Научная статья на тему 'Антрапоцентрический подход к диагностике жертв терроризма в Беслане (anthropocentric approach to diagnostics of terrorism victims in Beslan)'

Антрапоцентрический подход к диагностике жертв терроризма в Беслане (anthropocentric approach to diagnostics of terrorism victims in Beslan) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
125
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ СТРЕССОР / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НОРМА АКЦЕНТУАЦИЯ / ПОГРАНИЧНАЯ АНОМАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ / НЕГАТИВНЫЙ ПСИХОТИПОЛОГИЧЕСКИЙ ДРЕЙФ / GLOBAL SOCIAL STRESSOR / PSYCHOLOGICAL NORM-ACCENTUATION / BORDERLINE ANOMALOUS PERSONALITY / NEGATIVE PSYCHO-TYPOLOGICAL DRIFT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Боев Игорь Викторович, Уваров Виктор Владимирович, Шаталова Анна Юрьевна, Сафарян Сергей Юрьевич

С позиций концепции конституционально-континуального пространства личности были подвергнуты патопсихолого-математическому анализу результаты обследования детей и подростков, пострадавших во время теракта в Беслане. Патопсихологические трактовки представлены в виде групповых индивидуально-психотипологических характеристик личностных психотипов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Боев Игорь Викторович, Уваров Виктор Владимирович, Шаталова Анна Юрьевна, Сафарян Сергей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basing on the conception of personality's constitutional-continual space the results of examining children and teenagers, who became the victims of the terrorist act in Beslan, were tested by pathopsychological-mathematical analysis. The pathopsychological interpretations are presented as group individual-psychotypological characteristics of personality psychotypes.

Текст научной работы на тему «Антрапоцентрический подход к диагностике жертв терроризма в Беслане (anthropocentric approach to diagnostics of terrorism victims in Beslan)»

АНТРАПОЦЕНТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ДИАГНОСТИКЕ ЖЕРТВ ТЕРРОРИЗМА

В БЕСЛАНЕ

И. В. Боев, В. В. Уваров, А. Ю. Шаталова, С. Ю. Сафарян

ANTHROPOCENTRIC APPROACH TO DIAGNOSTICS OF TERRORISM VICTIMS IN BESLAN

Boev I. V., Uvarov V. V., Shatalova A. J., Safaryan S. J.

Basing on the conception of personality's constitutional-continual space the results of examining children and teenagers, who became the victims of the terrorist act in Beslan, were tested by pathopsychological-mathematical analysis. The pathopsychological interpretations are presented as group individual-psychotypological characteristics of personality psychotypes.

Key Words: global social stressor, psychological norm-accentuation, borderline anomalous personality, negative psycho-typologicaf drift.

С позиций концепции конституционально-континуального пространства личности были подвергнуты патопсихолого-математическому анализу результаты обследования детей и подростков, пострадавших во время теракта в Беслане. Патопсихологические трактовки представлены в виде групповых индивидуально-психотипологических характеристик личностных психотипов.

Ключевые слова: глобальный социальный стрессор, психологическая норма - акцентуация, пограничная аномальная личность, негативный психотипологический дрейф.

УДК 616.85-056.4

Патопсихологическая диагностика должна включать всесторонне понимание того, что происходит в психической деятельности человека, как видоизменяются личностные и психологические переживания, наконец, как они взаимосвязаны с изменением поведенческого стереотипа в целом после воздействия острого глобального стресса (теракт в Беслане, 2004), разрушающего представления личности о гуманистических ценностях, создающего экзистенциальный вакуум (5, 8). Выделяются две основных концепции диагностики и две вытекающие из них задачи. Применительно к медицинской психологии личности - точная идентификация личностной, психологической и поведенческой изменчивости в конституционально-континуальном пространстве личности (5), в частности в диапазоне психологической нормы - акцентуации или в конституциональном диапазоне пограничной аномальной личности (ПАЛ). Дифференциация таких категорий, как психологическая норма, личностная изменчивость внутри нормы, аномальная изменчивость ближе к границам нормы или ближе к границам ПАЛ, наконец, к более грубой аномалии - расстройству личности (психопатии). При этом необходимы надежные диагностические процедуры, используемые термины и поиски формулировок, которые всесторонне феноменологически представляют состояние психической и психологической нормы или аномальной изменчивости, от чего зависит необходимость и многогранность комплекс-

ной и комбинированной медико-психологической помощи, когда привлекаются психиатр, психотерапевт, клинический психолог, т. е. бригада специалистов.

