© Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №2(10), 2012
• www.sisp.nkras.ru
УДК 376
КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ:
ЦЕЛИ И ВАРИАНТЫ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ
Степанова О.А.
Автор представляет результаты исследования теоретических и организационных подходов к созданию службы комплексного сопровождения профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях начального и среднего профессионального образования. Такая служба обеспечивает необходимые условия для качественного профессионального образования и профилактики социальной и личностной неуспешности обучающихся с двигательными и сенсорными нарушениями, стойкими образовательными трудностями вследствие социальных или органических причин. В статье рассматриваются основные характеристики и варианты институционализации службы комплексного сопровождения, выделяются условия ее успешной работы.
Ключевые слова: обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья; профессиональное образование; служба комплексного (психологопедагогического и медико-социального) сопровождения.
COMPLEX SUPPORT OF THE VOCATIONAL EDUCATION OF PERSONS WITH DISABILITIES: MAIN FEATURES AND VARIANTS OF
INSTITUTIONALIZATION
Stepanova O.A.
The author presents the results of the research of the theoretical and organizational approaches to the creation of services of complex support of professional education of persons with disabilities in institutions of primary and secondary professional education. This service provides creation of necessary conditions for high-quality professional education and prevention of social and personal debts of students with physical and sensory impairments, persistent educational difficulties due to social or organic causes. The article considers the main features and options for the institutionalization of services of complex support, identifies the conditions of its successful work.
Keywords: students with disabilities; vocational education; service complex (psycho-pedagogical and medico-social) support.
Создание в системе образования условий для сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни обучающихся, оказания помощи тем, кто нуждается в психолого-педагогической и медико-социальной помощи как стратегическая задача Г осударственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)» требует особого внимания к проблемам, связанным с достижением лицами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) образовательных результатов, необходимых для успешной социализации и профессиональной деятельности в современной экономике. Нацеленность данной программы на создание средствами образования условий для формирования личной успешности в обществе диктует необходимость в первую очередь решить вопросы обеспечения доступности качественного общего и профессионального образования этой социальной группы, которая крайне неоднородна по своему составу, а, следовательно, нуждается в максимальной индивидуализации форм, методов, средств и содержания обучения.
Анализ научно-исследовательских работ и продуктивного педагогического опыта в сфере образования лиц с ОВЗ свидетельствует о том, что в наибольшей мере вопросы индивидуализации разработаны в отношении детей раннего, дошкольного и школьного возраста с ОВЗ (Е.С.Архипова, Т.Г.Богданова,
В.В.Воронкова, О.П.Гаврилушкина, Л.А.Головчиц, Е.А.Екжанова, М.В.Жигорева, С.Д.Забрамная, Т.С.Зыкова, И.Ю.Левченко, Н.Н.Малофеев, Ю.Т.Матасов, Ю.А.Разенкова, С.Н.Сорокоумова, Е.А.Стребелева,
Л.М.Шипицына, Н.Д.Шматко и др.). Правомерность такой расстановки акцентов очевидна: чем раньше ребенок с ярко выраженными особенностями сенсорного, двигательного, интеллектуального развития или комплексными проблемами и его семья получат необходимую и достаточную помощь со стороны специалистов (медицинских работников, специальных педагогов, педагогов-психологов и др.), тем большую успешность результатов можно прогнозировать. Подтверждением эффективности данного подхода служит создание в России системы специальной (дефектологической) помощи, дифференцированной в зависимости от контингента детей и подростков с ОВЗ и включающей дошкольные образовательные учреждения компенсирующего и комбинированного видов; специальные (коррекционные) образовательные учреждения/классы; образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психоло-го-педагогической и медико-социальной помощи; реабилитационные, коррекционно-диагностические центры и другие учреждения.
