Девиантное поведение виктимных детей, его причины и особенности*
И. В. Леонова (Московский гуманитарный университет)**
Deviant Behavior of Victim Children, Its Causes and Features
I. V. Leonova
(Moscow University for the Humanities)
Типология девиантного поведения выстраивается в соответствии с его целями. В одном случае это внешнедеструктивные цели, направленные на нарушение социальных норм (правовых, морально-этических, культурных), и соответственно внешнедеструктивное поведение. Во втором случае — внутридеструктивные цели, направленные на дезинтеграцию самой личности, ее регресс, и соответственно внутридест-руктивное поведение.
Внешнедеструктивноеповедение, в свою очередь, делится на аддиктивное и антисоциальное. Аддиктивное поведение предполагает зависимость химическую — использование алкоголя, токсических, наркотических веществ, и нехимическую — гэмблинг (патологическая склонность к азартным играм), оккультную ад-дикцию (зависимость от религиозных сект, ворожбы), кредитную и интернет-зависимость и т. д. (А. Е. Войскунский, С. А. Завражин, Янг Кимберли, Л. К. Фортова).
Антисоциальное поведение заключается в действиях, нарушающих существующие законы и права других людей в форме противоправного, асоциального, аморально-безнравственного поведения. Антисоциальное (делинквентное) поведение — это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Оно включает любые действия или бездействия, запрещенные законодательством (РПЭ, 1998: 13).
У взрослых людей (старше 18 лет) делинквентное поведение проявляется преимущественно в форме правонарушений, влекущих за собой уголовную или гражданскую ответственность и соответствующее наказание. У подростков (от 13 лет) преобладают следующие виды делинквентного поведения: хулиганство, кражи, грабежи, вандализм, физическое насилие, торговля наркотиками. В детском возрасте (от 5 до 12 лет) наиболее распространены такие формы, как насилие по отношению к младшим детям или сверстникам, жестокое обращение с животными, воровство, мелкое хулиганство, разрушение имущества, поджоги.
Асоциальное поведение — еще один вид отклоняющегося поведения. Это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Оно может проявляться как агрессивное поведение, сексуальные девиации (беспорядочные половые связи, проституция, совращение, вуайеризм, эксгибиционизм и др.), вовлеченность в азартные игры на деньги, бродяжничество, иждивенчество.
В подростковом возрасте наиболее распространены уходы из дома, бродяжничество, школьные прогулы или отказ от обучения, ложь, агрессивное поведение (поступки, сопровождающиеся нанесением физического, психологического, психического вреда самой личности, другому индивиду, группе людей), промис-
* Окончание. Начало в №3 за 2008 г.
** Леонова Ирина Владимировна — кандидат педагогических наук, доцент, заместитель заведующего отделом координации научных исследований Московского гуманитарного университета. Тел.: 8-926-857-05-59. Эл. адрес: Aricha2004@yandex.ru Работа выполнена в рамках исследования по гранту Президента Российской Федерации молодым российским ученым (проект МК-1130.2008.6).
куитет (беспорядочные половые связи), граффити (настенные рисунки и надписи непристойного характера), субкультуральные девиации (сленг, шрамирование, татуировки).
У детей чаще встречаются побеги из дома, бродяжничество, школьные прогулы, агрессивное поведение, злословие, ложь, воровство, вымогательство (попрошайничество).
В группе внутридеструктивного поведения следует выделить: аутоагрессию (различные са-моповреждения вплоть до самоубийств), суицидальное, конформистское, фанатическое и аути-ческое поведение. Суицидальное поведение характеризуется повышенным риском самоубийства. Под суицидальным поведением понимают все формы суицидной активности: мысли, высказывания, намерения, установки, угрозы совершения суицида, поступки. Конформистское — поведение, лишенное индивидуальности, ориентированное исключительно на внешние авторитеты. Дети-«конформисты» излишне легко ко всему адаптируются. Данная привычка особенно опасна тогда, когда они попадают в отрицательные условия. Фанатическое — выступает в форме слепой приверженности к какой-либо идее, взглядам. Аутическое — проявляется в виде непосредственной отгороженности от людей и окружающей действительности, погруженности в мир собственных фантазий.
Все перечисленные формы деструктивного поведения отвечают таким критериям девиантности, как ухудшение качества жизни, снижение критичности к своему поведению, когнитивные искажения (восприятия и понимания происходящего), снижение самооценки и эмоциональные нарушения. Наконец, они с большой вероятностью приводят к состоянию социальной дезадаптации личности вплоть до полной ее изоляции (Клейберг, 2001: 46).