Любая диагностическая система должна включать патогенетическое понимание случая, прогнозирование вероятностной личностной и поведенческой изменчивости, планирование эффективной медико-психологической помощи, объективизацию эффективности или неэффективности методов и техник восстановительной медико-психологической помощи в чрезвычайных ситуациях (ЧС). Ведущая цель патопсихологической диагностики - это правильно оценить пациента не в статике, а в динамике, в его постоянно меняющихся межличностных отношениях.

Одна из ведущих целей патопсихологической диагностики - обеспечение точного диагноза личностной изменчивости, психических расстройств разного уровня, надежного прогноза естественного видоизменения личностных и психологических переживаний, поведенческих стереотипов в условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС) (3). Получение любых результатов и выводов в клинической психиатрии и медицинской психологии требует проведения многократных, серийных экспериментов, без которых невозможно получение результатов, реально отражающих психотравмирующие условия ЧС. Используя математические методы, мы избавляемся от необходимости дорогостоящих, крупномасштабных экспериментов (1, 10), которые отражают степень нарушения здоровья человека.

Еще одно достоинство математических методов заключается в возможности сформулировать реальные медицинскую и психологическую задачи, как математические (используя для анализа универсальный математический аппарат непараметрической статистики в виде кластерного, дискрими-нантного анализа), которые осуществляют количественный и качественный анализ, поликомбинаторный, патогенетический анализ в различных плоскостях трехмерного пространства (9, 11). Полученные результаты дают основание прогнозировать вероятность

личностной изменчивости, поведение пациента, в частности выбор оптимальных вариантов комплексной медико-психологической помощи, что тем самым позволит максимально сохранить психологическое и психическое здоровье.

Использование современных непараметрических методов статистики позволяет исследовать непрямые причинно-следственные отношения - что и является целью настоящего исследования, - разработки которых так важны для доказательной медицины и медицинской (клинической) психологии в условиях ЧС, когда требуется патопсихологическая экспресс-диагностика.

Объектом эмпирического клинико-психопатологического исследования были 436 детей и подростков, переживших террористический акт в г. Беслане в сентябре 2004 года. Из них 328 детей и подростков были комплексно обследованы на клинико-психопатологическом и психоневрологическом уровнях; экспериментально-патопсихологические исследования проведены у 212 пациентов, психофизиологические - у 146 пациентов. Подростки были в возрасте от 12 до 16 лет.

С целью соблюдения антропоцентрических принципов методологии все пациенты были дифференцированы в зависимости от структуры личностного психотипа: с эпи-лептоидным психотипом - 62 человека, с истероидным психотипом - 54, на третьем месте - подростки с циклоидной структурой личностного психотипа - 44, на четвертом месте - с шизоидным психотипом - 32 обследованных и, наконец, со смешанной структурой личностного психотипа было обнаружено 20 человек. Подобный подход позволил учитывать конституционально-психотипологические индивидуальные особенности детей и подростков, переживших глобальное социально-стрессовое воздействие, что важно для прогноза и комплексной терапии.

Патопсихологический анализ состояния пациентов в конституционально-континуальном пространстве личности позволил определить степень выраженности негативного личностного дрейфа из диапа-

зона психологической нормы - акцентуации в диапазон пограничной аномальной личности (ПАЛ) или диапазон расстройств личности (психопатии), что дало основание не только сформулировать прогноз вероятностных клинических расстройств и личностных аномалий, но и оптимизировать технологии восстановительной и интенсивной терапии.

Полученные результаты комплексного обследования были подвергнуты непараметрической математической статистике - кластерному и дискриминантному анализу (6, 7).

