Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО -ПРАВОВОЙ ГЕНЕЗИС ОТМЫВАНИЯ ДЕНЕГ (ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ)'

СОЦИАЛЬНО -ПРАВОВОЙ ГЕНЕЗИС ОТМЫВАНИЯ ДЕНЕГ (ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
330
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Review of law sciences
Область наук
Ключевые слова
отмывание денег / преступление / история / закон / легализация / преступные доходы / финансы / право. / money laundering / crime / history / law / legalization / criminal proceeds / finance / law.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фазилов Фарход

В данной статье проанализировано общее понятие легализации доходов, полученных от преступной деятельности. Автор обратил внимание на то, что легализация доходов, полученных от преступной деятельности, представляет собой серьезную угрозу национальным интересам, поскольку является необходимым условием порождения и функционирования организованной преступности в различных сферах жизни общества. Во всем мире международным сообществом, в том числе Организацией Объединенных Наций, легализация доходов, полученных от преступной деятельности, признается одним из самых распространенных и опасных транснациональных преступлений. Нарастающая в современном мире общественная опасность легализации преступных доходов вызывает озабоченность подавляющего большинства стран мирового сообщества. По мере глобализации мировой финансовой системы встает вопрос о необходимости координации усилий государств по противодействию отмыванию преступных доходов на международном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND LEGAL GENESIS OF MONEY LAUNDERING (LEGALIZATION OF CRIMINAL PROCEEDS)

This article analyzes the general concept of legalization of incomes received from criminal activities. The author draws attention to the fact that the legalization of income derived from criminal activity represents a serious threat to national interests since it is a necessary condition for the creation and functioning of organized crime in various spheres of social life. All over the world, the international community, including the United Nations, recognizes the legalization of the proceeds of crime as one of the most widespread and dangerous transnational crimes. The growing public danger of money laundering in the modern world causes concern in the overwhelming majority of countries in the world community. With the globalization of the world financial system, the question arises of the need to coordinate efforts of states to combat money laundering at the international level.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО -ПРАВОВОЙ ГЕНЕЗИС ОТМЫВАНИЯ ДЕНЕГ (ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ)»

UDC: 343.37 (042)(575.1)

Фазилов Фарход

доктор философии по юридическим наукам (PhD), старший преподаватель кафедры

«Уголовное право, криминология и противодействие коррупции» Ташкентского государственного юридического университета E-mail: fazilov.farhod@gmail.com

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ГЕНЕЗИС ОТМЫВАНИЯ ДЕНЕГ (ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ)

Аннотация. В данной статье проанализировано общее понятие легализации доходов, полученных от преступной деятельности. Автор обратил внимание на то, что легализация доходов, полученных от преступной деятельности, представляет собой серьезную угрозу национальным интересам, поскольку является необходимым условием порождения и функционирования организованной преступности в различных сферах жизни общества. Во всем мире международным сообществом, в том числе Организацией Объединенных Наций, легализация доходов, полученных от преступной деятельности, признается одним из самых распространенных и опасных транснациональных преступлений. Нарастающая в современном мире общественная опасность легализации преступных доходов вызывает озабоченность подавляющего большинства стран мирового сообщества. По мере глобализации мировой финансовой системы встает вопрос о необходимости координации усилий государств по противодействию отмыванию преступных доходов на международном уровне.

Ключевые слова: отмывание денег, преступление, история, закон, легализация, преступные доходы, финансы, право.

