Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ'

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
268
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ / КОНВЕНЦИИ / ДИРЕКТИВЫ / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ДОХОДОВ / ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ / INTERNATIONAL COOPERATION / INTERNATIONAL TREATIES / CONVENTIONS / DIRECTIVES / TRANSNATIONAL CRIME / INTERNATIONAL CRIME / MONEY LAUNDERING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Урядов Юрий Юрьевич

Цель: Исследование действующих международных правовых актов и выявление проблемных вопросов в организации сотрудничества органов внутренних дел Российской Федерации с компетентными органами иностранных государств при осуществлении противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, выявления таких доходов и последующей их конфискации. Методология: Использовались системный и нормативно-правовой методы исследования. Результаты: Выявлена социально-правовая закономерность возникновения необходимости в урегулировании вопросов расхождений в законодательстве различных государств по вопросам уголовного и уголовно-процессуального права, направленного на борьбу с легализацией доходов, полученных преступным путем. Новизна/оригинальность/ценность: Актуальность и ценность исследуемых в статье вопросов обусловлена важностью урегулирования нормативно-правовых коллизий, затрудняющих осуществление компетентными правоохранительными органами различных государств функций, связанных с раскрытием преступлений транснационального и (или) международного характера, установление (выявление), а также наложение ареста и последующую конфискацию денежных средств и иного имущества, полученного от такой противоправной деятельности. Статья содержит информацию об авторском анализе сложившихся международных отношений, новизна и актуальность которого имеет научно-практическое значение для дальнейшего совершенствования международного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Урядов Юрий Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL LEGAL REGULATION OF COUNTERACTION TO THE LEGALIZATION OF CRIMINALLY OBTAINED INCOME

Purpose: Research of current international legal acts and identification of problematic issues in the organization of cooperation of the internal affairs bodies of the Russian Federation with the competent authorities of foreign states in the implementation of countering the legalization of proceeds from crime, identification of such proceeds and their subsequent confiscation. Methodology: The systematic and legal research methods were used. Results: The socio-legal pattern of the emergence of the need to resolve the issues of discrepancies in the legislation of various states on the issues of criminal and criminal procedure law, aimed at combating the legalization of proceeds from crime, is revealed. Novelty/originality/value: The relevance and value of the issues investigated in the article is due to the importance of resolving regulatory collisions that make it difficult for the competent law enforcement agencies of various states to perform functions related to solving crimes of a transnational and (or) international nature, the establishment (detection), as well as the seizure and subsequent confiscation of funds and other property received from such illegal activities. The article contains information about the author’s analysis of the established international relations, the novelty and relevance of which are of scientific and practical importance for the further improvement of international law.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ»

Урядов Ю.Ю.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ

Цель: Исследование действующих международных правовых актов и выявление проблемных вопросов в организации сотрудничества органов внутренних дел Российской Федерации с компетентными органами иностранных государств при осуществлении противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, выявления таких доходов и последующей их конфискации.

Методология: Использовались системный и нормативно-правовой методы исследования.

Результаты: Выявлена социально-правовая закономерность возникновения необходимости в урегулировании вопросов расхождений в законодательстве различных государств по вопросам уголовного и уголовно-процессуального права, направленного на борьбу с легализацией доходов, полученных преступным путем.

Новизна/оригинальность/ценность: Актуальность и ценность исследуемых в статье вопросов обусловлена важностью урегулирования нормативно-правовых коллизий, затрудняющих осуществление компетентными правоохранительными органами различных государств функций, связанных с раскрытием преступлений транснационального и (или) международного характера, установление (выявление), а также наложение ареста и последующую конфискацию денежных средств и иного имущества, полученного от такой противоправной деятельности.

Статья содержит информацию об авторском анализе сложившихся международных отношений, новизна и актуальность которого имеет научно-практическое значение для дальнейшего совершенствования международного права.

Ключевые слова: международное сотрудничество, международные договоры, конвенции, директивы, транснациональная преступность, международная преступность, легализация доходов, полученных преступным путем.

Uryadov Yu.Yu.

