УДК 378
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Т.А. Михайлова
Аннотация. Статья посвящена вопросам социально-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях профессиональных образовательных учреждений. На основе проведенного исследования автор показывает эффективность социально-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями в процессе обучения и овладения профессией; а также описывает наиболее актуальные проблемы, выявленные в ходе реализации социально-педагогического сопровождения.
Ключевые слова: сопровождение, социально-педагогическое сопровождение, профессиональное образование, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидность, самопроявление, социальная активность, адаптация, адаптивные возможности, дезадаптация, профессиональное образование.
MODERN PROBLEMS OF SOCIO-PEDAGOGICAL
SUPPORT OF STUDENTS WITH DISABILITIES
T. Mikhailova
Abstract. The article is devoted to issues of socio-pedagogical support of students with disabilities in professional educational institutions. On the basis of the conducted research the author demonstrates the effectiveness of socio-pedagogical support of students with disabilities in learning and mastering the profession, but also describes the most pressing problems identified during the implementation of socio-pedagogical support.
Keywords: support, socio-pedagogical support, professional education, students with disabilities, disability, Express itself, social activity, adaptation, adaptive capacity, maladaptation, professional education.
В современном мире конкурентоспособность предполагает наличие не только высокого уровня профессиональной подготовки, но и обладание такими качествами, как активность, самостоятельность, коммуникативность,
ответственность, умение творчески мыслить и действовать, а также наличие высокого уровня социальной адаптивности к новым быстро меняющимся условиям. Любой человек должен стремиться к высокой степени
профессионального развития в том деле, которое он выбрал, постоянно совершенствоваться в нем и быть готовым к активному реагированию на изменения, происходящие на рынке труда, в профессиональной среде, решению основных проблем, трудностей, которые препятствуют реализации жизненно-профессиональных целей. Сложившиеся социально-экономические условия современного общества столь высокий уровень предъявляют ко всем членам общества без исключения. Это относиться и к молодым людям, имеющим различные ограничения
жизнедеятельности. Данная категория в силу определенных объективных обстоятельств, а также в связи с требованиями к созданию особых условий труда в глазах работодателя изначально находиться в проигрышной позиции по сравнению с человеком, не имеющим
ограничений жизнедеятельности. Выиграть в конкурентной борьбе такой категории достаточно сложно. Быть востребованным на рынке труда молодой человек с ограниченными возможностями здоровья может только если обладает высоким уровнем профессиональных и личностных качеств, и достаточно высокими теоретическими знаниями и практическими умениями, полученными в профессиональных образовательных учреждениях [3;4;6].
Проведенное исследование позволило определить, что, к сожалению, молодые люди, обучающиеся в образовательных учреждениях, испытывают определенные трудности, которые делают путь их профессионального развития и становления достаточно сложным по сравнению с другими обучающимися.
На начало обучения в профессиональных образовательных учреждениях молодые люди с ограниченными возможностями здоровья имеют достаточно низкий уровень адаптивных возможностей к процессу обучения; они нуждаются в значительной помощи со стороны разных специалистов образовательных учреждений. Многолетний опыт и анализ различных научных трудов исследователей: Л.И. Аксеновой, С.А. Беличевой, О.С. Газмана, Ю.Н. Галагузовой и В.С. Мухиной и др. позволяют
сделать вывод о том, что на всем протяжении обучения детей и молодых людей, имеющих ограниченные возможности здоровья, с учетом их нозологии, нужно реализовывать социально -педагогическое сопровождение индивидуально для каждого учащегося на разных этапах обучения [2;3].
Это и привело к необходимости организации в образовательной среде профессиональных учреждений социально-педагогического
сопровождения такой категории обучающихся. Социально-педагогическое сопровождение дало возможность прогнозирования возможных проблем обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, мотивирование их к осмыслению, нахождению способов
самостоятельного их преодоления на каждом этапе обучения и освоения профессиональной деятельности [2;3;5].
Оказание социально-педагогической помощи и повышение уровня адаптивности, социальной активности у молодых людей с ограниченными возможностями здоровья рассматривались многими учеными.