Всем пациентам в соответствии с критериями МКБ-10 были определены диагнозы психических расстройств, в частности кратковременные депрессивные реакции Б-43.20; смешанные тревожные и депрессивные реакции Б-43.22, не превышающее смешанное тревожное депрессивное расстройство по критериям Б-41.2; другие (Б-41.3). Из экспериментальной части исследования были исключены 32 пациента, у которых в анамнезе отмечались субпсихотические расстройства, имелись признаки эндогенных психических расстройств или клинические проявления органических нарушений головного мозга.

Использовались методы психологического наблюдения, психотерапевтической беседы, психологические методики Шмише-

ка (1970), К. Леонгарда (1984), А. Е. Личко (1978), клинический опросник оценки и выявления невротического состояния (К. К. Яхин, Д. М. Менделевич, 1978), проективные методики «Несуществующее животное», «Дерево», «Моя семья».

Экспериментально-патопсихологические исследования, проведенные с детьми и подростками Беслана в первые дни - неделю после теракта в последующем были обработаны методами непараметрической математической статистики. С помощью кластерного анализа все пациенты были распределены на 5 групп: с исте-роидной, циклоидной, эпилептоидной, шизоидной структурой личности и смешанным личностным психотипом.

В настоящем исследовании мы приводим пример дискриминантного анализа патопсихологических результатов исследования по методикам К. Леонгарда, А. Е. Лич-ко, К. К. Яхина и В. М. Менделевича. В таблице 1 и 2 представлены материалы исследования, обработанные дискриминантным анализом с целью подтверждения возможности дифференциальной диагностики подростков с истероидной и циклоидной структурами личностного психотипа, переживших глобальное социально-информационное стрессирование.

Таблица 1

№ подростки с истероидной подростки с циклоидной

п/п Имя переменной структурой психотипа структурой психотипа

Среднее Ст. откло- Среднее Ст. откло-

значение нение значение нение

1 ГИПЕРТИМНОСТЬ 14,9286 3,5981 16,2000 4,1751

2 ВОЗБУДИМОСТЬ 11,0952 2,2611 9,9000 2,1001

3 ЭМОТИВНОСТЬ 15,4762 3,8270 17,8500 4,7159

4 ПЕДАНТИЧНОСТЬ 12,0476 3,6018 12,4000 5,0513

5 ТРЕВОЖНОСТЬ 9,6429 3,2820 11,4000 4,3091

6 ЦИКЛОИДНОСТЬ 16,0714 4,4852 16,5000 6,8480

7 ДЕМОНОНСТРАТИВНОСТЬ 17,5238 3,8713 15,6000 5,2955

8 ЗАСТРЕВАЕМОСТЬ 13,8571 3,3098 13,2000 3,9417

9 ДИСТИМНОСТЬ 14,8571 3,6863 15,7500 4,6552

10 ЭКЗАЛЬТИРОВАННОСТЬ 18,0476 6,6771 14,4000 4,0833

Патопсихологические характеристики - средние значения и их стандартные отклонения

у подростков Беслана после теракта

11 ВЕГЕТАТИВНАЯ НЕУСТОЙЧИВОСТЬ -8,1752 8,0721 -3,7235 8,1585

12 ОБСЕССИВНО-ФОБИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ -3,8290 3,4468 -2,7015 3,8570

13 АСТЕНИЧЕСКИЕ -5,5390 3,8900 -1,5850 5,4168

14 ИСТЕРОИДНЫЕ -5,4300 4,4431 -2,0330 4,6775

15 НЕВРОТИЧЕСКАЯДЕПРЕССИЯ -5,6226 3,6380 -2,0830 5,5102

16 ТРЕВОЖНОСТЬ -4,2910 3,6570 -2,8895 4,0171

Таблица 2

Патопсихологические характеристики в виде разности средних и вычисленного значения