Но, как показывает практика, особые образовательные потребности лиц с ОВЗ продолжают сохраняться и на этапе освоения ими профессии/специальности. Для части из них необходимо создание в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования (ОУ НСПО и ВПО) специальных образовательных условий, включающих специальные программы и методы обучения, индивидуальные технические средства обучения и среду жизнедеятельности, а также педагогические, медицинские,
социальные и иные услуги, без которых невозможно (затруднено) освоение ими общеобразовательных и профессиональных образовательных программ. Для молодежи данной социальной группы, подчеркивают В.З.Кантор и другие исследователи, сам факт поступления в колледж или вуз и начало профессионального обучения «знаменуют собой первый в их жизни действительный шаг в направлении социальной интеграции, ибо предшествующие образовательные этапы проходились ими в педагогических учреждениях сегрегационного типа» [7]. Этот шаг сопряжен с ситуацией, характеризующейся как точка бифуркации и «кризис перехода» из одной образовательной среды в другую, в связи с чем ОУ НСПО и ВПО становятся своеобразным «испытательным стендом», который «моделирует действия психолого-педагогических механизмов социальной адаптации и интеграции инвалидов, функционирующих в масштабах общества в целом» [7, с.4]. Включение лиц с ОВЗ в учебно-профессиональную среду фактически выступает как этап приобретение ими опыта социальной адаптации и интеграции. Значимость вопроса резко возросла в 2008 г в связи с присоединением Российской Федерации к Конвенции о правах инвалидов, декларировавшей право и возможность детей, молодежи и взрослых с ОВЗ жить и обучаться в наименее ограничивающей среде и провозгласившей курс на их социальную и образовательную инклюзию.
С экономической и социальной точки зрения важно обеспечить для лиц с ОВЗ возможность построения профессионального будущего, интеграцию в сферу производства и в общество. «Если мы дадим людям с ограниченными возможностями здоровья полноценное образование, мы сможем переходить от распределительной концепции и социальной помощи к реабилитационной концепции. Человек с ограниченными возможностями здоровья, который получил полноценное образование, имеет гораздо более высокий шанс получить высококвалифицированную работу, занять достойное место в жизни», - утверждает
О.Н.Смолин. Зарубежные ученые придают особое значение разработке вопро-
сов обеспечения перехода от школьного образования к профессиональной деятельности молодежи с легкими физическими и психическими расстройствами, то есть тех, кто потенциально способен к активной трудовой деятельности, карьерному росту, экономическому самообеспечению и социальной самореализации [14].
Одним из условий, обеспечивающих академическую, социальную и личностную успешность лиц с ОВЗ в учреждениях профессионального образования выступает комплексное - психолого-педагогическое и медико-социальное -сопровождение как органичная составляющая образовательного процесса. Однако, несмотря на важность и актуальность решения данной проблемы, исследователи констатируют серьезные пробелы в ее научной разработке и отсутствие адекватных теоретико-методических подходов к вопросам развития лиц с ОВЗ как субъектов профессионально-образовательной деятельности [7]. Считаем, что исследование различных аспектов сопровождения профессионального образования лиц с ОВЗ одинаково важно как для ситуаций, в которых профессиональное обучение осуществляется в гомогенных учебных группах, так и тогда, когда овладение профессией/специальностью организовано в гетерогенных
- смешанных по составу (лица с ОВЗ и их сверстники без таких ограничений) -учебных группах, по отношению к которым в последнее время все чаще применяется термин «инклюзивные группы». Если специфика профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ в условиях ОУ ВПО в определенной степени раскрыта в научно-исследовательских и методических работах (Б.Б.Айсмонтас, В.Д.Батухтин, Е.О.Гордиевская, В.П.Иванова, В.З.Кантор,
С.И.Кондратьева, Ю.Н.Мануйлова, Е.А.Мартынова, В.В.Мурашко, Г.С.Птушкин, О.М.Рожко, Д.Ф.Романенкова, П.В.Романов, О.Е.Рощенко, М.А.Рощина, О.А.Тарасова, В.Н.Севастьянов, Л.Н.Смирнова, А.Г.Станевский,
В.И.Швецов, Е.Р.Ярская-Смирнова и др.), то цели, задачи, формы, содержание и методы сопровождения их профессионального обучения в ОУ НСПО до на-
стоящего времени изложены достаточно фрагментарно, по отношению к отдельным категориями лиц с ОВЗ (О.А.Антонова, К.Н.Гоженко, С.П.Мадилов, Т.А.Михайлова, А.В.Пархоменко, Е.М.Старобина, О.А.Степанова,
О.А.Сычугова, О.А.Чиж, Ф.С.Яруткина и др.) и не представлены в виде целостной, научно и методически обоснованной системы.
