ПШОМИЧЕШЕ ИНУ ки
ПСИХОЛОГО-ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА КОНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ У ПОДРОСТКОВ-СИРОТ
О. А. Рогожина
PSYCHOLOGICAL-DIFFERENTIAL DIAGNOSTICS OF CONSTITUTIONAL-TYPOLOGICAL DEFICIENCY OF JUVENILE ORPHANS
Rogozhina О. А.
АШс!е deals with an urgent problem of studying personal, behavioral and character peculiarities of adolescents being educated in an orphanage.
Key Words: psyche deprivation, constitutional-typological deficiency of higher nervous activity, personality's psycho-typological predisposition.
В статье затронута актуальная проблема изучения личностных, поведенческих и характерологических особенностей подростков, воспитывающихся в дет-скомдоме.
Ключевые слова: психическая депривация, конституционально-типологическая недостаточность ВНД, психотипологическая предиспозиция личности.
УДК 159.9
Психическое здоровье подрастающего поколения определяет состояние нации в будущем, как ее здоровье, так и социальное развитие.
Человеческая раса современной нам эпохи характеризуется увеличивающимся числом новорожденных с морфологически измененным мозгом. Отмечается рост заболеваемости по всем группам нервно-психических расстройств и ярко выраженная тенденция к увеличению последствий рези-дуально-органических поражений центральной нервной системы (1).
Современные исследования представляют убедительные доказательства роли генетических факторов в дизэмбриогенезе, что в комбинации с вредоносными факторами среды обусловливают дизонтогению психических функций разного плана.
Социально-стрессовые, экологические и иные экзогенные факторы направлены на личность в целом, являясь наиболее негативными для самых уязвимых членов общества - детей и подростков, оставшихся без попечения родителей.
Экспериментально-психологическое исследование проводилось на базе Межвузовской лаборатории экспериментальной психологии Ставропольского государственного университета, детских домов Ставропольского края в течение нескольких лет, что позволило объективизировать эффективность предлагаемых методов психологической коррекции. В обследовании приняли участие 156 подростков мужского и женско-
т
Рогожина О. А.
Психолого-дифференциальная диагностика конституционально-типологической
го пола, воспитанников детских домов Ставропольского края в возрасте от 14 до 16 лет.
Используя принципы дифференциальной диагностики в конституциональной психологии, предложенные О. А. Ахвердо-вой и И. В. Боевым (1990-2003), все обследуемые были распределены по месту их расположения в конституционально-континуальном пространстве на диапазон психологической нормы-акцентуации с признаками конституционально-типологической недостаточности ВНД (1 группа - 44 подростка) и диапазон пограничной аномальной личности (ПАЛ) с признаками сочетанной конституционально-типологической недостаточности ВНД и психотипологической предиспозиции личности (2 группа - 77 подростков). Третью группу (контрольную) составили 35 условно здоровых воспитанников детских домов, соответствующих диапазону психологической нормы-акцентуации.
Исходя из необходимости унификации математической обработки результатов обследования, в основу качественной градации испытуемых положены четыре личностных психотипа: циклоидный, эпилептоидный, шизоидный и истероидный, что в целом соответствует представлениям о типологии высшей нервной деятельности (Б. М. Теп-лов, В. Н. Небылицин, Б. М. Русалов), типологии темпераментов (Я. Стреляу, А. И. Фальков) или конституциональных психотипов (Э. Кречмер, К. Конрад, У. Шелдон. П. К. Ушаков).
Предварительно все подростки были подвержены клинико-психологическому обследованию с помощью унифицированной клинической оценки - «методики изучения пограничных состояний» (И. В. Боев с со-авт., 1994), позволившей верифицировать обследуемых с конституционально-типологическими признаками органической недостаточности мозга и без таковой.
Конституциональная органическая недостаточность высшей нервной деятельности у испытуемых подтверждалась данными, анализируемыми на основании следующих критериев: 1) отягощенный анамнез, указывающий на наличие у обследуемых в раннем детстве признаков резидуально-органи-
ческой церебральной недостаточности; 2) трудности формирования навыков письма и письменной речи, наличие дисграфиче-ских и дизорфографических ошибок письма, неряшливого почерка; 3) высокий уровень тревожности.
