Научная статья на тему 'РОЛЬ ПЕДАГОГА В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

РОЛЬ ПЕДАГОГА В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО / ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / РОЛЬ ПЕДАГОГА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА / ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ / ПОЛИТИКА / ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА / ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ / ФОРМА ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Непрокина Ирина Васильевна, Скецин Денис Александрович

В статье рассмотрены и проанализированы особенности процесса формирования политического сознания обучающихся на уроках обществознания в образовательной школе. Представлен сравнительно-сопоставительный анализ нормативно-правовых актов законодательства РФ и федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. Анализируются разные подходы к содержанию термина «политическое сознание», приводится его авторское определение. Описаны основные особенности, на которые необходимо обратить внимание педагогов при изучении определенных разделов и тем предмета «Обществознание» в 9 классе общеобразовательной школы. Проанализировано содержание учебника под редакцией Л.Н. Боголюбова и рассмотрено содержание прилагаемого к нему учебного пособия «Обществознание. Поурочные разработки. 9 класс». Приводится авторское понимание методики изучения теоретического материала, соответствующего фундаментальным знаниям политической науки. Формулируются аналитические выводы, основанные на опыте практической деятельности авторов статьи в сфере образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE TEACHER IN SHAPING THE POLITICAL CONSCIOUSNESS OF STUDENTS

The article considers and analyzes the features of the process of forming students’ political consciousness in in social studies classes in schools. A comparative analysis of the normative legal acts of the Russian Federation legislation and the federal state educational standard of secondary general education is presented. Different approaches to the content of the term “political consciousness” are analyzed and the author’s definition is given. The main features that teachers need to pay attention to when studying certain sections and topics of the subject “Social Science” in the 9th grade of secondary school are described. The content of the textbook edited by Leonid Bogolyubov, as well as the teaching guide “Social Science. Lesson Plans. Grade 9” are considered. The author’s understanding of the methods of studying theoretical material corresponding to the fundamental knowledge of political science is given. Analytical conclusions are formulated based on the practical experience of the authors in the field of education.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПЕДАГОГА В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 3. С. 79-83. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2023. No. 3. P. 79-83.

Научная статья УДК 372.8

https://doi.org/10.24158/spp.2023.3.12

Роль педагога в формировании политического сознания обучающихся

Ирина Васильевна Непрокина1, Денис Александрович Скецин2

12Тольяттинский государственный университет, Тольятти, Россия

1ivneprokina@rambler.ru

2dеnis.sketsin@gmail.com

Аннотация. В статье рассмотрены и проанализированы особенности процесса формирования политического сознания обучающихся на уроках обществознания в образовательной школе. Представлен сравнительно-сопоставительный анализ нормативно-правовых актов законодательства РФ и федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. Анализируются разные подходы к содержанию термина «политическое сознание», приводится его авторское определение. Описаны основные особенности, на которые необходимо обратить внимание педагогов при изучении определенных разделов и тем предмета «Обществознание» в 9 классе общеобразовательной школы. Проанализировано содержание учебника под редакцией Л.Н. Боголюбова и рассмотрено содержание прилагаемого к нему учебного пособия «Обществознание. Поурочные разработки. 9 класс». Приводится авторское понимание методики изучения теоретического материала, соответствующего фундаментальным знаниям политической науки. Формулируются аналитические выводы, основанные на опыте практической деятельности авторов статьи в сфере образования.

Ключевые слова: общество, политическое сознание, роль педагога, политическая сфера, общество-знание, политика, формы государства, форма правления, форма территориально-государственного устройства

Для цитирования: Непрокина И.В., Скецин Д.А. Роль педагога в формировании политического сознания обучающихся // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 3. С. 79-83. https://doi.org/10.24158/spp.2023.3.12.

Original article

The Role of the Teacher in Shaping the Political Consciousness of Students

Irina V. Neprokina1, Denis A. Sketsin2 12Togliatti State University, Togliatti, Russia 1ivneprokina@rambler.ru 2dеnis.sketsin@gmail.com

Abstract. The article considers and analyzes the features of the process of forming students' political consciousness in in social studies classes in schools. A comparative analysis of the normative legal acts of the Russian Federation legislation and the federal state educational standard of secondary general education is presented. Different approaches to the content of the term "political consciousness" are analyzed and the author's definition is given. The main features that teachers need to pay attention to when studying certain sections and topics of the subject "Social Science" in the 9th grade of secondary school are described. The content of the textbook edited by Leonid Bogolyubov, as well as the teaching guide "Social Science. Lesson Plans. Grade 9" are considered. The author's understanding of the methods of studying theoretical material corresponding to the fundamental knowledge of political science is given. Analytical conclusions are formulated based on the practical experience of the authors in the field of education.

