ПШОМИЧЕШЕ ИНУ ки
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПСИХОКОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТНЫХ И ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ НЕПАТОЛОГИЧЕСКОГО ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
О. А. Ахвердова, О. И. Боев, А. И. Бабич
COMPARATIVE EFFECTIVENESS OF PSYCHO-CORRECTION OF PERSONAL AND BEHAVIOURAL MANIFESTATIONS OF ADOLESCENTS' NON-PATHOLOGIC DEVIANT BEHAVIOUR
Akhverdova О.А., Boev I.V.,
Babich A.I.
A new approach to analyze the comparative effectiveness of psycho-correction of personal and behavioural manifestations of adolescents' non-pathologic deviant behaviour by means of transactional analysis and symboldrama is presented.
Key Words: psych-correction, personality and behaviour deviations of adolescents, deviant behaviour correction, the norm-accentuation diapason, symbol-drama, transact analysis.
Представлен новый подход к анализу сравнительной эффективности психокоррекции личностных и поведенческих проявлений непатологического деви-антного поведения у подростков методом трансактного анализа и символдрамы.
Ключевые слова: психокоррекция, личностные и поведенческие отклонения у подростков, коррекция деви-антного поведения, диапазон норма - акцентуация, сим-волдрама, трансактный анализ.
УДК 616.89008.447:613.956.001.36
Изменения, происходящие в социально-экономической, идеологической, политической, духовной и культурной жизни, убедительно показывают, что кризисные исторические явления в обществе накладывают неизгладимый преимущественно деструктивный отпечаток на взаимодействие «учитель - подросток», «родитель - подросток». Преодолеть кризисные явления в современной школе невозможно без рассмотрения и решения проблем субъектов образовательной среды. Устарело и не соответствует историческим преобразованиям в обществе понимание и восприятие учителя как фигуры, доминирующей в учебном процессе, в противоположность представлениям о гуманистическом сотрудничестве в образовательной среде. Нет никаких сомнений, что общеобразовательная школа переживает кризис, который отражается на всех субъектах образовательной среды и, прежде всего, на системе отношений «учитель - ученик», когда разрушен смысл прежней жизни, в том числе и профессиональной, что неизбежно ведет к профессиональному искажению взаимоотношений личности с негативной динамикой личностных свойств субъектов образовательной среды.
Социально-стрессовые факторы оказывают деструктивное воздействие на систему отношений «учитель - подросток», в значительной мере осложняя педагогическую деятельность. Качество и интенсивность влияния социальной среды жизнедеятельности на личность приобрели негатив-
^ Ахвердова О. А., Боев О. И., Бабич А. И.
Сравнительная эффективность психокоррекции личностных и поведенческих проявлений.
ный информационный характер в виде перестройки ценностно-смысловых и мировоззренческих позиций учителя и ученика, связанных с социально-экономическими преобразованиями в общественной жизни, осознанием необходимости дальнейшего самосовершенствования с целью преодоления формирующихся негативных стереотипов деятельности. Разрабатываются различные психологические меры, направленные на стабилизацию и адекватность взаимоотношений в школьной среде, поскольку конфликты подростков с учителями весьма часто приводят к значимым психотравмам для личности, состоянию фрустрации, к экзистенциальному вакууму у подростков, что в конечном итоге завершается непатологическими девиантными проявлениями.
Учеными и практиками предлагаются творческие, инновационные подходы и технологии психокоррекции и психопрофилактики девиантного поведения, которые зарекомендовали себя за рубежом, но несоответствие содержания многих предлагаемых психологических и педагогических технологий духовно-культурным традициям и ценностям российского общества еще больше усиливает личностные, психологические и поведенческие противоречия отношений «учитель - подросток», «родитель - подросток».
Цель исследования: Провести сравнительное изучение эффективности методов и техник специальной психологической коррекции ранних признаков начинающейся личностной декомпенсации и поведенческой дезадаптации, которые способны предотвратить личностную деструкцию подростка.
