Review of law sciences
Q-------------- |
- Д^
Farkhod Fazilov,
Senior lecturer of Criminal Law and Criminology Department of the Tashkent State University of Law, PhD. in Law [email protected]
COVID - 19 AND THE GENERAL CONCEPT OF THE DETERMINANTS OF LEGALIZATION OF INCOMES RECEIVED FROM CRIMINAL ACTIVITIES
Abstract: Having appeared in Chinese Wuhan, the COVID-19 virus has spread to all continents except Antarctica and to more than 180 countries around the world. The UN has announced a pandemic of coronavirus infection. On March 15, the virus was first confirmed in a citizen of Uzbekistan who returned from France. The epidemic caused disinfection and the obligatory wearing of medical masks, and also contributed to food shortages in stores, and also became a determinant of the legalization of proceeds from crime.
This article analyzes the general concept of the determinants of legalization of incomes received from criminal activities. The author drew attention to the fact that the legalization of income derivedfrom criminal activity represents a serious threat to national interests, since it is a necessary condition for the creation and functioning of organized crime in various spheres of social life.
Keywords: criminal law, responsibility, legalization of income, crime, coronavirus, pandemic.
Фарход Фазилов,
старший преподаватель кафедры "Уголовное право и криминология" Ташкентского государственного юридического университета, доктор философии по юридическим наукам (PhD), [email protected]
COVID-19 И ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ДЕТЕРМИНАНТ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ОТ ПРЕСТУПНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация: Вирус COVID-19, появившись в китайском Ухане, распространился во всех континентах, кроме Антарктиды, и в более чем 180 странах мира. ООН объявила о пандемии коронавирусной инфекции.
Вирус был впервые подтвержден 15 марта 2020 года у гражданки Узбекистана, вернувшейся из Франции. Эпидемия стала причиной дезинфекции и обязательного ношения медицинских масок, а также способствовала продуктовой нехватке в магазинах, кроме того стала детерминантом легализации доходов, полученных от преступной деятельности.
В данной статье проанализировано общее понятие детерминант легализации доходов, полученных от преступной деятельности. Автор обратил внимание на то, что легализация доходов, полученных от преступной деятельности, представляет собой серьезную угрозу национальным интересам, поскольку является необходимым условием порождения и функционирования организованной преступности в различных сферах жизни общества.
Ключевые слова: уголовное право, ответственность, легализация доходов, преступление, коронавирус, пандемия.
Фарход Фазилов,
Тошкент давлат юридик университети "Жиноят хукуки ва криминология" кафедраси катта укитивчиси, юридик фанлар буйича фалсафа доктори (PhD), [email protected]
COVID-19 ВА ЖИНОИЙ ФАОЛИЯТДАН ОЛИНГАН ДАРОМАДЛАРНИ ЛЕГАЛЛАШТИРИШНИНГ УМУМИЙ ДЕТЕРМИНАНТ ТУШУНЧАСИ
Аннотация: Хитойнинг Ухан шаурида пайдо булган ва COVID-19 номи берилган касалликни келтириб чицарган коронавирус Антарктидадан ташцари барча цитъаларга ва 180 дан ортиц мамлакатга ёйилди. Бирлашган Миллатлар Ташкилоти коронавирусни пандемия деб атади.
2020 йил 15 марть куни Узбекистонга Франциядан цайтган бир фуцарода вирус тасдицланганини эълон цилди.
Эпидемия тарцаши купгина давлатларда дезинфекция ва тиббий ницоб тацчиллиги уамда озиц-овцат дуконларининг бушаб цолишига сабаб булди ва жиноий фаолиятдан олинган даромадларни легаллаштиришнинг детерминантига айланди.
Мацолада жиноий фаолиятдан олинган даромадларни легаллаштиришнинг умумий детерминант тушунчаси таулил цилинган. Муаллиф эътибори жиноий фаолиятдан олинган даромадларни легаллаштириш жамият уаётининг турли соуаларида уюшган жиноятчилик тугилиши ва фаолият курсатиши учун зарур шарт-шароит яратиши туфайли миллий хавфсизликка жиддий таудид солиш мумкинлигига царатилган.
