Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ И ГРАЖДАНИНА В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ'

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ И ГРАЖДАНИНА В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
политическое образование / обществознание / традиционные ценности / национальные цели / государственная политика / образовательный стандарт / political education / social studies / traditional values / national goals / state policy / educational standard

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильев Владимир Петрович

В статье исследуются новые задачи политического образования в комплексе учебных предметов обществознания, направленных на формирование личности и гражданина в процессе обучения и социализации. Становление мировоззрения школьников в основном реализуется в предметах общественнонаучного цикла — истории, обществознани, географии. Необходимо обновить входящие в обществознание разделы с учетом фундаментальных научных направлений и определенных дисциплин, изучающих проблемы общественного развития. Такой подход позволяет объяснить и аргументировать в процессе обучения реальные социальные практики, показать роль и значение суверенного государства как института политической и социально-экономической жизни. Предложено значительно продвинуть в учебном процессе позитивную повестку российского государства, основанную на национальных ценностях в области социальной политики, дополнить соответствующие разделы общественно-научных предметов изучением проблематики современных направлений политического образования. В статье предложена новая структура изучения предметных областей обществознания и перехода в старшей школе к монопредметному их преподаванию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильев Владимир Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-POLITICAL GROUNDS FOR THE FORMATION OF PERSONALITY AND CITIZEN IN THE SUBJECT AREA OF SOCIAL STUDIES

The article explores new tasks of political education in the complex of social studies subjects and their standardization in connection with new tasks for the formation of personality and citizen in the process of learning and socialization. The formation of the worldview of schoolchildren is mainly realized in the subjects of the socio-scientific cycle — history, social studies, geography. It is necessary to update the sections included in social science, taking into account fundamental scientific directions and certain disciplines that study problems of social development. This approach makes it possible to explain and argue real social practices in the learning process, to show the role and importance of a sovereign state as an institution of political and socio-economic life. It is proposed to significantly advance the positive agenda of the Russian state in the educational process, based on national values in the field of social policy, to supplement the relevant sections of socio-scientific subjects with the study of the problems of modern areas of political education. The article proposes a new structure for studying the subject areas of social studies and the transition in high school to mono-subject teaching.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ И ГРАЖДАНИНА В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ»

Вестн. Моск. ун-та. Серия 12. Политические науки. 2023. Т. 1. № 2. С. 60-70. Lomonosov Political Science Journal, Vol. 1, No. 2, 2023, pp. 60-70.

DOI: 10.55959/MSU0868-4871-12-2023-1-2-60-70

Научная статья / Research paper

В.П. Васильев

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

(Москва, Россия)

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ И ГРАЖДАНИНА В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ1

В статье исследуются новые задачи политического образования в комплексе учебных предметов обществознания, направленных на формирование личности и гражданина в процессе обучения и социализации. Становление мировоззрения школьников в основном реализуется в предметах общественно-научного цикла — истории, обществознани, географии. Необходимо обновить входящие в обществознание разделы с учетом фундаментальных научных направлений и определенных дисциплин, изучающих проблемы общественного развития. Такой подход позволяет объяснить и аргументировать в процессе обучения реальные социальные практики, показать роль и значение суверенного государства как института политической и социально-экономической жизни. Предложено значительно продвинуть в учебном процессе позитивную повестку российского государства, основанную на национальных ценностях в области социальной политики, дополнить соответствующие разделы общественно-научных предметов изучением проблематики современных направлений политического образования. В статье предложена новая структура изучения предметных областей обществознания и перехода в старшей школе к монопредметному их преподаванию.

Ключевые слова: политическое образование, обществознание, традиционные ценности, национальные цели, государственная политика, образовательный стандарт.

Для цитирования: Васильев В.П. Социально-политическое формирование личности и гражданина в предметной области обществознания // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2023. Т. 1. № 2. С. 60-70. DOI: 10.55959/MSU0868-4871-12-2023-1-2-60-70.

1 Статья подготовлена на основе доклада в рамках Всероссийского съезда учителей и преподавателей обществознания, проходившего в МГУ имени М.В. Ломоносова 21-22 апреля 2023 г.

