Научная статья на тему 'Региональная экспертно-психологическая служба как инновационная форма профи- лактики и коррекции девиантного поведения в подростковом возрасте'

Региональная экспертно-психологическая служба как инновационная форма профи- лактики и коррекции девиантного поведения в подростковом возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
435
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТОК / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ / ЗАВИСИМОСТЬ / ПРОФИЛАКТИКА / КОРРЕКЦИЯ / ЭКСПЕРТИЗА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Погожева Ольга Владимировна

В статье рассмотрено современное состояние проблемы девиантного поведения в подростковом возрасте. Автором была предложена модель региональной экспертнопсихологической службы как одной из инновационных форм профилактики и коррекции данной категории детей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Погожева Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональная экспертно-психологическая служба как инновационная форма профи- лактики и коррекции девиантного поведения в подростковом возрасте»

РАЗДЕЛ VI

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.013.8:316.6

Погожева Ольга Владимировна

Кандидат юридических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и психологии Ставропольского государственного университета, [email protected], Ставрополь

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Pogozheva Olga Vladimirovna

The candidate of jurisprudence, the senior lecturer ofchair ofcorrectionalpedagogics and psychology ofthe Stavropol state university, [email protected], Stavropol

REGIONAL EKSPERTNO-PSYCHOLOGICAL SERVICE AS THE INNOVATIVE FORM OF PREVENTIVE MAINTENANCE AND CORRECTION DEVIATIONS THE BEHAVIOUR AT TEENAGE AGE

В процессе демократических преобразований современного российского общества происходит стагнация и разрушение экономической, социальнополитической, духовной сфер. Функционирование общества приобрело разбалансированный характер. Результатами таких процессов в отечественных науках, изучающих поведение человека можно обозначить как противостояние. Поведенческие феномены подвергаются пристальному анализу научных сообществ, что не приводит к получению истинных знаний о предмете, имеющем мультидисциплинарный характер.

Актуальность работ, направленных на изучение патологических и непатологических форм девиантного поведения подростков, на преодоление деструктивных социальных конструктов, на необходимость изучения подросткового возраста как фактора риска девиантного поведения, на установление специфики проявления отклоняющихся форм поведения на основе изучения конституционально-континуального пространства, в котором и происходит становление личности, подчеркивали Ю. А. Александровский; О. А. Ахвердова; И. В. Боев; С. А. Беличева; С. В. Березин; В. М. Блейхер; В. В. Бойко; С. К. Бондырева; В. Л. Васильев; Я. И. Гилинский;

А. В. Гоголева; Т. В. Клименко; М. И. Еникеев; Б. В. Зейгарник; Е. В. Зма-новская; Ю. А. Клейберг; Е. Б. Лабковская; А. Н. Леонтьев; Е. В. Литягина;

О. Ю. Михайлова; Н. Б. Осипян; С. Л. Рубинштейн; Д. И. Фельдштейн;

В. Д. Менделевич; В. Ф. Пирожков; А. В. Погосов; Н. А. Сирота; Г. В. Стар-шенбаум; Ю. В. Съедин; И. А. Фурманов; Ю. С. Шевченко; Б. А. Никифоров; Г. Г. Шиханцов [1; 3; 5; 8; 10; 13; 17].

Попытка понять и раскрыть природу аномальной личностной измечи-вости с позиции социального детерминизма потерпела неудачу и в постиндустриальный период развития России, что наглядно демонстрирует несостоятельность многих научных положений о личности, происхождение аномальности. В связи с этим изучение природы формирования патологических и непатологических форм девиантного поведения подростков с различными видами зависимостей представлет собой актуальную и трудно разрешимую проблему общей психологии и юридической психологии, континуально соединяющей психологическую норму, крайний вариант нормы -акцентуацию и аномальную личностную изменчивость [19, с. 146].

Современный этап развития ориентирует общество на создание условий для полноценного развития человека, основываясь на целостном подходе к формированию развивающей среды. Проблема психологического сопровождения лиц девиантного поведения представляет в настоящее время актуальную и значимую научную проблему. Ее востребованность психологической практикой обусловлена самой ситуацией развития личности на современном этапе. К началу 90-х годов в России частота нервно - психических заболеваний в детском возрасте достигла 15%, в подростковом - 25%. По данным специальных исследований распространенность основных форм психических заболеваний среди школьников возрастает каждые 10 лет на 10-15% (Л. М. Шипицына) [15, с. 51].

