Список использованной литературы:
1. Бахмутова, Л.С. Методика преподавания обществознания: Учебник и практикум для академического бакалавриата. / Л. С. Бахмутова- М.: Юрайт, 2016. - 274 с
2. Гормина, К. С. Вклад ДБ Эльконина в детскую психологию / К. С. Гормина //Научно-исследовательская работа обучающихся и молодых ученых. - 2019. - С. 301-304.
3. Рабочая программа "Обществознание" 9 класс ФГОС [сайт]. - URL: nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2020/08/29/rabochaya-programma-obshchestvoznanie-9-klass-fgos (дата обращения: 06.05.2022)
4. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии : пособие для студентов пед. ун-тов / С. Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург : Нева, 2011. - 705 с.
© Байдукова К.А., 2022
Грекова Мария Олеговна
Челябинский государственный университет
г. Челябинска, РФ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ УЧЕБНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАС СРЕДСТВАМИ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Аннотация
В статье предлагается рассмотреть проблему развития учебных навыков у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра средствами сенсорной интеграции.
Ключевые слова
Учебные навыки, расстройства аутистического спектра, дошкольный возраст,
сенсорная интеграция, аутизм.
С первых дней жизни младенец развивается только при условии постоянной стимуляции ощущений от собственного тела и окружающей среды. На протяжении всей жизни человек получает огромное количество информации от органов чувств в мозг. Мозг организовывает полученную информацию, выбирает наиболее важную и убирает ненужную информацию из многочисленных сенсорных сигналов. Данный процесс называет сенсорная интеграция.
У ребёнка с РАС процесс ощущения и восприятия остаётся сохранным, однако может быть искажена или отсутствовать интерпретация воспринятого сигнала. Нарушение сенсорной интеграции является одной из главных особенностей развития детей с расстройствами аутистического спектра. Дети с РАС часто неспособны правильно интегрировать поступающую сенсорную информацию, и в дальнейшем не имеют возможности получить верную картинку окружающей их среды.
Сенсорная интеграция первоначально необходима для движения, говорения и игры. А в дальнейшем является фундаментом более сложной интеграции, обеспечивающей чтение, письмо и целенаправленное поведение в школьном возрасте.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и определить эффективность психолого-педагогической программы развития учебных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра средствами сенсорной интеграции.
Объектом исследования являются учебные навыки детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования выступает развитие учебных навыков детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра средствами сенсорной интеграции.
В соответствии с целью исследования и выдвинутой гипотезой были выделены следующие задачи:
1) Провести теоретический анализ литературы по теме исследования;
2) Разработать развивающую психолого-педагогическую программу по теме исследования;
3) Провести экспериментальное исследование уровня развития учебных навыков детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра;
4) Разработать психолого-педагогические рекомендации по развитию учебных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра средствами сенсорной интеграции.
Методы и методики исследования:
1. Теоретические методы - анализ и обобщение научной литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические:
1) Методика обследования познавательного развития детей дошкольного возраста (5-7 лет) Е.А. Стребелева;
2) Методика «Рисование бус» И.И. Аргинской;
3) Методика «Домик» Н.И. Гуткина.
3. Статистические: Т-критерий Вилкоксона.
Исследование проводилось на базе АНО «Звёздный дождь» г. Челябинска. Сбор данных проводился в обычной для испытуемых обстановке. В исследование приняло участие 30 детей в возрасте от 5 до 7 лет. В выборке было 23 мальчика и 7 девочек.
Результаты исследования констатирующего этапа показали, что необходимые учебные навыки детей старшего дошкольного возраста с РАС данной группы имеют показатели ниже и не соответствуют возрастному развитию детей. Исходя из анализа результатов, большинство детей данной выборки могут слушать задания, однако не выполняют их в соответствии с условиями задания. Также большинство детей пользуются практическим примериванием или методом проб при выполнении заданий, а не зрительной ориентировкой. Некоторые дети группы способны обучаться в процессе выполнения заданий, однако большинство детей нуждается в физической подсказке, и не переносят их на самостоятельное выполнение заданий. Дети данной группы проявляют интерес к предметам и материалам диагностики в большей мере, чем интерес к заданиям. Дети данной выборки с трудом могу удерживать несколько условий заданий и выполнять их. Произвольное внимание у детей данной выборки не соответствует возрастному развитию, большинство детей не ориентируются на образцы и с трудом копируют их. Описанные результаты свидетельствуют о том, что необходимо использовать психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с расстройствами аутистического спектра, которое будет включать не только работу над развитием учебных навыков, но и, в первую очередь, основываться на особенностях и дефицитах детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
На основе полученных результатов была составлена психолого-педагогическая программа по развитию учебных навыков детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра средствами сенсорной интеграции.
Разработанная программа опирается на:
• общепедагогические принципы развития;
• принципы прикладного анализа поведения (АВА).
• TEACCH - подход, направленный на облегчение социально-бытовой адаптации человека с аутизмом с помощью зрительной организации внешней среды.
