Научная статья на тему 'ЭСО В РАЗВИТИИ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ'

ЭСО В РАЗВИТИИ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
197
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ РЕЧИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / ДОШКОЛЬНИКИ / ТЯЖЕЛЫЕ МНОЖЕСТВЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ДИАГНОСТИКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Маркова Надежда Федоровна, Захарова Татьяна Алексеевна, Иващенко Валентина Владимировна

В статье рассматривается практическое исследование по развитию речи у дошкольников с тяжелыми множественными нарушениями с использованием электронных средств обучения (ЭСО). Дан анализ психолого-педагогических и методологических положений по использованию ЭСО для дошкольников с тяжелыми множественными нарушениями. Представлены результаты констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов. В констатирующим эксперименте приняли участие 10 детей с тяжелыми множественными нарушениями из дошкольных образовательных организаций города Ростова-на-Дону. Раскрыта диагностика и критерии оценки. На формирующем эксперименте представлена реализация программы «Ребенок в электронном образовательном пространстве». При реализации программы описаны ЭСО необходимые для ее реализации. Представленная программа включает два блока связанных между собой и взаимообусловленных. Первый блок «Цифровая среда», направлен на повышение компетентности педагогов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов и родителей по развитию речи у дошкольников с тяжелыми множественными нарушениями. Данный блок включает реализацию родительского клуба «Развиваю-развиваясь» и инфостранички на сайте дошкольной организации. Второй блок «Цифровая коррекция», направлен на коррекционно-развивающую деятельность учителей-логопедов и учителей-дефектологов по развитию речи у дошкольников с тяжелыми множественными нарушениями с использованием ЭСО. Данный блок включает тематическое планирование, занятия по коррекции речевых нарушений с использованием компьютерных программно-методических комплексов. Авторами проведена компьютерная диагностика на этапе контрольного эксперимента. Целью которой явилось выявление динамики результатов исследования. Эффективность представленного содержания программы «Ребенок в электронном образовательном пространстве», подтверждается положительными результатами проведенного исследования авторами статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Маркова Надежда Федоровна, Захарова Татьяна Алексеевна, Иващенко Валентина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESO IN THE DEVELOPMENT OF SPEECH IN PRESCHOOLERS WITH SEVERE MULTIPLE DISORDERS

The article discusses a practical study on the development of speech in preschoolers with severe multiple disabilities using electronic learning tools (ELT). The analysis of psychological, pedagogical and methodological provisions on the use of ELT for preschoolers with severe multiple disabilities is given. The results of the ascertaining, forming and control experiments are presented. 10 children with severe multiple disabilities from preschool educational organizations of the city of Rostov-on-Don took part in the ascertaining experiment. Diagnostics and evaluation criteria are disclosed. The implementation of the program «Child in the electronic educational space» is presented in the formative experiment. When implementing the program, the ELT necessary for its implementation are described. The presented program includes two blocks interconnected and mutually dependent. The first block «Digital Environment» is aimed at improving the competence of teachers, speech therapists, speech pathologists and parents in the development of speech in preschoolers with severe multiple disabilities. This block includes the implementation of the parent club «Developing-developing» and information pages on the website of the preschool organization. The second block, «Digital correction», is aimed at the correctional and developmental activities of speech therapists and speech pathologists for the development of speech in preschoolers with severe multiple disabilities using ELT. This block includes thematic planning, classes on correction of speech disorders using computer software and methodological complexes. The authors carried out computer diagnostics at the stage of a control experiment. The purpose of which was to identify the dynamics of the results of the study. The effectiveness of the presented content of the program «Child in the electronic educational space» is confirmed by the positive results of the study conducted by the authors of the article.

