ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ А И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Литература но-психологической поддержки. М., 2002. С. 35.
1. КлимовЕ.А. Психология профессионала. М., 1996. С. 210. 3. Подвойский В.П. Профессиональная деформация ру-
2. Липский И.А.. Социальная адаптация военнослужащих: ководителей социально-культурных учреждений: Пси-Учеб.-метод. пособие. Ч. 1. Вопросы обучения и социаль- холого-педагогический подход. М., 2006. С. 132.
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ КАК ВИДА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ВЫПУСКНИКАМ КЛАССОВ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
И.А. МАЛАШИХИНА, доктор педагогических наук, профессор Ставропольского государственного университета;
Л.И. МАКАДЕЙ, кандидат психологических наук, доцент Ставропольского государственного университета
Аннотация. В статье авторы представили результаты психологической помощи в виде психологического сопровождения выпускников классов коррекционно-развивающего обучения; обоснованы механизмы защиты у подростков-выпускников в социальной образовательной среде.
Ключевые слова: специализированная психологическая помощь в виде психологического сопровождения, конституционально-типологические механизмы защиты, психотип.
ANALYSIS OF THE EFFECTIVENESS OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT IN SENSE
OF A SPECIALIZED PSYCHOLOGICAL ASSISTANCE TO THE GRADUATES OF THE CLASSES OF THE CORRECTIONAL AND DEVELOPMENTAL EDUCATION
I.A. MALASHIHINA,
the doctor of pedagogical sciences, the professor of the Stavropol state university;
L.I. MAKADEJ,
the candidate of psychological sciences, the senior lecturer of the Stavropol state university
Annotation. In article authors have presented results of the psychological help in the form of psychological support of graduates of classes of korrektsionno-developing training; mechanisms of protection at teenagers-graduates in the social educational environment are proved.
Keywords: the specialised psychological help in the form of psychological support, konstitutsionalno-typological mechanisms of protection, psychotype.
Специализированная психологическая помощь в При определении целей конституционально-ориен-
виде психологического сопровождения представля- тированной психологической коррекции подростков
ет собой комбинированные, комплексные техники выпускников классов коррекционно-развивающего
психотерапии, психокоррекции, применяемые спе- обучения мы исходили из ее направленности на коррек-
циалистами (психологами, клиническими психоло- цию неадекватных реакций, стереотипов поведения, т.е.
гами, социальными педагогами). Методики и тех- межличностного поведения. Однако неадекватные реак-ники психологического сопровождения основаны ции и формы поведения представляют собой следствие
на концепции сотрудничества в психологическом более глубоких личностных нарушений, обусловленных
консультировании, принципах лечебной педагогики, типом ЗПР, а это означает, что конституционально ори-
патогенетической психотерапии, с использованием ентированная психологическая коррекция должна быть
модифицированного варианта оригинальных психо- направлена на личностные особенности подростков с
коррекционных и психотерапевтических технологий учетом психотипологических особенностей.
для групповых занятий с подростками, характеризу- После завершения психокоррекции и спустя две
ющимися разными вариантами задержки психичес- недели была проведена повторная психологическая
кого развития (ЗПР) и конституционально-типоло- диагностика подростков с разными типами ЗПР. Для
гической предиспозиции личности. эффективности программы специализированной
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
психологической помощи были отобраны 90 выпускников классов коррекционно-развивающего обучения (58 мальчиков и 32 девочки) в возрасте 10—12 лет, которые были разделены на две группы. В контрольной группе, состоявшей из 44 подростков, методы психологической помощи не применялись в отличие от экспериментальной группы (46 подростков), в которой была реализована программа психологической помощи. Патронаж специалистов осуществлялся с учетом принадлежности подростков к диапазонам конституционально-континуального пространства и с учетом генеза ЗПР.