Фозилов Фарход

Тошкент давлат юридик университети

"Жиноят ^у^у^и, криминология ва коррупцияга ^арши курашиш" кафедраси ^атта у^итувчиси,

юридик фанлар буйича фалсафа доктори (PhD)

ПУЛ ЮВИШ (ЖИНОИЙ ДАРОМАДЛАРНИ ЛЕГАЛЛАШТИРИШ)НИНГ ИЖТИМОИЙ ВА ХУ^У^ИЙ ГЕНЕЗИСИ

Аннотация. Мацолада жиноий фаолиятдан олинган даромадларни легаллаштиришнинг умумий тушунчаси таулил цилинган. Муаллиф эътибори жиноий фаолиятдан олинган даромадларни легаллаштириш жамият уаётининг турли соуаларида уюшган жиноятчилик тугилиши ва фаолият курсатиши учун зарур шарт-шароит яратиши туфайли миллий хавфсизликка жиддий таудид солиш мумкинлигига царатилган. Дунёда халцаро уамжамият, шу жумладан, Бирлашган Миллатлар Ташкилоти томонидан жиноий даромадларни легаллаштириш энг кенг тарцалган ва хавфли трансмиллий жиноятлардан биридир деб топилган. Замонавий дунёда жиноий йул билан топилган даромадларни легаллаштиришда ортиб бораётган жамоат хавфи дунё уамжамиятидаги мамлакатларнинг аксариятини ташвишга солмоцда. Жауон молиявий тизимининг глобаллашуви

шароитида пулларни легаллаштиришга царши курашишдаги давлатлар саъй-щракатларини халцаро мицёсда мувофицлаштириш зарурати тугилади.

Калит сузлар: пул ювиш, жиноятчилик, тарих, цонун, легаллаштириш, жиноий даромадлар, молия, ууцуц.

Fazilov Farkhod

PhD in Law, Senior Lecturer of the Criminal Law, Criminology and Anti-Corruption Department,

Tashkent State University of Law

SOCIAL AND LEGAL GENESIS OF MONEY LAUNDERING (LEGALIZATION OF CRIMINAL PROCEEDS)

Abûract. This article analyzes the general concept of legalization of incomes received from criminal activities. The author draws attention to the fact that the legalization of income derived from criminal activity represents a serious threat to national interests since it is a necessary condition for the creation andfunctioning of organized crime in various spheres of social life. All over the world, the international community, including the United Nations, recognizes the legalization of the proceeds of crime as one of the moti widespread and dangerous transnational crimes. The growing public danger of money laundering in the modern world causes concern in the overwhelming majority of countries in the world community. With the globalization of the world financial sytiem, the quetiion arises of the need to coordinate efforts of tiates to combat money laundering at the international level.

Keywords: money laundering, crime, hitiory, law, legalization, criminal proceeds, finance, law.

Введение

Легализация преступных доходов становится проблемой многих стран мира, она напрямую затрагивает большинство стран, оказывая негативное влияние на макроэкономику в целом и финансовый сектор в частности.

По оценкам ведущих экспертов по отмыванию денег Управления ООН по наркотикам и преступности (UNODC, 2020), среднегодовая сумма отмытых средств составляет 2-5 % от общего дохода мировой экономики, или от 0,8-2,0 трлн долл. США в год [1]. Однако определить действительные масштабы легализации «грязных» денег в мире не представляется возможным, во-первых, по причине чрезвычайно большой латентности подобных преступлений, а, во-вторых, в связи со сложностью предоставления достоверных данных об объемах отмывания денег в конкретных регионах [2].

Более серьезные последствия заключаются в том, что развитие деятельности по отмыванию денег также способствует увеличению ряда других преступлений, таких как незаконный оборот наркотиков, торговля оружием, коррупция и др.

В частности, для развивающихся рынков в странах Азии со средним уровнем дохода открытие экономики и финансового сектора делает их привлекательными для легализации. Легализация преступных доходов становится глобальной проблемой, требующей всестороннего внимания.

Необходимо заметить, что проблема борьбы с легализацией преступных доходов для Узбекистана является относительно новой, вставшей перед нами только с обретением независимости, однако за последние годы ощущается резкий рост данного преступления в регионе.

I. Отмывание денег: исторический обзор На сегодняшний день отсутствуют какие-либо доказательства, указывающие на происхождение терминов «отмывание денег» или «легализация преступных доходов». Однако, исходя из исторического контекста, этот термин имеет неоднозначное происхождение.

