ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы общей психологии
ОБОБЩЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ МНОГОМЕРНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ПОДРОСТКАМ НОРМЫ-АКЦЕНТУАЦИИ С ДЕВИАНТНЫМ СТЕРЕОТИПОМ ПОВЕДЕНИЯ
Т.А. РАТАНОВА,
доктор психологических наук, профессор кафедры психолого-педагогического образования Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова
E-mail: [email protected] О.В. ПОГОЖЕВА,
кандидат юридических наук, доцент Ставропольского государственного университета
E-mail: [email protected]
Научная специальность: 19.00.01 — общая психология, психология личности, история психологии
Аннотация. Представлен многомерный психологический анализ сравнительной оценки динамических результатов обследования подростков в процессе комплексной психологической коррекции.
Ключевые слова: подросток, девиантное поведение, психологическая коррекция, психологическое кон-сультир ов ание.
GENERALIZATION OF RESULTS OF THE MULTIDIMENSIONAL PSYCHOLOGICAL ANALYSIS OF EFFICIENCY OF THE SPECIAL HELP
TO TEENAGERS OF NORM-AKTSENTUATSII WITH DEVIATION THE BEHAVIOUR STEREOTYPE
T.A. RATANOVA,
the doctor of psychological sciences, the professor of chair of psihologo-pedagogical education of the Moscow
state humanitarian university of M.A. Sholokhov;
O.V. POGOZHEVA,
candidate of jurisprudence, senior lecturer Stavropol state university
Annotation. In article the multidimensional psychological analysis of a comparative estimation of dynamic results of inspection of teenagers in the course of complex psychological correction is presented.
Keywords: the teenager, deviation behavior, psychological correction, psychological consultation.
Применение многомерного психологического анализа дает возможность сравнительной оценки динамических результатов обследования подростков в процессе комплексной психологической коррекции, которая осуществлялась в двух направлениях: специальная психологическая помощь подросткам, направленная на психологическую профилактику аддиктивного и делинквентного стереотипов поведения, и конституционально-ориентированная профилактика (О.И. Боев, 2007), адресован-
ная к оптимизации психологических механизмов защиты личности, что препятствует формированию негативного психотипологического дрейфа от диапазона нормы-акцентуации к границам диапазона аномальной личностной изменчивости.
Система психологического консультирования и психокоррекции построена таким образом, что предоставляет возможность встречаться с семьей подростка и самим подростком не менее двух-трех раз в неделю на протяжении от нескольких
- -Я. -
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы общей психологии
месяцев при конституционально-ориентированной психопрофилактике до одного-двух лет при психопрофилактике формирующихся аддиктив-ных или делинквентных стереотипов поведения.
На определенном (начальном) этапе исследований стало понятно, что полученные результаты психопрофилактики позволяли достичь неполной редукции, что потребовало видоизменения системы специальной психологической помощи. Экспериментально-психологические обследования подростков проводились один раз в два-три месяца на протяжении всего периода оказания специальной психологической помощи. Эмпирическое и психологическое наблюдение, интервью использовались постоянно при психологических сессиях с подростками, когда осуществлялись психологические зарисовки личностных и поведенческих особенностей.
Возникает вопрос: необходимо ли подросткам конституционально-континуального диапазона психологической нормы-акцентуации применять методы психокоррекции или психотерапии, если да, то с какой целью.
Имея многолетний опыт работы с девиантными подростками, с нашей точки зрения, мы обязаны использовать методы профилактической психологической помощи подросткам и их родителям в современных социально-информационных условиях России (реформирование общества, его идеологической составляющей, экономический кризис).
Необходимость применения методов психологического консультирования, психокоррекции, психотерапии диктуется исходя из статистики катастрофически быстрого формирования подростковой химической и нехимической зависимости (алкоголизация, токсикомания, игромания), де-линквентного стереотипа поведения, которые в современных социальных условиях среды жизнедеятельности легко трансформируются в криминальный и токсикоманический стереотипы поведения среди групп подростков, относящихся к группе риска прогрессирования девиантного поведения.
Именно поэтому психокоррекция и психотерапия, психологическое консультирование, обращенное к личностному «Я» подростков и их родителей, с использованием техник системной семейной психотерапии, символдрамы, транзактного анализа, имаготерапии являются мерой первичной психоло-
гической профилактики в той реальной социальной среде, в которой мы существуем.
Многомерный психологический анализ, регистрирующий динамику психологических и поведенческих параметров у подростков диапазона нормы-акцентуации с тенденцией к девиантному поведению (химической и нехимической зависимости), позволил доказать совершенно определенную динамику ряда параметров. Прежде всего, обращает внимание уменьшение личностных, психологических и поведенческих проявлений, свидетельствующих о начале формирования психологической склонности к девиантному и деликвент-ному стереотипам поведения, когда подростки в процессе проведения психокоррекции начинали изменять свои отношения на позитивные с учителями, родителями, в целом со взрослыми.
