Научная статья на тему 'Обобщение результатов многомерного психологического анализа эффективности специальной помощи подросткам нормы-акцентуации с девиантным стереотипом поведения'

Обобщение результатов многомерного психологического анализа эффективности специальной помощи подросткам нормы-акцентуации с девиантным стереотипом поведения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
99
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТОК / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / THE TEENAGER / DEVIATION BEHAVIOR / PSYCHOLOGICAL CORRECTION / PSYCHOLOGICAL CONSULTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ратанова Т. А., Погожева О. В.

Представлен многомерный психологический анализ сравнительной оценки динамических результатов обследования подростков в процессе комплексной психологической коррекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ратанова Т. А., Погожева О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERALIZATION OF RESULTS OF THE MULTIDIMENSIONAL PSYCHOLOGICAL ANALYSIS OF EFFICIENCY OF THE SPECIAL HELP TO TEENAGERS OF NORM-AKTSENTUATSII WITH DEVIATION THE BEHAVIOUR STEREOTYPE

In article the multidimensional psychological analysis of a comparative estimation of dynamic results of inspection of teenagers in the course of complex psychological correction is presented.

Текст научной работы на тему «Обобщение результатов многомерного психологического анализа эффективности специальной помощи подросткам нормы-акцентуации с девиантным стереотипом поведения»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы общей психологии

ОБОБЩЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ МНОГОМЕРНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ПОДРОСТКАМ НОРМЫ-АКЦЕНТУАЦИИ С ДЕВИАНТНЫМ СТЕРЕОТИПОМ ПОВЕДЕНИЯ

Т.А. РАТАНОВА,

доктор психологических наук, профессор кафедры психолого-педагогического образования Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова

E-mail: [email protected] О.В. ПОГОЖЕВА,

кандидат юридических наук, доцент Ставропольского государственного университета

E-mail: [email protected]

Научная специальность: 19.00.01 — общая психология, психология личности, история психологии

Аннотация. Представлен многомерный психологический анализ сравнительной оценки динамических результатов обследования подростков в процессе комплексной психологической коррекции.

Ключевые слова: подросток, девиантное поведение, психологическая коррекция, психологическое кон-сультир ов ание.

GENERALIZATION OF RESULTS OF THE MULTIDIMENSIONAL PSYCHOLOGICAL ANALYSIS OF EFFICIENCY OF THE SPECIAL HELP

TO TEENAGERS OF NORM-AKTSENTUATSII WITH DEVIATION THE BEHAVIOUR STEREOTYPE

T.A. RATANOVA,

the doctor of psychological sciences, the professor of chair of psihologo-pedagogical education of the Moscow

state humanitarian university of M.A. Sholokhov;

O.V. POGOZHEVA,

candidate of jurisprudence, senior lecturer Stavropol state university

Annotation. In article the multidimensional psychological analysis of a comparative estimation of dynamic results of inspection of teenagers in the course of complex psychological correction is presented.

Keywords: the teenager, deviation behavior, psychological correction, psychological consultation.

Применение многомерного психологического анализа дает возможность сравнительной оценки динамических результатов обследования подростков в процессе комплексной психологической коррекции, которая осуществлялась в двух направлениях: специальная психологическая помощь подросткам, направленная на психологическую профилактику аддиктивного и делинквентного стереотипов поведения, и конституционально-ориентированная профилактика (О.И. Боев, 2007), адресован-

ная к оптимизации психологических механизмов защиты личности, что препятствует формированию негативного психотипологического дрейфа от диапазона нормы-акцентуации к границам диапазона аномальной личностной изменчивости.

Система психологического консультирования и психокоррекции построена таким образом, что предоставляет возможность встречаться с семьей подростка и самим подростком не менее двух-трех раз в неделю на протяжении от нескольких

- -Я. -

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы общей психологии

месяцев при конституционально-ориентированной психопрофилактике до одного-двух лет при психопрофилактике формирующихся аддиктив-ных или делинквентных стереотипов поведения.

На определенном (начальном) этапе исследований стало понятно, что полученные результаты психопрофилактики позволяли достичь неполной редукции, что потребовало видоизменения системы специальной психологической помощи. Экспериментально-психологические обследования подростков проводились один раз в два-три месяца на протяжении всего периода оказания специальной психологической помощи. Эмпирическое и психологическое наблюдение, интервью использовались постоянно при психологических сессиях с подростками, когда осуществлялись психологические зарисовки личностных и поведенческих особенностей.

Возникает вопрос: необходимо ли подросткам конституционально-континуального диапазона психологической нормы-акцентуации применять методы психокоррекции или психотерапии, если да, то с какой целью.

Имея многолетний опыт работы с девиантными подростками, с нашей точки зрения, мы обязаны использовать методы профилактической психологической помощи подросткам и их родителям в современных социально-информационных условиях России (реформирование общества, его идеологической составляющей, экономический кризис).

Необходимость применения методов психологического консультирования, психокоррекции, психотерапии диктуется исходя из статистики катастрофически быстрого формирования подростковой химической и нехимической зависимости (алкоголизация, токсикомания, игромания), де-линквентного стереотипа поведения, которые в современных социальных условиях среды жизнедеятельности легко трансформируются в криминальный и токсикоманический стереотипы поведения среди групп подростков, относящихся к группе риска прогрессирования девиантного поведения.

Именно поэтому психокоррекция и психотерапия, психологическое консультирование, обращенное к личностному «Я» подростков и их родителей, с использованием техник системной семейной психотерапии, символдрамы, транзактного анализа, имаготерапии являются мерой первичной психоло-

гической профилактики в той реальной социальной среде, в которой мы существуем.