• Эмоционально - уровневый подход.
Целью программы является развитие учебных навыков детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра средствами сенсорной интеграции.
Основными задачами психолого-педагогической программы являются:
1. Развитие предпосылок стереотипа учебного поведения. Развитие умения имитировать действия взрослого; умение следовать простым указаниям другого человека, умение выполнять фронтальную инструкцию; выполнение заданий за столом в течение определенного промежутка времени; умение ждать, выполнение очередности; умение поднимать руку, чтобы привлечь к себе внимание; умение работать в парах; следование правилам и нормам.
2. Развитие коммуникативных навыков, вербальных и невербальных средств коммуникации.
3. Развитие эмоционально-волевой сферы, свойств произвольного внимания и поведения. Развитие умения различать и выражать эмоции (адекватная мимика, жесты, интонация, визуальный контакт); развитие умения сообщать о своих чувствах и распознавать чувства других людей. Развитие механизмов саморегуляции в процессе осуществления заданной деятельности; развитие работоспособности, умения сосредотачиваться на заданном действии; воспитание самостоятельности при выполнении заданий, умение доводить начатое дело до конца; развитие произвольности
4. Развитие познавательной сферы (развитие мыслительных процессов: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации, установление причинно-следственных связей; развитие памяти; воображения; мелкой и крупной моторики).
Программа рассчитана на 30 занятий, периодичность занятий 5 раз в неделю. Длительность занятий составляет 30 минут.
Участники программы: дети возрастом от 5 до 7 лет с расстройствами аутистического спектра.
Психолого-педагогическая программа основа на следующих формах работы:
• Индивидуальная;
• Работа в парах;
• Подгрупповая.
Этапы программы:
Первый этап - организационный - проводится сбор анамнестических данных, отмечаются индивидуальные особенности детей, проходят беседы с родителями (1 занятие).
Второй этап - основной - организация развития учебных навыков у детей старшего дошкольного возраста с РАС средствами сенсорной интеграции (28 занятий).
Третий этап - заключительный - родители и дефектолог проводят наблюдение, родители предоставляют обратную связь дефектологу (1 занятия).
Все занятия имеют единую структуру:
1. Ритуал приветствия - создание атмосферы спокойствия и концентрация внимания на каждом участнике. Ритуал приветствия включает музыкальную разминку.
2. Основная часть, которая включает в себя блок игр и упражнений, направленных на развитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер.
3. Рефлексия прошедшего занятия. В конце занятия ребёнок оставляет наклейку на листе.
4. Ритуал прощания. В конце занятия машем друг другой рукой и говорим «Пока!»
Краткое содержание занятий в рамках психолого-педагогической программы по развитию учебных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра средствами сенсорной интеграции представлено в таблице 1.
Таблица 1
Краткое содержание занятий в рамках психолого-педагогической программы по развитию учебных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра
средствами сенсорной интеграции
Номер Содержание занятия Цели занятия
занятия
Первый этап - организационный.
Беседа с родителями и знакомство с детьми Знакомство с детьми, сбор анамнестических
№1 данных, выявление индивидуальных особенностей детей, создание позитивной атмосферы.
Второй этап - основной.
Каждое занятие включает ритуал приветствие и ритуал прощания.
№1 «Сложи картинку» Развитие целостного восприятия сюжетного
№2 «Я вижу» изображения на картинке;
№3 Тема «Животные» Подражание действиям взрослого;
№4 «Разложи» (фигуры по цвету) Усвоение общественного опыта;
№5 «Я слышу» Создание для ребёнка новых положительно
Тема «Животные» окрашенных сенсорных впечатлений;
Игра с красками Вызывание интереса у ребенка к новой сенсорной
№6 «Сложи картинку» информации; Развитие наглядно-образного-мышления; Развитие ориентации по цвету, форме, размеру.
№7 №8 «Я вижу» Тема «Транспорт»
№9 «Разложи»
№10 «Я слышу» Тема «Животные»
Игра с крупами
№11 «Сложи картинку»
№12 «Я вижу»
№13 Тема «Игрушки»
№14 «Разложи»
№15 «Я слышу» Тема «Животные»
Игра «Театр теней»
№16 «Сложи картинку»
№17 «Я вижу»
№18 Тема «Овощи и фрукты»
№19 «Разложи»
№20 «Я слышу» Тема «Транспорт»
Игра с мыльными пузырями
№21 «Сложи картинку»
№22 «Я вижу»
№23 Тема «Одежда»
№24 «Разложи»
№25 «Я слышу» Тема «Транспорт»
Игра (с водой)
№26 «Сложи картинку»
№27 «Я вижу»
№28 «Разложи»
«Я слышу»
Тема «Транспорт»
Игра (на выбор ребёнка)
Третий этап - заключительный
№30 Итоговая диагностика и получение обратной связи от родителей. Подведение итогов.
