Научная статья на тему 'РОЛЬ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ'

РОЛЬ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
957
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА / ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ / УЧЕБНИК / ДЕБАТЫ / КЛАСС / УРОК / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / СТАРШЕКЛАССНИКИ / Л.Н. БОГОЛЮБОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кардашевский Александр Данилович

В настоящей статье предпринимается попытка определения роли школьного предмета «обществознание» в формировании политической культуры обучающихся старших классов. Основной упор делается на роль школьных учебников по обществознанию для IX и XI классов, автором которых является доктор педагогических наук Леонид Наумович Боголюбов. В частности, в статье отмечается, что учебник по обществознанию может способствовать формированию когнитивного компонента политической культуры обучающихся старших классов. Помимо учебников, рассматривается метод дебатов как одно из эффективных педагогических средств, способствующее выработке политической позиции старшеклассников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF SOCIAL STUDIES IN SHAPING THE POLITICAL CULTURE OF HIGH SCHOOL STUDENTS

This article attempts to determine the role of the school subject “Social Studies” in shaping the political culture of high school students. The author focuses on the role of the school Social Studies textbooks for the 9th and 11th grades by Doctor of Pedagogical Sciences Leonid Naumovich Bogolyubov. In particular, the article notes that the textbook can contribute to the creation of the cognitive component of the political culture of high school students. In addition to the textbooks, the article considers the method of debate as one of the most effective pedagogical tools that contributes to the development of the political position of high school students.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ»

- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ -

УДК 372.83

А. Д. Кардашевский

Роль обществознания в формировании политической культуры старшеклассников

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия

Аннотация. В настоящей статье предпринимается попытка определения роли школьного предмета «обществознание» в формировании политической культуры обучающихся старших классов. Основной упор делается на роль школьных учебников по обществознанию для IX и XI классов, автором которых является доктор педагогических наук Леонид Наумович Боголюбов. В частности, в статье отмечается, что учебник по обществознанию может способствовать формированию когнитивного компонента политической культуры обучающихся старших классов. Помимо учебников, рассматривается метод дебатов как одно из эффективных педагогических средств, способствующее выработке политической позиции старшеклассников.

Ключевые слова: политическая культура, политическая сфера, обществознание, учебник, дебаты, класс, урок, обучающиеся, старшеклассники, Л.Н. Боголюбов.

А. D. Kardashevsky

The role of social studies in shaping the political culture of high school students

M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia

Abstract. This article attempts to determine the role of the school subject "Social Studies" in shaping the political culture of high school students. The author focuses on the role of the school Social Studies textbooks for the 9th and 11th grades by Doctor of Pedagogical Sciences Leonid Naumovich Bogolyubov. In particular, the article notes that the textbook can contribute to the creation of the cognitive component of the political culture of high school students. In addition to the textbooks, the article considers the method of debate as one of the most effective pedagogical tools that contributes to the development of the political position of high school students.

Keywords: political culture, political field, social studies, textbook, debates, class, lesson, students, high school students, Leonid Bogolyubov.

Введение

В настоящее время все больше становится актуальным вопрос формирования политической культуры среди школьников, особенно среди старшеклассников. Это можно объяснить тем, что политические убеждения, позиции, взгляды и др. как компоненты политической культуры являются основой для формирования гражданской позиции, столь необходимой в условиях функционирования гражданского общества.

КАРДАШЕВСКИЙ Александр Данилович - магистрант исторического факультета, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия E-mail: [email protected]

KARDASHEVSKY Alexandr Danilovich - undergraduate student, Faculty of History, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia.

Современная система школьного образования в настоящее время работает в соответствии с ФГОС. Одним из его метапредметных результатов является «умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей», что относится к формированию политической культуры обучающегося [1, с. 47-48].

Формировать политическую культуру обучающегося, в том числе старшеклассника, способен школьный предмет «обществознание», который является уникальным по сравнению с другими школьными предметами [2]. Данный предмет включает несколько сфер общества, в том числе политическую.