Был заметен поиск компромисса, поиск таких стратегий решения межличностностных отношений, которые бы приводили к надежности своего положения в кругу и сверстников и взрослых. Постепенно у подростков укреплялась уверенность в своих силах, своих возможностях, поведение становилось более независимым и свободным от привычной компании сверстников, в которой преобладали гедонистические установки, стремление к развлечениям и свободному времяпрепровождению.
В значительной мере снижались признаки реакции эмансипации, а если и возникали, то по вполне адекватным поводам для их возраста, вместе с мягкой нейтрализацией ситуативной и конституциональной тревожности, с уменьшением проявлений эмоциональной неустойчивости, дистимии. В результате в значительной мере становились реже и постепенно исчезали эпизоды употребления спиртного (пива, легкого вина, коктейлей), наконец, уменьшалась потребность и зависимость от погружения в виртуальные игры, от игромании в целом, уменьшалась потребность в экстремальном поведении (быстрая, стремительная езда на велосипеде, на мотоциклах, практически исчезали попытки угона семейных автомобилей для участия в ночных гонках или гонках за городом после выпитого пива). Вместе с повышением чувства долга перед семьей, перед собой, с повышением ответственности за свои высказывания, свои поступки ослабляли проявления психопатизации, что также благопри-
№ 4 / 2011
Вестник Московского университета МВД России
57
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы общей психологии
ятно сказывалось на психологической склонности к девиантному поведению.
Представленная динамика психологических и поведенческих параметров подвергалась редукции на третьем-четвертом месяце психологического консультирования и психокоррекции. Для закрепления полученных результатов и оптимизации механизмов личностной и поведенческой защиты мы вынуждены были перейти от использования тран-зактного анализа и методов символдрамы к методам личностно-ориентированной психокоррекции и имаготерапии. Только после применения указанных методов, спустя еще три-четыре месяца, удавалось достичь обратной динамики прогностически неблагоприятных признаков поведения, личностных переживаний, которые не свойственны подростковым психотипам.
Самое главное, с нашей точки зрения, у подростков смягчались и исчезали признаки истерических реакций, истерического поведения, которые не соответствовали психотипологической структуре личности.
Более того, методы и техники психокоррекции позволяли уменьшать навязчивые и страховые переживания у подростков. Чтобы добиться нейтрализации эпизодов истерического стереотипа поведения, навязчивостей, страхов, требовалось увеличение времени специальной психологической помощи, направленной на профилактику девиантного поведения до 6—8 месяцев, а среди подростков с циклоидным и эпилептоидным психотипами требовалось еще больше времени — до 12 месяцев. Необходимо подчеркнуть, что в процессе психологического консультирования семей — отдельно родителей, вместе родителей и детей, параллельного проведения психокоррекционных техник и методов с подростками, если мы хотим добиться эффективной позитивной динамики и нейтрализовать на психологическом уровне тенденцию к девиантному поведению, не нужно строить иллюзий в отношении временной экспозиции методов психокоррекции.
По мере исчезновения признаков истерического стереотипа реагирования, навязчивых и страховых переживаний, провоцирующих психопатические реакции и девиантное поведение, у подростков складывались стабильные отношения со сверстниками диапазона нормы, родителями, учителями. Спустя 8—12 месяцев после система-
тического психологического консультирования с использованием принципов системной семейной психотерапии и личностно-ориентированной психотерапии подростков наступал период, когда мы регистрировали смену социальных установок на свободное времяпрепровождение, когда предпочтение отдавалось силовым упражнениям, бассейну, горному туризму, туристическим выходам в места археологических и исторических памятников края (раскопки курганов, городищ и т.д.).
Весьма важным является тот факт, что подростки теряли интерес к Интернету, игровым автоматам, к экстремальному поведению, к употреблению спиртного. Эти факты и результаты динамических экспериментально-психологических исследований подтверждают восстановление и укрепление механизмов конституциональной психологической защиты.
Литература
1. Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. М., 2006.
2. Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». СПб., 2004.
3. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. М., 2003.
4. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. М., 2003.
5. Корнилова Т.В., Григоренко Е.Л., Смирнов С.Д. Подростки группы риска. СПб., 2005.
6. Крыжановская Л.М. Психолого-педагогическая реабилитация подростков. М., 2008.
7. Руководство по аддиктологии / под ред. В.Д. Менделевича. СПб., 2007.
8. Худяков А.В. Клинико-социальный анализ формирования и профилактика зависимости от психоактивных веществ у несовершеннолетних. М., 2003.
9. Царенский И.Д. Аддиктология как научная дисциплина и область практической деятельности // Аддиктология. 2005. № 1.
10. Шайдукова Л.К. Наркомания, алкоголизм, вопросы профилактики и реабилитации. Казань, 2002.
11. Шереги Ф.Э., Арефьев А.Л., Никифоров Б.А. Девиация подростков и молодежи: алкоголизация, наркотизация, проституция. М., 2001.