Научная статья на тему 'Личностная и поведенческая изменчивость у подростков под влиянием информационных факторов социальной среды'

Личностная и поведенческая изменчивость у подростков под влиянием информационных факторов социальной среды Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
333
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ИНДИВИД / ПОДРОСТОК / ДЕСТРУКТИВНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЭНЕРГОИНФОРМАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ / THE PERSON / THE INDIVIDUAL / THE TEENAGER / DESTRUCTIVE INFORMATION INFLUENCES / DEVIATING BEHAVIOUR / STRUCTURE OF THE PERSON

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ахвердова О. А., Терещенко Э. В., Ершова Д. А., Есаян М. Л.

В статье анализируется проблема аномальной личностной и поведенческой изменчивости у подростков, длительное время подвергающихся воздействию деструктивных информационных факторов социальной среды обитания. Подтверждено, что смысловое содержание и направленность информационных воздействий в виде СМИ на современных подростков вступает в противоречие с конституционально-психотипологической структурой личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ахвердова О. А., Терещенко Э. В., Ершова Д. А., Есаян М. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL AND BEHAVIOURAL VARIABILITY AT TEENAGERS UNDER THE INFLUENCE OF INFORMATION FACTORS THE SOCIAL ENVIRONMENT

The problem of abnormal personal and behavioural variability at teenagers, long time influence destructive information factors of a social inhabitancy is considered. It is confirmed, that the semantic maintenance and an orientation of information influences in the form of mass-media on modern teenagers conflicts with structure of the person. If attributes persons destructive information factors authentically raises that leads to personal and behavioural variability within the limits of a range of norm are found out.

Текст научной работы на тему «Личностная и поведенческая изменчивость у подростков под влиянием информационных факторов социальной среды»

ЛИЧНОСТНАЯ И ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ИЗМЕНЧИВОСТЬ У ПОДРОСТКОВ ПОД ВЛИЯНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ФАКТОРОВ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ

О.А. АХВЕРДОВА, доктор психологических наук, профессор СГУ;

Э.В. ТЕРЕЩЕНКО, кандидат психологических наук, доцент СГУ;

Д.А. ЕРШОВА,

кандидат психологических наук, доцент СГУ;

МЛ. ЕСАЯН,

кандидат психологических наук, доцент СГУ

Аннотация. В статье анализируется проблема аномальной личностной и поведенческой изменчивости у подростков, длительное время подвергающихся воздействию деструктивных информационных факторов социальной среды обитания. Подтверждено, что смысловое содержание и направленность информационных воздействий в виде СМИ на современных подростков вступает в противоречие с конституционально-психотипологической структурой личности.

Ключевые слова: личность, индивид, подросток, деструктивные информационные воздействия, девиант-ное поведение, энергоинформационная структура личности.

PERSONAL AND BEHAVIOURAL VARIABILITY AT TEENAGERS UNDER

THE INFLUENCE OF INFORMATION FACTORS THE SOCIAL ENVIRONMENT

O.A. AHVERDOVA,

the doctor of psychological sciences, professor the Stavropol state university;

E.V. TERESHCHENKO,

the candidate of psychological sciences, senior lecturer the Stavropol state university;

D.A. ERSHOVA,

the candidate of psychological sciences, senior lecturer the Stavropol state university;

M.L. ESAJAN,

the candidate of psychological sciences, senior lecturer the Stavropol state university

Annotation. The problem of abnormal personal and behavioural variability at teenagers, long time influence destructive information factors of a social inhabitancy is considered. It is confirmed, that the semantic maintenance and an orientation of information influences in the form of mass-media on modern teenagers conflicts with structure of the person. If attributes persons destructive information factors authentically raises that leads to personal and behavioural variability within the limits of a range of norm are found out.

Keywords: the person, the individual, the teenager, destructive information influences, deviating behaviour, structure of the person.

Человек для реализации своего социального поведения в обществе нуждается в постоянном притоке информации. Социально-экономические трансформации последних лет способствовали резкому количественному и качественному изменению информационной среды общества, что неоднозначно отразилось на общественных процессах. Особенностью информационной среды современного человека, а в более широком контексте — всей человеческой цивилизации является постоянное и стремительное расширение, осуществляемое самим же человеком. В то же время в информационной среде одновременно

функционирует адекватно отражающая существующий мир, а также деформированная, искаженная информация, что обусловлено как сложностью самого процесса познания, так и пристрастностью, субъективностью людей, ее порождающих, а зачастую целенаправленным использованием информационных процессов для достижения субъективных целей1.