Так, в качестве одной из целей концепции преподавания обществознания указано формирование у обучающихся политической, экономической, правовой и других культур [3].

Рассматриваемый вопрос затрагивается в работах А.С. Воронкова [4], В.С. Миняшева [5], К.Е. Поповой [6]. Ими были изданы статьи по формированию политической культуры на уроках обществознания. Помимо данных статей, имеется монография И.Г. Долининой, в которой раскрываются основы педагогической теории формирования политической культуры обучающихся [7].

Целью настоящей статьи является определение роли школьного предмета «обществозна-ние» в формировании политической культуры старшеклассников.

Роль учебника по обществознанию в формировании политической культуры старшеклассников

Несомненно, важную роль в формировании политической культуры старшеклассников занимает учебник обществознания. Считается, что учебник «может выполнять функцию политической социализации как прямо, так и латентно» [8, с. 7]. В связи с этим решено обратиться к школьным учебникам обществознания, выпущенным за последние годы. Одними из самых часто используемых в школьной практике обучения детей являются учебники по обществоз-нанию, вышедшие под редакцией Л.Н. Боголюбова. Как отмечается, его учебники на протяжении многих лет используются в средней школе [9].

Изучать политическую сферу в рамках предмета «обществознание» обучающиеся начинают в IX классе. В учебнике для IX классов Л.Н. Боголюбова раздел «политика» занимает целую главу. В данную главу входят 8 тем: «Политика и власть», «Государство», «Политические режимы», «Правовое государство», «Гражданское общество и государство», «Участие граждан в политической жизни», «Политические партии и движения», «Межгосударственные отношения» [10].

В учебнике Л.Н. Боголюбова для X классов не включена политическая сфера. Изучение политической сферы продолжается только в XI классе. Как отмечается, изученные в IX классе темы раскрываются в XI классе полнее и глубже. В учебнике для XI классов в раздел «политика» включены 9 тем: «Политика и власть», «Политическая система», «Гражданское общество и правовое государство», «Демократические выборы», «Политические партии и партийные системы», «Политическая элита и политическое лидерство», «Политическое сознание», «Политическое поведение», «Политический процесс и культура политического участия» [11].

В учебнике для IX классов в качестве дополнительных материалов, углубляющих знания девятиклассников, приводятся мнения известных деятелей, различные факты и документы, имеющие определенные вопросы. Некоторые из этих вопросов требуют от обучающегося выражения своего отношения, своей точки зрения. Отвечая на эти вопросы, обучающиеся вырабатывают личностное отношение к политике.

Для обучающихся выпускных классов авторы включили в конце каждой темы различные задания, некоторые из которых ориентированы на выражение собственной политической позиции, оценку, развитие аналитического мышления.

Все это, конечно же, способствует формированию когнитивного компонента политической культуры старшеклассников, то есть умения оценивать, анализировать политические ситуа-

ции, события и др., а также вырабатыванию личностного отношения, индивидуальной позиции относительно политики.

Дебаты как один из эффективных методов формирования политической культуры на уроках обществознания

На уроках обществознания учителю необходимо полагаться не только на школьный учебник, но и активно использовать в педагогической деятельности технологию дебатов, провести ролевые, деловые, ситуативные игры, а также организовать обсуждение политических событий. Самой эффективной из них может считаться технология дебатов. Отмечается, что на уроках целесообразно провести именно мини-дебаты или организовать полноценные прения на обобщающем уроке по проблеме политической культуры, поскольку дебаты наиболее приемлемо провести на внеклассных мероприятиях. Перед проведением дебатов рекомендуется показать участникам варианты работы с различными ресурсами и источниками, а также ознакомить их способами анализа найденной информации [12]. Темы дебатов можно связать с изучаемыми темами. Так, В.С. Миняшев для проведения дебатов на уроке обществознания по теме «Политические партии» использовал программы политических партий Российской Федерации, входящих в состав Государственной Думы. Он разделил обучающихся на 4 команды по 3 обучающихся. Дебаты проходили в три раунда. На завершающем третьем раунде участники №3 подводили итоги выступления своих команд. Их главная задача состояла в том, чтобы разбить аргументы противников [5].