Текст научной работы на тему «ЭСО В РАЗВИТИИ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ»

11. Минакова, Т.В. Специфика развития познавательной самостоятельности студента в процессе изучения иностранного языка / Т.В. Минакова // Вестник ОГУ. 2000. - №3. - URL: https://cyberieninka.m/artide/n/spetsifika-razvitiya-poznavatelnoy-samostoyatelnosti-studenta-v-protsesse-izucheniya-inostrannogo-yazyka (дата обращения: 26.01.2022)

12. Найн, А.Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований / А.Я. Найн // Педагогика. - 1995. - № 5. - С. 44-49.

13. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / [Пидкасистый П.И. и др.]; Под ред. П.И. Пидкасистого. - Москва: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.

14. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / [Сластенин В.А. и др.] - Москва: Школа-Пресс, 1998. - С. 320

15. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. - Москва: Высш. шк. - 2004. - 512 с.

16. Перовский, Е.И. Проверка знаний учащихся в средней школе: монография / Е.И. Перовский. - Москва: Издательство Академии педагогических наук РСФСР. - 1960. - 511 с.

17. Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. Исследований / [А.П. Евгеньева и др.]; под ред. А.П. Евгеньевой. - 4-е изд., стер. - Москва: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999.

18. Толковый словарь русского языка: Ок. 2000 словар. ст., свыше 12000 значений / [Ахапкин Д.Н. и др.]; под ред. Д.В. Дмитриева. - Москва: Астрель, 2003. - 989 с.

19. Тулегенова, А.Г. Некоторые психолого-педагогические условия оптимизации учебно-воспитательного процесса / А.Г. Тулегенова // Ученые записки симферопольского государственного университета. Экономика. География. История. Филология. - 1995. - №3. - С. 157-162

20. Хёфер, К. Причинный детерминизм / К. Хёфер // Стэнфордская философская энциклопедия: переводы избранных статей / [Д.Б. Волков и др.]; под ред. Д.Б. Волкова. 2016. - URL: http://philosophy.ru/determinism-causal/ (дата обращения: 28.01.2022).

Педагогика

УДК 376.37

старший преподаватель кафедры

коррекционной педагогики Маркова Надежда Федоровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону); магистр 2 курса Захарова Татьяна Алексеевна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону); магистр 2 курса Иващенко Валентина Владимировна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону)

ЭСО В РАЗВИТИИ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Аннотация. В статье рассматривается практическое исследование по развитию речи у дошкольников с тяжелыми множественными нарушениями с использованием электронных средств обучения (ЭСО). Дан анализ психолого-педагогических и методологических положений по использованию ЭСО для дошкольников с тяжелыми множественными нарушениями. Представлены результаты констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов. В констатирующим эксперименте приняли участие 10 детей с тяжелыми множественными нарушениями из дошкольных образовательных организаций города Ростова-на-Дону. Раскрыта диагностика и критерии оценки. На формирующем эксперименте представлена реализация программы «Ребенок в электронном образовательном пространстве». При реализации программы описаны ЭСО необходимые для ее реализации. Представленная программа включает два блока связанных между собой и взаимообусловленных. Первый блок «Цифровая среда», направлен на повышение компетентности педагогов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов и родителей по развитию речи у дошкольников с тяжелыми множественными нарушениями. Данный блок включает реализацию родительского клуба «Развиваю-развиваясь» и инфостранички на сайте дошкольной организации. Второй блок «Цифровая коррекция», направлен на коррекционно-развивающую деятельность учителей-логопедов и учителей-дефектологов по развитию речи у дошкольников с тяжелыми множественными нарушениями с использованием ЭСО. Данный блок включает тематическое планирование, занятия по коррекции речевых нарушений с использованием компьютерных программно-методических комплексов. Авторами проведена компьютерная диагностика на этапе контрольного эксперимента. Целью которой явилось выявление динамики результатов исследования. Эффективность представленного содержания программы «Ребенок в электронном образовательном пространстве», подтверждается положительными результатами проведенного исследования авторами статьи.

Ключевые слова: развитие речи, электронные средства обучения, дошкольники, тяжелые множественные нарушения, цифровизация, диагностика.

