Научная статья на тему 'Особенности кататимно-имагинативного метода конституционально-ориентированной психологической помощи личности в условиях социально-информационного стрессирования'

Особенности кататимно-имагинативного метода конституционально-ориентированной психологической помощи личности в условиях социально-информационного стрессирования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
349
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕСС / ЛИЧНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / ПСИХОТЕРАПИЯ / ПСИХОКОРРЕКЦИЯ / STRESS / THE PERSON / THE PSYCHOLOGICAL HELP / PSYCHOTHERAPY / PSYCHOCORRECTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Маханькова Л. С.

В статье описаны характерологические, психологические свойства, которые базируются на биологической основе личности (типологические свойства нервной системы, темперамент) и определяют процесс становления психологических типов, вследствие него личность формируется посредством глубинного влияния на ее социально-экономических и социально-политических факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Маханькова Л. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE KATATIMNO-IMAGINATIVNIY METHOD OF THE KONSTITUTIONALDFOCUSED PSYCHOLOGICAL HELP OF THE PERSON IN THE CONDITIONS OF SOCIALLY-INFORMATION STRESS

In articles are described characterologic, psychological properties which are based on a biological basis of the person (typological properties of nervous system, temperament) and define process of formation of psychological types thereof the person is formed by means of deep influence on them socially economic and socially political factors.

Текст научной работы на тему «Особенности кататимно-имагинативного метода конституционально-ориентированной психологической помощи личности в условиях социально-информационного стрессирования»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

рессии — с 34 до 45% (р < 0,01), физической агрессии с — 41 до 52% (р < 0,01) по отношению к сверстникам, учителям, что отражает нарастание конституциональных психологических механизмов декомпенсации и дезадаптации при отсутствии комплексных и комбинированных методов и техник психокоррекции и психотерапии.

У подростков с ЗПР конституционального генеза в структуре шизоидного психотипа увеличивалась ситуативная и личностная тревожность с 43 до 52% (шкалы 3 и 4) (р < 0,01). Подростки циклоидного психотипа продолжали демонстрировать заниженную самооценку, чувство неполноценности, ущербности с 32 до 40% (шкала 12) (р < 0,01).

Представители эпилептоидного психотипа отличались усилением уровня физической (с 21 до 34%, шкала 5) (р < 0,01), вербальной (с 34 до 41%, шкала 6) (р < 0,01) и косвенной (с 43 до 53%, шкала 7) (р < 0,01) агрессии испытуемых без специализированной психологической помощи.

У подростков с ЗПР самотогенного генеза шизоидного психотипа наблюдалось повышение нейроти-ческой (с 23 до 30%, шкала 2) (р < 0,01), личностной (с 27 до 32%, шкала 4) (р < 0,01) тревожности, углубление депрессивных переживаний (с 34 до 43%, шкала 9) (р < 0,01) испытуемых.

У представителей истероидного психотипа усилились страхи с 21 до 33% (шкала 11) (р < 0,01). Представители циклоидного психотипа демонстрировали углубление депрессивных переживаний с 32 до 41% (шкала 9) (р < 0,01).

У подростков с эпилептоидным психотипом наблюдалось усиление общих невротических симптомов (шкала 8) (р < 0,01). У подростков с ЗПР психогенного генеза истероидного психотипа наблюдалось усиление возбудимости, импульсивности с 43 до 62% (шкала 13) (р < 0,01), углубление невротических симптомов (шкала 8) (р < 0,01). У представителей шизоидного психотипа нарастало депрессивное состояние (шкала 9) (р < 0,01).

У подростков циклоидного психотипа проявлялась тенденция к увеличению страхов с 45 до 48% (шкала 11) (р < 0,01). Представители эпилептоидного психотипа подтверждали нарастание косвенной агрессии с 27 до 34% (шкала 7).

Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о том, что степень декомпенсации и дезадаптации как конституционально-типологичес-ких механизмов защиты у подростков — выпускников классов коррекционно-развивающего обучения в социальной образовательной среде зависит не только от ЗПР, но и от структуры психотипа.

ОСОБЕННОСТИ

КАТАТИМНО-ИМАГИНАТИВНОГО МЕТОДА КОНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ

СОЦИАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННОГО СТРЕССИРОВАНИЯ

Л.С. МАХАНЬКОВА

Аннотация. В статье описаны характерологические, психологические свойства, которые базируются на биологической основе личности (типологические свойства нервной системы, темперамент) и определяют процесс становления психологических типов, вследствие него личность формируется посредством глубинного влияния на ее социально-экономических и социально-политических факторов.

