты характера, эмоциональная сфера), и третьих, характеризующихся большой адаптивностью и изменчивостью и достаточно легко поддающихся коррекции (познавательные процессы, психомоторика, волевые качества). Интересы, склонности и способности обучающихся 8-9-х классов и есть основание для формирования у них коммуникативных компетенций. При этом С.Н. Чистякова и Н.Ф. Родичев руководствуются тем, что у школьников должны быть сформированы коммуникативные компетентности, значимые для профессионального самоопределения.

Итак, изучение обучающимися 8-9-х классов своих интересов, склонностей и способностей является предпосылкой для формирования у них коммуникативных компетенций. Следующей теоретической предпосылкой для формирования познавательных и коммуникативных компетенций, по мнению С.Н. Чистяковой, являются психолого-педагогические особенности об-

учающихся 8-9-х классов. Их знание и учет возрастных особенностей обучающихся позволяют именно в этом возрасте сформировать коммуникативные компетенции, необходимые выпускникам ступени основного общего образования. Формирование указанных компетенций осуществляется с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся. Формируя коммуникативные компетенции обучающихся 8-9-х классов, в том числе и через технологию современного проектного обучения, в процессе научно-исследовательской деятельности, мы способствуем, в конечном итоге, успешному выбору обучающимися 89-х классов дальнейшего профиля обучения. Выбор профиля обучения школьниками, как правило, согласуется с выбором ими соответствующей темы про-ектно-исследовательской деятельности. Это также является предпосылкой формирования ключевых познавательных и коммуникативных компетентностей. Мы согласны с мнением С.Н. Чистяковой о том, что у школьников должны быть сформированы коммуникативные компетенции, значимые для профессионального самоопределения. Данные компетенции формируются в процессе психолого-педагогического сопровождения проектно-исследовательской деятельности обучающихся.Ниже мы рассмотрим наш опыт работы по психолого-педагогическому сопровождению проек-тно-исследовательской деятельности обучающихся 89-х классов через участие их в конкурсах различного уровня, направленный на формирование познавательных и коммуникативных компетенций, а также подготовку к выбору профиля обучения и дальнейшему профессиональному самоопределению. В соответствии с ФГОС ООО мы работаем над проблемой формирования у учащихся компетенций, которые мы понимаем, как результат образования, выражающегося в овладении социально значимым набором способов деятельности, универсальным по отношению к предмету воздействия. Процесс психолого-педагогического сопровождения проектно-исследовательской деятельностью обучающихся 8-9-х классов осуществляется нами через руководство научно-исследовательскими работами школьников по психологии, а также через систему консультаций обучающихся 8-9-х классов при подготовке ими научно-исследовательских работ по другим направлениям профессиональной деятельности, через гимназическое научное общество «Элит». Проблемой формирования коммуникативных компетенций обучающихся 8-9-х классов при подготовке ими научно-исследовательских работ по психологии для участия в секциях «Психология» и «Проблемы человека и общества» нашего гимназического, теперь уже регионального форума научно- исследовательских работ обучающихся «Твоя профессиональная карьера», мы занимаемся десять лет (с 2007 года). За время работы над проблемой внедрения технологии современного проектного обучения, в частности научно-исследовательских работ учащихся (тип - исследовательский проект), нами был выработан определенный алгоритм

Педагогика

представления НИР обучающихся для защиты на конкурсы различного уровня. После отбора лучших научно-исследовательских работ на гимназических и муниципальных конференциях, обучающимся предоставляется возможность дальнейшего участия в конкурсах различного уровня - региональных (например, региональные конкурсы научно-исследовательских работ учащихся «Перспективный проект», г. Дмитров, «Твоя профессиональная карьера» г.о. Краснознаменск, секция «Психология»), межрегиональных («Открытие», г. Волоколамск, секция «Психология») или всероссийских (Всероссийский форум научной молодежи «Шаг в будущее», секция «Психология»).Данный вид работы осуществляется через систему индивидуальных и групповых консультаций обучающихся 8-9-х классов. Качество формирования коммуникативных компетенций обучающихся основной школы можно проследить по результатам, достигнутым ими в ходе проектно-ис-следовательской деятельности, защите своих научно-исследовательских работ: за последние десять лет обучающиеся 8-9-х классов нашей гимназии каждый год становились победителями и призерами муниципальных, региональных и всероссийских конкурсов научно-исследовательских работ по психологии. Например, в марте 2017 года обучающийся М. Филиппов стал лауреатом III степени на Всероссийском форуме научной молодежи с международным участием «Шаг в будущее» (секция 4G «Психология»). Можно говорить о том, что у обучающихся, которые в течение последних десяти лет подготовили научно-исследовательские работы по психологии для участия в форумах «Твоя профессиональная карьера» и других конкурсах, в основном сформированы коммуникативные компетенции. В плане письменной коммуникации обучающиеся 8-9-х классов научились оформлять свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации сложной структуры; определять жанр и структуру