Сам феномен незаконного перемещения денежных средств и их слияние с законными экономическими ресурсами описан еще в китайской летописи и датируется примерно 3 тыс. лет до н. э. [3].

Изучение ряда источников показывает, что в эпоху Римской Республики (508-30 гг. до н. э.) можно было обнаружить немало свидетельств действий, подобных легализации имущества. Патрициат отмывали в прямом и переносном смысле имущество, добытое в войнах. Это были наиболее ценные вещи (определенные изделия из золота и драгоценности), которые присваивались, хотя подлежали сдаче государству [4].

Практика сокрытия доходов, полученных от незаконной деятельности, упоминается также в средних веках, когда ростовщичество было объявлено преступлением. Торговцы и ростовщики уклонялись от законов, карающих ростовщичество, и скрывали свои доходы с помощью хитроумных схем.

Начало пиратства и сокрытие грабежа теми, кто практиковал пиратство, уходит еще дальше, по сути, пираты стали пионерами в практике отмывания золота.

Все началось с появлением так называемых «финансовых гаваней», которыми пользовались пираты, нападавшие в начале VIII в. на торговые корабли, шедшие из Европы через Атлантику: им тоже приходилось «отмывать» награбленное добро. Устав от нелегкого ремесла, недавние пираты стремились поселиться за границей, где спокойно и в достатке доживали свой бурный век. Города-государства Средиземноморья даже конкурировали друг с другом, стремясь завлечь к себе на поселение отошедших от дел корсаров с их несметными богатствами. Бывало и так, что особо ностальгирующие пираты расплачивались на родине награбленным добром, покупая себе прощение сограждан. Например, в 1612 г. произошло событие, которое вполне можно считать первым случаем амнистии преступных денег в новое время: пиратам, покончившим со своим ремеслом, Англия предложила полную амнистию, с правом сохранения нажитого имущества [5].

Согласно легенде, сам термин «отмывание денег» появился в США в 1920-х гг., когда организованная преступность использовала прачечные, чтобы скрыть незаконные источники своих доходов [6]. Другая версия гласит, что термин «отмывание денег» вошел в употребление после дела Майера Лански в США в 1932 г. Лански открыл оффшорный счет в швейцарском банке, который использовался для сокрытия преступных

доходов губернатора Луизианы Хью Лонга. Позже Лански основал магазин игровых автоматов в Новом Орлеане, а швейцарский банк предоставил средства в виде ссуд компании Lansky & Co [7]. С помощью этого метода он позволил незаконным деньгам вернуться в Соединенные Штаты Америки.

Сам Мейер Лански не использовал данный термин. Отмывание впервые упомянули в британской газете The Guardian в связи с освещением в прессе материалов слушаний по Уотергейтскому скандалу. Комитет по переизбранию президента США Ричарда Никсона переправил в Мексику 200 тыс. долл. США в качестве пожертвований, затем эти денежные средства вернулись через фирму в Майами и использовались в предвыборной кампании Р. Никсона [8].

II. Отмывание денег: законодательное закрепление

Термин «отмывание денег» как законодательное определение появилось в начале 1970-х гг., когда в США приняли «Закон о банковской тайне». Этот закон поставил перед финансовыми учреждениями требование к ведению учета и отчетности по валютным операциям, если сумма транзакции составляет 10 тыс. долл. США и более. Причем неисполнение «Закона о банковской тайне» приводило к очень крупным санкциям, применявшимся к виновным финансовым организациям. В первом таком судебном разбирательстве был оштрафован на сумму 500 тыс. долл. США «Первый национальный банк Бостона», который не сообщил о сделках за наличный расчет на сумму 1,2 млн долл. США. Вклады делались в купюрах достоинством до 50 долл., а со счета снимались купюры достоинством 100 долл., после чего эти купюры были переправлены в иностранные банки [9].