© Васильев В.П., 2023 60

V.P. Vasiliev

Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia)

SOCIO-POLITICAL GROUNDS FOR THE FORMATION

OF PERSONALITY AND CITIZEN IN THE SUBJECT

AREA OF SOCIAL STUDIES

The article explores new tasks ofpolitical education in the complex of social studies subjects and their standardization in connection with new tasks for the formation ofpersonality and citizen in the process of learning and socialization. The formation of the worldview ofschoolchildren is mainly realized in the subjects of the socio-scientific cycle — history, social studies, geography. It is necessary to update the sections included in social science, taking into account fundamental scientific directions and certain disciplines that study problems of social development. This approach makes it possible to explain and argue real social practices in the learning process, to show the role and importance of a sovereign state as an institution of political and socio-economic life. It is proposed to significantly advance the positive agenda of the Russian state in the educational process, based on national values in the field of social policy, to supplement the relevant sections of socio-scientific subjects with the study of the problems of modern areas of political education. The article proposes a new structure for studying the subject areas of social studies and the transition in high school to mono-subject teaching.

Key words: political education, social studies, traditional values, national goals, state policy, educational standard.

For citations: Vasiliev, V. P. "Socio-political Grounds for the Formation of Personality and Citizen in the Subject Area of Social Studies," Lomonosov Political Science Journal, Vol. 1, No. 2, 2023, pp. 60-70. (In Russ.) DOI: 10.55959/MSU0868-4871-12-2023-1-2-60-70.

Введение

Переформатирование политического образования в школьном и высшем образовании обуславливает новый взгляд на весь комплекс социально-политического образования и воспитания2. Центральная проблема — формирование личности и гражданина в учебном процессе, формат которого задается образовательными стандартами.

2 Подробнее об этих изменениях см.: Педагогическое образование в современной России: стратегические ориентиры развития / Под ред. Ю.П. Зинченко. Ростов н/Д: Южный федеральный университет, 2020; Брызгалина Е.В., Станченко С.В. Воспитание как образовательный результат: ценностно ориентированный подход к оцениванию в системе общего образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2021. Т. 25. № 4. С. 572-586.

Прежде всего это касается формулировок задач и компетенций, которые должны быть продублированы в тематических планах урочной и внеурочной деятельности, в формулировании глав и параграфов учебников.

Очередное изменение образовательных стандартов, преобразования в перечнях дисциплин, вводимые с сентября 2023 г., нацелены на акцентирование обществоведческих дисциплин, социализацию обучающихся. Реформа предполагает новый взгляд на мировоззренческую направленность учебного процесса, значительное приближение к научному объяснению и восприятию острых проблем социального мира, политической организации общества, формирование и воспитание личности и гражданской идентичности. Основой для качественного образования и воспитания школьников и методологией для учителей являются учебники, созданные с учетом современной фундаментальной теории. Высокое качество учебников на основе современных теоретических достижений необходимо для выстраивания траектории верного пути в становлении личности и гражданина в учебном процессе. Это ориентир для школьников в масштабном повседневном информационном поле, а также лекарство от идеологических штампов.

Анализ учебников по обществознанию в настоящее время стал государственной задачей, выходящей за пределы ведомственных процедур и методик. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию определено: «С участием педагогов, ученых, специалистов мы должны серьезно повысить качество школьных, вузовских учебных курсов, по гуманитарным наукам прежде всего — истории, обществознанию, литературе, географии»3. Такая постановка вопроса предопределяет уточнение ряда положений образовательного стандарта и базового учебника, обуславливает необходимость их вневедомственного публичного обсуждения.

Методологические основы предмета «обществознание»

Предмет (дисциплина) «обществознание» был введен в 1990-х гг. как срочная замена курсу обществоведения, который включал в себя «три источника и три составные части» марксизма — философию, политэкономию и научный коммунизм4. Эти разные поля

3 Выступление Президента Российской Федерации от 21.02.2023 г. // Президент России. 2023. 21 февраля. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/49010

4 Шахназаров Г.Х., Боборыкин А.Д., Красин Ю.А., Суходеев В.В. Обществоведение: Учебник для выпускного класса средней школы и средних специальных учебных заведений. 20-е изд. М.: Политиздат, 1982.