Материалы и методы исследования. В эмпирическом исследовании участвовали 246 подростков Ставропольского края в возрасте 13-16 лет мужского и женского пола. В сплошной выборке испытуемых выделен феноменологический и экспериментально-психологический континуум, соответствующий диапазону конституционально-континуального пространства личности: психологическая норма - акцентуация, выделенных по результатам анализа биографического метода и патохарактерологического диагностического опросника (7).
Основная группа подростков состояла из 72 человек, расположенных в диапазоне психологической нормы-акцентуации, с признаками напряжения функционирования индивидуального барьера психологической и психической адаптации и напряжения конституциональных механизмов психологической компенсации и адаптации, которым проводился трансактный анализ (3).
Вторая сравнительная группа с аналогичными критериями отбора включала 42 подростка, которым была проведена ката-тимно-имагинативная психокорекция по методу символдрамы (5, 6). Всего в эксперименте участвовало 114 подростков. Специализированная психологическая помощь включала сравнительное применение методов и техник транзактного анализа и сим-волдрамы.
Длительность эмпирического наблюдения и экспериментально-психологических исследований варьировала от 2 до 5 лет. Сравнительный метод экспериментально-психологического анализа позволил проследить с 2003 г. по 2008 г. фенотипическую изменчивость конституционально-психотипологических личностных и субъектных свойств подростков как субъектов образовательного пространства в непрерывном процессе функционирования и адаптации к современным неблагоприятным условиям социально-информационного стрессирования.
Основной методикой объективизации выступил специально разработанный психолого-диагностический комплекс, включающий методику определения уровня невроти-зации и психопатизации - УНП (Е. В. Бажин с соавт., 1989), клинический опросник оценки невротического состояния (К. К. Яхин, Д. М. Менделевич, 1978), шкала тревоги (J. Teulor, 1953), личностный опросник Ай-зенка (1964), патохарактерологический диагностический опросник А. Е. Личко (1976), а также сравнительный многовекторный психологический анализ, предложенный О. А. Ахвердовой, И. В. Боевым (1998).
Для статистического анализа данных и их графического представления использовалась программа Statistica for Windows 5.0, Ехсе1, непараметрическая математическая
статистика - дискриминантный анализ (С. Ф. Ступак, И. В. Боев, 1979). Результаты сравнительного психологического исследования всех испытуемых подверглись сплошной математической обработке с использованием критерия Х-квадрат (К. Браунли, 1977), исходя из нулевой гипотезы, что никаких различий между испытуемыми сравниваемых групп не существует.
Результаты исследования. Представляем результаты многомерного непараметрического психолого-математического анализа психологических характеристик следующих групп сравнения: подростков-акцентуантов с признаками личностной (психологической) декомпенсации и поведенческой дезадаптации до начала и после прохождения курса психотерапии методом символдрамы.
Линейная дискриминантная функция представлена в виде дифференциально-диагностической шкалы: У = 9.02Х1 + 8.33Х2 + 6.66Х3 - 16.01Х4 + 5.42Х5 + 2Х6 -7.68Х7 - 6Х8 - 3.88Х9 + 4.73Х10 - 1.63Х11 - 6.88Х12 - 0.58Х13 - 5.22Х14 - 0.99Х15 -5.36Х16 - 0.8Х17, где Х1-Х17 - значения психологических параметров конкретного испытуемого. Если при их подстановке в представленную дискриминантную функцию вычисленное значение У, будет больше или равно дискриминантному индексу Я, то результаты обследуемого с высокой достоверностью можно отнести к группе подрост-ков-акцентуантов с признаками личностной (психологической) декомпенсации и поведенческой дезадаптации до начала психотерапии; если же меньше - то к группе акцен-туантов, прошедших курс символдрамы. Разработанную дифференциально-
диагностическую шкалу можно использовать школьным психологам для оценки исходного психологического состояния подростков и для объективизации психотерапевтических или психокоррекционных воздействий. Ошибки дифференциальной диагностики в сравниваемых группах отсутствуют.