INTERNATIONAL LEGAL REGULATION OF COUNTERACTION TO THE LEGALIZATION OF CRIMINALLY OBTAINED INCOME

Purpose: Research of current international legal acts and identification of problematic issues in the organization of cooperation of the internal affairs bodies of the Russian Federation with the competent authorities of foreign states in the implementation of countering the legalization of proceeds from crime, identification of such proceeds and their subsequent confiscation.

Methodology: The systematic and legal research methods were used.

Results: The socio-legal pattern of the emergence of the need to resolve the issues of discrepancies in the legislation of various states on the issues of criminal and criminal procedure law, aimed at combating the legalization of proceeds from crime, is revealed.

Novelty/originality/value: The relevance and value of the issues investigated in the article is due to the importance of resolving regulatory collisions that make it difficult for the competent law enforcement agencies of various states to perform functions related to solving crimes of a transnational and (or) international nature, the establishment (detection), as well as the seizure and subsequent confiscation of funds and other property received from such illegal activities.

The article contains information about the author's analysis of the established international relations, the novelty and relevance of which are of scientific and practical importance for the further improvement of international law.

Keywords: international cooperation, international treaties, conventions, directives, transnational crime, international crime, money laundering.

Интенсивное развитие телекоммуникационных систем, позволяющее денежным средствам в виде финансовой информации практически мгновенно перемещаться в любую точку мира, ставит перед компетентными органами правоохранительной системы Российской Федерации приоритетный вопрос организации и, прежде всего, исполнения реальных мероприятий, направленных на борьбу с отмыванием денег, полученных в качестве результата от совершенных противоправных действий.

При этом такие финансовые ресурсы, попадающие в международную банковскую систему, из-за тайного характера своего происхождения затрудняют в первую очередь процессы определения их источников и в последующем в большинстве случаев не позволяют произвести суммарный «подсчет» общей суммы прошедших «отмывание» и легализацию денежных средств.

Как следует из официальной статистической информации, предоставленной Управлением Организации Объединенных Наций по наркотикам

и преступности, предполагаемая теоретически рассчитанная сумма легализованных денежных средств в мире только за один год составляет от 2 до 5 % мирового валового внутреннего продукта, что в приблизительном пересчете составляет сумму в пределах от 0,8 до 2 трлн долл. США [1].

Несмотря на то, что предельный разбег таких расчетов значителен, даже минимальное его значение определяет важность и приоритетность в решении проблемы мировым сообществом, так как эти суммы в некоторых случаях превышают реальные значения всего валового внутреннего продукта многих государств на мировой арене.

Согласно исследованиям «Рейтинга стран и территорий по размеру валового внутреннего продукта» (The World Bank: Gross Domestic Product 2020), проведенным Группой Всемирного банка (The World Bank Group), из исследуемых по показателю валового внутреннего продукта в глобальном рейтинге 203 стран и территорий мира подтвержденная оценка экономики только 17 стран превышает минимальный порог 0,8 трлн долл. США, при этом показатели валового внутреннего продукта в экономике только 8 стран превышают порог в 2 трлн долл. США. (Соединенные Штаты Америки, Китай, Япония, Германия, Индия, Великобритания, Франция и Италия). Валовой внутренний продукт экономики России составляет 1,7 трлн долл. США [2].

Указанные обстоятельства подтверждают серьезность и важность такой проблемы, которая осознается международным сообществом как необходимость совместного противодействия легализации преступных доходов, как правило, способствующих развитию организованной преступности, торговле оружием, людьми и наркотиками, а также коррупции.

С этой целью разработан ряд международных правовых актов, устанавливающих обязательства стран-участников в вопросах криминализации непосредственно самой легализации преступных доходов, создания национальных инструментов по ее предупреждению, выявлению и расследованию выявленных преступлений данного направления, а также в вопросах организации всестороннего международного сотрудничества в указанной сфере. Так, практически впервые на международном уровне непосредственное понимание терминов и обязательств, касающихся криминализации легализации («отмывания») доходов, полученных преступных путем, закреплено в 1988 году Конвенцией ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (Венская конвенция 1988 г.) [3].