После внесения в Уголовный закон США норм о противодействии отмыванию «Закон о банковской тайне» стал неотъемлемой частью борьбы с отмыванием, а также эффективной мерой воздействия на банки, сотрудничающие с «отмывателя-ми». Хотя к последним чаще всего применяются исключительно меры гражданско-правового воздействия. Самым крупным из зарегистрированных гражданско-правовых взысканий был гражданский штраф в размере 14,8 млн долл. США, наложенный на «Международный кредитно-ком-

мерческий банк» за отмывание денег, принадлежавших Мануэлу Норьеге [10].

В 1982 г. термин «отмывание денег» впервые был использован в судебном акте по делу о гражданской конфискации имущества (^ V. 4 255 625,39 долл.). Данное дело касалось попыток скрыть или замаскировать незаконно полученную прибыль и конфискации крупных сумм денег. В своем решении суд пришел к выводу, что перевод сумм из Молинса в банк в Сонале деньгами был, скорее, процессом отмывания денег. Несмотря на то, что суд не определил этот термин, ученые пришли к выводу, что это явление относится к легализации преступных доходов [11].

Впоследствии слово «отмывание» настолько закрепилось за легализацией преступных доходов, что в настоящее время нашло широкое применение, как в национальных законодательных актах, так и в нормах международного права [12].

Первое законодательное определение отмывания преступных доходов относится к 1984 г. Президентская комиссия США по организованной преступности в 1984 г. использовала следующую формулировку: «Отмывание денег - процесс, посредством которого скрывается существование, незаконное происхождение или незаконное использование доходов и затем эти доходы маскируются таким образом, чтобы казаться имеющими законное происхождение» [13].

III. Международно-правовые аспекты противодействия легализации преступных доходов

По времени принятия одним из первых международных документов, затронувших вопросы противодействия отмыванию, было Заявление Базельского комитета по банковскому надзору о принципах 1988 г. «О предотвращении использования банковской системы в целях отмывания денег, полученных преступным путем». Потом они были пересмотрены, однако важное значение для теории отмывания представляет именно первая редакция принципов, как один из документов, заложивших основу борьбы с оборотом преступных средств и акцентировавших внимание на проблеме. Базельские принципы установили для банков обязанность по выявлению личности клиента для того, чтобы избежать использования банка в целях отмывания денежных средств. Если клиент не изъявляет согласие на его идентификацию, то у банка есть право отклонить транзакцию. Зак-

реплены основные принципы, которым должны следовать банковские учреждения при осуществлении своей деятельности для предотвращения использования банковских систем в целях отмывания. Банки должны держаться в стороне от сделок, в которых есть какие-либо криминальные следы, и должны принимать участие в содействии борьбе с отмыванием денег. Особенно подчеркивалась необходимость совместной деятельности банков и полиции.

В международном праве определение легализации (отмывания) доходов от преступной деятельности впервые было дано в Венской конвенции Организации Объединенных Наций «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» от 19 декабря 1988 г., оказавшей большое влияние на развитие соответствующего законодательства зарубежных стран. Этот документ интересен тем, что, во-первых, это был первый документ, в котором закреплены конкретные направления международного сотрудничества в исследуемой области. Во-вторых, данный документ, в отличие от большинства других, принятых по рассматриваемой проблематике, носит форму конвенции, а значит, имеет общеобязательное значение для государств, присоединившихся и ратифицировавших данную конвенцию. В-третьих, и это представляется наиболее важным, именно Венская конвенция 1988 г. закрепила те основные нормы-принципы, на которых в дальнейшем строилась вся концепция ООН по противодействию отмыванию. Конвенция объединила в себе нормы, определяющие, что такое отмывание преступных капиталов, международный арест, замораживание и изъятие преступных доходов, а также определяющие процессуальный порядок оказания взаимной помощи в розыске подлежащего конфискации имущества. Таким образом, данная конвенция содержит как базовые нормы и понятия, так и процессуальные принципы осуществления борьбы с отмыванием капиталов. То есть это не только первый, но и фундаментальный документ, на принципах которого будут построены все последующие документы ООН в изучаемой области.