В предварительной беседе с испытуемыми выяснялось соматовегетативное состояние, которое представляло разнообразные жалобы: это головные боли разной интенсивности, в том числе мигренозные; плохая переносимость душных помещений, ухудшение состояния при поездках на транспорте, повышенную восприимчивость к меняющимся метеофакторам, проявления веге-топатий. При беседе обращалось внимание на дисфорические и депрессивные эпизоды.
Психотипологические особенности у детей и подростков определялись с использованием результатов целенаправленных характеристик конкретного подростка воспитателями, психологом, логопедом, социальным педагогом детского дома, и самого экспериментатора в условиях естественного эксперимента. Для изучения личностно-характерологических изменений и поведенческих девиаций у подростков использованы психологические, патопсихологические и математические методы.
Математическая статистика и графическая обработка результатов исследования проводилась с использованием персонального компьютера, программного обеспечения фирм StatSoft (Statistica for Windows, release 5.0) Microsoft (Windows, Microsoft Exel 2003).
Психологическое обследование в целом включало 17 параметров клинического опросника оценки невротического состояния (К К. Яхин, Д. М. Менделевич, 1978); шкалы Тейлор, патохарактерологический диагностический опросник А. Е. Личко (ПДО), методика Айзенка и методики определения уровня нев-ротизации и психопатизации - УНП (Е. В. Ба-жин с соавт., 1976; И. Б. Ласко, 1980).
Сравнительный эмпирический и экспериментально-психологический анализ подростков, воспитывающихся в детском доме
Анализ анамнестических данных обследованных 1-2 групп, полученных из карт развития ребенка, свидетельствует о неблагоприятной наследственности - в 95% случаев, в частности, алкоголизм родителей - у 39%, наркомания - у 32%; нарушения поведения матерей отмечались в 47% случаев; неудачные попытки прервать беременность, злоупотребление лкоголем, курение, сопровождающиеся высоким уровнем недонаши-ваемости беременности - у 37%; патология родовой деятельности в 56% случаев.
У 61% обследуемых подростков выявлялась патология внутриутробного периода в виде: токсикоза второй половины беременности у матерей в 14% случаев, тиреотоксикоза - в 14%, психотравмы - в 25%, черепно-мозговые травмы - в 16%, острые респираторные заболевания с высокой тем -пературой - в 26%. Клинические признаки дизонтогенеза отмечались в 29% случаев, а выраженное органическое поражение мозга у новорожденных обнаружено в 43% случаев.
При оценке семейного воспитания в бывших родительских семьях типичны безнадзорность и гипоопека (40%), деформированные семьи составили 69%, негармоничные - 74%, родители-алкоголики встречались в 39% случаев, родители с судимостью - в 18% случаев. Большинство семей, где дети лишены попечения родителей, характеризовались социальным неблагополучием в виде низкого материального уровня, неудовлетворительного питания, пьянства родителей, низкого морально-нравственного уровня, а также проживания с психически больными родственниками.
Таким образом, взаимосочетание неблагоприятных врожденных и наследственных биологических и микросоциальных факторов указывает на высокий риск становления конституционально-типологичес-
кой недостаточности ВНД и психотипологической предиспозиции у подростков второй группы.
Сравнительный многомерный психологический анализ аномальной личностной и поведенческой изменчивости подростков, воспитывающихся в детском доме
Внутригрупповой психологический анализ подростков 2 группы выявил значительные превышения показателей по шкалам психопатизации в сочетании с психологической склонностью к делинквентности и выраженной реакцией эмансипации у 76% подростков, что указывает на формирование патологического стереотипа поведения по делинквентному - криминальному вариантам, характерным для подростков с конституционально-типологической недостаточностью ВНД. Проявления невротической тревожности наблюдались у 53% подростков, которые сочетались с обсессивно-фобичес-кими нарушениями в 82% случаев, подчеркивая психотипологическую недостаточность. Невротические нарушения, вероятнее всего, требовали компенсации, которая наблюдалась в виде психологической склонности к алкоголизации у 64% подростков, свидетельствуя о слабости конституциональных психологических механизмов компенсации и адаптации (рис. 1).