Annоtation. The article discusses a practical study on the development of speech in preschoolers with severe multiple disabilities using electronic learning tools (ELT). The analysis of psychological, pedagogical and methodological provisions on the use of ELT for preschoolers with severe multiple disabilities is given. The results of the ascertaining, forming and control experiments are presented. 10 children with severe multiple disabilities from preschool educational organizations of the city of Rostov-on-Don took part in the ascertaining experiment. Diagnostics and evaluation criteria are disclosed. The implementation of the program «Child in the electronic educational space» is presented in the formative experiment. When implementing the program, the ELT necessary for its implementation are described. The presented program includes two blocks interconnected and mutually dependent. The first block «Digital Environment» is aimed at improving the competence of teachers, speech therapists, speech pathologists and parents in the development of speech in preschoolers with severe multiple disabilities. This block includes the implementation of the parent club «Developing-developing» and information pages on the website of the preschool organization. The second block, «Digital correction», is aimed at the correctional and developmental activities of speech therapists and speech pathologists for the development of speech in preschoolers with severe multiple disabilities using ELT. This block includes thematic planning, classes on correction of speech disorders using computer software and methodological complexes. The authors carried out computer diagnostics at the stage of a control experiment. The purpose of which was to identify the dynamics of the results of the study. The effectiveness

of the presented content of the program «Child in the electronic educational space» is confirmed by the positive results of the study conducted by the authors of the article.

Key words: speech development, electronic learning tools, preschoolers, severe multiple disorders, digitalization, diagnostics.

Введение. Дошкольные образовательные организации неизбежно включаются в инновационные процессы, связанные с использованием цифровых технологий. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года подчеркивается, о развитии цифровых информационно-телекоммуникационные систем, позволяющих использовать электронные средства обучения для перехода на принципиально новый уровень интеграции сетевых технологий в повседневную жизнь, что обеспечивает компенсацию нарушений и способствует здоровому образу жизни. Научно-технологические тренды значительно усилят влияние цифрового образования на социальные процессы в обществе, появятся новые формы социализации и социального взаимодействия, изменится характер и способ занятости педагогических работников.

Для реализации этих целей возникает необходимость применения электронных средств обучения (ЭСО) в практике работы специалистов, педагогов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями, с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Дошкольники, с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в современных условиях находятся среди сверстников с нормативным развитием. Инклюзивная среда дошкольной образовательной организации обеспечивает развивающими и компенсаторными технологиями всех категории детей, поэтому создание модели цифровой образовательной среды с использованием ЭСО для дошкольников с тяжелыми множественными нарушениями в условиях инклюзии позволит полноценно развивать всех воспитанников.

В основу использования ЭСО в обще и специальной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Н.В. Бабкина, Л.С. Выготским, А.В. Гриншкун, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, И.А. Коробейниковым, Е.А. Кочетова, А.Н. Леонтьевым, Т.А. Соловьева, Д.Б. Элькониным, Е.А. Шиловой, и др. Использование ЭСО, в коррекционно-образовательном и развивающем процессе убедительно доказывают, что не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль в развитии интеллекта, речи и в целом, личности ребенка. ЭСО обладают огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребенка с тяжелыми множественными нарушениями.

Изложение основного материала статьи. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с тяжелыми множественными нарушениями представлена в исследованиях С.В. Артамоновой, Н.В. Бабкиной, О.А. Бажуковой, Л.Б. Баряевой, И.С. Володиной, С.Д. Забрамного, А.П. Зарина, Т.Н. Исаевой, Д.М. Маллаева, Е.А. Стребелевой, Е.Т. Логиновой, Л.В. Лопатиной, Л.М. Шипициной, и др. Наиболее характерные особенности психофизиологического развития, потребности в создании специальных условий, позволили ученым (С.Ю. Ильина, В.Н. Вовк, А.П. Зарин, Ю.Т. Матасов, А.П. Антропов, А.М. Царев и др.) объединить дошкольников с тяжелыми множественными нарушениями в три условные группы. Педагогам, специалистам и родителям, воспитывающим дошкольников с тяжелыми множественными нарушениями, важно понимать, что тяжёлые и множественные нарушения развития представляют собой не сумму различных ограничений, а сложное качественно новое явление с иной структурой, отличной от структуры каждой из составляющих. Различные нарушения влияют на развитие человека не по отдельности, а в совокупности, образуя сложные сочетание.