Венская конвенция 1988 г. стала первым международно-правовым актом, в котором (статья 3) «конверсия или перевод собственности и доходов, сокрытие или утаивание подлинного характера,

источников получения, способов распоряжения собственностью и доходами, полученными в результате правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков» признается преступлением.

Вскоре после Венской конвенции в 1989 г. на саммите G7 была создана Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF). Целью FATF является анализ тенденций отмывания денег и оценка боевых шагов, которые правительства стран мира предприняли для предотвращения этого. Целевая группа вынесла 40 рекомендаций, которым должны следовать участвующие страны, однако не все страны выполняют все рекомендации.

В феврале 1990 г. FATF составила первый доклад, содержавший 40 конкретных рекомендаций, следование которым дало бы государствам-участникам возможность сделать противодействие отмыванию более эффективным. Хотя рассматриваемые рекомендации, по признанию самих авторов доклада, являются «минимальным набором норм в борьбе с отмыванием денег», даже эти меры не получили всесторонней поддержки стран-участниц. Как говорилось в самом докладе, «рекомендованный минимальный набор норм может рассматриваться как весьма амбициозный» [14].

В декабре 1999 г. была принята Международная конвенция ООН «О борьбе с финансированием терроризма» (Нью-Йоркская конвенция). Поскольку вопросы отмывания непосредственно связаны с финансированием терроризма, то все нормативные акты в этой сфере имеют отношение друг к другу. В рассматриваемой Конвенции были закреплены важнейшие меры, обязывающие финансовые учреждения и другие организации, участвующие в совершении финансовых операций, предпринимать самые эффективные из имеющихся в их распоряжении мер для идентификации их постоянных или случайных клиентов, а также клиентов, в пользу которых открыты счета, обращать особое внимание на необычные или подозрительные операции, сообщать об операциях, предположительно связанных с преступной деятельностью.

Десятый Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями провозгласил: «Борьба против отмывания денег и экономической преступности является важнейшим элементом стратегий борьбы против

организованной преступности, как это в качестве принципа закреплено в Неапольской политической декларации и Глобальном плане действий против транснациональной организованной преступности... Залог успеха этой борьбы заключается в установлении широких режимов и согласовании соответствующих механизмов борьбы с отмыванием доходов от преступлений» [15].

В 2000-2001 гг. были приняты важные документы, регулирующие вопросы противодействия отмыванию в банковской сфере, которые обновили некоторые принципы: Всеобщие директивы по противодействию отмыванию доходов в частном банковском секторе от 30 октября 2000 г. (Вольфсбергские принципы) и Рекомендации Базельского комитета «Знай своего клиента» от 1 октября 2001 г. (Стандарты Базельского комитета банковского надзора). В этих документах более подробно были освещены вопросы концепции «Know your cu^omer» (KYC), согласно которой банки обязаны разработать внутреннюю программу для идентификации клиентов и снижения ре-путационных, юридических и концентрационных рисков. Подчеркивается осуществление деятельности в тесном сотрудничестве с FATF.

Террористическая атака 11 сентября 2001 г. оказала сильное влияние на противодействие легализации преступных доходов, особенно в отношении банков. После был принят «Патриотический акт», который предоставил правительству США широкие полномочия по борьбе с терроризмом. Раздел III «Патриотического акта» предписывал финансовым учреждениям расширять свои программы противодействия легализации и увеличивать объем отчетов о комплексной проверке счетов в иностранных банках. По сути, Раздел III изменил части Закона 1986 г. о борьбе с отмыванием денег, чтобы усилить банковские правила в отношении международного отмывания денег за счет улучшения взаимодействия между правоохранительными органами и финансовыми учреждениями. Впоследствии данные ужесточения в сфере противодействия отмыванию были приняты всем мировым сообществом.