Таким образом, подростки 2 группы, подвергающиеся длительному деструктивному воздействию в виде психической де-привации, обнаруживают аномальные личностные психологические переживания с формированием патологического стереотипа поведения, сочетающиеся с конституционально-типологической недостаточностью ВНД, что подтверждает актуализацию конституциональных механизмов декомпенсации и дезадаптации с невысоким уровнем психологической толерантности по отношению к социально-стрессовым факторам.
Рогожина О. А.
Психолого-дифференциальная диагностика конституционально-типологической
90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
Н П ВН О-ФН АИНДТТВЕ а Ф V МЭИ
п
- ■
(=1
■
г г гт - - - - - - - ГП
г гп 1
□ 1 группа Ш2 группа
Рисунок 1. Исходные психологические параметры в процентном выражении у подростков 1 группы (нормы-акцентуации с признаками конституционально-типологической недостаточности ВНД) и 2 группы (диапазон ПАЛ с признаками сочетанной конституционально-типологической недостаточности ВНД и психотипологической предиспозиции личности).
Условные обозначения: Н - шкала невротизации; П - шкала психопатизации; ВН - шкала вегетативной неустойчивости; ОФН - шкала обсессивно-фобических нарушений; А - астенизации; И - истерии; НД - невротической депрессии; Т - ситуативной тревоги; Т - Тейлор; В - показатель возможной органической природы; Е - реакция эмансипации; V - психологическая склонность к алкоголизации; Б -к делинквентности; Ф - феминизации; М - маскулинизации; ЭИ - экстраверсия - интроверсия.
Внутригрупповой анализ сравнительной 1 группы подростков, представляющих диапазон психологической нормы-акцентуации, показал, что у большинства обследованных ярко выражены такие характеристики, как невротическая тревожность - у 53% подростков, обсессивно-фобические нарушения - у 70,5%, астенические проявления -у 11% и вегетативная нестабильность - у 23,5%, тревожность - у 47% и истерические проявления - у 29% подростков, указывая на личностную изменчивость по невротическому типу. Иначе, социальные факторы способствовали аномальной личностной изменчивости обследованных 1 группы. Однако достоверно в меньшем количестве случаев, чем у подростков 2 группы, отмечались признаки психопатизации - у 59% подростков, сочетающиеся в 52% случаев с психологической склонностью к делинквентности, в 47% - с чертами экстравертированности и
маскулинности, в 41% - с реакциями эмансипации подростков. Учитывая частоту выраженности маскулинизации, можно предположить, что психопатический стереотип поведения, эмансипированность и склонность к делинквентности отражают конституционально-типологическую нейроэндок-ринную недостаточность, в отличие от конституционально-типологической недостаточности ВНД подростков-сирот 2 группы.
Следовательно, у подростков 1 группы диапазона психологической нормы-акцентуации наблюдается формирование аномальной личностной изменчивости по невротическому типу и поведенческой изменчивости, которые обусловлены преимущественно конституционально-типологической нейроэндокринной недостаточностью. В то же время у подростков 2 группы обнаруживается сочетание психотипологической пре-диспозиции с конституционально-типо-
логической недостаточностью ВНД, что обеспечивает низкий уровень конституциональных психологических механизмов защиты при воздействии депривационных социальных факторов.
