Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ'

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
946
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
CETERIS PARIBUS
Область наук
Ключевые слова
ОСНОВНАЯ ШКОЛА / ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ / ПОДРОСТКИ / МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байдукова Кристина Андреевна

В статье рассмотрены особенности обучения обществознанию в основной школе. Значение обществознания среди других школьных предметов трудно переоценить, потому что главной задачей этой дисциплины является адаптация выпускника школы к экономической и общественно - политической действительности на основе экономической и политической социализации, которая в значительной мере обеспечивается изучением этого предмета в школе. Обучение в основной школе соответствует подростковому возрасту. Основной целью развития личности подростка на уроках обществознания является формирование представления о современном обществе, а также приобретение знаний и компетенций, важных для успешной социализации обучающихся. В связи с этим педагоги в своей деятельности стремятся реализовать наиболее эффективные и интересные для учеников формы, и методы проведения уроков и мероприятий, которые способствуют интересу к обучению данной дисциплины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TEACHING SOCIAL STUDIES IN PRIMARY SCHOOL

The article discusses the features of teaching social science in elementary school. The importance of social science among other school subjects can hardly be overestimated, because the main task of this discipline is the adaptation of a school graduate to economic and socio-political reality on the basis of economic and political socialization, which is largely provided by the study of this subject at school. Primary school education corresponds to adolescence. The main goal of developing the personality of a teenager in the lessons of social science is to form an idea of \ modern society, as well as to acquire knowledge and competencies that are important for the successful socialization of students. In this regard, teachers in their activities strive to implement the most effective and interesting forms for students, and methods for conducting lessons and activities that contribute to the interest in teaching this discipline.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ»

Байдукова Кристина Андреевна Научный руководитель: Мищенко Татьяна Александровна

к. и. н., доцент кафедры СЭиГД г. Новозыбков

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация

В статье рассмотрены особенности обучения обществознанию в основной школе. Значение обществознания среди других школьных предметов трудно переоценить, потому что главной задачей этой дисциплины является адаптация выпускника школы к экономической и общественно -политической действительности на основе экономической и политической социализации, которая в значительной мере обеспечивается изучением этого предмета в школе. Обучение в основной школе соответствует подростковому возрасту. Основной целью развития личности подростка на уроках обществознания является формирование представления о современном обществе, а также приобретение знаний и компетенций, важных для успешной социализации обучающихся. В связи с этим педагоги в своей деятельности стремятся реализовать наиболее эффективные и интересные для учеников формы, и методы проведения уроков и мероприятий, которые способствуют интересу к обучению данной дисциплины.

Ключевые слова:

основная школа, обществознание, подростки, методические особенности.

Baydukova Kristina Andreevna Scientific supervisor: Mishchenko Tatiana Alexandrovna, Ph.D., Associate Professor of the Department of SEiGD

G. Novozybkov

FEATURES OF TEACHING SOCIAL STUDIES IN PRIMARY SCHOOL

Annotation

The article discusses the features of teaching social science in elementary school. The importance of social science among other school subjects can hardly be overestimated, because the main task of this discipline is the adaptation of a school graduate to economic and socio-political reality on the basis of economic and political socialization, which is largely provided by the study of this subject at school. Primary school education corresponds to adolescence. The main goal of developing the personality of a teenager in the lessons of social science is to form an idea of \ modern society, as well as to acquire knowledge and competencies that are important for the successful socialization of students. In this regard, teachers in their activities strive to implement the most effective and interesting forms for students, and methods for conducting lessons and activities that contribute to the interest in teaching this discipline.

Keywords:

basic school, social studies, teenagers, methodical foundations.

Проблеме обучения в школе, вопросам психологических особенностей подростков посвящено значительное количество исследований. Так, например, в своих работах анализирует особенности данного возраста, влияющие на обучение в школе Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Д.И.

Фельдштейн, В.А. Петровский. Особенности личности школьников подросткового возраста в связи с обучением в основной школе, а также на уроках обществознания исследован -в работах таких авторов как А. С. Киреева, Е. Ф. Козина, Н. Л. Савенко, С. А. Смертина и др. Особенности развития знаний и компетенций на уроках обществознания исследовано в работах Е.И. Жильцовой, Л.Н. Боголюбова, Л.С. Бахмутовой, Е.К. Калуцкой.