Грамотно организованные дебаты, проводимые в рамках преподавания обществознания, могут существенно помочь в формировании политической культуры старшеклассников, поскольку дебаты ориентированы на формирование критического мышления старшеклассников, анализ материала, выработку собственной политической позиции и т.д.

Заключение

Таким образом, школьный предмет «обществознание» играет достаточно важную роль в формировании политической культуры старшеклассников при условии грамотного применения различных педагогических средств, использования всех возможностей школьного учебника по обществознанию. Знания, умения, навыки, приобретенные на уроках обществозна-ния, могут способствовать формированию когнитивного компонента политической культуры, политических взглядов и убеждений, политического сознания, политической компетентности старшеклассников и др.

Литература

1. Новопашина К.А. Формирование политической культуры старшеклассников в условиях реализации ФГОС / К.А. Новопашина // В сборнике: Педагогика и современное образование: традиции, опыт и инновации. Сборник статей XIII Международной научно-практической конференции. - 2020. - С. 47-49.

2. Бузанова Н.А. Место, роль и проблемы изучения учебной дисциплины «обществознание» в системе современного образования / Н.А. Бузанова, Ю.Н. Попова, М.В. Шестаков // В сборнике: Традиции и перспективы науки XXI века. Материалы Всероссийской научно-практической (педагогической) intemet-конференции. - 2020. - С. 184-186.

3. Концепция преподавания учебного предмета «Обществознание» [электронный ресурс] // URL: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/srednyaya-i-starshaya-shkola/obshchestvoznanie/ normativnye-dokumenty/kontseptsiya-prepodavaniya-uchebnogo-predmeta-obshchestvoznanie.html (дата обращения: 02.03.2021)

4. Воронков А.С. Формирование и повышение политической культуры учащихся 9-11 классов на уроках обществознания посредством применения обществоведческих источников / А.С. Воронков // В сборнике: Методы и механизмы реализации компетентностного подхода в психологии и педагогике. Сборник статей Международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 14-19.

5. Миняшев В.С. Формирование политической культуры учащихся деятельностными методами на уроках обществознания (из опыта работы) / В.С. Миняшев // Историко-педагогические чтения. - 2019. - №23. - С. 390-394.

6. Попова К.Е. Формирование политической культуры на уроках обществознания: факторы и приемы / К.Е. Попова // В сборнике: Молодые исследователи - регионам. Материалы Международной научной конференции. В 3-х томах. - 2018. - С. 414-415.

7. Долинина И.Г. Формирование политической культуры на уроках обществознания: монография. -Пермь: Книжный мир, 2004. - 214 с.

8. Соболева О.Б. Развитие школьного политического образования в России / О.Б. Соболева, С.Н. Ефремов // В сборнике: Совершенствование теории и практики в области образования. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 5-16.

9. Иванова Н.Г. Актуализация содержания учебников как фактор эффективности ЕГЭ по обществоз-нанию / Н.Г. Иванова, М.А. Кочет, О.Ю. Кузнецова и др. // В книге: Состояние, проблемы и перспективы развития современного образования. Монография. - Петрозаводск. - 2020. - С. 70-85.

10. Боголюбов Л.Н. Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, А.И. Матвеев и др. - Москва: Просвещение, 2019. - 224 с.

11. Боголюбов Л.Н. Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. - Москва: Просвещение, 2017. - 335 с.

12. Филатова А.С. Политические дебаты как метод формирования политической культуры старшеклассников / А.С. Филатова // В книге: Педагогика: Материалы 57-й Международной научной студенческой конференции. - 2019. - С. 99-100.