Дошкольники с тяжелыми множественными нарушениями составляют особую группу, которая мало изучена. У детей с сочетанными нарушениями отмечаются трудности в речевом развитии, полноценной коммуникативной деятельности, формирования саморегуляции и самоконтроля, разнообразные недостатки познавательной деятельности и моторики, а также нарушения эмоционально-волевой сферы.

Рассматривая значение цифровой образовательной среды в развитие речи у дошкольников с тяжелыми множественными нарушениями выявили важность и необходимость ее в развитии вербальной и невербальной коммуникации, которая позволяет комплексно развивать речь у дошкольников с тяжелыми множественными нарушениями. Использование цифровых компетенций для развития специалистов и педагогов позволяют им овладеть навыками применения и использования ЭСО для дошкольников с тяжелыми множественными нарушениями. Использование интерактивных программно-методических комплексов: «Живой звук», «Играй и Развивайся: Развитие речи», «Дельфа -142», «Видимая речь - III», «Умное зеркало ArtikMe», «Грамотей», «Интерактивная песочница Островок», «Томатис-терапию», «Макатон» и специального оборудования темной сенсорной комнаты способствуют речевому развитию у детей с тяжелыми множественными нарушениями, а также развивают все когнитивные сферы ребенка.

Современные условия дошкольной образовательной организации способствуют развитию речи у детей с тяжелыми множественными нарушениями с использованием ЭСО, если учитываются общие закономерности развития детей, принципы коррекционно-развивающей деятельности, взаимодействие всех субъектов педагогического процесса, учет программных требований к освоению образовательной программы.

Для выявления уровня развития речи у дошкольников с тяжелыми множественными нарушениями было организовано исследование 10 детьми с системным недоразвитием речи (средней степени), нарушением вербально-логического компонента и парциальной несформированностью высших психических функций из 10 дошкольных образовательных организаций города Ростова-на-Дону.

Нами были взяты в экспериментальную и контрольную группы дошкольники все одного возраста - 6 лет. По логопедическому заключению ПМПК в нашем исследовании дети имеют следующие нарушения:

2 ребенка с системным недоразвитием речи (средней степени), нарушением вербально-логического компонента, парциальная несформированность высших психических функций;

2 ребенка с системным недоразвитием речи (средней степени), нарушением вербально-логического компонента, парциальная несформированность высших психических функций, РАС;

2 ребенка с системным недоразвитием речи (средней степени), нарушением вербально-логического компонента, парциальная несформированность высших психических функций, аутизм;

2 ребенка с системным недоразвитием речи (средней степени), нарушением вербально-логического компонента, парциальная несформированность высших психических функций, нарушение зрения;

2 ребенка с системным недоразвитием речи (средней степени), нарушением вербально-логического компонента, парциальная несформированность высших психических функций, нарушение опорно-двигательного аппарата.

Для диагностики уровня развития речи у данной категории дошкольников нами была подобрана компьютерная диагностика «Логопедическое обследование детей» В.М. Акименко [1]. Обследование развития речи у дошкольников с тяжелыми множественными нарушениями проводилось по 12 разделам: звукопроизношение, общую моторику, мелкую моторику, артикуляционную моторику, динамическую организацию артикуляционного аппарата в процессе речи,

мимическую мускулатуру, строение артикуляционного аппарата, фонематическое восприятие, дыхательную и голосовую функции, просодические компоненты речи, слоговую структуру слова, понимания речи.

Критерии оценки включают пять уровней:

Первый уровень (минимальный) - у ребенка нарушены все разделы обследования речи. Речь как коммуникативная функция отсутствует.