Е.И. Жильцова и Л.Н. Боголюбов классифицируют обществоведческий дискурс по видам социального научного познания: социальной философии, философской антропологии, социологии, социальной психологии, -социальной экологии, экономической теории, политологии, правоведения, культурологии, этики и эстетики [1].

Е.И. Жильцова, Л.Н. Боголюбов, О.Б. Соболева рассматривают и компетенции, которые достигаются в обучении обществознанию. Это познавательная компетенция; социальная компетенция; аксиологическая (ценностная) компетенция (гуманистические ценности и нормы); регулятивно-практическая компетенция (является основой овладения конструктивными способами деятельности, становления ролевых моделей поведения, самореализации личности учащихся); диагностическая компетенция (функция познания человека, его способностей, возможностей и пр.).

Одна из важнейших целей, которая поставлена перед учителем на уроках обществознания, - это формирование ценностного отношения у учащихся. Ценностное отношение включает в себя несколько компонентов: когнитивный, личностно-смысловой, эмоционально-оценочный, деятельностный. Знания о ценностях могут выступать в виде представлений, понятий и идей. Основным компонентом является когнитивный, а понятия являются одним из основных элементов знаний. Следовательно, для того чтобы сформировать ценностное отношение у учащихся, необходимо сформировать компетенцию, в нашем случае - морально-этические.

В работе над обществоведческим материалом учитель может использовать следующие приемы - описание, характеристика, сравнение, различие, разъяснение посредством примера. Под приемом описания понимают перечисление внешних признаков явления, события. Описание учитель может использовать в своем рассказе о том или ином явлении, событии. При использовании характеристики учитель перечисляет лишь некоторые внутренние и существенные свойства человека, явления, предмета, но не описывает внешний вид. При сравнении устанавливаются сходства сопоставляемых предметов и явлений, а при использовании приема различения устанавливаются отличия данного предмета от сходных с ним предметов. Разъяснение посредством примера - это перечисление предметов, явлений, событий, характеризующих данное понятие. Отличным вариантом является использование не только разнообразных методов формирования обществоведческих знаний, но и различных приемов.

Таким образом, важную роль в обучении обществознанию играют обществоведческие знания и компетенции. Они лежат в основе нравственного и интеллектуального развития личности школьника.

Специфика обществоведческого дискурса состоит в том, что они выражают определенную область жизнедеятельности, в их трактовках отражаются различные позиции, но в то же время они фундаментальны, в них представлена общественные законы как таковые.

Подростковый возраст - это некий переходный этап в жизни каждого человека, между детством и взрослостью. Актуальность данного возраста заключается в том, что данный период является самым сложным, кризисным и переходным в развитии ребенка. Подростковый возраст имеет биологически обусловленное начало, но обусловленный культурой, конец.

Даниил Борисович Эльконин определял границы подросткового возраста между десятью-пятнадцатью годами, в опоре на деятельностную парадигму - появление и развитие ведущей деятельности. Отдельно автор выделял период перехода из младшей школы в основную, то есть

десять-двенадцать лет. Главной проблемой периода перехода из младшего школьного возраста в подростковый он считал отрицание взрослыми того факта, что ребенок находится на пути взросления, что и способствует возникновению кризиса. Если этот факт отсутствует, то подростковый возраст может выступать как стабильный возрастной период, за которым другой кризис возникнет в возрасте пятнадцати-шестнадцати лет, в момент перехода из отрочества к юности, а затем кризис самоопределения как момент перехода к взрослости. Нужно отметить, что сам автор говорил о ведущей деятельности интересующего нас возраста, как об одной из очень спорных. Многие отечественные исследователи, разделявшие взгляды Даниила Борисовича Эльконина, говорили об общении, как о ведущей деятельности, другие утверждали, что ведущей является учебная деятельность [2]. Так Д.И. Фельдштейн считал, что ведущей деятельностью подростка является общественно - полезная деятельность [4].