письменного документа (из числа известных форм) в соответствии с поставленной целью коммуникации и адресатом. В плане публичных выступлений обучающиеся научились владеть следующими умениями: соблюдать нормы публичной речи и регламент; определять содержание и жанр выступления в соответствии с заданной целью коммуникации и целевой аудиторией; использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления; использовать невербальные средства или наглядные материалы; работать с вопросами, заданными в развитие темы, высказывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога. В настоящее время на основании Постановления экспертного совета по работе экспериментальных площадок РАО при Президиуме Российской академии образования (протокол №3 от 14 ноября 2013 года), МБОУ Гимназия №2 г.о. Краснознаменска Московской области работает в статусе экспериментальной площадки по теме: «Организационно-педагогические условия реализация Федерального государственного образовательного стандарта на ступени основного общего образования на основе технологичной образовательной среды». Данная деятельность помогает формировать у обучающихся 8-9-х классов коммуникативные компетенции через проектно-исследовательскую деятельность, подготовку научно-исследовательских работ обучающихся по психологии. Мы считаем, что участие школьников 8-9-х классов в региональных форумах научно-исследовательских работ «Твоя профессиональная карьера» и других конкурсах поможет им быть успешными, творческими людьми, выдвигать новые идеи, отстаивать их, преодолевать трудности. Все те коммуникативные компетенции, которые мы поможем школьникам сформировать к окончанию гимназии, помогут им поступить в вуз и построить успешную будущую профессиональную и жизненную перспективу.

Литература

1. ФГОС ООО. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897.

2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / Сост. Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2011. - 342 с.

3. Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Высшее образование сегодня. - 2005. - №11. - С. 14-2.

4. Чистякова С.Н. Теоретическое и организационное обеспечение профессиональной ориентации учащейся молодёжи в современных условиях. Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы: Сборник статей по материалам научно-практической конференции / Под общей ред. О.Г. Смоляниновой. - Красноярск, 2013. - 184 с.

5. Родичев Н.Ф. Предпосылки обновления концептуальных подходов к профессиональной ориентации молодежи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.asou-mo.ru/akad-vestnik/2014-3.pdf

6. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2011.

Pedagogy

7. Перечень современных педагогических технологий // Технология современного проектного обучения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.selevko.net/

8. Блинов В.И. Методика преподавания в высшей школе / В.И. Блинов, В.Г. Виненко, И.Г. Сергеев. - М.: Юрайт, 2015. - С. 132.

9. Дьюи Дж. Демократия и образование. - М., 2000.

10. Педагогика Джона Дьюи / Авт.-сост. Г.Б. Корнетов. - М., 2010.

11. Рогачева Е.Ю. Педагогика Джона Дьюи в ХХ веке: кросс-культурный контекст. - Владимир, 2005.

12. Валова Е.П. Реформаторская педагогика Джона Дьюи // Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: педагогические направления в теории и практике образования: Материалы одиннадцатой междунар. науч. конфер. Москва, 19 ноября 2015 г. - М.: АСОУ, 2015. - С. 62-65.

13. Валова Е.П. Психолого-педагогическое сопровождение проектно-исследовательской деятельности обучающихся 8-9-х классов в процессе реализации ФГОС ООО // Ресурсы развития социально-профессиональной траектории учащейся молодежи: вызовы XXI: Материалы всеросс. науч.-практ. конф. с международ. участием. Курск, 29-30 октября 2015 г. Ч. 1 / Под общ. ред. Т.А. Антопольской; Курск. гос. ун-т. - Курск: ООО «Планета+», 2015. - С. 169-173.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.