Keywords: society, political consciousness, the role of a teacher, the political sphere, social science, politics, forms of the state, form of government, form of territorial and state structure

For citation: Neprokina, I.V. & Sketsin, D.A. (2023) The Role of the Teacher in Shaping the Political Consciousness of Students. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (3), 79-83. Available from: doi:10.24158/spp.2023.3.12 (In Russian).

Введение. XXI столетие привнесло в общество великое множество изменений. Никогда ранее отношения в нем не менялись с такой силой и интенсивностью, как сейчас. Динамичность трансформаций социального устройства вызвана не только научно-техническим прогрессом, в ходе которого создаются и совершенствуются объекты материального мира, но и развитием общественного сознания, в частности, восприятия и представления отдельным человеком и социальными группами политического мира, так как он оказывает большое влияние на структуру общественных отношений.

© Непрокина И.В., Скецин Д.А., 2023

Основополагающими и наиболее крупными элементами социума являются его сферы: экономическая, социальная, духовная, политическая. Первая из названных представляет собой совокупность всех общественных отношений, связанных с производством, распределением и потреблением нематериальных и материальных благ. Социальная сфера объединяет различные общности людей, а также формы взаимодействия между ними. Духовная - охватывает отношения, связанные с выработкой и трансляцией нематериальных ценностей, а также с сохранением и воспроизведением культуры во всем ее многообразии. Политическая сфера включает в себя всевозможные общественные отношения, связанные с властью и управлением массами людей.

Представление о выделении сфер общества выражается в разнообразии взаимодействий индивидов. Схожие по своему характеру действия принято объединять в указанные сферы.

Стоит отметить, что в реальности указанные нами области общественной жизни оказывают взаимовлияние друг на друга. Характер его не был равномерен в разные исторические периоды времени, так как изменение в одной из указанных сфер обеспечивало «мощный толчок» для трансформаций других.

Результаты и дискуссия. Предметом нашего научного интереса выступают события, явления и процессы, происходящие в политической сфере; то, как они трансформируют общественное восприятие окружающего мира.

Справедливо отметить, что на изменение мировоззренческих конструкций, безусловно, влияет и духовная сфера, базовым институтом которой является образование, представляющее собой систему воспитания и обучения личности. Главным действующим лицом в ней мы считаем педагога.

Роль учителя в процессе формирования сознания человека - тема, давно обсуждаемая в науке. Обобщая мнения исследователей, отметим, что на этот процесс воздействуют разные социальные факторы. Одним из них является политическое сознание - термин, имеющий неоднозначные трактовки (Кузнецов, 2021).

Как отмечает З.А. Хубиева, это «форма общественного сознания, которая обусловлена главными интересами социально-классовых групп общественно-политических учреждений» (Хубиева, 2016: 18).

Б.А. Исаев считает, что «политическое сознание - это не только научные теоретические знания, но и представления, возникшие в ходе осознания повседневной жизни и т. д.»1.

Анализируя тесную связь сознания с психикой человека, Е.Б. Шестопал заключает, что «политическое сознание человека включено в сложную ткань его психической деятельности в соответствии с ее законами»2.

Исследователями отмечается также, что этот вид сознания «представляет собой восприятие субъектом той части реальности, которая связана с политикой, с вопросами власти и подчинения, государства с его институтами» (Нигматзянова, 2016: 117).

Проанализировав все вышесказанное, мы можем трактовать политическое сознание как совокупность знаний, идей и идеалов о политическом устройстве общества и его основных институтов.

Знакомство обучающихся с политической сферой общества не происходит лишь в образовательной системе, процессу ее познания способствуют средства массовой информации, обыденный опыт, формирующийся во взаимодействии с социальными группами. При этом следует отметить, что именно образовательная система школы способствует познанию обучающимся теоретической конструкции и внутренней связи основных политических институтов, таких как государство, политические партии, выборы и т. п.

Имея в виду высокую роль образования в процессе формирования политического сознания обучающихся, государство предъявляет к школе особые требования. Они отражены, в частности, в федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, созданном по приказу Министерства образования и науки от 17.05.2012 № 4133. В указанном нормативно-правовом акте содержится определенный концепт, именуемый «Портрет выпускника школы», в котором среди всех прочих личностных характеристик обучающегося указано, что он должен:

- осознавать и принимать традиционные ценности семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

- уважать закон и правопорядок, осознавать ответственность перед семьей, обществом, государством, человечеством.

1 Теория политики : учебное пособие / под ред. Б.А. Исаева. СПб., 2008. С. 244.