Достоверность различий между группами подтверждается значением квадрата Махаланобиса, который равен 13,4 условных единиц, т. е. проекции центров средних
значений психологических характеристик двух сравниваемых выборок в трехмерном пространстве оказываются достаточно далеки друг от друга, подтверждая тем самым наступившие различия в личностных переживаниях и стереотипе поведения до и после завершения психокоррекции методом символдрамы.
Интересны результаты дискриминант-ного анализа, позволившие выделить взаимосочетание психологических маркеров с конкретным удельным весом каждого, отражающего вклад в дифференциальную психологическую диагностику сравниваемых групп обследуемых до и после психокоррекции.
Акцентуанты до проведения символд-рамы характеризовались психологической склонностью к эмансипации - 15,03%, к акоголизаци -17,97%, к делинквентности -8,63%; умеренной выраженностью вегетативных нарушений - 17,90% и уровнем пси-хопатизации - 36,82%.
Акцентуанты после проведения сим-волдрамы не обнаружили специфического взаимосочетания психологических маркеров, что отражает обратную позитивную динамику личностных и поведенческих характеристик до среднего уровня диапазона нормы.
Таким образом, применение символд-рамы как метода психотерапевтического, психокоррекционного воздействия у акцен-туантов приводит к достоверным позитивным изменениям в виде снижения эмоциональных преимущественно гипотимных (субдепрессивных) переживаний, склонности к эмансипации, нивелирования психологической склонности к алкоголизации, а также снижения уровня психопатизации, что подтверждает тенденцию к нормализации механизмов поведенческой адаптации и личностной компенсации.
Однако обращает на себя внимание то, что такая важная психологическая характеристика личности как склонность к делин-квентности, занимающая свое место в структуре взаимосочетания маркеров дискриминации и соответственно показывающая стабилизацию под воздействием сим-
Ахвердова О. А., Боев О. И., Бабич А. И.
Сравнительная эффективность психокоррекции личностных и поведенческих проявлений...
волдрамы, не вышла за пределы 1 ранга многовекторной шкалы как видно на диаграмме (рис. 1). С нашей точки зрения, устойчивость психологической склонности к делинквентности обусловлена нарастанием показателя маскулинизации, который в дан-
ном случае не сопровождается усилением реакций эмансипации и психопатизации, позволяя не полностью, но в значительной мере нивелировать поведенческие реакции дезадаптации.
Тейлор НТх \ 2
Э-И
Псих
Невр
Е
3 -г
Рисунок 1. Сравнительный многовекторный психологический анализ подростков-акцентуантов до начала психотерапии и после завершения курса символдрамы.
Можно утверждать, анализируя полученные результаты, что символдрама как частный метод психотерапии у подростков-акцентуантов намечает отчетливые позитивные психологические сдвиги, не стабилизируя полученные результаты, что, вероятнее всего, свидетельствует о целесообразности применения символдрамы у данной категории
пациентов в комплексе с иными коррекцион-ными и психотерапевтическими методиками.