Кроме того снижение социально - психологической адаптации до уровня дезадаптации часто приводит к невротизации личности и соматическим нарушениям (О. А. Ахвердова, И. В. Боев) [2; 7; 18].

Подростков, чье поведение отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения, называют трудными или трудновоспитуемыми. Под трудно-воспитуемостью понимается сопротивление педагогическим воздействиям, которое может быть обусловлено самыми разнообразными причинами, связанными с усвоением некоторых социальных программ, знаний, навыков, требований и норм в процессе целенаправленного обучения и воспитания.

Исследованием различных аспектов девиантного поведения занимаются различные науки - правоведение и медицина (психиатрия и наркология), психология и демография, история и статистика, этнография и антропология, однако психологические механизмы, причины, диагностику предрасположенности к девиантному поведению и прочее, то есть девиантное поведение как процесс, изучается, прежде всего, юридической психологией.

Девиантное поведение - один, из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп. То есть этот тип

поведения можно назвать антидисциплинарным. Типичными проявлениями девиантного поведения являются ситуационно обусловленные детские и подростковые поведенческие реакции, такие как: демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематическое отклонение от учебы или трудовой деятельности; систематические уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм детей и подростков; ранняя наркотизация и связанные с ней асоциальные действия; антиобщественные действия сексуального характера; попытки суицида [19, с. 216].

Отметим, что негативные формы девиаций являются социальной патологией: пьянство и алкоголизм, токсикомания и наркомания, проституция, суицид, правонарушения и преступность. Они дезорганизуют систему, подрывают ее основы и наносят значительный ущерб, в первую очередь, личности самого подростка.

Следовательно, необходимость в регулировании поведения людей всегда будет оставаться актуальной, так как существует неразрешимое противоречие между потребностями человека и возможностями их удовлетворения. Стремление к удовлетворению материальных или духовных потребностей является тем внутренним мотивом, который побуждает людей с недостаточно развитой социальной ориентацией к поступкам и действиям, не соответствующим общепринятым нормам поведения. Также факторами отклоняющегося поведения могут стать психологическая невосприимчивость личности к установленным обществом социальным нормам или генетическая предопределенность отклонения.

В тоже время клинико-психопатологические критерии подразумевают дифференциацию девиантного поведения на патологические и непатологические формы [2; 3; 4; 6; 11].

Традиционно патологическое девиантное поведение рассматривается как проявление различных клинических форм пограничной патологии личности: ситуационные патохарактерологические реакции, психогенные патологические формирования личности, формирующиеся психопатии, непроцессуальные психопатоподобные состояния.

С целью дифференциации патологического девиантного и нормального подросткового поведения в отечественной подростковой психиатрии используются следующие критерии: а) склонность к генерализации, т. е. способность реакции возникать в самых разных ситуациях и вызваться самыми различными, в том числе и неадекватными, стимулами. При патологическом девиантном поведении реакции возникают не только в психотравмирующих ситуациях, но и в банальных ситуациях; поводом для патологической реакции могут быть любые раздражители, даже не относящиеся к месту наименьшего сопротивления конкретного психотипа; б) склонность реакций приобретать свойства патологического стереотипа, когда по разным поводам повторяется один и тот же поступок. Например, суицидальные попытки, поиск и употребление наркотиков или алкоголя, психосоматические, истерические реакции в ответ на любой банальный раздражитель;

в) склонность к превышению определенного «потолка» нарушений поведения, никогда не преступаемого в норме, даже в асоциальных подростковых группах; г) склонность рано или поздно приводить к социально-психологической дезадаптации [12].

Весьма близки к названным критерии, предложенные В. В. Ковалевым: наличие интимной связи феноменологии расстройств поведения со структурой и психопатологическими особенностями определенных патохарактерологических синдромов; проявление девиантного поведения за пределами основных для ребенка или подростка микросоциальных групп, в которых отклонения в поведении могут быть вызваны различными неблагоприятными микросоциально-психологическими факторами; полиморфизм девиантного поведения, т. е. наличие девиантных проявлений разного характера - анти-дисциплинарных, антиобщественных, делинквентных, аутоагрессивных у одного и того же подростка; сочетание нарушений поведения с расстройствами невротического типа, включая аффективные соматовегетативные расстройства; динамика девиантного поведения в направлении фиксации стереотипов поведения; перехода их в аномалии характера и патологии влечений с тенденцией к патологической трансформации личности [16, с. 74-76].