В статье 1 указанного международного правового акта вводятся важные для криминализации данного вида преступлений определения доходов, собственности и их конфискации. При этом статьей 3 определено, что одной из мер борьбы с преступлениями, связанными с незаконным оборотом наркотиков, является противодействие легализации преступных доходов от такого вида преступной деятельности. Кроме этого, данной статьей также впервые определяется ответственность за совершение вышеуказанных правонарушений в виде применения таких санкций, как тюремное заключение или другие виды лишения свободы, штрафные санкции и конфискация.

Впоследствии указанная проблематика нашла свое отражение при подписании в 1990 году в Страсбурге Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (далее - Страс-бургская конвенция 1990 г.) [4], в пункте 1 статьи 6 которой использовались понятия легализации доходов от преступной деятельности, в целом аналогичные формулировкам Венской конвенции 1988 г.

Однако пунктом 2 статьи 6 Страсбургской конвенции 1990 г. определены уже новые дополнительные положения, направленные на противодействие легализации преступных доходов, которые разрешают ряд практических вопросов, связанных с возникшими проблемами двойного наказания, расследования преступлений международного характера и доказывания вины: «не имеет значения, подпадает ли основное преступление под уголовную юрисдикцию стороны», «может быть предусмотрено, что преступления, указанные в этом пункте, не применяются к лицам, совершившим основное преступление», и «об осведомленности, намерении или мотивах, необходимых в качестве элементов преступления, предусмотренного в этом пункте, можно сделать вывод на основании объективных реальных обстоятельств».

В свою очередь любое преступление, по результатам которого получена экономическая (финансовая или материальная) выгода, впоследствии подлежащая «отмыванию» в качестве объекта легализации, Страсбургской конвенцией 1990 г. впервые определено как «основное преступление».

Кроме этого, в пункте 3 статьи 6 указанного международного правового акта предусматривается, что каждая сторона стран-участниц в каждом конкретном случае может принимать такие меры, какие она сочтет необходимыми в рамках

действующего внутреннего законодательства, чтобы квалифицировать согласно ее внутреннему законодательству в качестве преступлений все или некоторые действия, указанные в пункте 1 статьи 6 Страсбургской конвенции 1990 г., в случае осведомленности преступника о нелегальности полученного дохода и наличия у преступника умысла на совершение противоправных действий, а именно: «должен был предполагать, что имущество является доходом, полученным преступным путем», «действовал с целью получения выгоды», а также «действовал с целью способствовать продолжению преступной деятельности».

При этом по сравнению с Венской конвенцией 1988 г., определяющей основные направления деятельности по межгосударственному противодействию незаконному обороту наркотиков, круг предикатных преступлений, в результате которых получены незаконные доходы, Страсбургской конвенцией 1990 г. значительно расширен.

В свою очередь, апробированный Венской конвенцией 1988 г. комплексный подход к проблеме противодействия легализации доходов, полученных в качестве результата от преступной деятельности, впоследствии также неоднократно использовался в иных международных правовых актах, таких как Страсбургская Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г. [5] (Страсбургская конвенция 1999 г.), Нью-Йоркская Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, принятая в 2000 году на 62-м пленарном заседании 55-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН согласно Резолюции № 55/25 (Нью-Йоркская конвенция 2000 г.) [6], а также Нью-Йоркская Конвенция ООН против коррупции, принятая в 2003 году на 51-м пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН согласно Резолюции № 58/4 (Нью-Йоркская конвенция 2003 г.) [7].

При этом, используя первичное определение легализации преступных доходов, указанные конвенции Совета Европы и ООН, в отличие от Венской конвенции 1988 г., определяют основные направления противодействия преступлениям, связанным с транснациональной организованной преступностью и коррупцией.

Но в Нью-Йоркских конвенциях 2000 и 2003 гг. уже содержатся ключевые положения об основных правонарушениях, включающих преступления, которые совершены как в пределах, так и за пределами юрисдикции соответствующего государства-участника.

Причем согласно и статье 6 Нью-Йоркской конвенции 2003 г., и статье 23 Нью-Йоркской кон-

венции 2003 г., преступные посягательства должны быть равнозначными по криминализации во всех юрисдикциях государств-участников, а именно: совершенные за пределами юрисдикции какого-либо государства-участника, они представляют собой основные правонарушения только в тех случаях, когда такие деяния в соответствии с внутренним законодательством государства, в котором они совершены, являются уголовно наказуемыми и также являются уголовно наказуемыми деяниями согласно внутреннему законодательству иного государства-участника, в котором осуществляется или применяется настоящая статья, как если бы они были совершены в нем.