Представляем результаты сравнительного многомерного и непараметрического психолого-математического анализа психологических, личностных и поведенческих показателей испытуемых следующих групп: акцентуантов с признаками личностной, психологической декомпенсации и по-
веденческой дезадаптации на момент обращения за специальной психокорреционной помощью и тех же подростков по завершению курса трансактного анализа. Линейная дискриминантная функция, позволяющая провести дифференциальную психологическую диагностику в исследуемой субпопуляции, представлена уравнением следующего вида:
У = 17.6Х1 + 17.99Х2 + 25.12Х3 - 35.46Х4 + 18.83Х5 + 9.42Х6 - 9.33Х7 - 23.39Х8 -9.78Х9 + 0.84Х10 - 11.84Х11 - 25.95Х12 -0.8Х13 - 6.72Х14 + 16.11Х15 - 18.1Х16 + 1.99Х17,
где Х 1-Х 17 - значения психологических параметров конкретного испытуемого. Если при их подстановке в представленную дис-криминантную функцию вычисленное значение У будет больше или равно дискрими-нантному индексу Я, то результаты обследуемого с высокой достоверностью можно отнести к группе подростков-акцентуантов с признаками личностных непродуктивных переживаний, что было расценено как конституциональная декомпенсация, и проявлениями поведенчекой дезадаптации до начала психокоррекции; если же меньше - то к группе подростков-акцентуантов, прошедших курс трансактного анализа. Ошибки дифференциальной диагностики в сравниваемых группах отсутствуют. Достоверность различий между состоянием психологического здоровья подростков до и после психокоррекции подтверждается значением квадрата Махаланобиса, который равен 101 условной единице, т. е. проекции центров средних значений психологических характеристик двух сравниваемых выборок в трехмерном пространстве далеки друг от друга.
Установлена совокупность психологических маркеров дискриминации и удельный вес каждого из них в дифференциальной психологической диагностике подрост-ков-акцентуантов до и после прохождения курса трансактного анализа. Подростки-акцентуанты до проведения психокоррекции
отличались склонностью к алкоголизации -9,4%, к делинквентности - 11,31%, умеренно выраженными обсессивно-фобическими нарушениями - 13%, психопатизацией -17%, экстра-интраверсией - 14,5%.
В психологическом состоянии подро-стков-акцентуантов после проведения транс-зактного анализа дифференциально-диагностического специфического взаимосочетания психологических маркеров определить не удалось, что свидетельствует о позитивной динамике изучаемых показателей в процессе трансактного анализа.
Многовекторный психологический анализ позволил представить результаты в виде диаграммы (рис. 2), что в контексте установленного взаимосочетания психологических маркеров дискриминации позволило прийти к следующим заключениям. Во-первых, применение трансактного анализа у акцентуантов достоверно позволяет нивелировать до уровня нормы показатели психологической склонности к алкоголизации и делинквентности, психопатизации и проявлений экстра-интраверсии. К нулевому уровню пришли показатели конституциональной тревожности, экстра-интраверсии, эмансипации, делинквентности, психопати-зации, ситуационной тревоги и субдепрессивных переживаний, что подтверждает не только восстановление механизмов личностной компенсации, но и механизмов поведенческой адаптации. Во-вторых, среди изучаемых методик лишь трансактный анализ как метод монокоррекции демонстрирует высокодостоверное, значимое снижение показателей по шкале обсессивно-фобических переживаний, что, вероятнее всего, является следствием разрушения и/или конструктивной переработки эпизодически возникающих, на высоте социально-стрессовых деструктивных воздействий, тенденций к проявлению аномальных стереотипов субъект-субъектных переживаний и взаимоотношений.
^ Ахвердова О. А., Боев О. И., Бабич А. И.
Сравнительная эффективность психокоррекции личностных и поведенческих проявлений.
Рисунок 2. Сравнительный многовекторный психологический анализ подростков-акцентуантов до начала психотерапии и после прохождения курса транзактного анализа
Нельзя не обратить внимание на возврат к норме показателя индекса В, который отражает минимальную мозговую недостаточность, в процессе трансактного анализа, что, скорее всего, связано с нормализацией предыдущих вышеуказанных параметров. Поэтому проявления минимальной мозговой недостаточности ослабевают на период позитивных воздействий техник трансактного анализа, что указывает еще на один важный вектор психокоррекционного влияния.