Многомерный психологический анализ, регистрирующий динамику психологических и поведенческих параметров у подростков диапазона нормы-акцентуации с тенденцией к девиантному поведению (химической и нехимической зависимости), позволил доказать совершенно определенную динамику ряда параметров. Прежде всего, обращает внимание уменьшение личностных, психологических и поведенческих проявлений, свидетельствующих о начале формирования психологической склонности к девиантному и деликвент-ному стереотипам поведения, когда подростки в процессе проведения психокоррекции начинали изменять свои отношения на позитивные с учителями, родителями, в целом со взрослыми.

Был заметен поиск компромисса, поиск таких стратегий решения межличностностных отношений, которые бы приводили к надежности своего положения в кругу и сверстников и взрослых. Постепенно у подростков укреплялась уверенность в своих силах, своих возможностях, поведение становилось более независимым и свободным от привычной компании сверстников, в которой преобладали гедонистические установки, стремление к развлечениям и свободному времяпрепровождению.

В значительной мере снижались признаки реакции эмансипации, а если и возникали, то по вполне адекватным поводам для их возраста, вместе с мягкой нейтрализацией ситуативной и конституциональной тревожности, с уменьшением проявлений эмоциональной неустойчивости, дистимии. В результате в значительной мере становились реже и постепенно исчезали эпизоды употребления спиртного (пива, легкого вина, коктейлей), наконец, уменьшалась потребность и зависимость от погружения в виртуальные игры, от игромании в целом, уменьшалась потребность в экстремальном поведении (быстрая, стремительная езда на велосипеде, на мотоциклах, практически исчезали попытки угона семейных автомобилей для участия в ночных гонках или гонках за городом после выпитого пива). Вместе с повышением чувства долга перед семьей, перед собой, с повышением ответственности за свои высказывания, свои поступки ослабляли проявления психопатизации, что также благопри-

№ 4 / 2011

Вестник Московского университета МВД России

57

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы общей психологии

ятно сказывалось на психологической склонности к девиантному поведению.

Представленная динамика психологических и поведенческих параметров подвергалась редукции на третьем-четвертом месяце психологического консультирования и психокоррекции. Для закрепления полученных результатов и оптимизации механизмов личностной и поведенческой защиты мы вынуждены были перейти от использования тран-зактного анализа и методов символдрамы к методам личностно-ориентированной психокоррекции и имаготерапии. Только после применения указанных методов, спустя еще три-четыре месяца, удавалось достичь обратной динамики прогностически неблагоприятных признаков поведения, личностных переживаний, которые не свойственны подростковым психотипам.

Самое главное, с нашей точки зрения, у подростков смягчались и исчезали признаки истерических реакций, истерического поведения, которые не соответствовали психотипологической структуре личности.

Более того, методы и техники психокоррекции позволяли уменьшать навязчивые и страховые переживания у подростков. Чтобы добиться нейтрализации эпизодов истерического стереотипа поведения, навязчивостей, страхов, требовалось увеличение времени специальной психологической помощи, направленной на профилактику девиантного поведения до 6—8 месяцев, а среди подростков с циклоидным и эпилептоидным психотипами требовалось еще больше времени — до 12 месяцев. Необходимо подчеркнуть, что в процессе психологического консультирования семей — отдельно родителей, вместе родителей и детей, параллельного проведения психокоррекционных техник и методов с подростками, если мы хотим добиться эффективной позитивной динамики и нейтрализовать на психологическом уровне тенденцию к девиантному поведению, не нужно строить иллюзий в отношении временной экспозиции методов психокоррекции.

По мере исчезновения признаков истерического стереотипа реагирования, навязчивых и страховых переживаний, провоцирующих психопатические реакции и девиантное поведение, у подростков складывались стабильные отношения со сверстниками диапазона нормы, родителями, учителями. Спустя 8—12 месяцев после система-

тического психологического консультирования с использованием принципов системной семейной психотерапии и личностно-ориентированной психотерапии подростков наступал период, когда мы регистрировали смену социальных установок на свободное времяпрепровождение, когда предпочтение отдавалось силовым упражнениям, бассейну, горному туризму, туристическим выходам в места археологических и исторических памятников края (раскопки курганов, городищ и т.д.).

Весьма важным является тот факт, что подростки теряли интерес к Интернету, игровым автоматам, к экстремальному поведению, к употреблению спиртного. Эти факты и результаты динамических экспериментально-психологических исследований подтверждают восстановление и укрепление механизмов конституциональной психологической защиты.

Литература

1. Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. М., 2006.

2. Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». СПб., 2004.

3. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. М., 2003.

4. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. М., 2003.

5. Корнилова Т.В., Григоренко Е.Л., Смирнов С.Д. Подростки группы риска. СПб., 2005.

6. Крыжановская Л.М. Психолого-педагогическая реабилитация подростков. М., 2008.

7. Руководство по аддиктологии / под ред. В.Д. Менделевича. СПб., 2007.

8. Худяков А.В. Клинико-социальный анализ формирования и профилактика зависимости от психоактивных веществ у несовершеннолетних. М., 2003.

9. Царенский И.Д. Аддиктология как научная дисциплина и область практической деятельности // Аддиктология. 2005. № 1.

10. Шайдукова Л.К. Наркомания, алкоголизм, вопросы профилактики и реабилитации. Казань, 2002.

11. Шереги Ф.Э., Арефьев А.Л., Никифоров Б.А. Девиация подростков и молодежи: алкоголизация, наркотизация, проституция. М., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.