Социальная нестабильность, политические преобразования, мировой экономический кризис становятся реалиями нашей жизни, являясь мощным источником воздействия информационного характера. Оно ввергает людей и общество в состояние травми-

рующего стресса, приводит к распаду личностного и группового сознания вследствие утраты существенных ценностей. В современном информационно-психологическом поле как никогда прежде сказывается зависимость каждого члена социума не только от информации, но и от тех эмоциональных потоков, которые несут средства массовой информации. Согласно современным тенденциям, средства массовой информации фокусируются на деструктивных событиях насилия и разрушения. В результате создаются ложная стрессовая реальность, виртуальный трагический мир, насыщенный опасностью, угрозой и аг-

ч 2

рессией2.

Воздействию информационной среды в наибольшей степени подвержена духовная сфера общества, деформация и деструктивные изменения которой в форме психоэмоциональной и социальной напряженности, искаженных нравственных норм и критериев, неадекватных социальных стереотипов и установок, ложных ориентации и ценностей и т.п. влияют на состояние и процессы во всех основных сферах общественной жизни3.

Психологические и психофизиологические характеристики личности подростков, аномальная личностная и поведенческая изменчивость зависят согласно полевой теории личности К. Левина от взаимодействия и взаимозависимости жизненного пространства, психологического поля личности с событиями внешнего мира, которые, действуя извне, могут изменять жизненное пространство, психологическое поле и сущность личности. К. Левин впервые обозначил проблему «психологическая экология», отмечая значение проницаемости границ между жизненным пространством и внешним миром, когда любое воздействие, прежде чем оказать влияние на человека, должно трансформироваться в факт его психологической среды. Все объективное так или иначе трансформируется в субъективное, психическое, и только через этот уровень может оказывать непосредственное регулирующее влияние на внешне развернутое поведение человека как личности и субъекта социальной деятельности.

Состояние окружающего человека информационно-психологического пространства с точки зрения экологии и социальной безопасности представляет собой опасность для личности. В последние годы в связи с быстрым развитием компьютерных технологий, резким увеличением количества информационных потоков в нашей стране, существенным изменением их качества есть основания предполагать деструктивный характер информационного воздействия со стороны средств массовой информации. Они являются ведущим фактором, воздействующим на общественное сознание.

В комплексном экспериментально-психологическом и психофизиологическом исследовании приняло участие 388 подростков в возрасте от 13 до 16 лет, со-

ставивших следующие три группы обследования:

1) основная (140 человек) — практически здоровые подростки, успешно учившиеся в средней школе и характеризуемые социально приемлемым стереотипом поведения диапазона психологической нормы — акцентуации;

2) сравнительная (152 обследованных) — подростки с неустойчивым патологическим (88 человек) и непатологическим (64 человек) девиантным стереотипом поведения в виде аддиктивного поведения, гемблин-га, делинквентности, парасексуальности, располагающиеся в первой половине диапазона пограничной аномальной личности (ПАЛ);

3) экспериментальная (96 подростков, результаты которых подвергнуты психологическому анализу после условий естественной изоляции от информационных факторов социальной среды обитания) — лица с аномальными личностными и поведенческими расстройствами, соответствующими диапазону ПАЛ пос -ле летних каникул в детско-оздоровительных лагерях (Подмосковья, районы Черного моря и озер средней полосы России), когда были исключены просмотры триллеров, садо-мазохистических или мультипликационных фильмов, компьютерные игры, систематические просмотры рекламных роликов.

В основу методологической качественной градации испытуемых положены четыре личностных психотипа: циклоиды, шизоиды, истероиды и эпилептоиды, что соответствует представлениям о типологии высшей нервной деятельности.

Следующим этапом методологической комплексной психолого-психофизиологической дифференциации явилось распределение испытуемых в конституционально-континуальном пространстве личности: диапазоны психологической нормы — акцентуации и пограничной аномальной личности (ПАЛ)4.