Подобная эволюция термина и самого преступления вызвала серьезные споры. Проблема заключается в нетипичном характере отмывания денег. Учитывая его различия с основным преступлением, будь то незаконный оборот наркотиков,

грабеж, вымогательство или уклонение от уплаты налогов, отмывание денег состоит из серии действий, которые по отдельности могут не быть преступными, но вместе взятые становятся попыткой легализации. Сложность получения убедительных доказательств вреда, причиненного отмыванием денег, взывает сомнения в момент квалификации преступления.

Кроме того, преступные сообщества часто в полной мере используют пробелы в законодательстве стран, чтобы совершать преступления с наименьшим уровнем риска. Так, государства, ужесточившие меры по борьбе с отмыванием денег, вынудили преступников переносить свою деятельность по отмыванию денег в другие страны, например, размещать денежные средства в банках стран, где закон не требует указания источников.

В связи с этим на сегодняшний день безотлагательной необходимостью является совершенствование «антиотмывочного» законодательства всех членов мирового сообщества.

Заключение

Международная практика борьбы с легализацией незаконных доходов, ее всестороннее теоретическое обобщение и углубленный анализ позволили сформулировать «десять основополагающих законов о преступной деятельности» [16].

1. Чем меньше способы и средства, используемые для «отмывания грязных денег», отличаются от обычной практики законных сделок, тем меньше вероятность выявления их противозаконного характера.

2. Чем глубже незаконная деятельность интегрирована в легальную экономику, чем меньше степень институционального и функционального разделения, тем труднее выявить операции по легализации «грязных» денег.

3. Чем меньше доля незаконных средств в общем объеме финансовых потоков, проходящих через конкретное учреждение, тем труднее их выявить.

4. Чем выше удельный вес «услуг» по сравнению с производством товаров в экономике, тем легче завуалировать операции по легализации доходов.

5. Чем больше доля мелких фирм в структуре производства и распределения, тем труднее отличить законные операции от незаконных.

6. Чем шире сфера применения чеков, кредитных карт, векселей и других безналичных пла-

тежных средств при осуществлении финансовых сделок, тем труднее выявить операции по отмыванию незаконных капиталов.

7. Чем выше уровень финансового дерегулирования законных сделок, тем труднее отслеживать и пресекать денежные потоки, связанные с преступной деятельностью.

8. Чем меньше доля незаконных доходов в общем потоке денежных средств, вливающихся в экономику каждой страны из-за рубежа, тем труднее отделить криминальные доходы от легальных.

9. Чем дальше мировая экономика продвигается по пути создания единого рынка финансовых услуг, чем меньше степень функционального и институционного деления в области финансовой деятельности, тем труднее выявлять операции по легализации незаконных денежных средств.

10. По мере углубления существующего противоречия между глобальным характером деятельности финансовых рынков и национальными рамками регулирования их деятельности будут последовательно усложняться и затрудняться процессы выявления операций по отмыванию незаконных доходов [17].

На основании вышеуказанного нами предлагаются некоторые пути совершенствования международного сотрудничества в сфере противодействия легализации преступных доходов для Республики Узбекистан [18].

Во-первых, необходимо обнародовать в открытом доступе судебные решения и статистические данные по легализации преступных доходов в Республике Узбекистан. Например, на сайтах Верховного суда или Генеральной прокуратуры Республики Узбекистан.

Во-вторых, целесообразно разработать детальное обновленное руководство для участников финансовой системы по выявлению подозрительных транзакции.

В-третьих, считаем необходимым поддерживать меры по дальнейшей реализации политики безналичной экономики, продвигая электронную коммерцию [19].

В-четвертых, придерживаемся мнения об особой важности совершенствования эффективного международного сотрудничества в сфере противодействия легализации преступных доходов, особенно актуально данное предложение в свете коронавирусной пандемии [20].

В-пятых, Узбекистан должен проявить инициативу по координации мер по предотвращению, выявлению и расследованию

преступлений, связанных с легализацией, с акцентом на трансграничные преступления [21].