обучения теоретически соединял один общий метод исследования: диалектический и исторический материализм. Новый предмет, первоначально вошедший в учебный процесс, получил название «Человек и общество»5. Затем он трансформировался в дисциплину обществознания, механически соединив ряд областей общественных наук, не сводимых по своему предмету и методам исследования.

С мировоззренческих позиций отказ от преподавания составных частей марксизма был обусловлен переходом в 1990-е гг. к рыноч-но-капиталистической системе экономического и политического устройства. Марксизм же стратегическим итогом капитализма видел неизбежную социальную революцию, а стадию империализма характеризовал как «умирающий и загнивающий капитализм — канун социалистической революции»6.

Скоротечность решений 1990-х гг. привела к тому, что в обще-ствознание до сих пор не включены современные научные разработки вопросов общественного развития, практика их решения, объяснения позитивной повестки органов власти и мер государственной социально-экономической политики. В учебники по общественным наукам были включены «классические» теории и их авторы, ранее изучавшиеся в курсе «Критика буржуазных и реформистских теорий»7, не призывавшие к революциям. Их общая направленность — самоорганизация общественной динамики и достижение социально-экономического и политического равновесия на основе безграничной свободы выбора и действий, что и призвано, вместе с постоянным напоминанием об успешности индивидуального развития, формировать соответствующее мировоззрение.

На этой заимствованной основе в российских учебниках по социально-гуманитарным отраслям знаний смикшировано мировоззренческое начало. По аналогии с учебниками для высшей школы, в учебных материалах для школы редко анализируются национальные особенности социально-экономического и политического процесса. Вместе с тем в российское школьное образование прямо или косвенно продвигаются идеи «уваровской триады», преимуществ

5 Человек и общество: В 3 кн. / Под ред. В.И. Купцова. М.: Издательство Московского университета, 1993.

6 Ряд отдельных положений марксизма остается в дискуссионном поле, однако стратегические выводы, следующие из внутренний логики теоретического анализа, не оспариваются.

7 «Критика буржуазной идеологии и ревизионизма» — большая книжная серия на общественно-политическую тематику, которая выходила в Советском Союзе с 1975 по 1988 г.

«развитого социализма» как альтернативы современному обществу с его проблемами и противоречиями.

Судя по базовому учебнику, утвержденному и включенному Министерством просвещения Российской Федерации в список закупаемых органами образования8, приоритетным является изложение истории философии, этики и эстетики, философское обобщение «картины мира». В курсы дисциплины не включены крайне необходимые для воспитания и усвоения стратегические цели развития государства, меры по реализации принципов социального государства, помощь со стороны государства уязвимым слоям населения. Недостаточное внимание уделяется научному взгляду на национальные особенности традиционных ценностей, политической структуры и экономики. В общем контексте преобладает теоретическая заторможенность и удаленность от социально-экономических практик, что довольно серьезно препятствует формированию в учебном процессе личностных характеристик гражданственности.

В базовом учебнике правовые вопросы (конституционное право), система национальных ценностей, проблемы деформации социальной структуры общества и социально-трудовых отношений (социология), систематизация факторов получения прибыли, экономического роста, снижения инфляции (экономика) находятся в тени или вообще не ставятся. Частично эти вопросы раскрываются в отдельных дисциплинах углубленного обучения, для которых изданы соответствующие учебники.

Программа предмета не предполагает формирование «умений, необходимых для успешного продолжения образования на уровне высшего образования по направлениям социально-гуманитарной подготовки»9. Следовательно, вне углубленной программы ограничивается доступность высшего профессионального образования и не предусматривается подготовка для ЕГЭ и ДВИ.

Однако, учитывая разнородность предметных областей, различие методов исследования, новые воспитательные задачи, необходим пересмотр системы обществоведческого образования.

8 Линейка учебников обществознания базового и профильного уровня с 6-го по 11-й класс под редакцией Л.Н. Боголюбова выпущена в 2022-2023 гг. Подробнее см. на сайте издательства «Просвещение» (URL: https://catalog.prosv.ru/ search?query=обществознание%20боголюбов).