Второй уровень (неудовлетворительный) - у ребенка нарушены все разделы обследования, речевая активность возросла, но речь не выполняет своей роли как коммуникативной функции.

Третий уровень (удовлетворительный) - речь понятна, но имеются нарушения в звукопроизношении и фонетико-фонематическом восприятии, несформированность речи.

Четвертый уровень (недостаточный) - нарушение фонетической стороны речи, недоразвитие фонематических процессов: фонематического восприятия (слуховой дифференциации звуков), фонематического анализа и синтеза, представлений, незначительные нарушения звукопроизношения, речь понятна окружающим.

Пятый уровень (достаточный) - норма речевого развития, речь соответствует возрасту и понятна окружающим, имеются незначительные фонетико-фонематические нарушения.

Было выявлено, в экспериментальной и контрольной группах находятся дошкольники с практически одинаковыми уровнями развития речи, у всех детей в ходе компьютерной диагностики выявлен первый уровень развития речи, а также у троих детей нарушено строение артикуляционного аппарата. Поэтому дети нуждаются в комплексной программе по развитию всех компонентов речи.

На основе анализа психолого-педагогических исследований, результатов констатирующего эксперимента в контексте данного исследования была разработана и апробирована программа «Ребенок в электронном образовательном пространстве», которая обеспечивает развитие всех компонентов речи у дошкольников с тяжелыми множественными нарушениями в цифровой образовательной среде дошкольной образовательной организации.

Программа краткосрочная рассчитана на 1 учебный год для дошкольников с тяжелыми множественными нарушениями с 6 до 7 лет.

Форма проведения: индивидуальная, групповая с дошкольниками с нормативным развитием.

Условия реализации программы: наличие ЭСО в дошкольной образовательной организации, взаимодействие педагогов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов и родителей, наличие комплексного тематического планирования, использование интерактивного содержания и методов коррекционно-развивающей работы.

Программа «Ребенок в электронном образовательном пространстве» состоит из 2 блоков, связанных между собой и взаимообусловленных:

1 блок - «Цифровая среда», направлен на повышение компетентности педагогов, учителей-логопедов и родителей по развитию речи у дошкольников с тяжелыми множественными нарушениями, включает родительский клуб «Развиваю-развиваясь» и инфостранички на сайте дошкольной организации.

1. Организовали родительский клуб «Развиваю-развиваясь».

2. Инфостранички на сайте дошкольной организации. Играем в интерактивные игры. Знакомим родителей с интерактивными приложениями:

1) Развитие и расширение словарного запаса.

2) Название признаков.

3) Описание частей выбранного предмета.

4) Название действий.

5) Словообразование (уменьшительные и увеличительные суффиксы; относительные, притяжательные, качественные прилагательные).

6) Использование в речи предлогов.

7) Составление предложений различной структуры с поэтапным усложнением.

2 блок - «Цифровая коррекция», направлен на коррекционно-развивающую деятельность учителей-логопедов и учителей-дефектологов по развитию речи у дошкольников с тяжелыми множественными нарушениями, включает тематическое планирование, занятия по коррекции речевых нарушений с использованием компьютерных программно-методических комплексов.

1. Тематическое планирование. Содержание рассчитано на 12 занятий проводимых с подгруппой дошкольников 1 раз в две недели, с данной категорией дошкольников по 20-25 минут (таблица № 1) [3].

Принципы подачи содержания занятий: повышенной трудности (введение в «зону ближайшего развития»); коррекционной направленности образовательной деятельности; учета индивидуальных особенностей ребенка с ОВЗ (ребенок может или сказать, или показать); от «общего к частному»; наглядности (на занятиях предусмотрены интерактивные: игры, материал, пиктограммы, картинки и др.).