2 Шестопал Е.Б. Политическая психология : учебник для вузов. М., 2002. С. 91-92.

3 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования : Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. Доступ из информ.-правовой системы «Гарант».

Представляется важным обратить внимание на понятие ценности, которая являет собой внутреннее состояние нашего сознания, основание нашего выбора, смысла жизни и деятельности. Как правило, свойство ценности приобретают те объекты, которые участвуют в ходе нашей активной деятельности, а также те идеи, которые образуют тесную связь с нашей психикой, вызывая в нас определенные позитивные эмоции и чувства.

Обращая внимание на то, что в рассматриваемых характеристиках отсутствует конкретное содержание ценностей, мы исследуем их содержание.

Основополагающей ценностью многонационального российского гражданского общества мы признаем содержание Конституции Российской Федерации1 - основного закона нашей страны. Он представляет собой нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, описывающий основы конституционного строя РФ, - совокупность экономических, социальных и политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых Конституцией РФ.

Таким образом, получается, что учащиеся в процессе получения общего образования должны овладеть знаниями об устройстве конституционного строя, а также осознать важность положений Конституции для нашего государства и общества. Какие же из них являются основными? Если не брать во внимание устройство органов государственной власти, то это положения о форме государства, об основных правах и свободах.

По форме правления Российская Федерация является республикой, по типу государственного-территориального устройства - федерацией, а политический режим - демократический.

Знакомство учеников с указанными понятиями начинается с 9 класса. Безусловно, основным средством, благодаря которому педагог может осветить названные темы, является учебник.

Приказ Министерства просвещения России от 21.09.2022 № 858 четко определяет перечень книг, которыми педагог может воспользоваться в своей профессиональной деятельности2. Одним из них является учебник авторского коллектива Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебникова, И.А. Лобанова «Обществознание. 9-й класс»3.

Исходя из твердого убеждения о том, что основная книга по дисциплине представляет собой необходимую теоретическую основу, на которую опирается педагог при изложении обучающимся материала, подлежащего усвоению, мы проанализируем содержание указанного учебника, а также учебного пособия «Обществознание. Поурочные разработки. 9 класс»4 на соответствие фундаментальным знаниям политической науки и покажем методику изучения данного теоретического материала.

Раскрытие основ конституционного строя и форм российского государства невозможно без теоретического осмысления таких терминов, как «форма государства» и «форма правления».

Знакомство школьников с базовым категориальным аппаратом в соответствии с учебным пособием должно произойти на третьем уроке, оптимальное отведенное время на рассмотрение его теоретического содержания - 1 час5. «Изучение третьего вопроса учитель начинает с обсуждения схемы «Формы государства», изображая её на доске или демонстрируя с помощью муль-тимедиапроектора. Учащиеся выполняют задание: используя схему, объясняют, что такое формы государства»6.

Здесь важно отметить, что на страницах учебника отсутствует определение данного термина. Обсуждение форм государства начинается с краткой характеристики их составных элементов: «Говоря о формах государства, различают форму правления - организацию высших органов власти и форму государственно-территориального устройства - отношение между центральными и местными органами власти, распределение власти по территории страны»7.

Такой подход мы считаем совершенно недопустимым в изучении указанной темы: невозможно сформировать у обучающихся целостное восприятие термина «формы государства», не

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2 Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников : приказ Министерства просвещения РФ от 21.09.2022 № 858. [Электронный ресурс]. Доступ из информ.-правовой системы «Гарант».

3 Обществознание. 9 класс : учебник для общеобразовательных организаций / Л.Н. Боголюбов [и др.]. М., 2021. 224 с.

4 Обществознание. Поурочные разработки. 9 класс : учебное пособие для общеобразовательных организаций / Л.Н. Боголюбов [и др.]. М., 2017. 226 с.

5 Там же. С. 8.

6 Там же. С. 39.

7 Обществознание. Поурочные разработки. 9 класс ... С. 39.

приведя его характеристику. Это отрицательно повлияет на систематизацию знаний у обучающихся, так как данное понятие является первичным и фундаментальным, а термины «форма правления» и «форма государственно-территориального устройства» вторичны по отношению к нему и являются его элементами. Поэтому на занятии целесообразно сначала раскрыть значение термина «форма государства», а далее охарактеризовать его составные элементы.