Калит сузлар: жиноят ууцуци, жавобгарлик, даромадларни легаллаштириш, жиноят, коронавирус, пандемия.
За истекший период в стране проведена значительная работа по внедрению качественно новой системы профилактики борьбы с преступностью, обеспечению надежной защиты прав, свобод и законных интересов граждан на основе тесного взаимодействия государственных органов и институтов гражданского общества.
В данной деятельности особое место занимает внедрение эффективной системы ведения уголовно-правовой статистики и анализа преступлений, позволяющей определять наиболее точную криминогенную ситуацию в стране, выявлять актуальные проблемы и недостатки действующих механизмов борьбы с преступностью, а также вырабатывать всесторонне продуманные перспективы их совершенствования.
Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев, акцентируя внимание на допускаемых ошибках и недостатках во взаимодействии государственных и общественных организаций, подчеркнул, что в борьбе с преступностью и предупреждении правонарушений каждое ведомство проводило работу обособленно, по-своему, в результате большая часть подобных мероприятий отличалась поверхностным подходом к решению проблемы[1].
Пути решения вышеуказанных проблем были представлены в Указе Президента Республики Узбекистан №УП-5566 от 31.10.2018 «О мерах по коренному совершенствованию системы уголовно-правовой статистики и повышению эффективности системного анализа преступлений» [2], а также Постановлении Президента №ПП-4075 от 24.12.2018 «О дополнительных мерах по повышению эффективности обеспечения общественной безопасности» [3].
Документы стали важным фундаментом для дальнейшего изучения причин и условий преступности в стране.
Эффективное противодействие легализации, невозможно без подробного анализа той совокупности факторов, которые обусловливают данное общественно опасное явление.
Как отмечает О.В.Дьяков, «причинность преступности в криминологии объясняется определенными постулатами, ставшими основными доминантами в криминологии. Имеются объективные и субъективные причины преступности и преступлений, в силу которых индивид выбирает ту или иную линию поведения» [4].
Большинство исследователей придерживаются мнения, согласно которому главными детерминирующими факторами поступков индивида являются мотивы, определяемые потребностями и стремлениями личности, при этом внешние обстоятельства, в которых формируется личность, являются не причинами, а условиями преступности [5].
Существует и противоположная точка зрения, согласно которой личность рассматривается как комплекс «приобретенных социально-значимых свойств, и при этом ситуация нередко может рассматриваться как причина совершения преступления». Так, имеется точка зрения А.И.Долговой, согласно которой «преступление является результатом социально приобретенных личностных качеств и взаимодействия с внешними обстоятельствами» [6].
Социальные противоречия влияют на формирование личности преступника и на преступность в целом. В криминологии неоднократно отмечалось, что к числу подобных противоречий общественного развития относятся: различие ценностей и моральных установок личности, разнообразие вариантов поведения личности в конфликтных ситуациях, различия в социально-психологической характеристике личности, объективно существующие недостатки и отрицательные явления в общественной жизни. При этом эти и иные факторы могут носить объективный или субъективный характер и влияют на преступность не по отдельности, а во взаимосвязи друг с другом и с другими явлениями объективной действительности. Перечисленные явления традиционно признаются криминологами в качестве причин и условий преступности [7].
Итак, причины, способствующие преступности это общественные, субъективные детерминанты, которые напрямую обуславливают возникновение, развитие преступности и преступления, в качестве закономерного следствия.
Иными словами, причины преступности представляют собой набор социальных явлений и процессов, которые в рамках определенных обстоятельств могут играть роль условий, а также определяют сущность преступности как общественного явления.
Субъективные причины преступности - основаны на учении социальной психологии, которое включает в себя искажение нравственных ценностей и правосознания лица, совершающего преступное деяние.
Объективные причины преступности - внешние социальные факторы, которые не зависят от конкретного субъекта, и представлены противоречиями и колебаниями в экономике, общественной нестабильностью, образующие трудности и недостатки для людей тем самым, порождая антиобщественную мотивацию и преступное поведение [8].
Условия преступности - это совокупность явлений, которые сами по себе не могут породить преступность, но служат обстоятельствами, способствующими ее возникновению и существованию.
Объективные условия преступности - недостатки организационного, правового, технического порядка, поддерживающие, а иногда и оживляющие действие субъективных и объективных причин преступлений.