В результате реализованной программы специализированной психологической помощи наблюдалась достоверная обратная динамика (рис. 1) патопсихологических субдепрессивных и астенических проявлений у обследованных подростков с ЗПР церебрально-органического генеза. В процессе применения комбинированных и комплексных методов и техник психокоррекции и психотерапии нарушения нивелировались почти у 50% подростков (р < 0,01), страхи отмечались лишь у 34,3% испытуемых по сравнению с 58,5% подростков (р < 0,05), личностная тревожность — у 13,4% по сравнению с 43,5% подростков (р < 0,01).
И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
сравнению с 74% подростков (р < 0,05), личностная и нейротическая тревожность — у 21% обследованных по сравнению с 64,5% до психокоррекции (р < 0,01). У обследованных подростков с ЗПР психогенного гене-за после оказания помощи невротические симптомы отмечались у 19% подростков по сравнению с 53% до психокоррекции (р < 0,01). Полученные результаты отражают восстановление конституциональных психологических механизмов компенсации и адаптации подростков к условиям среднего звена школы.
У представителей контрольной группы, напротив, сохраняется тенденция к увеличению средних значений патопсихологических показателей, характеризующих процессы дезадаптации и декомпенсации, свидетельствуя о «срыве» конституциональных психологических механизмов защиты (рис. 2) в условиях отсутствия специализированной психологической помощи.
1 группа
2 группа
3 группа 10
4 группа
Рис. 1. Многовекторный сравнительный психологический анализ динамики аномальной личностной и поведенческой изменчивости у подростков с разными типами ЗПР после завершения специализированной психологической помощи
Психологические показатели по:
• личностному опроснику Айзенка — экстраверти-рованность, нейротическая тревожность;
• шкале тревожности Ч.Д. Спилбергера и Д. Тейлор — ситуативная тревожность, личностная тревожность;
• личностному опроснику Басса-Дарки — физическая агрессия, вербальная агрессия, косвенная агрессия, невротические симптомы;
• проективным тестам — депрессия, астения, страхи, ущербность и неполноценность, импульсивность.
У подростков с ЗПР конституционального генеза после психологической помощи уровень физической агрессии наблюдался у 25% по сравнению с 60% подростков до психокоррекции и психотерапии (р < 0,01), уровень вербальной агрессии — у 16% по сравнению с 45% подростков (р < 0,01), уровень косвенной агрессии — у 23% по сравнению с 56% обследованными (р < 0,01). У подростков с ЗПР соматогенного происхождения после оказания психологической помощи депрессивные и астенические проявления наблюдались лишь у 22% испытуемых по сравнению с 50% подростков до психокоррекции (р < 0,01), страхи — у 50% по
1 группа
2 группа ■ 3 группа 10'
4 группа
Рис. 2. Многовекторный сравнительный психологический анализ динамики аномальной и поведенческой изменчивости у подростков с разными типами ЗПР контрольной группы без специализированной психологической помощи
У подростков с ЗПР церебрально-органического генеза, относящихся к подгруппе с истероидной психотипологической структурой личности, отмечалось усиление страхов с выраженной эмоциональной напряженностью с 48 до 64% испытуемых (р < 0,01). Страхи характеризовались длительным и непрерывным проявлением; наблюдалось усиление депрессивных переживаний с 34 до 47% (р < 0,01), астенических нарушений — с 54 до 65% (р < 0,01), чувства собственной неполноценности и ущербности отмечались у 57% вместо 42% испытуемых (р < 0,01).
Взаимоотношения в образовательной среде имели конфликтный характер. В подгруппе с циклоидным психотипом усиливались признаки депрессивного состояния с 43 до 65% подростков (р < 0,01), усиление страхов — с 54 до 71% (р < 0,01) в сочетании с личностной тревожностью, что затрудняло процесс продуктивного общения со сверстниками и взрослыми.