Для реализации поставленной цели и задач были использованы психологические, психофизиологические и математические методы исследования: наблюдение, беседа, патохарактерологический диагностический опросник А.Е. Личко, метод определения уровня невротизации и психопатизации, шкала Тейлор, личностная методика Айзенка, клинический опросник для выявления и оценки невротического состояния.

Специальные психофизиологические исследования (СПФИ) — методика регистрации вызванной электропроводности аномальных (акупунктурных) точек кожи. Использование СПФИ для регистрации параметров энергоинформационной системы человека позволяет отличить психолого-психофизиологическую структуру личности, свойственную диапазону психологической нормы, от диапазона ПАЛ. Применение программно-технического комплекса «ФОБОС» адекватно для регистрации ранних признаков аномальной личностной и поведенческой изменчи-

вости подростков. Полученные результаты были подвергнуты многомерному унифицированному психологическому анализу.

На уровне доказательной психологии подтверждено, что смысловое содержание и направленность информационных воздействий в виде средств массовой информации на подростков противоречит конституционально-психотипологической структуре личности. Если обнаруживаются признаки психотипологической предиспозиции личности, то деструктивность информационных факторов достоверно повышается, что приводит к личностной и поведенческой изменчивости в пределах диапазона нормы. При условии психотипологической и энергоинформационной пре-диспозиции, соответствующей диапазону ПАЛ, деструктивные информационные факторы социальной среды приводят к устойчивой аномальной личностной и поведенческой изменчивости у подростков.

Информационная социальная среда современной России выражается в агрессивной пропаганде низших эмоций (секс, вульгаризированная эротика, насилие), безнравственности и аморальности, в основе которых лежит приоритет доллара. Возникает противоречие между смысловым содержанием, направленностью информационной среды на личностные структуры и традиционными культурными, духовными ценностями, характерными для цивилизованных государств и наций. Противоречие вызывает напряжение в функционировании психологических механизмов личностной компенсации и поведенческой адаптации, способствуя снижению толерантности к категориям жизни и смерти, красоте и уродству, теряя личностную ценность активной социальной и гражданской позиции, направленной на созидание и творчество.

Подростки с циклоидным и шизоидным психотипами и признаками психотипологической предиспо-зиции спустя год после информационных деструктивных воздействий социальной среды характеризуются личностной и поведенческой изменчивостью внутри диапазона психологической нормы-акцентуации с тенденцией смещения к границам диапазона ПАЛ. У них уменьшаются жизнерадостность, оптимистич-ность, потребность в созидательной деятельности, отражая нарастающие признаки личностной декомпенсации. Тем не менее за счет маскулинизации, придающей энергетический тонус, витальную силу, повышается толерантность к средствам массовой информации у подростков диапазона нормы.

Подростки с циклоидным и шизоидным психотипами, которые изначально относились к диапазону ПАЛ, характеризуясь сочетанными признаками инд ивидуально-типологических предиспозиций, располагаясь в конституционально-континуальном пространстве личности в пределах верхней синусоиды диапазона ПАЛ, в условиях воздействия деструктивных информационных факторов социальной среды

обитания первых 3—6 месяцев, отличаются тенденцией к негативному психотипологическому дрейфу в нижнюю половину синусоиды диапазона ПАЛ, подтверждая аномальную изменчивость внутри диапазона ПАЛ. Это доказывает нарастающую личностную декомпенсацию и поведенческую дезадаптацию, обусловленные взаимодействием структуры личностного психотипа с содержанием и направленностью информационного деструктивного воздействия.

Патопсихолого-математический анализ обнаружил особое взаимосочетание маркеров, характерных для дифференциации подростков с циклоидной и шизоидной структурами психотипов в диапазонах психологической нормы и ПАЛ. Это взаимосочетание подтверждает тенденцию к негативному личностному дрейфу, когда смысловое содержание информационных деструктивных воздействий обращено к индивидуально-типологическим волевым, эмоциональным, интеллектуальным структурам личности и завершается аномальной личностной и поведенческой изменчивостью. В диапазоне ПАЛ аномальная изменчивость проявляется в разной степени выраженности делинквентности, гем-блинга, парасексуальности, бытовой алкоголизации с признаками духовно-нравственной деградации.