Субъективные условия преступности - это демографические, социально-ролевые и психологические особенности населения. Деление причин и условий преступности на объективные и субъективные позволяет выявить возможность воздействия внешних факторов на человеческое поведение и влияние внутренних, личностных особенностей индивида на его поступки [9].
Причины и условия взаимодействуют друг с другом и являются важным фактором возникновения преступности. Факторы, выступающие в качестве причин, без необходимых условий не могут быть достаточными для возникновения преступности. Связь причин и условий называют детерминизмом.
Хотя в нашей стране создана и функционирует система противодействия легализации преступных доходов, борьба с данным противоправным явлением еще недостаточно эффективна в силу ряда обстоятельств.
В качестве факторов, способствующих легализации преступных доходов В.М.Алиев выделяет политико-экономические, опосредованно воздействующие на легализацию преступных доходов; социально-правовые факторы - влияющие на сферу, в которой непосредственно легализуются преступные доходы; нравственно-психологические факторы - определяющие соответствующее преступное поведение [10].
К экономическим факторам причин и условий, порождающих легализацию, следует отнести:
1. сложности формирования и развития рыночных отношений;
2. попытки организованной преступности активизировать свою деятельность в легальной предпринимательской деятельности;
3. появление достаточно представительного слоя людей, имеющих высокие доходы и, следовательно, свободные деньги, которые могут широко использоваться для схем по легализации преступных доходов;
4. пробелы в исполнении существующего национального законодательства в сфере противодействия легализации преступных доходов и отсутствие эффективного общественного контроля в данной области.
К организационно-управленческой совокупности причин и условий, порождающих легализацию, относят:
1. слабая социальная активность и инициативность населения, по вопросам противодействия легализации преступных доходов;
2. проблемы эффективного парламентского контроля за состоянием легализации;
3. практическое отсутствие открытости функционирования некоторых государственных органов и учреждений.
К правовой группе причин и условий, порождающих легализацию преступных доходов, необходимо отнести:
1. несовершенство законодательства по противодействию легализации преступных доходов;
2. существование пробелов в законодательстве, регламентирующем валютные, таможенные, налоговые отношения;
3. кризис правоприменения.
Масштабность легализации в качестве причин имеет довольно много составляющих, немаловажное значение среди которых имеет правовая необеспеченность целого ряда общественных отношений, нуждающихся в нормативном урегулировании, а также недостаточно корректное построение нормативного материала, позволяющего избегать ответственности благодаря проблемам и коллизиям в действующем законодательстве [11, с.22].
Еще одним правовым фактором, способствующим совершению рассматриваемой группы преступлений, является так называемый «правотворческий дефицит». Суть его в отношении данных преступлений заключается в недостаточно проработанной нормативной правовой базе, посвященной сопоставлению доходов и расходов должностных лиц. В частности, в законе отсутствует требование о необходимости доказывания лицом источника получения доходов.
Значительное влияние на совершение преступлений, связанных с легализацией оказывают факторы социально-нравственного и психологического характера. Это обусловлено тем, что человеку присуще сначала формировать свою позицию в качестве идеологии возможных действий, а лишь затем он предпринимает определенные шаги, создавая экономику, политику и другие результаты этих действий. Нравственное и социально-психологическое состояние во многом определяют экономику, политику и другие сферы жизнедеятельности человека [12].
К социально-нравственной (психологической) совокупности причин и условий, порождающих легализацию, также следует отнести:
1. довольно низкий уровень солидарности населения с нормами по противодействию с легализацией;
2. мотивация азарта: личностями, которые участвуют в легализации преступных доходов могут двигать и бессознательное желание поучаствовать в острой, захватывающей «игре»;
3. психологическая готовность некоторой части населения к участию в легализации преступных доходов;
4. укоренившийся в сознании (общественном и индивидуальном) крайне незначительный риск быть привлеченным к ответственности за данное преступление.
Следует отметить, что внешние факторы не порождают сами по себе преступное поведение, связанное с отмыванием криминальных доходов.
С развитием в нашей стране свободной экономики мы наблюдаем все большее количество лиц, злоупотребляющих этой свободой в целях личного обогащения, что в свою очередь привело к нравственному кризису.