Разработка вопросов комплексного сопровождения профессионального образования лиц с ОВЗ прежде всего связана с четким определением содержания самого понятия «сопровождение», а также с объективизацией его целей, задач, направлений и разработкой структурно-функциональной модели. В наиболее общем - междисциплинарном - плане сам термин «сопровождение» означает «идти рядом с человеком, движущимся вперед, преодолевая трудности» и используется по отношению к человеку, которому нужна «помощь, поддержка в преодолении возникающих (возникших) трудностей (проблем) в процессе самореализации, достижения жизненно важных целей» [6, с. 4].
С позиций уровневого подхода сопровождение развития человека представляет собой на уровне всеобщего «его социальное взаимодействие с окружающими людьми, функциями воздействий которых является развитие этого человека на его жизненном пути, в разнообразных личных и социальных ситуациях»; «совместные действия (система, процесс, вид деятельности) людей по отношению друг к другу в их социальном окружении, осуществляемые ими во времени, в пространстве (институциональность взаимодействия) и в соответствии с присущими им ролями» [5]. Характер сопровождения может быть различным, и в каждом конкретном случае определяется категорией «отдельное». В связи с этим в практической деятельности и научной литературе выделяются видовые понятия «педагогическое сопровождение», «медицинское сопровождение», «психологическое сопровождение», «социально-педагогическое сопровождение» и др.
Современные представления о месте и роли сопровождения в развитии личности дают основание анализировать его как процесс (совокупность действий принятия и реализации решений), метод (создание условий принятия решений в ситуации жизненного выбора) и службу (организация специалистов, осуществляющих процесс принятия решений) [4].
Исследователи подчеркивают некоторую синонимичность, но не рядопо-ложенность понятий «сопровождение», «поддержка», «помощь» [4, 5, 15]. Наиболее четкую их дифференциацию, на наш взгляд, применительно к широкому понятию «педагогическое сопровождение» выполнили Е.В.Яковлев,
Н.О.Яковлева, считающие, что в отличие от помощи и поддержки, представляющих собой «разовые акции», педагогическое сопровождение имеет продолжительный и непрерывный характер; оно всегда «привязано» к определенному процессу, дополняет и сопутствует ему, а помощь и поддержка - временные воздействия, обеспечивающие краткие связи с данным процессом. Сопровождение требует непосредственного взаимодействия и контакта педагога с воспитанником, тогда как помощь и поддержка могут осуществляться «на расстоянии». Сопровождение - это осуществление конкретных действий со стороны педагога, в то время как помощь и поддержка могут иметь рекомендательно-абстрактный характер, предполагающий реализацию предлагаемых процедур самим воспитанником. Сопровождение строится на результатах диагностики и требует проектирования предпринимаемых действий, а помощь и поддержка имеют «оперативный характер и могут осуществляться исходя из интуиции и опыта педагога». Наконец, сопровождение является «более масштабным педагогическим явлением, которое в свой состав может включать и помощь и поддержку» [15, с.79].
В контексте сложных задач, которые приходится решать системе образования в социально-демографических и социально-психологических условиях начала XXI века, сопровождение образовательного процесса нередко рассмат-
ривается как комплексное по своей структуре явление, а в научный лексикон и образовательную практику прочно вошли понятия «психолого-педагогическое и медико-социальное», «психолого-медико-педагогическое», «комплексное сопровождение» как особый вид помощи ребенку, его родителям, педагогам в решении сложных проблем, связанных с обучением и воспитанием, лечением, социализацией, становлением подрастающего человека как личности. Например, психолого-медико-педагогическое сопровождение предлагает широкий спектр долгосрочных мер комплексной помощи, осуществляемой в процессе согласованной работы специалистов разного профиля (педагогов, учителей-дефектологов, психологов, медицинских работников и социальных педагогов).