Таблица № 1

Тематический план коррекционно-развивающей деятельности учителей-логопедов по развитию речи у дошкольников с тяжелыми множественными нарушениями

Тема занятия Содержание

«Что такое настроение?» Игровое упражнение «Ладошка». Комплекс «А-Спектр»: игры «Точь-в-точь», «Друг за дружкой». Пиктограмма настроения. Физкультминутка «Дышим правильно». Упражнение на релаксацию «Радуга».

«Эмоции: радость» Этюд «Цветок». Физкультминутка «Цветочки». Комплекс «А-Спектр»: игра «Слышу - вижу - угадываю». Игровое упражнение на релаксацию «Солнечный зайчик».

«Эмоции: грусть» Физкультминутка «Деревья». Этюд «Волк и заяц». Комплекс «А-Спектр»: игра «Бежит-лежит». Упражнение на релаксацию «Сон на берегу моря».

«Эмоции: удивление» Игровое упражнение «Расшифруй письмо».

Мимическая гимнастика. Дыхательное упражнение «Кто и как?». Комплекс «А-Спектр»: игры «Ванна Анны», «Кухня Анны». Игровые упражнения: «Закончи фразу», «Отгадай состояние», «Вспомни случай». Упражнение на релаксацию «Сон на берегу моря».

«Знакомство с эмоцией: злость» Игра «Что изменилось?». Упражнения: «Капустка», «Волна», «Ребро - кулак - ладонь». Игры: «Подбери слово», «Угадай эмоцию». Комплекс «А-Спектр»: игра «Точь-в-точь». Дидактическая игра «Какое настроение у ежика?». Упражнение на релаксацию «Поем под музыку».

«Пиктограммы эмоций» Мимическая гимнастика. Комплекс «А-Спектр»: игра «Слышу - вижу - угадываю». Игры: «Маска», «Подбери пиктограмму». Упражнение на релаксацию «Радуга».

«Угадай эмоцию» Упражнение на развитие мимической памяти. Физкультминутка «Нарисуй линию». Комплекс «А-Спектр»: игра «Кухня Анны». Дидактическая игра «Покажи настроение». Игры: «Придумай слово», «Придумай сам». Упражнение на релаксацию «Сон на берегу моря».

«Угадай настроение» Физкультминутка «Веселая гимнастика». Игры: «Произнеси фразу», «Найди гнома». Комплекс «А-Спектр»: игра «Друг за дружкой». Упражнение на релаксацию «Нарисуй небо».

«Опиши настроение» Дидактическая игра «Покажи настроение». Физкультминутка «Веселая зарядка». Комплекс «А-Спектр»: игра «Бегом за жуком». Упражнения: «Закончи фразу», «Произнеси фразу». Упражнение на релаксацию «Отдыхаем».

«Гномы настроений» Мимическая гимнастика. Комплекс «А-Спектр»: игра «Точь-в-точь». Физкультминутка «Танец пяти движений». Игра «Найди такое же». Упражнение на релаксацию «Музыкальные инструменты».

«Изобрази животных» Игра «Угадай, кто это». Физкультминутка «Идем по лесу». Комплекс «А-Спектр»: игры «Дикие животные», «Домашние животные». Игра «Подбери пару». Упражнение на релаксацию «Животные спят».

«Страна настроения» Артикуляционная гимнастика «Обезьянки» «Угадай, кто это». Физкультминутка «Танец с платочками». Комплекс «А-Спектр»: игра «По домам». Игра «Повтори правильно». Упражнение на релаксацию «Дождик и солнце».

2. Занятия по коррекции речевых нарушений с использованием компьютерных программно-методических комплексов проводились индивидуально учителем-логопедом 3 раз в неделю по 10-15 минут, в нерегламентированной деятельности.

В соответствии с результатами диагностики у всех дошкольников с тяжелыми множественными нарушениями был выявлен первый уровень речевого развития, поэтому был сделан упор на развитие звукопроизношения, общей моторики, мелкой моторики, артикуляционной моторики, динамической организации артикуляционного аппарата в процессе речи, мимической мускулатуры, фонематического восприятия, дыхательной и голосовой функции, просодических компонентов речи, слоговой структуры слова, понимания речи.