В 2020 году мир встал перед новой глобальной угрозой.
Коронавирус стал важнейшим фактором сдерживания человеческого развития. ООН объявил о пандемии. 15 марта вирус был выявлен в Узбекистане.
По всему миру правительства начали принимать различные действия для борьбы с вирусом, начиная от инициативы по социальной помощи и налоговым льготам, принудительным мерам карантинного характера.
Будучи непреднамеренными, эти меры могут предоставить новые возможности для преступников, занимающихся отмыванием незаконных доходов.
Проблема коронавирусной пандемии стала фундаментом для всех вышеперечисленных факторов преступности, в том числе и для развития легализации преступных доходов.
Несмотря на то, что точная ситуация и ответные меры здравоохранения в каждой стране варьируются в зависимости от влияния COVID - 19, картина развивающегося риска, основана на следующих общих для всех стран мира детерминантах:
1. Государственные органы, предприятия и частные лица все чаще стали обращаться к онлайн системам для удаленной работы. Лица, находящиеся на карантине также пользуются онлайн - платформами для социального взаимодействия. Злоумышленники могут, легко получив доступ к информации, денежным средствам использовать их для отмывания преступных доходов. Например, переброска денежных средств с одного банковского счета на другой и прочее.
2. Многие предприятия перешли на онлайн продажу. Число покупок в сети Интернет резко возросло, вместе с этим возросли риски преступного поведения.
3. Банки и финансовые учреждения продолжают работать, однако некоторые ограничивают личное банковское обслуживание. Имеются сложности во взаимодействии с клиентами. Данным фактом пользуются преступники.
4. Закрытие многих предприятий из-за пандемии, ограничение поездок, международной торговли по всему миру приводит к массовой безработице, потере государственных доходов и к общему экономическому спаду. Все это в свою очередь повлияет на финансовое и социальное поведение предприятий и частных лиц, не исключается повышения уровня преступности среди представителей бизнес - структур.
Перечисленные детерминанты становятся причиной роста, как предикатных преступлений, так и легализации в целом.
В апреле 2020 года ФАТФ выступила с заявлением об устранении рисков финансовых преступлений, связанных с COVID - 19, путем сохранения бдительности [13].
По мнению организации, преступники используют в своих интересах пандемию COVID-19 для совершения мошенничества с финансовым мошенничеством и эксплуатацией, включая рекламу и незаконный оборот поддельных лекарств, предоставление мошеннических инвестиционных возможностей и участие в фишинговых схемах, которые подвержены страхам, связанным с вирусами.
В связи с тем, что люди во всем мире сталкиваются с ограничениями или жесткими мерами социального дистанцирования, личные банковские операции и доступ к другим финансовым услугам затруднены и излишне подвергают людей риску заражения. Использование цифровых / бесконтактных платежей и цифровой регистрации снижает риск распространения вируса. Но в этой связи должна быть уверенность в отсутствии возможности использования данных видов платежей в целях легализации преступных доходов.
ФАТФ отмечает, что глобальная чрезвычайная ситуация в области общественного здравоохранения подчеркнула жизненно важную работу благотворительных и некоммерческих организаций по борьбе с COVID - 19 и его последствиями. В то же время есть и риски использования благотворительности в целях отмывания преступных доходов.
Учитывая общественную опасность легализации преступных доходов, полученных от преступной деятельности, вполне закономерен вывод о том, что противодействие указанному явлению должно осуществляться посредством совокупности социальных, экономических, правовых и иных мер. В результате анализа факторов, обусловливающих совершение легализации, обнаруживается, что легализация, есть явление социальное, и его появление и развитие вызваны не только факторами, непосредственно воздействующими на него, но и факторами, действующими опосредованно, в том числе экономического, политического, социального характера.
Система как общих, так и специальных факторов, влияющих на совершение того или иного преступления, нуждается в постоянном изучении, поскольку быстрое развитие экономических отношений требует адекватной реакции со стороны государства на те процессы, которые происходят в обществе, в том числе и в сфере легализации преступных доходов, полученных от преступной деятельности, принятия новых законов и совершенствования системы мер, направленных на предупреждение преступности в целом, и легализации, в частности.