У подростков с шизоидным психотипом обнаруживались признаки нарастания депрессивных проявлений с 43 до 53% (р < 0,01), расширение палитры страхов увеличилось с 36 до 54% (р < 0,01), сочетаясь с нарастанием чувства собственной ущербности и неполноценности. Кроме того, у них отмечались трудности в общении со сверстниками и учителями. Преобладали изолированность и закрытость, нежелание вступать в контакт.
Подростки с эпилептоидным психотипом демонстрировали нарастание признаков повышенной импульсивности с 23 до 34% (р < 0,01), вербальной аг-
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
рессии — с 34 до 45% (р < 0,01), физической агрессии с — 41 до 52% (р < 0,01) по отношению к сверстникам, учителям, что отражает нарастание конституциональных психологических механизмов декомпенсации и дезадаптации при отсутствии комплексных и комбинированных методов и техник психокоррекции и психотерапии.
У подростков с ЗПР конституционального генеза в структуре шизоидного психотипа увеличивалась ситуативная и личностная тревожность с 43 до 52% (шкалы 3 и 4) (р < 0,01). Подростки циклоидного психотипа продолжали демонстрировать заниженную самооценку, чувство неполноценности, ущербности с 32 до 40% (шкала 12) (р < 0,01).
Представители эпилептоидного психотипа отличались усилением уровня физической (с 21 до 34%, шкала 5) (р < 0,01), вербальной (с 34 до 41%, шкала 6) (р < 0,01) и косвенной (с 43 до 53%, шкала 7) (р < 0,01) агрессии испытуемых без специализированной психологической помощи.
У подростков с ЗПР самотогенного генеза шизоидного психотипа наблюдалось повышение нейроти-ческой (с 23 до 30%, шкала 2) (р < 0,01), личностной (с 27 до 32%, шкала 4) (р < 0,01) тревожности, углубление депрессивных переживаний (с 34 до 43%, шкала 9) (р < 0,01) испытуемых.
У представителей истероидного психотипа усилились страхи с 21 до 33% (шкала 11) (p < 0,01). Представители циклоидного психотипа демонстрировали углубление депрессивных переживаний с 32 до 41% (шкала 9) (p < 0,01).
У подростков с эпилептоидным психотипом наблюдалось усиление общих невротических симптомов (шкала 8) (p < 0,01). У подростков с ЗПР психогенного генеза истероидного психотипа наблюдалось усиление возбудимости, импульсивности с 43 до 62% (шкала 13) (p < 0,01), углубление невротических симптомов (шкала 8) (p < 0,01). У представителей шизоидного психотипа нарастало депрессивное состояние (шкала 9) (p < 0,01).
У подростков циклоидного психотипа проявлялась тенденция к увеличению страхов с 45 до 48% (шкала 11) (p < 0,01). Представители эпилептоидного психотипа подтверждали нарастание косвенной агрессии с 27 до 34% (шкала 7).
Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о том, что степень декомпенсации и дезадаптации как конституционально-типологичес-ких механизмов защиты у подростков — выпускников классов коррекционно-развивающего обучения в социальной образовательной среде зависит не только от ЗПР, но и от структуры психотипа.
ОСОБЕННОСТИ
КАТАТИМНО-ИМАГИНАТИВНОГО МЕТОДА КОНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ
СОЦИАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННОГО СТРЕССИРОВАНИЯ
Л.С. МАХАНЬКОВА
Аннотация. В статье описаны характерологические, психологические свойства, которые базируются на биологической основе личности (типологические свойства нервной системы, темперамент) и определяют процесс становления психологических типов, вследствие него личность формируется посредством глубинного влияния на ее социально-экономических и социально-политических факторов.
Ключевые слова: стресс, личность, психологическая помощь, психотерапия, психокоррекция.
FEATURES OF THE KATATIMNO-IMAGINATIVNIY METHOD OF THE KONSTITUTIONALDFOCUSED PSYCHOLOGICAL HELP OF THE PERSON IN THE CONDITIONS OF SOCIALLY-INFORMATION
STRESS
L.S. MAHANKOVA,