9 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 732 от 12 августа 2022 г. «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413».

На протяжении многих лет обществознание в стандарте классифицируется как один из «общественно-научных предметов», наряду с историей и географией10. Если для учебных предметов истории и географии, так же как для математики и других, названы их составные части, то для обществознания они не указаны. Предмет любой науки — это то, что она изучает. Этот предмет у общество-знания разнородный. Составляющие части (собственно предметы) не идентичны по предмету и методам научного исследования. У каждой научной области существуют собственные методы, специфичные для исследовательских задач. В экономический анализ прочно вошли экономико-математические методы исследования, социология использует целый спектр количественных и качественных методов исследования.

Таблица 1

Предметы научных исследований

Научная область Предмет

Философия Взаимоотношения, закономерности, существующие в системе «мир и человек» на всех уровнях бытия

Социология Общество как социальная структура, ее элементы и функции

Право Обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений

Политология Закономерности формирования и развития политической власти, формы и методы ее функционирования

Экономика Оптимальное, эффективное распределение ограниченных экономических ресурсов с целью удовлетворения потребностей людей, фирмы и общества в целом

Примечание: По поводу универсальных, общепринятых лаконичных определений предмета научных исследований в социально-гуманитарной сфере дискуссии продолжаются. Здесь представлено краткое содержание в общем виде.

Учебные планы и, соответственно, учебники должны строиться на основе научной классификации предметов. Наряду с политической наукой ряд предметов обществознания органически включает в себя политическую проблематику, основанную на фундаментальных исследованиях и обобщениях социально-экономических практик.

10 Такая формулировка — изобретение Министерства просвещения Российской Федерации: в общероссийском классификаторе и системе РАН названная предметная область не существует.

Новая структура учебного предмета

Научный подход к формированию новой структуры обще-ствознания позволит решить главные задачи этой дисциплины: социализацию школьников, воспитание личности и гражданина, ценностно ориентированного на восприятие и оценку социальных практик исходя из научной аргументации и социально-экономических концепций, которые лежат в основе формирования политики. Так, экономическая теория занята не только поиском равновесия на микро- и макроуровне, но и рецептами для бюджетно-налоговой, монетарной и социальной политики. Социология в разделе практической социологии (социальной политики) не только исследует социальную структуру общества, но и формирует рецепты по социальной помощи уязвимым слоям населения, семейной и молодежной политике.

Исходя из вышеизложенной постановки вопроса, представляется возможным рассмотрение следующей структуры преподавания обществознания:

— в старшей школе необходим переход к монопредметному преподаванию основ современной философии и социологии, правоведения, экономики и политологии. Общее направление «Общество-знание» может остаться как, например, «математика», методически объединяющая равноправные разделы. Соответственно, возникает необходимость новых профессиональных учебников, подготовленных на базе современных научных исследований;

— в средней школе можно рассмотреть следующую структуру программы, распределенную равномерно для 6-9 классов (табл. 2).

Таблица 2

Структура предмета «Обществознание»

Направление Предмет

Философия, социология Человек и общество

Право История государства и права

Политология Политическая организация общества

Экономика Экономические институты

В современных условиях воспитание и обучение для становления личности и гражданина невозможны без всесторонней характеристики роли, значения и действий органов государственной власти, их позитивной повестки.

К сожалению, роль государства недооценивается в учебной литературе. Во многом это связано с наследием классических теорий и методологическим индивидуализмом, не доводившим анализ социальной реальности до макроуровня. Однако в последние годы в учебниках по социологии разработаны разделы, посвященные рассмотрению институтов государства, в правоведении больше внимания уделяется публичному управлению, а экономисты, долгое время пытавшиеся доказать необходимость минимизации роли государства, перешли к поиску оптимального соотношения государства и рынка11. Общей тенденцией является утверждение о том, что институты имеют национальную специфику и испытывают влияние традиций, а универсальных норм и характеристик не существует.

Для России роль государства в социально-экономическом развитии имеет свои особенные предпосылки:

— традиции коллективизма как национальной ценности;

— значительная занятость населения в госструктурах и бюджетных организациях;

— существенная доля доходов населения, получаемых из государственного Социального фонда;

— инфраструктура — в государственной собственности (совместная собственность с монопольными структурами);

— региональные социально-экономические диспропорции выравниваются с помощью федеральных трансфертов;

— управленческая вертикаль власти и частно-государственное партнерство.