Разные аспекты реализации и организации социально-педагогического сопровождения
людей с ограниченными возможностями здоровья нашли свое отражение в научной литературе. Так, процесс социализации и социальной адаптации рассмотрены в трудах О.Н. Безруковой, Т.Е. Большовой, Р.А. Зобова, Т.Б. Казаренкова, В.Н. Келасьева, Е.Ю. Коржовой, Е.М. Пенькова, Е.А. Сивицкой и др. Вопрос интеграции обучающихся с особыми образовательными потребностями в образовательную среду изучался Э.И. Леонгардом, Г.Ф. Кумариным, Л.Н. Винокуровым. О.С. Газман, А.В. Мудрик, Т.И. Шульга предлагали гуманизировать
образовательную среду и организовывать педагогическую поддержку детей, имеющих инвалидность, в процессе обучения. Изучением различных аспектов психолого-педагогического и медико-социального сопровождения инвалидов в процессе их обучения и воспитания занимались Е.И. Казакова, Л.М. Шипицина). Вопрос организации учебного процесса инвалидов в профессиональных образовательных
учреждениях нашел отражение в трудах О.С.Андреевой, В.А. Ермоленко, С.С. Лебедевой.
Под сопровождением, по мнению ряда ученых (М.Р. Битянова, В.А. Гориной, В.С.Мухиной, Ю.В. Слюсарева, Т.В. Фуряевой и Т.М. Чурековой), необходимо понимать взаимодействие, организованное между сопровождающим и сопровождаемым, которое направлено на разрешение жизненных проблем сопровождаемого [1;2].
В зависимости от решаемых задач термин «Сопровождение» в социально-педагогической, педагогической и психологической литературе, а также в социальной работе различен. С учетом данных задач выделяют педагогическое, психологическое, социальное и социально-педагогическое сопровождение.
Целенаправленный процесс передачи обществом социального опыта при учете особенностей и потребностей разных категорий молодых людей с ограниченными возможностями здоровья при активном их участии и создании для этого специальных условий, в результате чего происходит их включение в социальные структуры общества, которые предназначены для людей, не имеющих инвалидность, а также активное участие в разных сферах жизнедеятельности, в соответствии с их возрастом и полом, подготовка их к полноценной жизни в обществе, самореализации и раскрытию себя как личности определяется Е.И. Казаковой и Л.М. Шипициной как социальное сопровождение.
Педагогическое сопровождение
рассматривается в контексте оказания личности помощи в ее личностном росте, эмпатийного понимания воспитанника, открытость общения с ним (И.Д. Фрумин, В.И. Слободчиков); направлений деятельности преподавателей в самоопределении обучающихся и создании условий для ее продуктивного развития как личности (П.А. Эльканов, С.Н. Чистяков); как модель поддержки, помощи и педагогического обеспечения, предполагающая целостный комплекс мероприятий (О.С. Газман, И. Розман, Т. Чередникова).
В большинстве научных источников социально-педагогическое сопровождение
рассматривается в контексте сопровождения отдельной категории, например, выпускников интернатных учреждений. Автор трактуют такое сопровождение как совместное движение специалиста интернатного учреждения (социального педагога, специалиста по социальной работе) и воспитанника, на основе прогнозирования перспектив поведения, сопровождаемого и его самопроявления, которое направлено на стимулирование решения возникшей или возникающей проблемы, ее сущности и способов разрешения, обеспечение наиболее целесообразных видов помощи в самореализации при развитии личности (Л.В. Соловьева).
Анализ разных подходов к пониманию социально-педагогического сопровождения в образовательных учреждениях различного типа, а также осмысление необходимости его реализации по отношению к обучающимся с ограниченными
возможностями жизнедеятельности при обучении позволяет рассматривать его как процесс, в основе которого лежит взаимодействие сопровождаемого, то есть обучающегося, и сопровождающего (социального педагога, специалиста по социальной работе, специалиста, реализующего сопровождение), направленное на стимулирование самопроявления обучающегося для решения возникших проблем, их преодоление при получении профессионального образования [1;2;3].
Реализация социально-педагогического
сопровождения не заменяет существующий образовательно-воспитательный процесс, а способствует адаптации обучающегося к нему, его интеграции в социокультурную среду образовательного учреждения, а также
успешному овладению профессиональными компетенциями.
Исследование, проводимое в условиях профессиональных образовательных учреждений, осуществляющих обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, показало наличие неоднородности состава обучающихся и породило необходимость выделения групп и определения их специфических особенностей. Обобщенный материал позволил определить сферы адаптивности к обучению, которые требуют от обучающихся умения применять свои возможности, и их показатели, см. табл. 1. В исследовании участвовало 249 обучающихся как имеющих ограниченные возможности здоровья, так и обучающихся, не имеющих ограничений жизнедеятельности [2;3].