Ключевые слова: стресс, личность, психологическая помощь, психотерапия, психокоррекция.

FEATURES OF THE KATATIMNO-IMAGINATIVNIY METHOD OF THE KONSTITUTIONALDFOCUSED PSYCHOLOGICAL HELP OF THE PERSON IN THE CONDITIONS OF SOCIALLY-INFORMATION

STRESS

L.S. MAHANKOVA,

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

Annotation. In articles are described characterologic, psychological properties which are based on a biological basis of the person (typological properties of nervous system, temperament) and define process of formation of psychological types thereof the person is formed by means of deep influence on them socially — economic and socially — political factors.

Keywords: stress, the person, the psychological help, psychotherapy, psychocorrection.

Структура нашей психики порождена необходимостью сохранения индивидуальной и социальной жизни и определяется функциями психики. А.Р. Лу-рия отмечал, что каждая из психических функций реализуется определенной нейрофизиологической системой в структуре мозга. Целостные поведенческие акты, по данным П.К. Анохина, реализуются физиологическими функциональными системами. Таким образом, можно утверждать, что свойство мозга, реализующего мышление (разлагать и соединять с целью обнаружения или создания полезных для жизни вещей), является природным.

Можно выделить объективные и субъективные причины, влияющие на процесс социальной адаптации. К объективным относятся нестабильность социально-экономической, социально-политической и экологической обстановки в стране и регионе.

Современную социально-экономическую ситуацию в обществе можно охарактеризовать следующим образом:

Ф переоценкой ценностей, изменением приоритетов в структуре социально значимых и личностно-престижных профессий, специальностей;

Ф противоречивостью отношения к образованию в условиях рынка труда и образовательных услуг;

Ф формированием во многом чуждой российскому менталитету молодежной субкультуры, подрывающей фундамент воспитательной системы общества;

Ф отсутствием четкой, адекватной современным условиям молодежной политики;

Ф ослаблением (или утратой) непреходящих педагогических ценностей, традиций, достижений опыта воспитания исторического прошлого;

Ф актуализацией проблемы обеспечения социальной, психофизиологической, духовно-нравственной безопасности молодежи, преодолением аморальных средств ее социализации (В.А. Шаповалов).

Социальная ситуация такова, что общество потеряло возможность удовлетворить потребность человека в реализации своих духовных качеств. Очевидно, поэтому и обнаруживается психологическая склонность индивидуумов к разным вариантам девиантного поведения, что и объясняет процесс личностной изменчивости в негативную сторону.

Личностно-характерологические, личностно-пси-хологические свойства базируются на биологической основе личности (типологические свойства нервной системы, темперамент) и определяют процесс становления психологических типов. Личность формируется посредством глубинного влияния на них социально-экономических и социально-политических факторов.

Механизм позитивных и негативных изменений психологической характеристики личности зави-

сит, согласно полевой теории личности К. Левина, от взаимодействия и взаимозависимости жизненного пространства, психологического поля личности с событиями внешнего мира, которые, действуя извне, могут изменять жизненное пространство, психологическое поле и сущность личности. Левин впервые обозначил проблему психологической экологии, подчеркивая значение проницаемости границ между жизненным пространством и внешним миром, когда любое воздействие, прежде чем оказать влияние на человека, должно трансформироваться в факт его психологической среды.

Все объективное так или иначе трансформируется в субъективное, психическое и только через этот уровень может оказывать непосредственное регулирующее влияние на внешне развернутое поведение человека как личности и субъекта профессиональной деятельности. Все внешние влияния помимо физического или биологического воздействия приобретают еще психологическую составляющую в виде информации об этом влиянии, в виде ожидания того или иного эффекта и соответствующих состояний типа надежды, тревоги, страха и т.д. Через психосоматический механизм эти факторы оказывают вторичное влияние на организм, а изменения в соматике, в свою очередь, проецируются в центральной нервной системе и в энергоинформационной системе человека, проекцией которой являются биологически активные точки. Последние наряду с другими видами взаимодействий системы «среда — организм — личность» легли в основу исследований характера влияний стрессогенных факторов разного происхождения на личность и организм подростка и решения важных задач совершенствования диагностики состояний человека, сформировавшихся под воздействием этих факторов.

За последние голы возрос интерес специалистов к роли психической травмы, т.е. тяжелых индивидуальных психических переживаний, в происхождении и течении некоторых болезней. Круг заболеваний, так или иначе связанных с психогениями, ширится. К психогенным заболеваниям относят группу болезненных состояний, причинно связанных с действием психотравмирующих факторов, т.е. таких, при которых психическая травма определяет не только возникновение, но и течение, а также симптоматику заболевания.