Аутодеструктивное (саморазрушительное поведение) — это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. Саморазрушительное поведение в современном мире выступает в следующих основных формах: суицидальное поведение, пищевая зависимость, химическая зависимость (злоупотребление психоактивными веществами), фанатическое поведение (например, вовлеченность
в деструктивно-религиозный культ), деятельность с выраженным риском для жизни (экстремальные виды спорта, существенное превышение скорости при езде на автомобиле и др.).
Необходимо различать патологические девиации — это девиантные проявления, которые наблюдаются при тех или иных психических нарушениях, и непатологические девиации — те или иные формы девиантного поведения, не обусловленные нарушениями психики.
Ситуационно обусловленные отклонения поведения проявляются преимущественно в определенной микросреде, часто имеют четкую психологическую направленность на конкретных лиц (Ковалев, Худик, 1997: 77).
В детском и младшем подростковом возрасте у виктимных детей наиболее часто встречаются следующие реакции: реакция отказа как отсутствие или снижение стремления к контактам с окружающими (часто возникает при отрыве от семьи (исследования А. Е. Личко); реакция оппозиции, вызванная чрезмерными требованиями к ребенку и выражающаяся в виде нарочито грубого поведения, а также в отказе от еды, уходе из дома, суицидальном поведении и т. д.; реакция имитации — стремление подражать во всем определенному лицу; реакция компенсации — желание восполнить свои слабости и недостатки в одной области за счет успехов в другой; реакция гиперкомпенсации — стремление к успехам именно в той области, где имеются наибольшие слабости (Личко, 2003: 135).
К поведенческим реакциям, свойственным преимущественно подросткам и часто обусловленным особенностями подросткового возраста, относятся: реакция эмансипации — потребность освобождения от контроля и опеки взрослых, стремление к независимости и утверждению себя как личности. Одним из проявлений такой реакции является «подростковая субкультура», а также бродяжничество, непослушание, грубость; реакция группирования со сверстниками — стремление объединения в неформальные группы и антисоциальный образ жизни как одна из форм протеста против привычного уклада жизни и опеки со стороны старших (социально позитивной и негативной направленности); реакция увлечения (хобби-реакция) — интеллектуально-эстетические увлече-
ния (музыка, наука и т. п.); телесно-мануальные (спорт, рукоделие, вождение транспорта); лидерские; накопительские (коллекционирование); эгоцентрические (макияж, экстравагантная одежда); информационно-коммуникативные (потребность в легко усваивающейся информации); азартные увлечения (карты, игровые автоматы и т. п.); реакции, обусловленные сексуальным влечением, — мастурбация, петтинг, ранние сексуальные связи и пр.
Говорить о девиантном поведении как о самостоятельном социально-педагогическом явлении можно лишь при отсутствии пограничной психической патологии, иначе девиация должна расцениваться как признак патологии, но в любом случае при девиации сохраняется связь с личностными проявлениями и непатологическими отклонениями. К ним преимущественно относятся такие формы, как психологические особенности пубертатного возраста, возрастные непатологические ситуационно-личностные реакции, особенности характера (акцентуации), социально-педагогическая запущенность.
Все перечисленные специфически подростковые реакции могут быть как вариантами поведения в норме, так и представлять собой патологические нарушения поведения, проявляющиеся при таких пограничных нервно-психических нарушениях, как психопатии, олигофрении, резидуально-органические нервно-психические расстройства, алкоголизм, наркомания, а также при таких заболеваниях, как шизофрения, МДП, эпилепсия, реактивные психозы и пр.
Так, например, побеги из дома и бродяжничество встречаются в 25% среди госпитализированных подростков с психопатиями и акцентуациями (Личко, 2003: 177).
Основными причинами побегов считаются недостаточный надзор, потребность в развлечениях и удовольствиях; реакция протеста на чрезмерные требования или недостаток внимания; реакция тревоги и страха наказания.
М. Раттер (Раттер, 1998: 41), характеризуя нарушения поведения, отмечает, что они всегда проявляются в плохих отношениях с другими детьми (ссорах, драках), агрессивности, демонстративном неповиновении, разрушительных действиях, лживости. Они могут включать
и антиобщественные поступки: воровство, прогулы уроков, поджоги и пр.
Б. Н. Алмазов (Алмазов, 2004: 221) к разновидностям девиантного поведения относит: побеги из дома и бродяжничество; злоупотребление спиртными напитками; аутоагрессивное поведение (покушение на целостность своего организма); нанесение татуировок.
Как видно из приведенных классификаций девиантного поведения, проявления различных видов отклонений достаточно многообразны, одни и те же признаки встречаются в характеристике нескольких девиаций, нередки смешанные формы отклоняющегося поведения, таким образом, четкое и однозначное разделение на группы конкретных отклонений представляет определенную сложность. В чистом виде конкретные виды девиантного поведения можно выделить только в классификации. Для целей организации профилактической работы необходимо рассматривать девиантное поведение как комплекс различных отклонений в поведении молодых людей, в котором наблюдается приоритетная выраженность тех или иных проявлений.