Сфера адаптивности Показатели
Адаптивность к социокультурной среде Самостоятельность при передвижении; участие в системе самоуправления; навыки социально-коммуникативного общения
Адаптивность к получению информации Владение методами доступа к информации; активность; инициативность; темп конспектирования; восприятие терминологии; владение приемами конспектирования
Адаптивность к представлению усвоенного знания Преобладающая форма ответа, воспринимаемая преподавателем; самостоятельность в представлении усвоенного знания; умение отвечать на вопросы; потребность в поддержке при ответе
Коммуникативно-личностная адаптивность Коммуникативность; волевые качества; мотивированность в общении; целеустремленность; активность; умение прогнозировать свое поведение
Таблица 1. - Характеристика сфер адаптивности к обучению учащихся с ограниченными возможностями здоровья
Для реализации социально-педагогического сопровождения результаты опытно-
экспериментальной работы позволили выделить качественно отличающиеся между собой по уровню сформированности адаптивных возможностей группы студентов с ограниченными возможностями здоровья. Так, в процессе исследования был выделен адаптивно-самостоятельный уровень, который
характеризуется тем, что обучающийся умеет самостоятельно решать проблемы, связанные с передвижением по зданию образовательного учреждения, общением, обучением и проявлением социальной активности, самостоятельности, инициативности при самообразовании. Адаптивно-фасилитивный уровень - решение проблем, возникающих в процессе обучения, проявлении активности через оказания помощи со стороны разных сотрудников образовательного учреждения. Низко-адаптивный уровень, его имеют обучающиеся не умеющие самостоятельно преодолевать трудности, которые возникают при обучении, являются не активными, и имеют ярко выраженные коммуникативно-личностные проблемы [2;3].
Полученные материалы позволили разработать функциональную модель
организации социально-педагогического
сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья при обучении в профессиональных образовательных
учреждениях. Разработанная модель состоит из взаимосвязанных между собой компонентов; диагностический, проектно-целевой,
организационный, содержательный,
технологический, мониторинговый и
результативный [2;4]. Данное взаимодействие обеспечивает комплексный подход,
предполагающий учет всех составляющих самого процесса сопровождения: целеполагание, комплексную диагностику, индивидуальные и групповые формы работы, обучающую работу со специалистами, реализующими сопровождение. Само содержание социально-педагогического сопровождения определяется этапами обучения. Проведя анализ условий обучения в профессиональных образовательных
учреждениях можно выделить следующие подэтапы становления обучающегося как специалиста и профессионала: адаптация и овладение основами обучения в профессиональных образовательных
учреждениях; интеграция в коллектив обучающихся, накопление опыта социального
поведения и учебной деятельности; введение в деятельность профессиональную и практическую, накопление практического опыта; овладение основными профессиональными компетенциями; результативность.
Для определения уровня адаптивных возможностей к обучению использовались такие методы и методики как личностный опросник MPQ, краткий отборочный интеллектуальный тест В.Н. Бузина, методика А.А. Реана; В.А. Якунина (оценка мотивов учебной деятельности), методика Ч.Д. Спилбергера (адаптированная Ю.Л. Ханиным) (определение уровня ситуативной и личной тревожности), анкетирование, наблюдение, беседа [2-4].
Данные по уровню адаптивности к обучению, полученные в ходе экспериментальной работы на начало реализации социально-педагогического сопровождения в контрольной (КГ) и экспериментальных (ЭГ), группах примерно одинаков (см. табл. 2). Так, в них преобладает низкий уровень адаптивности к социокультурной сфере образовательного учреждения, получению информации и представлению знаний в процессе обучения, коммуникативно-личностной
адаптивности. Условно по уровню адаптивности для реализации социально-педагогического сопровождения были определены группы обучающихся.
Таблица 2. - Динамика изменения уровня адаптивности к обучению (в %)
Уровни адаптивности Контрольная группа Экспериментальная группа Норма
До* После** До После
Адаптивность к условиям социокультурной с реде образовательного учреждения
Адаптивно-самостоятельный 10,4 10,4 9,4 73,4 87,4
Адаптивно-фасилитивный 41,4 44,8 39 17,2 12,6
Низко адаптивный (дезадаптивный) 48,2 44,8 51,6 9,4 -
Адаптивность к получению информации
Адаптивно-самостоятельный 13,8 12 14 71,9 89
Адаптивно-фасилитивный 36,2 41,4 32,8 20,3 11
Низко адаптивный (дезадаптивный) 50,3 46,6 46,6 7,8 -
Адаптивность к представлению усвоенного знания
Адаптивно-самостоятельный 12 15,5 12,5 70,3 82,2
Адаптивно-фасилитивный 27,7 29,3 29,7 21,9 17,2
Низко адаптивный (дезадаптивный) 60,3 55,2 57,8 7,8 -
Коммуникативно-личностная адаптивность
Адаптивно-самостоятельный 17,2 20,7 15,6 81,3 87,5
Адаптивно-фасилитивный 29,4 31,1 32,8 14 12,5
Низко адаптивный (дезадаптивный) 53,4 48,2 51.6 4,7 -
Как видно из представленной таблицы 2, организация и реализация социально-педагогического сопровождения способствовали изменению уровня адаптивности, а, следовательно, и усвоению знаний и овладению практическими умениями, стимулированию студентов с ограниченными возможностями здоровья на самопроявление, самоактивность и самореализацию в процессе их жизнедеятельности.
