Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ УЧЕБНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА СРЕДСТВАМИ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ'

РАЗВИТИЕ УЧЕБНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА СРЕДСТВАМИ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
CETERIS PARIBUS
Область наук
Ключевые слова
УЧЕБНЫЕ НАВЫКИ / РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / АУТИЗМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грекова Мария Олеговна

В статье предлагается рассмотреть проблему развития учебных навыков у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра средствами сенсорной интеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грекова Мария Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ УЧЕБНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА СРЕДСТВАМИ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ»

4. Лынская, М.И. Значение сенсорного воспитания в работе с детьми, страдающими алалией [Текст] / М.И. Лынская // Проблемы современного образования. - 2013. - №2. - С. 51-60.

5. Стребелева, Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст]: методическое пособие / Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова. - М: Просвещение, 2004. - 164 с.

6. Храмцов, П.И. Сенсорная интеграция в обосновании технологий профилактики нарушений осанки у детей [Текст] / П.И. Храмцов // Здоровье населения и среда обитания. - 2017. - №8. - С. 43-46.

7. Шпицберг И.Л. Коррекция нарушений сенсорных систем у детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития, 2013. № 2. С. 33-45.

© Грекова М.О., 2022

Грекова Мария Олеговна

Челябинский государственный университет

г. Челябинска, РФ

РАЗВИТИЕ УЧЕБНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА СРЕДСТВАМИ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Аннотация

В статье предлагается рассмотреть проблему развития учебных навыков у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра средствами сенсорной интеграции.

Ключевые слова

Учебные навыки, расстройства аутистического спектра, дошкольный возраст,

сенсорная интеграция, аутизм.

Проблема аутизма в России с каждым годом становится более актуальной. В настоящее время дети с расстройствами аутистического спектра составляют значительную категорию лиц с тяжелыми нарушениями социально-личностного развития, что требует создания специальных психолого-педагогических условий для обучения, развития и воспитания детей данной категории.

Дети с расстройствами аутистического спектра представляют собой неоднородную группу, что отягощает процесс изучения их особенностей в речевом, учебном, сенсорном, физическом развитии. В связи с этим нет единой системы помощи детям данной категории, которая учитывала бы их особые образовательные потребности и способствовала успешной социализации. Успешность социализации детей с расстройствами аутистического спектра во многом зависит от состояния учебных навыков детей. Наиболее сенситивным периодом для формирования учебных навыков являются периоды дошкольного и младшего школьного возраста.

О.С. Никольская и М.Ю. Веденина отмечают, что у детей с расстройствами аутистического спектра наблюдаются трудности в переработке сенсорной информации, в интеграции различных ощущений. Термин «сенсорная интеграция» впервые предложен известным американским психологом, эрготерапевтом Джин Айрес в 1963 году для описания того, как нарушения процессов сенсорной обработки могут выражаться в различных поведенческих проблемах. Сенсорная

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «CETERIS PARIBUS»

ISSN (p) 2411-717X / ISSN (e) 2712-9470

№6 / 2022

интеграция - это неосознанный процесс, который случается в головном мозге и организует информацию, полученную с поддержкой органов чувств, упорядочивая чувства. Сенсорная интеграция придаёт полученному опыту значение, просеивая информацию, организуя ее и наиболее помогая ребёнку сосредоточиться.

Проведенные исследования позволили Л. А. Хоекману отметить 2 ключевые предпосылки нефункциональности сенсорной интеграции[3]:

а) в итоге переизбытка чувственной информации случается возникновение увеличенной чувствительности к сенсорным стимулам, собственно, что имеет место быть в виде непереносимости ими ярких цветов, различных шумов, неприятии тактильных и зрительных контактов, боязни запахов, в осторожности в движениях и т.д.

б) происходящий недостаток информации от органов чувств, недоступность положительных контактов с окружающим миром приводят к понижению чувствительности к разным сенсорным раздражителям. Малыш всецело устремлен на отдельных стимулирующих впечатлениях, которые имеют все шансы быть связаны с разными действиями: он имеет возможность рассматривать свое тело, менять его положение в пространстве, ощущать собственные мышечные связки или же суставы. Внешне это проявляется в совершении им монотонных поступков с предметами, взмахах руками, в застывании во всевозможных необычных позах. Также может наблюдаться избирательное напряжение отдельных мышц и суставов; находит проявление в беге по кругу, в кружении вокруг своей оси, раскачивании и в других различных действиях для осуществления одной цели - воспроизведения одного и того же приятного впечатления.