References

1. Novopashina K.A. Formirovanie politicheskoj kul'tury starsheklassnikov v usloviyah realizacii FGOS / K.A. Novopashina // V sbornike: Pedagogika i sovremennoe obrazovanie: tradicii, opyt i innovacii. Sbornik statej XIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - 2020. - S. 47-49

2. Buzanova N.A. Mesto, rol' i problemy izucheniya uchebnoj discipliny «obshchestvoznanie» v sisteme sovremennogo obrazovaniya / N.A. Buzanova, YU.N. Popova, M.V. SHestakov // V sbornike: Tradicii i perspektivy nauki XXI veka. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj (pedagogicheskoj) internet-konferencii. - 2020. - S. 184-186

3. Koncepciya prepodavaniya uchebnogo predmeta «Obshchestvoznanie» [elektronnyj resurs] // URL: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/srednyaya-i-starshaya-shkola/obshchestvoznanie/ normativnye-dokumenty/kontseptsiya-prepodavaniya-uchebnogo-predmeta-obshchestvoznanie.html (data obrashcheniya: 02.03.2021)

4. Voronkov A.S. Formirovanie i povyshenie politicheskoj kul'tury uchashchihsya 9-11 klassov na urokah obshchestvoznaniya posredstvom primeneniya obshchestvovedcheskih istochnikov / A.S. Voronkov //

V sbornike: Metody i mekhanizmy realizacii kompetentnostnogo podhoda v psihologii i pedagogike. Sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - 2019. - S. 14-19

5. Minyashev V.S. Formirovanie politicheskoj kul'tury uchashchihsya deyatel'nostnymi metodami na urokah obshchestvoznaniya (iz opyta raboty) / V.S. Minyashev // Istoriko-pedagogicheskie chteniya. - 2019. - №23. - S. 390-394

6. Popova K.E. Formirovanie politicheskoj kul'tury na urokah obshchestvoznaniya: faktory i priemy / K.E. Popova // V sbornike: Molodye issledovateli - regionam. Materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii.

V 3-h tomah. - 2018. - S. 414-415

7. Dolinina I.G. Formirovanie politicheskoj kul'tury na urokah obshchestvoznaniya: monografiya. Perm': Knizhnyj mir, 2004. - 214 s.

8. Soboleva O.B. Razvitie shkol'nogo politicheskogo obrazovaniya v Rossii / O.B. Soboleva, S.N. Efremov // V sbornike: Sovershenstvovanie teorii i praktiki v oblasti obrazovaniya. Sbornik nauchnyh trudov po materialam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - 2019. - S. 5-16

9. Ivanova N.G. Aktualizaciya soderzhaniya uchebnikov kak faktor effektivnosti EGE po obshchestvoznaniyu / N.G. Ivanova, M.A. Kochet, O.YU. Kuznecova i dr. // V knige: Sostoyanie, problemy i perspektivy razvitiya sovremennogo obrazovaniya. Monografiya: Petrozavodsk. - 2020. - S. 70-85

10. Bogolyubov L.N. Obshchestvoznanie. 9 klass: ucheb. dlya obshcheobrazovat. organizacij / L.N. Bogolyubov, A.YU. Lazebnikova, A.I. Matveev i dr. - Moskva: Prosveshchenie, 2019. - 224 s.

11. Bogolyubov L.N. Obshchestvoznanie. 11 klass: ucheb. dlya obshcheobrazovat. organizacij / L.N. Bogolyubov, N.I. Gorodeckaya, L.F. Ivanova i dr. - Moskva: Prosveshchenie, 2017. - 335 s.

12. Filatova A.S. Politicheskie debaty kak metod formirovaniya politicheskoj kul'tury starsheklassnikov / A.S. Filatova // V knige: Pedagogika: Materialy 57-j Mezhdunarodnoj nauchnoj studencheskoj konferencii. -2019. - S. 99-100

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.