Комплексные результаты патопсихолого-матема-тического, психофизиолого-математического и многовекторного психологического анализа на уровне доказательной психологии личности независимо от структуры психотипа подтверждают разные качественные психотипологические и энергоинформационные характеристики подростков двух диапазонов конституционально-континуального пространства личности. Представителям диапазонов нормы и ПАЛ, вероятно, требуется разная степень содержательной выраженности и направленности деструктивных информационных факторов средств массовой информации, чтобы на психотипологическом и энергоинформационном уровнях вызвать нарушение механизмов защиты и как следствие — аномальные личностные и поведенческие расстройства, сопровождающиеся нравственной и духовной деградацией.

При воздействии деструктивных информационных факторов средств массовой информации на психотипологическую и психофизиологическую структуры личности возникают дезадаптационные и декомпенсаторные процессы, препятствующие сохранению подростка в диапазоне психологической нормы-акцентуации. Деструктивность информационных факторов провоцирует негативный психотипологический дрейф в сторону аномальной психологической или психофизиологической изменчивости. Индивид, переживающий воздействие деструктивных информационных факторов, в случае если это сопровождается напряжением или прорывом барьера индивидуальной психической, психологической адаптации, ограничен в своих возможностях типологической изменчивости дрейфовать в диапазоне нор-

мы. Негативные информационные факторы при их длительном воздействии провоцируют аномальную типологическую изменчивость.

Мониторинг динамического изменения энергоинформационной системы человека в неблагоприятных условиях информационной среды предоставляет возможность своевременно регистрировать аномальную изменчивость процессов и механизмов психолого-психофизиологического функционирования, что позволит на начальных этапах предотвратить аномальные личностные и поведенческие расстройства у подростков. Информационные воздействия, оказывающие деструктивное влияние на энергоинформационную структуру личности, могут быть объективизированы в качестве «образцов» информационного воздействия средств массовой информации в виде аномальной психологической или психофизиологической изменчивости.

Рекомендации результатов исследования заключаются в том, что разработанные с помощью СПФИ энергоинформационные диагностические и дифференциально-диагностические подходы к оценке гармоничности — дисгармоничности, стабильности — нестабильности механизмов конституциональной защиты можно использовать в целях определения кон ституционально-континуальных диапазонов психологической нормы-акцентуации и ПАЛ. Взаимосочетание энергоинформационных маркеров специфично и зависит от внешних воздействий, позволяя на ранних этапах утверждать о деструктивной психотипологической и энергоинформационной аномальной изменчивости, обусловленной, в частности, информационными факторами средств массовой информации.

Литература

1. Безносюк Е.В., Смирнов И.В. Психокорреция, психопрофилактика, психотерапия // Медицинская психология и психогигиена. М., 1990.

2. Безносюк Е.В., Михайлов А.Н., Сараджаева О.П. Особенности личности и когнитивных процессов у студентов с пограничными расстройствами субклинического уровня и задачи психокоррекции: Сб. науч. тр. «Методы нелекарственной терапии, диагностики и коррекции здоровья». М., 1993.

3. Боев И.В., Ахвердова О.А Условия формирования пограничной личностной патологии: Сб. науч. тр. (I конгресс Юга России). Ставрополь, 1998. Т 2.

4. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология: Практ. руководство. М., 2001.

5. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.

6. Карпенко М. Вселенная разумная. М., 1992.

7. Назаретян АП. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры (Синергетика исторического процесса). М., 1996.

8. Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. М., 1998.

1 См.: Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994; Карпенко М. Вселенная разумная. М., 1992; Назаретян А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры (Синергетика исторического процесса). М., 1996.

2 См.: Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. М., 1998.

3 См.: Рощин С.К., Соснин В.А. Психологическая безопасность: новый подход к безопасности человека, общества и государства // Рос. монитор. 1995. № 6.

4 См.: Боев И.В., Ахвердова О.А Условия формирования пограничной личностной патологии: Сб. науч. тр. (I конгресс Юга России). Ставрополь, 1998. Т. 2.

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА

В.Н. АХРЕНОВ,

заместитель министра образования правительства Московской

области, кандидат педагогических наук

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы развития образовательных программ в региональной системе непрерывного профессионального образования. Автором анализируются направления и средства реализации процесса непрерывного обучения, методы проектирования непрерывного образования, рассматривается принцип преемственности непрерывного образования.

Ключевые слова: образовательные программы, непрерывное образование, профессиональное образование, преемственность непрерывного образования, модель деятельности специалиста, модель подготовки специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.