Применительно к ситуации обучения лиц с ОВЗ в ОУ НСПО нужно говорить об организации именно комплексного - психолого-педагогического и медико-социального - сопровождения, нацеленного, с одной стороны, на создание на этапе получения профессии/специальности условий обучения, воспитания и развития, адекватных их индивидуальным особенностям и потребностям, а с другой - на профилактику ситуаций и состояний риска адаптационных нарушений в социальном и личностном развитии [11]. Оба аспекта комплексного сопровождения нам представляются равноценными, при этом первый определяет преимущественно академическую успешность обучающихся с ОВЗ и дает возможность на необходимом и достаточном уровне овладеть профессиональными компетенциями. Второй аспект связан с обеспечением в рамках образовательного процесса условий, способствующих развитию социальных компетенций и адаптационного потенциала личности, позволяющего активно приспосабливаться к изменяющейся среде с помощью различных социальных средств. Системный характер сформулированных целей дает основание считать, что такая деятельность должна выполняться единой командой, в которую включены как педагогические работники ОУ, так и специалисты так называемых помо-
гающих профессий - специальные педагоги (дефектологи), специальные психологи, социальные педагоги, врачи, тьюторы и другие.
Экспликация сущностных характеристик педагогического сопровождения, выделенных в широком образовательном контексте [15], на процесс комплексного сопровождения профессионального образования лиц с ОВЗ позволяет выделить следующие наиболее важные характеристики:
- деятельностная природа сопровождения, предполагающая проявление активности и влияния на сопровождаемое явление;
- управляемый характер, связанный с некоей заданной оптимальной траекторией, в соответствии с которой обеспечивается развертывание сопровождаемого явления;
- индивидуальный характер (содержательная адресность, соответствующая сложившимся условиям и особенностям сопровождаемого процесса);
- функционирование в специально созданной среде, задающей оптимальные условия для существования сопровождаемого явления;
- непрерывность реализации, наличие начала и конца сопровождения;
- опора на результаты мониторинга, которые детерминируют наполнение действий по сопровождению.
Первым шагом на пути организации в ОУ НСПО Службы комплексного сопровождения профессионального образования лиц с ОВЗ (СКС) является ее институционализация, позволяющая спроектировать и зафиксировать структурно-содержательные особенности деятельности службы, объединяющей усилия специалистов помогающих профессий и педагогического корпуса ОУ НСПО, что поможет достигнуть не только значительных образовательных, но и коррекционно-развивающих (шире - реабилитационных) результатов, создавая
благоприятную почву для социальной и профессиональной интеграции выпускников с ОВЗ. С точки зрения нормативно-правовой поддержки создания службы комплексного сопровождения статья 10 Закона города Москвы «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» № 16 от 28.04.2010 г. прямо указывает на то, что «государственные образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования осуществляют психолого-медико-педагогическую коррекцию ограничений возможностей здоровья обучающихся, направленную на восстановление или компенсацию нарушенных функций» [2]. Утверждение Приказом Департамента города Москвы № 382 от 01.06.2011 Ведомственного перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственными учреждениями, находящимися в ведении Департамента образования города Москвы, позволяет отдельной строкой учитывать и, соответственно, финансировать государственные образовательные услуги предоставления начального профессионального образования (Раздел 1, п.4) и профессиональной подготовки (Раздел 2, п.9) «в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов (в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий), а также такие государственные услуги в сфере образования, как «предоставление психологопедагогической и медико-социальной помощи детям, имеющим проблемы в развитии, обучении, социальной адаптации и т.п.» (Раздел 2, п.1) и «предоставление специальных условий обучения (воспитания) детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам» (Раздел 2, п.2). Вместе с тем вызывает некоторое удивление отсутствие в данном перечне аналогичных позиций, распространяющихся на профессиональное образование лиц с ОВЗ в учреждениях СПО и ВПО (Раздел 1, пп. 5, 6).