Анализируя указания учебного пособия по выведению при помощи мультимедиапроектора на доску схемы «Формы государства», вновь можно прийти к неутешительным результатам. Во-первых, педагогам предлагается начать ее изучение с выполнения задания: «Используя схему, объясните, что такое формы государства», при этом определение понятия уже дано на этой схеме; в ней указано, что «формы государства - это то, как устроено государство»1. Здесь отчетливо видна противоречивость задания: учеников просят сделать то, что уже выполнено. Во-вторых, данное в схеме определение понятия «формы государства» не полностью раскрывает его сущность. В учебнике также не приведена дефиниция такого термина, отсюда вывод: педагогу необходимо самостоятельно сформулировать общенаучную его трактовку. От того, как учитель сможет представить это понятие, зависит не только создание определенной системы знаний у ученика, но и строение его политического сознания, в частности, комплексного представления об устройстве государства.

После рассмотрения указанной схемы в соответствии с учебным пособием необходимо перейти к раскрытию таких понятий, как «форма правления» и «форма территориально-государственного устройства». В книге указано, что «вопрос о формах правления и территориально-государственного устройства не является новым для учащихся, поэтому целесообразно его изучение в форме беседы. Учитель может опираться на межпредметные связи, корректируя и уточняя знания учащихся»2. Необходимо отметить, что, на наш взгляд, учебное пособие вводит в заблуждение своих читателей. На занятиях по обществознанию не раскрывается содержание таких терминов, и во многом их восприятие обучающимися зависит от уровня политической грамотности и общекультурных представлений самих школьников. Поэтому, чтобы избежать возможных ошибок, педагогу необходимо заранее продумать план занятия.

Коллективное составление дефиниций учениками - подход, широко практикуемый в педагогической науке, при этом надо отметить, что при обсуждении указанных терминов учитель обязан корректировать ответы школьников и в конце все же помочь им составить конкретное определение этих терминов. От педагога требуется не быть безучастным к процессу обсуждения и внимательно оценивать ответы детей. Если он не сможет обобщить выводы учеников, то у них может сложиться неправильное представление о содержании рассматриваемых понятий. Определения их, данные в учебнике и в предложенной учебным пособием схеме, не соответствуют друг другу.

Выводы. Проведя анализ школьных учебных книг, мы считаем, что педагогу необходимо представлять анализируемые термины в тех формулировках, которые представлены в учебнике по обществознанию, так как они в большей мере соответствуют основам политической науки.

Даже рассмотренных примеров достаточно, чтобы определить, что восприятие учениками отдельной темы в области политики всецело зависит от компетентности педагога. Если учитель обладает необходимыми политическими знаниями, умением критично подходить к содержанию учебных пособий; если у него сформировались объективные научные представления о рассматриваемых явлениях политического мира, то он сможет обеспечить полное восприятие обучающимися отдельных его явлений, что в свою очередь повлияет на их политическое сознание.

Следовательно, задача педагога-обществоведа - быть компетентным в преподаваемых вопросах, иметь необходимые фундаментальные знания о структуре политики, понимать значение рассматриваемых понятий и доносить их объективное содержание до школьников. Мы убеждены в том, что роль педагога в процессе формирования у обучающихся политического сознания является ключевой.

Список источников:

Кузнецов И.И. Политическое сознание российского студенчества: общественная солидарность, доверие, взаимодействие // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2021. № 59. С. 237-252. https://doi.org/10.17223/1998863X/59/22.

Нигматзянова А.А. Понятие политического сознания в современном обществе // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 1 (63). С. 115-118.

Хубиева З.А. Политическое сознание как подсистема духовной жизни общества // Вестник Вятского государственного университета. 2016. № 6. С. 18-22.

1 Обществознание. Поурочные разработки. 9 класс... С. 29.

2 Там же. С. 39.

References:

Khubieva, Z. A. (2016) The Political Consciousness of the Spiritual Life as a Subsystem of a Society. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo universiteta. (6), 18-22. (In Russian).

Kuznetsov, I. I. (2021) Political Consciousness of Russian Students: Public Solidarity, Trust, Interaction. Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science. (59), 237-252. Available from: doi:10.17223/1998863X/59/22. (In Russian).

Nigmatzyanova, A. A. (2016) Notion of Political Consciousness in Contemporary Society. Historical, Philosophical, Political and Law Sciences, Culturology and Study of Art. Issues of Theory and Practice. (1 (63)), 115-118. (In Russian).

Информация об авторах И.В. Непрокина - доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры «Педагогика и психология» Тольяттинского государственного университета, Тольятти, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=232208

Д.А. Скецин - магистрант Тольяттинского государственного университета, Тольятти, Россия.

Information about the authors I.V. Neprokina - D.Phil. in Education Science, Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Togliatti State University, Togliatti, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=232208

D.A. Sketsin - Master's Degree student, Togliatti State University, Togliatti, Russia.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 06.02.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 27.02.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 28.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.