Т у подростков Беслана после теракта

№ п/п Имя переменной Разность средних Вычисленное значение Т

1 ГИПЕРТИМНОСТЬ -1,2714 -1,2347

2 ВОЗБУДИМОСТЬ 1,1952 1,9894

3 ЭМОТИВНОСТЬ -2,3738 -2,1160

4 ПЕДАНТИЧНОСТЬ -0,3524 -0,3151

5 ТРЕВОЖНОСТЬ -1,7571 -1,7774

6 ЦИКЛОИДНОСТЬ -0,4286 -0,2950

7 ДЕМОНСТРАТИВНОСТЬ 1,9238 1,6194

8 ЗАСТРЕВАЕМОСТЬ 0,6571 0,6867

9 ДИСТИМНОСТЬ -0,8929 -0,8178

10 ЭКЗАЛЬТИРОВАННОСТЬ 3,6476 2,2457

11 ВЕГЕТАТИНАЯ НЕУСТОЙЧИВОСТЬ -4,4517 -2,0231

12 ОБСЕССИВНО-ФОБИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ -1,1275 -1,1587

13 АСТЕНИЧНОСТЬ -3,9540 -3,2848

14 ИСТЕРОИДНОСТЬ -3,3970 -2,7671

15 НЕВРОТИЧЕСКАЯДЕПРЕССИЯ -3,5396 -3,0162

16 ТРЕВОЖНОСТЬ -1,4015 -1,3666

На основании патопсихолого-матема-тического дискриминантного анализа была построена дифференциально-диагнос-

тическая шкала между сравниваемыми группами подростков, где У= -0,0707Х1 +0,5701Х2 -0,2592Х3 -0,1922Х4 -0,0388Х5 -0,2075Х6 +0,4236Х7 +0,2721Х8 -0,2353Х9 +0,2634Х10 +0,2177Х11 -0,1435Х12 -0,5944Х13 -0,2999Х14 -0,0605Х15 +0,3150Х16,

где Х - результаты патопсихологических исследований по конкретным показателям. Если суммарное арифметическое значение У будет меньше дискриминантного индекса Я, то результаты следует отнести к группе подростков с истероидной структурой психотипа. Если же суммарное арифметическое значение У будет больше дискриминантного ин-

декса Я, то результаты следует отнести к группе подростков с циклоидной структурой психотипа. Используя арифметическую формулу для дискриминации сравниваемых групп, любой практический, медицинский (клинический) психолог, психотерапевт, психиатр может получить соответствующие результаты в условиях ЧС без использования компьютерной техники.

При проведении дифференциальной диагностики было выявлено достаточно специфическое взаимосочетание патопсихологических маркеров с их удельным весом, которое позволяет провести достоверную дифференциацию между сравниваемыми группами: возбудимость = 11,2%; эмотивность = 10,1%; демонстративность = 13,3%; экзальтированность = 16%; астенические нарушения =

38,5%; истерический тип поведения = 17%; вегетативная неустойчивость = -16%; конституциональная тревожность = -7,2%.

Вероятностные ошибки дискриминации в группе с истероидным психотипом не превышают 9,5%, в группе с циклоидным психотипом - 5%, что подтверждает высокую достоверность патопсихологического различения сравниваемых групп. Настоящие данные указывают на негативный психотипологический дрейф в виде аномальной личностной и поведенческой изменчивости от диапазона психологической нормы - акцентуации до диапазона пограничной аномальной личности, свидетельствуя о срыве конституциональных личностных механизмов защиты и развитии личностной декомпенсации и поведенческой дезадаптации. Последнее проявляется усугублением межличностных отношений со сверстниками и родителями, о чем неоднократно указывалось в исследованиях авторов, изучавших медико-психологические последствия современных терактов (5, с. 8).

На рисунке 1 визуализированы результаты дискриминации сравниваемых групп в пространстве по данным квадрата Махалано-биса, равного 6,1 условных единицы.

Таким образом, центры проекций средних значений патопсихологических показателей подростков с циклоидной и исте-роидной структурами личности, если их спроецировать в трехмерное пространство, отстоят друг от друга на значительном расстоянии, подтверждая достоверность различий, на что также указывает значение квадрата Хоттелинга - 83 условных единицы.