Создание и функционирование в ОУ НСПО СКС, ее место и значение в целостном образовательном процессе должны быть закреплены с помощью
комплекта локальных актов конкретного учреждения, в который входят Приказ руководителя ОУ о создании службы, положение о Службе комплексного сопровождения, должностные инструкции специалистов, включенных в деятельность СКС и др. К сожалению, анализ работы ОУ НСПО города Москвы, обучающих лиц с ОВЗ, свидетельствует об отсутствии во многих из них таких локальных актов, что приводит к невозможности создания и тем более полноценной работы службы комплексного сопровождения во всем многообразии ее функций. Наибольшую трудность, безусловно, представляет выстраивание медицинского направления в системе комплексного сопровождения, но тем важнее и ценнее будет результат работы ОУ НСПО, если ему удастся активизировать и эффективно использовать ресурсы этой составляющей [1]. Особенно огорчает и удивляет отсутствие регламентирующих документов в тех учреждениях, которые на протяжении последних пяти-семи лет осуществляют ежегодный набор лиц с нарушениями слуха, стойкими образовательными затруднениями или умственной отсталостью в гомогенные учебные группы. Ведь разработка и утверждение приказом директора, например, «Положения о службе комплексного сопровождения профессионального образования лиц с ОВЗ» как структурном подразделении ОУ НСПО, других локальных актов позволяет не только структурировать деятельность педагогического коллектива сообразно целям социализации и интеграции данной группы обучающихся, но и повысить его ответственность за результаты такой работы в целом.
Другим вариантом организации комплексного сопровождения как системной деятельности по созданию условий, обеспечивающих доступность качественного образования и социально-профессиональной интеграции обучающихся с ОВЗ, является создание в ОУ НСПО психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк). В соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ от 27.03.2000 №27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения», консилиум может быть орга-
низован на базе образовательного учреждения любого типа и вида независимо от организационно-правовой формы приказом руководителя образовательного учреждения при наличии соответствующих специалистов. Цель деятельности ПМПк - «обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся» [8].
В современной интерпретации консилиум ОУ - это постоянно действующий, скоординированный, объединенный общими целями коллектив специалистов, реализующих ту или иную стратегию сопровождения как обучающегося, так и образовательной среды в целом. Основные задачи его деятельности - выделение обучающихся, нуждающихся в дополнительной помощи специалистов; разработка и индивидуализация образовательного маршрута (учебного плана) «внутри» стандартных образовательных программ; реализация коррекционноразвивающей деятельности и комплексного сопровождения обучающегося с ОВЗ силами специалистов консилиума и педагогического коллектива ОУ; оценка эффективности дополнительной помощи и координация взаимодействия специалистов по ее оказанию [3]. Данная форма работы положительно зарекомендовала себя в учреждениях общего образования и, думается, что знакомство руководящих и педагогических работников ОУ НСПО с теми возможностями, которые она открывает, поможет заложить прочную институциональную базу для организации комплексного сопровождения обучающихся с ОВЗ независимо от того, в каких условиях (в гомогенной или гетерогенной группе) организовано их профессиональное обучение.
В тех случаях, когда ОУ НСПО планирует в среднесрочной перспективе работать со значительным контингентом лиц с ОВЗ, будет уместно рассмотреть
возможность еще одного варианта организации комплексного сопровождения в рамках иного - более крупного и относительно самостоятельного подразделения - Учебно-производственного центра, Центра профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья или Учебнопроизводственной лаборатории социально-психолого-педагогического сопровождения, функционирование которых также основывается на локальных актах ОУ. Опыт создания таких центров есть как в региональных, так в столичных ОУ НСПО [9, 10, 13].
Еще один вариант организации комплексного сопровождения профессионального образования лиц с ОВЗ - встраивание его как составной части в тттиро-кую систему социально-психологической и педагогической поддержки обучающихся. Например, выделение сопровождения обучающихся с ОВЗ как относительно самостоятельного направления деятельности Центра социальнопсихологической и педагогической поддержки как структурного подразделения ОУ. Работа такого центра строится на комплексном подходе, системности, мно-гоэтапности и измеряемости результатов каждого этапа, личностноориентированном подходе, взаимном участии педагогов в программах и проектах центра [12].
Таким образом, организация службы комплексного (психологопедагогического и медико-социального) сопровождения как особой системной деятельности, нацеленной на обеспечение в рамках образовательного процесса условий профессионального обучения, воспитания и развития, адекватных индивидуальным особенностям и потребностям обучающихся с ОВЗ, а также профилактику ситуаций и состояний риска адаптационных нарушений в их физическом, социальном и личностном развитии, позволит расширить доступность и повысить качество образования лиц с ОВЗ в ОУ НСПО. При этом форма институционализации сопровождения и его структурно-функциональная модель вариативны и определяются администрацией и педагогическими работ-
никами ОУ самостоятельно исходя из потребностей уже обучающегося и планируемого в среднесрочной перспективе контингента лиц с ОВЗ, материальнотехнических, кадровых и иных ресурсов учреждения.