Список использованной литературы

1. Money-Laundering and Globalization: Practical Issues UNODC // Journal of Money Laundering Control. - 2020. - No. 13 (3). - Рр. 215-225. - D01:10.1108/13685201011057127.

2. Деркач А.Г. Совершенствование мер международного противодействия по отмыванию «грязных» денег // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. - 1999. - № 2. - С. 89.

3. Sterling Seagrave, Lords of the Rim: the Invisible Empire of the Overseas China. - Putnam, 1995. - Р. 12.

4. Дюрант В. Цезарь и Христос / Пер. с англ. В.В. Федорина. - М., 1995. [Durant V. Caesar and ChriV / trans. from English V.V. Fedorina. M., 1995.].

5. Формула безопасности: Бюллетень. - 2000. - № 7 [Электронный ресурс]. - URL: http://www. oxpaha.ru/profilesmi_106_609/ (дата обращения: 05.01.2021).

6. Schroth P.W. Bank Confidentiality and the War on Money Laundering in the United States // The American Journal of Comparative Law. - Vol. 42. - 1994. - Р. 375.

7. Shehu A. Money-Laundering: The Challenge of Global Enforcement. - 2000. - Р. 2.

8. Safire W. Safi re's New Political Dictionary. - N.Y.: Random House, 1993. - P. 398.

9. Adams W. The practical impact of money-laundering laws on financial invitations // II American Bar Association. - White Collar Crime National InVitute. - 1990. - P. 72.

10. Noriega-linked bank admits laundering // II Wall Street Journal. -19990. - 17.01. - P. 4.

11. Shams H. Legal Globalization: Money Laundering Law and Other Cases. - London: British InVitute of International and Comparative Law, 2004. - Р. 26.

12. Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов, полученных от преступной деятельности. - Страсбург, 1990. - 8 ноября.

13. President's Commission on Organized crime // The Each connection. - 1984. - Р. 7.

14. Гилмор У. Международные усилия в борьбе с отмыванием денег // Groitus publications limited. -Cambrige, 1992. - P. 3.

15. Х Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями // Сб. док. - М.: Юрлитинфорч, 2001. - С. 357-363.

16. Морган Р.Р. Отмывание денег в США и оффшорные зоны // Матер. Регион. конф. по междунар. сотрудничеству в расследовании и возбуждении дел по фактам отмывания денег. - Будапешт, 2000. -11-16 июня. - С. 123-124.

17. Шашкова А.В. Теоретико-правовые проблемы финансово-правовой оценки легализации незаконных доходов // Вопросы экономики и права. - 2010. - № 8. - С. 17.

18. Салаев Н.С Некоторые аспекты противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности // Правовые аспекты противодействия коррупции и легализации доходов, полученных от преступной деятельности: Сб. матер. Респ. научно-практ. конф. - Т., 2019. - С. 10.

19. Тулаганова Г. Коронавирус пандемиясига ^арши кураш шароитида ищ-и^д^т aсoслaригa кдр-ши айрим жинoятлaр хусусида // Юридик фанлар ахборотномаси. Махсус сон. - 2020. - Б. 187-191 [Электрон манба]. - URL: https://tsul.uz/files/pdf/veVnik2020.pdf/ (мурожаат санаси: 05.01.2021).

20. Таджибаева А. Пандемия и функции уголовного процесса // Юридик фанлар ахборотнома-си. Махсус сон. - 2020. - Б. 203-208 [Электрон манба]. - URL: https://tsul.uz/files/pdf/veVnik2020.pdf/ (мурожаат санаси: 05.01.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Таджибаева А.Ю. Теоретический анализ уголовно-процессуальных функций // Ху^у^ий тад^и^от-лар электрон журнали. - № 3 (SPECIAL 2). - Б. 319-326 [Электрон манба]. - URL: https://tadqiqot.uz/ wp-content/uploads/2020/04/huquq-2020-SI/huquq-2020-SI-3.pdf/ (мурожаат санаси: 05.01.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.