ПШОМИЧЕШЕ ИНУ ки
СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ ОТ ИНФОРМАЦИИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
О. В. Погожева
SOCIAL-LEGAL MECHANISMS OF PROTECTING CHILDREN FROM INTERNET INFORMATION
Pogozheva O. V.
The specifics of information-psychological influence upon the personality are considered in the article; the alternative regional expert-psychological service (REPS) as an innovation form of helping children with different addictions (Internet-addictions) is described.
Key words: the personality, information-psychological influence, Internet-addictions, social-legal mechanisms.
В статье рассмотрена специфика информационно-психологического воздействия на личность; описана альтернативная региональная экспертно-психологическая служба (РЭПС) как форма инновационной помощи детям с различными видами аддик-ций (Интернет-аддикций).
Нлючевы/е слова: личность, информационно-психологическое воздействие, Интер-нет-аддикции, социально-правовы1е механизмыI.
УДК 37.013.8:316.6
Проблема избранной темы актуальна и представляет в настоящее время естественную востребованность в разрешении как научных, так и практических вопросов государственной политики в отношении детей и подростков, которые подвергаются негативному психологическому воздействию информацией, в т. ч. и через сеть Интернет, а это не только здоровые дети, но и дети с различными видами аддикций.
Сегодняшний мир с полным основанием можно назвать миром информационным. Технический прогресс, усовершенствовав средства коммуникации, сделал современный мир более компактным, более взаимосвязанным, но и более управляемым. Процессы глобализации проходят в мире отнюдь не безболезненно. И каков этот мир будет в будущем, во многом зависит от той модели мироустройства, которая будет спроецирована на психику и сознание человека сегодня. Противоборство между странами, имеющее место в информационной сфере, стало реалией уже в середине двадцатого века. Со всей определенностью в настоящий момент можно сказать, что уже не территория, не природные ресурсы олицетворяют и обеспечивают высокий жизненный уровень народа, а его духовный, интеллектуальный и информационный потенциал.
Насыщенность мира новейшими средствами воспроизведения, передачи и получения информации значительно облегчила информационно-психологическое воздействие на людей и особенно на детей. Мозг челове-
ка, его психика, сознание поддаются изменению и сами, в свою очередь, способны изменять существующую объективную реальность посредством деятельности людей. В этом большое благо (благо созидающего творческого начала в человеке) и большая опасность (опасность стать жертвой чьей-то манипуляции). Современные технологии информационного воздействия позволяют дезориентировать человека в происходящих событиях, управлять его поведением и поступками незаметно для него самого. Причем сегодня такое воздействие оказывается не только на уровне сознания, но и на подсознательном уровне. Информационно-психологическое воздействие позволяет управлять не только отдельными личностями, но и социальными группами (формальными и неформальными), государственными институтами и целыми государствами. Массовое управление, или, точнее, управление массами через средства массовой информации, оказалось достаточно эффективным. Контроль над общественным мнением стал целью глобальной политической борьбы.
Полученная не вовремя, неполная либо искаженная информация ведет к неверному решению, поступку. С древнейших времен существование и выживание человека зависели от двух вещей: того, насколько полно и своевременно он получал информацию об угрозах и опасностях; и того, насколько оперативно и адекватно реагировал на нее.
Очевидно, что двадцать первый век будет эрой дальнейшего развития информационной сферы и борьбы за контроль над каналами прохождения информации (или в целом над средствами коммуникации). Возрастающая значимость информации в миропорядке обусловливает и выделяет актуальность проблемы информационной безопасности и прежде всего в сети Интернет. Но говорить об информационной безопасности резонно только на государственном уровне, на уровне государственных структур.
Компьютеры широко внедряются в повседневную жизнь. Возрастает количество людей, умеющих работать с компьютерными программами, играть в компьютерные игры. Повсеместно распространены салоны
компьютерных игр, игровые автоматы. Освоение программ по пользованию компьютером сопровождается интенсивным их освоением. На работу, учебу, полноценный отдых и общение с близкими и друзьями не хватает времени. Ситуация усугубилась с подключением персональных пользователей к Интернету и особую озабоченность вызывают группы детской и подростковой возрастной категории. Продолжительные исследования в университете Карнеги-Меллона (США) показали, что интенсивное использование Интернета ведет к снижению социальных связей, вплоть до одиночества, к сокращению внутрисемейного общения, развитию депрессивных состояний. Некоторые американские исследователи отмечают, что отсутствие или недостаточный доступ к Интернету усугубляет неравенство между людьми. За последние десять лет Интернет превратился в существенный фактор индивидуального развития и трансформации личности. Исследователи достаточно объективно расценивают как положительные, так и негативные стороны применения Интернета.
Основные разновидности деятельности, осуществляемой посредством Интернета, а именно, общение, познание и игра (развлечение) - обладают свойством захватывать подростка целиком, не оставляя ему иной раз ни времени, ни сил на другие виды деятельности. В связи с этим в настоящее время интенсивно обсуждается феномен (или заболевание, синдром) «(нарко) зависимости от Интернета», или «Интернет-аддикции». Это едва ли не единственная область во всем спектре гуманитарных исследований в Интернете, на разработку которой не претендует никто, кроме клинических психологов. Исследователи исходят из возможности развития зависимости (аддикции) не только от вводимых в организм материальных сущностей, но и от производимых субъектом действий и сопровождающих их эмоций.