Можно предположить, что глобальные стрессовые воздействия, адресованные к формирующейся личности, заостряют конституционально-психотипологические особенности, что делает возможным структурировать конкретный личностный психотип -истероидный и циклоидный у подростков Беслана, подтвердив возможность негативного психотипологического дрейфа в конституционально-континуальном пространстве личности.

В таблицах 3 и 4 отражены результаты патопсихологических исследований

0- подростки с истероидной структурой психотипа

- подростки с истероидной структурой психотипа

Рисунок 1. Проекции центров средних значений патопсихологических показателей в трехмерное пространство у обследованных подростков Беслана после теракта

подростков, относящихся к группам с циклоидной и шизоидной структурами личностных психотипов. Мы видим существенное различие между средними значениями и их стандартным отклонением.

На основании патопсихолого-мате-матического дискриминантного анализа была построена дифференциально-диагностическая шкала сравниваемых групп подростков: У= 0,2999Х1 -1,7288Х2 +0,3198Х3 +0,5313Х4 +1,3734Х5 +1,4225Х6 -1,5838Х7 -2,2918Х8 -1,4945Х9 +1,7471Х10 -1,7937Х11 -1,0173Х12 +2,0774Х13 +3,2146Х14 -1,1134Х15 +0,4258Х16

где Х - результаты психологических исследований по конкретным показателям. Если суммарное арифметическое значение У будет меньше дискриминантного индекса Я, то результаты следует отнести к группе подростков с циклоидной структурой психотипа. Если же суммарное арифметическое значение У будет больше дискриминантного индекса Я, то результаты следует отнести к группе подростков с шизоидной структурой психотипа. Используя арифметическую формулу для дискриминации сравниваемых групп, любой практический врач, медицинский психолог может получить соответствующие достоверные результаты по дифференциальной диагностике сравниваемых групп.

Таблица 3

Патопсихологические характеристики - средние значения и их стандартные отклонения у детей и подростков Беслана после теракта

подростки с циклоидной подростки с шизоидной

№ Имя переменной структурой психотипа структурой психотипа

п/п Среднее Ст. откло- Среднее Ст. откло-

значение нение значение нение

1 ГИПЕРТИМНОСТЬ 16,2000 4,1751 16,5000 2,1213

2 ВОЗБУДИМОСТЬ 9,9000 2,1001 14,0000 2,8284

3 ЭМОТИВНОСТЬ 17,8500 4,7159 15,0000 4,2426

4 ПЕДАНТИЧНОСТЬ 12,4000 5,0513 9,0000 1,4142

5 ТРЕВОЖНОСТЬ 11,4000 4,3091 9,0000 4,2426

6 ЦИКЛОИДНОСТЬ 16,5000 6,8480 18,0000 4,2426

7 ДЕМОНСТРАТИВНОСТЬ 15,6000 5,2955 19,0000 1,4142

8 ЗАСТРЕВАЕМОСТЬ 13,2000 3,9417 21,0000 0,0000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9 ДИСТИМНОСТЬ 15,7500 4,6552 16,5000 2,1213

10 ЭКЗАЛЬТИРОВАННОСТЬ 14,4000 4,0833 6,0000 0,0000

11 ВЕГЕТАТИВНАЯ НЕУСТОЙЧИВОСТЬ -3,7235 8,1585 2,9650 5,2821

12 ОБСЕССИВНО-ФОБИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ -2,7015 3,8570 -1,5200 0,2546

13 АСТЕНИЧНОСТЬ -1,5850 5,4168 -4,3350 6,4559

14 ИСТЕРОИДНОСТЬ -2,0330 4,6775 -2,2050 1,1384

15 НЕВРОТИЧЕСКАЯДЕПРЕССИЯ -2,0830 5,5102 -3,1950 0,7000

16 ТРЕВОЖНОСТЬ -2,8895 4,0171 -2,6450 0,3465

Таблица 4

Патопсихологические характеристики в виде разности средних и вычисленного значения Т у детей и подростков Беслана после теракта