Указанные конвенции относят легализацию (отмывание) преступных доходов к преступлениям международного характера и содержат схожие формулировки превентивных мер по предупреждению легализации доходов, полученных преступным путем. Однако Нью-Йоркская конвенция 2003 г. дополнена уже более современными механизмами такого предупреждения, в ней также исследуются вопросы об установлении требований к финансовым организациям и учреждениям, в том числе и осуществляющим операции по переводу денежных средств, и определена методология регулирования, учета и надзора в отношении банков и небанковских финансовых учреждений.

Также государствам-участникам предписано, не создавая каких-либо препятствий перемещению законного капитала, осуществлять мероприятия по выявлению перемещения наличных денежных средств и соответствующих оборотных инструментов через их границы и по контролю за таким перемещением, которые заключаются в установлении требований к физическим лицам и коммерческим организациям по информированию о трансграничных переводах значительных объемов наличных денежных средств и передачах соответствующих оборотных инструментов.

Но в Нью-Йоркской конвенции 2003 г. в качестве дополнительного инструмента противодействия легализации преступных доходов уже предусматриваются мероприятия, направленные на выявление и последующее возвращение активов.

Так, с целью осуществления антикоррупционных мер государства-участники получили право требовать от финансовых учреждений, на которые распространяется их юрисдикция, обязательное осуществление проверочных мероприятий, направленных на установление личности клиентов, в том числе и, в меру допустимого, личности собственников - бенефициаров депо-

нированных на счетах больших объемов средств, а также по счетам, которые открываются или открыты лицами, наделенными значительными публичными полномочиями, членами их семей или тесно связанными с ними партнерами (или от их имени) [8]. При этом указанные меры контроля не могут рассматриваться как препятствующие или запрещающие финансовым учреждениям осуществлять финансово-хозяйственные операции с любым законным клиентом, а направлены исключительно на выявление подозрительных или сомнительных операций для последующего предоставления полученной информации компетентным органам.

К важным международным актам, содержащим информацию о рекомендуемых к исполнению превентивных мерах, направленных на совершенствование инструментов противодействия легализации преступных доходов, необходимо также отнести Варшавскую Конвенцию Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и финансировании терроризма, принятую в 2005 году (Варшавская конвенция 2005 г.) [9], которая по своему содержанию фактически является расширенным вариантом Страсбургской конвенции 1990 г.

При этом в Варшавской конвенции 2005 г. впервые вводятся определение и расширенные полномочия специального органа - подразделения финансовой разведки, а также исследуются вопросы практического осуществления мероприятий, направленных на выявление, арест, выемку и конфискацию доходов, полученных как результат преступных действий.

Кроме этого, в дополнение к специальным полномочиям и приемам расследования Варшавской конвенцией 2005 г. каждому государству-участнику предписывается разработать внутренние законодательные акты с целью осуществления мероприятий по установлению того (с соблюдением ограничений в распространении информации), является ли физическое или юридическое лицо владельцем или бенефициар - собственником одного или более счетов в любом банке на его территории, и получать все данные о выявленных счетах, о финансовых контрагентах (отправителях или получателях денежных средств) по этим счетам с «подозрительными сделками, а также по осуществлению функций мониторинга банковских операций.

В Варшавской конвенции 2005 г. также разрешается спорный, но практичный вопрос о необходимости наличия для уголовного преследо-

вания лица за легализацию преступных доходов приговора по предикатному преступлению, т. е. чтобы предшествующий приговор за основное преступление не являлся предварительным условием для вынесения приговора за легализацию доходов от указанного преступления.

Международное сотрудничество, направленное на противодействие легализации преступных доходов, в последние десятилетия также осуществляется на региональных (территориальных) уровнях.

Так, в рамках заседания Совета глав государств Содружества Независимых Государств (СНГ), состоявшегося в Душанбе в 2007 году, представителями Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана подписан Договор государств - участников Содружества Независимых Государств о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма [10], направленный на совершенствование правовой основы по указанному направлению и сотрудничества в этой сфере, который, в свою очередь, послужил предпосылкой и основанием для подписания в 2011 году в Москве Договора о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза [11].