По Кереру, психогенная реакция есть результат взаимодействия между предрасположением и специфической травмой, приводящей к психическому расстройству. Предрасположение врожденно (конституция) или, в редких случаях, приобретено (алкоголь, инфекции, беременность). Кроме того, предрасположение создают длительная бессонница, бесплодная борьба с неприятностями, т.е. те же факторы психической травмы.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХ0Л0ГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Керер и Рейхардт предполагали, что в каждом случае психогении конституция имеет патогенетическое значение. Основное значение врожденной конституции, дающей «психореактивную лабильность» (Клейст), по Брауну, значительно сложнее, чем простая комбинация переживания и предрасположения. Патогенетические и провоцирующие факторы переплетаются. Каждый человек обладает специфической, присущей лишь ему индивидуальной реактивной способностью. Конституция — не причина психогенной реакции, а лишь сообщает ей специфическую окраску. На взаимодействии переживания и конституции растут симптомы в зависимости от пола, возраста, образования, социального положения и т.д.

В этиологии заболеваний причинные факторы всегда в той или иной степени взаимодействуют с факторами внешних и внутренних условий. В этиологии психогенных заболеваний велика роль факторов внутренних условий, главным образом индивидуальных особенностей личности. При этом следует иметь в виду не только конституциональные свойства темперамента и характера, но и, как указывает В.Н. Мя-сищев, индивидуальную историю развития личности. Именно поэтому отечественные специалисты вслед за Мясищевым понимают психогенное заболевание прежде всего как болезнь развития личности.

Возникновению наиболее распространенных психогенных заболеваний способствуют особые черты личности, развивающиеся вследствие нарушения процесса ее формирования. Именно выраженность вариационной личностной, конституционально-детерминированной ответственна за особенности преломления внешних факторов условий через внутреннее (конституциональное) содержание личности. Социально-психологическая адаптивность, толерантность, устойчивость индивидуального барьера психической адаптации, компенсаторные возможности личности в отношении биологических, психологических, информационных и иных патогенных стрессоров в значительной мере зависят от взаимодействия, взаимоотношения конституционально-типологических личностных основ и внешних информационных воздействий. Однако, несмотря на большое значение внешних и внутренних условий, не меньшая роль отводится ведущему причинному фактору, психотравми-рующему воздействию. Этиология психогенных заболеваний носит сложный, многомерный характер.

В психологической литературе экстремальными называют, с одной стороны, условия жизни человека, характеризующиеся высокой энтропией будущего при несформированности, неясности для субъекта способов достижения целей, а с другой — условия, ставящие человека на грань переносимости. До недавнего времени к последним относили климатические условия циркумполярных областей, высокогорья и др. Тот или иной экстремальный фактор может оказывать на организм специфическое и неспецифическое воздействие. Примером неспецифического действия, наблюдаемого при любой катастрофе, является стресс под которым принято понимать многоуровневый процесс функциональной системы срочной или долговременной адаптации. Вариантами исхода

взаимодействия организма со стрессором могут быть предельное напряжение функциональных механизмов срочной адаптации с угрозой их декомпенсации; вовлечение в реакцию основных метаболических процессов, обеспечивающих стабильную жизнедеятельность на клеточно-молекулярном уровне.

Социально-стрессовые, информационные, экологические и другие экзогенные факторы, деструктивно влияющие на конституционально-типологическую основу личности подростка, периодически приводят к снижению функциональной активности индивидуального барьера психической и психологической адаптации, истощают психобиологические ресурсы и резервы личности и компенсаторные механизмы. Они, в свою очередь, перестают полноценно выполнять свои функции по укреплению, защите мест наименьшего сопротивления в личностно-характеро-логической, психобиологической структуре личности (И.В. Боев). Актуальность психологической помощи подростку в этом случае очевидна. Специализированная психологическая помощь должна иметь свою теорию и методологию, категориальный аппарат и терминологию.

Специализированная психологическая помощь базируется на идеологии и методологии воздействия на личность подростка, находящегося в условиях социально-информационного стрессирования. Психологическое здоровье правомерно рассматривать с позиций конституционально психотипологической личностной изменчивости в рамках психологической нормы-акцентуации и пограничной аномальной личности.

Групповая психологическая коррекция определяется как направленное психологическое воздействие на те или иные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности. В качестве исходных положений использован комплекс идей о человеке как активном субъекте, познающем и преобразующем мир и самого себя в процессе деятельности, о диалектическом единстве актуального и потенциального как сущностных характеристиках категории развития, о самореализации и становлении индивидуальности. Полученные результаты комплексных исследований аномальной личностной изменчивости подростков дают основания для теоретических конструкций и практических разработок, адекватных для индивидуальных психологических и терапевтических технологий, когда учитываются не только личностный психотип, но и регистр, место обследуемого в конституционально-континуальном пространстве.