Ожидаемое позитивное воздействие российского государства на социополитическую и экономическую динамику основано на базовых ценностях суверенной государственности, национальных интересов и коллективизма12.

В процессе освоения обществознания ученики должны вникать в реальные действия властей, усваивать представления о стратегических целях государства, приоритетах социально-экономического

11 См., например: Осипова Н.Г. Современная социологическая теория: Учебник для обучающихся по направлению подготовки «Социология» по уровням образования бакалавриат 39.03.01 и магистратура 39.04.01. Ч. 1. М.: Канон+, 2019; Международные отношения и мировая политика: Учебник для вузов / Под редакцией П.А. Цыганкова. М.: Юрайт, 2022; Васильев В.П. Государственное регулирование экономики: Учебник и практикум для вузов. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2023.

12 Харичев А.Д., Шутов А.Ю., Полосин А.В., Соколова Е.Н. Восприятие базовых ценностей, факторов и структур социально-исторического развития России (по материалам исследований и апробации) // Журнал политических исследований. 2022. Т. 6. № 3. С. 9-19.

развития, реализуемых в сложных условиях и направленных на повышение качества жизни и защиты национального суверенитета. Национальные цели развития Российской Федерации13, государственный суверенитет, традиционные российские ценности, политика технологической независимости и ряд других вопросов политического образования всесторонне должны войти в учебники по обществоведению для воспитания, повышения доверия к органам власти, формирования гражданственности.

В связи с этим иным образом необходимо взглянуть на проблему устойчивости социально-экономической динамики. В новом стандарте не представлен предмет «Экология», он механически заменен на изучение раздела «Устойчивое развитие», входящего в предмет географии. Однако современная научная трактовка устойчивости выходит за пределы глобальных проблем экологических рисков. Устойчивое развитие современного и будущих поколений рассматривается в политическом контексте как взаимосвязь защиты окружающей среды, экономики (переход ряда стран от традиционного к индустриальному обществу в результате экономического развития), сокращения социального неравенства (нищеты), роста трудовой занятости14.

В соответствии с новой Стратегией национальной безопасности устойчивое развитие Российской Федерации тесно связано с ее целями, задачами и национальными интересами15. Современная стратегия национальной безопасности актуализирует не только цели и задачи международных отношений и строительства вооруженных сил, но и формулирует основные направления социального, ценностного и экономического развития. Такая постановка вопроса

13 Национальные цели социально-экономического развития Российской Федерации: сохранение населения, здоровье и благополучие людей; возможности для самореализации и развития талантов; комфортная и безопасная среда для жизни; достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство; цифровая трансформация (Указ Президента Российской Федерации № 474 от 21.07.2020 г. «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» см.: Указ о национальных целях развития России до 2030 г. // Президент России. 2020. 21 июля. URL: http://kremlin.ru/acts/news/63728).

14 Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 г.: Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 25 сентября 2015 г. URL: https://unctad.org/system/files/official-document/ares70d1_ru.pdf; Медо-уз Д., Рандерс Й., Медоуз Д. Пределы роста. 30 лет спустя. Пер. с англ. М.: Академкнига, 2007.

15 Указ Президента РФ № 400 от 02.07.2021 г. «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Президент России. 2021. 2 июля. URL: http:// www.kremlin.ru/acts/bank/47046

выводит на широкий диапазон тематику формирования личности и гражданина, задает координаты политики и ее реализации в новых условиях кризиса глобальных политических и социально-экономических отношений.

ЛИТЕРАТУРА

БрызгалинаЕ.В., Станченко С.В. Воспитание как образовательный результат: ценностно ориентированный подход к оцениванию в системе общего образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия.

2021. Т. 25. № 4. С. 572-586.

Васильев В.П. Государственное регулирование экономики: Учебник и практикум для вузов. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2023.

Медоуз Д., Рандерс Й., Медоуз Д. Пределы роста. 30 лет спустя. Пер. с англ. М.: Академкнига, 2007.