Следовательно, трансактный анализ как метод кратковременного психотерапевтического воздействия способен нивелировать личностные переживания и поведенческие отклонения у подростков в условиях
неблагоприятной социальной среды жизнедеятельности, подтверждая восстановление конституциональных психологических механизмов компенсации и адаптации, что в условиях современной российской школы и семьи крайне необходимо. Школьные психологи, учителя в состоянии освоить и использовать техники трансактного анализа для гармонизации личностных переживаний и адекватного поведения у подростков диапазона психологической нормы-акцентуации.
Резюме. Визуализация результатов многовекторного психологического анализа при проведении символдрамы и трансактно-го анализа у подростков наглядно демонст-
рирует большую эффективность трансактно-го анализа, который вызывает более глубокие и стойкие личностные и поведенческие изменения, возвращая их к средней полосе нормы в диапазоне норма - акцентуация. Позитивная динамика внутри диапазона нормы - акцентуации подтверждает стабилизацию механизмов конституциональной защиты в виде личностной компенсации и поведенческой адаптации. После завершения трансактного анализа расстояние между центрами средних значений психологических показателей равно 101 условной единице, а после символдрамы - 13,4 условных единиц, что подтверждает большую позитивную психологическую изменчивость в диапазоне нормы - акцентуации у подростков после завершения курса трансактного анализа. Восстановление психологического здоровья подростков сопровождается повышением толерантности к социально-информационным стрессорам, более надежным функционированием барьера индивидуальной психической и психологической адаптации, что обеспечивает конструктивные взаимоотношения в системе «учитель - подросток», «родитель - подросток», способствуя нормализации субъект-субъектных отношений прежде всего в семейной и в образовательной среде.
ЛИТЕРАТУРА
1. Айзенк Г., Айзенк М. Исследование человеческой психики. — М., 2001. — 480 с.
2. Бажин Е. В. Ранняя диагностика психических заболеваний / Е. Бажин, А. Биликевич, В.Блейхер. — М.: Здоровье, 1989. — 288 с.
3. Берн Э. Трансактный анализ в психотерапии. — Екатеринбург: Изд-во «ЛИТУР», 2004. — 272 с.
4. Браунли К. А. Статистическая теория и методология в науке и технике. — М.: Наука, 1977. — С. 34—48.
5. Обухов Я. Л. Психологическая коррекция личностных и поведенческих нарушений в
подростково-юношеском возрасте, обусловленных социально-информационным стрес-сированием: Автореф. дис... канд. психол. наук. — Ставрополь, 2005. — С. 20—21.
6. Обухов Я. Л. Символдрама: Кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков. — М.: Эйдос, 1997. — 112 с.
7. Личко А. Е., Иванов М. Я. Патохарактеро-логический диагностический опросник для подростков и опыт его практического применения. — Л., 1976. — 57 с.; 2-е изд. — М.: Фолиум, 1995. — 64 с.
8. Ступак С. Ф, Боев И. В. ФОРТРАН — программа для дискриминантного анализа. — Москва: ВНТИЦ, 1979. — с. 1—9.
9. Тейлор Дж. Личностная шкала проявления тревоги (1953) // Практическая психодиагностика: методики и тесты: учебное пособие / под ред. Д. Я. Райгородского. — Самара: Изд. дом «БАХРАХ-М», 2005. — 672 с.
10. Яхин К. К., Менделевич Д. М. Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний // Клиническая и медицинская психология: практическое руководство. — М, 1998. — C.545—552.
Об авторах
Ахвердова Ольга Альбертовна, Ставропольский государственный университет, кандидат медицинских наук, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой клинической психологии, декан факультета психологии. [email protected]
Боев Олег Игоревич, кандидат медицинских наук, ассистент кафедры психиатрии, психотерапии и медицинской психологии с курсом неврологии факультета последипломного образования, психотерапевт ГУ Клиника пограничных состояний Ставропольской государственной медицинской академии. [email protected]
Бабич Алла Ивановна, ассистент кафедры клинической психологии Ставропольского государственного университета, клинический психолог ГУ Клиника пограничных состояний Ставропольской государственной медицинской академии. igor@narzan. com