Анализ результатов экспериментально-психологического обследования в зависимости от принадлежности к психотипологической структуре личности показал, что у подростков, относящихся к эпилептоидному психотипу, отмечались достоверные изменения в виде повышения тревожных и субдепрессивных переживаний на фоне конституционально-типологической недостаточности ВНД, сопровождаясь формированием признаков патологического стереотипа поведения, чего не наблюдалось у их сверстников с эпилептоидной структурой личности диапазона психологической нормы-акцентуации (1 группа). У подростков с циклоидной структурой психотипа отмечались достоверные изменения по шкалам об-сессивно-фобических нарушений (75%), тревожности (50%) и невротической депрессии (75%). Если у испытуемых с циклоидной структурой возникают несвойственные для них обсессивно-фобические переживания, то это указывает на деструктивный характер личностной изменчивости. У представителей шизоидного психотипа преобладали изменения по иному взаимосочетанию шкал: обсессивно-фобические нарушения (25%), истерического реагирования (34%) и тревоги (66%), когда истерические личностные реакции в структуре шизоидного психотипа подчеркивают неблагоприятную изменчивость, свойственную диапазону ПАЛ. У подростков с истероидной структурой психотипа отмечались нарушения по следующим шкалам: невротическая депрессия (67%), обессивно-фобические нарушения (25%), невротизация (33%). Наличие обсес-сивно-фобических нарушений также не характерно для истерического психотипа, подтверждая нарастающую аномальную личностную и поведенческую изменчивость.
Подростки 2 группы характеризовались недисциплинированностью, неуспеваемостью, лживостью, снижением морально-этических установок, озлобленностью по
отношению к взрослым, что сочеталось со стеничностью, предприимчивостью в достижении своих целей и было сопряжено с получением удовольствий или развлечений при отсутствии нарушений адаптации в привычной среде.
Микросоциум детского дома у подростков обеих групп способствовал достоверному повышению уровню психопатизации, в особенности у представителей эпилептоид-ного (75%) и циклоидного (87,5%) психотипов, когда в 64% случаев формировались патологические варианты девиантного поведения от делинквентности с демонстративностью в виде уходов, побегов из детского дома в 35% случаев (1 группа) до агрессивно-садистического стереотипа во 2 группе.
Таким образом, у подростков 2 группы наблюдается устойчивая тенденция к негативному конституционально-психотипологическому дрейфу от диапазона ПАЛ к диапазону психопатии, а у подростков 1 группы - от диапазона психологической нормы -акцентуации к диапазону пограничной аномальной личности в деструктивных микросоциальных условиях современного детского дома.
Полученные результаты подтверждают усугубляющуюся нестабильность функционирования индивидуального барьера психической и психологической адаптации со снижением психологической толерантности к условиям социальной депривации, с дальнейшим срывом конституциональных механизмов защиты до степени декомпенсации и дезадаптации. Взаимосочетание высокой степени выраженности тревожности, обсессивно-фобических, астенических, субдепрессивных нарушений указывает на высокий риск развития по вектору «здоровье -болезнь», что обуславливает трансформацию психологических переживаний в психопатологические с развитием пограничных психических расстройств.
Таким образом, изначальная сочетан-ная конституционально-типологическая ней-роэндокринная недостаточность и ВНД в сочетании с психотипологической предис-позицией, взаимодействуя с деструктивными социальными факторами в виде психиче-
Рогожина О. А.
Психолого-дифференциальная диагностика конституционально-типологической...
ской депривации, детерминируют на феноменологическом и экспериментально-психологическом уровнях аномальную личностную и поведенческую изменчивость подростков.
ЛИТЕРАТУРА
Ахвердова, О. А., Боев, И. В., Волоскова, Н. Н. Клинико-психологические аспекты диагностики и профилактики отклоняющегося поведения у детей и подростков с органической недостаточностью мозга: учебное пособие. — Ставрополь, 2001. - 282 с.
Об авторе
Рогожина Оксана Анатольевна, Ставропольский государственный университет, кандидат психологических наук, доцент кафедра психологии. Сфера научных интересов - психокоррекция аномальной личностной изменчивости органического происхождения у подростков-сирот, психология социально-дезадаптированной семьи, психология индивидуальных различий, психодиагностика нейродинамических и психодинамических особенностей индивидуальности, психология кризисных состояний. [email protected]