У детей с РАС наблюдаются три вида «некачественной» обработки обычных сенсорных сигналов:

а) сенсорный сигнал с нарушенной «регистрацией» в ЦНС не находит отклика в реакции на него ребенка, при этом наблюдается более интенсивная реакция на другой сигнал сенсорной системы.

б) выраженные нарушения модуляции сенсорных сигналов, особенно вестибулярных и тактильных, что является причиной развития гравитационной неуверенности.

в) нарушения деятельности структур мозга, которые отвечают за побуждение к действиям: подавление интереса к труду, который, как правило, является обычно конструктивным и очень полезным.

Исследования Дж. Айрес [5], М.И. Лынской показывают[1], что нарушение сенсорной интеграции впоследствии может негативно повлиять на формирование учебных навыков, развитие которых является основной предпосылкой успешной социализации детей с аутизмом [7]. Именно поэтому метод сенсорной интеграции является одним из эффективных в коррекционной работе с данной категорией детей.

Таким образом, актуальность проблемы развития учебных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра на современном этапе определяется отсутствием систематической, целенаправленной работы по развитию учебных навыков у детей данной категории, которые в дальнейшем влияют на уровень их социальной адаптации в обществе.

Цель исследования: выявить особенности учебных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра и разработать психолого-педагогическую программу их развития с использованием метода сенсорной интеграции.

Объект: учебные навыки детей старшего дошкольного возраста.

Предмет: развитие учебных навыков детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра средствами сенсорной интеграции.

В соответствии с целью исследования были выделены следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ проблемы развития учебных навыков у детей дошкольного

возраста с расстройствами аутистического спектра.

2. Провести констатирующий эксперимент учебных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.

3. Разработать психолого-педагогическую программу по развитию учебных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра средствами сенсорной интеграции.

4. Провести формирующий эксперимент учебных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра средствами сенсорной интеграции.

5. Проанализировать полученные результаты и разработать рекомендации по включению сенсорной интеграции в учебный процесс детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.

Методы исследования:

Теоретические методы - анализ и обобщение научной литературы по проблеме исследования. Практические методы - эксперимент, беседа, наблюдение и изучение документов. Методы:

1) Методика обследования познавательного развития детей дошкольного возраста (5-7 лет) Е.А. Стребелева [6];

2) Методика «Домик» Н.И. Гуткиной [2];

3) Методика «Рисование бус» И.И. Аргинской.

В России проблема сенсорной интеграции детей с расстройствами аутистического спектра изучается относительно недавно, в то время, как данный метод за рубежом используется уже в течение последних десятилетий. Многие специалисты в области коррекционной работы с детьми с аутизмом опирались на литературу зарубежных специалистов. Таким образом, возникает противоречие между необходимостью включения сенсорной интеграции в учебный процесс детей с расстройствами аутистического спектра с одной стороны, и отсутствием специальной психолого-педагогической программы с включением сенсорной интеграции, с другой стороны.

Список использованной литературы:

1. Айрес, Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития [Текст] / Э. Дж. Айрес; [пер. с англ. Юлии Даре]. - М.: Теревинф, 2009. - 272 с.

2. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Н. И. Гуткина. - М.: Академический Проект, 2000. - 3-е изд., перераб. и доп. - 184 с.

3. Запорожец, А.В. Развитие произвольных движений, -Москва, 1986.

4. Лынская, М.И. Значение сенсорного воспитания в работе с детьми, страдающими алалией [Текст] / М.И. Лынская // Проблемы современного образования. - 2013. - №2. - С. 51-60.

5. Стребелева, Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст]: методическое пособие / Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова. - М: Просвещение, 2004. - 164 с.

6. Храмцов, П.И. Сенсорная интеграция в обосновании технологий профилактики нарушений осанки у детей [Текст] / П.И. Храмцов // Здоровье населения и среда обитания. - 2017. - №8. - С. 43-46.

7. Шпицберг И.Л. Коррекция нарушений сенсорных систем у детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития, 2013. № 2. С. 33-45.

© Грекова М.О., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.