№ п/п Имя переменной Разность средних Вычисленное значение Т

1 ГИПЕРТИМНОСТЬ -0,3000 -0,0987

2 ВОЗБУДИМОСТЬ -4,1000 -2,5805

3 ЭМОТИВНОСТЬ 2,8500 0,8188

4 ПЕДАНТИЧНОСТЬ 3,4000 0,9293

5 ТРЕВОЖНОСТЬ 2,4000 0,7516

6 ЦИКЛОИДНОСТЬ -1,5000 -0,3000

7 ДЕМОНСТРАТИВНОСТЬ -3,4000 -0,8866

8 ЗАСТРЕВАЕМОСТЬ -7,8000 -2,7376

9 ДИСТИМНОСТЬ -0,7500 -0,2217

10 ЭКЗАЛЬТИРОВАННОСТЬ 8,4000 2,8459

11 ВЕГЕТАТИВНАЯ НЕУСТОЙЧИВОСТЬ -6,6885 -1,1219

12 ОБСЕССИВНО-ФОБИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ -1,1815 -0,4237

13 АСТЕНИЧНОСТЬ 2,7500 0,6775

14 ИСТЕРОИДНОСТЬ 0,1720 0,0508

15 НЕВРОТИЧЕСКАЯДЕПРЕССИЯ 1,1120 0,2791

16 ТРЕВОЖНОСТЬ -0,2445 -0,0842

При проведении дифференциальной диагностики было выявлено достаточно специфическое взаимосочетание патопсихологических маркеров с конкретным удельным весом вклада в дискриминацию, которое позволяет провести достоверную дифференциацию сравниваемых групп. Такими маркерами являются: возбудимость = 10,4%; демонстративность = 8%; застреваемость = 26,3%; экзальтированность = 22%; вегетативная неустойчивость = 18%; астенические нарушения = 8,4%.

Возможность ошибочной диагностики соответствует 0,00%, что подтверждает высокую степень патопсихологической диагностики личностного психотипа подростка, который подвергается аномальной личностной и поведенческой изменчивости с количественным и качественным изменением показателей, отмеченных как маркеры, свидетельствуя о негативном личностном дрейфе в сторону диапазона пограничной аномальной личности из диапазона нормы.

Сравнение указанных групп подтверждает прорыв индивидуального барьера психологической и психической адаптации по Ю. А. Александровскому (1979), срыв механизмов конституциональной личностной защиты: компенсации - декомпенсации; поведенческой защиты: адаптации - дезадаптации, которые осложняют взаимоотношения подростков и взрослых после перенесенных ЧС.

На рисунке 2 визуализированы центры проекций групп средних значений психологических показателей в трехмерное пространство, подчеркивая достоверность по квадрату Махаланобиса, равному 68 условным единицам, и квадрату Хотеллинга, равному 124 условным единицам.

Рисунок 2. Центры проекции средних значений патопсихологических показателей в трехмерное пространство у подростков с шизоидным и циклоидным личностным психотипом в Беслане после теракта

- подростки с циклоидной структурой психотипа

- подростки с шизоидной структурой психотипа

Представленные результаты демонстрируют высокодостоверные различия в аномальном личностном и поведенческом реагировании сравниваемых групп подростков, подчеркивая качественные различия в аномальном реагировании детей и подростков с шизоидным и циклоидным психотипами. В данном случае различия в патопсихологическом реагировании пострадавших значительно более выражены, чем при сравнении пострадавших с истероидной и циклодной структурами психотипов, у которых патопсихологическое реагирование в ЧС характеризуется более похожими картинами.

В таблицах 5 и 6 показаны патопсихологические результаты подростков с истеро-идной и шизоидной структурами личности, которые даже на визуальном уровне значительно отличаются друг от друга.