При анализе работы по организации и реализации социально-педагогического
сопровождения были выявлены следующие проблемы:
- на этапе адаптации и овладения основами обучения особое внимание заслуживает работа тьютора [5] со студентом. К сожалению, образовательные учреждения не имеют отдельную штатную единицу, которая осуществляла бы данную деятельность. Сотрудники, в чьи обязанности вменяется
реализация функций тьютора, не обладают достаточными знаниями в области особенностей развития данной категории обучающихся, технологии реализации самого социально-педагогического сопровождения. Не все специалисты способны адаптироваться к потребностям и особенностям обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- этап интеграции в коллектив более эффективен, когда в социально-педагогическое сопровождение включается и студенческий актив, способствующий повышению роли
обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, созданию социокультурной среды, обеспечивающей наиболее полное
самопроявление таких студентов. Проблема организации такого вида взаимодействия заключается в пассивности, отсутствии инициативности не только самих обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, но и
старшекурсников, не имеющих ограничение по здоровью;
- на этапе введения в профессию и овладение основными профессиональными компетенциями проблема была выявлена при взаимодействии сотрудников баз практик, являющихся впоследствии потенциальными работодателями и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Предупреждение гиперопеки является одной из составляющих данного этапа. По отношению к данной категории обучающихся, сотрудники центров проявляют жалость, недоверие что мешает им качественному овладеть профессиональными компетенциями в практической деятельности. Сопровождение обучающегося на базе практики должен осуществлять тьютор, а также сотрудник данного центра, учреждения или организации.
Проведенный опрос специалистов, участвующих в процессе сопровождения, позволил выделить наличие таких проблем, как:
- отсутствие регламентации нормативно-правовыми документами организации социально-педагогического сопровождения обучающихся с инвалидностью в процессе их обучения в образовательных учреждениях;
- финансовое обеспечение реализации социально-педагогического сопровождения в различных типах образовательных учреждений;
- новые подходы к проведению методической работы с педагогами и сотрудниками профессиональных образовательных учреждениях по вопросам организации обучения и участия в сопровождении;
- современные адаптированные программы и планы для профессиональной подготовки в рамках ФГОС и с учетом профессиональных стандартов.
Литература:
1. Михайлова Т.А. Теоретические аспекты реализации социально-педагогического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья при интегрированном обучении / Т.А. Михайлова // Среднее профессиональное образование. - 2007. - № 7. - С. 5354.
2. Михайлова Т.А. Социально-педагогическое сопровождение студентов с особыми адаптивными возможностями в процессе получения среднего профессионального образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Михайлова Татьяна Александровна. - М.: РГСУ, 2008. - 24 с.
3. Михайлова Т.А. Специфика развития студентов
с особыми адаптивными возможностями: научный журнал / Т.А. Михайлова // Социальные отношения. -Выпуск 4 (11). - 2014. - С. 27-36.
4. Федоров О.Г. Моделирование различных социальных процессов в системе образования: научно-практический журнал / О.Г. Федоров // Акмеология. -2014. - № 3(51). - С. 82-88.
5. Федоров О.Г. Посредничество как содержание социально-педагогической деятельности: научный журнал // Социальные отношения. - 2011. - № 1(2). - С. 38-44.
6. Ярская В., Бабаян И. Инклюзивная молодежная политика нового поколения / В. Ярская, И. Бабаян // Вестник СГТУ. - 2014. - Вып. 77. - № 4. - С. 149-157.
Сведения об авторе:
Михайлова Татьяна Александровна (г. Москва, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной коммуникации и организации работы с молодежью Московского государственного психолого-педагогического университета, e-mail: [email protected]
Data about the author:
T. Mikhailova (Moscow, Russia), candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of social communication and organization of work with youth of the Moscow state University of psychology and education, e-mail: [email protected]