В настоящее время многие дети имеют доступ во всемирную сеть Интернет, который содержит огромное количество информации запрещенного характера. Прежде всего, конечно, на родителей возлагается обязанность контроля за ребенком, но и госу-
дарство должно устанавливать запреты по доступу к подобной информации.
Таким образом, государственные органы, образовательные учреждения, родители обязаны оградить детей от информации, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение, путем установления запретов на ее создание, размещение, использование. Культ жестокости, насилия, порнографии, пропагандируемый в СМИ, печатных изданиях неограниченной продажи, в компьютерных играх и др., ведет к неосознанному желанию подростков и молодежи подражать этому, способствует закреплению таких стереотипов поведения в их собственных привычках и образе жизни, снижает уровень пороговых ограничений и правовых запретов, что наряду с другими условиями открывает путь для многих из них к правонарушениям.
Сегодня деятельность многочисленных общественных комитетов, в том числе родительских, по защите от такого воздействия, большое количество обращений граждан в органы государственной власти с просьбами о проверке фактов и защите от вредного воздействия информационных средств на их психику ребенка - все это указывает на серьезное отставание законодательства и средств государственного администрирования от практики общественных отношений в этой сфере.
Считаем, что давно назрела необходимость участия государства и органов местного самоуправления в правовом и организационном регулировании этих процессов.
Современное российское и международное законодательство имеет соответствующую нормативную базу для противодействия информации, наносящей вред здоровью и развитию детей. Так же как и важный для России Европейский суд по правам человека признает, что государства вправе принимать законы, ограничивающие распространение информации и идей, несмотря на их достоинства «как произведений искусства или как вклада в публичное обсуждение проблем», в том числе устанавливать контроль и классификацию информационной
продукции, а при нарушении закона - применять штрафные меры, конфискацию и другие санкции, вплоть до уголовных, когда это необходимо в интересах защиты нравственности и благополучия конкретных лиц или групп лиц (таких, как дети), нуждающихся в особой охране в связи с недостатком зрелости или состоянием зависимости
Мы изучили и современный зарубежный опыт регулирования оборота информационной продукции в интересах защиты прав и законных интересов детей (США, Германии, Великобритании, Франции, Италии и др.), где установлены аналогичные, организационные и правовые гарантии, в том числе предусмотрены строгие ограничения и запреты на распространение среди детей и подростков информации, «разрушающей их нравственность» и «нарушающей их благополучие»; проводится экспертиза информационной продукции, способной нанести вред здоровью и развитию детей; введены возрастные классификации такой продукции и «временной водораздел» в трансляции «детских» и «взрослых передач»; ведутся реестры вредной информационной продукции; созданы специальные контрольно-надзорные органы по защите детей от такой информации; установлены строгие меры ответственности за незаконный оборот информационной продукции.
В соответствии с ФЗ РФ от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» разработка и применение механизма содействия физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей в большей части возлагаются на власти субъектов РФ.
Обратимся к Закону Ставропольского края № 52-кз «О некоторых мерах по защите прав и законных интересов несовершеннолетних» от 29 июля 2009 г., подписанному губернатором Ставропольского края В. В. Гаевским. Этим законодательным актом вводится такая форма профилактики правонарушений и помощи несовершеннолетним, как экспертные комиссии.
В ст. 5 Закона указывается, что «в состав экспертных комиссий входят предста-
вители подразделений органов внутренних дел, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края в области образования, здравоохранения, культуры, спорта, органов или учреждений социальной защиты.
Экспертные комиссии формируются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований Ставропольского края. Положение об экспертной комиссии и ее состав утверждаются органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования Ставропольского края».
В муниципальной целевой программе «Дети „группы риска" на 2006-2010 годы», принятой Ставропольской городской думой от 30 августа 2006 г. № 98 в п.1.15. отмечается, что необходимо открыть и организовать работу межведомственных проблемных научно-исследовательских лабораторий с целью развития научно-исследовательской работы в системе служб защиты населения, содействия расширению обмена научной информацией по результатам социально-психологических прикладных исследований.
Таким образом, экспертные комиссии и проблемные научно-исследовательские лаборатории (службы) фактически призваны организовать и вести работу по профилактики правонарушений, девиантного, в том числе асоциального, поведения среди детей и молодежи.
В контексте озвученных материалов совершенно закономерно выстраивается альтернативная региональная экспертно-психологическая служба (РЭПС) как форма инновационной специализированной, комплексной помощи детям с различными видами аддикциями, актуализированной на сегодняшний день интернет-аддикциями.
Исследования проведенные в Ставропольском государственном университете, показали, что за последние десять лет Интернет превратился в существенный фактор индивидуального развития и трансформации личности. И мы достаточно объективно рас-
цениваем положительные и негативные стороны применения Интернета.