Таким образом, на основе проведенного нами теоретического анализа данной проблемы, стало понятно, что необходимо целенаправленное психологическое воздействие на данную категорию детей и подростков.

Психологическая реабилитация подростков с девиантным поведением реализуется, как правило, в специализированных учреждениях, которые называются реабилитационными центрами. Задачами таких учреждений являются: медико-психологическая помощь детям, попавшим по вине родителей или в связи с экстремальной ситуацией (в том числе физического и психического насилия, опасных условий проживания и др.) в трудную жизненную ситуацию; формирование положительного опыта социального поведения, навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми; выполнение попечительских функций по отношению к тем, кто остался без попечения родителей или средств к существованию; психологическая и педагогическая поддержка, способствующая ликвидации кризисных состояний личности; содействие в возвращении в семью; обеспечение возможности получать образование, нормально развиваться; забота о дальнейшем профессиональном и бытовом устройстве [13, с. 92].

Другими словами, основная цель деятельности таких учреждений - социальная защита и поддержка нуждающихся детей, их реабилитация и помощь в жизненном самоопределении.

В данных учреждениях социальной реабилитация включает три основных этапа: диагностики; создания и реализации реабилитационной программы; постреабилитационной защиты ребенка [8, с. 54].

Диагностика предполагает социально-педагогическое исследование, направленное на определение уровня развития эмоционально-познаватель-

ной сферы несовершеннолетнего, сформированности качеств личности, социальных ролей, профессиональных интересов.

Реабилитационная программа создается индивидуально для каждого ребенка и включает основные элементы: цель, задачи, методы, формы, средства, этапы деятельности. Основной целью реабилитационной программы является формирование и коррекция нравственных ценностей личности, помощь детям в приобретении навыков коммуникативного общения [8, 13; 14].

Результатом такой работы, на наш взгляд, должно стать создание Региональной экспертно-психологической службы (РЭПС). В структуру которой будут входить следующие подразделения:

1. Экспертная коллегия (психолог, специальный психолог, социальный педагог, психиатр, юрист и т. д.) - основное направление - экспертное заключение.

2. Юридический отдел (юристы, консультанты) - основное направление -нормативно-правовое регулирование.

3. Служба психологического консультирования (психолог, социальный педагог) - основное направление - психологическое консультирование и коррекция.

4. Отдел психиатрической экспертизы (психиатр, психотерапевт, невропатолог) - основное направление - выявление психических отклонений личности.

5. Отдел психологической экспертизы (психолог, психоаналитик) - основное направление - выявление психологических отклонений в поведении и личности.

6. Отдел психологической реабилитации (психолог, психиатр, социальный педагог, гомеопат) - основное направление - помощь в реабилитации подростков с различными видами зависимостей.

Таким образом, РЭПС является профилактическим, реабилитационным, правовым учреждением, контролирующим и экспертирующим лиц с различными видами зависимостей, совершивших противоправные деяния в обществе, а также сферой деятельности РЭПС распространяется на оказание индивидуально-консультируемой помощи семьям, имеющим проблемы с детьми подросткового возраста.

Экспертиза - сравнительно новое явление последних десятилетий, сталкивающееся с критикой в свой адрес с момента своего возникновения. Ненадежность, кажущаяся субъективность и произвольность, претензии на обладание неким высшим знанием - вот неполный перечень тех «родовых пятен», которыми отмечена экспертиза, по мнению ее критиков. Нередко экспертизу смешивают с консультированием, с инспектированием, с диагностикой, с оценкой, с мониторингом, и со многим другим [9, с. 63-64].

Экспертиза возникает и становится необходимой тогда, когда будущее не воспроизводит прошлое. Отсюда вытекают как принципиальные ограничения экспертизы, так и ее методология - творческое конструирование

сценариев развития множественно детерминированных процессов и событий, своего рода деятельность по производству предсказаний, которая включает в себя не только точную оценку воздействия тех или иных факторов и их возможных взаимодействий между собой, но и понимание того, какие вообще факторы требуют учета. Последние во многом связаны с общей картиной мира эксперта, его жизненной философией, не в меньшей степени, чем с практическим опытом работы эксперта в той или иной области [4, с. 85].

Использование разработанной нами проектной модели региональной экспертно-психологической службы в системе правоохранительных органов является основой программ предупреждения, профилактики и коррекции формирования патологических и непатологических форм девиантного поведения с различными видами зависимостей в подростковой среде являясь приоритетным направлением развития не только медицинских, реабилитационных, образовательных учреждений, но и всего государства в целом.