Поскольку задачами нашего исследования является выявление причин роста девиаций и эффективности мер их профилактики, мы считаем необходимым четко разграничить патологические и непатологические отклонения в поведении, а также типичные для всех виктим-ных детей поведенческие проблемы, предполагающие организацию систематической воспитательной работы, и поведенческие отклонения, при которых особую роль играет помощь специалистов различного профиля: психологов, психиатров, психоневрологов, дефектологов, социальных педагогов и др.
И. В. Дубровина (Дубровина, Минкова, 1995: 114-115) предлагаетследующие общие критерии, позволяющие отличить признаки нервно-психических нарушений от типичных проявлений возрастных проблем: нарушения в функционировании интеллектуальных функций, которые нельзя объяснить усталостью, низкой мотивацией в период их диагностики, отрицательным отношением кличности того, кто проводил диагностику; отклонения в личностном здоровье, проявляющиесяв немотивированной агрессии по отношению к людям, подозрительности, в
отношении к ним как к инструменту для достижения своих целей; трудности, имеющиеся у подростков, не охватывают всех его отношений с другими людьми и объясняются социальной ситуацией развития.
При соответствии особенностей развития личности подростка этим критериям ему в первую очередь требуется помощь психолога, при несоответствии — психиатра или психоневролога.
Поэтому, квалифицируя ту или иную особенность поведения ребенка как отклонение, мы должны учитывать условия, стабильность, частоту его проявления, особенности личности, характер, возраст молодого человека и многое другое и только после этого выносить то или иное суждение, тем более определять меру воздействия.
Процесс предупреждения девиантного поведения виктимных детей и подростков предполагает ломку сложившихся до этого у ребенка жизненных стереотипов, создание интереса к процессу социализации в обществе, вовлечение детей в проводимую с ними социально-педагогическую деятельность, формирование достаточно твердых взглядов, убеждений, социальных ориентаций.
Социально-педагогическая реабилитация ребенка предполагает комплексную, многоуровневую, поэтапную и динамическую систему взаимосвязанных действий, направленных на восстановление его в правах, статусе, здоровье, дееспособности в собственных глазах и перед лицомокружающих. Она включаетаспек-ты профилактики и коррекции отклонений.
При этом профилактика в системе реабилитации связана с устранением, сглаживанием, снятием причин, условий и факторов, которые вызывают те или иные отклонения в развитии личности. Чаще всего, она связана с социальным окружением ребенка.
А коррекция имеет следующие функции: восстановительную, предполагающую восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у ребенка до появления признаков виктимности; компенсирующую, заключающуюся в формировании у детей стремления компенсировать тот или иной недостаток успехом в интересующих их видах деятельности (спорте, труде, танцах и т.п.); стимулирующую,
направленную на активизацию положительной, общественно полезной деятельности ребенка (осуществляется посредством применения метода поощрения/осуждения).
Предупреждение деструктивных проявлений у виктимных детей предполагает в первую очередь выявление неблагополучия в системе отношений ребенка с окружающими и корректировку педагогических позиций учителей, родителей, ближайшего микросоциума. Также необходимо выявить оправданность или нео-правданность его престижных ожиданий, выяснить, имеется ли психологическая изоляция, и попытаться найти возможные пути ее преодоления.
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
Алмазов, Б. Н. (2004) Правовая патопсихология : учеб. пособие. Екатеринбург : ИД «Ур-ГЮА». С. 221.
Василькова, Ю. В., Василькова Т. А. (2003) Социальная педагогика : учеб. пособие. М : Академия. С. 126.
Гилинский, Я. И., Афанасьев, В. Н. (1993) Социология девиантного поведения : учеб. пособие. СПб. С. 12.
Гилинский, Я. И. (1991) Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория // Социс. № 4. С. 74.
Дети группы риска : материалы международного семинара. (1998) СПб. С. 64.
Дубровина, И. В., Минкова Э. А. (1995) Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения. М. С. 114-115.
Клейберг, Ю. А. (2001) Психология девиантного поведения : учеб. пособие для вузов. М.
Ковалев, В. В., Худик В. А. (1997) Детская патопсихология. Киев. С. 74-81.
Личко, А. Е. (2003) Психопатии и акцентуация характера у подростков. М. : Медицина. С. 135,177.
Мудрик, А. В. (1992) Виктимология // Магистр. № 5. С. 54.
Мудрик, А. В. (2002) Социальная педагогика : учеб. пособие. М. С. 197.
Раттер, М. (1998) Помощь трудным детям. М.
Российская педагогическая энциклопедия (РПЭ) (1998) : в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. М. : Большая Российская энциклопедия. Т. 2. С. 13.