Международные отношения и мировая политика: Учебник для вузов / Под редакцией П.А. Цыганкова. М.: Юрайт, 2022.

ОсиповаН.Г. Современная социологическая теория: Учебник для обучающихся по направлению подготовки «Социология» по уровням образования бакалавриат 39.03.01 и магистратура 39.04.01. Ч. 1. М.: Канон+, 2019.

Педагогическое образование в современной России: стратегические ориентиры развития / Под ред. Ю.П. Зинченко. Ростов н/Д: Южный федеральный университет, 2020.

Харичев А.Д., Шутов А.Ю., Полосин А.В., Соколова Е.Н. Восприятие базовых ценностей, факторов и структур социально-исторического развития России (по материалам исследований и апробации) // Журнал политических исследований.

2022. Т. 6. № 3. С. 9-19.

Человек и общество: В 3 кн. / Под ред. В.И. Купцова. М.: Издательство Московского университета, 1993.

Шахназаров Г.Х., Боборыкин А.Д., Красин Ю.А., Суходеев В.В. Обществоведение: Учебник для выпускного класса средней школы и средних специальных учебных заведений. 20-е изд. М.: Политиздат, 1982.

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Bryzgalina, E. V., and Stanchenko, S. V. "Vospitanie kak obrazovatel'nyi rezul'tat: tsennostno orientirovannyi podkhod k otsenivaniiu v sisteme obshchego obrazovaniia," Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriia: Filosofiia, Vol. 25, No. 4,

2021, pp. 572-586.

Kharichev, A. D., Shutov, A. Iu., Polosin, A. V., and Sokolova, E. N. "Vospriiatie bazovykh tsennostei, faktorov i struktur sotsial'no-istoricheskogo razvitiia Rossii (po materialam issledovanii i aprobatsii)," Zhurnalpoliticheskikh issledovanii, Vol. 6, No. 3,

2022, pp. 9-19.

Kuptsov, V. I. (ed.) Chelovek i obshchestvo: In 3 vols. Moscow: Izdatel'stvo Mos-kovskogo universiteta, 1993.

Meadows, D., Randers, J., and Meadows, D. Predely rosta. 30 let spustia, transl. Moscow: Akademkniga, 2007.

Osipova, N. G. Sovremennaia sotsiologicheskaia teoriia: Uchebnik dlia obuchaiush-chikhsia po napravleniiu podgotovki «Sotsiologiia» po urovniam obrazovaniia bakalavriat 39.03.01 i magistratura 39.04.01, Vol. 1. Moscow: Kanon+, 2019.

Shakhnazarov, G. Kh., Boborykin, A. D., Krasin, Iu. A., and Sukhodeev, V. V. Obshchestvovedenie: Uchebnik dlia vypusknogo klassa srednei shkoly i srednikh spetsial'nykh uchebnykh zavedenii. 20th ed. Moscow: Politizdat, 1982.

Tsygankov, P. A. (ed.) Mezhdunarodnye otnosheniia i mirovaiapolitika: Uchebnik dlia vuzov. Moscow: Iurait, 2022.

Vasil'ev, V. P. Gosudarstvennoe regulirovanie ekonomiki: Uchebnik i praktikum dlia vuzov. 5th ed. Moscow: Iurait, 2023.

Zinchenko, Iu. P. (ed.) Pedagogicheskoe obrazovanie v sovremennoi Rossii: stra-tegicheskie orientiry razvitiia. Rostov-na-Donu: Iuzhnyi federal'nyi universitet, 2020.

ОБ АВТОРЕ

Владимир Петрович Васильев — заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой социологии государственного управления социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова (Ленинские горы, д. 1, 119991, Москва, Россия), e-mail: vasvp15@gmail.com.

ABOUT THE AUTHOR

Vladimir Petrovitch Vasiliev — Honored Worker of the Higher School of the Russian Federation, Kandidat of Economic Sciences, Associate Professor, Head of the Program of Sociology of Public Administration, Department of Sociology, Lomonosov Moscow State University (1 Leninskie Gory, Moscow 119991, Russia), e-mail: vasvp15@gmail.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.