Таким образом, реализация данной программы позволила создать условия для проявления речевой активности и подражательности, развить слуховое внимание и сознательное восприятие речи, психические процессы и двигательные навыки, зрительную, слуховую и вербальную память, эмоции, активизировать словарный запас, развить подвижность речевого аппарата, речевого дыхания и скорректировать нарушения звукопроизношения, развить фонематическое восприятие и использовать диалогические формы общения.

Качественные и количественные результаты исследования развития речи у дошкольников с тяжелыми множественными нарушениями на этапе контрольного эксперимента свидетельствуют о значительном росте развития речи, у всех детей экспериментальной группы появилась речь, улучшились показатели всех обследуемых компонентов, но к сожалению у троих детей нет улучшений в строении артикуляционного аппарата. Данные показатели свидетельствуют об эффективности разработанной программы с использованием ЭСО.

Выводы. В результате проведенной компьютерной диагностики развития речи у дошкольников с тяжелыми множественными нарушениями выявлен минимальный уровень развития речи (первый), что явилось важным аспектом в разработке краткосрочной программы «Ребенок в электронном образовательном пространстве» состоящей из 2 блоков, связанных между собой и взаимообусловленных:

1 блок - «Цифровая среда», направлен на повышение компетентности педагогов, учителей-логопедов и родителей по развитию речи у дошкольников с тяжелыми множественными нарушениями, включает родительский клуб «Развиваю-развиваясь» и инфостранички на сайте дошкольной организации.

2 блок - «Цифровая коррекция», направлен на коррекционно-развивающую деятельность учителей-логопедов по развитию речи у дошкольников с тяжелыми множественными нарушениями, включает тематическое планирование, занятия по коррекции речевых нарушений с использованием компьютерных программно-методических комплексов.

Сравнительные результаты исследования доказали, что эффективность развития речи дошкольников с тяжелыми множественными нарушениями зависит от следующих условий: комплексная цифровая диагностика всех компонентов

речи; разработка содержания и планируемых результатов логопедической деятельности по развитию речи; индивидуализация содержания по применению цифровых технологий в коррекционно-образовательной и развивающей деятельности.

Литература:

1. Акименко, В.М. Логопедическое обследование детей / В.М. Акименко. - СПб., 2013.

2. Болдинова, О.Г. Дошкольники с ограниченными возможностями здоровья в цифровом пространстве дошкольной образовательной организации / О.Г. Болдинова, Т.В. Клименко // Проблемы современного педагогического образования. -2020. - № 68-1. - С. 44-47.

3. Маркова, Н.Ф. Речевое развитие детей с тяжелыми множественными нарушениями в цифровой образовательной среде дошкольной образовательной организации: Учебно-методическое пособие / Н.Ф. Маркова, Т.В. Клименко; Южный федеральный университет. - Ростов-на-Дону: «Foundation», 2021. - 98 с.

4. Инклюзивное образование детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Д.М. Маллаев, П.О. Омарова, З.Ш. Гаджиева [и др.]; Фонд президентских грантов, Дагестанское региональное отделение, Общероссийской общественной организации, «Всероссийское педагогическое собрание», Северо-Кавказский центр инклюзивного образования «Созвездие», Дагестанский государственный педагогический университет НИИ дефектологии, клинической психологии и инклюзивного образования. - Москва: ООО «Парнас», 2018. - 72 с.

Педагогика

УДК 379.81

доктор философских наук Мартиросян Карен Минасович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар)

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ АРТ-ТЕРАПИИ В РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ПРАКТИКЕ УЧРЕЖДЕНИЙ

КУЛЬТУРЫ

Аннотация. В статье рассмотрены возможности арт-терапии в социокультурной реабилитации нуждающихся в социальной защите, поддержке и эмоциональной заботе, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья, в условиях деятельности учреждений культуры. Дается авторское определение арт-терапии, раскрыты ее реабилитационные механизмы. Обосновано, что арт-терапия классифицируется в соответствии с видами искусства, что выделяет множество ее направлений. При этом охарактеризованы некоторые из них. Перечислены варианты использования методов арт-терапии, а также ее социокультурные эффекты в культурно-досуговой деятельности. Сделан вывод о том, что эффективность арт-терапии основана на необходимости соблюдения основных принципов организации реабилитационных мероприятий в социокультурной практике учреждений культуры.