Для определения эффективности разработанной психолого-педагогической программы по развитию учебных навыков детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического
спектра был проведен контрольный эксперимент.
Сравнение результатов констатирующего и контрольного экспериментов по методике обследования познавательного развития детей дошкольного возраста (5-7 лет) Е.А. Стребелевой представлены в таблице 2.
Таблица 2
Сравнение результатов констатирующего и контрольного экспериментов по методике обследования
познавательного развития детей дошкольного возраста (5-7 лет) Е.А. Стребелевой
Группа Констатирующий эксперимент Контрольный эксперимент
Количество детей Процентное значение Количество детей Процентное значение
1 группа 0 0% 0 0%
2 группа 10 33% 7 23%
3 группа 18 60% 20 67%
4 группа 2 7% 3 10%
Сравнение результатов констатирующего и контрольного экспериментов исследования по методике «Рисование бус» И.И. Аргинской в таблице 3.
Таблица 3
Сравнение результатов констатирующего и контрольного экспериментов по методике «Рисование бус» И.И. Аргинской
Уровень Констатирующий эксперимент Контрольный эксперимент
Количество детей Процентное значение Количество детей Процентное значение
Уровень 1 9 30% 4 13%
Уровень 2 11 36% 6 20%
Уровень 3 8 27% 13 44%
Уровень 4 2 7% 7 23%
Сравнение результатов констатирующего и контрольного экспериментов исследования по методике «Домик» Н.И. Гуткиной изображены в таблице 4.
Таблица 4
Сравнение результатов констатирующего и контрольного экспериментов исследования
по методике «Домик» Н.И. Гуткиной
Уровень Констатирующий эксперимент Контрольный эксперимент
Количество детей Процентное значение Количество детей Процентное значение
Высокий 0 0 0 0
Средний 2 7% 2 7%
Ниже среднего 4 13% 7 23%
Низкий 24 80% 21 70%
Таким образом, по результатам сравнительного анализа показателей исследования учебных навыков детей старшего дошкольного возраста с РАС данной группы видно, что показатели учебных навыков детей увеличились после проведение разработанной психолого-педагогической программы. Тем самым, можно утверждать, что разработанная психолого-педагогическая программа влияет на развитие учебных навыков детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Список использованной литературы:
1. Айрес, Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития [Текст] / Э. Дж. Айрес; [пер. с англ. Юлии Даре]. - М.: Теревинф, 2009. - 272 с.
2. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Н. И. Гуткина. - М.: Академический Проект, 2000. - 3-е изд., перераб. и доп. - 184 с.
3. Запорожец, А.В. Развитие произвольных движений, -Москва, 1986.
4. Лынская, М.И. Значение сенсорного воспитания в работе с детьми, страдающими алалией [Текст] / М.И. Лынская // Проблемы современного образования. - 2013. - №2. - С. 51-60.
5. Стребелева, Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст]: методическое пособие / Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова. - М: Просвещение, 2004. - 164 с.
6. Храмцов, П.И. Сенсорная интеграция в обосновании технологий профилактики нарушений осанки у детей [Текст] / П.И. Храмцов // Здоровье населения и среда обитания. - 2017. - №8. - С. 43-46.
7. Шпицберг И.Л. Коррекция нарушений сенсорных систем у детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития, 2013. № 2. С. 33-45.
© Грекова М.О., 2022
Грекова Мария Олеговна
Челябинский государственный университет
г. Челябинска, РФ
РАЗВИТИЕ УЧЕБНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА СРЕДСТВАМИ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Аннотация
В статье предлагается рассмотреть проблему развития учебных навыков у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра средствами сенсорной интеграции.
Ключевые слова
Учебные навыки, расстройства аутистического спектра, дошкольный возраст,
сенсорная интеграция, аутизм.
Проблема аутизма в России с каждым годом становится более актуальной. В настоящее время дети с расстройствами аутистического спектра составляют значительную категорию лиц с тяжелыми нарушениями социально-личностного развития, что требует создания специальных психолого-педагогических условий для обучения, развития и воспитания детей данной категории.
Дети с расстройствами аутистического спектра представляют собой неоднородную группу, что отягощает процесс изучения их особенностей в речевом, учебном, сенсорном, физическом развитии. В связи с этим нет единой системы помощи детям данной категории, которая учитывала бы их особые образовательные потребности и способствовала успешной социализации. Успешность социализации детей с расстройствами аутистического спектра во многом зависит от состояния учебных навыков детей. Наиболее сенситивным периодом для формирования учебных навыков являются периоды дошкольного и младшего школьного возраста.
О.С. Никольская и М.Ю. Веденина отмечают, что у детей с расстройствами аутистического спектра наблюдаются трудности в переработке сенсорной информации, в интеграции различных ощущений. Термин «сенсорная интеграция» впервые предложен известным американским психологом, эрготерапевтом Джин Айрес в 1963 году для описания того, как нарушения процессов сенсорной обработки могут выражаться в различных поведенческих проблемах. Сенсорная