При этом перечисленные в упомянутых конвенциях формы международного сотрудничества находят дальнейшее развитие и в различных двусторонних межправительственных соглашениях по территории СНГ.

Также необходимо отметить развитие отношений в противодействии легализации преступных доходов на территории Европейского союза. Евросоюз создан в 1993 году на основе Европейского экономического сообщества (ЕЭС), включает в настоящее время 27 европейских государств (Великобритания вышла из состава союза 31 января 2020 г.), нацелен на региональную интеграцию и является международным образованием, сочетающим признаки международной организации (межгосударственности) и государства (надгосу-дарственности), но юридически не является ни тем, ни другим [12, 13].

При этом европейское законодательство по вопросам противодействия легализации преступных доходов основано на положениях четырех директив о борьбе с отмыванием денег: Директива ЕЭС 1991 года № 91/308/ЕЕС (Первая директива) [14], Директива ЕС 2001 года № 2001/97/ЕС

(Вторая директива) [15], Директива ЕС № 2005/60/ ЕС (Третья директива) [14] и Директива ЕС № 2015/849/ЕС (Четвертая директива) [16].

Уже в Первой директиве, как и ранее в Венской конвенции 1988 года, было сформулировано определение отмывания денег, но только в качестве результата преступной деятельности, связанной с незаконным оборотом наркотиков. Также были определены первичные механизмы предотвращения использования финансовой системы для этих целей, предусматривалась обязанность идентификации финансовыми и кредитными учреждениями клиентов, хранения документов, информирования компетентных органов о выявленных сомнительных финансовых операциях и фактах легализации доходов, полученных преступным путем, а также сформулированы мероприятия по обеспечению внутреннего контроля.

В свою очередь, во Второй директиве указывалось на организацию противодействия легализации денег, полученных в качестве результата более широкого круга совершенных преступлений, а также значительно расширен круг субъектов контроля, и в него включены целый ряд учреждений (организации) с видами деятельности нефинансового характера.

При этом в положения Третьей директивы уже более комплексно включены все существующие и действующие международные правовые инструменты, исследующие направление противодействия незаконной легализации доходов, полученных преступным путем, в том числе соответствующее законодательство ЕС и основные международные стандарты противодействия легализации преступных доходов, которые содержатся в 40-й и 9-й Рекомендациях межправительственной Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) [17, 18].

Действие Третьей директивы в части возложенных обязательств по идентификации клиентов и выгодоприобретателей и информированию о подозрительных сделках в подразделения финансовой разведки (компетентные органы), помимо субъектов хозяйствования финансово-экономического сектора, уже более широко распространяется также на иных субъектов, таких как нотариальные конторы и отдельные нотариусы, юридические фирмы и отдельные юристы, аудиторские компании и отдельные бухгалтера, агентства и отдельно взятые агенты по организации сделок с недвижимостью, трастовые компании и доверительные общества, субъекты хозяйствования, оказывающие услуги в сфере игорного бизнеса (казино и т. п.), а также иные юридиче-

ские и физические лица, деятельность которых связана с оказанием услуг, выполнением работ и поставкой товаров в адрес предприятий, но в части осуществления операций, финансовые расчеты за которые осуществляются наличными, но в сумме, превышающей 15 тыс. евро.

В настоящее время Третья директива утратила силу, поскольку 25 июня 2015 г. заменена Четвертой директивой, действие которой в вопросах предотвращения легализации преступных доходов и финансирования терроризма не только распространяется на территории всех 27 государств -членов Европейского Союза, но и направлено на сближение законодательства еще семи стран -кандидатов по вступлению в Европейский Союз (Албания, Северная Македония, Сербия, Турция, Черногория, Босния и Герцеговина) [16].

В свою очередь, следует отметить, что при создании по инициативе стран «большой семерки» (Великобритания, Германия, Италия, Канада, США, Франция и Япония) в 1989 году группы ФАТФ первая редакция 40 ее рекомендаций была подготовлена уже в 1990 году [17].