Ключевые слова: социокультурный потенциал, арт-терапия, социокультурная реабилитация, учреждения культуры.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Annotation. The article considers the possibilities of art therapy in the socio-cultural rehabilitation of those in need of social protection, support and emotional care, including persons with disabilities, in the conditions of cultural institutions. The author's definition of art therapy is given, its rehabilitation mechanisms are revealed. It is proved that art therapy is classified according to the types of art, which distinguishes many of its directions. At the same time, some of them are characterized. The options for using art therapy methods, as well as its socio-cultural effects in cultural and leisure activities are listed. It is concluded that the effectiveness of art therapy is based on the need to comply with the basic principles of the organization of rehabilitation measures in the socio-cultural practice of cultural institutions.

Key words: socio-cultural potential, art therapy, socio-cultural rehabilitation, cultural institutions.

Введение. Сегодня в результате нестабильности социально-экономического положения в современном обществе, увеличивается количество нуждающихся в социальной защите и поддержке, эмоциональной заботе и социокультурной реабилитации. Кроме того, несомненно, необходимость социокультурной реабилитации существовала и существует в настоящее время для лиц с ограниченными возможностями здоровья любой возрастной группы.

В этой связи особое внимание должно уделяться реабилитационным процессам, которые, прежде всего, рассматриваются традиционно с медицинской точки зрения. Однако, такой подход в современных условиях уже не находит поддержки ни в научных кругах, ни в социально-культурной практике.

Наиболее продуктивным, на наш взгляд, является комплексный подход к реабилитационной деятельности. Современная система социокультурной реабилитации объединяет в единый комплекс различные компоненты процесса улучшения здоровья, социального статуса, эмоционального состояния всеми возможными средствами.

Высоким социокультурным потенциалом в реабилитационной работе учреждений культуры обладают средства арт-терапии. По мнению А.И. Копытина, «методика арт-терапии может быть использована для решения большого количества проблем, среди которых: невротические расстройства, травмы, кризисные состояния, потери, внутриличностные конфликты, психосоматические расстройства, постстрессовые расстройства, развитие в человеке способности к креативности и формирование целостности личности» [2, С. 203].

Достоинством методов арт-терапии в социокультурной реабилитации является то, что они основаны на творческом выражении чувств, повышая психическую активность, самооценку, саморегуляцию, самоактуализацию, обогащая субъективный опыт личности.

Изложение основного материала статьи. Сегодня можно говорить о том, что арт-терапия обладает достаточно солидной теоретической базой. Известные специалисты М.Е. Бурно, Дилего Дж., А.И. Копытин, И.М. Никольская и другие заложили основы различных направлений арттерапевтической науки.

Среди теоретиков и практиков отечественной арт-терапии следует, прежде всего, выделить психиатра и психотерапевта профессора А.И. Копытина, который сумел обобщить теоретические исследования и практическую работу ряда зарубежных ученых арт-терапевтов, подготовить практикум по арт-терапии. А также известных арт-терапевтов Р.Б. Хайкина и М.Е. Бруно и других российских специалистов-реабилитологов.

Вопросы социокультурной реабилитации освящены в работах современных отечественных ученых: А.В. Гостюшин, Б. Колодзин, Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина, С.И. Шубина, И.М. Язвина и др.

В контексте изучаемой проблемы особый интерес вызвали исследования в области арт-терапии, ориентированные на выявление возможностей искусства в социокультурной реабилитации (Е.С. Дикаева, А.И. Копытина, С.А. Сивов, В.И. Меркушин, М.А. Пакорилова и др.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.