Таблица 5

Патопсихологические характеристики - средние значения и их стандартные отклонения у подростков Беслана после теракта

подростки с истероидной струк- подростки с шизоидной структу-

№ Имя переменной турой психотипа рой психотипа

п/п Среднее Ст. отклонение Среднее зна- Ст. отклонение

значение чение

1 ГИПЕР 14,9286 3,5981 16,5000 2,1213

2 ВОЗБ 11,0952 2,2611 14,0000 2,8284

3 ЭМОТ 15,4762 3,8270 15,0000 4,2426

4 ПЕДАН 12,0476 3,6018 9,0000 1,4142

5 ТРЕВ 9,6429 3,2820 9,0000 4,2426

6 ЦИКЛ 16,0714 4,4852 18,0000 4,2426

7 ДЕМОН 17,5238 3,8713 19,0000 1,4142

8 ЗАСТР 13,8571 3,3098 21,0000 0,0000

9 ДИСТ 14,8571 3,6863 16,5000 2,1213

10 ЭКЗ 18,0476 6,6771 6,0000 0,0000

11 ВН -8,1752 8,0721 2,9650 5,2821

12 ОФН -3,8290 3,4468 -1,5200 0,2546

13 АСТ -5,5390 3,8900 -4,3350 6,4559

14 ИСТ -5,4300 4,4431 -2,2050 1,1384

15 НД -5,6226 3,6380 -3,1950 0,7000

16 ТР -4,2910 3,6570 -2,6450 0,3465

Таблица 6

Патопсихологические характеристики в виде разности средних и вычисленного значения Т у детей и подростков Беслана после теракта

№ п/п Имя переменной Разность средних Вычисленное значение Т

1 ГИПЕР -1,5714 -0,6082

2 ВОЗБ -2,9048 -1,7632

3 ЭМОТ 0,4762 0,1715

4 ПЕДАН 3,0476 1,1810

5 ТРЕВ 0,6429 0,2685

6 ЦИКЛ -1,9286 -0,5949

7 ДЕМОН -1,4762 -0,5324

8 ЗАСТР -7,1429 -3,0180

9 ДИСТ -1,6429 -0,6207

10 ЭКЗ 12,0476 2,5233

11 ВН -11,1402 -1,9200

12 ОФН -2,3090 -0,9368

13 АСТ -1,2040 -0,4190

14 ИСТ -3,2250 -1,0142

15 НД -2,4276 -0,9328

16 ТР -1,6460 -0,6294

Патопсихолого-математический дис-криминантный анализ дал основание для построения дифференциально-

диагностической шкалы между сравниваемыми группами подростков: У= -0,3715Х1 -0,8594Х2 +0,2964Х3 +0,0160Х4 +0,0677Х5

+0,3590Х6 +0,1527Х7 -1,4778Х8 +0,0981Х9 +0,2193Х10 -0,4834Х11 -0,1342Х12 +0,4542Х13 -0,0372Х14 +0,4079Х15 +0,0551Х16, где Х - результаты психологических исследований по конкретным показателям. Если суммарное арифметическое зна-

чение У будет меньше дискриминантного индекса Я, то результаты следует отнести к группе подростков с истероидной структурой психотипа. Если же суммарное арифметическое значение У будет больше дискрими-нантного индекса Я, то результаты следует отнести к группе подростки с шизоидной структурой психотипа.

При проведении дифференциальной диагностики было выявлено достаточно специфическое взаимосочетание психологических маркеров с удельным весом каждого из них, позволяющее провести достоверную дифференциацию между истероидной и шизоидной структурой личностного психотипа у пострадавших: возбудимость = 13%, застре-ваемость = 54%, экзальтированность = 14%, вегетативная неустойчивость = 28%, невротическая депрессия = -5,1%, учитывая количественные и качественные характеристики.

^^^^^^^ 20 усл.ед. -►

Рисунок 3. Центры проекций средних значений патопсихологических показателей в трехмерное пространство у подростков с истероидным и шизоидным психотипом в Беслане после теракта

- подростки с истероидной структурой психотипа

А- подростки с шизоидной структурой психотипа

Полученные результаты указывают на патопсихологическую «демаркационную» линию, которая разделяет сравниваемые группы и отражает срыв конституционально-психотипологических механизмов защиты, прорыв индивидуального барьера психологической и психической адаптации, снижение толерантности к банальным социальным стрессорам, что особенно неблагопри-

ятно для подростков с истероидной структурой психотипа.