Основной целью развития личности подростка на уроках обществознания является формирование представления о современном обществе, а также приобретение знаний и компетенций, важных для успешной социализации обучающихся. Именно это определяет суть приобретения одной из центральных компетенций в ходе обучения обществознанию - социальной компетенции. Сущность социальной компетенции в школе - дать подросткам новые шаблоны поведения, адаптировать их к взрослой жизни, что позволит минимизировать риск негативного опыта социализации

В рамках педагогической практике по предмету мы реализовали методическую составляющую исследования. Так, предполагалось проведение урока обществознания в 9 классе. Конспект разработан на два занятия. Направленность уроков научная и политическая

Тема урока: Научная деятельность и этика ученых

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

1. Понятие научной деятельности.

2. Функции научной деятельности.

3. Социальная этика ученых

Цель: углубить представления учащихся о научной деятельности, раскрыть функции, показать связь обострение вопроса о социальной ответственности ученых.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: репродуктивные (вступительные слова учителя), частичнопоисковые (самостоятельная работа с дополнительными видео материалами и текстами), проблемный метод (при решении проблемных заданий), наглядности, информационных технологий.

Формы работы: вступительное слово учителя, задания по материалам учебника обществознания для 9 класса под ред. Боголюбова Л. Н.; поурочные разработки к учебнику Боголюбова Л. Н. обществознание 9 класс; рабочая тетрадь Котовой О. А., индивидуальная работа по решению познавательных заданий, общее осуждение проблемных заданий, видеофильм «Наука», проверка усвоения новых знаний, выполнение индивидуальных заданий для закрепления изученного материала, рефлексия.

Оборудование: познавательные материалы и задания, видеофрагмент «Наука» по материалам Российской электронной школы, рабочие листы, дополнительные материалы в виде текстов, фотографий.

Усвоенные на уроке обществоведческие знания, нормы и образцы закрепляются в опыте, переносятся на все новые жизненные ситуации и, начинают определять направленность поведения и отношений учащихся. В результате проведенного занятия у учащихся подростков происходит овладение компетенциями - познавательной, социальной, аксиологической.

Список использованной литературы:

1. Бахмутова, Л.С. Методика преподавания обществознания: Учебник и практикум для академического бакалавриата. / Л. С. Бахмутова- М.: Юрайт, 2016. - 274 с

2. Гормина, К. С. Вклад ДБ Эльконина в детскую психологию / К. С. Гормина //Научно-исследовательская работа обучающихся и молодых ученых. - 2019. - С. 301-304.

3. Рабочая программа "Обществознание" 9 класс ФГОС [сайт]. - URL: nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2020/08/29/rabochaya-programma-obshchestvoznanie-9-klass-fgos (дата обращения: 06.05.2022)

4. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии : пособие для студентов пед. ун-тов / С. Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург : Нева, 2011. - 705 с.

© Байдукова К.А., 2022

Грекова Мария Олеговна

Челябинский государственный университет

г. Челябинска, РФ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ УЧЕБНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАС СРЕДСТВАМИ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Аннотация

В статье предлагается рассмотреть проблему развития учебных навыков у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра средствами сенсорной интеграции.

Ключевые слова

Учебные навыки, расстройства аутистического спектра, дошкольный возраст,

сенсорная интеграция, аутизм.

С первых дней жизни младенец развивается только при условии постоянной стимуляции ощущений от собственного тела и окружающей среды. На протяжении всей жизни человек получает огромное количество информации от органов чувств в мозг. Мозг организовывает полученную информацию, выбирает наиболее важную и убирает ненужную информацию из многочисленных сенсорных сигналов. Данный процесс называет сенсорная интеграция.

У ребёнка с РАС процесс ощущения и восприятия остаётся сохранным, однако может быть искажена или отсутствовать интерпретация воспринятого сигнала. Нарушение сенсорной интеграции является одной из главных особенностей развития детей с расстройствами аутистического спектра. Дети с РАС часто неспособны правильно интегрировать поступающую сенсорную информацию, и в дальнейшем не имеют возможности получить верную картинку окружающей их среды.

Сенсорная интеграция первоначально необходима для движения, говорения и игры. А в дальнейшем является фундаментом более сложной интеграции, обеспечивающей чтение, письмо и целенаправленное поведение в школьном возрасте.

Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и определить эффективность психолого-педагогической программы развития учебных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра средствами сенсорной интеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.