При этом указанные рекомендации группой ФАТФ пересматривались дважды (в 1996 и 2003 годах), в настоящее время они включают в себя положения, касающиеся криминализации легализации преступных доходов, предварительных мер и конфискации легализованной собственности [17].

Но по настоящее время основным проблемным вопросом является правоприменение приведенных выше положений, так как, имплементи-руя положения всех ранее указанных конвенций, директив и договоров в вопросах организации противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и осуществляя мероприятия, направленные на исполнение вышеуказанных рекомендаций ФАТФ, государства-участники этих международных правовых актов по-разному подошли к вопросу криминализации деяний, связанных непосредственно с «отмыванием» таких доходов.

В ряде случаев с целью избежания двойного уголовного наказания некоторые страны отказались от криминализации деяний, направленных на легализацию доходов, полученных в качестве результата преступной деятельности, что в свою очередь и является проблемным вопросом по результатам данного исследования и, как следствие, требует дополнительной проработки, так как исключает возможность использования компетентными органами правоохранительной системы Российской Федерации ряда эффективных ры-

чагов воздействия и противодействия указанной преступной деятельности в рамках юрисдикции Российской Федерации и на международном уровне в целом.

Пристатейный библиографический список

1. Информационное сообщение «Money-Laun-dering and Globalization» («Отмывание денег и глобализация») // United Nations Office on Drugs and Crime (Управление ООН по наркотикам и преступности) [Электронный ресурс]. URL: https://www.unodc. org/unodc/en/money-laundering/globalization.html.

2. Рейтинг стран и территорий по размеру валового внутреннего продукта (The World Bank: Gross Domestic Product 2020): Информационное сообщение // Гуманитарный портал [Электронный ресурс]. URL: https://gtmarket.ru/ratings/rating-countries-gdp/ rating-countries-gdp-info.

3. Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (заключена в г. Вене 20.12.1988, ратифицирована постановлением Верховного Совета СССР от 9 октября 1990 г. № 1711-1) // Консорциум кодекс. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/1900535.

4. Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (ETS № 141) (заключена в г. Страсбурге 08.11.1990, ратифицирована Федеральным законом РФ от 28 мая 2001 г. № 62-ФЗ) // Консорциум кодекс. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/ document/1901938.

5. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (ETS № 173) (заключена в г. Страсбурге 27.01.1999, ратифицирована Федеральным законом РФ от 25 июля 2006 г. № 125-ФЗ) // Консорциум кодекс. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. URL: http:// docs.cntd.ru/document/901788603.

6. Конвенция против транснациональной организованной преступности (принята в г. Нью-Йорке 15.11.2000 Резолюцией 55/25 на 62-м пленарном заседании 55-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, ратифицирована Федеральным законом РФ от 26 апреля 2004 г. № 26-ФЗ) // Консорциум кодекс. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. URL:http://docs.cntd.ru/ document/901815431.

7. Конвенция против транснациональной организованной преступности (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, ратифицирована Федеральным законом РФ от 8 марта 2006 г. № 40-ФЗ) // Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс]. URL: https:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ corruption.shtm.

8. Литвиненко А.Н., Ковалева Е.Ю. Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем: учеб. пособ. в схемах. СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2004. С. 62.

9. Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии, конфискации доходов от преступной деятельности и финансирования терроризма (CETS № 198) (Заключена в г. Варшаве 16.05.2005, ратифицирована Федеральным законом РФ от 26 апреля 2004 г. № 26-ФЗ) // Консорциум кодекс. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/ document/901944951.

10. Информация об итогах заседания Совета глав государств СНГ (г. Душанбе, 5 октября 2007 г.) // Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств [Электронный ресурс]. URL: http://cis.mmsk. by/page/show?id=10308.

11. Договор о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза (Подписан в г. Москве 19 декабря 2011 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_123791.

12. https://investments.academic.ru/940/Европей-ский_союз.

13. https://dic.academic.ru/dic.nsf//bse/86465/Европей-ское экономическое сообщество.

14. Директива ЕЭС «О предотвращении использования финансовой системы для целей отмывания денег» (91/308/ЕЭС) от 10 июня 1991 г. // Консорциум кодекс. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. URL: http:// docs.cntd.ru/document/901934981.