Библиографический список

1. Алмазов, Б. Н. Психологические основы педагогической реабилитации [Текст] / Б. Н. Алмазов - Екатеринбург, 2000.

2. Блейхер, В. М. Клиническая патопсихология [Текст] / В. М. Блейхер - М., 2006.

3. Гилинский, Я. И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений» [Текст] / Я. И. Гилинский -СПб., 2004.

4. Гоголева, А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика [Текст] / А. В. Гоголева - М., 2003.

5. Клейберг, Ю. А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов [Текст] / Ю. А. Клейберг - М., 2003.

6. Ковалев, В. В. Психические отклонения у подростков-правонарушителей [Текст] / В. В. Ковалев - М., 1992.

7. Корнилова, Т. В. Подростки группы риска [Текст] / Т. В. Корнилова, Е. Л. Григоренко, С. Д. Смирнов - СПб., 2005.

8. Крыжановская, Л. М. Психолого-педагогическая реабилитация подростков [Текст] / Л. М. Крыжановская - М., 2008.

9. Лабковская, Е. Б. Юридическая психология: теории девиантного поведения: Учебное пособие [Текст] / Е. Б. Лабковская - СПб., 2000.

10. Руководство по аддиктологии [Текст] / Под ред. проф. В. Д. Менделевича. -СПб., 2007.

11. Худяков, А. В. Клинико-социальный анализ формирования и профилактика зависимости от психоактивных веществ у несовершеннолетних [Текст] / А. В. Худяков - М. 2003.

12.Царенский, И. Д. Аддиктология как научная дисциплина и область практической деятельности [Текст] / И. Д. Царенский // Аддиктология. - 2005. - № 1.

13.Цетлин, М. Г. Реабилитация наркологических больных: концепция и практическая программа [Текст] / М. Г. Цетлин, В. Е. Пелипас -М., 2000.

14. Чирко, В. В. Очерки юношеской наркологии (наркомании и токсикомании: клиника, течение, терапия) [Текст] / В. В. Чирко, М. В. Демина - М., 2002.

15. Чупров, В. И. Молодежь в общественном воспроизводстве: проблемы и перспективы [Текст] / В. И. Чупров, Ю. А. Зубок - М., 2000.

16. Шабанов, П. Д. Наркомании: патопсихология, клиника, реабилитация [Текст] / П. Д. Шабанов, О. Ю. Штакельберг - СПб., 2000.

17. Шайдукова, Л. К. Наркомании, алкоголизм, вопросы профилактики и реабилитации [Текст] / Л. К. Шайдукова - Казань. 2002.

18. Шевченко, Ю. С. Медико-социальные аспекты психического здоровья детей и подростков России [Текст] // Актуальные проблемы детской и подростковой психоневрологии / Под ред. В. Т. Лекомцева и др. - Ижевск, 2001.

19. Шереги, Ф. Э. Девиация подростков и молодежи: алкоголизация, наркотизация проституция [Текст] / Ф. Э. Шереги, А. Л Арефьев, Н. В. Вострокнутов,

С. Б. Зайцев, Б. А. Никифоров - М., 2001.

УДК 32(02)

Евсюкова Лилия Ивановна

Аспирант ГОУ «Педагогическая Академия Последипломного Образования» Московской области, учитель истории и обществознания средней общеобразовательной школы № 5, [email protected], Хотьково

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Evsyukova Lilija Ivanovna

The postgradute student of Pedagogical Academy after Diploma Education Moskow region, а teacher of history and social knowledge ofa secondary school number 5, [email protected], Khotkovo

THE PROBLEMS OF FORMATION OF CIVIL POSITION OF A SCHOOL - LEAVER IN MODERN SCHOOL

Современное общество претерпевает глобальные перемены на этапе формирования новой государственной системы. Процессы, происходящие в нем, часто носят нерегулируемый характер, так как отсутствует ясная позитивная государственная идеология, изменилась иерархия общественных ценностей, разрушились традиционные институты социализации подрастающего поколения и т. д. Все эти негативные черты современного общества обусловлены, прежде всего, ослаблением значимости нравственных норм или их не соблюдением. Нестабильная политическая и, как следствие, экономическая обстановка в обществе породила (и порождает) низкий уровень культуры поведения подростков и молодежи. Есть мнение, что «школа перестроеч-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.