Интернет-аддикции не подчиняются закономерностям формирования зависимостей, выведенным на основании наблюдений за курильщиками, наркоманами, алкоголиками или патологическими игроками. Если для формирования традиционных видов зависимостей требуется определенное время (исключение составляют синтетические наркотики), то для Интернет-зависимости этот срок резко сокращается.
В нашем исследовании были использованы и адаптированы методики, с помощью которых мы смогли в процентном отношении выявить показатели детской и подростковой интернет-аддикции (на примере Ставропольского края по основным и дополнительным базам исследования): психодиагностические (направленные на исследование трех уровней индивидуальности - психодинамического, личностного и уровня метаин-дивидуальности); общепсихологические (наблюдение, констатирующий и формирующий эксперименты, измерение; коммуникативные методы (интервью, опрос); контент-анализ, факторный анализ (т. е. их применение было необходимо в методиках диагностики личностных особенностей: тревожности, невротизации, страха, неуверенности и т. д.) и архивные (изучение личных карточек лиц с патологическими и непатологическими формами девиантного поведения с различными формами зависимостей); организационные методы (метод поперечных срезов и лонгитюдный); личностные и клинические опросники: патохарактероло-гический диагностический опросник А. Е. Личко (1978); клинический опросник для выявления и оценки невротического состояния (Менделевич Д. М., Яхин К. К., 1978); методика определения уровня невротизации и психопатизации (Бажин Е. Ф. в соавт., 1976; Ласко И. Б., 1980); личностный опросник Айзенка (EPI); шкала тревоги (Teulor J., 1953); личностные методики Ах-вердовой О. А., Боева И. В., Волоско-вой Н. Н. и др.
Основной и дополнительными базами исследования послужили общеобразова-
тельные учреждения Ставропольского края. В целом их количество составило 33 района и 26 общеобразовательных учреждений, 3 реабилитационных центра и другие социальные службы.
Кроме того, мы выяснили, что, если долговременные последствия зависимости от алкоголя либо наркотиков хорошо изучены, то применительно к Интернет-аддикции отсутствует возможность их долговременного наблюдения.
Необходимо помнить, что зависимость от Интернета нередко скрывает другие ад-дикции или психические отклонения. Зависимые от Интернета подростки нуждаются в квалифицированной комплексной помощи. Такую помощь нуждающимся могла бы оказать региональная экспертно-психологичес-кая служба (РЭПС).
РЭПС является на сегодняшний день одним из подразделений Психологической службы Ставропольского государственного университета, которая занимается предупреждением, профилактикой и коррекцией форм девиантного поведения с различными видами зависимостей в подростковой среде. В структуру представляемой нами службы входят следующие отделы: экспертная коллегия (психолог, специальный психолог, социальный педагог, психиатр, юрист и т. д.) -основное направление - экспертное заключение; юридический отдел (юристы, консультанты) - основное направление - нормативно-правовое регулирование; служба психологического консультирования (психолог, социальный педагог) - основное направление - психологическое консультирование и коррекция; отдел психиатрической экспертизы (психиатр, психотерапевт, невропатолог) - основное направление - выявление психических отклонений личности; отдел психологической экспертизы (психолог, психоаналитик) - основное направление - выявление психологических отклонений в поведении и личности; отдел психологической реабилитации (психолог, психиатр, со-
циальный педагог, гомеопат) - основное направление - помощь в реабилитации подростков с различными видами зависимостей; отдел защиты и психологической помощи детям и подросткам с аддикциями (интернет, наркомания, алкоголизм).
Можно утверждать, что экспертно-психологическая служба при органах местного самоуправления может играть существенную роль в плане оказания необходимой квалифицированной комплексной помощи нуждающимся. Создание таких служб возможно при муниципальных учреждениях образования и здравоохранения, либо в качестве самостоятельной экспертно-психо-логической службы, взаимодействующей с муниципальными учреждениями здравоохранения и образования.
Целью региональной экспертно-психологической службы является обеспечение психического и психологического здоровья лиц на разных этапах возрастного развития; оказание своевременной психологической, педагогической, юридической помощи и поддержки как детям, так и их родителям, воспитателям и учителям, руководителям образовательных учреждений.
Итак, очевидна необходимость создания в Ставропольском крае инновационных профилактических, реабилитационных учреждений, контролирующих и эксперти-рующих лиц с различными видами зависимостей, в т. ч. и с Интернет-аддикциями. Деятельность муниципальной (региональной) экспертно-психологической службы будет распространяется и на оказание индивидуально-консультативной помощи семьям, имеющим проблемы с детьми подросткового возраста, а также обеспечение контроля и взаимодействия с другими структурными подразделениями, которые могли оказывать соответствующую бесплатную помощь лицам, так как это осуществляется в рамках отдела комплексной специализированной помощи при Психологической службе СГУ.
Об авторе
Погожева Ольга Владимировна, ГОУ ВПО
«Ставропольский государственный университет», кандидат юридических наук, доцент кафедры государственного и международного права.
Сфера научных интересов - формирование патологических и непатологических форма девиант-ного поведения в подростковом возрасте. [email protected]