15. Директива 2001/97/ЕС Европейского парламента и Совета от 4 декабря 2001 года о внесении поправок в директиву 91/308/ЕЕС Совета о предупреждении использования финансовой системы в целях отмывания денежных средств // Международная сеть информации о борьбе с отмыванием денег / International Money Laundering Information Network [Электронный ресурс]. URL: https://www.imolin.org/pdf/imolin/overviewr.pdf.

16. Директива Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 2015/849 от 20 мая 2015 г. «О предотвращении использования финансовой системы для целей отмывания денег или финансирования терроризма, об изменении Регламента (ЕС) 648/2012 Европейского Парламента и Совета ЕС и об отмене Директивы 2005/60/EC Европейского Парламента и Совета ЕС и Директивы 2006/70/EC Европейской Комиссии» [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia. org/wiki/Европейский_союз.

17. Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег [Электронный ресурс]. URL: https:// eurasiangroup.org/ru.

18. Рекомендации ФАТФ. Международные стандарты по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения: пер. с англ. М.: Вече, 2012. С. 176.

References (transliterated)

1. Informacionnoe soobshhenie «Money-Laundering and Globalization» («OtmyVanie deneg i globalizaci-ya») // United Nations Office on Drugs and Crime (Uprav-lenie OON po narkotikam i prestupnosti) [E'lektronny'j resurs]. URL: https://www.unodc.org/unodc/en/money-laundering/globalization.html.

2. Rejting stran i territorij po razmeru valovogo vnu-trennego produkta (The World Bank: Gross Domestic Product 2020): Informacionnoe soobshhenie // Gumanitarny'j portal [E'lektronny'j resurs]. URL: https://gtmarket.ru/rat-ings/rating-countries-gdp/rating-countries-gdp-info.

3. Konvenciya Organizacii Ob"edinenny"x Nacij o bor'be protiv nezakonnogo oborota narkoticheskix sred-stv i psixotropny'x veshhestv (zaklyuchena v g. Vene 20.12.1988, ratificirovana postanovleniem Verxovnogo Soveta SSSR ot 9 oktyabrya 1990 g. № 1711-1) // Kons-orcium kodeks. E'lektronny'j fond pravovoj i norma-tivno-texnicheskoj dokumentacii [E'lektronny'j resurs]. URL: http://docs.cntd.ru/document/1900535.

4. Konvenciya ob otmyVanii, vy'yavlenii, iz"yatii i konfiskacii doxodov ot prestupnoj deyateknosti (ETS № 141) (zaklyuchena v g. Strasburge 08.11.1990, ratificirovana Federakny'm zakonom RF ot 28 maya 2001 g. № 62-FZ) // Konsorcium kodeks. E'lektronny'j fond pravovoj i normativno-texnicheskoj dokumentacii [E'lektronny'j resurs]. URL: http://docs.cntd.ru/document/1901938.

5. Konvenciya ob ugolovnoj otvetstvennosti za korrup-ciyu (ETS № 173) (zaklyuchena v g. Strasburge 27.01.1999, ratificirovana Federakny'm zakonom RF ot 25 iyulya 2006 g. № 125-FZ) // Konsorcium kodeks. E'lektronny'j fond pravovoj i normativno-texnicheskoj dokumenta-cii [E'lektronny'j resurs]. URL: http://docs.cntd.ru/docu-ment/901788603.

6. Konvenciya protiv transnadonaknoj organizovan-noj prestupnosti (prinyata v g. N"yu-Jorke 15.11.2000 Rezolyuciej 55/25 na 62-m plenarnom zasedanii 55-j sessii GeneraTnoj Assamblei OON, ratificirovana Federakny'm zakonom RF ot 26 aprelya 2004 g. № 26-FZ) // Konsor-cium kodeks. E'lektronny'j fond pravovoj i normativno-texnicheskoj dokumentacii [E'lektronny'j resurs]. URL:http://docs.cntd.ru/document/901815431.

7. Konvenciya protiv transnadonaknoj organizovan-noj prestupnosti (prinyata v g. N"yu-Jorke 31.10.2003 Rezolyuciej 58/4 na 58-j sessii GeneraTnoj Assamblei OON, ratificirovana Federakny'm zakonom RF ot 8 marta 2006 g. № 40-FZ) // Organizaciya Ob"edinenny"x Nacij [E'lektronny'j resurs]. URL: https://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/conventions/corruption.shtm.