Результативность деятельности службы напрямую будет определяться четким соблюдением следующих условий:
- соблюдение инвариантного алгоритма реализации комплексного сопровождения, включающего диагностико-аналитический, проектировочный, деятельностный, контрольно-оценочный этапы;
- индивидуализация задач, направлений, методов и технологий комплексного сопровождения профессионального образования лиц с ОВЗ с учетом их актуальных образовательных потребностей и социальной ситуации развития;
- нацеленность работы специалистов службы сопровождения и всего педагогического корпуса ОУ НСПО на создание условий, обеспечивающих не только академическую, но и социальную, личностную успешность обучающихся с ОВЗ и их социальную интеграцию;
- наличие у специалистов службы сопровождения и педагогических работников положительной устойчивой мотивации и ценностного отношения к решению задач комплексного сопровождения, стремление к профессиональному совершенствованию в данной сфере;
- вовлечение в процесс сопровождения всех заинтересованных субъектов (семья, педагогический коллектив, общественные организации, работодатели и др.), организация их взаимодействия и активизация роли самих обучающихся с ОВЗ в достижении целей социально-профессиональной адаптации и интеграции.
Список литературы
1. Амиридзе С.П., Степанова О.А. Комплексная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях СПО: медицинские аспекты // Научные исследования в образовании (Приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица»). 2011. № 9. С. 9-15.
2. Закон города Москвы «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» № 16 от 28.04.2010 г. ЦКЬ:
http://www.educom.ru/ru/documents/prav_akt/moscow_laws/16.pdf (дата обращения: 04.09.2011).
3. Инклюзивное образование в России. М.: Детский Фон ООН (ЮНИСЕФ), 2011. 89 с.
4. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / Под науч. ред. Л.М. Шипицыной и Е.И. Казаковой. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. 108 с.
5. Липский И.А. Педагогическое сопровождение развития личности: тео-
ретические основания // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: Сборник научных трудов. Волгоград, Перемена, 2004 С. 280-287. ЦКЬ: http://www.hotel-olimp.ru/page/Statii/Soprov.htm (дата обращения:
04.01.2012).
6. Мардахаев Л.В. Социально-педагогическое сопровождение и поддержка человека в жизненной ситуации // Педагогическое образование и наука.
2010. № 6. С. 4-10.
7. Научно-методическое обеспечение индивидуализации образовательного маршрута и психолого-педагогического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья в системе высшего образования: Пособие для преподавателей вузов / Сост.: С.А. Гончаров, В.З. Кантор, М.И. Никитина,
С.А. Расчетина, В.В. Семикин. СПб., 2002. 140 с.
8. Письмо Министерства образования Российской Федерации от
27.03.2000 №27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме
(ПМПк) образовательного учреждения» URL: http://www.lawmix.ru/pprf/71491 (дата обращения: 04.09.2011).
9. Профессиональное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. (Из опыта работы) / Сост. - О.А.Антонова, Т.Р.Стрелкова. М: ТЦ Сфера, 2009. 144 с.
10. Социально-трудовая адаптация и профориентация детей-сирот, детей с нарушением физического и умственного развития в Учебнопроизводственном центре начального профессионального образования (из опыта работы Г осударственного образовательного учреждения «Профессиональное училище № 14 г. Тамбова») // Вестник образования России. 2007. № 10. С. 2335.
11. Степанова О.А. Модель профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья // В мире научных открытий. 2011. №2.1(14). С. 348-355. (Серия «Проблемы науки и образования»).
12. Татару Н.Д., Казанцева Н.А. Центр социально-психологической и педагогической поддержки // Профессиональное образование. Столица. 2006. № 8. С. 20-21.
13. Учебно-производственная лаборатория социально-психологопедагогического сопровождения URL: http:// medpsy.ru (дата обращения:
08.01.2012).
14. Шпилев Д. А., Иудин А. А. Социальные реформы в современной Германии: проблема неравенства в системе образования // Вопросы образования.
2011. №1. С. 125-142.
15. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Сопровождение как педагогический феномен // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2010. № 4. С. 7483.