Подводя итог вышеизложенному, противодействие легализации доходов, полученных от преступной деятельности в условиях коронавирусной пандемии, должно включать в себя такие меры, как:
1. Поддержка электронных и цифровых вариантов оплаты. В более широком смысле, надзорным органам необходимо поощрять использование электронных и цифровых каналов для продолжения оплаты услуг для сохранения социального дистанцирования.
В частности, необходимо увеличение повышения максимальных лимитов для электронных кошельков и снижение тарифов для внутренних денежных переводов между банками для поощрения использования бесконтактных платежей. Что будет способствовать уменьшению распространения вируса, а также предоставит возможность мониторинга денежных потоков и выявления подозрительных операций.
2. Принятие мер против новых рисков. Ряд стран (например, в ЕС) ввели специальные целевые группы или другие оперативные координационные меры по борьбе с преступностью, связанной с COVID-19, особенно в отношение к мошенничеству. В некоторых странах официальные органы выдают рекомендации соответствующим органам по определению приоритетов расследований и судебных преследований. Узбекистану следует также изучить рекомендации ФАТФ по данному вопросу, возможно, следует организовать специальную рабочую группу в Департаменте по борьбе с
экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан.
3. Продолжение международного сотрудничества. ПФР должны постоянно информировать Секретариат Группы Эгмонт о любых событиях, включая сбои в работе, которые могут повлиять на международное сотрудничество. Важно усилить мониторинг воздействия COVID - 19 на частный сектор. Длительные экономические «каникулы» могут привести к закрытию некоторых субъектов предпринимательства, перехода их к «черному» нелегальному, а значит и не контролируемому рынку, что приведет к значительной уязвимости в сфере ПОД/ФТ. Принимая во внимание данный факт, Узбекистан должен принять все меры для недопущения данного негативного явления.
References:
1. Proanalizirovani nedostatki, dopushennie v borbe s prestupnostyu Rejim dostupa: http://www.uza.uz/ru/politics/proanalizirovany-nedostatki-dopushchennye-v-borbe-s-prestupn-21-11 -2017
2. http://lex.uz/docs/4034455
3. http://lex.uz/ru/docs/4124829
5. Dyakov O.V. K voprosu o prichinnosti v mexanizme prestupnogo povedeniya // Voprosi borbi s prestupnostyu. - M., 1987. Vip. 45. - S. 31-32.
6. Kuznetsova N.F. Problemi kriminologicheskoy determinatsii. - M., 1984. - S. 25
7. Dolgova A.I. Sotsialno-psixologicheskiye aspekti prestupnosti nesovershennoletnix //Voprosi borbi s prestupnostyu. - M., 1991. Vip. 39. - S. 18.
8. Kriminologiya. Maxsus qism: Darslik / I.Ismailov, Q.R. Abdurasulova va boshq. -T.:O'zbekiston Respublikasi IIV Akademiyasi,2015.-744 b.(Kriminologiya. Osobennaya chast : uchebnik/ I.Ismailov, Q.R. Abdurasulova i dr.. - T.:Akademiya MVD Respubliki .Uzbekistan, 2015. - S.744)
9. Kriminologiya / pod red. V.N. Kudryavtseva, V.E. Eminova. - M., 2004.
10. Kuznetsova N.V. Problemi kriminologicheskoy determinatsii. - M., 1984, - S. 218
11. Aliyev V.M. Teoreticheskiye osnovi i prikladnie problemi borbi s legalizatsiyey (otmivaniyem) doxodov, poluchennix nezakonnim putem. disser.dokt. yurid. nauk. -M.,2001. - S.59
12. Izutina S.V. Administrativnaya otvetstvennost za narusheniye zakonodatelstva o protivodeystvii legalizatsii (otmivaniyu) doxodov, poluchennix prestupnim putem, i finansirovaniyu terrorizma: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. - M., 2010. - S. 22.
13. Korotkoye Yu.V. Ugolovno-pravovie i kriminologicheskiye aspekti borbi s legalizatsiyey (otmivaniyem) nezakonnix doxodov: disser. .kand. yurid. nauk. - M., 1998. -
14. https://www.fatf-gafi.org/publications/fatfgeneral/documents/statement-covid-19.html
S.109.