8. Litvinenko A.N., Kovaleva E.Yu. Legalizaciya (otmyVanie) doxodov, poluchenny'x prestupny'm putem: ucheb. posob. v sxemax. SPb.: Znanie, IVE'SET, 2004. S. 62.

9. Konvenciya Soveta Evropy" ob otmyVanii, vy'yavlenii, iz"yatii, konfiskacii doxodov ot prestupnoj

deyateknosti i finansirovaniya terrorizma (CETS № 198) (Zaklyuchena v g. Varshave 16.05.2005, ratificirovana Federakny'm zakonom RF ot 26 aprelya 2004 g. № 26-FZ) // Konsorcium kodeks. E'lektronny'j fond pravovoj i normativno-texnicheskoj dokumentacii [E'lektronny'j resurs]. URL: http://docs.cntd.ru/document/901944951.

10. Informaciya ob itogax zasedaniya Soveta glav gosudarstv SNG (g. Dushanbe, 5 oktyabrya 2007 g.) // Ispolnitekny'j komitet Sodruzhestva Nezavisimy'x Gosudarstv [E'lektronny'j resurs]. URL: http://cis.minsk.by/ page/show?id=10308.

11. Dogovor o protivodejstvii legalizacii (otmyVaniyu) doxodov, poluchenny'x prestupny'm putem, i finansi-rovaniyu terrorizma pri peremeshhenii nalichny'x denezhny'x sredstv i (ili) denezhny'x instrumentov cherez tamozhennuyu graniczu Tamozhennogo soyuza (Podpisan v g. Moskve 19 dekabrya 2011 g.). Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy" «KonsuktantPlyus» [Elektron ny"j resurs]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_123791.

12. https://investments.academic.ru/940/Evropejskij_ soyuz.

13. https://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/86465/Evropejs-koe e'konomicheskoe soobshhestvo.

14. Direktiva EE'S «O predotvrashhenii ispokzovaniya finansovoj sistemy" dlya celej otmyVaniya deneg» (91/308/EE"S) ot 10 iyunya 1991 g. // Konsorcium kodeks. E'lektronny'j fond pravovoj i normativno-texnicheskoj dokumentacii [E'lektronny'j resurs]. URL: http://docs.cntd. ru/document/901934981.

15. Direktiva 2001/97/ES Evropejskogo parlamenta i Soveta ot 4 dekabrya 2001 goda o vnesenii popravok v direk-tivu 91/308/EES Soveta o preduprezhdenii ispokzovaniya finansovoj sistemy" v celyax otmyVaniya denezhny'x sredstv // Mezhdunarodnaya set" informacii o bor"be s otmyVaniem deneg / International Money Laundering Information Network [E"lektronny"j resurs]. URL: https:// www.imolin.org/pdf/imolin/overviewr.pdf.

16. Direktiva Evropejskogo Parlamenta i Soveta Ev-ropejskogo Soyuza 2015/849 ot 20 maya 2015 g. «O predot-vrashhenii ispokzovaniya finansovoj sistemy" dlya celej otmyVaniya deneg ili finansirovaniya terrorizma, ob izmenenii Reglamenta (ES) 648/2012 Evropejskogo Parlamenta i Soveta ES i ob otmene Direktivy" 2005/60/EC Evropejskogo Parlamenta i Soveta ES i Direktivy" 2006/70/EC Evropejskoj Komissii» [E"lektronny"j resurs]. URL: https:// ru.wikipedia.org/wiki/Evropejskij_soyuz.

17. Gruppa razrabotki finansovy"x mer bor"by" s otmyVaniem deneg [E"lektronny"j resurs]. URL: https:// eurasiangroup.org/ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Rekomendacii FATF. Mezhdunarodny"e standarty" po protivodejstviyu otmyVaniyu deneg, finansirovaniyu terrorizma i finansirovaniyu rasprostraneniya oruzhiya massovogo unichtozheniya: per. s angl. M.: Veche, 2012. S. 176.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.