В рамках специализированной конституционально ориентированной психологической помощи подросткам в условиях социально-информационного стрессирования можно использовать патогенетическую психологическую коррекцию и кататимно-имагинативный метод психологической коррекции. Задачи патогенетической психотерапии отражают поэтапный характер психотерапевтического процесса — от изучения личности пациента через осознание к изменению, т.е. к коррекции нарушенных отношений клиента и обусловленных ими неадекват-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

ных и эмоциональных и поведенческих стереотипов, ведущих к нарушению полноценного функционирования личности.

Конечные цели психотерапии состоят в достижении терапевтических изменений в трех сферах: когнитивной, эмоциональной и поведенческой. Однако степень изменений в этих сферах различна при индивидуальной и групповой формах психотерапии. Индивидуальная психотерапия акцентирует когнитивный аспект изменений, и в этом отношении обладает более мощным потенциалом по сравнению с групповой психотерапией. Групповая же форма терапии больше связана с изменениями в эмоциональной и поведенческой сферах.

Символдрама (известная так же, как кататим-но-имагинативная психокоррекция, кататимное переживание образов или метод сновидений наяву) — это метод глубино-психологически ориентированной психокоррекции, который оказался клинически эффективным при краткосрочном лечении неврозов и психосоматических заболеваний, а также нарушений, связанных с невротическим развитием личности. Метод разработан известным немецким психотерапевтом, профессором, доктором медицины Х. Лейнером. Основу метода составляет свободное фантазирование в форме образов, «картин» на заданную психологом тему. Психолог выполняет контролирующую, сопровождающую, направляющую функции. Символдрама является наиболее глубоко и системно проработанным и технически организованным методом, имеющим фундаментальную теоретическую базу. Символдрама — это не комбинация из смежных психокоррекционных методов, а самостоятельная, оригинальная дисциплина, многие элементы которой возникли задолго до того, как они появились в других направлениях психокоррекции. В символ-драме успешно соединились преимущества богатого спектра психокоррекционных техник, занимающих полярное положение в мире психокоррекции: классического и юнгианского анализа, поведенческой и гуманистической психокоррекции, аутотренинга.

Психокоррекцию по методу символдрамы можно представить как некую трехмерную систему координат, где одну ось представляет работа с конфликтами (первая составляющая), другую — работа, направленная на удовлетворение архаических потребностей (вторая составляющая), и третью — работа, нацелен-

И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ная на развитие креативности пациента (третья составляющая). В каждом конкретном случае работы с пациентом психолог как бы перемещается в этой системе координат, оказываясь ближе то к одной, то к другой оси, используя разные техники символдрамы.

Система символдрамы основывается на двух основных положениях:

1) человек способен развивать в своем воображении фантастические представления, которые известны не только как ночные сновидения, но и как дневные фантазии. При помощи своей имагинативной способности человек может каждый раз заново создавать свой образ исходя из самого себя и познавать себя в ходе четкого диалектического процесса;

2) в результате эмпирических наблюдений за фантастическими образами разработан ряд специфических правил и выявлены некоторые закономерности.

Предпосылкой для успешной психокоррекции является абсолютная добровольность, при которой на пациента можно перенести часть ответственности за успех лечения. Благоприятно понимание и предвидение у вполне откровенных, привыкших к активной работе пациентов. Важен уровень образования психолога, его умение и опытность, потому что именно от его установки и искусства ведения, его клинического и собственного опыта, от чувствительности и владения эмпатией зависит успех психокоррекции.

Психокоррекционное воздействие метода сим-волдрамы опирается на глубокое эмоциональное прорабатывание внутренних бессознательных конфликтов и проблем. Наши проблемы имеют прежде всего эмоциональную природу. Символдрама позволяет работать с ними эмоциональными средствами, так как терапевт имеет дело с наиболее глубокими и подлинными переживаниями. Благодаря этому даже негативные переживания в образе могут оказывать мощный психотерапевтический эффект. Символдрама дает возможность глубоко пережить, проработать и принять то, что при использовании вербально-когнитивных техник психокоррекции оставалось бы на поверхностно-понятийном уровне.

Исследования немецких и российских психологов, использующих символдраму, позволяют рекомендовать этот метод как адекватное средство диагностики и лечения разных психических, психосоматических расстройств и заболеваний, таких, как сексуальные нарушения, эндогенные депрессии, страхи и фобии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.