На рисунке 3 визуализированы центры проекции средних значений патопсихологических показателей групп в трехмерное пространство, подтверждая достоверность по значению квадрата Махаланобиса, равному 20 условным единицам, и квадрату Хотел-линга, равному 37 условным единицам. Столь существенные различия указывают на несомненный устойчивый психотипологический негативный дрейф из диапазона психологической нормы - акцентуации в сторону диапазона пограничной аномальной личности.

Аналогичное патопсихолого-матемА-тическое сопоставление пострадавших с эпилептоидной структурой личностного психотипа подтвердило качественные и количественные различия в реагировании на стресс детей и подростков с эпилептоидной структурой психотипа от представителей иных психотипов. В настоящей статье мы не рассматриваем результаты пострадавших со смешанной структурой личностного психотипа.

Таким образом, результаты личностной и поведенческой деструкции у подростков являются следствием глобального социально-информационного стрессового воздействия (террористического акта), в результате которого нарушаются конституциональные механизмы личностной и поведенческой защиты соответственно в виде декомпенсации и дезадаптации, развивается срыв индивидуального барьера психической и психологической адаптации со снижением индивидуальной личностной и психологической толерантности к внешним неблагоприятным факторам среды жизнедеятельности.

Необходимо отметить, что на первом месте по степени личностной и поведенческой деструкции с более быстрым развитием проявлений негативного психотипологического дрейфа оказались подростки с истеро-идной структурой личности, затем с циклоидной структурой, далее - с эпилептоидной и на последнем месте оказались представители с шизоидной структурами личности при исходном расположении в диапазоне психологической нормы - акцентуации.

Резюме: острый глобальный стрессор в виде террористического акта в Беслане, который привел к беспрецедентным жертвам среди детей и подростков, вызвал стойкие личностные, психологические и поведенческие аномальные реакции, провоцируя негативный психотипологический дрейф в конституционально-континуальном пространстве личности в сторону диапазона пограничной аномальной личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Айвазян С. А., Бухштабер В. М., Еню-ков И. С., Мешалкин Л. Д. Прикладная статистика: классификация и снижение размерности. — М.: Финансы и статистика, 1989.

2. Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсации. — М: Медицина, 1979.

3. Александровский Ю. А. и др. Психогении в экстремальных условиях. — М.: Медицина, 1991. — 96 с.

4. Боев И. В. Пограничная аномальная личность. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999. — 362 с.

5. Боев И. В. Жертвы терроризма: психологический, психопатологический и энергоинформационный аспекты. — Ставрополь: Изд-во СГМА, 2003. — 148 с.

6. Журавлев Ю. И., Рязанов В. В., Сенько О. В. «Распознавание». Математические методы. Программная система. Практические применения. — М.: Фазис, 2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Загоруйко Н. Г. Прикладные методы анализа данных и знаний. — Новосибирск: ИМ СО РАН, 1999.

8. Коханов В. П., Краснов В. Н. Психиатрия катастроф и чрезвычайных ситуаций. — М., 2008. — 448 с.

9. Ступак С. Ф, Боев И. В. ФОРТРАН — программа для дискриминантного анализа. — М., 1979, ВНТИЦ, с. 1-9, инв. номер П. 003496.

10. Шлезингер М., Главач В. Десять лекций по статистическому и структурному распознаванию. — Киев: Наукова думка, 2004.

11. Hastie T., Tibshirani R., Friedman J. The Elements of Statistical Learning. — Springer, 2001.

Об авторах

Боев Игорь Викторович, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой психиатрии, психотерапии и медицинской психологии с курсом неврологии факультета последипломного образования, директор ГУ Клиника пограничных состояний Ставропольской государственной медицинской академии, профессор кафедры клинической психологии Ставропольского государственного университета. oleg_boev@mail.ru

Уваров Виктор Владимирович, Ставропольская государственная медицинская академия, ассистент кафедры психиатрии, психотерапии и медицинской психологии с курсом неврологии факультета последипломного образования. oleg_boev@mail.ru

Шаталова Анна Юрьевна, Ставропольский государственный университет, соискатель кафедры клинической психологии. oleg_boev@mail.ru

Сафарян Сергей Юрьевич, Ставропольский государственный университет, соискатель кафедры клинической психологии. oleg_boev@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.