References
1. Amiridze S.P., Stepanova O.A. Nauchnye issledovaniya v obrazovanii - Research in education, no.9 (2011): 9-15.
2. Zakon goroda Moskvy «Ob obrazovanii lits s ogranichennymi vozmozh-nostyami zdorov'ya v gorode Moskve» № 16 ot 28.04.2010. [Moscow City Law «On Education of Persons with Disabilities in the city of Moscow» № 16 dated 28.04.2010 year] http://www.educom.ru/ru/documents/prav_akt/moscow_laws/16.pdf (accessed September 4, 2011).
3. Inklyuzivnoe obrazovanie v Rossii [Inclusive education in Russia]. Moscow: UNISEF Publ., 2011. 89 p.
4. Kompleksnoe soprovozhdenie i korrektsiya razvitiya detey-sirot: sotsial'no-emotsional'nye problemy [Complex accompaniment of correction and development of children-orphans: the socio-emotional problems]. Sankt-Peterburg: Institut spet-sial'noy pedagogiki i psikhologii Publ., 2000. 108 p.
5. Lipskiy I.A. Teoretiko-metodologicheskie problemy sovremennogo vospita-niya [The theoretical-methodological problems of modern education] http://www.hotel-olimp.ru/page/Statii/Soprov.htm (accessed January 4, 2012).
6. Mardakhaev L.V. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka - Teacher education and science, no. 6 (2010): 4-10.
7. Nauchno-metodicheskoe obespechenie individualizatsii obrazovatel'nogo marshruta i psikhologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya studentov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v sisteme vysshego obrazovaniya [Scientific-methodological provision of the individualization of educational route and psychological-pedagogical support of students with disabilities in higher education] Sankt-Peterburg: The Herzen State Pedagogical University of Russia Publ., 2002. 140 p.
8. Pis'mo Ministerstva obrazovaniya Rossiyskoy Federatsii ot 27.03.2000 №27/901-6 «O psikhologo-mediko-pedagogicheskom konsiliume (PMPk) obrazovatel'nogo uchrezhdeniya» [Letter of the Ministry of education and science of the Rus-
sian Federation from 27.03.2000№27/901-6 "On the psychological-medical-pedagogical consultation educational institution"] http://www.lawmix.ru/pprf/71491 (accessed September 4, 2011).
9. Professional'noe obrazovanie lits s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya. (Iz opyta raboty) [Professional education of persons with disabilities] Moscow: TC Sfera Pabl., 2009. 144 s.
10. Karpova G.I. Vestnik obrazovaniya Rossii - Educational bulletin of Russia, no.10 (2007): 23-35.
11. Stepanova O.A. V mire nauchnykh otkrytiy - In the world of scientific discoveries, no. 2.1(14) (2011): 348-355.
12. Tataru N.D., Kazantseva N.A. Professional'noe obrazovanie. Stolitsa - Vocational education. The Capital, no. 8 (2006): 20-21.
13. Uchebno-proizvodstvennaya laboratoriya sotsial'no-psikhologo-
pedagogicheskogo soprovozhdeniya [The educational-industrial laboratory of socio-psychological and pedagogical support] http:// medpsy.ru (accessed January 8, 2011).
14. Shpilev D. A., Iudin A. A. Voprosy obrazovaniya - The issues of education, no. 1 (2011): 125-142.
15. Yakovlev E.V., Yakovleva N.O. Sovremennaya vysshaya shkola: innovat-sionnyy aspect - Modern higher school: the innovative aspect, no.4 (2010): 74-83.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Степанова Ольга Алексеевна, ведущий научный сотрудник, кандидат педагогических наук, доцент
Научно-исследовательский институт развития профессионального образования
Потаповский пер., д. 16, стр. 10, Москва, 110000, Россия e-mail: [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHOR
Stepanova Olga Alekseevna, leading researcher, Ph.D. in Pedagogical Science, associate professor
Scientific-research institute of development of vocational education
16, str.10, Potapovskiy lane, Moscow, 110000, Russia e-mail: [email protected]
Рецензент:
Михайлова Н.Н., зав. лабораторией экспериментальной деятельности и реализации национального проекта, доктор педагогических наук, профессор, Научноисследовательский институт развития профессионального образования